Выступление на МО учителей начальных классов .Тема "Использование различных методов и приёмов обучения младших школьников на уроках окружающего мира"
учебно-методический материал по окружающему миру (1, 2, 3 класс)

Слепнева Елена Евдокимовна

На уроках окружающего мира мы учим младших школьников оценивать и ценить объекты и явления с нравственных, эстетических, экологических позиций. Какие же методы, формы и типы уроков используют учителя начальной школы на уроках окружающего мира?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование различных методов и приёмов обучения младших школьников на уроках окружающего мира

Подготовила:учитель начальных классов

 МБОУ «Мало-Куналейская школа»

Слепнева Е.Е.

«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг».

К.Д.Ушинский


   Урок –главная составная часть учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении методов и приёмов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

На уроках окружающего мира мы учим младших школьников оценивать и ценить объекты и явления с нравственных, эстетических, экологических позиций. Какие же методы, формы и типы уроков используют учителя начальной школы на уроках окружающего мира?

Типы уроков окружающего мира:

1. Урок –наблюдение

2. Урок-поиск

3. Урок-дискуссия

4. Урок-практикум

5. Урок-игра

6. Урок творчества

При выборе типа урока окружающего мира учитель руководствуется следующими требованиями:

1. Обеспечение возможности чувственного познания объектов окружающего мира

2. Учёт целесообразного сочетания репродуктивных , продуктивных и творческих методов познания

3. Опора на актуальные для этого возраста виды деятельности

4. Возможность развития познавательной инициативы и творчества школьника.

Каждый тип урока имеет чёткую структуру. Она определяется тем главным методом обучения , который отражает его специфику.

В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных.

1. Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия «учитель=ученик». Это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока.

2. Интерактивные методы обучения строятся на схемах взаимодействия «учитель=ученик» и «ученик=ученик». То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся , взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача - создать условия для инициативы детей.

Выбор метода обучения , используемого на уроке, зависит от нескольких условий:

- цели обучения;

- Уровня подготовленности учащихся;

- Возраста учащихся;

- Времени, отведённого на изучение материала;

- Оснащённости школы;

- Теоретической и практической подготовленности учителя.

            Использование интерактивных методов обучения на уроках окружающего мира

Актуальность проблемы

Учитывая возрастные и психологические особенности младших школьников: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов, проблема привлечения и поддержки внимания на уроках по изучению окружающего мира, организация активной и интересной мыслительной деятельности стоит достаточно остро.

По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся : активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы.

Изучив и проанализировав литературу, я решила использовать интерактивные методы для обучения младших школьников уже с первого класса. Это помогает мне сделать процесс обучения более осмысленным , логически завершённым, эмоционально положительно окрашенным, и как следствие – более эффективным. Использование интерактивных методов позволяет мне развивать у учащихся такие качества личности , как волю, активность, доброжелательность, умение взаимодействовать друг с другом, доказывать своё мнение и принимать мнение других.

Личностно - ориентированный подход в образовательном процессе помогают обеспечить интерактивные методики

В переводе с английского языка interact – « находиться во взаимодействии, общаться».

Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:

  • Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
  • Повышение познавательной мотивации
  • Обучение навыкам успешного общения(умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание)
  • Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка
  • Воспитание лидерских качеств
  • Умение работать с командой и в команде
  • Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата

Интерактивные методы и приемы, используемые на уроках
окружающего мира

  • «Мозговая атака»
  • «Ассоциативный куст»
  • Предугадывание
  • Синквейн
  • Предвидение
  • «Незаконченное
  • предложение»
  • «Микрофон»
  • «Пресс»
  • «Займи позицию»
  • «Ты мне – я тебе»
  • Чтение с пометками
  • «Общий галдеж»

Применение интерактивных технологий на различных этапах урока (по принципу рациональности и целесообразности)

Актуализация

1. «Мозговая атака»

2. Ассоциативный куст»

3. Предугадывание

4. Микрофон

Осознание содержания

  1. Система подсказок «Помощник»
  2. Работа в парах
  3. Работа в группах «Пазл», «Сборщики»
  4. Чтение с пометками, « С мира по нитке»

Рефлексия

  1. Синквейн
  2. Незаконченное предложение
  3. Микрофон
  4. «Займи позицию»
  5. «Ты мне – я тебе»

Метод «Ассоциативный куст»

Тема: «Что такое Родина?»

Тема: «Что мы знаем о Москве?»



Метод «Синквейн»

  • Республика Бурятия
  • Многонациональная, хлебосольная
  • Живет, развивается, процветает
  • Мне очень нравится место, где я живу


  • Лёд
  • Твёрдый, холодный
  • Замерзает, скользкий, обжигает
  • Не может согреть руки
  • Зима

Метод «Чтение с пометками»

«V» – я это знаю;

«-» - я это не знаю.

V

-

Столица - главный город страны

В столице России – Москве – работает глава нашего государства – Президент России

В Москве работают Правительство России и Государственная дума

В Москве много достопримечательностей.


Метод «Займи позицию»

1 группа «ЗА» (кому нравится зима)

Зима укрывает землю пуховым одеялом

Деревьям дарит белые шапки и шубки

Хорошо развлекаться ребятам

Озимые спят под снегом, он защищает их от морозов

Можно кататься на санках и играть в снежки


2 группа «ПРОТИВ» (кому не нравится зима)

Заносит дороги и затрудняет движения транспорта

От тяжести снега ломаются ветви деревьев, рвутся провода

Увеличивается травматизм

Очень мерзнут руки и ноги

Птицам и животным трудно найти пищу.

Пары и группы
Этот метод даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия, позволяет каждому ребенку побывать в разной роли.

Группы могут быть постоянные и сменные, могут формироваться произвольно, по желанию учеников, но чаще всего планируя на уроке групповую работу, учитель заранее делит класс на группы, учитывая уровень учебных навыков, успехов учеников и характер межличностных отношений.

Метод «Сборщики» (для развития познавательной мотивации, логического мышления)

Группе или паре учащихся предлагается из отдельных слов собрать слова по теме урока.

Метод «С мира по нитке» (для обобщения, закрепления, повторения изученного материала)

Учащимся предлагается написать по 2-3 предложения по теме урока, затем, объединившись в пары , ребята составляют рассказ , используя написанные предложения. Получившиеся рассказы представляют классу, выбирают наиболее полные и логически завершённые.

Метод «Незаконченное предложение» (для выявления степени сформированности определённого понятия )

Например, «Семья – это…»,

«Бережно относиться к природе, значит, …»

Метод «Поиск соответствий»

При выполнении этого задания от учащихся требуется определить соответствие слова или выражения описанию, причём это задание рекомендуется сделать до того, как учащиеся начнут знакомиться с трудными текстами. Это хорошее задание для закрепления смысла понятий.

Метод «Микрофон»
(применяется при итоговой рефлексии).

Метод «Общий галдёж»

Приём, применяемый для смены темпа урока, своеобразная физминутка, возможность общения в парах или группах.

Для того, чтобы урок был успешным, нужно:

  1. Уметь видеть реальные сдвиги, изменения и достоинства детей, вовремя поддерживать ученика.
  2. Создавать благоприятный психологический климат на уроке.
  3. Учитель должен иметь способность удивлять детей.
  4. Умело использовать индивидуальный подход.
  5. Уметь организовать оценивание учащимися своей познавательной деятельности на уроке.

Из вышеизложенного следует, что использование интерактивных методов обучения позволяет сделать ученика активным участником педагогического процесса, формировать и развивать познавательную активность младшего школьника. Применение интерактивных методов содействуют формированию творческой, активной личности, способной меняться в меняющемся мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы развития устной речи младших школьников на уроках окружающего мира

Методы и приемы развития устной речи младших школьников на уроках окружающего мира...

Реализация системно-деятельностного подхода в обучении младших школьников на уроках окружающего мира

Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения....

Статья Педагогические условия личностно-ориентированного обучения младших школьников на уроках окружающего мира

Одним из основных мерил оценивания успехов ребенка в практике современного школьного образования остается успеваемость. Успеваемость на начальном этапе обучения определяет дальнейшую успешность ученик...

Выступление на конференции. Формирование познавательного интереса младших школьников на уроках окружающего мира

Содержание Введение   ____________________________________________________________________________31. Понятие познавательного интереса и его характеристика______________________________...

Методы и приёмы обучения младших школьников грамматике, правописанию и развитию речи.

Данный документ содержит в себе информацию о методах и приёмах обучения младших школьников грамматике, правописанию и развитию речи....

Выступление на МО учителей начальных классов .Тема "Использование различных методов и приёмов обучения младших школьников на уроках окружающего мира"

На уроках окружающего мира мы учим младших школьников оценивать и ценить объекты и явления с нравственных, эстетических, экологических позиций. Какие же методы, формы и типы уроков используют учителя ...

Выступление на МО учителей начальных классов .Тема "Использование различных методов и приёмов обучения младших школьников на уроках окружающего мира"

В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении методов и приёмов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую и...