Конспект урока по окружающему миру в 4 классе.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_kray.konspekt_uroka.docx22.68 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру, проведенного в 4а классе учителем И.В.Нестеровой.

Тема: «Наш край».

Цель: Сформировать представление учащихся о родном крае.

Задачи:

  1. Развивать умение работать с географической картой и другими источниками информации.
  2. Систематизировать и расширить знания о природе своего края.
  3. Развивать познавательную активность , наблюдательность, умение сравнивать, анализировать и делать выводы.
  4. Воспитывать у учащихся любовь к своему краю. Обеспечивать тесную связь обучения с жизнью.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Форма деятельности: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Оборудование: учебник, тетрадь, физическая карта России, карта Ленинградской области, компьютер, раздаточный материал.

                                                   Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и задач урока.

Звучит песня «Наш край»

-  Сегодня наш урок начался  необычно. Как вы думаете, почему прозвучала эта песня?

- Верно. Мы начинаем изучение нового раздела. Откройте учебник, прочитайте , как он называется.

- Подумайте, о чем мы будем говорить на этих уроках?

- Назовите тему сегодняшнего урока.

- Что вы ожидаете от нашего урока? Давайте составим план урока.

План:

  1. Название. Какой наш край.
  2. Где расположен.
  3. Карта края.
  4. Что нас окружает?

3.Актуализация знаний.

- Что вы называете родным краем?

- Опишите, где вы живете.

- Что значит родной край в нашей жизни? За что вы его любите?

- Очень важно не только любить то место, где вы живете, но и много знать о нем.

4. Стадия вызова.

- Давайте поиграем в игру «Верю- не верю».

1.Верите ли вы, что город Санкт-Петербург расположен на побережье Белого моря?

2. Верите ли вы, что размеры нашего края больше ,чем территория некоторых европейских государств?

3. Верите ли вы, что Санкт-Петербург называют «городом на болоте»?

4. Верите ли вы, что в Ленинградской области добывают нефть?

5.  Верите ли вы, что много лет назад территория нашего края была покрыта ледником?

6. Верите ли вы, что наш край расположен в зоне тундры?

-Позже мы вернемся к этим вопросам. Чтобы понять, верны ли наши предположения, надо быть очень  внимательным, стараться запомнить как можно больше.

-При составлении плана урока вы хотели узнать, где расположен наш край.

- Что нам поможет при ответе на этот вопрос?(карта)

- Как называется эта карта? (физическая карта России)

- Покажите на этой карте Санкт- Петербург.

- В каком направлении от Москвы он находится?

- Что еще можно с помощью этой карты рассказать  о нашем городе?

- В какой природной зоне расположен наш край?

- Что нам поможет об этом узнать?( Карта природных зон с. 77).

- Покажите на физической карте России Красное Село.

- Почему мы не можем этого сделать?( нужен другой масштаб).

- Перед вами карта Ленинградской области. С ней мы будем работать на протяжении нескольких уроков. Наш край – это не только город Санкт-Петербург, но и Ленинградская область.

- Покажите Красное Село на этой карте.

- Покажите границы нашего края.

-Назовите наших соседей.

-О чём ещё может рассказать эта карта?

5. Работа в парах.

- Перед вами на парте лежит карта Ленинградской области в уменьшенном виде. Что напоминает силуэт карты? (Бабочка)

- Как вы думаете, что мы будем делать с этой картой ?

- Верно. Когда мы закончим изучение этого раздела, ваша карта будет выглядеть вот так. (образец карты).Здесь обозначены реки, озёра, поверхность, полезные ископаемые нашего края.

-  Что мы можем уже сейчас обозначить на карте? (граница).

- Что еще заметили на карте? ( две точки, заштрихованная часть карты)

-Как вы думаете, что это?

- Верно. Заштрихованная часть- это территория города, а все остальное- это область. Сравните площадь города и области.

- Размеры нашего города и области больше территории некоторых европейских государств.

- Напомните, как надо подписывать на карте географические объекты? Подпишите название города и название места, где мы с вами живем.

- Где расположено Красное Село на карте?

6. Работа с текстом. Прием «Инсерт».

Перед вами текст. Работать с ним будете самостоятельно. Во время чтения будете делать на полях пометки:

V – уже знал

+ - новое

? – не понял, есть вопросы.

- Что нового вы узнали о нашем крае из текста?

- Что осталось непонятным?

- Какие факты показались самыми интересными?

7. Стадия «Рефлексия».

- Давайте вернемся к нашим вопросам, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях.

-По каким вопросам ваше мнение совпало?

-По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?

- Дома в тетрадях вы записали свои вопросы о родном крае. Кто получил ответ на свой вопрос?

-Чей вопрос остался без ответа? Давайте попробуем на них ответить.

-Как получить ответы на эти вопросы?(доп. литер., интернет)

-Вот это и будет ваше домашнее задание.

-У каждого субъекта Российской Федерации есть своя визитная карточка. Назовите ,что это.(герб, гимн, флаг)

- Это герб нашего города. Расскажите, что вы знаете о нем.

-А у Красного Села есть герб?

-Послушайте историю создания герба.

-А это герб Ленинградской области.

8.Работа в тетрадях.

С.65№3

-Прочитайте задание про себя . Кто не понял, что надо делать?

-Запишите 1 самый интересный на ваш взгляд факт о нашем крае.

-Поменяйтесь тетрадями. Прочитайте, что написал ваш сосед по парте. Если у вас возникли какие-то вопросы, обсудите их в паре.

9.Подведение итога.

-Что новое и интересное от нашем крае вы узнали на уроке? Можно пользоваться записями в тетради.

Батл.

К доске вызываются 2 ученика, им задаются вопросы по теме урока.

-Вы хорошо потрудились. Теперь оцените свою работу. Кому трудно это сделать. Используйте следующие предложения:

1.Я вспомнил много из того, что мы изучали раньше.

2.Думаю,что эти знания мне ещё понадобятся.

3.Пришлось подумать, отвечая на вопросы.

4.У меня больше нет вопросов.

5.И всё –таки я не понял(ла).

10.Домашнее задание.

-Напомните ваше домашнее задание.

-Те, у кого таких вопросов не осталось, делаете задание по- выбору: Тетр. С.66 №4 или №6.

-Спасибо вам за работу.

        Наш край

         Город Санкт-Петербург расположен на северо-западе России , на побережье Балтийского моря. Благодаря тому , что город стоит на Неве, он для России – «окно в Европу». Санкт-Петербург- крупный порт и центр кораблестроения. Санкт-Петербург называют « городом на болоте». Действительно, на территории города много болотистых мест. Санкт-Петербург-«город белых ночей». Он привлекает тысячи туристов.

         Но не только город , но и Ленинградская область-это наш край. Огромный край! Его размеры больше некоторых европейских государств. Город и область соединяют водные, железные и автомобильные дороги. Из области в город поступают овощи, молоко, гранит, песок ,лес. Из города в область идёт готовая продукция. На машинах, автобусах, электричках петербуржцы едут за город на отдых.

        На северо-западе Ленинградской области имеются гранитные скалы. В области добывают известняк, глину, песок.

         За последние 100 тысяч лет наш край 4 раза покрывался льдом. Толщина ледяного покрова достигала 2000 метров. Ледник двигался с севера и нёс много валунов. Их можно увидеть на берегу Финского залива. После отступления ледника на территории края была тундра. Спустя сотни лет тундру сменила тайга с хвойными породами деревьев и богатым животным миром.  

           Территория , на которой стоит Санкт-Петербург , была когда-то дном древнего моря. А земли, на которых расположено Красное Село были берегом этого моря.

            Годом возникновения Красного Села считается 1714- год начала строительства бумажной мельницы на реке Дудергофке. Пётр 1 сам выбрал это место для строительства. Центральное место в ансамбле Красного Села занимает парк.  В этом году ему исполнилось 185 лет. В Петровские времена Красное Село было местом для летних военных учений. В них участвовали А.С. Суворов, М.И.Кутузов и другие известные полководцы.

             Красив наш край. Мы должны знать его историю, любить и охранять.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна

Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)

Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличи­тельные признаки. Эти признаки помогают распознавать де­ревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....

Конспект урока по окружающему миру 4 класс( «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая по программе "Перспектива") по теме «Век бед и побед»

Программа: ПерспективаПредмет: Окружающий мирУчебник: «Окружающий мир» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая.Раздел: Путешествие по реке времени.Место урока в изучаемой теме: 18 урокВремя реализации ...