Рабочая программа по окружающему миру 3 класс А.А. Плешаков
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
- ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
- Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании следующих нормативных документов:
1. Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования.
2. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по окружающему миру.
3. Закона Российской Федерации «Об образовании».
4. Учебного плана МОУ «Тегульдетская средняя общеобразовательная школа» на 2013-2014 учебный год.
5. Авторской программы начального общего образования по окружающему миру Плешакова А.А. (УМК Школа России). М.: «Просвещение», 2010.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 3 класс разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Учебный курс носит личностно-развивающий характер.
Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.
К числу важнейших задач курса относятся воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета. При этом используются разнообразные методы и формы обучения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д.
Результаты изучения курса
Данная программа обеспечивает достижение учениками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становления гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материалным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Познавательные УУД:
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Коммуникативные УУД:
- готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета;
Предметные результаты
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- формирование уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнения, классификация с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
В федеральном базисном учебном плане на изучение курса окружающий мир в 3 классе отводится 2 часа в неделю при 34 недельной работе. За год на изучение программного материала отводится 68 часов.
Учебно-тематический план (68 часов)
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Как устроен мир? | 7 |
2 | Эта удивительная природа | 19 |
3 | Мы и наше здоровье | 8 |
4 | Наша безопасность | 9 |
5 | Чему учит экономика? | 12 |
6 | Путешествия по городам и странам | 13 |
Итого | 68 |
Содержание курса
Как устроен мир? (7 часов)
Природа. Разнообразие природы. Как классифицируют объекты природы. Биология – наука о живой природе. Царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии). Ценность природы для людей.
Человек. Человек – часть природы. Отличия человека от других живых существ. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира. Человек как член общества. Человечество. Семья как часть общества. Народ как часть общества, многообразие народов Земли. Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Представление о гражданстве. Мы – граждане России.
Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, её роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие.
положительное и отрицательное влияние человека на природу. Морская корова, странствующий голубь – примеры животных, исчезнувших по вине человека. Охрана природы. Заповедники и национальные парки – особо охраняемые природные территории.
Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящие под влиянием человека.
Проект «Богатства отданные людям».
Эта удивительная природа (19 часов)
Тела, вещества, частицы. Естественные и искусственные тела. Твёрдые, жидкие, газообразные вещества. Разнообразие веществ в окружающем мире. Химия – наука о веществах. Наиболее распространенные в быту вещества (соль, сахар, крахмал, кислоты). Кислотные дожди.
Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Источники загрязнения воздуха. Охрана чистоты воздуха.
Вода как вещество. Значение воды для жизни на Земле. Свойства воды. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Использование воды человеком. Источники загрязнения воды. Охрана чистоты воды и ее экономное использование.
Процесс разрушения горных пород в природе, его причины и последствия.
Почва как верхний плодородный слой земли. Состав почвы. Значение плодородия почвы для жизни растений. Образование и разрушение почвы. Охрана почвы.
Группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Виды растений. Ботаника – наука о растениях.
Дыхание и питание растений. Связи между растениями и окружающей средой. Роль растений в жизни животных и человека.
Опыление. Роль насекомых в опылении растений. приспособленность растений к разным способам распространения плодов и семян. Развитие растений из семян.
Факторы отрицательного воздействия человека на мир растений. Растения, нуждающиеся в охране. Правила поведения в природе.
Многообразие животного мира. Классификация животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся (рептилии), птицы, звери (млекопитающие). Виды животных.
Зоология – наука о животных.
Размножение и развитие животных разных групп. Факторы отрицательного воздействия человека на мир животных. Исчезающие и редкие животные, внесённые в Красную книгу России. Правила поведения в природе. Меры по охране животного мира.
Разнообразие грибов. Строение шляпочных грибов. Взаимосвязи грибов с деревьями. Грибы из Красной книги. Съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. правила сбора грибов. Лишайники.
Круговорот веществ. Основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители. Роль почвы в круговороте веществ.
Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязнённой воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.
Проект «Разнообразие природы родного края».
Мы и наше здоровье (8 часов)
Анатомия, физиология, гигиена как науки. Понятие об органах и системе органов человека: нервная система, пищеварительная система, кровеносная система.
Органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа, их роль в восприятии мира. Гигиена органов чувств.
Кожа как орган защиты от повреждений и внешних воздействий. Свойства кожи. Гигиена кожных покровов. Первая помощь при повреждении кожных покровов (ранки, ушибы, ожоги, обмораживание).
Опорно-двигательная система, её роль в организме человека. Осанка. Сохранение правильной осанки. Роль физической культуры в поддержании тонуса мышц.
Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Пульс, его частота.
Закаливание как фактор предупреждения заболеваний. Способы закаливания организма. Предупреждение инфекционных болезней и аллергии. правила поведения в случае заболевания.
Понятие о здоровом образе жизни. Правила здорового образа жизни для школьников.
Практические работы: знакомство с внешним строением кожи, упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчёт ударов пульса.
Проект «Школа кулинаров».
Наша безопасность (9 часов)
Огонь, вода и газ. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.
Правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте.
Дорожные знаки. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на льду.
Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки).
Экологическая безопасность. Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности.
Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.
Практическая работа: знакомство с устройством бытового фильтра для очистки воды.
Проект «Кто нас защищает».
Чему учит экономика (12 часов)
Экономика. Потребности людей. Товары и услуги. Использование природных богатств в экономике. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике.
Полезные ископаемые. Значение, способы добычи и охрана полезных ископаемых.
Сельское хозяйство. Растениеводство. Использование культурных растений для производства продуктов питания и промышленных товаров. Классификация культурных растений. Труд растениеводов.
Животноводство. Домашние сельскохозяйственные животные. Содержание и разведение домашних сельскохозяйственных животных, их роль в экономике. Труд животноводов.
Промышленность. Отрасли промышленности.
Деньги. Обмен товарами: бартер, купля-продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков. Денежные единицы различных стран. Зарплата и сбережения.
Государственный бюджет. Расходы, доходы. Источники доходов. Основные статьи расходов государства.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. Взаимосвязь экономики и экологии. Экологические прогноз, их влияние на экономику.
Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.
Проект «Экономика родного края».
Путешествия по городам и странам (13 часов)
Золотое кольцо России – слава и гордость страны. Города Золотого кольца: Сергиев-Посад, Переславль-Залеский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир), их достопримечательности.
Государства, граничащие с Россией, их столицы. Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия), их столицы, государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности.
Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности.
Страны центра Европы. Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди.
Франция. Великобритания. Местоположение на карте, столица, государственное устройство, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди.
На юге Европы. Греция, Италия. Географическое положение, столицы, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города.
По знаменитым местам мира. Отдельные памятники архитектуры и искусства, являющиеся символами стран, в которых они находятся. Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в США, здание Сиднейской оперы.
Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.
Проект «Музей путешествий».
Тематическое планирование учебного материала
№ | дата план. | дата факт. | Тема урока | Часы | Домашнее задание |
Как устроен мир | 7 | ||||
1 | 2.09 | Природа. Ценность природы для людей | 1 | У. с. 4-8, Р.т. с.4№4-5 | |
2 | 4.09 | Человек | У.с.10-15 Р.т.с.7№4 | ||
3 | 9.09 | Общество | У.с.18-23 Р.т.с.8№3-4 | ||
4 | 11.09 | Что такое экология | У.с.26-28 | ||
5 | 16.09 | Природа в опасности! Охрана природы | У.с.29-34 Р.т.с.11№3 | ||
6 | 18.09 | Экскурсия «Природа вокруг нас». Проект «Богатства, отданные людям» | проект | ||
7 | 23.09 | Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа | |||
Эта удивительная природа | 19 | ||||
8 | 25.09 | Тела, вещества, частицы | 1 | У.с.34-38 Р.т.с.15№4-6 | |
9 | 30.09 | Разнообразие веществ | 1 | У.с..39-43 | |
10 | 2.10 | Воздух и его охрана | 1 | У.с.44-48 Р.т.с.20№5 | |
11 | 7.10 | Вода | 1 | У.с.49-52 Р.т.с.22№2 | |
12 | 9.10 | Превращение и круговорот воды | 1 | У.с.53-56 Р.т.с.25№5 | |
13 | 14.10 | Берегите воду! | 1 | У.с.57-61 Р.т.с.26№2 | |
14 | 16.10 | Что такое почва? | 1 | У.с.65-70 Р.т.с.28№2-3 | |
15 | 21.10 | Разнообразие растений | 1 | У.с.71-75 Р.т.с.31№7-8 | |
16 | 23.10 | Солнце, растения и мы с вами | 1 | У.с.76-79 Р.т.с.34№5 | |
17 | 6.11 | Размножение и развитие растений | 1 | У.с.80-83 Р.т.с.36№7 | |
18 | 11.11 | Охрана растений | 1 | У.с.84-88 Р.т.с.38№7 | |
19 | 13.11 | Разнообразие животных | 1 | У.с.89-95 Р.т.с.43№6 | |
20 | 18.11 | Кто что ест | 1 | У.с.96-99 Р.т.с.46№6 | |
21 | 20.11 | Размножение и развитие животных | 1 | У.с.105-111 Р.т.с.50№4,5 | |
22 | 25.11 | Охрана животных | 1 | У.с.112-117 Р.т.с.54№6 | |
23 | 27.11 | В царстве грибов | 1 | У.с.118-123 Р.т.с.55№4 | |
24 | 2.12 | Великий круговорот жизни | 1 | У.с.124-126 | |
25 | 4.12 | Проект «Разнообразие природы родного края» | 1 | проект | |
26 | 9.12 | Обобщение знаний по теме: «Эта удивительная природа». Проверочная работа | 1 | ||
Мы и наше здоровье | 10 | ||||
27 | 11.12 | Организм человека | 1 | У.с.128=131 Р.т.с.58№3 | |
28 | 16.12 | Органы чувств | 1 | У.с.132-135 | |
29 | 18.12 | Надежная защита организма | 1 | У.с.136139 | |
30 | 23.12 | Опора тела и движение | 1 | У.с.140-143 | |
31 | 25.12 | Наше питание | 1 | У.с.144-147 Р.т.с.63№5 | |
32 | Дыхание и кровообращение | 1 | У.с.148-150 | ||
33 | Умей предупреждать болезни | 1 | У.с.151-153 | ||
34 | Здоровый образ жизни | 1 | У.с.154-157 | ||
35 | Проект «Школа кулинаров» | 1 | Проект | ||
36 | Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье». Проверочная работа | 1 | |||
Наша безопасность | 8 | ||||
37 | Огонь, вода и газ | 1 | У.с.4-7 Р.т.с.4№4 | ||
38 | Чтобы путь был счастливым | 1 | У.с.8-13 | ||
39 | Экскурсия «Дорожные знаки» | 1 | У.с.14-17 Р.т.с.11№7 | ||
40 | Опасные места | 1 | У.с.18-22 Р.т.с.13№3 | ||
41 | Природа и наша безопасность | 1 | У.с.23-28 Р.т.с.17№7 | ||
42 | Экологическая безопасность | 1 | У.с.29-34 Р.т.с.20№6 | ||
43 | Проект «Кто нас защищает» | 1 | Проект | ||
44 | Обобщение знаний по теме «Наша безопасность». Проверочная работа | 1 | |||
Чему учит экономика | 12 | ||||
45 | Для чего нужна экономика | 1 | У.с.36-39 Р.т.с.24№8 | ||
46 | Природные богатства и труд людей – основа экономики | 1 | У.с.40-47 | ||
47 | Полезные ископаемые | 1 | У.с.48-52 Р.т.с.29№7-8 | ||
48 | Растениеводство | 1 | У.с.53-59 Р.т.с.31№5-6 | ||
49 | Животноводство | 1 | У.с.60-63 Р.т.с.33-34№5-6 | ||
50 | Какая бывает промышленность | 1 | У.с.64-67 Р.т.с.37№5-6 | ||
51 | Что такое деньги | 1 | У.с.68-72 Р.т.с.39№4 | ||
52 | Государственный бюджет | 1 | У.с.73-76 Р.т.с.41№4 | ||
53 | Семейный бюджет | 1 | У.с.77-80 Р.т.с.42№3-4 | ||
54 | Экономика и экология | 1 | У.с.81-86 Р.т.с.44№4 | ||
55 | Проект «Экономика родного края» | 1 | Проект | ||
56 | Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика». Проверочная работа | 1 | |||
Путешествия по городам и странам | 11 | ||||
57 | Золотое кольцо России | У.с.88-93 Р.т.с.49№7 | |||
58 | Золотое кольцо России | У.с.94-99 Р.т.с.49№8 | |||
59 | Наши ближайшие соседи | У.с.100-109 Р.т.с.53№5 | |||
60 | На севере Европы | У.с.110-119 | |||
61 | Что такое Бенилюкс | У.с.120-126 | |||
62 | В центре Европы | У.с.127-133 | |||
63 | По Франции и Великобритании | У.с.134-143 | |||
64 | На юге Европы | У.с.144-150 | |||
65 | По знаменитым местам мира | У.с.151-155 | |||
66 | Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам». Проверочная работа | ||||
67 | Проект «Музей путешествий» | проект | |||
68 | Итоговая контрольная работа |
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
- Человек – часть природы и общества.
- Что такое тела и вещества; твёрдые вещества; жидкости и газы.
- Основные свойства воздуха и воды; круговорот воды в природе;
- Основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые; группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы.
- Взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными).
- Взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе).
- Строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме.
- Правила гигиены; основы здорового образа жизни.
- Правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки, правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности.
- Потребности людей; товары и услуги.
- Роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике; основы семейного бюджета.
- Некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Учащиеся должны уметь:
- Распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространённые в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы.
- Проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты.
- Объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком.
- Выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы.
- Выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждений кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды.
- Владеть элементарными приемами чтения карты.
- Проводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Перечень учебно - методического обеспечения
Для учителя:
1. Рабочая программа и планирование учебного курса. / А.А. Плешаков Окружающий мир. Мир вокруг нас. М. : Просвещение. 2010г
2. Сборник рабочих программ «Школа России» / С.В. Анащенкова, М.А. Бантова. М.: «Просвещение». 2011.
3. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса нач. школы. В 2 ч./
А. А. Плешаков. – М.: Просвещение. 2009.
4. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир к УМК А.А. Плешакова. /
Н.Ю. Васильева. М.: ВАКО. 2013.
5. Окружающий мир: итоговая аттестация: 3 класс: типовые тестовые задания/О.Н. Крылова. – М.: «Экзамен». 2013.
6. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир 3 класс / И.Ф. Яценко. – М.: «ВАКО». 2013.
Для детей:
1. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учеб. для 3 класса нач. школы. В 2 ч./
А. А. Плешаков. – М. : Просвещение. 2009
2. Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Плешакова Окружающий мир. Мир вокруг нас в 2 частях. – М.: Просвещение. 2013
3. Атлас-определитель «От земли до неба» А.А. Плешаков. М. : Просвещение. 2012
Использованная литература
1. Рабочая программа и планирование учебного курса. / А.А. Плешаков Окружающий мир. Мир вокруг нас. М.: Просвещение. 2010г
2. Сборник рабочих программ «Школа России» / С.В. Анащенкова, М.А. Бантова. М.: «Просвещение». 2011.
3. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса нач. школы. В 2 ч./
А. А. Плешаков. – М.: Просвещение. 2009.
4. Поурочные разработки по курсу Окружающий мир к УМК А.А. Плешакова. /
Н.Ю. Васильева. М.: ВАКО. 2013.
5. Рабочая тетрадь к учебнику А.А. Плешакова Окружающий мир. Мир вокруг нас в 2 частях. – М.: Просвещение. 2013
6. Электронное пособие «Тематическое планирование. Начальная школа. 3-4 классы. М.: «Учитель». 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (автор А.А. Плешаков)
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе примерной типовой программы по окружающему миру в соответствии с требованиями Федерального компонента г...
Рабочая программа по окружающему миру А.Плешаков 4 класс
Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру автор А.Плешаков для 4 класса УМК "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру. А.А. Плешаков, 2 класс.
Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС НОО на основе авторской программы А.А. Плешакова....
Рабочая программа по окружающему миру 2-3 классы А.Плешаков
Рабочая программа по окружающему миру разработана для реализации в классе-комплекте 2-3 классы. Содержит все основные разделы....
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...