Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса ПНШ
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Рабочая программа + тематическое планирование по математике для 3 класса УМК "Перспективная начальная школа" ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzh.mir_3_klass_pnsh.rar | 78.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Зареченская средняя общеобразовательная школа
Собинского района
Рассмотрено: Утверждено:
на заседании Директор школы:
методического совета Максимова Т.П.
протокол №_____ ________________
от «___»_____2013г. «___» _______2013г
Рабочая программа
по курсу «Окружающий мир»
на 2013-2014 учебный год
Класс: 3
Учитель: Чеканова Нина Трофимовна
Количество часов:
Всего – 68
В неделю – 2
Планирование составлено на основе:
Программы по учебным предметам. Реализация образовательного стандарта второго поколения.
УМК "Перспективная начальная школа" (3 класс)
М.: Академкнига / Учебник, 2013 год.
Заречное, 2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования (приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. №1312); Федерального компонента государственных образовательных стандартов по предметам БУПа 2004 года (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089), примерных программ начального общего образования (письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г.) и авторской программы Федотовой О.Н, Трафимовой Г.В., Трафимова С.А. «Окружающий мир» (образовательная программа «Перспективная начальная школа»). Курс рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).
Для реализации программы используются учебники и учебно-методические пособия:
Федотова О.Н, Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир (Наш мир). 3 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир в вопросах и заданиях. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига /Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир знакомый и загадочный. 3 класс: Хрестоматия. — М.: Академкнига /Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/ Учебник.
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс интегрированы такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Особая значимость этого интегрированного курса в формировании у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.
Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствии с направлениями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Это прежде всего:
сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта: опыта сельской жизни — с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни — с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;
последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений — работы с научно-популярной, справочной литературой;
проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений;
изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных и обществоведческих дисциплин;
воспитание у школьников бережного отношения к объектам Природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.
Программа первых лет обучения построена таким образом, что знания второго года обучения базируются на основе ранее полученных знаний, дополняя и углубляя их.
Во втором классе учащиеся изучают, что различия природных объектов, особенности протекания сезонных изменений обусловлены вращением Земли и ее движением вокруг Солнца.
Еще одна содержательная линия включает вопросы, связанные со здоровьем и безопасной жизнедеятельностью ребенка (правила гигиены, правила поведения на воде, безопасное поведение дома, на улице, на дороге, при контактах с незнакомыми людьми и т. д.).
Во втором классе все знания, полученные в первом, систематизируются и углубляются на основе знакомства с источниками информации об окружающем мире. Дети уже умеют читать и общаться со взрослыми. Способ познания может быть расширен за счет работы с адаптированными научными источниками, справочной литературой, наглядными пособиями, за счет первичных умений «собирать» информацию самостоятельно устно (в беседах с информированными взрослыми — родителями, педагогами школы, агрономами, экологами, на уроках информатики и т. д.) и письменно (общение посредством переписки с активом клуба «Мы и окружающий мир»).
Важнейшая роль в развитии ребенка в течение всех четырех лет обучения предмету отводится социализации — усвоению им нравственных норм и правил, образцов поведения в природе, обществе, так необходимых для развития положительных качеств личности. Необходимой частью развития является воспитание любви и уважения к родной стране, к ее законам и символике. Задача первых двух лет обучения — вызвать у детей интерес к изучению родного края, дать первоначальные представления о Родине, познакомить с терминами «государство», «гражданин», «законы страны», «Красная книга Российской Федерации», «Красная книга Края», «государственные символы: флаг, герб, гимн, «права и обязанности гражданина».
Одной из задач всех лет обучения является «открытие» школьниками эксперимента как способа проверки выдвигаемых гипотез. Содержание темы «Неживая природа. Тела и вещества» позволит более глубоко раскрыть прежде изученные взаимосвязи неживой и живой природы. Знания о живой и неживой природе расширяются за счет изучения свойств жидкостей и газов, круговорота воды 0 природе, изучения природных сообществ (луг, лес, водоем) и цепей питания.
Следующая содержательная линия курса связана с обучением учащихся простейшим способам ориентации на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице, о разных странах мира и нашей планете в целом.
Полученные ранее учащимися представления о многообразии объектов природы и их изменчивости, о Земле как планете Солнечной системы дополняются знаниями о природных зонах и природных сообществах Земли. Им предстоит осознать место своего родного края, своей родины — России на планете Земля.
Содержание учебного предмета «Окружающий мир»
3 класс (68 часов)
Способы познания окружающего мира с помощью простейших приборов (2 ч)
Знакомство с устройством простейших приборов, их назначением, приемами использования: микроскоп (система увеличительных стекол), термометр, часы, флюгер, компас и др.
Примечание. Раздел программы раскрывается в процессе изучения тем, связанных с необходимостью использования тех или иных приборов.
Планета, на которой мы живем (12 ч)
Глобус — модель Земли. Экватор. Параллели и меридианы.
Географическая карта как еще один источник получения информации об окружающем мире. Карта полушарий. Северное и Южное полушария. Западное и Восточное полушария. Физическая карта России. Условные обозначения на физической карте.
Материки и океаны (названия, расположение на карте и глобусе).
План местности. Масштаб. Стороны горизонта. Линия горизонта.
Ориентирование на местности: горизонт, линия горизонта, стороны горизонта. Компас.
Общие представления об основных формах поверхности: горы, равнины, холмы, овраги. Их особенности, сходство и различие.
Практикум
Практические работы: работа с физической и контурной картами России, с планом местности. Крупные равнины и горы (3–5 названий), моря, реки, озера (3–5 названий). Работа с компасом (знакомство и устройство), определение сторон. Определение горизонта по компасу. Сравнение карты и плана, элементарные приемы чтения плана и карты.
Экскурсия: знакомство с основными формами поверхности родного края.
Неживая природа (16 ч)
Первоначальные представления о веществе. Примеры твердых, жидких, газообразных веществ.
Вода. Свойства воды в жидком состоянии (ранее изученные и новые): текучесть, не имеет формы, запаха, цвета, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается и др. Вода — растворитель.
Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда). Свойства воды в газообразном состоянии.
Три состояния воды. Вода в природе. Туман, облака, осадки.
Кругооборот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Охрана водоемов, бережное отношение к воде.
Воздух — смесь газообразных веществ (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха (ранее изученные и новые).
Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при расширении нагревается, при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло. Значение воздуха на Земле для растений, животных и человека. Охрана воздуха от загрязнений.
Движение воздуха (ветер), температура воздуха. Первые представления о погоде: облачность, ветер, осадки, температура воздуха.
Твердые вещества. Свойства твердых тел (на примере полезных ископаемых). Горные породы. Полезные ископаемые. Использование и охрана полезных ископаемых.
Практикум
Наблюдения за погодой: облачность, ветер, осадки, температура воздуха.
Практические работы. Изучение свойств воды в жидком и твердом состоянии. Измерение температуры воды и воздуха с помощью термометра. Изучение свойств полезных ископаемых (известняка, мрамора, песка, глины). Расширение твердых тел при нагревании.
Сравнение минералов по твердости. Изучение свойств воздуха (расширение при нагревании, сжатие при охлаждении и др.). Доклады для первоклассников и второклассников о безопасном поведении во время гололеда. Изготовление модели термометра, компаса.
Взаимосвязь неживой и живой природы (16 ч)
Разрушение твердых пород под воздействием воды, ветра, растений, колебаний температуры воздуха.
Почва — единство живого и неживого, ее примерный состав, свойства, значение для жизни. Разнообразие живых организмов почвы: растения, грибы, животные, микроорганизмы. Почвы родного края.
Разрушение почв под действием потоков воды, ветра, непродуманной хозяйственной деятельности. Охрана почв.
Практикум
Экскурсия по родному краю: «Почвы родного края».
Практические работы: определение примерного состава почвы.
Природные сообщества (16 ч)
Лес, луг, водоем, поле, болото. Взаимосвязи в сообществах. Растения и животные природных сообществ. Развитие животных (на примере появления из яйца и развитие бабочки- капустницы).
Растения и животные природных сообществ родного края. Роль и значение природных сообществ в жизни человека. Влияние человека на природные сообщества.
Охрана природных сообществ родного края. Безопасное поведение человека в природе (у водоема, в лесу, вблизи болот). Человек — защитник природы.
Практикум
Наблюдения за животными в ближайшем природном окружении.
Экскурсии по родному краю (лес, луг, водоем).
Практические работы. Участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка птиц, озеленение школьного двора и др.). Работа с гербариями растений природных сообществ: описание внешнего вида, условий произрастания. Работа в уголке природы по уходу за комнатными растениями.
Наша страна Россия (6 ч)
Лента времени. Города России — Золотое кольцо России. Названия городов Золотого кольца, расположение на карте, достопримечательности — памятники зодчества и живописи (межпредметные связи с уроками литературного чтения).
Санкт-Петербург. Расположение на карте. Основание Санкт-Петербурга. План-карта Санкт-Петербурга XVIII века. Достопримечательности Санкт-Петербурга (Памятник Петру I — Медный всадник, Петропавловская крепость, Летний сад, Адмиралтейство, Домик Петра, Зимний дворец, Эрмитаж).
Практикум
Практические работы: работа с картой — города Золотого кольца России, расположение Санкт-Петербурга. Определение последовательности исторических событий (раньше, позже), соотнесение века с годами по ленте времени.
Экскурсия в краеведческий музей.
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир»
3 класс
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир»
в 3 – м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
в 3-ем классе является формирование следующих умений:
- приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;
- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
- объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
- приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
- перечислять особенности хвойных и цветковых растений;
- животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
- узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
- отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
- объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
- по году определять век, место события в прошлом;
- отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России. Узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
- учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
Планируемые результаты освоения учебной программы
по предмету «Окружающий мир» к концу 3-го года обучения
В результате изучения раздела «Человек и природа»
Обучающиеся научатся:
* характеризовать глобус, карту и план и их условные обозначения;
* находить на физической карте и глобусе материки и океаны,
географические объекты и их названия;
* определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;
* сравнивать и различать формы земной поверхности;
* моделировать формы земной поверхности из глины и пластилина;
* проводить групповые наблюдения во время экскурсии «формы земной
поверхности и водоемы»;
* называть сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море,
озеро, пруд, болото);
* находить на географической карте разные водоемы и определять их
название;
* характеризовать формы земной поверхности;
* ориентироваться на местности при помощи компаса;
* приводить примеры веществ;
* сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;
* исследовать свойства воды в ее трех агрегатных состояниях;
* исследовать в группах свойства воздуха;
* сравнивать свойства воды и воздуха;
* извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника,
хрестоматии и других дополнительных источников;
* характеризовать круговорот воды в природе;
* исследовать в группах свойства полезных ископаемых;
* различать изученные полезные ископаемые;
* характеризовать природные сообщества;
* опытным путем выявить условия необходимые для жизни растений;
* определить характер взаимоотношений человека и природы, находить
примеры влияния человека на природу;
*помнить необходимость соблюдения правил поведения в лесу, на лугу и в
поле;
Обучающиеся получат возможность научиться:
* самостоятельно наблюдать природу и ее состояние;
* извлекать необходимую информацию из книг и других источников;
* осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее
сохранение;
* обнаружить простейшую взаимосвязь живой и неживой природы;
* выполнять правила безопасного поведения в лесу.
В результате изучения раздела «Человек и общество»
Обучающиеся научатся:
* описывать достопримечательности Московского Кремля;
* различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические
события с датами;
* находить место изучаемого события на ленте времени;
* находить на карте города «Золотого кольца» и Санкт –Петербург;
* искать необходимую информацию из книг и других источников;
Обучающиеся получат возможность научиться:
* соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами
правления великих князей;
* находить на ленте времени место изученного исторического события;
* проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны,
связанные с охраной природы;
*использовать дополнительные источники информации.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения»
Обучающиеся научатся:
* понимать необходимость соблюдать правила безопасного поведения в лесу,
у водоемов, во время купания летом, при переправе через водные
пространства;
* понимать необходимость соблюдать правила безопасности в гололед;
* пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования
своего самочувствия при простуде.
Обучающиеся получат возможность научиться:
* пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования
своего самочувствия при простуде;
* соблюдать правила безопасного поведения в лесу, у водоемов, во время
купания летом, при переправе через водные пространства;
* соблюдать правила безопасности в гололед;
* сознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее
сохранение.
Тематическое распределение часов
3 класс (68 часов)
Раздел | Номер урока | Содержание (тема) | Кол-во часов | Дата проведения | Оборудование | Учебные материалы | |
Учебник, часть; стр. | Тетрадь, номер; стр. | ||||||
1.1 | 1 | Изображение Земли на глобусе Наш мир знакомый и загадочный | 1 | 5 – 6 | – | ||
1.1 | 2 | Глобус - модель земного шара | 1 | глобус | 7 – 11 | 2 | |
1.1 | 3 | Материки и океаны на глобусе | 1 | глобус | 12 – 14 | 3 – 4 | |
1.1 | 4 | Формы поверхности Земли | 1 | глобус | 15 – 18 | 5 | |
1.1 | 5 | Проверочная работа по разделу | 1 | ||||
1.2 | 6 | О чем рассказала карта Географическая карта | 1 | карта полушарий | 19 – 24 | 6 – 7 | |
1.2 | 7 | Учимся читать карту | 1 | цор | 25 – 27 | 8 – 9 | |
1.2 | 8 | План местности | 1 | цор | 28 – 30 | 10 | |
1.2 | 9 | Холмы и овраги | 1 | 31 – 34 | 11 – 12 | ||
1.2 | 10 | Стороны горизонта | 1 | цор | 35 – 37 | 13 – 15 | |
1.2 | 11 | Ориентирование на местности. Компас | 1 | компас | 38 – 41 | 16 – 17 | |
1.2 | 12 | Изображение Земли на глобусе и карте. Ориентирование на местности (урок-соревнование) | 1 | – | – | ||
1.3 | 13 | Из чего всё на свете Тела; вещества; частицы | 1 | 43 – 48 | 18 – 20 | ||
1.3 | 14 | Твердые вещества; жидкости и газы | 1 | духи | 49 – 52 | 21 | |
1.4 | 15 | Вода и ее свойства Вода - необыкновенное вещество | 1 | Банка, крышка, лёд | 53 – 55 | 22 | |
1.4 | 16 | Проверочная работа по разделу | |||||
1.4 | 17 | Свойства воды в жидком состоянии (заседание клуба) | 1 | Доклады, презентации | 57 – 62 | 23 | |
1.4 | 18 | Термометр и его устройство | 1 | вода тёплая холодная со льдом модель термометра | 63 – 67 | 24 – 25 | |
1.4 | 19 | Свойства воды в твердом состоянии (заседание клуба) | 1 | доклады цор | 68 – 71 | 26 | |
1.4 | 20 | Свойства воды в газообразном состоянии | 1 | цор | 72 – 74 | 27 | |
1.4 | 21 | Проверочная работа по разделу | 1 | ||||
1.5 | 22 | Чудесные превращения воды в природе Круговорот воды в природе | 1 | цор | 76 – 80 | 28 | |
1.5 | 23 | Туман и облака | 1 | 81 – 84 | 29 | ||
1.5 | 24 | Осадки | 1 | 81 – 84 | 29 | ||
1.5 | 25 | Вода – растворитель (заседание клуба) | 1 | вода соль песок | 85 – 87 | 30 | |
1.5 | 26 | Растворы в природе | 1 | 88 – 90 | 31 – 33 | ||
1.5 | 27 | Почему воду надо беречь? | 1 | 91 – 94 | 34 – 35 | ||
1.5 | 28 | Проверочная работа по разделу | |||||
1.6 | 29 | Воздух и его свойства Океан, которого нет на карте и глобусе | 1 | стакан воды губка | 96 – 99 | 36 | |
1.6 | 30 | Воздух – это смесь газов | 1 | цор | 100 – 102 | 37 – 38 | |
1.6 | 31 | Свойства воздуха (заседание клуба) | 1 | доклады | 103 – 108 | 39 – 40 | |
1.6 | 32 | Свойства воздуха (заседание клуба) | 1 | сосуд с водой стакан | 103 – 108 | 39 – 40 | |
1.6 | 33 | Движение воздуха. Температура воздуха | 1 | термометр | 111 – 114 | 41 | |
1.6 | 34 | Ветер | 1 | лупа | 115 – 119 | 42 | |
1.6 | 35 | Что такое погода? | 1 | дневник наблюде ний | 120 – 122 | 43 | |
1.6 | 36 | Урок-соревнование. Заключительный урок по теме: «Вода и воздух» Проверочная работа по разделу | 1 | - | – | ||
1.7 | 37 | Тайны недр земли Горные породы | 1 | 5 – 8 | 2 – 3 | ||
1.7 | 38 | Разрушение горных пород | 1 | 9 – 11 | 2 – 3 | ||
1.7 | 39 | Что такое минералы? | 1 | коллекция | 12 – 15 | 4 | |
1.7 | 40 | Полезные ископаемые | 1 | 16 – 21 | 5 | ||
1.7 | 41 | Свойства полезных ископаемых (заседание клуба) | 1 | доклады | 22 – 25 | 6 – 7 | |
1.7 | 42 | Почему надо беречь полезные ископаемые | 1 | 26 – 30 | 8 – 9 | ||
1.7 | 43 | Проверочная работа по разделу | |||||
1.8 | 44 | Почва Как образуется почва | 1 | цор | 31 – 34 | 10 – 11 | |
1.8 | 45 | Почва и её свойства (заседание клуба) | 1 | почва лупа | 35 – 38 | 12 – 14 | |
1.8 | 46 | Зачем и как люди заботятся о почве (заседание клуба) | 1 | 39 – 42 | 15 | ||
1.9 | 47 | Природные сообщества Лес и его обитатели | 1 | 43 – 49 | 16 – 17 | ||
2.1 | 48 | Лес и его обитатели | 1 | цор | 43 – 49 | 16 – 17 | |
2.1 | 49 | Луг и его обитатели | 1 | 50 – 54 | 18 | ||
2.1 | 50 | Поле и его обитатели | 1 | цор | 55 – 58 | 19 | |
2.1 | 51 | Пресные водоемы и его обитатели | 1 | 59 – 64 | 20 – 22 | ||
2.1 | 52 | Пресные водоемы и его обитатели | 1 | цор | 59 – 64 | 20 – 22 | |
2.1 | 53 | Болото и его обитатели | 1 | цор | 65 – 68 | 23 – 24 | |
2.2 | 54 | Человек и природные сообщества Значение лесов | 1 | 69 – 73 | 25 – 26 | ||
2.2 | 55 | Безопасное поведение в лесу (заседание клуба) | 1 | правила поведе ния | 74 – 78 | 27 – 28 | |
2.2 | 56 | Луг и человек | 1 | гербарий | 79 – 82 | 29 – 30 | |
2.2 | 57 | Надо ли охранять болота? Безопасное поведение | 1 | цор | 83 – 85 | 31 | |
2.2 | 58 | Дары рек и озёр Безопасное поведение | 1 | цор | 86 – 89 | 32 | |
2.2 | 59 | Безопасное поведение у водоемов (заседание клуба) | 1 | правила поведения | 90 - 93 | 33 | |
2.2 | 60 | Человек-защитник природы | 1 | 94 – 96 | 34 | ||
2.2 | 61 | Природа будет жить | 1 | цор | 97 – 102 | 35 – 37 | |
2.3 | 62 | Путешествие в прошлое Лента времени | 1 | 103 – 107 | 38 | ||
2.3 | 63 | Золотое кольцо | 1 | цор | 108 – 123 | 39 – 41 | |
2.3 | 64 | Золотое кольцо | 1 | цор | 108 – 123 | 39 – 41 | |
2.3 | 65 | Путешествие по Санкт-Петербургу (заседание клуба) | 1 | цор | 124 – 130 | 2; 42 | |
2.3 | 66 | Путешествие по Санкт-Петербургу (заседание клуба) | 1 | 124 – 130 | 42 | ||
2.3 | 67 | Достопримечательности родного края (урок-экскурсия) | 1 | ||||
2.3 | 68 | Подведение итогов | 1 | ||||
Итого: 68ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...