Конспект урока
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
План - конспект урока
по окружающему миру
на тему: Кто такие птицы?
Цель урока:
- Расширить представление о птицах;
- познакомить ребят с отличительными признаками птиц;
- способствовать формированию бережного отношения к природе.
Учебные задачи, направленные на достижение
- предметных результатов:
познакомить учащихся с характерным признаком птиц, формировать умение отличать птиц от других животных;
развивать умение узнавать и называть изученных птиц по описаниям, рисункам, фотографиям;
- метапредметных результатов:
формировать умение составлять рассказ о птице по предложенному учителем плану;
формировать умение анализировать строение птицы с выделением существенных и несущественных признаков, синтезировать;
в процессе участия в микроисследованиях проводить сравнение перьев птиц;
формировать умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника;
формировать умение строить речевое высказывание в устной форме по теме урока.
- личностных результатов:
развивать ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности;
развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
развивать способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Формы работы учащихся: Участие во фронтальной работе под руководством учителя, индивидуальная, малая исследовательская работа в группах.
Необходимое оборудование: мультимедийные средства, магнитофон, учебник, тетрадь, перья, лупы, цветные карандаши
Методы и приемы: коммуникативный, деятельностный подход
Используемые технологии: игровые, элементы личностно-ориентированной технологии, информационно - коммуникационные технологии.
Основные понятия, термины: птица, перо, стержень, бородки, перелетные, зимующие птицы.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: учащиеся научатся: узнавать птиц на рисунке; описывать птицу; получат возможность исследовать строение пера птицы; понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять; работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
Метапредметные: регулятивные – действовать с учетом выделенных учителем ориентиров, познавательные-овладеть логическими действиями сравнения, обобщения по родовым признакам; коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Личностные:формирование целостного взгляда на мир, уважительного отношения к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
-Ребята! Мы продолжаем наше путешествие по интереснейшему царству природы, которое называется “Животный мир” и сегодня будем открывать для себя удивительные вещи, пытаться находить ответы на свои вопросы.
2.Повторение пройденного материала.
- С какими группами животных мы уже знакомы?
- Чем отличаются насекомые? (слайд 1)
- Как отличить рыб от других животных? (слайд 2)
3. Сообщение темы урока. Определение темы и задач урока.
- Наша помощница Черепаха побывала у своих друзей насекомых и рыб, но у нее остались еще и другие друзья- животные. Чтобы легче было догадаться о ком идет речь, послушайте голоса. (Включается аудиозапись с голосами птиц).
- Как одним словом можно назвать друзей Черепахи? (птицы)
- Кто-нибудь догадался, какая тема урока будет? (кто такие птицы)
- Кто сможет сформулировать цели урока? Чему будем учиться? (план на доске)
- Совершенно верно. Тема урока «Кто такие птицы». А цели: познакомиться с многообразием птиц, выделить существенные и отличительные признаки, чтобы уметь выделить птиц из других групп животных.
А задачи: узнаем, каких животных называют птицами; познакомимся с многообразием птиц; узнаем, из каких частей состоит тело птиц; исследуем перо птиц. (слайд 3)
4. Изучение нового материала.
Игра «Кто больше?»
-Вспомните, каких птиц вы знаете.
-Молодцы! Сколько птиц назвали!
- А как можно отличить птиц от других животных? (Они умеют летать.)
Работа по учебнику.
- Рассмотрите рисунок на стр.36. Какие животные здесь изображены? (Летучая мышь, бабочка, курица, белка-летяга)
- Что общего у всех этих животных? (Они умеют летать)
- Можно ли их отнести к одной группе?(Нет) А какое животное мы отнесем к птицам? (Курицу)
-Но ведь курица летает плохо, а ее ученые-орнитологи(учёные, которые изучают птиц, наблюдают за их жизнью, повадками)относят к группе птиц. Значит, наличие крыльев и умение летать - не самый главный признак птиц? Тогда что?
- Знакомство со строением птицы.
- Рассмотрите рисунок (стр.36). Какую птицу вы узнали? (Это голубь.)
- Рассмотрите тело птицы. Из каких частей состоит тело голубя? (Учащиеся называют, учитель показывает)
Дети изучают его на примере голубя по рисунку в учебнике, работая в парах. Затем кто-либо из учащихся рассказывает по рисунку о строении тела птицы. (слайд 4)
Обращается внимание на то, что у всех птиц есть перья. Этот вывод сверяется со словами Мудрой Черепахи. (читают в учебнике)
- Все птицы покрыты перьями и являются единственными существами, обладающими ими. Несмотря на различия, все птицы откладывают яйца. В яйце птенца защищает твердая оболочка. Родители обычно согревают, или насиживают, яйца в гнезде.
Обобщение: Так какие животные называются птицами? (Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями).
-А как человек использует перья? (Для изготовления одежды, подушек, одеял, украшения)
-Знаете ли вы, что много лет назад не было ручек, и люди писали гусиными перьями? (слайд 5)
-Сейчас мы с вами познакомимся со строением пера.
5. Практическая работа.
На столах у детей лежат перья – разные по размеру, форме, цвету.
- Чем различаются эти перья? (Цветом, формой, размером.)
- Каждое перо имеет стержень. Догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его.
- Что случится, если подует ветерок? (Перья полетят. Они легкие.)
Правильно, перо внутри полое, поэтому перья очень легкие.
- Обмакните перо в стакан с водой. Изменилось ли перо, намокло ли? (Нет, вода скатилась капельками.) Поэтому перья защищают птицу от воды и сырости.
- Подумайте, для чего нужны птицам маленькие перышки? (Для тепла.)
- Для чего нужны большие перья? (Чтобы летать.) (слайд 6)
Теперь рассмотрите окраску перьев. Что можете сказать? (Перья самые разные по цвету. Они украшают птиц.)
- Взгляните на мудрую черепаху (с.36). Как же она украсила себя? (Перьями.)
- Чьи это перья? (Павлина.) (слайд 7)
Распустила хвост жар-птица,
Он горит и золотится.
Из заморских к нам долин
Этот хвост принес …павлин.
3) Выполнение задания в рабочей тетради (стр.25 №1)
- Зарисуйте перья птиц, которые вы рассмотрели.
6. Физкультминутка
Хлопают один раз в ладоши, если учитель называет птиц, два раза, если называется не птица.
Прилетели птицы:
голуби, синицы,
мухи и стрижи.
голуби, синицы,
аисты, вороны,
галки, макароны.
голуби, куницы.
голуби, синицы,
чибисы, чижи,
галки и стрижи,
комары, кукушки.
голуби, синицы,
галки и стрижи,
чибисы, чижи,
аисты, кукушки,
совы и ватрушки.
7.Обобщение, систематизация и применение знаний.
- Обычно у птиц сильное, но легкое тело. Но это не у всех.
Страус - самая большая птица в мире. Она слишком тяжела, чтобы подняться в небо. Зато она очень быстро бегает на своих длинных ногах. С помощью ног и защищается от врагов. (слайд 8)
Пингвин - на суше выглядит очень неуклюже, ходит медленно, переваливаясь с ноги на ногу, или ползают, помогая себе крыльями и лапами. В воде очень хорошо плавают, охотятся на рыб. (слайд 9)
Колибри- самая крохотная птичка. Эта птица может летать вверх, в стороны, вперед и даже назад. У большинства колибри длинные клювы, которыми они достают нектар. (слайд 10)
- Умение летать не является признаком птиц. Существуют птицы, которые не умеют летать.
- Назовите птиц на странице 37 учебника. (Сова, утка, ласточка, синица, дятел, воробей)
- На какие две группы мы можем разделить птиц, которые здесь изображены? (Перелетные и зимующие)
- Почему их так называют?
Перелетные птицы – зимой летят в теплые страны, у нас им холодно и нечего кушать.
Зимующие – не боятся холода и остаются здесь.
Перелетные – утки, лебеди, журавли, ласточки, грачи, скворцы, кукушки.
Зимующие– воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, сорока.( слайд 11)
8. Подведение итогов урока и рефлексия.
-Наше путешествие по царству природы завершается.
-Вернемся к учебной задаче урока. Каких животных называют птицами? (Птицы –животные, тело которых покрыто перьями.) (слайд 12)
– Что вы для себя открыли нового, интересного сегодня на уроке?
- Как мы находили ответы на свои вопросы? (Слушали учителя, учащихся, отгадывали загадки, сравнивали, исследовали.)
-Оцените свою работу на уроке.
9. Рекомендации для занятий дома.
Нарисовать птичку (Рабочая тетрадь С.26, №3)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...