Урок окружающего мира во 2 классе на тему "Весенние изменения в неживой природе"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Голенко Татьяна Владимировна

Открытый урок по окружающему миру во 2 классе на тему " Весенние изменеия в неживой природе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_okr._mirk_2_kl.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира на тему "Весенние изменения  в неживой природе"(2 класс, «Школа России»)

Автор: Голенко Татьяна Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия №1» г. Почепа Брянской области.

О себе: Педагогический стаж работы – 7 лет. Люблю смотреть исторические фильмы, заниматься комнатными растениями. Мой девиз: «Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать». И. Лафатер

Цели: изучить сезонные изменения в неживой природе; дать понятие о дне весеннего равноденствия и таких природных явлениях, как таяние снега, ледоход, половодье; воспитывать бережное отношение к собственному здоровью, навыки  безопасного поведения в природе (опасность сосулек, истончения весеннего льда на водоемах); развивать способность к умозаключениям.

Оборудование: учебник 2 класса "Окружающий мир" Плешаков А.А., тетрадь на печатной основе, задания для работы в группах;  мультимедийная установка

I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

-Ккакой сейчас месяц?

- А какое число? (Ответы детей)

(Сегодня 14 марта.)

II. Актуализация знаний

- А кто знает, какой сегодня праздник по народному календарю? Дома вам необходимо было поработать с дополнительной литературой и найти приметы по народному календарю на 14 марта.

-Что вы нашли? (Ответы детей)

(Это день- лето-указатель, какая погода на 14 марта, такое и лето будет. Так же, в народе считается, что если на этот день снег окончательно растает, то скоро придёт настоящее тепло и  весна будет обильной, другие ответы.)

- Как вы считаете, народные приметы совпадают?

(Многие приметы по народному календарю совпадают с действительностью)

- Какая у нас идёт неделя и как она называется?

(Масленичная)

- Какой символ масленицы? (Ответы детей)

(Блин)

- А почему блин? (Ответы детей)

(Блин похож на солнце)

-Какое значение имеет солнышко для весны? (Ответы детей)

(Солнышко поднимается выше и лучи греют сильнее)

- А почему у меня в руках солнышко? (Ответы детей)

- А солнышко изменилось по сравнению с зимним? (Ответы детей)

(Да, стало выше.)

-А солнце относится к живой или неживой природе? (Ответы детей)

(Солнце относится к неживой природе)

- Кто догадался, о чём мы будем сегодня говорить?   (Ответы детей)

(Мы будем говорить об изменениях в неживой природе весной)

III. Проблемное объяснение нового материала

-Сегодня на уроке мы будем вести разговор о явлениях в неживой природе.

-А чего не хватает у нашего солнышка? (Лучиков)

- Для того, чтобы солнышко засияло своими лучиками, мы должны на уроке быть какими? (Ответы детей)

- Я уверена, что у нас сегодня всё получится.

-Внимание на экран!

- Я приглашаю вас в весеннюю картинную галерею.

- Перед вами картины художников:

Борис Михайлович Костодиев «Весна»,

Константин Фёдорович Юон « Весенний солнечный день», «Мартовское солнце»,

Исаак Ильич Левитан «Март»,

Алексей Кандратьевич Саврасов « Грачи прилетели».

- Обратите внимание, что объединяет эти картины? (Ответы детей)

(На них изображена весна)

-Давайте сравним с вами весеннее небо.

-Какого оно цвета на картинах художников? (Ответы детей)

(Небо голубого цвета)

- А какого цвета облака? (Ответы детей)

(Облака кучевые, белого цвета)

-Посмотрите в окно. Сегодня какие облака? (Ответы детей)

-А зимой бываю такие облака? (Ответы детей)

- Это одно из изменений весной в неживой природе.

- Вот и появился первый лучик, прочитаем его. (Небо). (Учитель прикрепляет каждый лучик к солнышку на доску)

-  Дети, Соня приготовила к сегодняшнему уроку нам сюрприз, но он с заданием.

- Вы внимательно послушайте Соню и ответьте на вопрос « О каких изменениях в неживой природе идёт речь?». Стихотворение Весна  И. Токмакова

- Вы услышали об изменениях в неживой природе? (Ответы детей)

- О каких? (Ответы детей)

(Тает снег, оттаивает почва, появляются проталины)

-Вы правы, ещё один лучик я добавляю солнышку. Прочитаем его. (Почва)

-  А сейчас я предлагаю посмотреть видеофрагмент. (www.youtube.com/watch?v=Cf8j3I_K-E8)

-Внимание на экран!

-Какое явление в неживой природе весной вы увидели?  (Ответы детей)

- А что такое ледоход?

-Давайте проверим ваши предположения по словарю Ожегова.

-А теперь обратимся к учебнику, что по этому поводу думает наш помощник Муравей- Вопросик?

- Откройте с.87, найдите в учебнике ответ на вопрос « Что такое ледоход?»

-Кто готов прочитать? (Ответы детей)

- Ребята, во время ледохода необходимо быть очень осторожными!

-Вблизи нашей школы имеется тоже водоём, на котором начинает таять лёд. Это озеро.

-Сейчас поработаем в группах. Займите свои места. На партах у вас лежат памятки правила поведения на водоёме в разные времена года. Ваша задача выбрать только те, которые относятся к правилам поведения  на водоёме весной. На эту работу я даю вам 2 минуты.

-Определите, кто будет выступать от каждой группы. Прошу выйти вас к доске. Прочитайте свои ответы.

-  Вот мы и составили памятку поведения на водоёме весной.

(Текст памятки появляется на экране, а в конце урока раздаётся каждому ученику)

- И ещё один лучик я добавляю солнышку. Прочитаем его. (Ледоход)

4.Физминутка.

-Нас ждёт ещё много интересной работы, но чтоб за дело браться, надо сил набраться.

- Я знаю, больше всего на свете вы любите смотреть мультфильмы. Я предлагаю посмотреть отрывок из мультфильма «Дед Мазай и Зайцы», а вы постарайтесь увидеть природное явление в неживой природе весной.

-Внимание на экран!

- Что произошло в лесу? ( Ответы детей)

- Какая беда? (Ответы детей)

-Как называется это явление? (Ответы детей)

(Половодье)

-Давайте проверим ваши предположения в учебнике на с. 87.

-Найдите и прочитайте, что такое половодье?

-Кто готов?  (Ответы детей)

- Ещё один лучик. Прочитаем его. (Половодье)

- Посмотрите, наше солнышко засветило своими  яркими лучиками!

-Мы справились с задачей, так как хорошо постарались, вы слушали друг друга, работали сообща, были внимательны.

IV. Первичное закрепление

-Творческая группа приготовила для нас загадки.

( Дети слушают загадки и называют отгадки: весна, солнце, небо, почва, ледоход, половодье.)

- На какую тему были эти загадки? ( Ответы детей)

(Загадки на тему « Весенние изменения в неживой природе»)

Все ли вы хорошо усвоили приметы весны в неживой природе?

- А готовы себя проверить? (Ответы детей)

- Внимание на экран!

- Выделите весенние изменения у себя в карточках. (Дети в карточках выбирают правильные ответы самостоятельно)

  1. Постоянный снеговой покров.
  2. Потепление.
  3. Оттаивание почвы.
  4. Снегопады.
  5. Ледоход.
  6. Заморозки.
  7. Половодье.

- Сверьте свои ответы с экраном.

- Есть ли весной какой -либо примечательный день?

(Ответы детей)

-Весной есть примечательный день - 21 марта- день весеннего равноденствия, когда день равен ночи. После этого дня дни становятся длиннее, а ночи короче.

V.Итог урока.  Рефлексия.

- Сегодня вы замечательно поработали (учились планировать свою деятельность, работать с информацией, работать в группе). От лучиков солнышка появилась проталина.

- А что появляется на проталинах весной? (Ответы детей)

- Вот и мы с вами украсим нашу проталину цветами.

- У вас на партах лежат цветы.

-Дети, оцените свою работу,  выберите нужный цветок и украсьте нашу поляну.

Розовый - урок прошел удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно. Я очень доволен собой! Жёлтый - сегодня на уроке не все задания оказались такими уж легкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой! Синий - задания на уроке оказались слишком трудным. (Дети выходят к доске и прикрепляют свои цветки к проталине)

- А цветы это какая природа? (Ответы детей)

( Живая природа)

- Но об этом мы поговорим на следующем уроке и узнаем ещё много нового и интересного об окружающем мире.

 - Я благодарю вас за урок.

VI. Творческое домашнее задание. Рисунки на тему «Приметы весны в неживой природе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ урока окружающего мира 2 класс "Живая и неживая природа"

Предмет: «Окружающий мир». Тема: Живая и неживая природа. Тип урока: урок изучения новых знаний.          Преподавание окружающего мира ведется по учебнику ...

"Живая и неживая природа", урок окружающего мира. 2 класс.

Урок по программе А. Плешакова в соответствии ФГОС....

Технологическая карта урока окружающего мира 2 класс УМК "Школа России" Тема: "Будь природе другом. Проект "Красная книга, или Возьмём под защиту"

Обобщение представление о факторах, угрожающих живой природе. Знакомство с важнейшими правилами поведения в природе, направленных на её сбережение. Работа над проектом....

урок окружающего мира 2 класс по теме "В гости к весне (урок). Весенние явления в неживой и живо природе."

Урок окружающего мира по программе "Школа России" в игровой форме, с презентацией...

Конспект урока окружающего мира (2 класс). Тема: «Неживая природа весной». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о неживой природе весной.Планируемые результаты:Предметные: Знать:- что такое неживая природа;-отличительные признаки неживой природы весной....

урок окружающего мира 2 класс Живая и неживая природа

Тема: живая неживая природаКласс: 2 Цель: создание условий для  формирования представления учащихся о живой и неживой природеЗадачи: образовательные:   дать обучающимся первоначальное предст...