Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и на основе Концепции программы для начальных классов «Школа России».
Учебная программа «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР: Мир вокруг нас» составлена на основе программы Плешакова А. А. «Окружающий мир» курс «МИР ВОКРУГ НАС».
Программа Плешакова А. А. «Окружающий мир» курс «МИР ВОКРУГ НАС» входит в учебный комплект «Школа России».
На изучение учебного материала по учебному предмету «Окружающий мир» курс «МИР ВОКРУГ НАС» в тематическом планировании отводится 68 часов (2 ч в неделю), что полностью соответствует количеству часов по БУП ОУ 2004 г. и программе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 249.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 года и на основе Концепции программы для начальных классов «Школа России».
Учебная программа «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР: Мир вокруг нас» составлена на основе программы Плешакова А. А. «Окружающий мир» курс «МИР ВОКРУГ НАС».
Программа Плешакова А. А. «Окружающий мир» курс «МИР ВОКРУГ НАС» входит в учебный комплект «Школа России».
На изучение учебного материала по учебному предмету «Окружающий мир» курс «МИР ВОКРУГ НАС» в тематическом планировании отводится 68 часов (2 ч в неделю), что полностью соответствует количеству часов по БУП ОУ 2004 г. и программе.
Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В XXI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Особую остроту экологические проблемы будут иметь в России, поскольку наша страна решает сложнейшие задачи экономического и социального развития в условиях крайнего дефицита экологической культуры в обществе.
Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель — воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека — доброта, терпимость, ответственность.
К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Цели обучения
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
• развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
• освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения содержания Окружающего мира учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.
Курс обеспечен:
• Учебник: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2009.
• Рабочая тетрадь к учебнику: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2009.
• Тесты. А.А.Плешаков. Просвещение.4 класс.2009.
• Тетрадь на печатной основе А.А.Плешаков «Мир вокруг нас». Проверим себя. Изд-во «Вита-пресс», 2009.
• «Школа России» Концепция и программы для начальных классов – М.: «Просвещение», 2009.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения окружающего мира в 4 классе отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
Количество часов в неделю по программе - 2
Количество часов в неделю по учебному плану - 2
Количество часов в год – 68
Количество практических работ -23
Количество экскурсий - 3
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента
знать/понимать — перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;
уметь — владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ
В результате изучения окружающего мира ученик должен
знать/понимать
• название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
• государственную символику России;
• государственные праздники;
• основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
• общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
• правила сохранения и укрепления здоровья;
• основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
уметь
• определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
• различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
• различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
• приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2—3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
• показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы; равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1—2 города);
• описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
• ориентирования на местности с помощью компаса;
• определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
• установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
• ухода за растениями (животными);
• выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья и безопасного поведения;
• оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
• удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей
№ урока | Тема урока | Виды работы |
2 | Планеты Солнечной системы. | Работа с глобусом: движение Земли в космическом пространстве. |
3 | Звездное небо – Великая книга Природы. | Нахождение на карте звездного неба изучаемых созвездий. |
4 | Мир глазами географа. | Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географических картах. |
5 | Пояса Земли. | Работа с глобусом и картой: нахождение тепловых поясов. |
11 | Равнины и горы России. | Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов. |
12 | Моря, озера и реки России. | Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов. |
13 | Зона арктических пустынь. | Поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России. |
14 | Тундра. | Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями. |
15 | Леса России | Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями. |
17 | Зона степей. | Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями. |
18 | Пустыни. | Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями. |
19 | У Черного моря. | Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями. |
21 | Наш край. | Определение положения Брянской области на физической карте и карте природных зон. Карта родного края. |
24 | Наши подземные богатства. | Рассматривание образцов полезных ископаемых (2 – 3 названия) и определение их свойств. |
32 | Растениеводство в нашем крае. | Рассматривание гербарных экземпляров культурных растений поля. |
40 | Жизнь древних славян. | Показ на исторической карте расселение древних славян. |
41 | Во времена Древней Руси. | Показ на исторической карте территорию Древней Руси. |
42 | Страна городов. | Показ на исторической карте изучаемых городов. Работа с планами-схемами городов. |
44 | Трудные времена на Русской земле. | Работа с условными обозначениями на исторической карте. |
46 | Куликовская битва. | Работа с условными обозначениями на исторической карте. |
Учебно - тематическое планирование окружающего мира уроков
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Сопутствующее повторение | Элементы | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид | Оснащение | Элементы | Дата проведения |
1 | Мир глазами астронома | 1 | Комбинированный | Солнце. Земля – планета, Что изучает астрономия | Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете | Текущий |
| Астрономия. Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь) | 03.09 | |
2 | Земля- планета Солнечной системы. | 1 | планеты | Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли. Луна –естественный спутник Земли, причины сены дня и ночи и времён года. | Знать название нашей планеты, название планет Солнечной системы. Уметь работать с готовыми моделями | Практическая работа |
| Название планет Солнечной системы, их порядковое расположение от Солнца. Характеристика природных условий на каждой | 06.09 | |
3 | Звездное небо – великая «книга» Практическая работа: знакомство с картой звёздного мира | 1 | комбинированный | Солнце. Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли | Фронтальный опрос | Звездное небо. Карта звездного неба. Созвездия | 10.09 | |||
4 | Мир глазами географа. Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте | 1 | Глобус, карта | Глобус как модель Земли. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба). Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте Что изучает география | Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря | глобус | Наука «география». История создания глобуса. Первооткры- | 12.09 | ||
5 | Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу | 1 | Практического применения знаний | планеты | Условия жизни на Земле: свет, тепло. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба) | Знать тепловые пояса Земли. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли | карта | Тепловые пояса Земли. Карта | 17.09 | |
6 | Мир глазами историка Практическая работа: знакомство с историческими картами | 1 | Комбинированный | наука, археология, история | Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические Что изучает история, исторические источники, | Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | Тест (10 мин) | Науки «история» и «археология» | 20.09 | |
7 | Счёт лет в истории. | 1 | урок-игра | Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические Счёт лет в истории, исторические карты | Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени | Фронтальный опрос | Лента времени | Счет лет в истории. Работа с лентой времени | 24.09 | |
8 | Прошлое | 1 | Комбинированный | Красная книга | Человек – часть природы. Зависимость жизни и природы человека от природы и ее состояния Представление о современных экологических проблемах планеты, охрана окружающей среды -задача всего человечества, международное сотрудничество в области охраны окружающей среды | Уметь использовать приобретенные знания для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране | Тест (5 мин) |
| Красная книга России (отдельные представители), заповедники, национальные парки (знакомство) | 27.09 |
9 | Всемирное наследие. | 1 | Комбинированный | заповедник | Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения | Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры | Фронтальный опрос |
| Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы | 01.10 |
10 | Международная Красная книга. | 1 | Охрана растительного и животного мира | Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу | С/р | Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы | 04.10 | |||
11 | Важнейшие равнины и горы нашей страны Практическая работа: поиск и показ на физической карте равнин и гор. | 1 | Экскурсия | Равнины, горы | Россия на карте. Неживая и живая | Знать понятия «равнины», «горы». Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий) | Фронтальный опрос |
| Образование гор | 08.10 |
12 | Важнейшие моря, озера и реки нашей страны. Практическая работа: поиск и показ на физической карте озёр и рек | 1 | Комбинированный | Моря, озера, реки | Водоемы, их разнообразие, использование человеком | Знать виды водоемов. Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий) | Тест (10 мин) |
| Великие озера России | 11.10 |
13 | Зона арктических пустынь Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни | 1 | Арктика | Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни Экологические проблемы | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь | Фронтальный опрос |
| Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон | 15.10 | |
14 | Зона тундры Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни | 1 | Комбинированный | Растения и животные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни Экологические проблемы | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений | Фронтальный опрос | Карта, презентация, картины | Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон | 18.10 | |
15 | Зона лесов Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни | 1 | Урок- игра | лес | Роль растений | Знать общие усло- Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных леса | Графический диктант | Карта, презентация, картины | Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон | 22.10 |
16 | Экологические проблемы и охрана природы в зоне лесов. | 1 | Комбинированный | Роль растений | Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни | Проверочная работа | Карта, презентация, картины, тест | Природные зоны | 25.10 | |
17 | Зона степей Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни | 1 | Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных степей | Фронтальный опрос | Карта, презентация, картины | Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон | 05.11 | ||
18 | Зона пустынь Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни | 1 | Комбинированный | пустыня | Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны, охрана природы | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных пустыни | Фронтальный опрос | Карта, презентация, картины | Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон | 08.11 |
19 | Субтропики. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни | 1 | водоёмы | Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зоны | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных Черноморского побережья | Карта, презентация, звуки моря | Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон | 12.11 | ||
20 | Экологическое равновесие и необходимость его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей. Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России | 1 | экология | Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения | Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов, знать и выполнять правила поведения | Работа с Красной книгой родного края | Красная книга, иллюстрации | Красная книга России (отдельные представители), заповедники, национальные парки (общее представление) | 15.11 | |
21 | Наш край на карте Родины. Практическая работа: знакомство с картой края | 1 | Комбинированный | Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город: название, основные достопримечательности | Знать название родного города. Уметь показывать на карте родной край, выполнять основные правила поведения в окружающей среде | Текущий | Карта Брянской области | Природные сообщества родного края (2–3) | 19.11 | |
22 | Формы земной поверхности в нашем крае | 1 | равнины | Особенности поверхности (на основе наблюдений). Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте) изменение поверхности края в результате деятельности человека | Уметь показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы | Текущий | карта | Изменение поверхности родного края | 22.11 | |
23 | Водоёмы края. | 1 | Комбинированный | водоемы | Водоемы родного края (названия, краткая характеристика),охрана ,изменение водоёмов в результате деятельности человека | Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, моря, | Гра/диктант | картины | Природные сообщества родного края (2–3) | 26.11 |
24 | Полезные ископаемые нашего края. Практическая работа: рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств | 1 | Полезные ископаемые | Практическое знакомство с полезными ископаемыми своего края. Опыты с природными объектами, простейшие измерения Свойства полезных ископаемых,, способы добычи, охрана недр | Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах | Текущий | Набор полезных ископаемых | Природные ископаемые родного края. Их использование человеком | 29.11 | |
25 | Важнейшие виды почв края. Охрана почв в нашем крае. | 1 | Почва, ее состав. виды почв, охрана почв в нашем крае | Знать понятие «почва», состав воды и почв. Уметь определять признаки различных объектов природы | Почва, ее значение для жизни | 03.12 | ||||
26 | Природное сообщество лес Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений леса и их распознавание | 1 | разнообразие растений и животных | Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни. Правила поведения в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана экологические связи в сообществах | Знать основные правила поведения в окружающей среде. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме) | Парктическая работа |
| Растения и жи- Съедобные и несъедобные | 06.12 10.12 | |
27 | Экскурсия. Знакомство с растениями и животными леса, их распознавание с помощью атласа-определителя. | Правила поведения на экскурсии | ||||||||
28 | Природное сообщество луг. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание | 1 | Графический диктант | Растения и жи- | 13.12 | |||||
29 | Природное сообщество пресный водоём. Практическая работа: рассматривание гербарных экземпляров растений пресных водоёмов и их распознавание | 1 | Урок-игра | Текущий. Фронтальный опрос | Растения и животные красной книги: сообщества водоем | 17.12 20.12 | ||||
30 | Знакомство с растениями и животными луга и пресного водоёма, их распознавание с помощью атласа-определителя. | |||||||||
31 | Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Практическая работа: знакомство с культурными растениями края. | 1 | Комбинированный | Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям, отрасли растениеводства, сорта культурных растений | Знать отрасли растениеводства в родном крае. Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями | Тест (10 мин) | Природные сообщества родного края (2–3). Виды растениеводства | 24.12 | ||
32 | Биологическая защита урожая | 1 | Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным. Биологическая защита урожая, её защита для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания | Уметь устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями | Фронтальный опрос | Виды растениеводства | 27.12 | |||
33 | Животноводство | 1 | Домашние животные | Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным. Породы домашних животных животных, отрасли животноводства | Знать отрасли животноводства в родном крае. Уметь ухаживать | Виды животноводства. Ветеринария | 14.01 | |||
34 | Родной край – часть большой страны. Обобщающий урок. | 1 | Урок-игра | Родной город: название, основные достопримечательности. Правила поведения | Знать природные сообщества родного края. Уметь выполнять | Тест (10 мин) | Природные сообщества родного края (2–3). Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведения из истории родного края | 17.01 | ||
35 | Начало истории человечества | 1 | Комбинированный | история | Человек – часть Охрана памятников истории и культуры. Способы познания окружающего мира, периодизация истории | Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени | Фронтальный опрос | История первобытного человека. Счет лет в истории | 21.01 | |
35 | Древний мир. | 1 | Древний мир , древнейшие сооружения, О чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. | Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени | История древнего мира: Древний Египет, Древний Рим. Счет лет в истории | 24.01 | ||||
36 | Средние века: | 1 | Знать историю средних веков | История феодального общества. Рыцарь | 28.01 | |||||
37 | Новое время: | 1 | Выдающиеся люди разных эпох Достижения науки и техники: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф | Знать выдающихся людей нового времени. Уметь работать с географической картой | Открытие | 31.01 | ||||
38 | Новейшее время: | 1 | Выдающиеся люди разных эпох Достижения науки и техники. осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете | Знать выдающихся людей новейшего времени | Новейшая история | 04.02 | ||||
40 | Восточные славяне. | 1 | Комбинированный | народы | История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва – столица России | Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества |
| Древняя Русь | 07.02 | |
41 | Века Древней Руси. Крещение Руси | 1 | Древняя Русь | 11.02 | ||||||
42 | Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Практическая работа показ изучаемых объектов на исторической карте. | 1 | города | Тематический | историческая карта | Столицы Древней Руси | 14.02 | |||
43 | Культура, быт и нравы Древней Руси | 1 | Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры | Знать музеи России. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | Фронтальный опрос | Музеи. Экспонаты Древней Руси | 18.02 | |||
44 | Наше Отечество в XIII- XV веке. Золотая Орда Практическая работа: показ изучаемых объектов на исторической карте. | 1 | Древние славяне | Россия на карте (границы, города, места изученных сражений, исторических событий). Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры | Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской |
| Жизнь древних славян на Руси | 21.02 | ||
45 | Московские князья-собиратели земли Русской | 1 | Комбинированный | Карта, иллюстрации | Историческая | 25.02 | ||||
46 | Куликовская | 1 | Историческая | 28.02 | ||||||
47 | Иван Третий | 1 | Знать реформы Ивана Третьего. Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | Реформы Ивана Третьего | 04.03 | |||||
48 | Культура, быт и нравы страны XIII- XV веке. | 1 | Кирилл и Мефодий | Выдающиеся люди разных эпох Культура, быт и нравы страны XIII- XV веке | Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого. Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране |
| История книгопечатания на Руси | 07.03 | ||
49 | Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского | 1 | Выдающиеся люди разных эпох | 11.03 | ||||||
50 | Петр Первый – царь-преобразователь. | 1 | Комбинированный | Выдающиеся люди разных эпох. Города России. Санкт-Петербург | Тест | портрет | Реформы Петра Великого | 14.03 | ||
51 | Культура, быт и нравы России в XVIII в. | 1 | Выдающиеся люди разных эпох Культура, быт и нравы России в XVIII в. | Знать историю развития образования на Руси | Фро-ный | портрет | Образование на Руси | 18.03 | ||
52 | Россия при Екатерине Второй | 1 | Выдающиеся люди разных эпох | Знать реформы Екатерины Великой | Темский | портрет | Правление Екатерины Великой | 21.03 | ||
53 | Отечественная война 1812 года. Практическая работа: показ изучаемых объектов на исторической карте. | 1 | Выдающиеся люди разных эпох Бородинское сражение | Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года. Уметь работать с исторической картой | Фронтальный опрос | Карта, презентация | Историческая | 01.04 | ||
54 | Россия в XIX –начале XX века | 1 | Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий) | Знать историю России XIX века. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России | карта | Историческая | 04.04 | |||
55 | Россия в XX веке | 1 | Комбинированный | Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России | Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества | Тематический |
| Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы | 08.04 | |
56 | Жизнь страны в 20–30-е годы | 1 | Россия на карте (границы, города). Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Знать страницы истории России в 1920–1930-х годах. Уметь описывать исторические события в начале XX века в России | Фронтальный опрос | презентация, карта | Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, герб столицы | 11.04 | ||
57 | Великая Отечественная война | 1 | Государственные праздники (День Победы) Героизм и патриотизм народа | Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев Вов; первого космонавта, выдающихся людей | Карта, презентация | Историческая | 15.04 | |||
58 | Наша страна в 1945-1991гг | 1 | Комбинированный | Первые космонавты | Выдающиеся люди разных эпох. Государственные праздники | Уметь описывать исторические события, пользуясь исторической картой | Фронтальный опрос | клип | История покорения космоса | 18.04 |
59 | Экскурсия: знакомство с достопримечательностями родного края(села) | 1 | геология | Охрана памятников истории и культуры | Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете | Тест (10 мин) | презентация о Москве | Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы | 22.04 | |
60 | Конституция России - наш основной закон. | 1 | Права человека | Человек – член общества. Россия | Знать государственные праздники, Основной закон России. Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации | Фронтальный опрос | Книги, презентация | Конституция – Основной закон Российской Федерации | 25.04 | |
61 | Права ребёнка | 1 | конвенцию | Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей) | конвенция, презентация | Права ребенка | 29.04 | |||
62 | Государственное устройство России. | 1 | Комбинированный | Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание | Знать основной закон России и права человека, название нашей родной страны и ее столицы. Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию | Тематический. Тест (5 мин) | иллюстративный ряд | Важнейшие события, происходящие в современной России. Народы, населяющие Россию: обычаи, характерные особенности быта | 02.05 | |
63 | Государственная символика нашей страны. | 1 | Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна | Знать государственную символику России. Уметь описывать историю создания гимна, герба, флага | Фронтальный опрос |
| Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы | 06.05 | ||
64 | Государственные праздники | 1 | Государственные праздники (День независимости, День защитника Отечества, День Конституции), другие всенародные праздники, отмечаемые в России | Знать государственные праздники. Уметь описывать государственные праздники, традиции народов России | Важнейшие события, происходящие в современной России. Народы, населяющие Россию | 13.05 | ||||
65 | Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал. | 1 | Комбинированный | Города России | Города России. Москва – столица России. Отдельные яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России: картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. Россия на карте (границы, города, места изученных исторических событий). Охрана памятников истории и культуры | Знать города России, правила работы с географической картой. Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1–2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране | Текущий | Народы, населяющие Россию (2–3): обычаи, характерные особенности быта | 16.05 | |
66 | Регионы России Север Европейской России. Практическая работа: | 1 | 20.05 | |||||||
67 | Регионы России: Центр Европейской России. Юг Европейской России | 1 | Текущий. Графический диктант | Народы, населяющие Россию (2–3): обычаи, характерные особенности быта | 23.05 | |||||
68 | Современная Россия. (итоговый урок) | 1 | Урок-игра | Тест(10 мин) | тест | 27.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...