Рабочая программа по окружающему миру в 4 классе по УМК ПНШ.
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Расчитана на 2 часа в неделю. Итоговая контрольная работа прилагаетсяю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 44.17 КБ |
okruzhayushchiy_mir_tematicheskoe_planirovanie.docx | 50.84 КБ |
kontr_rab_po_okr_miru_4_klass.doc | 28.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Щедровская основная общеобразовательная школа
Утверждена приказом директора МБОУ Щедровская ООШ _______ /Огула Л. А./ Приказ № ____ От «____» __________ 20__ г. | Рассмотрена и рекомендована к утверждению МС школы Протокол № ____ От «__»__________ 20__г. |
Рабочая учебная программа
по окружающему миру
(наименование учебного предмета/курса)
для 4 класса
(ступень образования/класс)
на 2013-2014 учебный год
(срок реализации программы)
Составлена на основе программы О.Н.Федотовой, Г.В.Трафимовой «Окружающий мир» УМК « Перспективная начальная школа»
(наименование программы)
Программу составила Полякова Татьяна Васильевна
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую учебную программу)
с. Шедровка
2013г.
Пояснительная записка.
Настоящая рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы основного начального общего образования по окружающему миру (Программы четырёхлетней начальной школы. М.: Академкнига/Учебник2007) и авторских программ – Программы О.Н.Федотовой, Г.В.Трафимовой «Окружающий мир» УМК « Перспективная начальная школа» Москва Академкнига/Учебник 2007
Настоящая программа составлена в полном соответствии с государственным стандартом и обязательным минимумом содержания образования по окружающему миру.
При составлении программы руководствовались приказом Минобразования Ростовской области № 610 от 14.07.2011 «Об утверждении Примерного регионального положения о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)», приказом ОО Чертковского района № 218 от 27.06.2011 «О формировании учебных планов в общеобразовательных учреждениях в 2011-2012 учебном году», «Положением об учебной рабочей программе», утверждённым приказом № 56 от 19.08.2011 по МОУ Щедровской ООШ.
Цели изучения курса:
Цель интегрированного курса состоит в формировании у школьника целостной картины окружающей природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.
Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Задачи:
1. сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка на основе учёта его жизненного опыта – опыта сельской жизни, с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;
2. последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребёнка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений: работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
3. изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребёнка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;
4. воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
5. охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.
Роль учебного курса:
В программу курса включены вопросы ,позволяющие заложить прочный фундамент значительной части предметов основной школы: природоведения ,физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий картину природных и общественных явлений.. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Специфика осмысления опыта современным ребёнком состоит в том, что его опыт необычайно широк, но в значительной степени виртуален, то есть получен не путём непосредственного общения с окружающим миром, а опосредованно, через средства массовой информации и прежде всего телевидение. Роль виртуального опыта в дальнейшем будет только возрастать за счёт широкого распространения компьютера, Интернета.
Телевидение не ориентировано на систематическое детское образование, хотя и становится главным «окном» в окружающий мир. Поэтому, не имея возможности противостоять негативным влияниям виртуального опыта, школа должна по возможности его использовать для образовательных целей и организовать освоение виртуального мира школьниками. Поэтому роль предмета «Окружающий мир» весьма велика.
С учётом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований по окружающему миру согласно учебного плана школы, программа устанавливает примерное распределение учебного времени 68часов. Из них _2_ часа запланировано на проведение административных контрольных работ : по итогам 1 полугодия 1 час и на конец учебного года 1час.
Рабочая программа для 4 класса ориентирована на использование следующих учебников:
1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир. 4 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2007г.
2. Федотова, О. Н. Окружающий мир. 4 класс: хрестоматия / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Краснова. - М.: Академкнига / Учебник, 2008г.
Содержание учебного предмета
Земля — планета солнечной системы (3 ч)
Вращение Земли вокруг своей оси и движение Земли вокруг Солнца. Смена дня и ночи. Неравномерность распределения тепла и света на Земле. Смена сезонов на нашей планете. Общие представления о природных зонах России. Карта природных зон России.
Родная страна — Россия (2 ч)
Зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропическая зона. Положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей в каждой природной зоне. Охрана природных зон. Красная книга и ее назначение.
Родной Край — часть великой России: положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей. Охрана природы. Красная книга и ее назначение. Народы, населяющие Россию: культура, национальные обычаи, особенности быта и искусства (межпредметные связи с курсом литературного чтения). Уважительное отношение к своему народу и другим народам.
Практикум
Наблюдения за погодой, растениями, животными, деятельностью человека в данной природной зоне. Наблюдение за результатом воздействия человека на природу и их элементарная оценка (положительное и отрицательное воздействие людей на природу)
Практические работы: работа с гербариями — классификация растений, описание их внешнего вида, условий произрастания. Упражнения в группировки растений по общему признаку на основе предъявленных иллюстраций. Участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка животных, озеленение школьного двора, выступление перед учащимися 1-3 классов, родителями и др.). Выступление с сообщениями о растениях и животных природной зоны родного края перед учащимися 2-3 классов.
Страны и народы мира (3 ч)
Общее представление о многообразии стран на Земле. Название стран. Расположение США, Великобритании, Франции на карте, их столицы, главные достопримечательности. Практическая работа с картой мира.
Человек — часть природы. Человек — член общества (22 ч)
Человек — часть природы: зависимость жизни человека от природы и ее состояния. Общие представления о строении тела человека. Системы органов: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, система кровообращения, выделительная система, нервная система. Их роль в жизнедеятельности человека.
Личная гигиена и укрепление здоровья. Значение физической культуры и физического труда для укрепления мышц.
Режим труда и отдыха — основа сохранения и восстановления нервной системы. Вредные привычки и их влияние на развитие детского организма и долголетие жизни человека. Телефоны экстренной помощи.
Человек — член общества. Имя нашей страны - Россия или Российская Федерация. Субъект Российской Федерации, в которой живет ребенок. Основной Закон страны - Конституция России. Права и обязанности ребенка. Государственная власть в России. Президент России.
Практикум
Наблюдения за изменением своего веса, роста, пульса в спокойном состоянии и после физической нагрузки.
Практические работы. Составление режима дня ученика 4-го класса. Оказание первой помощи при легких травмах: простейшая обработка ран, наложение повязок. Посильное участие школьников в общественно полезной деятельности (распределение обязанностей в классном коллективе, трудовых обязанностей в семье).
История Отечества (20 ч)
Источники изучения истории: летописи, берестяные грамоты, договоры, былины, археологические находки быта и хозяйственной деятельности, другие источники. Древние славяне (территория расселения, жилища, охота, земледелие, верование древних славян). Времена Древней Руси (хозяйственная деятельность древних славян, возникновение древнерусских городов, первые русские князья, былинные герои Древней Руси). Крещение Руси. Вера в Бога и сохранение традиционной обрядовости у разных народов, населяющих Россию. Ярослав Мудрый. Борьба Руси с западными завоевателями. Александр Невский. Возникновение Москвы. Первые московские князья.
Москва как летопись истории России. День Народного единства (К. Минин и Д. Пожарский). Отечественная война 1812 года. Великая Отечественная война. Освоение космического пространства. Важнейшие события, происходящие в современной России.
Практическая работа с картами, помещенными в учебнике. Выступления с докладами перед учащимися 3 класса по истории отечества.
№ | Раздел . Основные содержательные линии. | Планируемый результат | Вид кон-тро-ля. | |
дети научатся: | Получат возможность научиться: | |||
1 | История Отечества | понимать даты важнейших событий в истории в соответствии с программой; соблюдать правила безопасности при проведении опытов и во время уроков-экскурсий, предусмотренных программой; работать с картами исторических событий; описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества. | постоянно обогащать жизненный опыт, решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска ин формации в словарях, справочниках, Интернете; рассказывать о родном крае, родной стране, столице. | Инд. опрос ,фронтальный опрос ,тест ,работа с картой, работа в тетрадях ,проверка д/з. |
2 | Земля – планета Солнечной системы | вести наблюдения в природе и устно и письменно формулировать выводы; в пределах программы объяснять взаимосвязи в природе, природы и человека; пропагандировать знания о природе, об отношении к ней человека; лично вместе со взрослыми участвовать в практической работе по охране природы; устанавливать зависимость между поведением людей в природе и последствиями этого; оценивать воздействие человека на природу; | использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни для того, чтобы: постоянно обогащать жизненный опыт, решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска ин формации в словарях, справочниках, Интернете; выполнять правила поведения в природе; | Инд. опрос ,фронт. опрос , тест ,рабо- та с кар- той ,проверка д/з. |
3 | Путешествие по природным зонам | устно описывать объекты природы; находить на карте природные зоны России; вести наблюдения в природе и устно и письменно формулировать выводы; в пределах программы объяснять взаимосвязи в природе, природы и человека; пропагандировать знания о природе, об отношении к ней человека; лично вместе со взрослыми участвовать в практической работе по охране природы; устанавливать зависимость между поведением людей в природе и последствиями этого; оценивать воздействие человека на природу; | постоянно обогащать жизненный опыт, решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска ин формации в словарях, справочниках, Интернете; выполнять правила поведения в природе; рассказывать о родном крае, родной стране, столице. | Фронталь- ный опрос ,инд .опрос ,проверка д/з. ,твор-чес-кие рабо- ты учащихся , ,тестирование. |
4 | Родная страна – Россия. Родной край – часть великой России | устно описывать объекты природы; находить на карте родной край как часть России; вести наблюдения в природе и устно и письменно формулировать выводы; в пределах программы объяснять взаимосвязи в природе, при роды и человека; пропагандировать знания о природе, об отношении к ней человека; лично вместе со взрослыми участвовать в практической работе по охране природы; устанавливать зависимость между поведением людей в при роде и последствиями этого; оценивать воздействие человека на природу; | постоянно обогащать жизненный опыт, решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска ин формации в словарях, справочниках, Интернете; выполнять правила поведения в природе; рассказывать о родном крае, родной стране, столице. | Фронталь- ный опрос ,инд .опрос ,проверка д/з. ,твор-чес-кие рабо- ты. ,тестирование. |
5 | Человек – часть природы. Человеческий организм | соблюдать правила безопасности при проведении опытов и во время уроков-экскурсий, предусмотренных программой; называть и показывать на макетах различные органы человека, рассказывать о них; соблюдать правила охраны и укрепления здоровья; | постоянно обогащать жизненный опыт, решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска ин формации в словарях, справочниках, Интернете; выполнять правила поведения в природе; | Фронталь- ный опрос ,инд .опрос ,проверка д/з. ,твор-чес-кие рабо- ты. ,тестирование. |
6 | Страны и народы мира. Путешествие по странам мира | описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества; работать с картой; показывать расположение стран на карте, их столицы; называть основные достопримечательности. | постоянно обогащать жизненный опыт, решать практические задачи с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска ин формации в словарях, справочниках, Интернете; рассказывать об изученных странах мира. | Фронталь- ный опрос ,инд .опрос ,проверка д/з. ,твор-чес-кие рабо- ты. ,тестирование. |
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
по окружающему миру
(на основании Письма Минобразования России от 19 ноября 1998г. №1561/14 – 15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»)
Знания и умения учащихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ.
Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов, единичные недочеты при выполнении практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала. Но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в окружающем мире, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями окружающего мира, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир»
к концу четвертого года обучения
Учащиеся должны знать понимать:
- Солнце - небесное тело, источник тепла и света (общие представления о влиянии на земную жизнь);
- Климат как характерная погода данной местности в разные сезоны года;
- Строение тела человека, название важнейших органов организма человека;
- Основы личной гигиены;
- Влияние образа жизни и окружающей среды на здоровье;
- Способы сохранения и укрепления здоровья;
- Даты важнейших событий в истории в соответствии с программой;
Уметь:
- Соблюдать правила безопасности при проведении опытов и во время уроков – экскурсий, предусмотренных программой;
- Устно описывать предметы природы;
- Вести наблюдения в природе и устно и письменно формулировать выводы;
- В пределах программы объяснять взаимосвязи в природе, природы и человека;
- Пропагандировать знания о природе, об отношении к ней человека; лично вместе со взрослыми участвовать в практической работе по охране природы;
- Устанавливать зависимость между поведением людей в природе и последствиями этого; оценивать воздействие человека на природу;
- Соблюдать правила охраны и укрепления здоровья;
- Описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
Использовать приобретённые знания и умения в практической и повседневной жизни:
- Для обогащения постоянного жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска информации в словарях, справочниках, Интернете;
- Выполнение правил поведения в природе;
- Рассказа о родном крае, родной стране, столице.
Материально техническое обеспечение
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир. 4 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2006г.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир. 4 класс: 1\ Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник, 2006г.
Федотова, О. Н. Окружающий мир. 4 класс: хрестоматия / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Краснова. - М.: Академкнига / Учебник, 2008г.
Кроме основных средств обучения, регулярно применяются различные виды иллюстративного и наглядного материала:
1) натуральные живые пособия – комнатные или принесенные растения; образцы полезных ископаемых и др.;
2) натуральные препарированные пособия - гербарии;
3) изобразительные наглядные пособия – таблицы по темам: «Человек и природа», «Природа и культура», «Человек среди людей», «Великие люди России»
4) географические карты: карта полушарий, карта природных зон, политическая карта, карта мира;
5)складные лупы, компасы, школьные микроскопы, модели глобуса,;
6) коллекции «Известняки», «Полезные ископаемые» в 2 частях, «Горные породы»;
7) оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор.
8) http://school-collection.edu.ru/
10) www.ukoz.ru
11) www. festival. 1september.ru
Список литературы
1.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир. 4 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2006г.
2.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Наш мир. 4 класс: 1\ Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник, 2006г.
3.Федотова, О. Н. Окружающий мир. 4 класс: хрестоматия / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Краснова. - М.: Академкнига / Учебник, 2008г.
4. Развёрнутое тематическое планирование УМК» Перспективная начальная школа»
Волглград Учитель 2008г.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Раздел | Дата | Тема урока | Кол-во ча сов | Тип урока Форма урока | Основные виды учебной деятельности | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля Измерители | Информационное сопровождение | Домашнее задание Учебник; стр. | |
По плану | Факт | ||||||||||
1 | История отечества(7ч) | Древние славяне | 1 | Комбинированный |
История Отечества отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиции людей в разные исторические времена | Знать названия древних городов; основателя Москвы; сколько веков отделяет время возведения первых стен Московского Кремля от нашего века Уметь работать с толковым словарем; работать с картой «Восточные славяне»; анализировать рисунки предметов труда и быта древних славян и определять их назначение; рассказывать о занятиях древних славян, от кого защищались, как обожествляли природу | Фронтальный опрос. Работа с раздаточным материалом | С.7 – 17, ответы на вопросы | |||
2 | Древняя Русь | 1 | Комбинированный |
История Отечества отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиции людей в разные исторические времена | Знать, когда и где произошло объединение Новгородского и Киевского княжеств. Уметь работать с картой «Путь изваряг в греки»; использовать толковый словарь; называть имена и годы правления киевских князей; определять значение для Руси богатырских застав; рассказывать из былин о великом князе Владимире Красное солнышко и о русских богатырях – Илье Муромце и Добрыне Никитиче | Задание по группам | С.18 – 24, пересказ | ||||
3 | Крещение Руси | 1 | Комбинированный |
История Отечества отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиции людей в разные исторические времена | Знать, во что верили древние славяне; почему славянская письменность названа кириллицей. Уметь называть имена богов и духов древних славян; объяснять важность крещения Руси в истории нашей страны; называть годы правления Владимира Мономаха; объяснять, почему князя Ярослава Владимировича прозвали Ярославом Мудрым | Работа по группам | Презентация « Крещение Руси» www. festival. 1september.ru | С. 25 – 29 пересказ | |||
4 | Борьба Руси с западными завоевателями | 1 | Комбинированный | Знать военные победы Александра Невского Уметь работать по карте «Невская битва»; описывать Ледовое побоище | Фронтальный опрос | С.30 – 33, нарисовать схему | |||||
5 | История отечества(7ч) | Возникновение Москвы. Первые Московские князья | 1 | Комбинированный | Москва- столица России. История отечества: отдельные наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда , традиции людей в разные исторические времена. | Знать, когда была основана Москва; в какое княжество входила Москва при Юрии Долгоруком Уметь называть московских и киевских князей; располагать на «ленте времени» периоды правления московских и киевских князей; анализировать «ленту времени» и читать по ней даты | Индивидуальный опрос | С. 34 – 38. Составить план | |||
6 | Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости (заседание клуба) | 1 | Комбинированный | Иметь представление о мировых религиях Уметь отвечать на вопросы по тексту; работать со справочной литературой | Фронтальный опрос | С.39 – 48, выписать мировые религии | |||||
7 | Обобщение по теме «Древние славяне» | 1 | Обобщение | Знать историю Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Дидактическая игра Тест « История Отечества» | ||||||
8 | Земля – планета Солнечной системы(4ч) | Солнечная система | 1 | Комбинированный | Земля - планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. | Знать названия планет Солнечной системы; что Земля один оборот вокруг Солнца делает за 1 год. Уметь называть космические тела; рассказывать о возникновении солнечной системы; выполнять модель Солнечной системы; объяснять появление в календаре високосного года | Фронтальный опрос | С.49 – 53 Сообщение о планетах Солнечной системы | |||
9 | Вращение Земли вокруг своей оси и её движение вокруг Солнца | 1 | Комбинированный | Знать причины смены дня и ночи, смены времен года на Земле Уметь проводить простейшие опыты; делать выводы; объяснять смену времен года, смену дня и ночи на Земле | Работа по группам | Презентация www. ukoz.ru | С.54 – 58 пересказ | ||||
10 | Природные зоны нашей страны | 1 | Комбинированный | Понимание связи живой и неживой природы в каждой отдельной природной зоне. | Знать понятие «природные зоны»; при | Работа по группам | презентация | С.59 – 63 пересказ | |||
чины смены с севера на юг нескольких природных зон Уметь работать с картой «Природные зоны России»; объяснять условные обозначения на карте; называть природные зоны | |||||||||||
11 | Обобщение по теме «Земля – планета Солнечной системы». Готовимся к школьной олимпиаде | 1 | Обобщение | Земля - планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. | Уметь изображать Солнце и орбиту вращения Земли; рисовать Землю и ее ось вращения; определять время года в Северном полушарии по рисунку; по высоте Солнца над горизонтом; работать с картой «Природные зоны России»; называть природную зону, в которой мы живем | Индивидуальный опрос | Знать природные зоны | ||||
12 | Путешествие по природным зонам России(13ч) | Ледяная зона (заседание клуба) Особенности неживой природы ледяной зоны. | 1 | Комбинированный | Понимание связи неживой и живой природы каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека. | Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне арктических пустынь. Уметь работать с картой «Природные зоны России»; сравнивать природные условия своей местности с природными условиями Арктики; называть характерные растения и животных для арктической зоны; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; объяснять, почему люди с давних времен осваивают Арктику; называть заповедники Арктики; рассказывать о мерах защиты и охраны природы северного края. | Работа по группам | Презентация « Ледяная зона» www. pedsovet. su | С.65 – 73 Сообщение об Арктике по плану в учебнике | ||
13 | Растения ледяной зоны. Животные ледяной зоны. Арктика и человек. | 1 | Комбинированный | Фронтальный опрос | С.65 – 73 сообщение о тундре по плану | ||||||
14 | Тундра. | 1 | Комбинированный | Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека Уметь находить на карте зону тундры; объяснять, почему в тундре много болот; приводить примеры животных тундры, которые отличаются способом питания; составлять цепи питания, рассказывать как растения и животные приспособились к суровым условиям жизни; сравнивать природу Арктики и тундры; показывать на карте города, расположенные в зоне тундры | Беседа по вопросам Фронтальный опрос | Презентация « Тундра»www. pedsovet. su | С.74 – 83 Ответы на вопросы С.83 схемы питания | ||||
15 | Тундра и человек | 1 | Комбинированный | ||||||||
16 | Зона лесов Растения леса | 1 | Комбинированный | Понимание связи неживой и живой природы каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека. | Знать о роли леса в природе и жизни людей Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне лесов; как меняется характер лесов с севера на юг Уметь находить зону лесов на карте; пользоваться толковым словарем; называть основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса; называть животных зоны лесов; составлять цепи питания; рассказывать о заповедниках | Работа по группам | Используя Интернет, выяснить, чем знаменит Приокско-террасный заповедник | С.84 – 94 Сообщение о зоне лесов по плану | |||
17 | Путешествие по природным зонам России(13ч) | Животные леса. Роль леса в природе и жизни человека | 1 | Комбинированный | тест | С. 84 – 94 сообщение о растительном и животном мире | |||||
18 | Зона степей. | 1 | Комбинированный | Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в степи Уметь находить на карте зону степей; сравнивать зону лесов и зону степей; объяснить название промежуточной зоны лесостепь; называть редких животных; составлять цепи питания; находить в Интернете материал о растениях и животных степей. Рассказывать о заповедниках | Беседа по вопросам | Презентация « Зона степей». | С.95 – 103 сообщение о зоне степей | ||||
19 | Степь и человек | 1 | Комбинированный | Работа по группам | С. 95 – 103 пересказ | ||||||
20 | Зона пустынь | 1 | Комбинированный | Понимание связи неживой и живой природы каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека. | Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в пустыне Уметь находить зону пустынь на карте; пользоваться толковым словарем; называть животных и растения зоны пустынь; составлять цепи питания | Фронтальный опрос | Презентация « Зона пустынь» www. pedsovet. su | С.104 -111 Сообщение о зоне пустынь | |||
21 | Жизнь человека в пустыне | 1 | Комбинированный | Понимание связи неживой и живой природы каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека. | Беседа по вопросам тест | С.104 – 111 | |||||
22 | Субтропическая зона (заседание клуба) природные условия субтропиков. | 1 | Комбинированный | Знать правила поведения во время отдыха на Черноморском побережье Кавказа Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека Уметь находить зону субтропиков на карте; называть особенности неживой природы; называть растения; делить животных по месту обитания; составлять цепи питания; рассказывать об охранной деятельности | Работа по группам | Презентация « Черноморское побережье Кавказа» | С.112 – 121 Доп. матер. о субтропиках | ||||
23 | Растения и животный мир черноморского побережья Кавказа. Отдых на Черноморском побережье | 1 | Комбинированный | Понимание связи неживой и живой природы каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека. | Фронтальный опрос | С. 112 – 121 Отв. на вопр | |||||
24 | Обобщение по теме «Путешествие по природным зонам России». Готовимся к школьной олимпиаде | 1 | Обобщение | Понимание связи неживой и живой природы каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека. | Уметь сравнивать строение корневой системы растений разных природных зон; по цепи питания устанавливать название природной зоны; определять, в каких ярусах леса живут данные растения сравнивать особенности приспособлений к условиям жизни в зоне Арктики и в зоне пустынь | Беседа по вопросам Проверочная работа | С. 122 , ответы на вопросы | ||||
25 | Родной край – часть великой России(11ч) | Твой родной край | 1 | Комбинированный | Родной город, село, регион, название , основные достопримечательности. | Знать название своего родного хутора Уметь работать с толковым словарем; анализировать политико-административную карту России; объяснять условные обозначения; рассказывать в каком от Москвы направлении находится родной хутор; показывать границы родного края | Работа по группам | презентация | С.123 – 125 Ответы на вопросы | ||
26 | Московское время | 1 | Комбинированный | Россия на карте. Простейшие измерения времени по часам. | Иметь представление о часовых поясах Уметь определять, в каких часовых поясах находятся данные города; работать с картой «Часовые пояса» | Фронтальный опрос | С.126 – 127 Ответы на вопросы | ||||
27 | Карта твоего края. | 1 | Комбинированный | Элементарные приёмы чтения, плана и карты. | Уметь работать с физической картой России и родного края; определять положение родного края на карте России | Беседа по вопросам | С.128 Ответы на вопросы | ||||
28 | Поверхность и водоемы твоего края. | 1 | Комбинированный | Формы поверхности: равнины горы , холмы и овраги. Водоёмы и их использование человеком. | Знать понятия: холмистая и плоская равнины; искусственные и естественные водоемы; части реки: исток, устье, приток. Уметь работать с физической картой России; сравнивать на карте изображение холмистой равнины с низменностью; показывать на карте части реки | Фронтальный опрос | С.129-131 Повторить основные понятия | ||||
29 | Итоговая контрольная работа за первое полугодие | 1 | Обобщение | Контроль знаний и умений | Уметь работать с физической картой России; сравнивать на карте изображение холмистой равнины с низменностью; показывать на карте части реки | Контрольный урок | |||||
30 | А что можешь сделать ты? | 1 | Комбинированный | Влияние человека на природу. Охрана природных богатств. | Знать правила поведения, которые необходимо соблюдать во время прогулок в лес, на луг, к водоему | Беседа по вопросам | Красная книга РО | С.132 Ответы на вопросы | |||
31 | Полезные ископаемые твоего края | 1 | Комбинированный | Родной город (село), регион: название и основные достопримечательности. разнообразие растений, животного мира. | Знать понятия: месторождение, бассейн, полезные ископаемые Уметь работать с картой «Полезные ископаемые»; определять положение родного края на карте, указывать какие полезные ископаемые добывают в родном крае | Фронтальный опрос | Презентация «Наш край» | С.133 – 135 Доп.материал о родном крае | |||
32 | Родной край – часть великой России(11ч) | Растения твоего края | 1 | Комбинированный | Знать отрасли растениеводства Уметь определять положение родного края на карте «Природные зоны России»; называть растения и животных родного края; проводить наблюдения за неживой природой; называть отрасли растениеводства | Устный опрос. тест | С.136 – 137 пересказ | ||||
33 | Отрасли животноводства твоего края и домашние животные | 1 | Комбинированный | Знать отрасли животноводства Уметь называть домашних животных родного края; называть отрасли животноводства | Фронтальный опрос | С. 138 – 139 Сообщение о редких животных края | |||||
34 | Народные промыслы твоего края | 1 | Комбинированный | Уметь работать с картой «Народные промыслы»; описывать народные промыслы родного края | Индивидуальный опрос | С.140 – 143 Сообщение о народных промыслах края | |||||
35 | Заповедные места твоего края | 1 | Комбинированный | Родной город (село), регион: название и основные достопримечательности. разнообразие растений, животного мира. | Знать понятие – заповедник Уметь работать с картой «Охраняемые территории»; пользоваться толковым словарем; описывать заповедные и охраняемые места родного края | Индивидуальный опрос | Закон об охране природы Используя интеренет Наити сведения о заповедных местах нашего края | С.144 – 147 Ответы на вопросы | |||
36 | Обобщение по теме «Родной край – часть великой России». | 1 | Обобщение | Россия на карте. родной город, село, регион. | Знать историю, достопримечательности родного края Уметь составлять цепи питания; описывать водоем по плану; называть растения и животных; рассказывать о родной школе | Дидактическая игра Тест | С.148 Ответы на вопросы | ||||
37 | Человеческий организм (11ч) | Как устроен организм человека | 1 | Комбинированный | Общее предствление о строении и основных функциях организма человека. | Знать понятия: орган, система органов Иметь представление о строении и значении костной системы, мышечной, пищеварительной систем, систем дыхания, кровообращения, мочевой, нервной. Уметь называть основные части тела человека; рассказывать о значении каждой части тела человека. | Работа по группам | Право на охрану здоровья | С. 9 – 11 Ответы на вопросы | ||
38 | Путешествие мир клеток | 1 | Комбинированный | Общее предствление о строении и основных функциях организма человека. | Знать понятие ткань Уметь сравнивать внешний вид ткани разных органов под микроскопом | Фронтальный опрос | С. 12 – 13 Ответы на вопросы | ||||
39 | Самый большой орган чувств | 1 | Комбинированный | Общее предствление о строении и основных функциях организма человека. | Знать термин кожа; строение кожи Уметь проводить простейшие опыты; рассказывать о значении кожи для организма человека; показывать на схеме структурные части кожного покрова | Беседа по вопросам | С. 14 – 16 Ответы на вопросы | ||||
40 | Человеческий организм (11ч) | Как человек двигается? | 1 | Комбинированный | Общее предствление о строении и основных функциях организма человека. | Знать термины: кости, мышцы, скелетные мышцы, суставы Иметь представление о значении мышце-сгибателе и мышце-разгибателе; о строении костей; что кости «делают» кровь Уметь называть части скелета; рассказывать о назначении костей скелета человека | Фронтальный опрос Работа по карточкам | С. 17 – 20 Ответы на вопросы | |||
41 | Пищеварительная система | 1 | Комбинированный | Общее предствление о строении и основных функциях организма человека. | Знать понятия пищеварение, пищеварительная система Уметь выполнять правила питания; рассказывать о процессе пищеварения; называть необходимые для роста организма питательные вещества | Фронтальный опрос | С. 21 – 24 Ответы на вопросы | ||||
42 | Система кровообращения | 1 | Комбинированный | Общее предствление о строении и основных функциях организма человека. | Знать, что в теле человека находятся полости, занимаемые органами Уметь называть органы кровеносной системы; расск4азывать о работе сердца; рассказывать о циркуляции крови по организму; называть состав крови; рассказывать о строении сердца | Беседа по вопросам | Презентация Кровообращение»« | С. 25 – 28 Ответы на вопросы | |||
43 | Познакомимся с дыхательной системой | 1 | Комбинированный | Общее предствление о строении и основных функциях организма человека. | Знать, какие внутренние органы защищены грудной клеткой; понятия: диафрагма, трахеи, бронхи, бронхиолы, альвеолы, капилляры Уметь проводить простейшие опыты; называть органы системы дыхания; рассказывать о путешествии воздуха в организме человека; сравнивать вдыхаемый и выдыхаемый воздух | Фронтальный опрос | С. 29 – 31 Сообщение на тему «Дыхание» | ||||
44 | Всё о вдохе и выдохе .Береги свои легкие» | 1 | Комбинированный | Общее предствление о строении и основных функциях организма человека. | Знать, что курение вредно для каждой части организма человека Иметь представление о том, что легкие необходимы не только для дыхания, но и для того, чтобы говорить. Уметь рассказывать о работе голосовых связок; выполнять режим дня; отказаться от вредных привычек | Работа по группам Проверочная работа | Право на здоровый образ жизни | С. 32 – 33 Сообщение на тему «Здоровье лёгких» | |||
45 | Как почки удаляют из организма вредные вещества | 1 | Комбинированный | Общее предствление о строении и основных функциях организма человека. | Знать строение мочевой системы Иметь представление о роли почек Уметь называть органы мочевой системы | Фронтальный опрос | С. 36 – 37 Ответы на вопросы | ||||
46 | Нервная система человека | 1 | Комбинированный | Общее предствление о строении и основных функциях организма человека. | Знать строение нервной системы; какие сведения об окружающем мире мы получаем с помощью органов чувств Иметь представление о защитных рефлексах организма Уметь называть все органы чувств; рассказывать о строении нервной системы | Беседа по вопросам | С. 38 – 40 Ответы на вопросы | ||||
47 | Обобщение по теме «Человеческий организм» | 1 | Обобщение | Уметь называть системы опорно-двигательного аппарата; называть органы пищеварения, кровообращения, дыхания; называть роль нервной системы; называть известные клетки крови | Фронтальный опрос Тест | Презентация «Человеческий организм» | С.41-42 Ответы на вопросы | ||||
48 | Изучаем органы чувств(8ч) | Как мы воспринимаем окружающий мир (заседание клуба) Спроси у носа; что такое запах | 1 | Комбинированный | Органы чувств. общее представление о строении и основных функциях организма человека. | Знать органы чувств; правила ухода за органом обоняния Иметь представление об органе равновесия, о строении носа Уметь готовить сообщение об органах чувств по плану; рассказывать о значении носа; проводить простейшие опыты и наблюдения | Работа по группам | С. 43 – 45 46 – 48 Ответы на вопросы | |||
49 | Высуни язык и скажи: «А» | 1 | Комбинированный | Органы чувств. общее представление о строении и основных функциях организма человека. | Иметь представление о строении языка Уметь рассказывать о значении языка; проводить простейшие опыты и наблюдения | Устный опрос | С.49 – 51 Ответы на вопросы | ||||
50 | «Взгляд» на глаз | 1 | Обобщение | Органы чувств. общее представление о строении и основных функциях организма человека. | Знать правила ухода за глазами Иметь представление о строении глаза Уметь рассказывать о значении глаза; проводить простейшие опыты и наблюдения | Работа по группам | С.52 – 56 Ответы на вопросы | ||||
51 | Ухо не только орган слуха. | 1 | Комбинированный | Органы чувств. общее представление о строении и основных функциях организма человека. | Знать правила ухода за органом слуха Иметь представление о строении уха Уметь рассказывать о значении органа слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения | Фронтальный опрос | мультимедийное приложение | С.57 – 59 Ответы на вопросы | |||
52 | Ухо – орган равновесия | 1 | Комбинированный | Органы чувств. общее представление о строении и основных функциях организма человека. | Знать правила ухода за органом слуха Уметь выполнять правила ухода за органом слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения | Беседа по вопросам | С.60-61 Ответы на вопросы | ||||
53 | Распознавание предметов путем соприкосновения с ними | 1 | Комбинированный | Органы чувств. общее представление о строении и основных функциях организма человека. | Знать правила ухода за органом осязания Иметь представление о строении кожи Уметь рассказывать о значении органа осязания; проводить простейшие опыты и наблюдения | Фронтальный опрос | С. 62 – 63 Ответы на вопросы | ||||
54 | Советы школьного врача | 1 | Комбинированный | Органы чувств. общее представление о строении и основных функциях организма человека. | Знать, как помочь человеку до приезда врача Уметь выполнять советы врача | Беседа по вопросам | С.64 – 66 Ответы на вопросы | ||||
55 | Обобщение по теме «Изучаем органы чувств» Готовимся к школьной олимпиаде | 1 | Обобщение | Органы чувств. общее представление о строении и основных функциях организма человека. | Уметь называть органы слуха, обоняния, осязания, вкуса, равновесия, зрения; называть части глаза, строение органов чувств | Тест | С.67-68 Ответы на вопросы | ||||
55656566 | Путешествие по странам мира | Границы России | 1 | Комбинированный | Россия – наша Родина. Государственная символика России. Россия на карте | Знать границы России; с какими государствами граничит Россия; понятие – государство Уметь работать с физической картой России; называть и рассказывать о соседних государствах и их столицах, о достопримечательностях, исторических памятниках | Работа по группам | Презентация «Россия –родина моя» | С.69 – 73 Ответы на вопросы | ||
57 | Путешествие по странам мира(6ч) | Границы России | 1 | Комбинированный | Россия – наша Родина. Государственная символика России. Россия на карте | Фронтальный опрос | С.74 – 79 подготовить презентацию о любой стране запада | ||||
58 | Соединенные штаты Америки | 1 | Комбинированный | Элементарные приемы чтения карты. | Иметь представление о терроризме Уметь работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники; называть столицу и главные города | Беседа по вопросам | Презентация «Соединенные штаты Америки» | С.80 – 83 Ответы на вопросы | |||
59 | Великобритания | 1 | Комбинированный | Элементарные приемы чтения карты. | Уметь работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники; называть столицу и главные города | Фронтальный опрос | Презентация «Великобритания» | С.84 – 86 Ответы на вопросы | |||
60 | Франция | 1 | Комбинированный | Элементарные приемы чтения карты. | Уметь работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники; называть столицу и главные города | Беседа по вопросам | Презентация « Франция» | С.87 – 90 Ответы на вопросы | |||
61 | Обобщение по теме «Путешествие по странам мира» готовимся к школьной олимпиаде | 1 | Комбинированный | Россия – наша родина. Государственная символика России. Россия на карте | Знать сухопутные границы России с 14 государствами Уметь называть с помощью карты столицы соседних государств; называть страну, которая имеет самую протяженную сухопутную границу с Россией; называть государство, расположенное на одном из материков Западного полушария, с которым Россия имеет морские границы; называть 1 из областей России, которая отделена территорией другого государства | Тест | Находить в Интернете сообщения о путешественниках | Сообщение о исследователях северных берегов Азии в 17 в. | |||
62 | Москва как летопись истории России(5ч) | День народного единства | 1 | Комбинированный | Россия наша Родина. Государственные праздники | Знать государственные праздники; историю создания памятника на Красной площади «Гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарной России» Уметь рассказывать об истории Москвы, возведения Кремля… | Фронтальный опрос | С. 93 – 95 Ответы на вопросы | |||
63 | Москва: память о войне 1812 года | 1 | Комбинированный | Москва – столица России. | Знать государственные праздники; историю создания памятника «Триумфальная арка» Иметь представление о значении войны 1812 года Уметь рассказывать об Отечественной войне 1812года; называть памятники, посвященные этой войне | Устный опрос | С.96 – 99 Ответы на вопросы | ||||
64 | Память Москвы о героях Великой Отечественной войны . | 1 | Комбинированный | Москва – столица России. | Знать, когда началась и закончилась Великая Отечественная война Уметь рассказывать о героях этой войны | Устный опрос | С.100 – 103 Ответы на вопросы | ||||
65 | Итоговая контрольная работав за второе полугодие | 1 | Обобщение | Москва – столица России. | |||||||
66 | Памятники Москвы покорителям космоса.Обобщение по теме:«Москва » | 1 | Комбинированный | Москва – столица России. | Знать государственные праздники; имя первого космонавта Уметь рассказывать об истории освоения космоса; называть памятники, посвященные космонавтам Знать, когда началась и когда закончилась Вов Уметь рассказывать об истории создания памятников | Самостоятельная работа Работа в парах и группах | Презентация | С.104 – 107 Ответы на вопросы 108 Ответы на вопросы | |||
67 | Мы – граждане России(3ч) | Имя нашей страны – Россия; или Российская Федерация | 1 | Комбинированный | Россия – наша Родина. Государственная символика России. | Знать все названия нашего государства; исторические столицы; государственные символы Уметь читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государственный флаг РФ | Фронтальный опрос | С.109 – 111 Ответы на вопросы | |||
68 | Основной закон страны – Конституция России | 1 | Комбинированный | Человек – член общества. | Знать, что Россия объединяет 89 равноправных членов – субъектов Российской Федерации; что главой нашего государства является Президент РФ; главные задачи парламента Уметь подписывать адрес на конверте; называть основной закон страны - Конституцию | Тест | Права ребенка, Конституция Презентация |
Предварительный просмотр:
Дата: 15.05 2014 г
Итоговая контрольная работа за второе полугодие
1. Определи какое это время года:
«Солнце совсем не высоко над горизонтом, а лучи его светят ярко, но не греют».
(А)Осень. (Б)Зима. (С)Весна. (Д)Лето.
2. Найди объект неживой природы:
(А)Птица. (Б)Книга. (С)Девочка. (Д)Гора.
3.Как называется место, откуда река берет своё начало.
(А)Устье. (Б)Исток. (С)Болото. (Д)Озеро.
4. Выбери верный ответ:
Солнце - это
(А)Планета. (Б)Звезда. (С)Спутник. (Д)Шар.
5. Что лишнее?
(А)Луна. (Б)Марс. (С)Земля. (Д)Юпитер.
6. Части растения:
(А)Руль. (Б)Голова. (С)Ядро. (Д)Стебель.
Колесо. Рука. Плазма. Корень.
Кузов. Нога. Оболочка. Лист.
7. По какому признаку собраны в группу слова:
карп, камень, Луна, олень, берёза, собака, снег?
(А)Живая природа. (Б)Неживая природа.
(С)Объекты природы. (Д)Окружающий мир.
8. Отчего возникает ветер?
(А)Оттого, что движется Земля.
(Б)Оттого, что вращается Земля.
(С)Оттого, что происходит смена давления воздуха.
(Д)Оттого, что понижается или повышается температура воздуха.
9. Найди показатель самой низкой температуры:
(А)+14 (Б)-27 (С)О (Д)-14
10. Выбери правильное утверждение:
(А)Ноль градусов - это отсутствие температуры воздуха.
(Б)Ноль градусов - это самая низкая температура воздуха.
(С)Ноль градусов - это граница между градусами тепла и холода.
(Д)Ноль градусов - это самая высокая температура воздуха.
11. Самое большое озеро в мире?
(А)Ладожское. (Б)Онежское. (С)Байкал. (Д)Чудское.
12. Как называется день 22 декабря?
(А)День летнего солнцестояния.
(Б)День осеннего равноденствия.
(С)День зимнего солнцестояния.
(Д)День весеннего равноденствия.
13. Материк, на котором мы живём.
(А)Австралия. (Б)Европа. (С)Евроазия. (Д)Азия.
14. Отметь правильное определение понятия «природа»:
(А)Природа - это все, что нас окружает.
(Б)Природа - это растения и животные.
(С)Природа - это все, что существует в окружающем мире независимо от человека.
(Д)Природа - это то, что сделано руками человека.
15. Выбери газообразное вещество:
(А)Ртуть. (Б)Кислород. (С)Гранит. (Д)Духи.
16. В каком географическом направлении находится наша местность по отношению к Москве?
(А)на юге (Б)на востоке (С)на юго-западе (Д)юго-востоке
17. Вода кипит при температуре:
(А)20 (Б)1000 (С)100 (Д)200
18. Какой орган чувств соответствует слову «обоняние»?
(А)Уши. (Б)Язык. (С)Кожа. (Д)Нос.
19. Сколько видов клеток у человека?
(А)4 (Б)40 (С)14 (Д)1
20. Сколько часов надо спать ученику 4 класса:
(А)8 часов (Б)20 часов (С)12 часов (Д)10 часов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Программа "Начальная школа XXI век. Под ред. Н. Виноградовой.
В материале помещена рабочая программа по окружающему миру (3 класс)...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...