КЦП «Патриотическое воспитание как основа мотивации обучения младших школьников»
учебно-методический материал на тему

Мефед Елена Геннадьевна

КЦП о взаимосвязи воспитания и обуучения на основе патриотического воспитания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompleksnaya_tselevaya_programma.docx105.34 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексная целевая программа

Патриотическое воспитание как

основа мотивации обучения младших школьников

Мефед Елена Геннадьевна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ №42

г. Брянск

2014

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.

  Л.Выготский

Введение

Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».

Одним из ведущих целеположений ФГОС является ориентация содержания образования на формирование национальных базовых ценностей как составляющей культурного, духовного и нравственного богатства российского народа. 

Формирование ценностного отношения к человеку, к природе, к миру, к знаниям.  

Целевая установка современного образования и его ведущие задачи также  соотносятся с личностными характеристиками выпускника («портрет выпускника начальной школы»), сформулированными в ФГОС:

Любящий свой народ, свой край и свою Родину;

Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Портрет будущего выпускника школы – гражданина России

Компетентный в гражданско-правовых аспектах член общества, осознающий свою сопричастность к судьбе России.

Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении.

Креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни.

Разделяющий ценности безопасного  и здорового образа жизни.

Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата.

Осознающий себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Требования к результатам освоения основных образовательных программ

 

При  достижении поставленных государством  целей современная школа сталкивается с рядом трудностей. Наиболее значимыми являются следующие:

1.Формирование мотивации учащихся.

2. Уровень сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения.

Проблемы мотивации младшего школьника

Формирование учебной мотивации  школьников  без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной.

Рассматривая учебную мотивацию как показатель результативности деятельности образовательного учреждения, рассмотрим группы мотивов.

Познавательные мотивы

 Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям и т.д. К этой группе относятся также мотивы, свидетельствующие об ориентации школьников на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Социальные мотивы

Они связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. При этом велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долга и ответственности, стремления хорошо подготовиться к выбору профессии. Также к социальным мотивам относятся и так называемые позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет.

Учебная мотивация у различных возрастных групп школьников проявляется по-разному. Принято выделять три периода:

  1. Младший школьный возраст (7-10 лет, учащиеся начальных классов)
  2. Средний школьный возраст, или подростковый (10-15 лет, учащиеся 5-9 классов)
  3. Старший школьный возраст, или возраст ранней юности (15-17 лет, учащиеся 10-11 классов)

Младший школьный возраст характеризуется тем, что ребенок впервые включается в новую социально-значимую деятельность, важную не только для него, но и для окружающих. Известно, что к концу дошкольного детства, как правило, у ребенка формируется достаточно сильная мотивация к обучению в школе. Она выражается в ощущении потребности посещать школу (носить школьную форму, ранец), включиться в новую для него деятельность-обучение, занять новое положение среди окружающих. Наряду с этим существуют и объективная готовность к школе, определенный уровень умственного развития, а также наличие знаний и умений, с которыми ребенок приходит в школу.

Если проследить общую динамику мотивов обучения от первого к четвёртому классу, то выявляется следующее. Вначале у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе (сидение за партой, ношение формы, портфеля и т, д.). Затем возникает интерес к первым результатам своего учебного труда (к первым написанным буквам и цифрам, к первым отметкам учителя) и лишь после этого - к учебному процессу, содержанию обучения, а еще позднее - к способам добывания знаний.

Познавательные мотивы изменяются следующим образом: младшие школьники от интереса к отдельным фактам переходят к интересу к закономерностям, принципам. В младшем школьном возрасте возникают и мотивы к самообразованию, но они представлены самой простой формой - интересом к дополнительным источникам знания, что проявляется в эпизодическом чтении дополнительных книг.

Социальные мотивы развиваются от общего недифференцированного понимания социальной значимости обучения, с которым ребенок приходит в 1-й класс, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, к пониманию смысла учения "для себя", что делает социальные мотивы более действенными, чаще реализуемыми в поведении. Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя. Отношение младшего школьника к учителю в целом доброжелательное и доверительное, хотя его огорчает получение плохих отметок. Появляется стремление занять определенное место и в коллективе сверстников, ориентировка на мнение товарищей. Мотивы коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем и тривиальном их проявлении. Такова качественная картина мотивов учения в младшем школьном возрасте.

Младший школьный возраст - это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит ее дальнейшая судьба в течение всего школьного возраста.

Проблемы гражданского воспитания

Актуальность патриотического воспитания младших школьников связана с тем, что сейчас очень много негативной информации, особенно в СМИ, которая зачастую подрывает веру и любовь к народу и стране. Именно поэтому необходима программа гражданского и патриотического воспитания школьников.

Патриотическое воспитание младших школьников позволяет с раннего возраста сформировать правильное отношение детей к своей стране – умение ценить и уважать события прошлого и современные достижения нашего народа, объяснить понятия добра и зла, сформировать представление о значимости России и ее самоценности.

Особенности патриотического воспитания младших школьников

Но не стоит забывать, что мы говорим сейчас о детях в возрасте 7-10 лет, и с этими задачами можно справляться только через игры и увлекательные мероприятия, доступные для понимания детей – это главная особенность патриотического воспитания младших школьников. Основные мероприятия, направленные на формирование патриотизма: классные часы, деловые игры, встречи с ветеранами, беседы, викторины, смотры-конкурсы, коллективные творческие дела, соревнования, выставки, экскурсии, походы, поездки, знакомство с историческим прошлым малой родины, ее традициями, фольклором, обычаями русского народа.

Военно-патриотическое воспитание является одной из составляющих школьной программы. Основная цель – это формирование любви к Родине, психологической и моральной готовности к службе в армии – защите своей страны. Справиться с этой задачей позволяют экскурсии в исторические музеи, походы по местам боевой славы. Все это приобщает школьников к истории нашей страны, ее духовности.

Не стоит забывать и о спортивной составляющей. Участие в различных соревнованиях, спортивных праздниках вместе с родителями сплачивает семьи, и цепочка школа-семья-педагог становится сильнее, крепче, авторитетнее в глазах младших школьников.

Гражданское патриотическое воспитание позволяет формировать правильную гражданскую позицию, любовь и уважение к старшему поколению.

Итак,  цель данной программы:

- формирование положительной мотивации обучения младших школьников с опорой на знания об истории и развитии родного края.

Ведущие задачи, способствующие реализации целевой установки.

  1. Создание условий для организации учебной деятельности, развития познавательных процессов, творческих способностей, эмоциональной сферы младшего школьника.
  2. Развитие  и укрепление интереса к познанию самого себя и окружающего мира.
  3. Воспитание любви к своему городу (селу), к своей семье,  к своей Родине, к ее природе, истории, культуре.
  4. Формирование опыта этически и экологически обоснованного поведения в природной и социальной среде.
  5. Воспитание у школьника чувство самоуважения через его добрые поступки, любовь и уважение к семье и друзьям, чувство уважения к старшим.
  6. Формирование представление об окружении человека, умение вести себя в обществе в соответствии с общепринятыми нормами.

Данная программа рекомендована для учащихся 1-4 классов.

Основные направления реализации программы

  • учебная деятельность через предметы;
  • внеурочная деятельность;
  • организация внешкольной деятельности (тематических экскурсий направленных на получение знаний посредством знакомства с родным краем)

Срок реализации программы:

2013 – 2017 уч. г.

Этапы реализации Программы

  1. Подготовительный этап:  2013г.
  2. Основной этап:  2014-2016г.
  3. Заключительный этап: 2017г.

Подготовительный этап 3013г.

Цель: подготовка условий создания программы успешного обучения с элементами гражданско-патриотического воспитания.

Задачи:

  1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
  2. Проанализировать возможности повышения мотивации обучения младших школьников посредством патриотического воспитания в учебной деятельности.
  3. Разработать, обсудить и утвердить программу по патриотическому воспитанию.
  4. Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
  5. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

Основной этап с 2014 по 2016 г.

  1. Повышение мотивационной системы ребёнка путем введения краеведческого материала.
  2. Организация совместной деятельности детей и педагогов.  
  3. Взаимодействие с родителями и социумом.
  4. Совершенствование профессионального мастерства педагогических работников.
  5. Создание методической копилки уроков и классных часов с опорой на краеведческий материал.

Заключительный этап 2017г.

  1. Продолжить поиск механизмов, повышающих качество образовательного процесса во всех видах деятельности.
  2. Анализ деятельности по реализации программы.          
  3. Подведение  итогов.


Основные виды работы

Класс

Предметная деятельность

Внеурочная деятельность

Внешкольная деятельность

1 класс

Окружающий мир

Проект «Моя малая Родина»

Курс «Брянский край. Азбука  родного  края»

 Приложение 1

Экскурсия «Мой город»

Проект «Моя семья»

Проект «Мой класс и моя школа»

Проект «Мои домашние питомцы»

Литературное чтение, русский язык (обучение грамоте)

Знакомство с написанием названий рек, городов, деревень и д.р.

2 класс

Окружающий мир

Проект «Красная книга, или возьмём под защиту» (Растения и животные Брянской области)

Курс «Брянский край. Природа  родного  края» Приложение 2

Экскурсия «Лимонарий»

Проект «Профессии» (Производства брянской области)

Экскурсия «Новогодняя сказка» (Карачевская фабрика новогодних игрушек)

Проект «Родословная»

Экскурсия «Партизанская поляна»

Русский язык

Развитие речи «Золотая осень»

Экскурсия в художественный музей г. Брянска

Проект «Рифма» (Описание природы родного края)

Тема «Собственные и нарицательные имена существительные» (проект «Названия» нашего города»

Литературное чтение

Тема « Люблю природу русскую. Осень. (Ф. Тютчев поэт – земляк)

Проект « О чем рассказывает школьная библиотека» Книги о родном крае.

3 класс

Окружающий мир

Проект «Разнообразие природы родного края»

Курс «Брянский край. История  родного  края» Приложение 3

Экскурсия «Орловское полесье»

Проект «Богатства, отданные людям»

Экологический рейд «Чистый микрорайон»

Проект «Кто нас защищает»

Экскурсия в пожарную часть или музей милиции г. Брянска

Проект «Экономика родного края»

Экскурсия на камвольный  комбинат г. Брянска

Русский язык

Проект « Рассказ о слове», « Семья слов», «Тайна имени» (О словах – названиях Брянска и Брянской области)

Проект «Зимняя» страничка» (Анализ текстов о зимней природе.)

Литературное чтение

Проект «Стихи о Брянске», «Герои Брянщины в литературе»

4 класс

Окружающий мир

Раздел «Родной край – часть большой страны». Презентация проектов по выбору.

Курс «Брянский край. Культура  родного  края» Приложение 4

Экологический рейд «Чистый микрорайон»

Экскурсия в краеведческий музей г. Брянска

Экскурсия на конезавод (п. Локоть)

Проект «Исторические личности нашего края», «Храмы Брянска», «История названий улиц Брянска», «Партизанское движение Брянщины» и т.п.

Экскурсии в музеи ВОВ (ДК им. Медведева), музеи при школах и т.д.

Русский язык

Проект « Говорите правильно!»

(Особенности говора средней России)

Литературное чтение

Проект «Создание календаря исторических событий» (Летопись важных событий современного города Брянска)

Тема «Поэтическая тетрадь» (Поэты о Брянске) Литературная гостиная.


Предполагаемые результаты реализации программы

  1. Приобретение школьником знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: приобретение  школьниками знаний  об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах  поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и малой Родины ; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
  2. Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества: развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
  3. Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.

В  ходе  реализации программы у четвероклассников будут сформированы:

 Личностные  УУД:

  • широкая мотивационная основа познавательной  деятельности, включающая социальные  мотивы;
  • познавательный интерес к новому  материалу и способам решения новой задачи;
  • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой, историей и культурой  Брянщины.

Регулятивные УУД:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
  • различать способ и результат действия;

   Познавательные УУД:

  • осуществлять поиск необходимой информации краеведческого характера;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • производить     смысловое   восприятие  художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

  Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Литература

  1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1996. – 340 с.    
  2. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2002.
  3. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская деятельность классного руководителя в школе. – М.: Вербум-М, 2000.
  4. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. – М.: «Вако», 2007
  5. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д. «Феникс». 1997. - 480 с.

  6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии  - СПб: Издательство "Питер", 2000 - 712 с.: ил. - (Серия "Мастера психологии") [122, С.631].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ компетентности учителей начальных классов как фактор формирования мотивации обучения младшего школьника

С введением новых образовательных стандартов одной из ключевых компетентностей учителей начальных классов является информационно-коммуникационная компетентность....

Статья на тему "Формирование мотивации обучения младших школьников"

Самоанализ педагогической деятельности по теме "Формирование мотивации обучения младших школьников". Приоритетной целью образования становится в современной школе  развитие личности, готово...

Мотивация обучения младших школьников

Данная работа содержит теоретические аспекты по развитию мотивации учения у младших школьников.Она была представлена на одном из занятий в  "Школе молодого учителя ",проводимого на базе ГБОУ СОШ ...

Повышение мотивации обучения младших школьников через здоровьесберегающие и игровые технологии

Изменения, происходящие в стране, в обществе, конкретным образом затронули школьную жизнь: изменились не только программы, учебники, методы и формы работы, но и наши ученики.Сегодня перед учителем сто...

Гражданско-патриотическое воспитание посредством проектно-исследовательской деятельности младших школьников

Гражданско-патриотическое воспитание посредством проектно-исследовательской деятельности младших школьников...

Литературное краеведение как средство патриотического воспитания и развития читательской самостоятельности младших школьников.

Литературное краеведение Самарского края   - программа курса внеурочной деятельности....

ИКТ компетентность учителя начальных классов как фактор формирования мотивации обучения младшего школьника.

С введением новых образовательных стандартов одной из ключевых  компетентностей учителя начальных классов является информационно-коммуникационная компетентность.Начальная школа – это первые...