Урок по окружающему миру "Звери и млекопитающие"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Белоус Татьяна Ивановна

РАЗРАБОТКА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПРЕЗЕНТАЦИЮ И КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕМЕ "Звери  млекопитающие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon belous_okr_mir_1_kl.zip2.42 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звери млекопитающие».

Тип урока. Урок изучения нового материала на деятельной основе.

Цели: ввести новое понятие «млекопитающие»;                                                            ознакомить с главными отличительными признаками млекопитающих;                               ознакомить учащихся с растительноядными, насекомоядными, хищными и всеядными млекопитающими;                                                                                                                              развивать у детей добрые чувства по отношению к зверям, экологическое мышление, память, внимание, умения вести диалог “ученик-ученик”, “учитель-ученик”;                                                                                  воспитывать интерес к окружающему миру, чуткое и бережное отношение ко всему живому, любовь к природе и родному краю.

Задачи урока: учить определять принадлежность животного к группе зверей; познакомить с разнообразием зверей, их внешним строением, раскрыть связь между строением животного и его образом жизни.

Планируемые достижения учащихся: знать, что звери – это животные, тело которых покрыто шерстью; уметь выделять зверей среди других животных, приводить примеры животных этой группы.

Оборудование и материалы: учебник «Окружающий мир. 1 класс» УМК «Начальная школа 21 век», автор Виноградова Н.Ф., презентация «Звери млекопитающие», карточки для работы в парах и в группах, конверты с разрезанными картинками  животным, картинки животных, круги желтого и зеленого цвета.

Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности. (Проверка готовности к уроку)

- Ребята, наш урок начнем с замечательного стихотворения о солнце.

 (Учитель читает, дети выполняют движения, повторяя за учителем)

Из глубокого колодца (руки “О”) 
Солнце медленно встает (
руки поднимаются над головой) 
Свет его на нас прольется (
руки вытянуты перед собой ладошками вверх)
Луч его нам улыбнется (
руки параллельно вниз) 
Новый день оно начнет (
руки вниз широко).

- Улыбнёмся друг другу.

- Какой сейчас урок? (окружающий мир)

- Нет ничего увлекательнее, загадочней, интереснее окружающего нас мира, в частности мира природы. Я уверена, что и на этом уроке каждый из вас откроет для себя новое знание и что-то отложится в памяти ярким пятном. Будьте внимательны, запоминайте и поделитесь своими впечатлениями с родителями. Им будет приятно убедиться, что вы уверенно поднимаетесь по лесенке новых знаний.

  1. Актуализация знаний. Целеполагание.

(СЛАЙД №2)

- Мы говорили о солнце, и на нашей доске тоже засияло солнышко.                                                                                                                  - Что изображено на слайде? (природа)                                                                - - Какая бывает природа? (живая и неживая)  (СЛАЙД№3)                                                    -  Чем отличается живая природа от неживой?                                            (Рождение, движение, питание, рост, умирание)

Назовите объекты неживой природы. (солнце, речка, камни, облака)                               - Объекты живой природы. (птицы, деревья, рыбы, насекомые)

- Как одним  словом можно назвать всех птиц, зверей, насекомых, рыб, т.е. ярких представителей живой природы? (животные) (СЛАЙД №4)

- Посмотрите на огромное разнообразие животного мира. Но мы с вами сегодня на уроке поговорим об одной только группе. А как она называется, вы узнаете из загадок. (Дети отгадывают загадки и определяют название группы – «звери»)      (СЛАЙД №5)                                                                            

- Сформулируйте тему урока. (СЛАЙД №6)

- Определите цели урока.                                                                                            А) Изучать многообразие зверей, их особенности;                                                   Б) развивать внимание, речь,                                                                                      В) Воспитывать интерес к изучаемому предмету, бережное отношение ко всему живому.

3. Выявление места и причины затруднения

- Обратите внимание на многообразие зверей. Найдите сходства и отличия у зверей.

- Сходство назову я, а вы постарайтесь определить отличия.

Группу животных, которая называется – звери, еще можно назвать по – другому – «МЛЕКОПИТАЮЩИЕ».  Как вы думаете, почему?                                                         Все звери кормят своих детенышей молоком. Раньше молоко называли «млеко». Вот и получилось из 2 слов  (млеко и питание) 1 – «Млекопитающие».  (СЛАЙД №8)

- Так почему же зверей называют еще и млекопитающимися? (ответы детей)

- Вот это и есть общая особенность зверей.

- А теперь вам необходимо найти отличия. По каким признакам можно разделить всех млекопитающих на группы?  (Обучающиеся затрудняются ответить на вопрос)

4. Построение проекта выхода из затруднения

- Итак, вы испытываете затруднения, не можете ответить на вопрос, следовательно  появилась проблема.

- Что делать, чтобы выйти из этой проблемной ситуации? (найти решение)

- Как вы думаете, что в этом поможет? (учебник)   

5. Реализация построенного проекта

- Откройте учебник на стр. 32 .

Посмотрите на животных, которые здесь изображены. Сравните, чем покрыты их тела? (СЛАЙД №9-11)

- Чем покрыто тело дикобраза и ежа? (колючками)

- Чем покрыто тело медведя и куницы? (мехом)

- Чем покрыто тело нерпы? (кожа, а под ней жир)

- Как покров тела помогает зверям в жизни? (защищает от холода)

- Прочитайте вывод на стр 32.

- Итак, мы определили по какому признаку можно различать зверей. И этот признак – покров тела. (СЛАЙД №12)

- Рассмотрите иллюстрации на стр. 33.

Обратите внимание, как звери передвигаются.

(СЛАЙД  №13-14)

- Как передвигается гепард? (бежит)

- Как передвигается летучая мышь? (летит)

- Как передвигается белка – летяга? (прыгает)

- Как передвигается Гренландский тюлень? (ползет, плавает)

- Как передвигается шимпанзе? (виснет и прыгает)

- Мы определили еще один признак, по которому можно различать млекопитающих. Это – способ передвижения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Закрепим полученные знания.

Работа в паре. (Дети выполняют работу на карточках)(СЛАЙД №15)

Задание:

Из 3 вариантов зверей выбери только одного, который подходит под ниже приведенное описание.

(дикобраз, нерпа, медведь)

Этот зверь имеет волосяной покров. Мех хорошо защищает его от холода. Передвигается на 4 лапах.

Проверка работы по эталону.

Физминутка

- Сейчас узнаем еще 1 признак, по которому можно различать зверей.

Рассмотрите рисунки на стр. 34. Обратите внимание, чем питаются разные звери.

Кто изображен в 1 круге? (муравьед, еж, крот)

Как назвать их одним словом? (звери  или млекопитающие)

Чем они питаются? (личинка, муравей, медведка)

Как назвать их одним словом? (насекомые)

Какой можем сделать вывод? (Звери, которые питаются насекомыми, называются НАСЕКОМОЯДНЫЕ) (СЛАЙД №16)

Кто изображен в 2 круге? (лошадь, суслик, белка)

Как назвать их одним словом? (звери  или млекопитающие)

Чем они питаются? (овес, пшеница, фундук)

Как назвать их одним словом? (растения)

Какой можем сделать вывод? (Звери, которые питаются растениями, называются РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ) (СЛАЙД №17)

Кто изображен  в 3 круге? (тигр, лисица, выдра)

Как назвать их одним словом? (звери  или млекопитающие)

Чем они питаются? (мышь, рыбка, косуля)

Как назвать их одним словом? (животные)

Какой можем сделать вывод? (Звери, которые питаются животными, называются ХИЩНИКАМИ) (СЛАЙД №18)

А посмотрите в следующий круг. Кто там? (медведь)

Чем питается медведь? (малина, рыба, муравей, овес)

Какой сделаем вывод? (Звери, которые питаются и растениями, и животными, и насекомыми, называются ВСЕЯДНЫМИ) (СЛАЙД №19)

- Прочитайте на стр. 35 вывод.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

- Проверим, как усвоили новый материал. Групповая работа.

Повторение правил работы в группе:

- уметь выслушивать и уважать  мнение каждого участника группы.

- уметь договариваться.

Задание «Выложи мозаику»   (СЛАЙД №20)                                                                                 (в конвертах на столе лежит разрезанная картинка с животным)

А) Впиши, какое животное у вас на картинке получилось? __________________________________________________________________

Б) Обведи, чем оно питается? (рыба, орехи, малина)

Проверка по эталону.

Подведение итогов работы в группах.

8. Рефлексия.

– У вас на парте картинка со зверем и два цветных кружка. Возьмите картинку со зверем и выберите желтый кружок, если вам понравился урок и все понятно, или зеленый, если вам урок не понравился или что-то непонятно. Подойдите к доске и закрепите картинку со зверем на доске и разместите на лучике солнца свой кружок.

– У нас получился замечательный питомник. Хочется верить, вы понимаете, что животных необходимо беречь,  так как с каждым годом их количество уменьшается. А наше солнышко будет освещать и согревать наш питомник.

9. Подведение итогов урока.

- Послушайте стихотворение:

Если из гнезда упала птица –
Мне не спится.
Если где-то умер зверь в берлоге –
Я в тревоге.
Если раздавлю зерно невольно –
Мне больно.
Если ствол рвануло бесшабашно –
Мне страшно.
Им бы жить да жить на белом свете –
Я в ответе.

- За что в ответе каждый из вас? (за сохранность природы)
Учитель: Любите природу, не обижайте животных, и тогда ваши дети будут радоваться богатству нашей планеты. (СЛАЙД №21)

- Достиг урок поставленных целей? (да)

- Объясните значение понятия “млекопитающие”? (кормящие своих детенышей молоком)

- Чему научились на уроке? (Научились сравнивать зверей, выделять различия и сходства, делить на группы)

-  Все молодцы! Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме "Звери-млекопитающие" по программе "Начальная школа 21 век"

Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с внешними особенностями, способами передвижения, питания в зависимости от условий жизни; развития умения распределять зверей на груп...

Открытый урок по окружающему миру «Звери – млекопитающие» 1 класс

Урок соответствует тематическому планированию по курсу «Окружающий мир» (УМК «Начальная школа 21века.  По типу – это урок открытия новых знаний по теме «Звери - млекопитающие».Урок разработан в т...

Урок окружающего мира "Звери - млекопитающие"

Тема урока: «Звери- млекопитающие».  1 класс.(Программа «Начальная школа 21 век»)Тип урока: изучение нового материала.Задачи урока:1.      Образовательные:  дать пон...

Технологическая карта урока окружающего мира "Звери - млекопитающие". 1 класс

Окружающий мир 1 класс. Тема "Звери - млекопитающие" На уроке учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих (зверей), с существенными отличительными признаками этой группы животных. ...

Конспект урока по окружающему миру "Звери-млекопитающие"

Урок окружающего мира (2 класс).Тема урока: Звери – млекопитающие...