Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Алексеева Татьяна Евгеньевна

Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года  и на основе Концепции программы для начальных классов «Школа России».

Учебная программа «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР: Мир вокруг нас» составлена на основе программы Плешакова А. А. «Окружающий мир» курс «МИР ВОКРУГ НАС».

Программа Плешакова А. А. «Окружающий мир» курс «МИР ВОКРУГ НАС» входит в учебный комплект «Школа России».

  На изучение учебного материала по учебному предмету «Окружающий мир» курс «МИР ВОКРУГ НАС» в тематическом планировании отводится 68 часов (2 ч в неделю), что полностью соответствует количеству часов по БУП ОУ 2004 г. и программе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

           Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года  и на основе Концепции программы для начальных классов «Школа России».

Учебная программа «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР: Мир вокруг нас» составлена на основе программы Плешакова А. А. «Окружающий мир» курс «МИР ВОКРУГ НАС».

Программа Плешакова А. А. «Окружающий мир» курс «МИР ВОКРУГ НАС» входит в учебный комплект «Школа России».

  На изучение учебного материала по учебному предмету «Окружающий мир» курс «МИР ВОКРУГ НАС» в тематическом планировании отводится 68 часов (2 ч в неделю), что полностью соответствует количеству часов по БУП ОУ 2004 г. и программе.

Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.

   Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.

К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

Цели обучения

Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

•        развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

•        освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

•        воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения содержания Окружающего мира учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования.  К числу важнейших относятся наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.

Курс обеспечен:

•        Учебник: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2009.

•        Рабочая тетрадь к учебнику: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2009.

•        Тесты. А.А.Плешаков. Просвещение.4 класс.2009.

•        Тетрадь на печатной основе А.А.Плешаков «Мир вокруг нас». Проверим себя. Изд-во «Вита-пресс», 2009.

•        «Школа  России» Концепция и программы для начальных классов – М.: «Просвещение», 2009.

Место предмета в базисном учебном плане

    Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения окружающего мира в 4 классе отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.

Количество часов в неделю по программе - 2

Количество часов в неделю по учебному плану - 2

Количество часов в год – 68

Количество практических работ -23

Количество экскурсий - 3

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента

знать/понимать — перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;

уметь — владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности

         -  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

В результате изучения окружающего мира ученик должен

знать/понимать

•        название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

•        государственную символику России;

•        государственные праздники;

•        основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

•        общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

•        правила сохранения и укрепления здоровья;

•        основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

уметь

•        определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

•        различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

•        различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);

•        приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2—3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

•        показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы; равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1—2 города);

•        описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•        обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

•        ориентирования на местности с помощью компаса;

•        определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

•        установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

•        ухода за растениями (животными);

•        выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья и безопасного поведения;

•        оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

•        удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей

№ урока

Тема урока

Виды работы

2

Планеты Солнечной системы.

Работа с глобусом: движение Земли в космическом пространстве.

3

Звездное небо – Великая книга Природы.

Нахождение на карте звездного неба изучаемых созвездий.

4

Мир глазами географа.

Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географических картах.

5

Пояса Земли.

Работа с глобусом и картой: нахождение тепловых поясов.

11

Равнины и горы России.

Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов.

12

Моря, озера и реки России.

Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов.

13

Зона арктических пустынь.

Поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России.

14

Тундра.

Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями.

15

Леса России

Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями.

17

Зона степей.

Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями.

18

Пустыни.

Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями.

19

У Черного моря.

Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями.

21

Наш край.

Определение положения Брянской области на физической карте и карте природных зон. Карта родного края.

24

Наши подземные богатства.

Рассматривание  образцов полезных ископаемых (2 – 3 названия) и определение их свойств.

32

Растениеводство в нашем крае.

Рассматривание гербарных экземпляров культурных растений поля.

40

Жизнь древних славян.

Показ на исторической карте расселение древних славян.

41

Во времена Древней Руси.

Показ на исторической карте территорию Древней Руси.

42

Страна городов.

Показ на исторической карте изучаемых городов. Работа с планами-схемами городов.

44

Трудные времена на Русской земле.

Работа с условными обозначениями на исторической карте.

46

Куликовская битва.

Работа с условными обозначениями на исторической карте.

Учебно - тематическое планирование окружающего мира уроков

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Сопутствующее

повторение

Элементы
содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид
контроля

Оснащение

Элементы
дополнительного содержания

Дата проведения

1

Мир глазами астронома

1

Комбинированный

Солнце.

Земля – планета,
общее представление о форме и размерах Земли

Что изучает астрономия

Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете

Текущий

 

Астрономия. Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь)

03.09

2

Земля- планета Солнечной системы.

1

планеты

Солнце.

Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Луна –естественный спутник Земли, причины сены дня и ночи и времён года.

Знать название нашей планеты, название планет Солнечной системы.

Уметь работать

с готовыми моделями
(глобусом и картой), создавать несложные модели

Практическая работа

 

Название планет Солнечной системы, их порядковое расположение от Солнца.  Характеристика природных условий на каждой
планете

06.09

3

Звездное небо – великая «книга»
природы

Практическая работа: знакомство с картой звёздного мира

1

комбинированный

Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли

Фронтальный опрос

Звездное небо. Карта звездного неба. Созвездия

10.09

4

Мир глазами географа.

Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте

1

Глобус, карта

Глобус как модель Земли.  Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба).

Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе  и карте

Что изучает география

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря

глобус

Наука «география». История создания глобуса. Первооткры-
ватели

12.09

5

Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу

1

Практического применения знаний

планеты

Условия жизни на Земле: свет, тепло. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба)

Знать тепловые пояса Земли.

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли

карта

Тепловые пояса Земли. Карта
«Тепловые пояса Земли»

17.09

6

Мир глазами историка

Практическая работа: знакомство с историческими картами

1

Комбинированный

наука, археология, история

Способы познания окружающего мира.

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие  исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические
времена

Что изучает история, исторические источники,

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

Тест  (10 мин)

Науки «история» и «археология»

20.09

7

Счёт лет в истории.

1

урок-игра

Способы познания окружающего мира.

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие  исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические
времена.

Счёт лет в истории, исторические карты

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени

Фронтальный опрос

Лента времени

Счет лет в истории. Работа с лентой времени

24.09

8

Прошлое
и настоящее глазами эколога

1

Комбинированный

Красная книга

Человек – часть природы. Зависимость жизни и природы человека от природы и ее состояния

Представление о современных экологических проблемах планеты, охрана окружающей среды -задача всего человечества, международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

Уметь использовать приобретенные знания  для оценки воздействия человека на природу, выполнение  правил поведения  в природе и участие  в ее охране

Тест (5 мин)

 

Красная книга России (отдельные представители), заповедники, национальные парки (знакомство)

27.09

9

Всемирное наследие.

1

Комбинированный

заповедник

Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения
в природе

Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры

Фронтальный опрос

 

Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы

01.10

10

Международная Красная книга.

1

Охрана растительного и животного мира

Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу

С/р
(10 мин)

Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы

04.10

11

Важнейшие равнины и горы  нашей страны

Практическая работа: поиск и показ на физической карте равнин  и гор.

1

Экскурсия

Равнины, горы

Россия на карте.

Неживая и живая
природа.  Формы земной поверхности.  Моделирование форм поверхности из песка, глины или пластилина

Знать понятия «равнины», «горы».

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)

Фронтальный опрос

 

Образование гор

08.10

12

Важнейшие моря, озера и реки нашей страны.

Практическая работа: поиск и показ на физической карте озёр и рек

1

Комбинированный

Моря, озера, реки

Водоемы, их разнообразие, использование человеком

Знать виды водоемов.

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)

Тест (10 мин)

 

Великие озера России

11.10

13

Зона арктических пустынь

Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни

1

Арктика

Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы.  Условия, необходимые для жизни Экологические проблемы

Знать общие условия, необходимые  для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь

Фронтальный опрос

 

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон

15.10

14

Зона тундры

Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни

1

Комбинированный

Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы.  Условия, необходимые для жизни Экологические проблемы

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений
и животных тундры

Фронтальный опрос

Карта, презентация, картины

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон

18.10

15

Зона лесов

Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни

1

Урок- игра

лес

Роль растений
в природе и жизни людей. Понимание связи неживой и живой природы

Знать общие усло-
вия, необходимые
для жизни живых организмов, правила поведения в природе.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса

Графический диктант

Карта, презентация, картины

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон

22.10

16

Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов.

1

Комбинированный

Роль растений
в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным

Уметь приводить примеры представителей разных групп  растений и животных (2–3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни

Проверочная работа

Карта, презентация, картины, тест

Природные зоны

25.10

17

Зона степей

Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни

1

Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей

Фронтальный опрос

Карта, презентация, картины

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон

05.11

18

Зона пустынь

Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни

1

Комбинированный

пустыня

Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пустыни

Фронтальный опрос

Карта, презентация, картины

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон

08.11

19

Субтропики.

Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни

1

водоёмы

Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья

Карта, презентация, звуки моря

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон

12.11

20

Экологическое равновесие и необходимость его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей. Практическая работа: поиск и показ  изучаемых объектов на карте природных зон России

1

экология

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения
в природе

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, знать и выполнять правила поведения
в природе

Работа с Красной книгой родного края

Красная книга, иллюстрации

Красная книга России (отдельные представители), заповедники, национальные парки (общее представление)

15.11

21

Наш край на карте Родины.

Практическая работа: знакомство с картой края

1

Комбинированный

Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности

Знать название родного города.

Уметь показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде

Текущий

Карта Брянской области

Природные сообщества родного края (2–3)

19.11

22

Формы земной поверхности в  нашем крае

1

равнины

Особенности поверхности (на основе наблюдений).

Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте) изменение поверхности края в результате деятельности человека

Уметь показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы

Текущий

карта

Изменение поверхности родного края

22.11

23

Водоёмы края.

1

Комбинированный

водоемы

Водоемы родного края (названия, краткая характеристика),охрана ,изменение водоёмов в результате деятельности человека

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, моря,
реки

Гра/диктант

картины

Природные сообщества родного края (2–3)

26.11

24

Полезные ископаемые нашего края. Практическая работа: рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств

1

Полезные ископаемые

Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края.

Опыты с природными объектами, простейшие измерения

Свойства полезных ископаемых,, способы добычи, охрана недр

Уметь использовать полученные знания для  удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах

Текущий

Набор полезных ископаемых

Природные ископаемые родного края. Их использование человеком

29.11

25

Важнейшие виды почв края. Охрана почв в нашем крае.

1

Почва, ее  состав. виды почв, охрана почв в нашем крае

Знать понятие «почва», состав воды и почв.

Уметь определять признаки различных объектов природы
(цвет, форму, сравнительные размеры); различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы

Почва, ее значение для жизни

03.12

26

Природное сообщество лес

Практическая работа:

рассматривание гербарных экземпляров растений леса  и их распознавание

1

разнообразие растений и животных

Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни.

Правила поведения

в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана
(на примере наиболее распространенных водоемов местности, края)

экологические связи в сообществах

Знать основные правила поведения в окружающей среде.

Уметь использовать полученные знания

для  удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме)

Парктическая работа

 

Растения и жи-
вотные
красной книги: сообщества лес, Грибы.

Съедобные  и несъедобные
(узнавание)

06.12

10.12

27

Экскурсия. Знакомство с растениями и животными леса, их распознавание с помощью атласа-определителя.

Правила поведения на экскурсии

28

Природное сообщество луг.

Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений луга  и их распознавание

1

Графический диктант

Растения и жи-
вотные
красной книги: сообщества луг

13.12

29

Природное сообщество пресный

водоём. Практическая работа:

рассматривание гербарных экземпляров растений пресных водоёмов и их распознавание

1

Урок-игра

Текущий. Фронтальный опрос

Растения и животные красной книги: сообщества водоем

17.12

20.12

30

 Знакомство с растениями и животными луга и пресного водоёма, их распознавание с помощью атласа-определителя.

31

Растениеводство в нашем крае, его отрасли.

Практическая работа:

знакомство с культурными растениями края.

1

Комбинированный

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям, отрасли растениеводства, сорта культурных растений

Знать отрасли растениеводства в родном крае.

Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями

Тест (10 мин)

Природные сообщества родного края (2–3). Виды растениеводства

24.12

32

Биологическая защита урожая

1

Роль животных в жизни людей, бережное отношение  к животным. Биологическая защита урожая, её защита для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания

Уметь устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями

Фронтальный опрос

Виды растениеводства

27.12

33

Животноводство
в нашем крае, его отрасли.

1

Домашние животные

Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным.

Породы домашних животных животных, отрасли животноводства

Знать отрасли животноводства в родном крае.

Уметь ухаживать
за домашними животными

Виды животноводства.

Ветеринария

14.01

34

Родной край – часть большой страны. Обобщающий урок.

1

Урок-игра

Родной город: название, основные достопримечательности. Правила поведения
в природе

Знать природные сообщества родного края.

Уметь выполнять
правила поведения в природе

Тест

(10 мин)

Природные сообщества родного края (2–3).

Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведения из истории родного края

17.01

35

Начало истории человечества

1

Комбинированный

история

Человек – часть
природы и член общества.

Охрана памятников истории и культуры.

Способы познания окружающего мира, периодизация истории

Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени

Фронтальный опрос

История первобытного человека. Счет лет в истории

21.01

35

Древний мир.

1

Древний мир , древнейшие сооружения,

О чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина.

Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени

История древнего мира: Древний Египет, Древний Рим. Счет лет в истории

24.01

36

Средние века:

1

Знать историю средних веков

История феодального общества. Рыцарь

28.01

37

Новое время:

1

Выдающиеся люди разных эпох

Достижения науки и техники: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф

Знать выдающихся людей нового времени.

Уметь работать с географической картой

Открытие
Америки

31.01

38

Новейшее время:

1

Выдающиеся люди разных эпох

Достижения науки и техники. осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете

Знать выдающихся людей новейшего времени

Новейшая история

04.02

40

Восточные славяне.

1

Комбинированный

народы

История Отечества. Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва – столица России

Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

 

Древняя Русь

07.02

41

Века Древней Руси. Крещение Руси

1

Древняя Русь

11.02

42

Киев – столица Древней Руси.

Господин Великий Новгород. Практическая работа показ изучаемых объектов на исторической карте.

1

города

Тематический

историческая карта

Столицы Древней Руси

14.02

43

Культура, быт и нравы Древней Руси

1

Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры

Знать музеи России.

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

Фронтальный опрос

Музеи. Экспонаты Древней Руси

18.02

44

Наше Отечество в XIII- XV веке. Золотая Орда Практическая работа: показ изучаемых объектов на исторической карте.

1

Древние славяне

Россия на карте (границы, города, места  изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох.

Охрана памятников истории и культуры

Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской
битвы

 

Жизнь древних славян на Руси

21.02

45

Московские князья-собиратели земли Русской

1

Комбинированный

Карта, иллюстрации

Историческая
карта

25.02

46

Куликовская
битва
 Практическая работа: показ изучаемых объектов на исторической карте.

1

Историческая
карта

28.02

47

Иван  Третий

1

Знать реформы Ивана Третьего.

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

Реформы Ивана Третьего

04.03

48

Культура, быт и нравы страны XIII- XV веке.

1

Кирилл и Мефодий

Выдающиеся люди разных эпох Культура, быт и нравы страны XIII- XV веке

Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого.

Уметь использовать полученные  знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране

 

История книгопечатания на Руси

07.03

49

Патриотический подвиг Кузьмы  Минина и Дмитрия  Пожарского

1

Выдающиеся люди разных эпох

11.03

50

Петр Первый – царь-преобразователь.

1

Комбинированный

Выдающиеся люди разных эпох. Города России. Санкт-Петербург

Тест

портрет

Реформы Петра Великого

14.03

51

Культура, быт и нравы России в XVIII в.

1

Выдающиеся люди разных эпох Культура, быт и нравы России в XVIII в.

Знать историю развития образования на Руси

Фро-ный

портрет

Образование на Руси

18.03

52

Россия при Екатерине Второй

1

Выдающиеся люди разных эпох

Знать реформы Екатерины Великой

Темский

портрет

Правление Екатерины Великой

21.03

53

Отечественная война 1812 года. Практическая работа: показ изучаемых объектов на исторической карте.

1

Выдающиеся люди разных эпох

Бородинское сражение

Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года.

Уметь работать с исторической картой

Фронтальный опрос

Карта, презентация

Историческая
карта

01.04

54

Россия в XIX –начале XX века

1

Россия на карте (границы, города, места  изученных исторических событий)

Знать историю России XIX века.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России

карта

Историческая
карта

04.04

55

Россия в XX веке

1

Комбинированный

Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России

Уметь использовать полученные  знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране,

описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

Тематический

 

Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы

08.04

56

Жизнь страны в  20–30-е

годы

1

Россия на карте (границы, города). Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

Знать страницы истории России в 1920–1930-х годах.

Уметь описывать исторические события в начале  XX века в России

Фронтальный опрос

презентация, карта

Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, герб столицы

11.04

57

Великая Отечественная война  
1941-1945гг.
 Практическая работа: показ изучаемых объектов на исторической карте.

1

Государственные праздники (День Победы)

Героизм и патриотизм народа

Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев Вов; первого космонавта, выдающихся людей

Карта, презентация

Историческая
карта

15.04

58

Наша страна в 1945-1991гг

1

Комбинированный

Первые космонавты

Выдающиеся люди разных эпох.

Государственные праздники

Уметь описывать исторические события, пользуясь исторической картой

Фронтальный опрос

клип

История покорения космоса

18.04

59

Экскурсия: знакомство с достопримечательностями родного края(села)

1

геология

Охрана памятников истории и культуры

Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете

Тест (10 мин)

презентация о Москве

Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы

22.04

60

Конституция России - наш основной закон.

1

Права человека

Человек – член общества. Россия
(Российская Федерация) – наша Родина. Государственные праздники (День
Конституции)

Знать государственные праздники, Основной закон России.

Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации

Фронтальный опрос

Книги, презентация

Конституция – Основной закон Российской Федерации

25.04

61

Права ребёнка

1

конвенцию

Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей)

конвенция, презентация

Права ребенка

29.04

62

Государственное устройство России.

1

Комбинированный

Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание

Знать основной закон России и права человека, название нашей родной страны и ее столицы.

Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию

Тематический.

Тест (5 мин)

иллюстративный ряд

Важнейшие события, происходящие в современной России. Народы, населяющие Россию: обычаи, характерные особенности быта

02.05

63

Государственная символика нашей страны.

1

Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный  флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна

Знать государственную символику России.

Уметь описывать историю создания гимна, герба, флага

Фронтальный опрос

 

Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы

06.05

64

Государственные праздники

1

Государственные праздники (День независимости, День защитника Отечества, День Конституции), другие всенародные праздники, отмечаемые в России

Знать государственные праздники.

Уметь описывать государственные праздники, традиции народов России

Важнейшие события, происходящие в современной России. Народы, населяющие Россию

13.05

65

Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал.

1

Комбинированный

Города России

Города России. Москва – столица России. Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.

Россия на карте (границы, города, места  изученных исторических событий).

Охрана памятников истории и культуры

Знать города России, правила работы с географической картой.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1–2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране

Текущий

Народы, населяющие Россию (2–3): обычаи, характерные особенности быта

16.05

66

Регионы России Север Европейской России.

Практическая работа:

1

20.05

67

Регионы России: Центр Европейской России. Юг Европейской России

1

Текущий.

Графический диктант

Народы, населяющие Россию (2–3): обычаи, характерные особенности быта

23.05

68

Современная Россия.  (итоговый урок)

1

Урок-игра

Тест(10 мин)

тест

27.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...