Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир». 4 класс. УМК «Перспектива» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
№ п/п | № урока в теме | Название раздела, темы урока | Кол-во часов | Элементы содержания (из программы) | Характеристика деятельности уч-ся
| Оборудование, ресурсы | д\з | Дата проведения |
|
|
|
|
|
|
|
|
| планируемая | фактически |
|
Мы – граждане единого Отечества | 10+(2 резерв) |
|
|
|
|
|
|
|
1. | 1. | Общество – это мы. | 1 | Необходимость объединения людей в сообщества. Распределение обязанностей и разделение труда в сообществах. Значение понятий: гражданин. гражданское общество, соотечественник | Систематизировать уже имеющиеся о необходимости объединения людей в сообщества. Характеризовать общие цели и интересы различных сообществ и общественных групп. Сопоставлять понятия гражданин и соотечественник. | Тетрадь на печатной основе, учебник, ИКТ, Видеопрезентация « Красота природы моего Отечества» Работа с электронными энциклопедиями.
| Т с 3-5 Ус 4-7 |
|
|
2.
3. | 2.
3. | Россия – многонациональное государство. Российский народ. «Мой проект на благо России» | 2 | Факторы, объединяющие граждан России. Государственный язык и символика России (герб, флаг, гимн) | Систематизировать уже имеющиеся представления о российском народе Характеризовать государственную символику России. Оформлять «Календарь памятных дат»
| Тетрадь на печатной основе, учебник, ИКТ тестирование. Т № 59 (КИМ)
| У с8-11 Тс6-9 |
|
|
4. | 4. | Конституция России. Практическая работа «Права и обязанности человека и гражданина»
| 1 | Конституция России как документ, раскрывающий вопросы государственного устройства страны, свободы, прав и обязанностей ее граждан. | Различать права и обязанности гражданина России. Приводить конкретные примеры свобод, гарантируемых гражданам России. Употреблять специальную лексику.
| Тетрадь на печатной основе, учебник, ИКТ выставка «Гербы, флаги и столицы субъектов РФ» Тестирование Т № 57(КИМ) | У с12-15 Тс10- 11 |
|
|
5. | 5. | Права ребенка | 1 | Права ребенка, гарантированные Федеральным законом | Устанавливать соответствие внутреннего смысла статей о правах ребенка и нормы отношения к детям в культуре народов России. Объяснять связь между правами и обязанностями.
| Тетрадь на печатной основе, учебник, ИКТ тестирование. Т № 58 | Ус16-19 Тс12-13 |
|
|
6. | 6. | Государственное устройство России. Государственная символика. Москва – столица России. Создание проекта «Если бы меня выбрали Президентом России» | 1 | Особенности государственного устройства как независимой демократической республики. Президент российской федерации - глава государства | Устанавливать связь особенностей государственного устройства России и положение Конституции. Называть имя, отчество, фамилию действующего Президента. | Тетрадь на печатной основе, учебник, ИКТ тестирование. Т № 60
| Ус20-23 Тс14-15 |
|
|
7.
8. | 7.
8. | Российский союз равных. Создание проекта «Флаги республик»
| 2 | Особенности субъектов РФ в зависимости от принадлежности к той или иной группе. | Характеризовать особенности субъектов РФ. Презентовать заочное путешествие в одну из республик. Объяснять символический смысл герба и флага. | тестирование. Т №6 | Ус24-29 Тс16-19 |
|
|
9. | 9. | Государственная граница России. | 1 | Устройство государственной границы в настоящее время и в старину. Цель обустройства государственной границы. | По карте определять с какими государствами Россия граничит на суше и на море Показывать на карте государственную границу России. Называть сопредельные с Россией страны | Тетрадь на печатной основе, учебник, ИКТ, Работа с контурной картой физическая карта России | Ус30-33 Тс20-21 |
|
|
10. | 10. | Путешествие за границу России. | 1 |
Путешествие в Беларусь и Монголию |
| Использовать источник и дополнительной информации для составления рассказа о реальном или заочном путешествии в страны ближнего зарубежья( по выбору). По карте определять названия столиц. | Тетрадь на печатной основе, учебник, ИКТ, глобус | Ус 34-37 Тс22-23 |
|
|
11. | 11. | Сокровища России и их хранители. | 1 | Творческое сотрудничество как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира | Подбирать в дополнительных источниках пословицы и поговорки на родном языке. Презентовать рассказ о жизни и деятельности создателя национальной письменности. | Тетрадь на печатной основе, учебник, ИКТ | Ус38-43 Т с24-25 |
|
|
12. | 12. | Творческий союз. | 1 | Диалог культур народов России как способ взаимного духовного и культурного обогащения | Оформление «Альбома путешествий». Презентовать рассказ о жизни и творчестве выдающихся деятелей культуры народов своего края. Презентовать произведения писателей своего края на родном языке. | Тетрадь на печатной основе, учебник, ИКТ | У с44-47 Т с26-27 |
|
|
|
По родным просторам |
18 + (4 резерв)(22ч) |
|
|
|
|
|
|
|
13. | 1. | ОБЖ Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас. | 1 | Правила безопасного поведения в природе. | Практическая работа «Ориентирование на местности» | Тетрадь на печатной основе, учебник, ИКТ ,атлас, компас
|
|
|
|
14. | 2. | Карта - наш экскурсовод Практическая работа «Работа с контурными картами» | 1 | Физическая карта России. Общее представление о природе России. | Сравнивать масштаб физической карты России и карты мира. Работая в паре изучать условные знаки физической карты России. Находить на физической карте природные объекты, изображенные на фотографиях в учебнике. | тестирование. Т № 5 Тетрадь на печатной основе, учебник, ИКТ, физическая карта | У с 50-53 Тс 28 -31 |
|
|
15. | 3. | По равнинам и горам Практическая работа « Равнины и горы России» | 1 | Формы земной поверхности: равнины, горы, низменности, возвышенности, холмы, балки | Находить на физической карте России равнины и горы. Учиться показывать равнины и горы на карте. Характеризовать крупнейшие равнины и горы России. | Тетрадь на печатной основе, учебник, ИКТ ,физическая карта тестирование. КИМ Т №11
| Ус 54-57 Т с32 -33 |
|
|
16. | 4. | В поисках подземных кладовых Практическая работа «Изучение полезных ископаемых» | 1 | Полезные ископаемые России, их роль в хозяйстве страны, условные обозначения на карте. Бережное отношение к полезным ископаемым | Работая в парах. изучать полезные ископаемые разных регионов России ( по физической карте) В ходе практической работы изучать образцы полезных ископаемых, описывать по приведенному в учебнике плану. | тестирование.КИМ Т №23 Тетрадь на печатной основе, учебник, ИКТ, коллекция полезных ископаемых, Атлас –определитель «От земли до неба» | Ус 58-61 Т с34-35 |
|
|
17.
| 5.
| Наши реки
|
| Реки России и их значение в жизни людей, обозначение на карте. Разнообразие рек России.
| Составлять схему « Части реки» Работая в паре находить на физической карте России реки.
| тестирование. КИМ Т№ 12 Тетрадь на печатной основе, учебник, ИКТ, физическая карта Детская энциклопедия «Планета – земля» | Ус 62 -69 Т с36 -39 |
|
|
18. |
6. | Озера – краса земли. ОБЖ Правила поведения на водоеме. | 2 | Озера России их значение в жизни людей, обозначение на карте. Правила безопасного поведения на водоеме в разное время года. | Раскрывать значение озер в жизни людей. Работая в паре находить на физической карте озера России, учиться показывать озера на карте. Работая в паре, находить на физической карте России озера, учиться показывать озера на карте Анализировать таблицу «Глубина озер» |
| Ус 62 -69 Т с36 -39 |
|
|
19. | 7. | По морским просторам. | 1 | Моря, омывающие берега России, их принадлежность к трем океанам, роль в жизни людей | Различать озера и моря по существенному признаку. Раскрывать значение в жизни людей. Учиться показывать моря на карте. Соотносить моря с океанами. | Тетрадь на печатной основе, учебник, ИКТ, физическая карта, Детская энциклопедия «Планета – земля» | У с70-73 Т с40-41 |
|
|
20. | 8. | С севера на юг | 1 | Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны, порядок их смены с севера на юг. | Работая в паре сравнивать карту природных зон России и физическую карту России выявлять значение цветовых обозначений на карте природных зон. Определять по карте природные зоны России и рассказывать о них по карте | Тетрадь на печатной основе, учебник ,ИКТ, карта природных зон. | У с74-77 Т с42 -45 |
|
|
21. | 9. | В ледяной пустыне. | 1 | Зона арктических пустынь. природные условия. Растительный и животный мир арктических пустынь. | Находить на карте природных зон России арктические пустыни Рассказывать по карте об этой зоне. Учиться показывать ее на карте. | тестирование. Т №13 Тетрадь на печатной основе, учебник, ИКТ ,карта природных зон. Атлас – определитель « От земли до неба»,Детская энциклопедия «Планета – земля» | У с78 -81 Тс 46-47 |
|
|
22. | 10. | В холодной тундре. | 1 | Зона тундры. Природные условия, растительный и животный мир тундры. | Находить на карте природных зон России зону тундры Рассказывать по карте об этой зоне. Учиться показывать ее на карте. Сравнивать природу тундры и зоны арктических пустынь. Составлять характерные для тундры цепи питания. | тестирование. Т№ 14 Тетрадь на печатной основе ,учебник, ИКТ, карта природных зон. Атлас – определитель « От земли до неба» | Ус 82-85 Тс48-49 |
|
|
23. | 11. | Среди лесов. ОБЖ Правила поведения в лесу. | 1 | Лесотундра, как переходная зона между тундрой и лесами. Лесные зоны России: зона тайги. зона смешанных и широколиственных лесов. Природные условия. Растительный и животный мир лесных зон. Правила безопасного поведения в лесу в разное время года. | Находить на карте природных зон России лесные зоны. Рассказывать по карте об этих зонах. Учиться показывать на карте эти зоны.
Приводить примеры экологические связи в лесных сообществах. Составлять характерные для тайги цепи питания. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей. | тестирование.Т№ 16 Тетрадь на печатной основе, учебник, ИКТ, карта природных зон, Атлас – определитель « От земли до неба» | У с86 -89 Т с50-51 |
|
|
24. | 12. | В широкой степи. | 1 | Лесостепь как переходная зона между лесами и степями. Зона степей. Природные условия. Растительный и животный мир степей. | Находить на карте природных зон России зоны лесостепей и степей Рассказывать по карте о зоне степей. Учиться показывать ее на карте. Составлять характерные для степи цепи питания | тестирование. КИМ Т №18 Тетрадь на печатной основе, учебник, ИКТ, карта природных зон. Атлас – определитель « От земли до неба» | У с90 -93 Т с52 -53 |
|
|
25. | 13. | В жаркой пустыне. | 1 | Полупустыня как переходная зона между степями и пустынями. Зона пустынь. Природные условия. Растительный и животный мир пустынь. | Находить на карте природных зон России зону пустынь и полупустынь. Рассказывать о них по карте. Учиться показывать эти зоны на карте . Составлять характерные для пустыни цепи питания. | тестирование. Т №19 Тетрадь на печатной основе, учебник, ИКТ, карта природных зон. | У с94-97 Тс 54 -55 |
|
|
26. | 14. | У теплого моря. | 1 | Черноморское побережье Кавказа. Субтропическая зона. Природные условия. Растительный и животный мир Черного побережья Кавказа. | Находить на карте природных зон России субтропики. Рассказывать о них по карте. Учиться показывать на карте эту зону. Составлять характерные для цепи питания для этих мест. | тестирование. Т №20 Тетрадь на печатной основе, учебник, ИКТ, карта природных зон. Атлас – определитель « От земли до неба» | Ус 98 -101 Тс56-57 |
|
|
27. | 15. | Мы – дети родной земли | 1 | Особенности хозяйственной жизни народов России Зависимость ее от особенностей природных зон обитания. | Соотносить особенности хозяйственной жизни с характерными чертами природных зон обитания каждого народа.
| Тетрадь на печатной основе, учебник, ИКТ, Энциклопедия «Тайны живой природы» | У с102 -105 Т с58 -59 |
|
|
28. | 16. | ОБЖ Правила поведения в чрезвычайных ситуациях. | 1 | Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление физического здоровья. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. | Практическая работа «Первая помощь при легких травмах».
|
|
|
|
|
30. | 17 | В содружестве с природой. | 1 | Особенности кочевого и оседлого образа жизни некоторых народов Сибири. | По образцу учебника рассказать о древних занятиях одного из народов. Показывать на карте места традиционного проживания некоторых народов. | Энциклопедия «Тайны живой природы» | У с106 -109 Т с60-61 |
|
|
31. | 18. | Как сберечь природу России. | 1 | Экологические проблемы и охрана природы. | Работая в группах, знакомиться по учебнику с экологическими проблемами в разных природных зонах. Выполнять задания в тетради. | тестирование. Т № 9 Тетрадь на печатной основе, учебник, ИКТ, | У с110 -113 Тс 62-63 |
|
|
32. 33. | 19. 20. | По страницам Красной книги. Проект «Красная книга нашего региона» | 2 | Растения и животные из Красной книги России, обитающие в различных природных зонах, и меры по их охране. | Работая в группах, знакомиться по учебнику с растениями и животными красной книги России, обитающими в разных зонах. Выполнять задания в тетради. Готовить сообщения классу. | тестирование.Т № 4 Тетрадь на печатной основе,учебник,ИКТ, | У с114 -117 Т с64 -67 |
|
|
34.
35. | 21.
22. | По заповедникам и национальным паркам. Проект «Чудесное путешествие по России» | 2 | Заповедники и национальные парки России, расположенные в различных природных зонах. | Работая в группах, знакомиться по материалам учебника с заповедниками и национальными парками. Выполнять задания в тетради. Готовить сообщения классу. Делать выводы по теме урока. | тестирование. Т№ 10 Тетрадь на печатной основе, учебник, ИКТ, Детская энциклопедия «Планета – земля» | Ус 118- 123 Тс 68 -72 |
|
|
| Путешествие по Реке времени | 23+(2 резерв) (25 ч) |
|
|
|
|
|
|
|
36. | 1. | В путь по Реке времени. | 1 | Героико-эпические песни, предания, сказания, легенды как форма устной памяти о прошлом до изобретения письменности. | Характеризовать народную оценку события по сюжету устного произведения. Различать два значения понятия истории. Определять по дате век события. | Тетрадь на печатной основе, учебник ,ИКТ, энциклопедия необычных явлений | У 2ч с 4-7 Т 2ч с 3 -5 |
|
|
37 | 2. | Путешествуем с археологами. | 1 | Роль археологии в изучении прошлого. Особенности работы археологов. | Описывать внешний вид археологических находок по изображениям в учебнике Рассказывать о роли археологов в мировой и отечественной науке. | Тетрадь на печатной основе, учебник, ИКТ, | У с8 -11 Т с6 -7 |
|
|
38. | 3. | В путь по страницам летописи. | 1 | «Повесть временных лет»- древнерусская летопись. | Экскурсия в краеведческий музей. Показывать на исторической карте места обитания разных племен.
| Тетрадь на печатной основе, учебник, ИКТ, | У с12 -15 Т с8 -9 |
|
|
39. | 4. | Истоки Древней Руси. | 1 | Древние торговые пути, их значение в объединении разных племен в единое государство. | Показывать на карте древние торговые пути, древние русские города Рассказывать о роли Великого Новгорода и Киева в истории Древней Руси. | тестирование. Т№ 33 Тетрадь на печатной основе, учебник, ИКТ, | У с16-19 Т с10-11 |
|
|
40. | 5. | Мудрый выбор. | 1 | Важнейшие деяния княгини Ольги, князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого.
| Составлять схему родственных отношений княгини Ольги. князей Владимира Святого и Ярослава Мудрого. | Тетрадь на печатной основе, учебник, ИКТ, | У с20 -23 Т с12 -13 |
|
|
41. | 6 . | Наследница Киевской Руси. | 1 | Роль князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Юрия Долгорукого. | Составлять схему родственных отношений русских князей. Перечислять и находить на карте названия городов, положившим начало Золотому кольцу. | Тетрадь на печатной основе, учебник, ИКТ, | У с 24 -27 Т с14 -15 |
|
|
42. | 7 . | Москва – преемница Владимира. | 1 | Эпоха княжеских междоусобиц и монголо-татарское нашествие на Древнюю Русь. | Характеризовать роль князя Александра Невского, князя Даниила Московского. Составлять схему родственных отношений. | Тетрадь на печатной основе, учебник ,ИКТ, | У 28-31 Тс16-17 |
|
|
43. | 8 . | Начало Московского царства. | 1 | Эпоха укрепления и расширения Московского княжества во время правления Ивана III. | Работа с репродукцией картины А.М Васнецов «Московский Кремль при Дмитрии Донском». Составлять схему родственных отношение правителей Московской Руси. | Тетрадь на печатной основе ,учебник, ИКТ, | Ус32-35 Т с18-19 |
|
|
44. | 9. | Подвижники Руси и землепроходцы. | 1 | Развитие самых разных направлений деятельностного творчества людей: летописание, книгопечатание. | Презентовать рассказы обосновании сибирских городов (по выбору). | Тетрадь на печатной основе, учебник, ИКТ, | У 36 -39 Т 20-21 |
|
|
45. | 10. | На пути к единству. | 1 | События смутного времени в жизни страны. | Характеризовать лучшие человеческие качества, проявляющиеся в конкретных делах и поступках людей в переломные моменты истории Показывать на карте поволжские города. | Тетрадь на печатной основе, учебник, ИКТ, | У 40-43Т22-23 |
|
|
46. | 11. | Начало российской империи. | 1 | Преобразования в жизни страны во времена первых царей Романовых и в эпоху Петра I. | Работа с репродукцией картины А,Д.Кившенко «Военные игры потешных войск Петра . Характеризовать архитектурный облик Санкт-Петербурга Объяснять название города. | Тетрадь на печатной основе, учебник, ИКТ, | У 44-47 Т24-25 |
|
|
47. | 12. | «Жизнь – Отечеству, честь – никому!» | 1 | Деятельность великих соотечественников в послепетровское время. | Характеризовать преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху. | Тетрадь на печатной основе, учебник, ИКТ, | У с48-51 Т26-27 |
|
|
48. | 13. | Отечественная война 1812 года. | 1 | Отечественная война 1812 года и народная историческая память. | Характеризовать войну с Наполеоном Находить сведения и рассказывать памятниках и памятных местах Москвы и России. | тестирование. Т№ 51,Тетрадь на печатной основе, учебник, ИКТ, | У52-55 Т 28-29 |
|
|
49. 50. | 14. 15. | Великий путь. Проект «Моя семья в истории России» | 2 | Российская империя 19 века. | Характеризовать развитие промышленности и сети железнодорожных дорог в 19 в. Отмечать эти даты на схеме «Река времени». |
| У 56-59 Т 30-31 |
|
|
51. | 16. | Золотой век театра и музыки. | 1 | Развитие театрального и музыкального искусства в 19 в начале 20 в. | Характеризовать развитие театрального музыкального искусства в России, в том числе в своем крае.Отмечать эти даты на схеме «Река времени». | Тетрадь на печатной основе, учебник, ИКТ, | У 60-63 Т32-33 |
|
|
52. | 17. | Расцвет изобразительного искусства и литературы. | 1 | Развитие изобразительного искусства в России в 19 в начале 20 в. | Работа с репродукцией картин из Государственной Третьяковской галереи в Москве, Государственного русского музея в Санкт – Петербурге Обобщать знания о произведениях русских художников и писателей Называть имена и названия любимых произведений отечественных писателей. | Тетрадь на печатной основе, учебник, ИКТ, | У 64 -67 Т 34-35 |
|
|
53. | 18. | В поисках справедливости. | 1 | События в истории России в начале 20в. | Характеризовать переустройство общественной и частной жизни людей, в том числе в своем крае. | Тетрадь на печатной основе, учебник, ИКТ, | У с 68 -71 Т 36 -37 |
|
|
54. | 19. | Век бед и побед. | 1 | СССР в период до начала В.О.В. | Характеризовать особенности развития страны. В том числе в своем крае.
| Тетрадь на печатной основе, учебник, ИКТ, | У с 72 -75 Т 42-43 |
|
|
55. | 20. | «Вставай, страна огромная!» | 1 | СССР в период до начала В.О.В. 1941-1945г. | Характеризовать основные этапы В.О.В, приводить примеры героизма фронтовиков в борьбе с фашизмом. Благотворительная деятельность «Букет добрых дел». | Тетрадь на печатной основе, учебник, ИКТ, | У 76 -81 Т 44-45 |
|
|
56. | 21. | Трудовой фронт России. | 1 | Эвакуация промышленных предприятий на восток страны. Постройка промышленности на военный лад. | Характеризовать подвиги советских людей в тылу во время В.О.В, в том числе своих земляков. | Тетрадь на печатной основе, учебник, ИКТ, | У 82-85 Т 46 -47 |
|
|
57
58. | 22
23. | «Нет в России семьи такой…» Проект «Моя семья в истории России» (продолжение) | 2 | Семейная память – основа исторической памяти народа. | Обсуждать значение семейных воспоминаний как основы общенародной исторической памяти |
| У 86 -91 Т 48 -49 |
|
|
59. | 24. | После Великой войны. | 1 |
Восстановление разрушенного народного хозяйства в первые 5 лет после В.О.В. | Характеризовать созидательную деятельность наших соотечественников первые 5 лет после В.О.В. | тестирование. Т №55 Тетрадь на печатной основе, учебник, ИКТ, | У 92-95 Т 50 -51 |
|
|
60. | 25. | Достижения 1950 -1970-х гг. | 1 | Достижения СССР в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте в 1950-1970г. | Характеризовать созидательную деятельность страны в 50 -70 г.г Рассказывать о земляках – тружениках. | тестирование. Т 56Тетрадь на печатной основе, учебник, ИКТ, | У 96 -99 Т 52-53 |
|
|
| Мы строим будущее России | 5+(3 резерв)(8ч) |
|
|
|
|
|
|
|
61. | 1. | Современная Россия. | 1 | Особенности периода перестройки, образования РФ в1991г. | Характеризовать особенности жизни страны во второй половине 80-90 г.г. | тестирование. Т№ 36 Тетрадь на печатной основе, учебник, ИКТ, | У 102-105 Т 54-55 |
|
|
62. | 2. | «Хороша честь, когда есть, что есть». | 1 | Продовольственная безопасность страны - важнейшая задача современности. | Характеризовать положительный опыт белгородского области в развитии современного сельского хозяйства Приводит примеры. в том числе в своем крае. | Тетрадь на печатной основе, учебник, ИКТ, | У106-109 Т58-59 |
|
|
63. | 3. | Умная сила России. | 1 | Сотрудничество науки и промышленности .развитие городского хозяйства и гражданских инициатив в стране. |
Устанавливать зависимость успехов в промышленном производстве от результатов внедрения научных разработок Благотворительная деятельность «Букет добрых дел». | Тетрадь на печатной основе, учебник, ИКТ, | У 110 -113 Т 60-61 |
|
|
64. | 4. | Светлая душа России. | 1 | Выдающие явления в современной культурной жизни России. | Характеризовать выдающиеся явления в современной культурной жизни России. | Тетрадь на печатной основе, учебник, ИКТ, | У 114-117 Т 62-63 |
|
|
65
66.
67. | 5.
6.
7. | Начни с себя!
Проект «Я строю будущее России»
Презентация проекта«Я строю будущее России»
| 1
2 | Положительный опыт развития творческих способностей и лучших человеческих качеств сверстников, отличившихся в разных видах деятельности. | Аргументировать необходимость личной ответственности каждого за будущее. Отечества на примерах деятельности своих сверстников. Оценивать уровень личных достижений и ставить достойные цели на будущее. |
| У 118-121 Т 64-69 |
|
|
68. | 8. | ОБЖ Правила поведения в чрезвычайных ситуациях. | 1 | Дорога от дома до школы. Номера телефонов экстренной помощи. | Практическая работа « Первая помощь при перегреве». |
|
|
|
|