КЦП «Патриотическое воспитание как основа мотивации обучения младших школьников»
учебно-методический материал на тему
КЦП о взаимосвязи воспитания и обуучения на основе патриотического воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksnaya_tselevaya_programma.docx | 105.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплексная целевая программа
Патриотическое воспитание как
основа мотивации обучения младших школьников
Мефед Елена Геннадьевна,
учитель начальных классов МБОУ СОШ №42
г. Брянск
2014
Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.
Л.Выготский
Введение
Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».
Одним из ведущих целеположений ФГОС является ориентация содержания образования на формирование национальных базовых ценностей как составляющей культурного, духовного и нравственного богатства российского народа.
Формирование ценностного отношения к человеку, к природе, к миру, к знаниям.
Целевая установка современного образования и его ведущие задачи также соотносятся с личностными характеристиками выпускника («портрет выпускника начальной школы»), сформулированными в ФГОС:
Любящий свой народ, свой край и свою Родину;
Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Портрет будущего выпускника школы – гражданина России
Компетентный в гражданско-правовых аспектах член общества, осознающий свою сопричастность к судьбе России.
Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении.
Креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни.
Разделяющий ценности безопасного и здорового образа жизни.
Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата.
Осознающий себя личностью, способной принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.
Требования к результатам освоения основных образовательных программ
При достижении поставленных государством целей современная школа сталкивается с рядом трудностей. Наиболее значимыми являются следующие:
1.Формирование мотивации учащихся.
2. Уровень сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения.
Проблемы мотивации младшего школьника
Формирование учебной мотивации школьников без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена обновлением содержания обучения, постановкой задач формирования у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний и развития активной жизненной позиции. Поскольку наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с отсутствием мотивов к получению образования у основной массы учащихся, следствием чего является снижение базовых показателей образованности и воспитанности выпускников всех учебных заведений, то важность названного критерия становится очевидной.
Рассматривая учебную мотивацию как показатель результативности деятельности образовательного учреждения, рассмотрим группы мотивов.
Познавательные мотивы
Они связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации школьников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям и т.д. К этой группе относятся также мотивы, свидетельствующие об ориентации школьников на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда. Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.
Социальные мотивы
Они связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. При этом велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долга и ответственности, стремления хорошо подготовиться к выбору профессии. Также к социальным мотивам относятся и так называемые позиционные мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет.
Учебная мотивация у различных возрастных групп школьников проявляется по-разному. Принято выделять три периода:
- Младший школьный возраст (7-10 лет, учащиеся начальных классов)
- Средний школьный возраст, или подростковый (10-15 лет, учащиеся 5-9 классов)
- Старший школьный возраст, или возраст ранней юности (15-17 лет, учащиеся 10-11 классов)
Младший школьный возраст характеризуется тем, что ребенок впервые включается в новую социально-значимую деятельность, важную не только для него, но и для окружающих. Известно, что к концу дошкольного детства, как правило, у ребенка формируется достаточно сильная мотивация к обучению в школе. Она выражается в ощущении потребности посещать школу (носить школьную форму, ранец), включиться в новую для него деятельность-обучение, занять новое положение среди окружающих. Наряду с этим существуют и объективная готовность к школе, определенный уровень умственного развития, а также наличие знаний и умений, с которыми ребенок приходит в школу.
Если проследить общую динамику мотивов обучения от первого к четвёртому классу, то выявляется следующее. Вначале у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе (сидение за партой, ношение формы, портфеля и т, д.). Затем возникает интерес к первым результатам своего учебного труда (к первым написанным буквам и цифрам, к первым отметкам учителя) и лишь после этого - к учебному процессу, содержанию обучения, а еще позднее - к способам добывания знаний.
Познавательные мотивы изменяются следующим образом: младшие школьники от интереса к отдельным фактам переходят к интересу к закономерностям, принципам. В младшем школьном возрасте возникают и мотивы к самообразованию, но они представлены самой простой формой - интересом к дополнительным источникам знания, что проявляется в эпизодическом чтении дополнительных книг.
Социальные мотивы развиваются от общего недифференцированного понимания социальной значимости обучения, с которым ребенок приходит в 1-й класс, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, к пониманию смысла учения "для себя", что делает социальные мотивы более действенными, чаще реализуемыми в поведении. Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя. Отношение младшего школьника к учителю в целом доброжелательное и доверительное, хотя его огорчает получение плохих отметок. Появляется стремление занять определенное место и в коллективе сверстников, ориентировка на мнение товарищей. Мотивы коллективной работы широко присутствуют у младших школьников, но пока в самом общем и тривиальном их проявлении. Такова качественная картина мотивов учения в младшем школьном возрасте.
Младший школьный возраст - это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит ее дальнейшая судьба в течение всего школьного возраста.
Проблемы гражданского воспитания
Актуальность патриотического воспитания младших школьников связана с тем, что сейчас очень много негативной информации, особенно в СМИ, которая зачастую подрывает веру и любовь к народу и стране. Именно поэтому необходима программа гражданского и патриотического воспитания школьников.
Патриотическое воспитание младших школьников позволяет с раннего возраста сформировать правильное отношение детей к своей стране – умение ценить и уважать события прошлого и современные достижения нашего народа, объяснить понятия добра и зла, сформировать представление о значимости России и ее самоценности.
Особенности патриотического воспитания младших школьников
Но не стоит забывать, что мы говорим сейчас о детях в возрасте 7-10 лет, и с этими задачами можно справляться только через игры и увлекательные мероприятия, доступные для понимания детей – это главная особенность патриотического воспитания младших школьников. Основные мероприятия, направленные на формирование патриотизма: классные часы, деловые игры, встречи с ветеранами, беседы, викторины, смотры-конкурсы, коллективные творческие дела, соревнования, выставки, экскурсии, походы, поездки, знакомство с историческим прошлым малой родины, ее традициями, фольклором, обычаями русского народа.
Военно-патриотическое воспитание является одной из составляющих школьной программы. Основная цель – это формирование любви к Родине, психологической и моральной готовности к службе в армии – защите своей страны. Справиться с этой задачей позволяют экскурсии в исторические музеи, походы по местам боевой славы. Все это приобщает школьников к истории нашей страны, ее духовности.
Не стоит забывать и о спортивной составляющей. Участие в различных соревнованиях, спортивных праздниках вместе с родителями сплачивает семьи, и цепочка школа-семья-педагог становится сильнее, крепче, авторитетнее в глазах младших школьников.
Гражданское патриотическое воспитание позволяет формировать правильную гражданскую позицию, любовь и уважение к старшему поколению.
Итак, цель данной программы:
- формирование положительной мотивации обучения младших школьников с опорой на знания об истории и развитии родного края.
Ведущие задачи, способствующие реализации целевой установки.
- Создание условий для организации учебной деятельности, развития познавательных процессов, творческих способностей, эмоциональной сферы младшего школьника.
- Развитие и укрепление интереса к познанию самого себя и окружающего мира.
- Воспитание любви к своему городу (селу), к своей семье, к своей Родине, к ее природе, истории, культуре.
- Формирование опыта этически и экологически обоснованного поведения в природной и социальной среде.
- Воспитание у школьника чувство самоуважения через его добрые поступки, любовь и уважение к семье и друзьям, чувство уважения к старшим.
- Формирование представление об окружении человека, умение вести себя в обществе в соответствии с общепринятыми нормами.
Данная программа рекомендована для учащихся 1-4 классов.
Основные направления реализации программы
- учебная деятельность через предметы;
- внеурочная деятельность;
- организация внешкольной деятельности (тематических экскурсий направленных на получение знаний посредством знакомства с родным краем)
Срок реализации программы:
2013 – 2017 уч. г.
Этапы реализации Программы
- Подготовительный этап: 2013г.
- Основной этап: 2014-2016г.
- Заключительный этап: 2017г.
Подготовительный этап 3013г.
Цель: подготовка условий создания программы успешного обучения с элементами гражданско-патриотического воспитания.
Задачи:
- Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
- Проанализировать возможности повышения мотивации обучения младших школьников посредством патриотического воспитания в учебной деятельности.
- Разработать, обсудить и утвердить программу по патриотическому воспитанию.
- Проанализировать материально-технические, педагогические условия реализации программы.
- Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
Основной этап с 2014 по 2016 г.
- Повышение мотивационной системы ребёнка путем введения краеведческого материала.
- Организация совместной деятельности детей и педагогов.
- Взаимодействие с родителями и социумом.
- Совершенствование профессионального мастерства педагогических работников.
- Создание методической копилки уроков и классных часов с опорой на краеведческий материал.
Заключительный этап 2017г.
- Продолжить поиск механизмов, повышающих качество образовательного процесса во всех видах деятельности.
- Анализ деятельности по реализации программы.
- Подведение итогов.
Основные виды работы
Класс | Предметная деятельность | Внеурочная деятельность | Внешкольная деятельность | |
1 класс | Окружающий мир | Проект «Моя малая Родина» | Курс «Брянский край. Азбука родного края» Приложение 1 | Экскурсия «Мой город» |
Проект «Моя семья» | ||||
Проект «Мой класс и моя школа» | ||||
Проект «Мои домашние питомцы» | ||||
Литературное чтение, русский язык (обучение грамоте) | Знакомство с написанием названий рек, городов, деревень и д.р. | |||
2 класс | Окружающий мир | Проект «Красная книга, или возьмём под защиту» (Растения и животные Брянской области) | Курс «Брянский край. Природа родного края» Приложение 2 | Экскурсия «Лимонарий» |
Проект «Профессии» (Производства брянской области) | Экскурсия «Новогодняя сказка» (Карачевская фабрика новогодних игрушек) | |||
Проект «Родословная» | Экскурсия «Партизанская поляна» | |||
Русский язык | Развитие речи «Золотая осень» | Экскурсия в художественный музей г. Брянска | ||
Проект «Рифма» (Описание природы родного края) | ||||
Тема «Собственные и нарицательные имена существительные» (проект «Названия» нашего города» | ||||
Литературное чтение | Тема « Люблю природу русскую. Осень. (Ф. Тютчев поэт – земляк) | |||
Проект « О чем рассказывает школьная библиотека» Книги о родном крае. | ||||
3 класс | Окружающий мир | Проект «Разнообразие природы родного края» | Курс «Брянский край. История родного края» Приложение 3 | Экскурсия «Орловское полесье» |
Проект «Богатства, отданные людям» | Экологический рейд «Чистый микрорайон» | |||
Проект «Кто нас защищает» | Экскурсия в пожарную часть или музей милиции г. Брянска | |||
Проект «Экономика родного края» | Экскурсия на камвольный комбинат г. Брянска | |||
Русский язык | Проект « Рассказ о слове», « Семья слов», «Тайна имени» (О словах – названиях Брянска и Брянской области) | |||
Проект «Зимняя» страничка» (Анализ текстов о зимней природе.) | ||||
Литературное чтение | Проект «Стихи о Брянске», «Герои Брянщины в литературе» | |||
4 класс | Окружающий мир | Раздел «Родной край – часть большой страны». Презентация проектов по выбору. | Курс «Брянский край. Культура родного края» Приложение 4 | Экологический рейд «Чистый микрорайон» |
Экскурсия в краеведческий музей г. Брянска | ||||
Экскурсия на конезавод (п. Локоть) | ||||
Проект «Исторические личности нашего края», «Храмы Брянска», «История названий улиц Брянска», «Партизанское движение Брянщины» и т.п. | Экскурсии в музеи ВОВ (ДК им. Медведева), музеи при школах и т.д. | |||
Русский язык | Проект « Говорите правильно!» (Особенности говора средней России) | |||
Литературное чтение | Проект «Создание календаря исторических событий» (Летопись важных событий современного города Брянска) | |||
Тема «Поэтическая тетрадь» (Поэты о Брянске) Литературная гостиная. |
Предполагаемые результаты реализации программы
- Приобретение школьником знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и малой Родины ; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы: об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
- Формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества: развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному здоровью и внутреннему миру.
- Приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
В ходе реализации программы у четвероклассников будут сформированы:
Личностные УУД:
- широкая мотивационная основа познавательной деятельности, включающая социальные мотивы;
- познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природой, историей и культурой Брянщины.
Регулятивные УУД:
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- различать способ и результат действия;
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации краеведческого характера;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- производить смысловое восприятие художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- задавать вопросы;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Литература
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. – М., 1996. – 340 с.
- Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 2002.
- Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская деятельность классного руководителя в школе. – М.: Вербум-М, 2000.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. – М.: «Вако», 2007
Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д. «Феникс». 1997. - 480 с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Издательство "Питер", 2000 - 712 с.: ил. - (Серия "Мастера психологии") [122, С.631].
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИКТ компетентности учителей начальных классов как фактор формирования мотивации обучения младшего школьника
С введением новых образовательных стандартов одной из ключевых компетентностей учителей начальных классов является информационно-коммуникационная компетентность....
Статья на тему "Формирование мотивации обучения младших школьников"
Самоанализ педагогической деятельности по теме "Формирование мотивации обучения младших школьников". Приоритетной целью образования становится в современной школе развитие личности, готово...
Мотивация обучения младших школьников
Данная работа содержит теоретические аспекты по развитию мотивации учения у младших школьников.Она была представлена на одном из занятий в "Школе молодого учителя ",проводимого на базе ГБОУ СОШ ...
Повышение мотивации обучения младших школьников через здоровьесберегающие и игровые технологии
Изменения, происходящие в стране, в обществе, конкретным образом затронули школьную жизнь: изменились не только программы, учебники, методы и формы работы, но и наши ученики.Сегодня перед учителем сто...
Гражданско-патриотическое воспитание посредством проектно-исследовательской деятельности младших школьников
Гражданско-патриотическое воспитание посредством проектно-исследовательской деятельности младших школьников...
Литературное краеведение как средство патриотического воспитания и развития читательской самостоятельности младших школьников.
Литературное краеведение Самарского края - программа курса внеурочной деятельности....
ИКТ компетентность учителя начальных классов как фактор формирования мотивации обучения младшего школьника.
С введением новых образовательных стандартов одной из ключевых компетентностей учителя начальных классов является информационно-коммуникационная компетентность.Начальная школа – это первые...