Урок-проект во 2 классе; А.Плешаков «Окружающий мир», УМК «Школа России»
проект по окружающему миру (2 класс) по теме
Материалы урока на тему: «Какие бывают растения»
Цели и задачи:
· Включить детей в процесс самопознания и самосовершенствования;
· способствовать развитию и раскрытию индивидуальности каждого ученика;
· посмотреть на природу вокруг себя более внимательно, увидеть общее среди растений и найти различие между ними, поделиться своими открытиями друг с другом;
· систематизировать и расширить знания учащихся о растениях;
· познакомить с ярусами леса, раскрыть их значение;
· формировать навык участия в коллективной деятельности, учить объективно оценивать свой вклад в общий результат;
· развивать логическое мышление, умение добывать нужную (доступную) информацию, работать с дополнительной литературой, анализировать, делать выводы;
· привлечь внимание детей к проблеме профилактики и лечения многих болезней с помощью народной медицины, используя окружающие нас растения, здорового питания и здорового образа жизни;
· воспитывать умение слушать и слышать друг друга, уважительное отношение к мнению других, взаимопомощь, самостоятельность, инициативность, интерес и любовь к предмету;
· воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Расскажу об уроке-проекте более подробно.
Сначала я определили алгоритм работы над проектом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Какие бывают растения" 2 класс | 138 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6»
г. Сосновый Бор
Ленинградской области
Материалы урока
на тему:
«Какие бывают растения»
(Урок-проект во 2 классе;
А.Плешаков «Окружающий мир», УМК «Школа России»)
Выполнила: учитель начальных классов
Голубова Анастасия Валерьевна
2011 год
При подготовке этого урока-проекта я поставила перед собой обширные задачи, т.к. планировалась длительная и кропотливая работа в течение трёх недель.
Цели и задачи:
- Включить детей в процесс самопознания и самосовершенствования;
- способствовать развитию и раскрытию индивидуальности каждого ученика;
- посмотреть на природу вокруг себя более внимательно, увидеть общее среди растений и найти различие между ними, поделиться своими открытиями друг с другом;
- систематизировать и расширить знания учащихся о растениях;
- познакомить с ярусами леса, раскрыть их значение;
- формировать навык участия в коллективной деятельности, учить объективно оценивать свой вклад в общий результат;
- развивать логическое мышление, умение добывать нужную (доступную) информацию, работать с дополнительной литературой, анализировать, делать выводы;
- привлечь внимание детей к проблеме профилактики и лечения многих болезней с помощью народной медицины, используя окружающие нас растения, здорового питания и здорового образа жизни;
- воспитывать умение слушать и слышать друг друга, уважительное отношение к мнению других, взаимопомощь, самостоятельность, инициативность, интерес и любовь к предмету;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Расскажу об уроке-проекте более подробно.
Сначала я определили алгоритм работы над проектом.
Этапы работы над проектом.
1этап. Подготовительный.
1. Определение источников информации.
2. Изучение дополнительной литературы, получение дополнительной информации.
3. Формирование рабочих групп.
2 этап. Планирование.
1. Выработка групповых и индивидуальных планов работы.
2. Определение задач, источников и способов сбора информации для каждой группы.
3. Распределение задач и обязанностей между членами групп.
- Определение способов предоставления результатов работы.
3 этап. Исследование.
1. Работа в библиотеке.
2. Исследование в саду, на улице.
3. Экскурсия в хвойный лес, в лесополосу, наблюдения.
4. Анализ информации, сопоставление, формулировка выводов.
4 этап. Рефлексия.
Урок-отчёт, сообщения, доклады, выставка рисунков, плакатов, фотографий.
1 группа «Деревья»
- Каранкевич Артем
- Подорожния Елена – старший группы
- Сафина Рената
- Шитиков Влад
- Файзулянова Альфия
- Остякова Александра
2 группа «Кустарники»
- Завалецкий Максим
- Остякова Анастасия
- Воронин Максим – старший группы
- Мамлеева Алина
- Добровольский Николай
- Шамсиева Руслана
3 группа «Травы»
- Потапов Роман – старший группы
- Похожаев Евгений
- Степенькова Ольга
- Петракова Екатерина
- Курков Николай
6. Федорова Мария
Задания творческим группам.
1 группа «Деревья»:
- Выяснить отличие растений друг от друга, отличие деревьев от кустарников и трав.
- Узнать у родителей, какие деревья растут в нашей местности.
- Совершить экскурсию с родителями в лес (хвойный или лиственный). Выяснить, какие деревья там растут.
- Выяснить, какие фруктовые деревья растут у нас в саду.
- Найти загадки и стихи о деревьях.
Форма отчёта: сообщения учащихся, рисунки, фотографии.
2 группа «Кустарники»:
- Выяснить отличие растений друг от друга, отличие кустарников от деревьев и трав.
- Совершить экскурсию с родителями в лес (хвойный или лиственный). Выяснить, какие кустарники там растут.
- Выяснить, какие кустарники растут у нас в саду.
- Найти загадки и стихи о кустарниках.
Форма отчёта: сообщения учащихся, рисунки, фотографии.
3 группа «Травы»:
- Узнать у родителей, какие травы растут в нашей местности.
- Совершить экскурсию с родителями в лес (хвойный или лиственный). Выяснить, какие травы там растут.
- Выяснить, какие травы растут возле дома.
- Показать разнообразие трав, их влияние на здоровье человека.
- Найти загадки и стихи о травах.
Форма отчёта: сообщения учащихся, рисунки детей, фотографии, стенгазета.
Тема урока: Какие бывают растения?
Цели и задачи урока: - формировать у детей самостоятельность, инициативность;
- способствовать развитию и раскрытию индивидуальности каждого ученика;
- развивать познавательную активность, желание узнавать самому больше, делиться знаниями с друзьями;
- познакомить детей с названиями групп растений, с растениями, относящимися к той или иной группе;
- развивать логическое мышление; умение анализировать, делать выводы;
- воспитывать положительное отношение к учению, любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: 1. Картина «Лес»;
2. Гербарий мать-и-мачехи, одуванчика, других растений;
3. Таблицы, рисунки, иллюстрации растений.
4. Презентации «На экскурсии», ««Растения, которые меня окружают»
План урока
I. Организационный момент, сообщение темы, целей урока
Интересный урок сегодня у нас,
К нему готовился каждый из вас.
Чтобы умными быть, надо многое знать,
Уметь думать, логически рассуждать.
II. Актуализация знаний.
III Знакомство с разнообразием растений
1) Вступительное слово учителя.
2) Беседа «Какие бывают растения» (вопросы задаёт учитель с использованием компьютерной презентации).
- Учитель демонстрирует картину «Лес»
- Внимательно рассмотрите лес. С чем вы можете его сравнить?
(С лестницей, будто ступеньки поднимаются вверх.)
(Домом -большой, многоэтажный.)
- Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания
( На карточках на доске 3 слова: «деревья», «кустарники», «травы».)
ДЕРЕВЬЯ КУСТАРНИКИ ТРАВЫ
- Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.)
- Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)
- Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)
Ученые называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения.
- Расположите ярусы в данном порядке. (Деревья, кустарники, травы.)
(Дети выходят к доске и располагают карточки в нужном порядке)
- Какие деревья расположились в верхнем ярусе? (Ели, сосны, березы, осины…)
- В среднем ярусе? Используйте атлас-определитель. (Малина, смородина, калина, шиповник, и т.д.)
- Что растет в нижнем ярусе? (Костяника, кислица, ландыш, грушанка и т.д.)
- Посмотрите на картину, вспомните, когда вы ходили в лес, какие растения вы встречали, какие растения растут в лесу?
Дети вспоминают названия растений, которые они видели на экскурсии.
3) Постановка учебной задачи.
- Наша задача - разделить все эти растения на группы. И к концу урока составить общий проект, заполнив таблицу «Какие бывают растения».
Какие бывают растения | ||
Деревья | Кустарники | Травы |
… | … | … |
- Давайте послушаем выступления ребят, которые подготовили нам сообщения о деревьях.
IV. Отчёт 1 группы « Деревья.»
1) Отличительные черты деревьев.
- Какая группа будет самая первая (Деревья.)
- Чем деревья отличаются остальных растений? (У них есть один большой ствол, покрытый корой, от которого отходят ветви.)
Ученик: ДЕРЕВО - многолетнее растение с одревесневшим главным стеблем (стволом), сохраняющимся в течение всей его жизни, и ветвями, образующими крону. Высота от 2 до 100 м, изредка больше. Отдельные виды (напр., сосна остистая) живут до 3-5 тыс. лет.
- Загадки о деревьях . (Загадки нашли и принесли к уроку дети)
- Все ли деревья одинаковы в лесу?
Русская красавица
Стоит на поляне.
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза)
Весной зеленела,
Летом загорела,
Осенью надела
Красные кораллы. (Рябина)
Никто не пугает,
А она вся дрожит. (Осина)
Кудри в речку опустила,
И о чем-то загрустила,
А о чем она грустит,
Никому не говорит. (Ива)
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)
- Чем ель отличается от остальных деревьев? (У ели иголки вместо листьев.)
- Деревья бывают лиственные и хвойные.
Лиственные - это деревья, у которых листья в виде пластинки: береза, осина, рябина.
А у хвойных листья в виде иголочек: ель, сосна, лиственница, кедр и т. д.
Смешанными – называют леса, в которых встречаются породы хвойных и лиственных деревьев.
3) Сообщения детей о хвойных деревьях.
Дети сообщают сведения, которые они узнали из дополнительной литературы, используя иллюстративный материал.
4) Сообщения детей о лиственных деревьях.
(Рассказав о растении, ученики прикрепляют на доске рисунок своего растения в первый столбик таблицы «Какие бывают растения».
V. Отчёт 2 группы «Кустарники.»
1) Отличительные черты кустарника.
-А как мы назовем одним словом эти растения: смородина, шиповник, малина, орешник? (Это кустарники.)
- Чем кустарники отличаются от деревьев?(У них нет одного толстого ствола, а есть несколько тонких.)
Ученик: КУСТАРНИКИ, многолетние деревянистые растения высота 0,8-6 м, не имеющие во взрослом состоянии главного ствола; продолжительность жизни 10-20 лет. Распространены широко по границе лесов (кустарниковая степь, лесотундра).
В лесах образуют подлесок. Хозяйственное значение имеют смородина, крыжовник и др.
По сравнению с деревьями кустарники более низкорослы. У них обычно несколько тонких стволиков. Молодые побеги кустарников быстро растут, ветвятся и покрываются корой. Такие побеги и стволики у кустарников зимуют, существуя на протяжении многих лет.
2) Сообщение детей о кустарниках.
Дети сообщают сведения, которые они узнали из дополнительной литературы, используя иллюстративный материал.
(Рассказав о растении, ученики прикрепляют на доске рисунок своего растения во второй столбик таблицы «Какие бывают растения».
VI. Отчёт 3 группы «Травы.»
1) Отличительные особенности трав от других групп растений.
-А какие еще растения могут быть, кроме деревьев и кустарников? (Травы.)
- Какие травы мы можем увидеть в лесу? (Одуванчики, мать-и-мачеху, репейник, колокольчик, ромашка и т.д.)
Ученик: Нежные травы не способны противостоять зимним холодам. Их листья и стебли осенью отмирают. Самые «торопливые» растения — однолетние травы. За весенне-летний период они завершают весь свой жизненный цикл. То есть вырастают из семян, цветут, плодоносят и умирают.
- Сообщения детей о травах .
(Рассказав о растении, ученики прикрепляют на доске рисунок своего растения в третий столбик таблицы «Какие бывают растения».
- Физкультминутка.
- Разнообразие растений ( продолжение).
1). Прослушивание презентации «Растения, которые меня окружают»…
(Один из учеников, Федоренко Кирилл, подготовил с родителями презентацию, в которой рассказал о растениях всех трёх групп. Его выступление (защиту своего проекта) мы решили заслушать в последнюю очередь, и после этого дополнить и рассмотреть получившуюся в результате совместной работы иллюстрированную таблицу «Какие бывают растения»).
2) Работа с таблицей «Какие бывают растения».
- Посмотрим, на какие группы можно разделить все растения.
- С какими растениями мы уже знакомы.
Какие бывают растения | ||
Деревья | Кустарники | Травы |
Дуб Клён Осина Вяз Ольха Берёза Липа Сосна | Орешник Крушина Боярышник Шиповник Смородина Малина Калина | Лопух Цикорий Чистотел Крапива Одуванчик Клевер луговой Репейник Подорожник Мать-и-мачеха Ромашка |
Лес называют «легкими» планеты, потому что лес - это фабрика, по выделению кислорода для жизни человека, животных. Чем больше мы будем высаживать деревьев, чем меньше вырубать лесов, тем чище будет воздух на нашей планете.
XI. Итог урока. Рефлексия.
- Понравился вам урок? Что понравилось больше всего?
- Интересно ли работать в группах?
- В какой группе работа была более успешной?
- Что удалось и что ещё не получается.
- Что изменилось в вашем представлении о разнообразии растений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира с использованием ИКТ в 3 классе по теме:Разнообразие животных. УМК "Школа России" учебник: А.А. Плешаков"
Урок природоведения проведён в 3 классе. УМК «Школа России», учебник «Мир вокруг нас» 3 кл. часть 1 А.А. Плешаков.При составлении урока были использованы материалы:методическое пособ...
Рабочая программа "Окружающий мир" УМК "Школа России" 3 класс автор А.А. Плешаков)
Рабочая программа по окружающему миру в 3 класс. тематическое планирование с пояснительной запиской....
Программа по окружающему миру УМК "Школа России" автор А.А. Плешаков «Окружающий мир 1- 4 класс»
Программа по окружающему миру создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по окружающему миру ...
Рабочая программа для 2 класса по предмету "Окружающий мир". УМК Школа России
Рабочая программа для 2 класса по предмету "Окружающий мир". УМК Школа России...
2 класс. КИМ по окружающему миру УМК "Школа России".
2 класс. КИМ по окружающему миру УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока. Класс: 1 Предмет: Окружающий мир. УМК: «Школа России» Тема раздела: «Кто и что?»
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. УРОК ПО ТЕМЕ: "КТО ТАКИЕ ПТИЦЫ?" Цель: познакомить с птицами как представителями животного мира, выделить их существенные и отличительные признаки.Задачи:1.Научить ...