Тематическое планирование 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

Имамбаева Галина Васильевна

Рабочая программа по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_4.docx38.15 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Бурлинского района Алтайского края

Муниципальное общеобразовательное учреждение

                          «Притыкинская основная общеобразовательная школа»

Согласовано

Протокол  кустового

МО учителей нач. классов

№  ___  ____________2013    г.

                Зарешнюк О.В.

Согласовано

Заместитель директора

по УВР

________Шортомбаева Н.З.

___  _____________2013    г.

 

«Утверждаю»

Директор МОУ

«Притыкинская ООШ»

__________ Бакушева И.С.

Приказ №____от ________2013   г      

 

               

 

                               РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

                                   по   окружающему миру

                                   для  4 класса

                                        на 2013-2014учебный год

Планирование составлено на основе Примерной программы основного общего образования.

Сборник нормативных документов.  Федеральный компонент государственного стандарта.

Москва «Просвещение» 2009

                                                                Разработчик программы

                                                                   учитель начальных классов

                                                                  Имамбаева Галина Васильевна

                                                       

                                                       

                                                    2013 год

                                                         

                                                       Пояснительная записка

        Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва 2009г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год – 2 часа в неделю, в том числе проведение практических занятий – 1час, экскурсий – 1 час.

Для реализации программного содержания используются:

  • А.А. Плешаков Мир вокруг нас: учебник для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2011г.
  • А.А. Плешаков Рабочая тетрадь к учебнику для 4 класса: в 2 ч. – М.: Просвещение, 2011г.
  • А.А. Плешаков От земли до неба. Атлас - определитель
  • А.А. Плешаков Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир 4 класс». –  М.: Просвещение, 2009.

        Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума природоведческого образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к природоведению.  

Цель курса: воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Задачи:

 - воспитание любви к своей малой Родине и к Родине.

- формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;

-развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно - научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

 Приоритетной задачей является формирование в сознании учащихся единого, ценностного окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.

При изучении предмета мир вокруг нас продолжается формирование знаний о предметах и явлениях природы. Одновременно на доступном для учащихся уровне раскрывается сложившееся противоречие о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми. К таким проблемам относятся: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. Важной задачей является преодоление утилитарного, потребительского подхода к природе, порождающего безответственное отношение к ней.  Предмет мир вокруг нас способствует формированию у детей убеждения в необходимости охраны природы, как в своем крае, так и в стране, на всей планете. Учащиеся приобретают также определенные умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.

Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях, вызванной углублением экологических проблем с одной стороны, и крайним дефицитом экологической культуры в обществе- с другой. В связи с этим, особое внимание при реализации программы уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, как самостоятельной ценностью, и как условием, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Основными методами при реализации программы является проблемно-поисковый подход и исследовательский, обеспечивающий реализацию развивающих задач учебного предмета.

Кроме того, предполагается использование учителем разнообразных методов и форм обучения:

-организация наблюдения детей за явлениями природы и общественной жизни,

- проведение практических работ и опытов, в том числе исследовательского характера, различных творческих заданий,

- проведение дидактических и ролевых игр, учебных диалогов,

-обучение моделированию объектов и явлений окружающего мира,

-экскурсии и учебные прогулки,

- встречи с людьми различных профессий,

-организация посильной детской практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребенка с окружающим миром, а также способствующие развитию у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей.

Особое значение при реализации программы придается новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

В 4 классе в центре внимания учащихся находится Россия - её природа, история, хозяйство. При этом наша Родина рассматривается как часть глобального мира, а мы её граждане, - как часть человечества. Курс открывается темой «Земля и человечество», при изучении которой учащимся предлагается посмотреть на мир с точки зрения астронома, географа, историка, эколога.

Изучение курса продолжается в теме «Природа России», которая знакомит детей с разнообразием природы нашей Родины, с природными зонами, с характерными для этих зон экологическими проблемами и способами их решения.

 Далее в теме «Родной край – часть большой страны» изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоёмы, почвы, природные сообщества, сельское хозяйство, охрана природы края, где живут учащиеся.

Следующие темы программы – «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная Россия» - формирует у учащихся представления об основных периодах развития человечества.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

учащихся к концу 4 класса:

В результате изучения окружающего мира ученик должен

знать:

- способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта, план местности);

- названия океанов, материков;

- название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

- государственную символику России;

- государственные праздники России;

- основные природные зоны, уметь дать им характеристику;

- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

- правила сохранения и укрепления здоровья;

- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе).

                         В результате изучения окружающего мира ученик должен

 уметь:

- определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты;

- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

- объяснять взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;

- проводить самостоятельные наблюдения в природе;

- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

- различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);

- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных групп); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

- показывать на карте, глобусе - материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);

- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ     ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

В результате изучения окружающего мира ученик должен

знать/понимать

  • название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
  • государственную символику России;
  • государственные праздники;
  • основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
  • общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  • правила сохранения и укрепления здоровья;
  • основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

уметь

  • определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
  • различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
  • различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
  • показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
  • описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
  • ориентирования на местности с помощью компаса;
  • определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
  • установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  • ухода за растениями (животными);
  • выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  • оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете

                                                                                                                                       Требования к уровню подготовки  оканчивающих начальную школу:

В результате изучения окружающего мира ученик должен знать (понимать):

• название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

государственную символику;

государственные праздники;

 основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

правила сохранения и укрепления здоровья;

основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе).

В результате изучения окружающего мира ученик должен уметь:

•  определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

     •  различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

  различать части растений, отображать их в рисунке (схеме);

приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2 – 3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

•  показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу и еще 1 – 2 города);

 описывать отдельные (изученные) события истории Отечества.

        Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

•  ориентирования на местности с помощью компаса;

•  определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

•  установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

•  ухода за растениями;

• выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья,безопасного поведения;

• оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

•  удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

                                  К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:

          - различать объекты природы и предметы, созданные человеком;

- различать объекты неживой и живой природы;

-определять основные стороны горизонта с помощью компаса;

- выполнять правила поведения в природе;

- различать изученные группы растений и животных;

                  - распознавать изученные растения, животных (по несколько

               представителей каждой группы);

          - вести наблюдения в природе под руководством учителя;

- вести наблюдения за жизнью города ( села);

- вести наблюдения за трудом людей под руководством учителя;

 - различать изученные виды транспорта;

 - выполнять правила личной гигиены и безопасного

    поведения на улице и в быту;

                 - использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в

                отношениях с  другими людьми;

 - выполнять правила поведения в общественных местах;

 - приводить примеры достопримечательностей родного края.

                                                   Распределение часов по темам

Тема раздела

Количество часов

Количество часов по рабочей  программе

Земля и человечество

10

10

Природа России

10

10

Наш край – часть большой страны

14

14

Страницы всемирной истории

5

5

Страницы истории Отечества

20

20

Современная Россия

9

9

                                                Всего                             68 ч.                                         68ч

                                                             П Л А Н И Р О В А Н И Е

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Дата

Земля и человечество.

10.

1

Введение.

Мир глазами астронома. Вселенная.

 Солнце.

1

2

Планеты солнечной системы.

 Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года.

1

3

Планеты солнечной системы. Отчего на Земле сменяются день, ночь, времена года.

1

4

Звездное небо – великая книга природы.

1

5

Мир глазами географа.

 Глобус и географическая карта.

1

6

Пояса Земли.

1

7

Мир глазами историка.

1

8

Когда и где. История – путешествие в глубь времен.             Карта – помощница.

1

9

Прошлое и настоящее глазами эколога.

1

10

Сокровища Земли под охраной человечества. Обобщающий урок.

1

Итого

10

Природа России.

10.

11

Равнины и горы России.

1

1

Моря, озера и реки России.

1

13

 Зона Арктических пустынь.

1

14

Тундра.

1

15

Леса России.

1

16

Лес и человек.

1

17

Зона степей.

 

1

18

Пустыни.

1

19

У Черного моря.

1

20

Экологическое равновесие.

Обобщающий урок.

1

Итого:

10

Родной край – часть большой страны.

14.

21

Наш край.

1

22

Поверхность нашего края.

1

23

Водоёмы нашего края.

1

24

Наши подземные богатства.

1

25

Наши подземные богатства.

1

2

Земля – кормилица.

1

27

Жизнь леса. Лес – природное сообщество.

1

28

Жизнь луга. Луг – природное сообщество.

1

29

Жизнь пресного водоема.

1

30

Жизнь пресного водоема.

1

31

Растениеводство в нашем крае.

1

32

Незаметные защитники урожая.

1

33

Животные в нашем крае.

1

34

Обобщающий урок – игра

«Я знаю родной край».

1

Итого:

14

Страницы всемирной истории.

5.

35

Начало истории человечества.

36

Мир древности: далекий и близкий.

1

37

Средние века: время рыцарей и замков.

1

38

Новое время: встреча Европы и Америки.

1

39

Новейшее время: история продолжается сегодня.

1

Итого:

5

Страницы истории Отечества.

20.

40

Жизнь древних славян.

1

41

Во времена Древней Руси.

1

42

Страна городов.

1

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси.

1

44

Трудные времена на Русской земле.

1

45

Русь расправляет крылья.

1

46

Куликовская битва.

1

47

Иван III.

1

48

Мастера печатных дел.

1

49

Патриоты России.

1

50

Петр Великий.

1

51

Михаил Васильевич Ломоносов.

1

52

Екатерина Великая.

1

53

Отечественная война 1812 года.

1

54

Страницы истории XIX.

1

55

Россия вступает в XX век.

1

56

Страницы истории 20-30 годов.

1

57

Великая война и Великая Победа.

1

58

Страна, открывшая путь в космос.

1

59

Обобщающий урок по разделу

«Страницы истории Отечества».

1

Итого:

20

Современная Россия.

9

60

Основной закон России и права человека.

1

61

Дети имеют право на особую заботу и помощь.

1

62

Мы – граждане России.

1

63

Славные символы России.

1

64

Славные символы России.

1

65

Такие разные праздники.

1

66

Путешествие по России.

1

67

Путешествие по России.

1

68

Обобщающий урок – игра КВН. Задания на лето.

1

Итого:

9

Итого за год:

68

                Перечень учебно – методического обеспечения:

Учебник «Мир вокруг нас». Учебник в двух частях. Москва «Просвещение» А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова

Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир».  О.И.Дмитриева. К учебному комплекту

А.А.Плешакова, Е.А.Крючковой  Москва «Вако»,  2009

Окружающий мир. Проверим себя. А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова В двух частях  Издательство «Вита»  Москва, 2009

Итоговая аттестация за курс начальной школы. Типовые тестовые задания.

Е.Г.Каткова

Типовые тестовые задания.                                                        

Издательство «Экзамен» Москва, 2010                              

                       

         

                           Для реализации программного содержания используются:

Программа, по которой ведется обучение: «Школа России».

  • Программа «Мир вокруг нас». Сборник программ «Школа России». - М.: Просвещение, 2008.

Для учащихся:

  • 1.А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Мир вокруг нас 4 класс: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2008.
  • 2. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Мир вокруг нас 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2008.
  •  3. А.А. Плешаков. От земли до неба: Атлас – определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2008.

Для учителя: 

  • Е.М.Тихомирова «Поурочные разработки по предмету ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. – М.: Экзамен , 2008
  • Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы.
  • Дополнительная литература по темам учебника: «Аванта +», детская энциклопедия.
  • «Я познаю мир» (энциклопедия)

 

MULTIMEDIA-поддержка курса:

Уроки Кирилла и Мефодия.   Окружающий мир. 4 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно - тематическое планирование " класс УМК Перспектива

Календарное планирование по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, окружающему миру, музыке, ИЗО...

Календарно - тематическое планирование " класс УМК Перспектива

Календарное планирование по русскому языку, математике, литературному чтению, технологии, окружающему миру, музыке, ИЗО...

Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса

Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...