Сегодня мне принесли письмо, а адресовано оно вам ребята. Это письмо вам написал Барон Мюнхгаузен и сейчас он находиться в Африке. Как вы думаете, почему письмо из Африки в черном конверте? Какое спортивное событие произойдет в 2014 году в Сочи?(олимпийские игры в Сочи)Эмблема олимпийских игр-пять колец,. Каждый цвет-это какой-либо континент. Африка- черный цвет. Основная цель олимпиады-поддержания мира, улучшение отношений между странами. Прочитаем письмо. Здравствуйте, дорогие дети. Пишет вам барон Мюнхгаузен . Вы наверное знаете, что со мной случалось очень много невероятных историй. Например, я летал на ядре, вытаскивал себя за волосы из болота, стрелял в оленя вишневой косточкой, и потом у него вместо рогов выросли вишневые деревья. Но вы знаете, что я самый правдивый человек на свете, поэтому моим историям вы конечно поверили Так вот, недавно я отправился в очередное путешествие, и снова попал в приключения. Со мной очень интересно. Если вы хотите отправиться со мной путешествовать по Африке, я прошу вас выполнить все мои задания. Ну и в заключении, хочу обратиться к вам с просьбой. Поспешите. Ведь у нас впереди столько открытий! Итак, ребята, для того, чтобы нам выполнить все задания Барона Мюнхаузена,мы разделимся на группы . Вспомним правила работы в группе, записанные у нас в порфолио. 1.Свободно обмениваться мнениями. Не критикуйте, а предлагайте. 2.Необходимо уважать мнение каждого участника. 3.Шум может быть только рабочим. Девиз сегодняшнего урока: «Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!» Открываем конверт и возьмем карточки голубого цвета. Прочитайте задание и постарайтесь выполнить его. 1 группа. Почему Африка самый жаркий материк? Какие океаны омывают этот материк?
2 группа. Какую нужно использовать карту для того, чтобы определить природную зону местности? В каких природных зонах находиться Африка? (рассмотрите карту стр. 104-105)
3 группа. Рассмотрите физическую карту Африки(учебник стр.60 ч.2) Назовите самые крупные реки Африки (Конго, Нил) В устье реки Нил 5 тысяч лет назад возникло первое в мире государство –Египет. Закройте глаза .Представьте, что вы перенеслись на машине времени на 5 тысяч лет назад.(слайд Пирамиды, Большой Сфинкс, Гробница Фараона, Тутанхамона, Храмы Богов)
4 группа. Расскажите о древнем государстве Египет.(найдите информацию в учебнике стр.65, в энциклопедии, в журнале»Вокруг света») О Египте, о пустыне Сахара.(слайд ) На севере Африки расположено древнее государство Египет.( показ государственного флага)Там живут арабы. Столица Египта-Каир. Каир- самый крупный город Африки. О древности государства Египет напоминают гигантские сооружения из камня – пирамиды. В них египтяне хоронили своих правителей. Берега Египта омывает с севера Средиземное море, с востока Красное море. С юга на север течет река Нил.(показ на карте) Река Нил- самая длинная в мире. Вдоль берегов тянется узкая полоска земли, появившая при помощи орошения земель человеком. В Африке очень жарко, особенно в пустыне Сахара. Весь север Африки занят этой пустыней. Сахара- это самая большая пустыня мира. Кажется, что в Египте ей нет конца и края.
Остальную часть составляет тропическая степь – саванна, и в центре материка находятся непроходимые леса. Древние египтяне использовали папирус и в качестве еды, как некое лакомство. Ещё из стеблей плели корзины . Волокна папируса уходили на ткани, незаменимые по качеству и превосходящие лён. Самое главное, что делали из папируса — это вид египетской бумаги, которая так и называлась «папирус», и которая прочно вошла в историю. Именно на папирусе дошли до нас мысли древних людей. Что помогло вам ответить на вопросы? (учебник, геогр.карта, энциклопедии) Вопрос всем детям: Какой вывод можно сделать? Ответы детей: 1.Африка располагается в жарком поясе 2.Здесь есть и безжизненные пустыни, саванны, и дремучие влажные леса. 3. Самый крупный город Африки -столица Египта. Мы справились с первым заданием Барона Мюнхгаузена. Прочитаем задание от Мюнхгаузена на карточке розового цвета. 1 группа. -Рассмотрите карту материка. Какие животные обитают в Африке? -Расскажи, какие животные самые умные в Африке.(учебник стр.66)слайд Разновидность обезьян велика. Есть очень маленькие (до15 см), а есть с человеческий рост. Одни обезьяны имеют длинные хвосты, а другие короткие , третьи совсем без хвостиков. Различаются они по окраске, и по внешнему виду. Так, обезьяны могут быть бурыми, черными, бородатыми и безбородыми, с бакенбардами и без них. Живут обезьяны довольно долго, как человек.
2 группа. -По каким признакам можно различить травоядных животных от хищных?( растительноядные, Травоядные — это животные, которые питаются исключительно растительной пищей: листьями, травой, плодами и ветками деревьев. Хищники — это животные, которые охотятся на других животных и питаются их мясом.) 3 группа. -Найдите травоядных животных.(носорог, жираф,зебра,антилопа, Травоядные животные: антилопа, зебра, жираф, слон, носорог, обезьяна, верблюд черепаха,) 4 группа. -Найдите хищных животных. (лев, гепард, Это один из самых опасных хищников Африки.В Африке большие злые крокодилы будут вас кусать, бить и обижать, - не ходите, дети, в Африку гулять. … , стервятник- Хищная птица сем. ястребиных, из группы настоящих грифов. Длина около 65 см. Клюв, в отличие от других грифов, тонкий и длинный; на затылке хохол из удлиненных перьев. Стервятник кормится ящерицами, змеями, черепахами, но главным образов падалью. ) Вам было дано творческое задание придумать загадку об одном известном вами африканском животном. Самые лучшие загадки я сейчас вам загадаю.(презентация загадки о животных собственного сочинения) 1)Толстокожий, толстогубый. а во рту четыре зуба. Если он откроет пасть. Можно в обморок упасть(бегемот) 2)Ярко-розовый наряд ,глазки солнышком горят- Так стройна, нежна. Прелестна. Длинноногая принцесса. (фламинго) 3)На коряги он похож, зубы острые, как нож/.Он лежит, зарывшись в ил, злой и страшный …(крокодил) 4)Эта птица хоть куда! Не летает никогда ,только бегает, как ветер. Знают птицу все на свете.(страус) 5)Он пушистый, полосатый, да к тому ж еще усатый, озорной он как котенок, а зовут его…(тигренок) 6) Этот зверек очень умелый, он мастер маскировки, у него длинный язык, питается насекомыми(хамелеон) 7)Поднимает великан груз тяжелый к облакам, а если станет душно, себя польет из душа.(слон) 8)Очень длинные иголки, попрочнее чем у елки, может много съесть за раз, а грызун тот… (дикобраз) 9)Неуклюжа, тихоходна, носит дом с собой в походах, в нем живет одна без страха и соседей …(черепаха) 10)У этой лошадки одежка в полоску, похожа одежка ее на матроску.(зебра) Интересен животный мир Африки. Можно много говорить о его обитателях .Если вас заинтересовали какие-то животные, вы всегда можете прочитать о них в энциклопедиях. Какой можно сделать вывод? Много диких животных можно встретить в Африке: зебры, слоны, обезьяны,жирафы,гепарды,антилопы,крокодилы,носороги.) Физкультминутка «Мы по Африке идем…» Снова пришел долгожданный миг- Нам пора в дорогу. Он зовет нас, в загадочный мир, Таинственный мир природы. Сегодня к нам на урок мы пригласили ученого- путешественника .Он расскажет нам об экологии в Африке. Тема моего доклада: «Экологическая обстановка в Африке» Я хочу рассказать об экологической обстановке в Африке» Доклад (докладчик показывает на стенгазете)
ВЫРУБКА ЭКВАТОРИАЛЬНЫХ ЛЕСОВ. Влажные экваториальные леса занимают небольшую часть поверхности Земли. Они играют особую роль. Эти «зеленые легкие» Земли вырабатывают около трети кислорода, содержащегося в атмосфере. Их уничтожение вызовет необратимые экологические последствия. Рост содержания углекислого газа в атмосфере в результате вырубки лесов уже через 40 лет может привести, как считают некоторые ученые, к повышению средней температуры в мировых масштабах на 2° С, что усилит возможность таяния обоих полярных шапок - Антарктиды и Северного Ледовитого океана. Это в свою очередь, грозит затоплением миллионов гектаров низинных земель во всем мире. Кроме того, лес играет важную роль хранителя почв, сдерживающих наступление пустынь. Уничтожь растительный покров - нарушится сезонный цикл дождей, обмелеют реки, землю разъест эрозия. Между тем, уже сегодня сведение экваториальных лесов приняло угрожающие масштабы. Каждый год в мире уничтожается 11 миллионов гектаров джунглей - площадь, равная четырем Бельгиям. Ряд африканских стран уже осознали всю серьезность последствий столь интенсивной вырубки лесов. Так, например, в Республике Конго леса сохранились лишь на 60% площади. Государство контролирует заготовку и экспорт древесины, лес восстанавливается, высаживают эвкалипты. В государстве Центральной Африки (Заир, Конго, Габон, Камерун) создаются новые национальные парки с целью сохранения экваториальных лесов. Прочитаем задание Мюнхгаузена на карточке зеленого цвета.
Какие животные исчезают в Африке? . Носорог. Я – носорог. У меня очень хороший слух и обоняние, а вот зрение плохое. Я очень близорук. Видимо, из за этого я бываю порой очень агрессивен. Хочу пожаловаться вам, люди, что нас стало очень мало. Люди истребляют нас. Виной этому стало наше грозное оружие – рог. Некоторые люди считают, что из нашего рога можно сделать сильнодействующее лекарство от ряда болезней. Но это заблуждение. Наукой доказано, что наш рог не обладает никакими целебными свойствами. Но людей так трудно в этом убедить. Несмотря на запреты, охота на носорогов продолжается. Люди, будьте милосердными. Необходимо их беречь и защищать.
Слон. Я – африканский слон. Самое крупное наземное животное нашей планеты. Мой хобот – это верхняя губа, сросшаяся с носом. Благодаря особым мышцам и сухожилиям хобот обладает удивительной подвижностью и огромной силой. Я могу быть быстрым, ловким, я хорошо бегаю. Ноги у меня устроены замечательно. На подошве под кожей имеется студенистая пружинящая масса, которая делает шаги слона почти бесшумными. Люди, мы тоже хотим к вам обратиться. Нас стало очень мало. Вы убиваете нас из-за бивней, из-за спроса на слоновую кость. Охота на нас ограничена, а в некоторых странах полностью запрещена. Но браконьеры по-прежнему отстреливают нас по 10–20 тысяч в год. Нам страшно жить. Помогите нам. Какой вывод можно сделать об экологии? В Африке животные охраняются людьми, а раньше европейцы устраивали на них безжалостную охоту. Прочитаем задание от Мюнхгаузена на карточке желтого цвета 1 группа. Какие народы населяют Африку? Африканские национальности : эфиопы, египтяне, арабы, кенийцы, пигмеи, Масаи.
2 группа (стр.67) -Какое основное занятие африканцев?(земледелие) Выращивают просо, кукурузу, рис. В лесных областях возделывают клубневые: ямс, таро, батат, маниоку. На поле, как правило, работают женщины. В Африке разводят фруктовые деревья и кусты: бананы, финиковые и кокосовые пальмы. Сажают арбузы и различные овощи. В Африке любят заниматься плетением и ткачеством. Из листьев различных видов пальм, из стеблей тростника и из лиан плетут корзины. Их украшают цветным орнаментом.
Из тыквы делают посуду. Круглую тыкву разрезают пополам, очищают специальным ножом, а потом выставляют на солнце. Кожура на солнце высыхает, а муравьи выедают содержимое дочиста – и тарелка или чаша готова. Тыкву вытянутой формы употребляют для изготовления кувшинов или бутылок. Тыкве придают любую форму, перевязывая ее, когда она еще растет.(показ тыквы)
3 группа Как африканцы охраняют свою природу?(учебник стр.67)
4 группа - Как отмечают праздники в Африки? (журнал «Вокруг света» (стр.11) У местных племен есть праздник, посвященный Солнцу. Ритуальные танцы они исполняют под звуки национального инструмента-барабана .
|