Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные действия |
1.Самоопределение к деятельности. | На доске появляется солнышко, учитель просит детей улыбнуться друг другу и зачитывает весёлое стихотворение, создавая положительный психологический настрой учащихся. Ты улыбкой, как солнышком, брызни, Выходя поутру из ворот. Понимаешь, у каждого в жизни Предостаточно бед и забот. Разве любы нам хмурые лица Или чья-то сердитая речь? Ты улыбкой сумей поделиться И ответную искру зажечь.
| Слушают стихотворение и настраиваются на урок | Умение слушать и понимать речь других Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
|
2. Актуализация знаний:
3.Самоопределение к деятельности. Постановка проблемы | Использует тест «Природа и рукотворный мир». Выдает листы с заданиями. Организует самопроверку (ответы на закрытой доске) и самооценку.
1.Предлагает отгадать несколько загадок Муравьишки, по мере отгадывания вывешивает картинки: -Не по рыбам, а сети расставляет.(Паук) -У родителей и деток вся одежда из монеток.(Рыба). -Ходит, спесь надуваючи.(Индюк). -Без языка, а говорит, без ног, а бежит. (Ручей). -По синему морю белые гуси плывут. (Облака). -И тонок, и долог, а сядет – в траве не видать. (Дождь). -Сам алый, сахарный, кафан зеленый, бархатный. (Арбуз). 2. Составить из первых букв отгадок слово. - Прочитайте первые буквы отгадок. Какое слово получилось? ПРИРОДА. -Что такое природа? 3. Затем из слов отгадок нужно составить две группы «Живая природа» и «Неживая природа». -Вернемся к нашим отгадкам. На какие группы их можно поделить? Во время выполнения данного задания у детей может возникнуть затруднение в какую группу нужно отнести тот или иной объект. Поэтому вместе с учащимися называем признаки сначала живой природы, а затем неживой. Перед учениками возникает проблемный вопрос: может ли живая природа существовать отдельно от неживой природы?
-Предположите, о чем будем говорить на уроке? -Что привлекло ваше внимание? Что захотелось изучить? |
Самостоятельная работа. Самопроверка и самооценка смайликами.
1.Слушают, отгадывают загадки.
2.Составляют слово.
3.Классифицируют объекты.
Коллективная работа.
На основании полученных знаний ребята сначала пытаются сделать вывод самостоятельно.
Дети должны обосновать свой ответ. (Живая природа не может существовать без неживой природы и наоборот, т. к. все в мире взаимосвязано. Живые существа не могут жить без света, воздуха и воды.) Дети предполагают, о чём пойдёт речь на уроке, читают тему урока на с. 24 учебника. Озвучивают учебные задачи.
|
Анализ объектов с целью выделения признаков. Выбор основания для сравнения.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать других . Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, сравнение, классификация);
осознают ценность природы; |
4. Работа по теме урока. Совместное «открытие» новых знаний.
| Беседа, работа по учебнику. -Давайте вспомним, что относится к природе? -Что необходимо растениям и животным для жизни? - Рассмотрите фотографии на с.24-25 и выполните задание учебника. 1. Организует работу в парах. Подчеркнуть разными цветами предметы живой и неживой природы. | Отвечают на вопросы. Рассматривают фотографии на с. 24-25. Красными фишками обозначают то, что относится к живой природе, а синими – к неживой. Взаимопроверка.
Выполняют задание в рабочей тетради (с.7, №1). Работа в парах. Одна пара читает, что у них получилось, другие проверяют. Оценивают свою работу смайликами. | Уметь ориентироваться в своей системе знаний. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Уметь ориентироваться в своей системе знаний.
Развитие навыков сотрудничества |
5. Физкультминутка. | Добрый лес, старый лес. Полон сказочных чудес!
Мы идём гулять сейчас и зовём с собою вас! Ждут нас на лесной опушке птички, бабочки, зверюшки!
Мышка тихо идёт, в норку зёрнышко несёт.
А за мышкой шёл медведь, да как начал он реветь: «У-у! У-у! Я вразвалочку иду!».
А весёлые зайчата – длинноухие ребята – прыг да скок, прыг да скок, через поле за лесок! Вот лягушка по дорожке, скачет, вытянувши ножки. Птички в гнёздышках проснулись, улыбнулись, встрепенулись: «Чик-чирик, всем привет! Мы летаем выше всех! До свидания, старый лес. Полон сказочных чудес! Подружились мы с тобой, нам теперь пора домой!
| (Широко разводим руки в стороны) (Повороты вправо-влево с вытянутыми руками) (Ходьба)
(Присесть. Медленно поднимаемся, повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
(Мягкий пружинистый шаг, спина слегка прогнута вперёд, «лапки» перед грудью) (Руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса. Ноги на ширине плеч. Переступание с ноги на ногу. Раскачивание туловищем из стороны в сторону)
(Прыжки, ладошки прижать к голове, изображая «ушки на макушке»)
(Прыжки на месте)
(Лёгкий бег на месте: птички чистят крылышки, машут хвостиком – руки сзади)
(Помахивание рукой. Повороты вправо-влево с вытянутыми руками. Ходьба)
| Уметь слушать и понимать других, соотносит слова и действия.
|
6. Продолжение работы по теме урока. Первичное закрепление. | 1. Организует работу в группах по трём степеням сложности. Класс делится на группы. Каждой группе предлагается разгадать кроссворд, вписав в клеточки названия объектов живой и неживой природы. Организует самопроверку -раздает ответы.
После чего учитель задаёт вопрос: - По каким признакам мы отличаем живые организмы от неживых предметов? Учитель спрашивает у ребят, возникли ли у них затруднения во время выполнения самостоятельной работы.
Организует самооценку. | 1. Разгадывают кроссворды.
Дети обобщают полученные знания. | Уметь добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, жизненный опыт и информацию, полученную на уроке Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать других и понимать речь других Уметь коллективно работать |
7. Самостоятельная Работа. |
Организует самостоятельную работу на новое знание. Организует взаимопроверку. Организует выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Организует самооценку.
| С помощью учителя проговаривать название вида деятельности. Выбор задания по степени сложности Самостоятельно выполняют работу в тетради. Задание в тетради №3 или 4 Взаимопроверка. Выполняют самооценку. | Уметь строить последовательность действий. Уметь выполнять самостоятельную работу. Способность к самооценке на основе критерия успешности. |
8.Рефлексия деятельности.
9. Подведение итогов урока.
| Предлагает объяснить схему в учебнике (с. 27, в рамке, взаимосвязь неживой и живой природы). - Может ли живая природа существовать без неживой? Для ответа используйте схему.
-Задает вопросы (с.27). -Какие учебные задачи поставили в начале урока? Все ли мы выполнили? Оцените свою работу на уроке. -Чья работа вам понравилась на уроке? Почему?
Оценивают свои достижения на уроке, поднимая сигнальные карточки определённого цвета.
|
Выслушиваются ответы 2-3 учеников. Остальные слушают, дополняют и оценивают ответы.
Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают, что узнали. Делают самооценку зелёный смайлик – доволен своей деятельностью, не допустил ошибок. Жёлтый –допустил неточность, Красный – надо постараться, успех придёт! |
Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии
осознают ценность природы;
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии Способность к самооценке |
10. Домашнее задание. | Объясняет д.з. - Выполнить задание №2, 5 (с.7-8) в рабочей тетради (показать связь живой и неживой природы) или сделать книжку-раскладушку «Живая и неживая природа» в картинках или загадках.
| Слушают и записывают в дневники. | Умение слушать и понимать речь других
|