Рабочая программа по окружающему миру (2 класс).
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
УМК "Школа России". Авторы учебников А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_2_klass.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мухтарова З.З.МОБУ СОШ № 11 г. Нефтекамск
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Содержание учебного материала
3. Распределение контрольно – измерительных работ
4. Требования к уровню подготовки обучающихся
5. Учебно – методическое обеспечение
6. Литература для учителя и для учащихся
7. Материально – техническое и информационно – техническое обеспечение
8. Календарно – тематический план
Окружающий мир
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования. Количество часов, отведенное на данный предмет составляет 70, согласно федеральному базисному учебному плану 2004 года.
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Особенностями содержания этого предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. В образовательный компонент «Окружающего мира» включены темы по ОБЖ в объеме 10 часов.
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
• Развитие умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать решать творческие задачи;
• Освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в обществе;
• Воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье. Особое место занимают экскурсии и практические работы.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Всего – 69 часов в год.
Содержание учебного матариала
Введение (3 ч.)
Наш «адрес» в мире: планета — Земля, страна — Россия, название города (села), где мы живем; что мы называем родным краем (район, область и т. д.).
Солнце, воздух, вода, растения, животные — все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома — это то, что сделано и иск троено руками людей.
Природа (21 ч.)
Неживая и живая природа. Солнце — источник тепла и света для всего живого.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. 3aгрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери, выделение существенных признаков животных разных групп; дикие и домашние животные. Животные живого уголка; кошки и собаки различных пород. Уход за и домашними питомцами.
Представление о разнообразии растений и животных леса, луга, водоема. Некоторые взаимосвязи между растениями и животными: растения - пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений.
Сезонные изменения в природе.
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, отлов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Жизнь города и села (11 ч.)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля — составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах (например, от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. — по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т.д. — по выбору учителя. Памятники культуры, их охрана.
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования — по усмотрению учители.
Основы Безопасности Жизнедеятельности. Здоровье и безопасность. (10ч)
Строение тела человека. Здоровье человека — его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены.
Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение. Поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения, специальности врачей (терапевт, стоматолог, отоларинголог и др.). Особенности охраны здоровья в разные времена года. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность. Правила безопасного поведения на воде.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые.
Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Правила экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах, не стоять возле автомобиля с работающим двигателем, не собирать ягоды и грибы возле шоссе и др. (по усмотрению учителя).
Общение (5 ч.)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (в магазине, кинотеатре, транспорте и т. д.).
Путешествия (19 ч.)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Поверхность и водоемы своего края. Равнина и горы. Холм. Овраг. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье); притоки.
Изображение нашей страны на карте. Москва-столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы. Знакомство с другими городами нашей страны (по выбору учителя и учащихся).
Карта мира. Материки и океаны. Страны и народы мира. Земля — общий дом всех людей.
Распределение контрольно – измерительных программ
Практическая часть | 1 сем. | 2 сем. | 3 сем. | год
|
Тест | 4 | 3 | 3 | 10 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу II класса учащиеся должны знать:
— о природе; неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времен года; некоторые охраняем растения и животных своей местности; правила повеления в природе;
- основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
- строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасности поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
- имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;
- основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоемов; части реки; названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; Названия нескольких стран мира.
К концу II класса учащиеся должны уметь:
- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя; выполнять правила поведения в природе;
- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя;
- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
- использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
- определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
Учебно-методическое обеспечение
Плешаков А. А. Окружающий мир: Учебник: 2 класс: в 2 – х частях
Плешаков А. А. Окружающий мир: Рабочая тетрадь: 2 класс: в 2 – х частях.
Плешаков А. А. Окружающий мир: Проверь себя: 2 класс
Плешаков А. А. Окружающий мир: Поурочные разработки: 2
А.Крылов :Итоговые тесты « Окружающий мир»
Литература для учителя и для учащихся
- Закон «Об образовании».
- Приказ министерства образования РФ от 05.03.2004 г №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Письмо министерства образования РФ от 20.02.2004г №0351101403 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Приказ министерства образования РФ от 09.08.2004 г №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программ общего образования»
- Письмо министерства образования РФ от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.
- «Школа России» Концепция и программы для начальных классов; часть 2 - Москва, Просвещение, 2008.
Программа. Музыка. 1-3 классы. М.: Просвещение, 1990 г
Материально – техническое
и информационно –техническое обеспечение
Пособия
- карта РФ;
- физическая карта мира, Республики Башкортостан
- набор тематических и сюжетных картинок;
- словари;
- тематические таблицы;
- набор предметных картинок;
- дидактический материал в виде карточек с заданиями;
- демонстрационные изобразительные пособия ( серии картин; сюжетные картинки и т. д.)
- магниты;
- фланелеграф;
- коллекция полезных ископаемых, таблицы, плакаты, муляжи, гербарий;
- энциклопедии, различные словари из школьной библиотеки;
Технические средства обучения
- классная доска, разлинованная в линейку с набором приспособленным для крепления таблиц;
- мультимедийный проектор;
- электронные учебники, практикумы, мультимедийные обучающие программы по окружающему миру для 2 класса;
- Аудио -, видео оборудование, видеокассеты, DVD – плеер;
- телевизор, ноутбук, интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...