Выступление на ГМО. Диагностика ЗУН уч-ся по окружающему миру,как основа качественного обучения младших школьников
по окружающему миру (1 класс) по теме

Сайко Анна Григорьевна

        Система контроля и оценивание позволяет установить персональ-

 

ную  ответственность учителя за качество процесса обучения. Монито-

 

ринг является средством оповещения о состоянии  обучения на данном

 

этапе  развития. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_zun_obuch-sya_po_okr.miru_.rar36.94 КБ

Предварительный просмотр:

       

                              Диагностика

предметных ЗУН учащихся

по окружающему миру

(Школа России)

Выступление подготовлено  учителем

                        начальных классов  А.Г. Сайко

        

г. Нижневартовск  

2009 г.

        Система контроля и оценивание позволяет установить персональ-

ную  ответственность учителя за качество процесса обучения. Монито-

ринг является средством оповещения о состоянии  обучения на данном

этапе  развития.  Это средство взаимосвязи между учениками и педаго-

гом: в школьниках формируется действие контроля, умение осуществ-

лять оценку собственной деятельности, адекватно принимать оценку  

педагога, учителю помогает осуществлять корректировку учебно - вос-

 

питательного процесса.

       В начальной школе педагог – универсал.  Конечно  ему трудно удержи-

вать в поле зрения ЗУНы по всем предметам, но это необходимо. В це –

лом учитель обращает внимание на основные предметы, а окружающий

мир – остается в тени. Сегодня я попыталась определить основные

блоки, темы, которые необходимо отслеживать в начальной школе.

Прежде всего я отталкивалась от программных требований.

       Сейчас  в разных системах обучения, разные учебники, но все же

направления остаются одни и те же.

      Я предлагаем следующие блоки, их 7:

  • Природные объекты.
  • Растительный мир.
  • Животный мир.
  • Человек и здоровье.
  • Экология.
  • Страницы истории. Россия.
  • Практические умения.

К ним я выделила следующие задачи:

  1. Формирование у уч-ся целостных представлений о живой природе и место человека  в ней.        

               

  1. Осознание и усвоение уч-ся экологических знаний на уровне фактов, понятий, идей экологии.

 

  1. Отношение к окружающему миру , его восприятие как значимого условия собственного развития.

  1. формирование у уч-ся патриотических качеств  и граждан-

ской активности, навыков поведения в природной среде через

привитие  любви к родному краю, бережное отношение и ответственное  отношение к растениям и животным.

  1. Формирование интеллектуальных умений        (анализа, сравнения, обобщения, выявления причинно-следственных

    связей, док-ва).

                                                                                                                                                                                Пользуясь программой я выделили цель:

Цель: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека,

Уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания к при-

родному и культурному достоянию человечества.

Остановимся на особенностях содержания курса.  Учебное содержание в

 

каждой теме выстраивается по единой схеме: природные объекты, рас-

тения и животные, мир людей и созданных ими предметов, наше  здо-

ровье и безопасность, экология и.т .д. Продвигаясь в освоении  курса, уч-ся

вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоян

но расширяя и углубляя свои знания о них ,  рассматривая их с новой точ-

ки  зрения. Только лишь в 4-м классе идет знакомство со страницами

истории, Россией.

 

       

 Учебный курс «Мир вокруг нас» занимает особое место среди

учебных  предметов поскольку  познание детьми окружающего мира

не ограничивается  рамками  урока. Оно продолжается постоянно в

школе и за ее стенами.

ДИАГНОСТИКА  ПРЕДМЕТНЫХ  ЗУН ПО ОКРУЖАЕЩЕМУ МИРУ

   Основная задача мониторинга - непрерывное отслеживание и сравнение

состояния учебного процесса.

В процессе мониторинга выявляются следующие основные вопросы:

1.достигается ли цель образовательного процесса;

2.существует ли положительная динамика результатов обучения по сравнению с результатами предыдущих диагностических исследований.

   Эта задача решается путем диагностик и количественных  показате-

лей успешности учебного процесса.  В работе применяю два вида

мониторинга:

Календарный – предназначен для текущего учебного процесса.

Долгосрочный-предназначен для анализа динамики успеваемости.

  Мониторинг предусматривает источники и способы получения

информации в форме:

  1. Вводного (предварительная). Ее цель: определить уровень ЗУН уч-ся в прошлом  учебном году  или выявить готовность к обучению ребенка в 1 классе.
  2. Промежуточного контроля(полугодие). Ее цель: определить качество между структурными элементами учебного материала, а также систематизации в обобщении знаний.
  3.  Итогового (за год). Ее цель: Определить качество фактической обученности  в соответствии с поставленной на этом этапе целью.
  4. Текущее отслеживание. Ее цель:  Оценить успешность продвижения по разным темам.

Приведу примеры технологических карт, которые построены с учетом  основных ЗУН окружающего  мира.

Результаты будут фиксироваться в технологической карте.(см.прил.)

и будут являться целеполаганием  на будущее развитие  учебного

процесса. При отклонениях от нормы требуется анализ причины

 отклонения  и коррекция.

Оценки уровней изменений мы выбрали цветом для вводного, промежу-

точного, итогового контроля; для текущего- +, -, /_.

   

Оценивание можно проводить с помощью контрольных, проверочных

работ, тестов и др.

 Тестовая оценка обученности позволит более полно получить всю информацию без нарушения учебного процесса в короткий промежуток времени.

 

 Этапы мониторинговых исследований можно выразить формулой :

Мониторинг =  наблюдение + диагностика + оценка + прогноз +коррекция

Из этого следует, что все мы должны ориентироваться на

Мониторинговые  исследования и достигать лучших результатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КЦП «Патриотическое воспитание как основа мотивации обучения младших школьников»

КЦП о взаимосвязи воспитания и обуучения на основе патриотического воспитания...

Технологическая карта урока учебного занятия по курсу «Мы и окружающий мир» в рамках развивающего обучения младших школьников по системе Л.В.Занкова

На занятии осуществляются межпредметные связи с медициной, обеспечением безопасности жизнедеятельности и микробиологией, внутрипредметные связи с темой, взаимосвязь с жизненными ситуациями....

Формирование читательской компетентности на уроках русского языка и литературного чтения, окружающего мира как основа успешного обучения

Выступление на районном семинаре для учителей начальной школы «Формирование предметных компетенций на уроках русского языка и литературного чтения, окружающего мира средствами инновационных мето...

Выступление на МО учителей начальных классов .Тема "Использование различных методов и приёмов обучения младших школьников на уроках окружающего мира"

На уроках окружающего мира мы учим младших школьников оценивать и ценить объекты и явления с нравственных, эстетических, экологических позиций. Какие же методы, формы и типы уроков используют учителя ...

Выступление на МО учителей начальных классов .Тема "Использование различных методов и приёмов обучения младших школьников на уроках окружающего мира"

На уроках окружающего мира мы учим младших школьников оценивать и ценить объекты и явления с нравственных, эстетических, экологических позиций. Какие же методы, формы и типы уроков используют учителя ...

Выступление на МО учителей начальных классов .Тема "Использование различных методов и приёмов обучения младших школьников на уроках окружающего мира"

В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении методов и приёмов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую и...