Разработка урока по теме "Как узнать человека?"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Мультимедийная разработка урока по окружающему миру для 4 класса по программе Школа 2100. Урок был проведён во время участия в городском конкурсе профессионального мастерства в 2011г. Урок предусматривает введение новых знаний по данной теме. Проводится с использованием ИКТ. Использование ИКТ на уроке позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_okr.miru_.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира (человек и человечество) в 4 классе.
Программа «Школа 2100»
Тема: Как узнать человека?
1.Организационный момент (1 мин)
- Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит работать вместе. Я уверена, что у нас все получится. Я предлагаю пожелать друг другу успеха. Прикоснитесь ладонями, вот так! Повторяйте за мной: «Мы желаем, друг другу успеха» Именно этот знак и послужит сигналом того, что ваш ответ готов.
Когда я вошла в класс, ребята, я увидела вас и поняла, что все вы такие разные, я вас совсем не знаю, да и вы меня тоже. А ведь у наших героев Анюты и Илюши произошла похожая история: они встретили незнакомого человека. Предлагаю прочесть, как это было.
2.Постановка проблемы.
- Возьмите желтые листы, перед Вами текст. (Дети берут желтые листы.)
- Саша?? Начни читать.
- Туристическая группа Илюши и Анюты заблудилась в лесу. Доктор уже начал волноваться, но тут они повстречали охотника.
- Смотри, какой неприятный! – шепнул Илюша Анюте. – Глаза маленькие, нос крючком. Очень похож на пьяницу из соседнего дома. Наверняка этот охотник такой же злой и грубый.
Слайд 1. (охотник)
- Стоп!
- Что думает о случайно встреченном охотнике Илюша?
- Что охотник злой и грубый.
Слайд 1. (охотник - злой, грубый)
- Маша?? Читай дальше.
- Тем временем охотник объяснил Доктору, куда они забрели, и вызвался проводить их до туристической тропы. По дороге он помог Анюте нести рюкзак, рассказывал веселые охотничьи истории, а на прощанье подарил Илюше свисток, сделанный из охотничьей гильзы. (Гильза –трубка для пули, заряда)
Слайд 1. (охотник)
- Каким на самом деле оказался охотник?
- Он оказался добрым и веселым.
Слайд 1. (охотник - добрый, весёлый)
- Какое возникло противоречие? ( На первый взгляд охотник показался злым и грубым, а на самом деле он оказался добрым и весёлым. )
- А на что обратил внимание Илюша, когда говорил о том, что охотник злой и грубый. (На внешний вид охотника)
- А чего он не увидел? (внутреннего мира, его личности)
- Взгляните, что получается: внешний вид может быть одним, а внутренний мир совершенно другим.
- Какой вопрос возникает? (Как не ошибиться в человеке? Как правильно понять человека?)
- А чтобы не ошибиться и правильно понять человека, что нам нужно сделать?
- Надо узнать человека!
- Кто-нибудь может сформулировать тему нашего урока?
- Как узнать человека?
- Откройте учебник на с.24 и прочитайте тему нашего урока.
Слайд 2.(Как узнать человека?)
Слайд 3.
Проблемный вопрос выносится на доску. В графу «Не знаем» (рядом стоит условное обозначение проблемного вопроса)
- Итак, мы не знаем, как узнать человека, значит, какая цель стоит перед нами? В конце урока мы будем должны получить ответ на этот вопрос. А для этого нам нужно будет разобраться в чем? На что обращать внимание, чтобы не ошибиться в
человеке.
Слайд 2.(Как узнать человека?)
Слайд 4.(План действий)
- Я предлагаю составить план наших действий. Как мы будем искать ответ на проблемный вопрос, с чего начнем? Что мы должны сделать вначале, как продолжить и чем завершить. Вам помогут опорные знаки. Обычно с чего мы начинаем?
1. Вспомнить то, что известно. (Не вообще, а конкретно по этой теме, т.е какой информацией мы владеем)
- А дальше?
2.Сделать предположения. (т.е. попробуем сами ответить на этот вопрос)
- А дальше? Мы должны будем проверить свои догадки.
3. Проверить предположения.
- А как мы это сможем сделать? (Побеседовать, посмотреть в учебнике)
- Если наши предположения подтвердятся
4. Сделать вывод.
- Ребята, перед нами план наших действий, будем его придерживаться. Значит, пора действовать. Начнем с первого пункта.
3.Актуализация знаний
Слайд 3.(Работаем в графе «Знаем»)
- Мы изучаем раздел «Человек» А что мы знаем о человеке?
(то что у него с наружи – тело, лицо; то , что внутри человека – его душа, личность)
- Разграничим понятия. Прозвучало слово – личность. Что это такое? (Любой человек обладающий разумом.
-Все согласны? Итак, мы знаем…
- А что внутри человека? (Душа, его внутренний мир)
- Что входит в это понятие? (Интересы, увлечения, переживания)
- Когда мы обращаем внимание на внешность, мы обращаем внимание на какие признаки человека? (Врожденные)
- Что это – врожденные признаки человека? (То что дано природой)
- А если мы говорим о личности, внутреннем мире, какие это признаки человека? (Приобретенные)
- Итак, мы вспомнили, что мы знаем о человеке на данном этапе
Слайд 4.(План действий)
- Ставим плюс и двигаемся дальше.
4.Версии детей.
- По плану…предположения
Слайд 2.(Как узнать человека?)
- Хочу вас попросить, все, что вы сейчас будете предполагать фиксируйте, или в памяти или письменно. Договорились?
Высказывают все: поговорить с ним, пообщаться, узнать какие он совершает поступки, чем интересуется, с кем он дружит.
- Всё это можно узнать в общении с человеком.
- Несколько раз звучало слово характер, что это такое? (предположения)
Все версии?
Итак, вы считаете, чтобы узнать человека: нужно с ним общаться, узнать его интересы, увлечения, характер.
Слайд 5
Общение – характер – внутренний мир
Слайд 4.(План действий)
- Если предположений больше нет, двигаемся дальше. Что у нас по плану – проверка.
5. Проверка предположений.
1)Практическая работа.
- Для начала выясним, что же входит в понятие характер. Для этого я предлагаю объединиться в группы по 4 человека (4 группы)
- Вы получаете конверты, в этих конвертах слова, обозначающие качества личности, разделите их на две группы по какому-либо признаку.
Доброта обидчивость
Отзывчивость грубость
Смелость вредность
Внимательность хитрость
Трудолюбие жадность
Аккуратность неряшливость
Честность лень
- Проверьте по эталону. Другие варианты есть? Нет? А почему так, мы же не сговаривались? Один принцип. По какому принципу выделили?
- Положительные и отрицательные качества.
- Как вы думаете, могут ли в одном человеке быть качества только из первого мешочка,
- Нет, у всех есть свои недостатки.
- А могут ли быть качества только из второго мешочка?
- Нет, в каждом человеке есть что-то хорошее.
Вывод: в каждом человеке есть и положительные и отрицательные качества.
2)Индивидуальная работа
– Возьмите каждый зеленый листок, на нем перечислены качества человека, отметьте знаком +/- те качества, которые вы в себе находите, можете продолжить список и добавить свои.
Сравните таблички с соседом по парте. У вас получилось одинаково? Нет? А могут быть одинаковые таблички? Вряд ли. Ведь мы все разные. У кого-то больше + , у кого-то есть -. В нас сочетаются совершенно разные качества. Найдите в учебнике на с.24 в последнем абзаце как называется неповторимое сочетание личности человека.
(Ищут и находят – характер)
- Это важно – это нужно подчеркнуть.
- А характер – это врожденное качество характер или приобретенное?
- Приобретенное.
- А как распознать характер человека? На что нужно обращать внимание?
3)Работа в группах
- Давайте, снова образуем группы. И потренируемся определять характер. Перед вами иллюстрации знакомых сказочных героев. Попробуйте, одним-двумя словами определить их характер.
Золушка – добрая, трудолюбивая
Лиса – хитрая, плутовка
- А мне лиса кажется доброй, посмотрите какое у нее ласковое лицо, она улыбается, такой хвост пушистый.
Карабас – злой, жадный
Печкин – вредный, любопытный
- А как вы поняли, что Печкин вредный, у него это что на лице написано?
- Значит, вы обращали внимание не на внешность. А на что? (На поступки)
Слайд 5
Общение – характер – внутренний мир – поступки
- Я подчеркнула слово поступки? Почему? Именно поступки! Можно судить о человеке по одному поступку? (Нет. Человек может ошибаться)
Вывод: характер человека определяется не по внешности, а по его поступкам
- Ребята, я попрошу вас прослушать голос знакомого вам персонажа и определить его характер.
- Вовка из тридевятого царства – бездельник и лентяй
- Шапокляк – вредная, подлая
- Волк – злой
- Леопольд – добрый
- Молодцы! А как же вы угадали героев и определили их характер, ведь вы их даже не видели!
- Как у вас это получилось.
- Мы слышали голос. Мы узнали героев по голосу, вспомнили из каких они мультфильмов.
- Т.е. по тому, что они говорят и как говорят.
Слайд 5
Как узнать человека?
Надо общаться – понять характер – внутренний мир
поступки – что говорит – как говорят
- А как Вы думаете, когда человек рождается у него уже есть характер?
- Нет, это приобретенный признак.
- От чего зависит: вырастет ребенок аккуратным или неряшливым, добрым или злым?
- От воспитания.
- Кто повлиял на ваш характер? Каким образом?
- Родители. Говорили, как нужно делать и как нельзя.
- Т.е. передавали Вам свой жизненный опыт
- Перед вами результат нашей работы. Поднимите руку, у кого предположения подтвердились? (Можно уточнить)
- Это говорит о том, что вы имеете жизненный опыт и умеете им пользоваться.
Мы ставим + на третьем этапе урока и переходим к четвертому.
- Что мы должны сделать на четвертом этапе? Разумеется вывод!
Выражение проблемы.
- Перед нами вопрос: Как узнать человека?
- Минута на обсуждение.
- Кто готов дать ответ?
- Есть дополнения?
- Проверяем где? В учебнике! С.26 – читаем.
- Совпал?
- Значит, на последнем этапе наша работа завершена.
Итог урока.
Слайд 3.(Работаем в графе «Знаем»)
Отлично! Значит, я могу смело отнести этот вопрос к тому, что мы уже знаем.
А может первая графа остаться свободной и чистой? Наверное, нет.
- А может быть, у кого-то возник другой вопрос? Чего бы вы еще хотели узнать о характере человека, о его личности?
Например, можно ли изменить свой характер?
Кто такой оптимист или пессимист?
- Я рада, что у вас эти вопросы возникли. Помните на любой вопрос надо искать ответ, а как это делать – вы знаете.
- Конечно, за один урок нельзя дать полный ответ на вопрос: «Как узнать человека?» Всей жизни не хватает для ответа на этот вопрос. Ведь человек – это самое неизведанное.
Индивидуальная работа
– Возьмите каждый зеленый листок, на нем перечислены качества человека, отметьте знаком +/- те качества, которые вы в себе находите, можете продолжить список и добавить свои.
Сравните таблички с соседом по парте. У вас получилось одинаково? Нет? А могут быть одинаковые таблички? Вряд ли. Ведь мы все разные. У кого-то больше + , у кого-то есть -.
7. Рефлексия (3 мин)
- А теперь, я попрошу всех встать и выйти к доске. Давайте встанем в круг.
- Ребята, у меня в руках свободный микрофон. Я хочу высказать свои впечатления от урока. Мы сегодня отлично поработали, мне было интересно с Вами, я поняла, что Вы все разные, что каждый из Вас имеет свое мнение, что Вы умеете рассуждать и доказывать. А что поняли ВЫ?
- Свободный микрофон.
- Мы прощаемся, а на прощание примите от меня пожелание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока Тема: Что узнали. Чему научились. 1 класс
Тип урока: закрепление изученного материала...
Методическая разработка урока русского языка "Как узнать строение слова?", 2 класс
В карте урока представлены упражнения на отработку алгоритма разбора слов по составу....
Методическая разработка урока по математике "Что узнали? Чему научились?"
закрепить знание табличных случаев умножения и деления с числом 2;совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи изученных видов; развивать внимание и логическое мышление....
Методическая разработка урока по математике "Что узнали? Чему научились?"
Закрепить знание табличных случаев умножения и деления с числом 2;совершенствовать вычислительные навыки и умение решать задачи изученных видов; развивать внимание и логическое мышление....
Разработка урока математики 2 - 4 классы . Тема :"Что узнали. Чему научились.Закрепление. Величины."
Урок математики в малокомплектной школе с совмещёнными классами 2-4 ....
Методическая разработка урока "Что узнали? Чему научились?", 3 класс
Методическая разработка урока "Что узнали? Чему научились?", 3 класс...
Разработка урока по математике для 3 класса. Тема «Что узнали.Чему научились.»
Урок обобщения и систематизации знаний...