Рабочая программа по окружающему миру 4 класс (УМК Перспективная начальная школа)
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Данная рабочая программа разработана и составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» для УМК "Перспективная начальная школа".
Структура программы по окружающему миру включает в себя: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, цели обучения, перечень учебников и учебно-методических пособий, требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир» к концу четвертого года обучения, учебно-тематическое планирование, развернутое календарно-тематическое планирование с указанием типа каждого урока и содержание учебного предмета.
Рабочая программа предназначена для учителей начальных классов, заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, методистов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raboaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru.docx | 82.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования
АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1» п. ПУРПЕ
«СОГЛАСОВАНО» «РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДАЮ»
Руководитель МО на заседании МС Директор МБОУ «СОШ № 1» __________________ __________________ _______________________
Протокол №__ от «______» Протокол №__ от «______» «____»_________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
ДЛЯ 4 КЛАССА
(УМК Перспективная начальная школа)
Составитель: учитель начальных классов
первой категории Корягина Т.Н.
2013
ОДОБРЕНА Составлена в соответствии с Государственными требованиями к
Методическим советом школы минимуму содержания и уровню подготовки учащихся на основании
государственного стандарта, типовой учебной программы
Председатель МС Донцова Л.А. Заместитель директора по образовательному процессу МБОУ «СОШ № 1»
п. Пурпе, первой квалификационной категории
Разработала Корягина Т.Н. Учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 1» п. Пурпе,
первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Нормативной базой для составления данной рабочей программы являются:
- Закон РФ «Об образовании»;
- Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- Закон об образовании ЯНАО;
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2012/2013 учебный год;
- Авторская программа по окружающему миру О.Н.Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой (Программы по учебным предметам.: 1-4 кл.: в 2 ч./Сост. Р.Г.Чуракова – М.: Академкниа/Учебник, 2011. – Ч.1: 240 с. (Проект «Перспективная начальная школа»);
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе авторской программы по окружающему миру О.Н.Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой (Программы по учебным предметам. : 1-4 кл.: в 2 ч./Сост. Р.Г.Чуракова – М.: Академкнига/Учебник, 2011. – Ч.1: 240 с. (Проект «Перспективная начальная школа»). На изучение окружающего мира в 4 классе отводится 70 ч (2 ч в неделю, из них 2 часа - резерв).
Количество часов в год – 70.
Количество часов в неделю – 2.
Количество часов в 1-й четверти – 18.
Количество часов во 2-й четверти – 14.
Количество часов в 3-й четверти – 20.
Количество часов в 4-й четверти – 18
Общая характеристика учебного предмета
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс объединены такие общеобразовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Значимость этого интегрированного курса заключается в формировании у школьника целостной картины окружающей среды (природной и социальной) и представления о его месте в этой среде как личности.
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.
Цели обучения
Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Несистематизированные отрывочные знания можно использовать лишь для той цели, для которой они предназначены. В современном быстро меняющемся мире перед человеком встаёт множество неожиданных, новых задач, к которым невозможно подготовиться заранее. В неожиданной ситуации может быть полезна целостная система знаний, а ещё в большей степени – сформированное умение постоянно систематизировать приобретаемую информацию и обнаруживать новые связи и отношения. Наука – это образцовый пример системы знаний, построенный на рациональной основе.
Знакомство с началами наук даёт ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми. Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий картину природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Программа четвертого класса предусматривает также начальное знакомство школьников: устройством организма человека и с условиями обеспечения его физического здоровья. Большая роль в 4 классе отводится историческому материалу - истории Отечества. Программа учитывает, что в сельских начальных школах имеется возможность более широкого ознакомления детей с миром природы, с сельскохозяйственным производством, организацией сельскохозяйственного труда.
УМК
Для реализации программы используют учебники и учебно-методические пособия:
для ученика:
- Федотова, О. Н. Окружающий мир: 4 класс: учебник : в 2 ч. / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царева. – М. : Академкнига/Учебник, 2012.
- Федотова, О. Н. Окружающий мир:4 класс: тетрадь для самостоятельной работы № 1, 2 / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Царева. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.
для учителя:
- Федотова, О. Н. Наш мир:4 класс: методическое пособие для учителя / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов, Л. А. Краснова. – М. : Академкнига/Учебник, 2011. – 112 с.
- Федотова, О. Н. Окружающий мир: 4 класс: хрестоматия / О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов. – М. : Академкнига/Учебник, 2011.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир»
к концу четвертого года обучения
Учащиеся должны знать/понимать:
• Солнце – небесное тело, источник тепла и света (общие представления о влиянии на земную жизнь);
• климат как характерная погода данной местности в разные сезоны года;
• строение тела человека, название важнейших органов организма человека;
• основы личной гигиены;
• влияние образа жизни и окружающей среды на здоровье;
• способы сохранения и укрепления здоровья;
• даты важнейших событий в истории в соответствии с программой;
уметь:
• соблюдать правила безопасности при проведении опытов и во время уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
• устно описывать объекты природы;
• вести наблюдения в природе и устно и письменно формулировать выводы;
• в пределах программы объяснять взаимосвязи в природе, природы и человека;
•пропагандировать знания о природе, об отношении к ней человека; лично вместе со взрослыми участвовать в практической работе по охране природы;
• устанавливать зависимость между поведением людей в природе и последствиями этого; оценивать воздействие человека на природу;
• соблюдать правила охраны и укрепления здоровья;
• описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни:
• для обогащения постоянного жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения, поиска информации в словарях, справочниках, Интернете;
• выполнения правил поведения в природе;
• рассказа о родном крае, родной стране, столице.
Основные виды учебной деятельности учащихся
в процессе освоения курса «Окружающий мир»
В процессе освоения содержания Окружающего мира учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, в частности, наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами.
Результаты изучения курса «Окружающий мир»
представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности, – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Формы и методы контроля
Тестовые работы, проверочные работы, рефераты
Учебно – тематический план
№ | Разделы, темы | Количество часов |
1 | История отечества | 7 |
2 | Земля – планета Солнечной системы | 4 |
3 | Путешествие по природным зонам России | 13 |
4 | Родной край – часть великой России | 11 |
5 | Человеческий организм | 11 |
6 | Изучаем органы чувств | 8 |
7 | Путешествие по странам мира | 6 |
8 | Москва как летопись истории России | 5 |
9 | Мы – граждане России | 5 |
Итого | 70 |
Тематическое планирование
№ п/п | Тема урока (этап проектной или исследовательской деятельности) | Кол- во час-ов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля | Элементы Дополнительного (необязательного) содержания) | Домаш нее задание | Дата проведе- ния | |
план | факт | |||||||||
История отечества (7 часов) | ||||||||||
1 | Древние | 1 | Комбини рованный | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Знать: названия древних городов; основателя Москвы; сколько веков отделяет время возведения первых стен Московского Кремля от нашего века. Уметь: работать с толковым словарем; работать с картой «Восточные славяне»; анализировать рисунки предметов труда и быта древних славян и определять их назначение; рассказывать о занятиях древних славян, от кого защищались, как обожествляли природу | Фронта-льный опрос. Работа с раздаточным материалом | Древние летописи, былины, поверья. Идолы | С. 7–17. Ответы на вопро-сы | ||
2 | Древняя Русь | 1 | Комбини рованный | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Знать, когда и где произошло объединение Новгородского и Киевского княжеств. Уметь: работать с картой «Путь | Задания по группам | Христианство. Варяги. Греческие города. Византия. Дань | С. 18–24. Ответы на вопро-сы | ||
3 | Крещение Руси | 1 | Комбини рованный | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Знать, во что верили древние славяне; почему славянская письменность названа кириллицей. Уметь: называть имена богов и духов древних славян; объяснять важность крещения Руси в истории нашей страны; называть годы правления Владимира Мономаха; объяснять, почему князя Ярослава Владимировича прозвали Ярославом Мудрым | Работа по группам | Кириллица | С. 25–29. Ответы на вопро-сы | ||
4 | Борьба Руси | 1 | Комбини рованный | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Знать военные победы Александра Невского. Уметь: работать по карте «Невская битва»; описывать ледовое побоище | Фронта-льный опрос | Борьба Руси с западными завоевателями | С. 30–33. Ответы на вопро-сы | ||
5 | Возникновение Москвы. Первые московские князья | 1 | Комбини рованный | Москва – столица России. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Знать, когда была основана Москва; Уметь: называть московских князей | Индиви-дуаль-ный опрос | Возникновение Москвы. Первые московские князья | С. 34–38. Ответы на вопро-сы | ||
6 | Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости | 1 | Комбини рованный | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Иметь представление о мировых религиях. Уметь отвечать на вопросы по тексту; работать со справочной литературой | Фронта-льный опрос | Христианский храм. Мечеть. Буддийский храм. Синагога. Мировые религии | С. 39–48. Ответы на вопро-сы | ||
7 | Обобщение по теме «Древние славяне» | 1 | Комбини рованный | История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Знать историю Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Индиви дуаль ный опрос. Дидактическая игра | ||||
Земля – планета Солнечной системы (4 часа) | ||||||||||
8 | Солнечная | 1 | Комбини рованный | Земля – планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода | Знать: названия планет Солнечной системы; что Земля один оборот вокруг Солнца делает за один год. Уметь: называть космические тела; рассказывать о возникновении Солнечной системы; выполнять модель Солнечной системы; объяснять появление в календаре високосного года | Фронта-льный опрос | Вселенная. Високосный год. Плазма. Астероиды. Кометы. Метеорные тела. Образование Солнечной системы | С. 49–53. Сооб-щение о плане-тах Солнечной систе-мы | ||
9 | Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца | 1 | Комбини рованный | Земля – планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. | Знать причины смены дня и ночи, смены времен года на Земле. Уметь: проводить простейшие опыты, делать выводы; объяснять смену времен года, смену дня и ночи | Работа по группам | Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь) | С. 54–58. Ответы на вопро-сы | ||
10 | Природные | 1 | Комбини рованный | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Знать: понятие «природные зоны»; причины смены с севера на юг нескольких природных зон. Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; объяснять условные обозначение на карте; называть природные зоны | Самостоятельная | Природные зоны | С. 59–63. Ответы на вопро-сы | ||
11 | Обобщение по теме «Земля – планета Солнечной системы». | 1 | Обобще-ние знаний | Земля – планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Уметь: изображать Солнце и орбиту вращения Земли; рисовать Землю и ее ось вращения; определять время года в Северном полушарии по рисунку; по высоте Солнца над горизонтом определять время года; работать с картой «Природные зоны России»; называть природную зону, в которой мы живем | Тест. Индиви-дуаль-ный опрос | С. 64. | |||
Путешествие по природным зонам России (13 часов) | ||||||||||
12 | Ледяная зона. Особенности неживой природы ледяной зоны. | 1 | Комбинированный | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне арктических пустынь. Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; сравнивать природные условия своей местности с природными условиями Арктики; называть характерные растения и животных для арктической зоны; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; объяснять, почему люди с давних пор осваивают Арктику; называть заповедники Арктики; рассказывать | Работа по группам | Полярная ночь. Полярное сияние. Полярный день. Птичьи базары | С. 65–73. Доклад об Аркти-ке по плану в учеб-нике | ||
13 | Растения ледяной зоны. Животные ледяной зоны. Арктика и человек | 1 | Комбинированный | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне арктических пустынь. Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; сравнивать природные условия своей местности с природными условиями Арктики; называть характерные растения и животных для арктической зоны; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; объяснять, почему люди с давних пор осваивают Арктику; называть заповедники Арктики; рассказывать | Фронта-льный опрос | С. 65–73. Доклад | |||
14 | Тундра. Тундра и человек | 1 | Комбинированный | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее условие жизни человека | Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в тундре. Уметь: находить зону тундры на карте «Природные зоны России»; объяснять, почему в тундре много болот; приводить примеры животных тундры, которые отличаются способом питания; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; рассказывать, как растения и животные приспособились к суровым условиям тундры; сравнивать природу Арктики и тундры; показывать на карте Мурманск и другие города, расположенные в зоне тундры | Беседа по вопро-сам | С. 74–83. Доклад | |||
15 | Тундра. Тундра и человек | 1 | Комбинированный | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее | Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в тундре. Уметь: находить зону тундры на карте «Природные зоны России»; объяснять, почему в тундре много болот; приводить примеры животных тундры, которые отличаются способом питания; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; рассказывать, как растения и животные приспособились к суровым условиям тундры; сравнивать природу Арктики и тундры; показывать на карте Мурманск и другие города, расположенные в зоне тундры | Фронта-льный опрос | Доклад | |||
16 | Зона лесов. | 1 | Комбинированный | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее | Знать о роли леса в природе и жизни людей. Иметь представление: об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне лесов; как меняется характер лесов с севера на юг. Уметь: находить зону лесов на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса; называть животных зоны лесов; составлять цепи питания между обитателями зоны лесов; рассказывать о заповедниках, расположенных в лесной зоне России | Работа по группам | С. 84–94. Доклад | |||
17 | Растения зоны лесов. Животные зоны лесов. | 1 | Комбинированный | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее | Знать о роли леса в природе и жизни людей. Иметь представление: об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне лесов; как меняется характер лесов с севера на юг. Уметь: находить зону лесов на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса; называть животных зоны лесов; составлять цепи питания между обитателями зоны лесов; рассказывать о заповедниках, расположенных в лесной зоне России | Фронта-льный опрос | Используя Интернет, выяснить, чем знаменит Приокско-террасный заповедник | Доклад | ||
18 | Роль леса в природе и жизни людей | 1 | Комбинированный | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее | Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в степи. Уметь: находить зону степей на карте «Природные зоны России»; сравнивать зону степей и зону лесов; объяснять название промежуточной зоны «лесостепь»; называть редких животных степей, занесенных в Красную книгу; со-ставлять цепи питания между обитателями степей; находить в Интернете материал о растениях и животных степей; рассказывать о заповедниках и охранной деятельности человека в зоне степей | Беседа по вопро-сам | С. 95–103. Доклад | |||
19 | Зона степей. Степь и человек | 1 | Комбинированный | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее | Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в степи. Уметь: находить зону степей на карте «Природные зоны России»; сравнивать зону степей и зону лесов; объяснять название промежуточной зоны «лесостепь»; называть редких животных степей, занесенных в Красную книгу; со-ставлять цепи питания между обитателями степей; находить в Интернете материал о растениях и животных степей; рассказывать о заповедниках и охранной деятельности человека в зоне степей | Работа | Доклад | |||
20 | Зона пустынь. | 1 | Комбинированный | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее | Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в пустыне. Уметь: находить зону пустынь на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть растения и животных зоны пустынь; составлять цепи питания между обитателями зоны пустынь | Фронта-льный опрос | С. 104–111. Доклад о зоне пусты-нь по плану | |||
21 | Жизнь человека в пустыне | 1 | Комбинированный | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее | Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в пустыне. Уметь: находить зону пустынь на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть растения и животных зоны пустынь; составлять цепи питания между обитателями зоны пустынь | Беседа по вопро-сам | Доклад | |||
22 | Субтропическая зона. Природные условия субтропиков | 1 | Комбинированный | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее | Знать правила поведения во время отдыха на Черноморском побережье. Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа. Уметь: находить зону субтропиков на карте «Природные зоны России»; называть особенности неживой природы Черноморского побережья; называть растения Черноморского побережья; делить животных субтропической зоны по месту обитания (на суше, в море); составлять цепи питания между обитателями субтропической зоны; рассказывать об охранной деятельности человека на Черноморском побережье | Работа по группам. | С. 112–121. Доклад о субтропической зоне по плану. | |||
23 | Растения и животный мир Черномор-ского побережья Кавказа. Отдых на Черноморском побережье | 1 | Комбинированный | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее | Знать правила поведения во время отдыха на Черноморском побережье. Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа. Уметь: находить зону субтропиков на карте «Природные зоны России»; называть особенности неживой природы Черноморского побережья; называть растения Черноморского побережья; делить животных субтропической зоны по месту обитания (на суше, в море); составлять цепи питания между обитателями субтропической зоны; рассказывать об охранной деятельности человека на Черноморском побережье | Фронта-льный опрос | Доклад о растительном или живот-ном мире субтропичес-кой зоны Черноморско-го побережья Кавка-за | |||
24 | Обобщение по теме «Путешествие по природным зонам России» | 1 | Обобще-ние знаний | Понимание связи неживой и живой природы в каждой отдельной природной зоне. Природа как важнейшее | Уметь сравнивать строение корневой системы растений разных природных зон; по цепи питания устанавливать название природной зоны; определять, в каких ярусах леса живут данные растения; сравнивать особенности приспособлений к условиям жизни животных в зоне Арктики и в зоне пустынь | Беседа по вопро-сам | С. 122. Ответы на вопро-сы | |||
Родной край – часть великой России | ||||||||||
25 | Твой родной край | 1 | Комбинированный | Родной город | Знать название родного края. Уметь: работать с толковым словарем; анализировать политико-адми-нистративную карту России; объяснять условные обозначения; рассказывать, в каком направлении от Москвы находится родной город (поселок); показывать границы родного края | Работа по группам | Особенности труда людей родного края, профессии | С. 123–125. | ||
26 | Московское время | 1 | Комбинированный | (Россия на карте. Простейшие измерения времени | Иметь представление о часовых поясах. Уметь: определять, в каких часовых поясах находятся данные города; работать с картой «Часовые пояса России» | Фронтальный опрос | С. 126–128. | |||
27 | Карта твоего края | 1 | Комбинированный | Элементарные приемы чтения плана, карты. Родной город (село), регион | Уметь: работать с физической картой России и с картой родного города (поселка); определять положение родного края на карте России | Беседа по вопросам | С. 128. Ответы на вопросы | |||
28 | Поверхность и водоемы твоего края | 1 | Комбинированный | Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте). Водоемы, их использование человеком. Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные | Знать: понятия «холмистая» и «плоская» равнина; понятия «искусственные» и «естественные» водоемы; части реки (исток, устье, приток). Уметь: работать с физической картой России; сравнивать на карте изображение участка холмистой равнины и изображение участка низменности; составлять список водоемов родного края; показывать на карте части реки | Фронта льный опрос | С. 129–131. о водое мах родно го края | |||
29 | А что можешь сделать ты? | 1 | Комбинированный | Влияние человека на природу. Охрана природных | Знать правила поведения, которые необходимо соблюдать во время прогулок в лес, на луг, к водоему. Уметь: соблюдать правила поведения в природе; составлять план мероприятий по охране поверхности земли родного края | Беседа по вопросам | Красная книга родного края | С. 132. Ответы на вопросы | ||
30 | Полезные ископаемые | 1 | Комбинированный | Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности | Знать понятия «месторождения», «бассейн», «полезные ископаемые». Уметь: работать с картой «Полезные ископаемые»; определять положение родного края на карте; указывать, какие полезные ископаемые добывают | Фронта льный опрос | Полезные ископаемые, распространенные в родном крае | С. 133–135. | ||
31 | Растения | 1 | Комбинированный | Разнообразие растений. Родной город | Знать отрасли растениеводства. Уметь: определять положение родного края на карте «Природные зоны России»; называть растения и животных родного края; проводить наблюдения за неживой природой родного края; называть отрасли растениеводства родного края; проводить «учет» и описание растений и животных, которые обитают на школьном дворе | Устный опрос. Практическая работа | С. 136–137. Сообщение о редких растениях родно го края | |||
32 | Отрасли животноводства твоего края и домашние животные | 1 | Комбинированный | Разнообразие животного мира. Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности | Знать отрасли животноводства. Уметь: называть домашних животных родного края; называть отрасли животноводства родного края | Фронта льный опрос | Особенности труда людей родного края, профессии | С. 138–139. Сообщение о редких живот ных родно го края | ||
33 | Народные промыслы твоего края | 1 | Комбинированный | Разнообразие животного мира. Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности | Уметь: работать с картой «Народные промыслы»; называть народные промыслы; описывать народные промыслы родного края | Тест | Особенности труда людей родного края, профессии | С. 140–143. Сообщение о народ ныхпромыслах родно го края | ||
34 | Заповедные места твоего края | 1 | Комбинированный | Охрана природных богатств. Родной город (село), регион | Знать понятие «заповедник». Уметь: работать с картой «Охраняемые территории»; пользоваться толковым словарем; описывать заповедные и охраняемые места родного края | Индивидуальный опрос | С. 144–147. | |||
35 | Обобщение | 1 | Обобщение знаний | Россия на карте. Родной город (село), регион (область, республика, край): название, основные достопримечательности | Знать историю, достопримечательности родного края. Уметь: составлять цепи питания между обитателями родного края; описывать водоем родного края по плану; называть растения и животных родного края; рассказывать о родной школе | Дидактическая игра | Важные сведения из истории родного края | С. 148. Ответы на вопросы | ||
Человеческий организм (11 часов) | ||||||||||
36 | Письмо руководителей клуба школьникам. Как устроен организм | 1 | Комбинированный | Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать понятия «орган», «система органов». Иметьпредставление о строении и значении костной системы, мышечной системы, системы пищеварения, дыхания, кровообращения, мочевой, нервной систем. Уметь: называть основные части тела человека; рассказывать о значении каждой части тела человека | Работа по группам | С. 7–11. Ответы на вопросы | |||
37 | Путешествие | 1 | Комбинированный | Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать понятие «ткань». Уметь: сравнивать внешний вид ткани разных органов (нервная ткань, ткань носовой полости, жировая ткань, мышечная ткань) под микроскопом | Фронта льный опрос | Мир клеток | С. 12–13. Ответы на вопросы | ||
38 | Самый большой орган чувств | 1 | Комбинированный | Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать: термин «кожа»; строение кожи (эпидермис, меланин, дерма, подкожный слой). Уметь: проводить простейшие опыты; рассказывать о значении кожи для организма человека; показывать на схеме структурные части кожного покрова | Беседа по вопро сам | Самый большой орган чувств | С. 14–16. Ответы на вопросы | ||
39 | Как человек двигается | 1 | Комбинированный | Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать термины «кости», «мышцы», «скелетные мышцы», «суставы». Иметь представление: о значении мышце-сгибателе и мышце-разгибате-ле; о строении костей; что кости «делают» кровь. Уметь: называть части скелета (череп, позвоночник); рассказывать о назначении костей скелета человека | Фронта льный опрос | Части скелета | С. 17–20. Ответы на вопросы | ||
40 | Пищеварительная система | 1 | Комбинированный | Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать понятия «пищеварение», «пищеварительная система». Уметь: выполнять правила питания; рассказывать о процессе пищеварения; называть необходимые для роста организма питательные вещества | Фронта льный опрос | Пищеварительная система | С. 21–24. Ответы на вопросы | ||
41 | Система кровообращения | 1 | Комбинированный | Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать, что в теле человека находятся полости, занимаемые органами. Уметь: называть органы кровеносной системы; рассказывать о работе сердца; рассказывать о циркуляции крови по организму; называть состав крови | Беседа по вопро сам | Система кровообращения | С. 25–28. Ответы на вопросы | ||
42 | Познакомимся с дыхательной системой | 1 | Комбинированный | Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать, какие внутренние органы защи-щены грудной клеткой; понятия «диафрагма», «трахеи», «бронхи», «бронхиолы», «альвеолы», «капилляры». Уметь: проводить простейшие опыты; называть органы системы дыхания; рассказывать о путешествии воздуха в организме человека; сравнивать вдыхаемый и выдыхаемый воздух | Фронта льный опрос | Дыхательная система | С. 29–31. Сообщение на тему «Как у человека происходит вдох и выдох» | ||
43 | Все о вдохе и выдохе. Береги свои легкие | 1 | Комбинированный | Общее представление о строении и основных функциях организма | Знать, что курение вредно для каждой части организма человека. Иметь представление о том, что легкие необходимы не только для дыхания, но и для того, чтобы говорить. Уметь: рассказывать о работе голосовых связок; выполнять режим дня; отказываться от вредных привычек | Работа по группам | С. 32–35. Сообщение на тему «Сохрани свои легкие здоровыми!» | |||
44 | Как почки удаляют из организма вредные вещества | 1 | Комбинированный | Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать строение мочевой системы. Иметь представление о роли почек. Уметь называть органы мочевой системы (мочевой пузырь, почки, мочеточники, мочеиспускательный канал, почечная артерия, почечная вена) | Фронта льный опрос | Как почки удаляют из организма вредные вещества | С. 36–37. Ответы на вопросы | ||
45 | Нервная система человека | 1 | Комбинированный | Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать: строение нервной системы; какие сведения об окружающем мире мы получаем с помощью органов чувств. Иметь представление о защитных рефлексах организма. Уметь: называть все органы чувств; рассказывать о строении нервной системы (головной мозг, спинной мозг, нервы) | Беседа по вопро сам | Нервная система человека | С. 38–40. Ответы на вопросы | ||
46 | Обобщение по теме «Человеческий организм». Готовимся | 1 | Обобщение знаний | Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Уметь: называть системы опорно-двигательного аппарата; называть органы пищеварения, кровообращения и дыхания; называть роль нервной системы; называть известные клетки крови | Фронта льный опрос | С. 41–42. Ответы на вопросы | |||
Изучаем органы чувств (8 часов) | ||||||||||
47 | Четвертое заседание клуба «Как мы воспринимаем окружающий мир». Спроси у носа, что такое запах | 1 | Комбинированный | Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать: органы чувств; правила ухода за органом обоняния. Иметь представление: об органе равновесия; о строении носа. Уметь: готовить сообщение об органах чувств по плану; рассказывать | Тест | Обоняние | С. 43–45, с. 46–48. Ответы на вопросы | ||
48 | Высуни язык | 1 | Комбинированный | Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Иметь представление о строении языка. Уметь: рассказывать о значении языка; проводить простейшие опыты и наблюдения | Устный опрос | Орган | С. 49–52. Ответы на вопросы | ||
49 | «Взгляд» | 1 | Комбинированный | Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать правила ухода за глазами. Иметь представление о строении глаза. Уметь: рассказывать о значении глаза; проводить простейшие опыты и наблюдения | Работа по группам | Зрение | С. 53–56. Ответы на вопросы | ||
50 | Ухо не только орган слуха | 1 | Комбинированный | Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать правила ухода за органом слуха. Иметь представление о строении уха. Уметь: рассказывать о значении органа слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения | Фронта льный опрос | Орган | С. 57–59. Ответы на вопросы | ||
51 | Ухо – орган равновесия | 1 | Комбинированный | Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать правила ухода за органом слуха. Уметь: выполнять правила ухода за органом слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения | Беседа по вопро сам | Ухо – орган равновесия | С. 60–61. Ответы на вопросы | ||
52 | Распознавание предметов путем соприкосновения с ними | 1 | Комбинированный | Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать правила ухода за органом осязания. Иметь представление о строении кожи. Уметь: рассказывать о значении органа осязания; проводить простейшие опыты и наблюдения | Фронта льный опрос | Осязание | С. 62–63. Ответы на вопросы | ||
53 | Советы врача | 1 | Комбинированный | Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Знать, как помочь человеку до приезда врача. Уметь выполнять советы врача | Беседа по вопро сам | Охрана здоровья человека | |||
54 | Обобщение по теме «Изучаем органы чувств». Готовимся | 1 | Обобщение знаний | Органы чувств. Общее представление о строении и основных функциях организма человека | Уметь: называть органы слуха, обоняния, осязания, вкуса, равновесия, зрения; называть части глаза, строение органов чувств | Тест | С. 67–68. Ответы на вопросы | |||
Путешествие по странам мира (6 часов) | ||||||||||
55 | Границы | 1 | Комбинированный | Россия – наша Родина. Государственная символика России. Россия на карте. Москва – столица России. Города России (2–3): название, достопримечательности, расположение на карте. Элементарные приемы чтения карты | Знать: границы России; с какими государствами граничит Россия; понятие «государства». Уметь: работать с физической картой России; называть соседние государства и их столицы; рассказывать о соседних с Россией государствах; называть основные достопримечательности, исторические памятники соседних с Россией государств | Работа по группам | С. 69–73. Ответы на вопросы | |||
56 | Границы | 1 | Комбинированный | Россия – наша Родина. Государственная символика России. Россия на карте. Москва – столица России. Элементарные приемы чтения карты | Знать: границы России; с какими государствами граничит Россия; понятие «государства». Уметь: работать с физической картой России; называть соседние государства и их столицы; рассказывать о соседних с Россией государствах; называть основные достопримечательности, исторические памятники соседних с Россией государств | Фронта льный опрос | Морские границы России | С. 74–79. Ответы на вопросы | ||
57 | Соединенные штаты Америки (США) | 1 | Комбинированный | Элементарные приемы чтения карты | Иметь представление о терроризме. Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники США; называть столицу и главные города США | Беседа по вопро сам | Терроризм | С. 80–83. Ответы на вопросы | ||
58 | Великобритания | 1 | Комбинированный | Элементарные приемы чтения карты | Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники Великобритании; называть столицу и главные города Великобритании | Фронта льный опрос | С. 84–86. Ответы на вопросы | |||
59 | Франция | 1 | Комбинированный | Элементарные приемы чтения карты | Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники Франции; называть столицу и главные города Франции | Беседа по вопросам | С. 87–90. Ответы на вопросы | |||
60 | Обобщение по теме «Путешествие по странам мира». Готовимся | 1 | Россия – наша Родина. Государственная символика России. Россия на карте. Москва – столица России. Города России (2–3): название, достопримечательности, расположение на карте. Элементарные приемы чтения карты | Знать сухопутные границы России Уметь: называть с помощью карты столицы соседних с Россией государств; называть страну, которая имеет самую протяженную сухопутную границу с Россией, и страну, имеющую | Фронта льный опрос. Тест | Страны и народы мира | С. 91–92. Сообщение о путешественниках и исследователяхсеверных берегов Азии в XVII веке | |||
Москва как летопись истории России (5 часов) | ||||||||||
61 | День народного единства | 1 | Комбинированный | Россия – наша Родина. Государственные праздники | Знать: государственные праздники России; историю создания памятника на Красной площади «Гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарной России». Уметь: рассказывать об истории Москвы, возведении Кремля, о Красной площади, Спасской башне, Кремлевских курантах, о московских князьях и их победах над иноземными захватчиками; рассказывать о подвиге Минина и Пожарского | Фронта льный опрос | С. 93–95. Ответы на вопросы | |||
62 | Москва: память о войне 1812 года | 1 | Комбинированный | Москва – столица России | Знать: государственные праздники России; историю создания памятника «Триумфальная арка». Иметь представление о значении войны 1812 года. Уметь: рассказывать об Отечественной войне 1812 года; называть памятники, посвященные Отечественной войне 1812 года | Устный опрос | Москва: память о войне 1812 г. | С. 96–99. Ответы на вопросы | ||
63 | Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941–1945 годов | 1 | Комбинированный | Москва – столица России | Знать, когда началась и закончилась Великая Отечественная война. Уметь: рассказывать о героях Великой Отечественной войны | Устный опрос | Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941–1945 годов | С. 100–103 | ||
64 | Памятники Москвы покорителям космоса | 1 | Комбинированный | Москва – столица России | Знать: государственные праздники России; имя первого космонавта. Уметь: рассказывать об истории освоения космоса; называть памятники, посвященные космонавтам; рассказывать о достижениях России в освоении космоса | Самостоятельная | Памятники Москвы покорителям | С. 104–107. | ||
65 | Обобщение по теме «Москва как летопись истории России». Готовимся | 1 | Обобщение знаний | Москва – столица России | Знать, когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война. Уметь: рассказывать об истории со-здания памятника на Красной площади Минину и Пожарскому; называть памятник по его описанию; объяснять, кого можно назвать народным полководцем; рассказывать о Бородинской битве, используя иллюстрации учебника и стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»; называть имя маршала, которому в октябре 1941 года была поручена оборона Москвы; рассказывать о героях Великой Отечественной войны | Работа | Народный полководец | С. 108. Ответы на вопросы | ||
Мы – граждане России (5 часов) | ||||||||||
66 | Имя нашей страны – Россия или Российская Федерация | 1 | Комбинированный | Россия – наша Родина. Государственная символика России. Россия на карте | Знать: все названия нашего государства (Русь, Древнерусское государство, Россия); исторические столицы России; государственные символы России. Уметь: читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государственный флаг Российской Федерации | Фронта льный опрос | С. 109–111. | |||
67 | Основной закон страны – Конституция России. Президент России | 1 | Комбинированный | Человек – член общества | Знать, что Россия объединяет 89 равноправных членов – субъектов Российской Федерации; что главой нашего государства является Президент РФ; главные задачи парламента; понятия «федерация», «республика». Уметь: подписывать адрес на конверте; называть основной закон страны – Конституцию России; называть права | Тест | Конституция – Основной закон Российской федерации. Права ребенка. Важнейшие события, происходящие | С. 112–116. Ответы на вопросы | ||
68 | Обобщение по теме «Мы – граждане России» или экскурсия в краеведческий музей | 1 | Обобщение знаний или экскурсия | Россия – наша Родина. Государственная символика России. Россия на карте. Человек – член общества Россия – наша Родина. Города России: название, достопримечательности, расположение на карте | Знать: исторические столицы России; государственные символы России; кто является главой нашего государства. Уметь: читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государственный флаг Российской Федерации. Знать историческое значение и основные достопримечательности родного города (поселка), родного края. Уметь: показывать на карте; рассказывать об основных достопримечательностях родного города (поселка) | Фронта льный опрос | Важные сведения из истории родного края | |||
6970 | Резерв | 2 | Обобщение знаний | Уметь:работать с картой |
Содержание учебного предмета
(70 часов)
Земля – планета Солнечной системы (3 ч)
Вращение Земли вокруг своей оси и движение Земли вокруг Солнца. Смена дня и ночи. Неравномерность распределения тепла и света на Земле. Смена сезонов на нашей планете. Общие представления о природных зонах России. Карта природных зон России.
Практические работы: глобус – модель Земли; материки и океаны на глобусе и карте.
Родная страна – Россия (21 ч)
Зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропическая зона. Положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей в каждой природной зоне. Охрана природных зон. Красная книга и ее значение.
Родной край – часть великой России: положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей. Охрана природы. Красная книга и ее значение.
Народы, населяющие Россию: культура, национальные обычаи, особенности быта и искусства (межпредметные связи с курсом литературного чтения). Уважительное отношение к своему народу и другим народам.
Практикум
Наблюдения за погодой, растениями, животными, деятельностью человека в данной природной зоне. Наблюдение за результатом воздействия человека на природу и его элементарная оценка (положительное и отрицательное воздействие людей на природу).
Практические работы: работа с гербариями – классификация растений, описание их внешнего вида, условий произрастания. Упражнения в группировке растений по общему признаку на основе предъявленных иллюстраций. Участие в элементарной (зимняя подкормка животных, озеленение школьного двора, выступление перед учащимися 1-3 классов, родителями и др.). Выступления с докладами о растениях и животных природной зоны родного края перед учащимися 2-3 классов.
Страны и народы мира (2 ч)
Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Название стран. Расположение США, Великобритании, Франции, расположение на карте, их столицы, главные достопримечательности.
Практические работы: работа с картой мира.
Человек и природа (22 ч)
Человек – часть природы: зависимость жизни человека от природы и ее состоянии человека. Общее представление о строении тела человека. Системы органов: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная система. Их роль в жизнедеятельности человека.
Личная гигиена и укрепление здоровья. Значение физической культуры и физического труда для укрепления мышц.
Режим труда и отдыха – основа сохранения и восстановления нервной системы. Вредные привычки и их влияние на развитие детского организма и продолжительность жизни человека. Телефоны экстренной помощи.
Зависимость жизни человека от природы и ее состояния. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (наблюдение в окружающей местности). Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых.
Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого поведения (на конкретных примерах). Охрана растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.
Экскурсии: в ближайшее природное окружение с целью наблюдения и оценки положительного и отрицательного влияния человека на природу; в охраняемые природные территории (при наличии условий).
Практикум
Наблюдения за изменением своего веса, роста, пульса в спокойном состоянии и после физической нагрузки.
Практические работы:
Составление режима дня ученика 4-го класса. Оказание первой помощи при легких травмах: простейшая обработка ран, наложение повязок (работа проводится под руководством медицинского работника). Посильное участие школьников в общественно полезной деятельности (распределение обязанностей в классном коллективе, трудовых обязанностей в семье).
Общество
Человек – член общества. Права и обязанности ребенка.
Труд и общество как способы взаимодействия людей в обществе.
Трудовая деятельность как особенность жизни человека, необходимое условие благополучия семьи и развития семьи и развития общества. Хозяйство, бюджет, деньги (на примере семьи)
История Отечества (22 ч)
Источники изучения истории: летописи, берестяные грамоты, договоры, былины, археологические находки быта и хозяйственной деятельности, другие источники. Древние славяне (территория расселения, жилища, охота, земледелие, верования древних славян). Времена Древней Руси (хозяйственная деятельность древних славян, возникновение древнерусских городов, первые русские князья, былинные герои Древней Руси). Крещение Руси. Вера в Бога и сохранение традиционной обрядовости у разных народов, населяющих Россию. Ярослав Мудрый. Борьба Руси с западными завоевателями. Александр Невский. Первые московские князья.
Строительство Санкт – Петербурга. Преобразования Петра I: рождение русского флота, изменения в быту, культурные преобразования (межпредметные связи с курсом литературного чтения): Отечественная война 1812 года; Великая Отечественная война; освоение космического пространства. Россия сегодня. Москва – столица России. Важнейшие события, происходящие в современной России.
Практические работы: с картами, помещенными в учебнике. Выступления с докладами перед учащимися 2-3 классов по истории отечества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению 1 класс - УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО. Апробируется в 2011-2012 учебном году....
Рабочая программа по математике.1 класс.УМК Перспективная начальная школа.
Рабочая программа по математике для первого класса по УМК Перспективная начальная школа содержит УУД....
Пояснительная записка к рабочей программе «Изобразительное искусство» 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от ...
Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Перспективная начальная школа"...
Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Перспективная начальная школа"...
Рабочая программа по математике. 1 класс. УМК "Перспективная начальная школа".
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике. 1 класс. Перспективная начальная школа....
Рабочая программа по окружающему миру по УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру по УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс...