Конспект урока по окружающему миру по теме: «Строение тела человека» 3 класс УМК «Перспектива»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Тибакумова Анна Владиславовна

Конспект урока по окружающему миру

по теме: «Строение тела человека»

3 класс УМК «Перспектива»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру

по теме: «Строение тела человека»

3 класс УМК «Перспектива»

Цели: - способствовать усвоению учащимися понятий «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека,

Задачи:

        - создать условия для ознакомления с частями тела и внутренними органами человека,

        - дать первоначальное представление о работе внутренних органов,

        - способствовать развитию общеучебных  умений и навыков,

        - способствовать развитию умственных действий (анализ, синтез, обобщение), внимания, речи,

- расширять кругозор, обогащать словарный запас учащихся,

- способствовать  формированию навыков самоконтроля,  

- создать условия для воспитания гуманной личности, способной   сопереживать окружающим людям.        

УУД:

Познавательные: использовать знаково - символические средства, в том числе модели и схемы; проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.

Коммуникативные: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.

Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Личностные: формировать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята.

- Ребята, сегодня у вас необычный урок, к вам пришли гости. Повернитесь к ним, поздоровайтесь и постарайтесь не отвлекаться.

- Я прошу улыбнуться мне тех, кто пришёл на урок с хорошим настроение,

- я прошу поднять руки тех, кто пришёл на урок узнать что-то новое,

- хлопните в ладоши, если вы готовы слушать друг друга и не перебивать,

- сядьте те, кто готов меня слушать и раскрывать вместе со мной тайны.  

Для этого вам понадобятся умение наблюдать и анализировать, рассуждать.

Готовы к познанию, открытию?

Думаю, что теперь можно начать работу.

  • Доскажите словечко:   Очень много окон в нём,

                                               Мы живём здесь. Это … (дом)

                                                                                                         (слайд 1)

- Посмотрите на картинку, из чего состоит дом (из каких частей)?

Это внешнее строение дома. 

- Войдём в дом и посмотрим, что находится внутри него?

То, что мы видим внутри - это внутреннее строение дома. (слайд 2)

Вывод: Т.о строение бывает внешним и внутренним 

 

  1. Актуализация знаний, постановка цели урока.

А кто является хозяином дома? (человек)                            

Тема урока:    Строение  тела человека (сама)                                 (слайд3)

Как вы думаете, с чем мы сегодня познакомимся на уроке? (дети)

Цель ставится детьми.

Вывод-цель:  цель нашего  урока сегодня  познакомиться с внешним и внутренним  строением тела человека, а также работой внутренних органов.                                                                                                    

  1. Новая тема.

- На протяжении тысячелетий представления о строении, функциях и болезнях человеческого организма основывались не столько на научных наблюдениях, сколько на различных мифах и магии. В Средние века церковь запрещала изучать строение тела человека, поэтому ученые делали это в тайне под страхом смерти.

- Большой толчок для развития знаний о человеке дало изобретение микроскопа и открытие рентгеновских лучей. Так что к концу XX в. стало уже ясно, как работает наше тело, а медики научились лечить большинство болезней. (Фото рентгеновского аппарата и микроскопа)

- И все же, человеческий организм устроен так сложно - сложнее любой самой мудреной машины, что до сих пор ученые не смогли открыть все его тайны, расшифровать коды, объяснить законы и противоречия.

- Изучением человека занимаются специальные науки:

Анатомия – наука, изучающая строение организма.

Физиология – наука, изучающая работу органов человека.

Гигиена - наука о здоровье.                                                                           (слайд 4)

- Разобраться в устройстве собственного организма не только важно, но и очень интересно.

- Давайте представим себя учеными- анатомами и отправимся в мир открытий и знаний.

Остановимся на внешнем строении человека.

  1. Посмотрите на мальчика. Какое внешнее строение вы видите у него?

Вывод: всё, что вы сейчас назвали - это части тела человека.  (слайд 5)

Итак, к внешнему строению тела человека относятся:

  • Голова (погладьте себя по голове)
  • Шея
  • Туловище (грудь, живот, спина)-погладили
  • Руки – верхние конечности (похлопали)
  • Ноги - … конечности (потопали)

                                                                                                                               

- Что мы с вами сейчас показали? (внешнее строение человека, части тела)

  1. Мы рассмотрели  с вами  внешнее строение тела человека. А каково же его внутреннее строение?

Итак, сейчас наша цель познакомиться с внутренним строением тела человека.

Тело человека внутри состоит из ОРГАНОВ.

  • Положите руку на грудь. Глубоко вдохните, а теперь выдохните. Ещё раз.

Чувствуете, как поднимается ваша грудная клетка – это работают лёгкие.

                                                                        (проговариваем с детьми)

                                                                                                                          (слайд 6)

Они похожи на две губки. Когда мы делаем выдох – они сжимаются (показываю на губке), а когда мы делаем вдох – они расширяются.

 Лёгкие проделывают огромную работу. Если бы они качали не воздух, а воду, то за одну ночь накачали бы 500 литровых банок. (показываю 1л банку).

        Как вы думаете что будет, если лёгкие перестанут работать?

Находятся лёгкие  в груди (показываю на модели – дети приклеивают у себя).

  • А теперь положите руки на левую часть груди. Что слышите? …

Это бьётся ваше сердце. Оно размером с кулачок. Это неутомимый мотор, который заставляет кровь бегать по всему телу. Находится сердце в левой части.

                                                                                                                          (слайд 7)

  • А этот орган напоминает воздушный шарик. Если он пустой, то он выглядит  так… Если его наполнить, то он выглядит вот так…(надуваю).

Кто догадался, что это за орган?

Это главное отделение «внутренней кухни» нашего организма – желудок.

Он находится в верхней части живота… (приклеиваем).

Чем больше пищи мы съедаем, тем желудок становится больше, растягивается.

Но нельзя слишком много есть. Почему? …(отв.детей)

В желудке пища перерабатывается 15 часов, и то наполовину. Поэтому желудок сокращается и проталкивает по частям полупереваренную пищу.         (слайд 7)                                                                                                                                                                

  • дальше по извилистому лабиринту – кишечник.

Он имеет длину почти 8 метров. (лента)

Как же он помещается у нас в животе? (он очень плотно свёрнут). (слайд 8)                                                                                                                                                                

  • На этом можно было бы закончить разговор о «внутренней кухне» нашего организма. Однако есть ещё орган, который помогает переваривать пищу.

Он самый горячий и крупный орган. Происходит его название от слова «печь».

Кто догадался? …. – это печень. Она вырабатывает желчь, которая помогает переваривать пищу и, как фильтр очищает организм от вредных веществ.

                                                                                                                         (слайд 9)                                                                                                                                                                

Вот мы и поговорили о внутреннем строении человека.

Откройте учебник и сравните нашего мальчика с человеком на с.49.

….(возмущение детей)

С чем-то не согласны?

Что забыли?

  • Правильно. Мы забыли о главном командире нашего тела – головном мозге. Кто знает, за что отвечает наш мозг? …(отв.детей)

 

Всеми нашими мыслями, действиями, чувствами управляет головной мозг.

4.  Работа по учебнику

 -Откройте  учебники на с.48 и прочитайте                                                                                                          

5.Первичное закрепление

 Работа в рабочей тетради с. 26.

Выполните с помощью текста учебника задания 1, 2, 3.

Проверка.

6. Практическая работа

Физкультминутка

1. Кивните мне головой. Улыбнитесь и кивните головой соседу по парте.

2. Покажите, где находится ваша шея.

3. Положите руки на свою грудную клетку.

4. Дотроньтесь до спины впереди стоящего товарища

5. Погладьте себя по животу.

6. Поднимите правую руку вверх.

7. Спрячьте левую руку за спину.

8. Согните правую ногу в колене.

9. Топните левой ногой.

- Ваше тело хорошо вас слушается, а знаете ли вы, какая сложная работа происходит в это время   внутри вашего организма?

-В теле человека 12 главных систем. Каждая система отвечает за какой-нибудь один процесс или несколько процессов, необходимых для поддержания жизни. Мы рассмотрим несколько.

  • Каждая группа проведет небольшую исследовательскую работу по определенной   системе органов. Ваша задача узнать, какие органы входят в эту систему, найти, выделить нужную информацию по строению органов и их работе и выполнить практическое задание.
  • Еще раз напомним себе, что мы должны узнать в результате исследования.
    На экране -
    план работы:

  1. Узнать, какие органы входят в систему.
  2. Найти и выделить нужную информацию в учебнике.
  3. Выполнить практическую работу.

а) Самостоятельная работа в группах.                                                  (слайд 10)                                                                                                                                                                                                                                      

б) Подведение итогов работы в группах.

-        Подводим итог нашим исследованиям. Насколько вы умеете внимательно
слушать друг друга, покажет игра «Лови вопрос».

1        группа.   Называют  и   показывают  на  экране   органы,   которые   входят  в кровеносную систему (один ученик сидит за ноутбуком и управляет процессом).                                                                                                                                                                                                                                                                   (слайд 11)                                           

Зачитывают информацию, которую выделили (строение сердца и работа кровеносной системы).

Отвечают на проблемный вопрос: «Как вы думаете, сердце спортсмена по размерам такое же, как сердце обычного человека?» (Сердце спортсмена больше, потому что сердце - это мышца, и тренировки укрепляют её и делают крупнее.).

Озвучивают правила здорового образа жизни (режим дня, правильное питание, физические упражнения, отказ от вредных привычек - из журналов «Здоровье школьника»).

-        Эта группа выполняла практическое задание (учились определять пульс). После
уроков, я думаю, вы попробуете еще раз и научите своих одноклассников измерять
пульс. Группа справилась с заданием и заслужила положительную оценку за
проведенные исследования.

2        группа.   Называют  и   показывают  на  экране  органы,   которые  входят  в дыхательную систему (один ученик сидит за ноутбуком и управляет процессом).          (слайд 12)                                           

Зачитывают информацию, которую выделили (строение легких и работа дыхательной системы).

Отвечают на проблемный вопрос: «Почему взрослые говорят: «Дыши носом!»? (Дыхание через нос защищает нас от вредных элементов: они остаются в носоглотке и не попадают в легкие. Проходя через нос, воздух увлажняется, ну а в холодное время года он немного согревается). Озвучивают правила здорового образа жизни (режим дня. правильное питание, физические упражнения, отказ от вредных привычек, соблюдение гигиенических правил из журналов «Здоровье школьника»).

-        Эта группа выполняла практическое задание (учились определять примерный
объем легких). Уверена, что каждый из вас попробует проделать то же самое.
Нужно сделать глубокий вдох и выдохнуть этот объем воздуха в воздушный
шарик. Объем этого шарика равен примерно одной третьей объема ваших легких.

-        Как вы считаете, вы справились с заданием? Я согласна с вами и оцениваю вашу,
как положительную.

3 группа. Называют и показывают на экране органы, которые входят в пищеварительную систему. Зачитывают информацию, которую выделили (строение желудка и работа пищеварительной системы). (слайд 13)                                            Отвечают на проблемный вопрос: «Почему говорят, что фаст-фуд вреден?». (Эта пища содержит много калорий.).

Озвучивают правила здорового образа жизни (режим дня, правильное питание, физические упражнения, отказ от вредных привычек, соблюдение гигиенических правил - из журналов «Здоровье школьника»).

Эта группа выполняла практическое задание - составление меню школьника. Зачитывают меню и называют продукты, которые они не включили в меню.

-        Надеюсь, что вы придерживаетесь этих правил питания. Группа успешно
справилась с заданием. Молодцы.

7. Осознание и осмысление учебного материала.

(Выберите буквы, которые являются правильными вариантами ответов на поставленные вопросы)

1. Сколько всего систем в организме человека?

а) 17

к) 29

м) 12

2. Какой орган называют центром управления организмом?

л) печень

о) мозг

к) сердце

3. При помощи какого органа осуществляется дыхание?

н) кишечник

в) желудок

л)легкие

4. Какой орган размером с кулак, но заставляет кровь обегать всё тело?

ш) мозг

о) сердце

т) печень

5. Какие органы входят в систему пищеварения?

д) желудок

ф) легкие

е) кишечник

ц) печень

7. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Выучить тему “Организм человека”.

В тетради с печатной основой есть задание №2 “Подпиши название внутренних органов человека и укажи стрелками, где они находятся”

Дополнительное домашнее задание: найти и записать 3 пословицы или поговорки о здоровье.

8. Итог урока

- Попробуйте собрать пословицу. (В, дух, теле, здоровый, здоровом)

(В здоровом теле здоровый дух)

- Как эта пословица связана с нашим уроком? (Мы должны беречь и защищать наш организм, чтобы быть здоровыми, энергичными, веселыми. А чтобы беречь организм, мы должны его изучать)

Поделиться

Спасибо за урок, до свидания!!!   (слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру по теме «Строение тела человека»

Разработка урока. Презентация к уроку. Тест для обучающихся....

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Строение тела человека"

В презентации  "Строение тела человека" учащиеся знакомятся с внешним и внутренним строением тела человека....

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Строение тела человека"

Конспект урока по окружающему миру + презентация к уроку....

Конспект урока по окружающему миру на тему: "Весенний труд" 2 класс( УМК "Перспектива")

Конспект урока по окружающему миру  на тему: "Весенний труд"( УМК "Перспектива")...

Конспект урока окружающего мира по теме "Строение тела человека"

Конспект урока окружающего мира по теме "Строение тела человека"...

Методическая разработка урока по окружающему миру по теме "строение тела человека. Сердце"

Методическая разработка  урока со здоровьесберегающим потенциалом по окружающему миру для 3 класса  по УМК Школа России представляет собой технологическую карту урока, которую можно использо...

Конспект урока по окружающему миру на тему "Шляпочные грибы" 2 класс.УМК Перспектива

Урок биологии в 4 классе по теме «Шляпочные грибы».Данный урок относится к разделу «Многообразие живых организмов» и формирует у учащихся представление о грибах как предст...