Урок окружающего мира "Надёжная защита и опора", 3 класс (УМК "Гармония", Поглазова)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Работа содержит конспект урока и презентацию к уроку окружающего мира в 3 класс "Надёжная защита и опора".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nadyozhnaya_zashchita_i_opora.doc | 71.5 КБ |
nadyozhnaya_opora_i_zashchita.pptx | 2.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир 3класс УМК «ГАРМОНИЯ»
Тема: НАДЁЖНАЯ ЗАЩИТА И ОПОРА
Цели урока:
- Формировать общее представление о скелете человека как опоре организма.
- Познакомить со строением скелета, с правильной осанкой и соблюдением правил посадки.
- Воспитывать у детей чувство ответственности за своё здоровье.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой, дарит каждому хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам только радость.
Ребята, а что нужно человеку, чтобы быть всегда в хорошем настроении, в хорошей форме?
II. Актуализация знаний учащихся.
-Здоровье – это самое большое богатство и его нужно беречь. Если нет здоровья, нет и счастья, нет настроения, но не все об этом помнят. Пока ты здоров, кажется. Что так будет всегда…
Ребята, сегодня на уроке мы продолжим постигать тайны главного чуда света – человека.
Белинский говорил: « Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для самого человека. Его организм – целостная, очень сложная система. Это одновременно и храм, и клад, и электрическая компания, и библиотека, и установка для очистки сточных вод.»
И чем больше мы будем получать знаний о человеческом организме, тем чаще будем вспоминать эти слова. В этом нам предстоит убедиться и сегодня на уроке.
III. Знакомство с новым материалом.
С изучением организма человека связано много наук (работа с терминами по опоре)
- анатомия
- физиология
- гигиена
- валеология
- система органов.
Какие системы вы знаете?
Сегодня речь пойдет еще об одной системе органов, о которой вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Я опору тела составляю,
Ходить, бегать, прыгать помогаю.
(скелет)
Тема нашего урока сегодня: Опорно-двигательная система. Осанка человека. Охрана и укрепление здоровья.
- Что включает ОДС?
- Какова ее роль?
- Как укреплять ОДС?
Беседа по теме:
- Как вы думаете, может ли быть такое, чтобы брюки или платье могли сами стоять вертикально?
- Если не могут, то почему?
- Рассмотрите пальцы на руке, прощупайте каждый палец.
- Что почувствовали?
Вывод: под кожей находятся мышцы и кости. Они существуют отдельно или соединены друг с другом?
- Попробуем рассказать по опоре, из каких отделов состоит скелет человека (показ на модели, на таблице).
- Скелет головы: череп это одна кость или много?
- Как они соединены?
- Почему кости черепа мозгового отдела соединены неподвижно?
- Что защищает череп?
- Скелет туловища: позвоночник.
Сообщение №1:
Позвоночник грудных детей состоит из 33 костей, а потом некоторые из них срастаются, и у взрослого человека их остается 24 позвонка.
Позвоночник человека слегка изогнут, ведь он поддерживает череп, в котором находится центр управления организмом – мозг. Гибкий позвоночник смягчает все толчки. Сколько бы человек ни бегал, ни прыгал, мозг не испытывает тряски. К позвоночнику прикреплены ребра. Образуется грудная клетка. Что защищает скелет туловища?
- Скелет конечностей:
верхние конечности:
- лопатки
- плечо
- предплечье
- кости кисти
нижние конечности:
- тазовые кости
- бедро
- голень
- кости стопы
Сообщение №2:
Большая берцовая кость в вертикальном положении может выдержать груз массой до 1500 кг. Хотя ее собственный вес всего 600 гр.
Здоровая кость в 6 раз прочнее, чем стальной прут такой же масс. Кости соединяются друг с другом с помощью суставов. Кость может двигаться в суставе плавно и бесшумно.
Итак, скелет состоит из трех отделов.
Практическая работа:
Распознавание костей и определение к какому отделу скелета они относятся (бедренная кость, голень, пястные кости, нижняя челюсть позвонки, кость плеча, ключица, ребра).
Без костей наше тело было бы мягким, как желе. Скелет поддерживает тело и защищает мягкие внутренние органы. Но в тоже время скелет сам по себе не может двигаться. Благодаря чему человек может ходить? (Благодаря мышцам удерживающим кости). Мышцы прикреплены к скелету сухожилиями.
Оказывается в теле человека более двухсот костей и около шестисот мышц.
- Каковы функции ОДС? (Опора, движение, защитная функция).
- Охрана здоровья.
- Как вы думаете, приятно смотреть на стройного человека?
Конечно, приятно. Стройные люди радуют глаз. Но дело не только в красоте, у стройного человека правильно формируется скелет. Позволяет держать осанку позвоночник – основной стержень тела. Он проходит посредине спины. Это гибкий ствол, составленный из 33 костей – позвонков (показать рисунок). Учёные провели наблюдения. Оказалось, что, если человек низкого роста, но держится прямо, он кажется выше. А вот высокий, но сутулый – ниже.
Проблема нарушения осанки, сколиозы давно стала актуальной. Сейчас очень мало детей с правильной осанкой.
- Как понимаете слово «осанка»?
(Это правильное положение тела при стоянии, ходьбе и сидении).
Правильная осанка, красивая осанка у стройного человека. Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им.
Когда вы были совсем маленькие, ваши кости были мягким, а мышцы такие слабые, что невозможно было удержаться на ногах. Потребовалось около года, чтобы ребенок встал на ноги и пошел.
Но и потом до 18 – 19 лет кости и мышцы развиваются и крепнут.
За это время со скелетом могут, произойти неприятные вещи если позвоночник произведет изгибы вправо или влево, то врач ставит диагноз: сколиоз (искривление). Искривление не только уродуют фигуру, но и вредит здоровью. Позвоночник защищает спинной мозг, от которого отходят нервы. Если есть искривление, то позвоночник смещается и пережимает нерв – возникают болезни. И тогда врач назначает ЛФК. В наше время, чтобы чего – то достичь, нужно много знания, следовательно.
Причины:
- Сидячий образ жизни – большая часть времени за занятиями.
- Работа за компьютерами (даже в выходной) мало гуляем, выходим в походы, лес, больше дома за TV и компьютером.
- Удаленность от спортивных комплексов. Мало времени для занятия спортом.
Осанка – это привычное положение тела в покое и при движении. Она формируется с самого раннего периода жизни в процессе роста. Нарушения осанки может быть вызвано неправильным переносом тяжести (постоянно в одной руке), неправильная посадка за партой, несоответствие школьной мебели росту учащихся.
Кости, как и другие органы, состоят из живых клеток, растут кости от 18 до 25 лет. Твердеют кости постепенно: у новорожденного они более мягкие и гибкие, у стариков более жесткие, хрупкие и чаще ломаются. У ребенка до 12 лет состоят из хрящей и твердеют только к 25 годам.
- Вот почему очень важно обеспечить правильное развитие организма упущение в этом возрасте потом трудно будет поправить.
- Если неправильно сидеть за столом, сутулиться при ходьбе, неправильно носить тяжести, то можно вырасти сутулым, с искривленным позвоночником.
– Что надо делать, чтобы избежать искривления позвоночника?
Давайте проверим правильность осанки у Саши. Встань около стены, затылок, лопатки, ягодицы, икры ног, пятки касаются стены - это твоя правильная осанка. Теперь отойди от стены и попробуй пройти, соблюдая осанку.
–Дома вы тоже можете потренироваться поддерживать осанку, чтобы помочь позвоночнику правильно расти.
Каждый человек с детства должен постоянно следить за правильной осанкой, тогда скелет человека будет, нормально развивается и фигура становиться стройной, красивой. При правильной осанке происходит нормальное дыхание, хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу.
Неправильная осанка уродует человеческое тело, затрудняет работу внутренних организмов. Сердце находится в сжатом состоянии, и работа его затруднена.
Чтобы иметь красивую правильную осанку нужно заниматься спортом, плаванием и танцами.
Мудрые люди говорят, хочешь быть здоровым – будь им. Быть здоровым, значит быть красивым, уверенным в себе человеком.
Наши рекомендации:
- Следить за осанкой.
- Сделать правильной выбор в способе переноса школьные принадлежности (лучше всего рюкзак).
- Рационально собирать школьные принадлежности.
- Больше двигаться.
- Ежедневно по утрам проводить зарядку.
- Итог урока.
Спасибо всем за урок!
Когда вы веселы и здоровы, то хорошо и радостно всем тем людям, которые любят нас и видят каждый день. Думаю, что вы все узнали для себя много нового и уйдёте с урока с желанием как можно больше открывать, изучать и делать правильные выводы о том, как правильно себя вести в отношении своего здоровья.
- Домашнее задание.
Стр. 16 ВОПРОС 1, 2
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Опорно-двигательная система Скелет человека Опора Защита СКЕЛЕТ ЧЕЛОВЕКА СОСТОИТ ПРИМЕРНО ИЗ 206 КОСТЕЙ .
СКЕЛЕТ ЧЕЛОВЕКА
ПОЗВОНОЧНИК СОСТОИТ ИЗ 33 ПОЗВОНКОВ
БОЛЬШИНСТВО КОСТЕЙ СКЕЛЕТА СОЕДИНЕНЫ МЕЖДУ СОБОЙ ПОДВИЖНЫМИ СУСТАВАМИ . ОНИ СКРЕПЛЯЮТ КОСТИ ПРОЧНЫМИ СВЯЗКАМИ .
СТРОЕНИЕ КОЛЕННОГО СУСТАВА
КАКИМИ СВОЙСТВАМИ ОБЛАДАЮТ КОСТИ? ФОРМА КОСТЕЙ
Масса костей скелета взрослого человека около 8 кг. СВОЙСТВА КОСТЕЙ: ПРОЧНОСТЬ УПРУГОСТЬ ЛЁГКОСТЬ БОЛЬШАЯ КОСТЬ ГОЛЕНИ МОЖЕТ ВЫНЕСТИ НАГРУЗКУ ДО 1500 КГ.
КОСТИ ЧЕЛОВЕКА РАСТУТ ДО 18- 25 ЛЕТ. ДО 12 ЛЕТ КОСТИ СОСТОЯТ В ОСНОВНОМ ИЗ ХРЯЩЕЙ И ТВЕРДЕЮТ ТОЛЬКО К 25 ГОДАМ.
СТРОЕНИЕ КОСТЕЙ
КАК ВЫРАСТИ ВЫСОКИМ И СТРОЙНЫМ? ДЛЯ РОСТА КОСТЕЙ НЕОБХОДИМ «СТРОИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ»- МИНЕРАЛЬНЫЕ СОЛИ. ПОЭТОМУ ПОЛЕЗНО ПИТАНИЕ МОЛОЧНЫМИ ПРОДУКТАМИ, РЫБОЙ, ЯЙЦАМИ. ВАЖНА ДЛЯ КОСТЕЙ И РУГЕЛЯРНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА.
ЛИЛИПУТ РОБЕРТ ЛАДЛОУ 2М 72 СМ ЖЕЛЕЗА ГИПОФИЗ ВЫРАБАТЫВАТ ГОРМОН РОСТА
КАК ПРАВИЛЬНО СИДЕТЬ И ХОДИТЬ? ОСАНКА - ПРИВЫЧНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА ВО ВРЕМЯ СТОЯНИЯ, СИДЕНИЯ ИЛИ ХОДЬБЫ. НАИБОЛЬШУЮ НАГРУЗКУ ИСПЫТЫВАЕТ ПОЗВОНОЧНИК И КОСТИ НОГ.
ОСНОВНЫЕ ТРАВМЫ КОСТЕЙ И СУСТАВОВ: РАСТЯЖЕНИЕ СВЯЗОК ВЫВИХ СУСТАВА ПЕРЕЛОМ КОСТИ
ЧТО ДЕЛАТЬ ПРИ ТРАВМАХ КОСТЕЙ ?
ИССЛЕДОВАНИЕ ПОСТРАДАВШЕГО В БОЛЬНИЦЕ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира по теме:"Опора тела и движение".
На этом уроке ребята повторяют значение кожи для организма человеа, а затем узнают о значение скелета в опоре и движении тела человека....
Урок окружающего мира "Организм человека", 3 класс (УМК "Гармония", Поглазова)
В работе представлен конспект и презентация к уроку окружающего мира в 3 класса по теме "Организм человека"....
Методическая разработка урока окружающего мира во 2 «А» классе, проведённого в рамках методической недели. Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»
Методическая разработка урока окружающего мира. 2 класс УМК "Школа России" Тема: «Будь природе другом. Проект «Красная книга Ростовской области, или Возьмём под защиту»...
Конспект урока по ОРКСЭ "Защита Отечества", 4 класс.
Цель: привить чувство патриотизма и гордость за свою РодинуПланируемые результаты: Предметные:Иметь представление о святых защитниках Родины.Иметь представление о справедливых войнах.Уметь п...
Конспект урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов.
Цели: познакомить с растительным и животным миром тайги;развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Наш класс", 1 класс, УМК "Школа России".
Технологическая карта урока....
Конспект интегрированного открытого урока окружающего мира в 1 «Б» классе (УМК «Школа России», А. А. Плешаков «Окружающий мир»)
Урок окружающего мира в первом классе УМК «Школа России» «Как живет семья?», построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком &quo...
- Мне нравится (1)