Конспект урока по окружающему миру "Берегись простуды" (2 класс ПНШ)
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Чтобы наши ребята не болели, нужно создать условия для формирования первоначальных представлений о том, как следует заботиться о своём здоровье. Этим мы и занимались на этом уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_beregis_prostudy.docx | 51.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор разработки урока: Аксёнова Валентина Яковлевна.
Должность: учитель начальных классов
Образовательное учреждение:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 24» города Кемерово
Электронный адрес: Valentina9011958@mail.ru
Программа: УМК «Перспективная начальная школа»
Урок: окружающий мир, 2 класс
Тема: Берегись простуды!
Цель: Создать условия для формирования первоначальных представлений о том, как следует заботиться о своём здоровье.
Задачи:
Предметные:
Формировать первоначальные знания обучающихся о причинах простудных заболеваний, их признаках, выявить меры их предупреждения;
Создать учебную ситуацию, приближённую к реальной жизни, позволяющую проявить инициативу, самостоятельность.
Воспитывать навыки здорового образа жизни.
Метапредметные:
Личностные УУД: способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Формирование умения оценивать свою работу и работу одноклассников на основе заданных критериев. Формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; помочь осознать смысл изучения причин простудных заболеваний.
Регулятивные УУД: ставить учебные задачи в сотрудничестве с учителем; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; умение принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения учебной задачи.
Учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников.
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели; строить логические рассуждения; проводить сравнение; строить высказывания в устной форме;
Коммуникативные УУД: допускать возможность различных точек зрения; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; уметь работать в парах; внимательно слушать друг друга; уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с учителем.
Методы обучения
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно – поисковые.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы опосредованного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся с помощью источников информации.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Планируемые результаты:
Предметные: ученик на уроке получит первоначальные знания о причинах простудных заболеваний, их признаках и мерах их предупреждения;
Метапредметные:
регулятивные: ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; составлять простейший план действий; осуществлять итоговый контроль по результату;
познавательные: ученик получит возможность учиться добывать информацию; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии; строить логические рассуждения, включающие причинно-следственные связи;
коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
Личностные: ученик получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников
Ресурсы:
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. «Окружающий мир», учебник, ч. 2; Москва: Академкнига/ учебник, 2012.
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. «Окружающий мир», хрестоматия, Академкнига/ учебник, 2012.
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. «Окружающий мир», тетрадь для самостоятельной работы №2, Академкнига/ учебник, 2012.
- Интернетресурсы
Перечень условий, необходимых для проведения урока: интерактивный комплекс, презентация, учебник,
тетрадь для самостоятельной работы, словари, игрушки – 14 штук, шарфы, градусники, раздаточный материал
№ | Этапы урока | Деятельность обучающихся | Деятельность учителя | Методический комментарий |
1. | Организационный момент. Мотивация учебной деятельности. Цель: организация направленного внимания на начало урока. | Слайд № 1 Приветствуют гостей СЛАЙД№ 2 Читают со слайда: - Учимся быть внимательными, наблюдательными, сообразительными, активными и дружными. | - Сегодня у нас необычный урок. К нам пришло много гостей. Повернитесь, улыбнитесь гостям, поздоровайтесь. - «Здравствуйте!» -говорят при встрече, желая здоровья, так и мы приветствуем вас, наши дорогие гости. - Начнём урок окружающего мира Девиз нашего урока, по которому мы будем работать… | Личностные результаты: Самоопределение к деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
2. | Актуализация знаний Цель: Мотивировать учащихся на изучение темы | -Весна. Слайд №3 Выступление ученика: - Весна всем улыбалась, Все мы весело смеялись. Столько игр во дворе, Столько развлеченья… Но чего – то грустно мне, Пришло вдруг огорченье… Что-то руки мёрзнут, голова болит Мама опечалилась, доктор к нам спешит… Высказывают предположения: -Весной становится тепло. -Можно и простудиться. | - Ребята, какое время года сейчас? - Мы долго её ждали. Вот Захар даже выучил небольшое стихотворение о весне, которое хочет вам рассказать. - Спасибо,Захар. Почему нас радует весна?
- Как вы считаете, почему огорчает? | Метапредметные: Коммуникативные: сравнивают свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга; умеют выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
3. | Постановка учебной задачи Цель: Познакомить учащихся с учебной задачей. | Слайд № 4 (появляется рассыпанные слоги слова: ПРОСТУДА) -Речь пойдет на уроке о простуде -«БЕРЕГИСЬ ПРОСТУДА» Слайд№5 Называют тему урока. ДЕТИ ПЕРЕЧИСЛЯЮТ. (знать от чего она появляется, каковы её признаки, как с ней бороться и что делать, чтобы не заболеть) Слайд № 6 Читает со слайда
| - Ребята. Если соберёте из этих слогов слово, то узнаете о чём сегодня на уроке пойдёт речь? -Откройте учебник на странице 77 и озвучьте тему урока. - Вот и к нам на урок заглянула простуда. - Какие задачи мы поставим перед собой, чтобы прогнать простуду и не заболеть? -Ариша, какие задачи мы поставили? | УУД: Регулятивные: конструировать алгоритм выполнения учебного задания (выстраивать последовательность учебных действий) Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблем. Познавательные: выделять и формулировать познавательные цели. |
- | Реализация плана Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала Цель: Учить детей самостоятельно выделять главное из текста и формулировать правила. | Слайд № 7 ПРОСТУДА – болезнь, вызванная охлаждением организма. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ЗАДАНИЯ в парах. -В словах зачеркнуть лишние буквы и назвать простудные заболевания. - ОРВИ, ангина, воспаление лёгких, бронхит, грипп. Дети вспоминают и называют: (4раза) НАЗЫВАЮТ ПРИЧИНЫ Слайд№ 8. Причины простудных заболеваний
СЛАЙД№9. Работа с учебником. Работа в парах. Ответы детей: -Миша идет по улице в дождь без головного убора. -Миша катается на коньках в расстегнутой куртке. -Маша в расстегнутой куртке ест мороженое. -Маша сидит в электричке у настежь открытого окна и читает. -Миша идет босиком по кафельному полу бассейна. -Простуженный мальчик сидит рядом с Машей и чихает, не прикрывая рот платком. Он может заразить соседку по парте СЛАЙД №10 Работа в тетради. Открывают тетрадь Выполняют работу и перечисляют: Слайд№11: причины простудных заболеваний (поедание снега, сосулек, мороженого, прогулки без шарфа и шапки, Дети самостоятельно читают задание. Объясняют: СЛАЙД № 12 Прочитать
-Открытое окно, мороженое ,сосульки, мокрые валенки, больной товарищ. -Марлевая повязка, сапоги, шапка, зонтик, рукавицы, шарф. СЛАЙД № 13(Задачи урока, исчезает первая задача:
Дети называют Проверка. (один ученик читает, все проверяют) - температура; -насморк; -слабость; -кашель. Признаки простуды РАБОТА С УЧЕБНИКОМ. СЛАЙД №14 (страница учебника с заданием)
Проверяют: -Быстро устаёшь, хочется спать, болит горло, мёрзнут руки и ноги. Слайд №15. Признаки простуды : насморк, кашель, болит горло, поднимается температура, краснеют и слезятся глаза, быстро устаёшь, хочется спать. СЛАЙД № 16 (исчезает вторая задача: 2.Выявить признаки простудных заболеваний) | - Ребята, кто помнит значение слова простуда, которое мы нашли в толковом словаре? - Чтобы узнать, какие заболевания относятся к простудным, возьмите, пожалуйста , рабочий лист №1 Внимательно с соседом по парте прочитайте задание. - ЧТО нужно вам сейчас выполнить, Никита? -Проверим. Кристина , назови какие болезни относятся к простудным? Часто простудные заболевания возникают по вине человека, если знать эти причины, то можно не заболеть! С некоторыми мы уже познакомились. -Кто помнит, сколько раз в параграфе «Расти здоровым» авторы упоминают о причинах простудных заболеваниий? (Если не помнят, предлагаю открыть учебник на стр. 56-59.) -С какими причинами простудных заболеваний вы уже знакомы? - Откройте страницу 78 учебника. - Рассмотрите рисунки на страницах 78-79, обсудите в парах и скажите, кто из детей может переохладиться? -Откройте тетрадь для самостоятельных работ на странице 47. - Прочитайте внимательно причины простудных заболеваний, которые возникают по вине человека и запишите правило, которое ты нарушал до этого урока. ПРОВЕРКА: -Какие причины ещё могут вызывать простудные заболевания. - А какое правило вы нарушали ? -А теперь откройте с.48 и внимательно прочтите задание. -Что нужно сделать, чтобы справиться с этим заданием? ПРОВЕРКА: -Какие предметы могут стать причиной заболевания? -Какие предметы предохраняют от болезней? -Первая задача решена. Мы выяснили причины простудных заболеваний. МОЛОДЦЫ!!! - Ребята, поднимите руку, кто из Вас простужался в этом году? А вы помните, что у вас болело при простуде? Возьмите рабочий лист№2, и постарайтесь с соседом определить признаки простудных заболеваний - Что мы с вами называли? -На странице 78учебника внимательно прочтите текст о признаках простуды и посмотрите, все ли признаки простуды мы назвали? -Что нужно сделать, чтобы справиться с этим заданием? Проверим, какие признаки простуды мы ещё не называли? Назовём теперь все признаки простуды. -Вторая задача решена. -Можно отдохнуть.(Ариша А. и Попов В.) | УУД: Коммуникативные: участвовать в диалоге: понимать вопросы собеседника и отвечать на них в соответствии с правилами речевого этикета. Познавательные: работать с учебным текстом, прочитанным самостоятельно, обсуждать полученные сведения. Регулятивные: извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию. |
5. | Динамическая пауза Цель: дать возможность учащимся отдохнуть | СЛАЙД 17.ФИЗМИНУТКА «Неболейка» -Поглаживают ладонями шею сверху вниз. -Указательными пальцами растирают крылья носа. -Прикладывают ко лбу ладони «козырьком» и растирают движениями в стороны. -Указательным и средним пальцем растирают точки перед и за ушами. -Потирают ладони . Топают. Хлопают. Круговые движения руками. Плавательные движения. Ходьба на месте. Садятся за парты. | 1.-Чтобы горло не болело, Мы его погладим смело. -Чтоб не кашлять, не чихать, Надо носик растирать. -Лоб мы тоже разотрём, Ладошку держим козырьком. -«Вилку» пальчиками сделай И массируй ушки смело. -Знаем, знаем – да, да, да -Нам простуда не страшна! 2.-На дворе у нас мороз. Чтобы носик не замёрз, Надо ножками потопать И ладошками похлопать. А теперь представим лето. Речка солнышком согрета. Мы плывём, плывём, плывём; Дно ногами достаём. Мы выходим из речушки, Направляемся к избушке. Там садимся на пенёк И опять у нас урок. | Музыкальное сопровождение |
6. | Продолжение изучения материала Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения учебных задач Цель: Обобщить полученные знания учащихся при выполнении учебного задания. |
ДЕТИ ЧИТАЮТ. Слайд № 18.Почему надо опасаться простуды. Ответы детей: -Организм при простуде ослаблен. Организм становится беззащитным перед опасными микробами. -Простуда может дать осложнение, т.е. вызвать другое заболевание. Слайд № 19 Карлсон.
СЛАЙД №20.Письмо Здравствуйте, ребята. Очень ждал встречи с вами, но серьёзно заболел. Ничего не помогает. Даже лекарство из конфет, плюшек и варенья, которое приготовил Малыш. Диагноз очень страшный ПРОСТУДА. Ребята, помогите! -Нет. -Пили морсы, чай с вареньем, приготовленные родителями травяные настои, ставили горчичники, парили ноги, ингаляции с травами, полоскали горло. -Необходимо установить алгоритм наших действий, если мы заболели. Работа в парах. СЛАЙД № 21 Если ты заболел.. Дети называют:
3.Лечь в постель. 4.Принять лекарство
самостоятельно читают и делают вывод. -Если заболел, надо сразу сообщить взрослым о своих недомоганиях, чтобы болезнь не успела нанести большого вреда организму. Слайд № 22: Запрещено 1. Без ведома взрослых принимать лекарства, пить травяные настои; 2. Нарушать постельный режим. СЛАЙД № 23(третья задача решена) Слайд №24: -Простуда исчезла, появился росток здоровья
Рассматривают рисунок. Ответы детей: необходимо проветривать и делать влажную уборку помещения, носить марлевые повязки СЛАЙД № 25 «Что делать, если ты всё-таки заболел?» -Когда кашляешь или чихаешь, прикрывай рот и нос платком. -Носи марлевую повязку. -Не играй с друзьями. -Не ходи ни в школу, ни в гости, пока не поправишься | -А теперь внимательно прочтите текст на странице 79 и подумайте почему, если ученик простужен, ему нельзя гулять, ходить в школу, смотреть телевизор? -Почему же нельзя гулять , ходить в школу и смотреть телевизор, если ты простужен? -Сегодня к нам на урок обещал заглянуть один наш друг, но, к сожалению, придти не смог, а прислал по электронной почте письмо. -Там фотография. Узнали его? -Но что это с ним? Дима, прочти, пожалуйста, это письмо -Как вы думаете быстро поправиться наш Карлсон, если будет лечиться таким лекарством? -Знать причины простудных заболеваний – это только первый шаг – и вы с ним справились. - Необходимо знать ещё, что же делать, если ты заболел? -Вспомните, чем лечили вас, когда вы болели -Возьмите рабочий лист №3. Внимательно прочтите задание. -Что нужно сделать в этом задании? ПРОВЕРКА: -В какой последовательности вы будете действовать, если вдруг заболеете? -Ребята, самостоятельно прочитайте текст, заключенный в рамочку на странице 78. - Подумайте, о чём предупреждают вас авторы учебника?
ПРОВЕРКА -Так о чём мы должны помнить? -Можно ли принимать лекарства без ведома взрослых. - Детям без взрослых нельзя принимать ни одно из лекарств, о которых вы только что говорили. Прием любого лекарства, любой настойки из трав требует консультации врача. Не случайно, назначая пациенту лекарство, врач подробно объясняет, когда, сколько и как его принимать. Да еще все это записывает на специальном бланке-рецепте и ставит печать в знак того, что несет ответственность за больного. - Вы справились и с третьей поставленной задачей, - Посмотрите, что произошло с простудой?.... - Простуда исчезла, и появился росток Здоровья. - Для того чтобы простуда никогда не возвращалась, а росток Здоровья продолжал расти, необходимо знать меры профилактики. -Откройте страницу 77 учебника и рассмотрите рисунок. Какие правила гигиены надо соблюдать, когда в семье кто-то простудился? Как нужно вести себя, если всё-таки заболел? | УУД: Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Познавательные: создавать рассуждения с учетом особенностей слушателей. Личностные: оценивать личное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих. Коммуникативные: моделируют в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья. |
7. 8. 9. | Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков Цель: Учить школьников самоорганизации при выполнении учебного задания Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных знаний, умений и навыков Цель: закрепить ранее изученный материал, продолжить формирование умений и навыков. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности Цель: проконтроли-ровать умения уч-ся использовать полученные знания. | Рассказывают дети.СЛАЙД 26. Каждый день в нашем классе отсутствует по 2 – 3 человека. Валентина Яковлевна говорит, что все они заболели. Тема нашего исследования «Почему болеют наши друзья?» Слайд №27 (тема) СЛАЙД№28(задачи) Мы решили выяснить, почему в течение учебного года болеет так много наших одноклассников и узнать, как уберечь себя от простудных заболеваний. СЛАЙД 29 Вот так выглядит таблица «Сезонная заболеваемость наших одноклассников» Слайд №30 (вывод) Большинство наших одноклассников заболели по разным причинам: - одевались не по сезону; - гуляли без шарфа; - не соблюдали режим дня; - имели контакт с больными; - ели снег, сосали сосульки -промочили ноги. И только 3 человека в классе в этом году не болели. СЛАЙД 31(ВРАЧ) Из беседы с врачом мы узнали, как уберечь себя и окружающих от сезонных заболеваний. Для этого надо:
Чтобы вы, ребята, не болели, мы составили для нас памятку «Как уберечься от простуды» - Меньше общайся с людьми, которые чихают и кашляют. - Ешьте больше свежих овощей и фруктов. - не пейте холодной воды, когда набегаетесь. -Не ешьте снег и сосульки. -Не ходите в мокрой одежде и обуви. Предложение: Карлсону. СЛАЙД № 32 Слайд №33 Игра «Правильно-неправильно» -Чтобы не простудиться одевайся по погоде; -Держи ноги в холоде -Не пей холодную воду! -Занимайся спортом! -Выбегай на улицу раздетым! -Соблюдай режим дня! -Пей витамины! -Пей липовый чай. -Начинай утро с зарядки! -Играй на свежем воздухе! | -Группа ребят нашего класса проводила исследование «Почему болеют мои друзья?» Я попросила ребят рассказать нам о своей работе и результатах исследования. А кому ещё можно ее порекомендовать? -Правильно, мы отправим её Карлсону, чтобы он не занимался самолечением, а вызвал врача и выполнял все его рекомендации.
-Вот и решена последняя задача. -Ребята, а вы хорошо запомнили, как можно уберечь себя от простуды? Тогда поиграем в игру, которая называется «Правильно – неправильно»: Если утверждение правильное, покажите знак одобрения, а если нет – хлопните в ладоши. | УУД: Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Познавательные: строить логические рассуждения; проводить сравнение; строить высказывания в устной форме. Личностные: оценивать степень личной ответственности за сохранение своего здоровья, за здоровье и безопасность окружающих. Коммуникативные: обсуждать коллективно необходимость соблюдения правил здорового образа жизни. Метапредметные: Сформированный способ деятельности. Личностные результаты: Самоопределение к деятельности, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Метапредметные: Сформированный способ деятельности. Самоопределяются в УД. |
8. | Рефлексия деятельности Цель: Сформировать личную ответственность за результаты своего труда. | СЛАЙД № 34 САМООЦЕНКА. | -А теперь оцените свои достижения на уроке. Поставьте + или -. Было интересно на уроке ? __________ Запомнил всё, о чём говорили? __________ Смогу применить эти знания в жизни? _________ | УУД: Личностные: проводить оценку своих действий на основе критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные: оценивать уровень своего интереса к изученной теме. Коммуникативные: Использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: обсуждать полученные знания. |
9. | Домашнее задание Цель: Дать инструктаж выполнения домашнего задания. | Слайд 35 1.Закрепить изученное по учебнику на странице 77-80 2. Написать письмо с рекомендациями для Карлсона. 3. Сочинить сказку по теме «Берегись простуды» 4. Подобрать пословицы и поговорки по теме урока. | -Ребята, прочитайте домашнее задание про себя. Выберете себе домашнее задание по душе. Слайд№ 37 СПАСИБО ЗА УРОК! | Метапредметные результаты: Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"
Тип урока: открытие нового знанияЦели: - познакомить учащихся с млекопитающими животными; - показат...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна
Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)
Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличительные признаки. Эти признаки помогают распознавать деревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...
Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема урока:Дикие и домашние животные.
Конспект урока по окружающему миру1 классТема урока:Дикие и домашние животные.Цели: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных; уточнить правила обращения с жи...
План-конспект урока к окружающему миру 1 класс. Тема: " Где живут белые медведи? 4 урок в разделе: «Где и когда?»".
План -конспект написан для 1 класса, по авторской программе А. А. Плешакова в соответствии программы "Школа России".Урок разработан на основе требований ФГОС. В конспекте расписаны все УУД.На ур...
Конспект урока по окружающему миру 3 класса. Тема урока: Пернатые изобретатели.
Почему птиц назвали пернатыми изобретателями? Птицы бывают: водоплавающими; хищными; бегающими, которые не умеют летать, но умеют очень быстро бегать. Есть птицы, которые ведут ночной образ жизни, а д...