Конспект урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Цели:
- познакомить с растительным и животным миром тайги;
- развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.
Планируемые результаты:
Личностные
- определять и высказывать правила поведения;
- делать выбор, при поддержке учителя и ребят, как поступить организовать и упорядочить знания;
- принимать самостоятельные решения и выдвигать идеи;
- отстаивать свое мнение и права.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им;
- учиться работать в группе, брать на себя ответственность.
Познавательные УУД:
-перерабатывать полученную информацию;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую;
-осуществлять поиск информации из различных источников;
-понимать содержание прочитанного.
Предметные:
-получить представление о природной зоне тайги;
-познакомиться с географическим положением тайги;
-познакомиться с климатическими условиями зоны;
-узнать особенности растительного и животного мира тайги;
- познакомиться с населением тайги и его деятельностью;
Оборудование:
-карта природных зон;
-презентация
-плакат животного и растительного мира тайги
-проекты учащихся
- Окружающий мир. 4 класс: в 2 ч. Ч. 1/ под ред. А.А.Плешакова, Е.А. Крючковой. - М. : Просвещение, 2012. - 224 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr.mir_4_klass.docx | 23.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов.
Цели:
- познакомить с растительным и животным миром тайги;
- развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;
- воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру.
Планируемые результаты:
Личностные
- определять и высказывать правила поведения;
- делать выбор, при поддержке учителя и ребят, как поступить организовать и упорядочить знания;
- принимать самостоятельные решения и выдвигать идеи;
- отстаивать свое мнение и права.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им;
- учиться работать в группе, брать на себя ответственность.
Познавательные УУД:
-перерабатывать полученную информацию;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую;
-осуществлять поиск информации из различных источников;
-понимать содержание прочитанного.
Предметные:
-получить представление о природной зоне тайги;
-познакомиться с географическим положением тайги;
-познакомиться с климатическими условиями зоны;
-узнать особенности растительного и животного мира тайги;
- познакомиться с населением тайги и его деятельностью;
Оборудование:
-карта природных зон;
-презентация
-плакат животного и растительного мира тайги
-проекты учащихся
- Окружающий мир. 4 класс: в 2 ч. Ч. 1/ под ред. А.А.Плешакова, Е.А. Крючковой. - М. : Просвещение, 2012. - 224 с.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
Если долго-долго-долго
В самолёте нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
(В. Степанов)
-Действительно, ребята, другой такой удивительной страны в мире нет. Наша страна уникальна по своим размерам, положению, по количеству соседей, по богатству растительного и животного мира, полезных ископаемых, природных ресурсов, часовых поясов, тепловых поясов, природных зон.
И сегодня у нас необычный урок. Мы с вами совершим небольшое путешествие по нашей стране, чтобы ещё раз убедиться в её уникаль-ности и неповторимости. Чтобы нам отправиться в путешествие, мы проведём небольшую разминку:
2. Проверка знаний. Актуализация знаний.
- С какой природной зоной мы познакомились на прошлом уроке?
- Что вы знаете о лесной зоне? Дайте подробное описание местоположения зоны лесов на карте и расскажите о природных условиях, которые там сложились.
Карта “Природные зоны России”. 1 слайд..
- На какие части делится зона лесов? (Таблица “Части лесной зоны”). 2 слайд.
-Ребята, по желанию вам было задано найти интересный материал о нашем богатом русском лесе. ( Подготовленные ребята рассказывают).
3. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня мы узнаем об одном из видов леса.
Послушайте стихотворение и догадайтесь, о каком. 3 слайд.
Пойдем со мной в наш тихий лес,
Там есть черника и морошка,
Там всевозможнейших чудес
Сто тысяч – и еще немножко!
Присев под кедром отдохнуть,
Вдохнем смолистый запах шишек,
И пусть ровней задышит грудь,
Стряхнув усталости излишек.
- О каком виде леса идет речь? Как вы догадались?
- Определите тему и цели урока.
(Лесная зона. Тайга. Познакомимся с растительным и животным миром тайги)
4. Новая тема.
Приглашение в тайгу.
Видеоролик “Тайга”. 4 слайд
1. Растительный мир тайги.
- Что же означает слово ТАЙГА?
Словарь С.И.Ожегова – дикий хвойный лес.
В.И.Даля – обширные, сплошные леса, непроходимая глушь.
В.В.Репкина – дикий, труднопроходимый лес.
Рассказ учителя с демонстрацией слайдов.
Тайга – это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу – это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна .
- Чем же различаются эти деревья?
5, 6 слайды
Ель – всем знакомая новогодняя елка. У ели хвоинки короткие, грубоватые, расположены по одиночке и густо покрывают ветки. Шишки имеют продолговатую форму (показ еловых шишек). Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.
Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму (показ шишек). Сосновые леса светлые и сухие (демонстрация картины “В сосновом лесу”).
7 слайд
Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.
8 слайд
Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки (показ фотографии).
9 слайд
Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки (показ шишки и ее семян).
10 слайд
В нижнем ярусе тайги растут кустарники: шиповник, малина, смородина, можжевельник;
11, 12, 13 слайды
травянистые растения: кислица, брусника, голубика, черника, клюква, морошка и т.д. а так же мхи, лишайники, грибы.
- И так: какие же растения типичны для тайги?
14 слайд
2. Животный мир тайги.
Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых.
- Посмотрите на карту и назовите животных тайги. (Атлас с.14–15)
В зоне тайги живут: лоси, медведи, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полевки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы.
15 слайд
Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.
Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.
Лиса – хищница, охотник-одиночка.
Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.
16 слайд. Ёжик
17 слайд. Белка
18 слайд. Бурундук
19 слайд. Кабаны
Белка-летяга – родственница белки, но меньше ее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.
Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо, подкрадывается к ней.
20 слайд
Вот птицы, живущие в лесной полосе.
Дятел, клест, снегирь, синица.
21 слайд. Скворец
22 слайд. Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.
23 слайд. Краснозобая казарка
В лесах живут не только звери, птицы, насекомые, но и лягушки, жабы, змеи (гадюка, уж). В Арктике и тундре они не встречаются из-за недостатка тепла.
В реках и озёрах тайги водится огромное количество рыбы.
Люди с давних пор охотились на многих лесных животных. Из-за неумеренной охоты лось, кабан, соболь были почти полностью истреблены. Их удалось спасти только благодаря строгой охране.
Чтобы сохранить растения и животных тайги, созданы заповедники, заказники и национальные парки.
Видеоролик “Животные леса”. 24 слайд
(Показ слайда “Сообщество”). 25 слайд
5. Закрепление.
- Составьте цепи питания.
26 слайд
- Сегодня мы ближе познакомились с одним из видов леса – тайгой. Но у нас еще есть 2 вида. Поставьте цели на следующий урок. (Познакомиться с растениями и животными смешанного и широколиственного леса). Подготовьте дополнительный материал по изученной теме.
6. Домашнее задание.
Подготовить доклад на тему : “ Животный мир тайги”
7. Оценивание ( у каждого ученика на парте табличка с оцениванием)
-Ребята, вы все сегодня молодцы, старались активно работать и отвечать, перед вами табличка для оценивания каждый из вас может поставить себе ту оценку, которую он считает заслужил.
8. Итог урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира"Обобщение по теме"Путешествие по природным зонам России"
Это обобщающий урок по теме "Путешествие по природным зонам России" УМК "Перспективная начальная школа"...
Конспект урока окружающего мира в 3 классе. Растительный и животный мир степи.
Урок построен с учетом требований ФГОС, основных принципов работы по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Авторы используемого учебника Н.Я. Дмитриева,...
конспект урока окружающего мира "Лесная зона. тайга"
материал предназначен для урока окружающего мира во 2 классе по программе "Школа 2100"....
конспект урока окружающего мира "Лесная зона. тайга"
материал предназначен для урока окружающего мира во 2 классе по программе "Школа 2100"....
Конспект урока Литературного чтения в 3-м классе по теме "И.А. Крылов Мартышка и очки. Наизусть. УМК: «Школа России» Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов. Тема урока: И.А.Крылов «Мартышка и очки. Наизусть ».
Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель: продолжить знакомство с творчеством И.А. Крылова;выявить приём И.А. Крылова для высмеивания людских пороков. Задачи:Образовательные:...
Конспект урока окружающего мира в 4 классе (Основная образовательная программа начального общего образования, авторская программа А. А. Плешакова «Окружающий мир», образовательная система «Школа России»).
Тема урока: Звездное небо - Великая книга Природы. Цели: сформировать представление о звездах, познакомить с созвездиями как участками звездного неба; учить находить со¬звездия на звездной карте и в...
Окружающий мир. План-конспект урока окружающего мира в 4 классе по программе А. Плешакова - УМК Школа России
План-конспект урока окружающего мира в 4 классе по программе А. Плешакова - УМК Школа России...