Конспект урока
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Гихель Полина Николаевна

Конспект урока по окружающему миру.

Тема "Кто такие птицы"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ptitsy.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

План - конспект урока

по окружающему миру
на тему:  Кто такие птицы?            

 Цель  урока: 

- Расширить представление о птицах;

- познакомить ребят с отличительными признаками птиц;

- способствовать формированию бережного отношения к природе.

Учебные задачи, направленные на достижение 

- предметных результатов:

познакомить учащихся с характерным признаком птиц, формировать умение отличать птиц от других животных;

развивать умение узнавать и называть изученных птиц по описаниям, рисункам, фотографиям;

- метапредметных результатов:

формировать умение составлять рассказ о птице по предложенному учителем плану;

формировать умение анализировать строение птицы  с выделением существенных и несущественных признаков, синтезировать;

 в процессе участия в микроисследованиях проводить сравнение перьев птиц;

формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника;

формировать умение строить речевое высказывание в устной форме по теме урока.

- личностных результатов:

развивать ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности;

развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

развивать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока:  Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы работы учащихся:  Участие во фронтальной работе под руководством учителя, индивидуальная,  малая исследовательская работа в группах.

Необходимое  оборудование: мультимедийные средства, магнитофон, учебник, тетрадь, перья, лупы, цветные карандаши

 Методы и приемы: коммуникативный, деятельностный подход

Используемые технологии: игровые, элементы личностно-ориентированной технологии, информационно - коммуникационные технологии.

Основные понятия, термины: птица, перо, стержень, бородки, перелетные, зимующие птицы.

  Планируемые  образовательные результаты:

Предметные: учащиеся научатся: узнавать птиц на рисунке; описывать птицу; получат возможность исследовать строение пера птицы; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний;  рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.

Метапредметные: регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, познавательные-овладеть логическими действиями сравнения, обобщения по родовым признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.

Личностные:формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

-Ребята! Мы продолжаем наше путешествие по интереснейшему царству природы, которое называется “Животный мир” и сегодня будем  открывать для себя удивительные вещи, пытаться находить ответы на свои вопросы.


2.Повторение пройденного материала.


- С какими группами животных мы уже знакомы?

- Чем отличаются насекомые? (слайд 1)

- Как отличить рыб от других животных? (слайд 2)

3. Сообщение темы урока. Определение темы и задач урока.

- Наша помощница Черепаха побывала у своих друзей насекомых и рыб, но у нее остались еще и другие друзья- животные. Чтобы легче было догадаться о ком идет речь, послушайте голоса. (Включается аудиозапись с голосами птиц).

- Как одним словом можно назвать друзей Черепахи? (птицы)

- Кто-нибудь догадался, какая тема урока будет? (кто такие птицы) 
- Кто сможет сформулировать цели урока? Чему будем учиться? (план на доске) 
- Совершенно верно. Тема урока «Кто такие птицы». А цели: познакомиться с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки, чтобы уметь выделить птиц из других групп животных. 
А задачи: узнаем, каких животных называют птицами; познакомимся с многообразием птиц; узнаем, из каких частей состоит тело птиц; исследуем перо птиц. (слайд 3)


4. Изучение нового материала.

Игра «Кто больше?»

-Вспомните, каких птиц вы знаете.

-Молодцы! Сколько птиц назвали!

- А как можно отличить птиц от других животных?  (Они  умеют летать.)

 Работа по учебнику.

- Рассмотрите рисунок на стр.36. Какие животные здесь изображены? (Летучая мышь, бабочка, курица, белка-летяга)

- Что общего у всех этих животных?  (Они умеют летать)

- Можно ли их отнести к одной группе?(Нет)  А какое животное мы отнесем к птицам? (Курицу)

-Но ведь курица летает плохо, а ее ученые-орнитологи(учёные, которые изучают птиц, наблюдают за их жизнью, повадками)относят к группе птиц. Значит, наличие крыльев и умение летать - не самый главный признак птиц? Тогда что?


- Знакомство со строением птицы.

 - Рассмотрите рисунок (стр.36). Какую птицу вы узнали? (Это голубь.)

 - Рассмотрите тело птицы. Из каких частей состоит тело голубя? (Учащиеся называют, учитель показывает)

Дети изучают его на примере голубя по рисунку в учебнике, работая в парах. Затем кто-либо из учащихся рассказывает по рисунку о строении тела птицы. (слайд 4) 
Обращается внимание на то, что у всех птиц есть перья. Этот вывод сверяется со словами Мудрой Черепахи. (читают в учебнике) 
- Все птицы покрыты перьями и являются единственными существами, обладающими ими. Несмотря на различия, все птицы откладывают яйца. В яйце птенца защищает твердая оболочка. Родители обычно согревают, или насиживают, яйца в гнезде.
Обобщение:  Так какие животные называются птицами? (Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями).


-А как человек использует перья? (Для изготовления одежды, подушек, одеял, украшения)

-Знаете ли вы, что много лет назад не было ручек, и люди писали гусиными перьями? (слайд 5)

-Сейчас мы с вами познакомимся со строением пера.

5. Практическая работа.

 На столах у детей лежат перья – разные по размеру, форме, цвету.

 - Чем различаются эти перья? (Цветом, формой, размером.)


 - Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его.

- Что случится, если подует ветерок? (Перья полетят. Они легкие.)

Правильно, перо внутри полое, поэтому перья очень легкие.

 - Обмакните перо в стакан с водой. Изменилось ли перо, намокло ли? (Нет, вода скатилась капельками.) Поэтому перья защищают птицу от воды и сырости.

 - Подумайте, для чего нужны птицам маленькие перышки? (Для тепла.)

 - Для чего нужны большие перья? (Чтобы летать.) (слайд 6)

 Теперь рассмотрите окраску перьев. Что можете сказать? (Перья самые разные по цвету. Они украшают птиц.)

- Взгляните на мудрую черепаху (с.36). Как же она украсила себя? (Перьями.)

 - Чьи это перья? (Павлина.) (слайд 7)

Распустила хвост жар-птица,

Он горит и золотится.

Из заморских к нам долин

Этот хвост принес …павлин. 

3) Выполнение задания в рабочей тетради (стр.25 №1)

- Зарисуйте перья птиц, которые вы рассмотрели.

6. Физкультминутка

Хлопают один раз в ладоши, если учитель называет птиц, два раза, если называется не птица.

Прилетели птицы:
голуби, синицы,
мухи и стрижи.
голуби, синицы,
аисты, вороны,
галки, макароны.
голуби, куницы.
голуби, синицы,
чибисы, чижи,
галки и стрижи,
комары, кукушки.
голуби, синицы,
галки и стрижи,
чибисы, чижи,
аисты, кукушки,
совы и ватрушки.

7.Обобщение, систематизация и применение знаний.

- Обычно у птиц сильное, но легкое тело. Но это не у всех. 

Страус - самая большая птица в мире. Она слишком тяжела, чтобы подняться в небо. Зато она очень быстро бегает на своих длинных ногах. С помощью ног и защищается от врагов. (слайд 8)

Пингвин - на суше выглядит очень неуклюже, ходит медленно, переваливаясь с ноги на ногу, или ползают, помогая себе крыльями и лапами. В воде очень хорошо плавают, охотятся на рыб. (слайд 9)

Колибри- самая крохотная птичка. Эта птица может летать вверх, в стороны, вперед и даже назад. У большинства колибри длинные клювы, которыми они достают нектар. (слайд 10)


- Умение летать не является признаком птиц. Существуют птицы, которые не умеют летать.

- Назовите  птиц на странице 37 учебника. (Сова, утка, ласточка, синица, дятел, воробей)

- На какие две группы мы можем разделить птиц, которые здесь изображены? (Перелетные и зимующие)

- Почему их так называют?

Перелетные птицы – зимой летят в теплые страны, у нас им холодно и нечего кушать.

Зимующие – не боятся холода и остаются здесь.

Перелетные – утки, лебеди, журавли, ласточки, грачи, скворцы, кукушки.

Зимующие– воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, сорока.( слайд 11)

8. Подведение итогов урока и рефлексия.

   -Наше путешествие по царству природы завершается.

  -Вернемся к учебной задаче урока. Каких животных называют птицами?    (Птицы –животные, тело которых покрыто перьями.) (слайд 12)

– Что вы для себя открыли нового, интересного сегодня на уроке?

- Как мы находили ответы на свои вопросы? (Слушали учителя, учащихся, отгадывали загадки, сравнивали, исследовали.)

 -Оцените свою работу на уроке.

9.  Рекомендации для занятий дома.

Нарисовать птичку (Рабочая тетрадь С.26, №3)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...