Рабочая программа по чтению 1 класс - УМК "Перспективная начальная школа"
рабочая программа (чтение, 1 класс) по теме

Голыгина Лия Ивановна

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО. Апробируется в 2011-2012 учебном году.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit.chtenie.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Верхнеентальская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрена 

на заседании педсовета

Протокол №1  от «31» 08. 2011г. 

 

Председатель педсовета ________/Т.М.Голыгина/

                                                                               

Утверждена

Приказ по школе № 84

от «31» 08. 2011г.

Директор ______/Т.М.Голыгина/

Согласована

«31»08. 2011 г.

Заместитель директора_______/Л.Л.Сутугина/

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

УМК «Перспективная начальная школа»

2011 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению составлена   в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373, примерными программами начального общего образования (М.: Просвещение, 2010), авторской программой  «Литературное чтение» Н.А.Чураковой, О.В.Малаховской (М.: Академкнига/Учебник, 2011).

Общая характеристика учебного предмета

 Предмет «Литературное чтение» начинается в первом классе после курса обучения грамоте и чтению. Литературное чтение является одним из базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, эта предметная область способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность обучения в целом.

        Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.

В силу особенностей, присущих данной предметной области, в ее рамках решаются следующие предметные задачи:

- духовно-нравтсвенная (от развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать разные нравственные позиции;

- духовно-эстетическая (от формирования умения видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали);

- литературоведческая (от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект;

Библиографическая (от формирования умений ориентироваться в книге по ее элементам и пользоваться ее справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной задачи).

Круг детского чтения в программе определяется по нескольким основаниям. Первые два связаны с формированием мотива чтения и созданием условий для формирования технического умения чтения. Так, на начальном этапе формирования этого умения обеспечен приоритет стихотворных текстов или прозаических текстов с повторяющимися словами, словосочетаниями, предложениями, абзацами; также обеспечен приоритет текстов шуточного содержания, способных вызвать немедленную эмоцию радости и смеха для формирования мотива чтения. Тексты каждого года обучения отобраны с учетом их доступности восприятию детей именно этой возрастной группы. Другие основания отбора текстов связаны с необходимостью соблюдения логики развития художественного слова от фольклорных форм к авторской литературе; с необходимостью решать конкретные нравственные и эстетические задачи; с необходимостью обеспечить жанровое и тематическое разнообразие, создавать баланс фольклорных и авторских произведений, произведений отечественных и зарубежных авторов, произведений классиков детской литературы и современных детских авторов конца XX – начала XXI века.

 В содержании образования современной школы должны быть полно представлены богатства российской национальной культуры, в том числе – своего родного края. Этой цели служит введение в практику школьного преподавания регионального компонента. Программа «Литература Вологодского края» дополняет возможности авторских  программ, является пропедевтическим курсом.

Содержательные линии

Виды речевой читательской деятельности:

  1. Аудирование
  2. Чтение вслух
  3. Чтение про себя
  4. Говорение (культура речевого высказывания и речевого общения)
  5. Письмо (культура письменной речи)
  6. Работа с текстом художественного произведения
  7. Работа с учебными и научно-популярными текстами
  8. Формирование библиографической культуры

Литературоведческая пропедевтика

  1. Работа с текстами разных видов и жанров литературы
  2. Работа с произведениями разных видов искусства (литература, живопись, прикладное искусство, скульптура, музыка)

Элементы творческой деятельности (интерпретация литературного текста, живописного и музыкального произведения)

Круг детского чтения

Произведения устного народного творчества

Малые жанры фольклора (прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички); народные сказки (докучные, кумулятивные, сказки о животных, бытовые, волшебные); пословицы и поговорки.

Авторские произведения, укорененные в фольклоре (былины, басни, гимны).

Литературные авторские произведения

Произведения классиков отечественной литературы X I X –  XX вв. (стихотворения, рассказы, волшебные сказки в стихах, повесть).

Произведения классиков детской литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочные повести).

Произведения современной отечественной (в том числе произведения вологодских писателей и поэтов) и зарубежной литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочная повесть).

Разные виды книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

  1. Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. В процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
  2. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
  3. На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.

Место учебного предмета  в учебном плане

Согласно базисному учебному плану на изучение предмета в 1 классе выделяется 40 часов (4 часа в неделю, 10 учебных недель) после курса обучения грамоте (23 недели), во 2 – 4 классах по 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

Результаты изучения учебного предмета

        Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим

наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.

        Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приемов поиска нужной информации; Овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практической основе осознание значимости работы в группе и освоение

правил групповой работы.        

Предметными результатами обучения в начальной школе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении, устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.

Содержание курса

1 класс (40ч)

        Программа 1 класса предполагает плавный переход от «Азбуки» к учебному предмету «Литературное чтение». Младшие школьники совершенствуют начальные умения и навыки осознанного чтения; знакомятся с малыми жанрами фольклора и учатся осваивать их практически; получают представление о сюжетно-композиционных особенностях докучной и кумулятивной сказок. Кроме тог, они знакомятся с образцами авторской литературы, читая небольшие прозаические и поэтические тексты. На материале фольклорной и авторской поэзии первоклассники получают начальные представления о рифме как созвучных словах, находящихся в конце строчек; учатся обнаруживать повтор и звукопись как средства художественной выразительности. Сравнивая короткие тексты, представляющие собой малые жанры фольклора, с классическими иллюстрациями к этим текстам, младшие школьники на практике убеждаются в том, что художественный образ может быть создан разными средствами, языком разных видов искусства.

Итогом первого года обучения является формирование мотива и начальных умений и навыков осознанного чтения и короткого устного высказывания. Дети получают общее представление о малых жанрах фольклора, о различиях прозы и поэзии, знакомятся с понятиями «автор» и «название произведения»; называют персонажей произведения, высказывают свое отношение к происходящему в тексте, находят повторы и рифмы.

Главная задача обучения в 1 классе – формирование мотива и совершенствование начальных умений и навыков чтения – остается актуальной и на протяжении второго года обучения.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Умение воспринимать на слух и удерживать в памяти короткий текст, прочитанный учителем. Умение понимать смысл короткого тектса, воспринятого на слух.

        Формирование навыков чтения на основе аналитико-синтетического, звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм с предварительным подчеркиванием случаев расхождения произношения и написания слов. Чтение отдельных предложений из текстов с интонационным выделением знаков препинания. Создание мотивации перечитывания: сра зной целью, с разными интонациями, в разном темпе и настроении, с разной громкостью.

        Чтение по ролям, чтение по цепочке.

        Чтение про себя коротких маркированных в тексте фрагментов текста.

        Освоение начал монологического высказывания: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя.

        Умение слушать собеседника: не повторять уже прозвучавший ответ, уметь дополнить чужой ответ новым содержанием.

        Стихи и проза. Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении. Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель) литературного произведения; отсутствие автора в народном произведении.

        Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, практически – игровой характер малых жанров фольклора. Эмоциональный тон произведения. Определение серьезного и шуточного (юмористического) характера произведения.

        Стихотворение. Первое знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном.

Формирование библиографической культуры. Формирование умения находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление», умения ориентироваться в них, находя нужное произведение.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)

        Малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка. Знакомство с жанрами докучной и кумулятивной сказки (сказки-цепочки). Практическое освоение (сочинение) загадок, докучных сказок.

        Средства выражения авторского отношения к изображаемому (название произведения, характеристики героев, другие способы авторской оценки).

        Средства художественной выразительности. Обнаружение приемов выразительности в процессе анализа текстов. Первичные представления об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы.

        Жанры литературы. Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различение.

        Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ двух образов. Выражение собственного отношения к каждому из героев.

        Стихотворение. Знакомство с рифмой, поиск и обнаружение рифмы.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»

        Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть: использование голоса – нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений и несловесных средств – мимики, движений, жестов (чтение вслух закличек, небылиц, колыбельных песенок, шуточных авторских стихов).

        Сравнительный анализ текстов малых фольклорных жанров и музейных иллюстраций к этим текстам с выражением эмоционального отношения к ним.

        Чтение по ролям шуточных авторских стихотворений и маркированных отрывков из прозаических произведений.

        Сочинение и инсценирование коротких текстов малых игровых форм фольклора (заклички, докучной сказки, колыбельной песенки).

Круг чтения

Малые жанры фольклора

Прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички.

Русские народные сказки

Докучные сказки: «Сказка про белого бычка», «сказка про сороку и рака». Кумулятивные сказки (сказки-цепочки): «Репка», «Теремок»*, «Три медведя»*, «Маша и медведь»*.

Русские писатели и поэты

Л.Н.Толстой «Косточка»*;

М.Горький «Воробьишко».

Современная русская и зарубежная литература

Поэзия

А.Барто, Д.Хармс, Тим. Собакин, Э.Успенский, Б.Заходер, И.Пивоварова, В.Лунин, И.Токмакова, С.Козлов, А.Дмитриев, А.Усачев, Е.Благинина, М.Бородицкая, А.Кушнер, С.Черный, С.Маршак*, Дж.Ривз.

Проза

Н.Носов. «Приключения Незнайки» (отрывок);

Г.Остер. «Эхо»;

С.Воронин. «Необыкновенная ромашка»;

Ю.Коваль. «Полет»*, «Снегири и коты»*, «Береза»;

Д.Биссет. «Шшшшш!»*, «Бац»*, «Под ковром»;

Н.Друк. «Сказка»;

Б.Заходер. «Серая звездочка»*.

Литература Вологодского края

Н.Дружининский.  Крот – строитель.

Н.Матвеев.  Заячья шубка. Белка. Куропатки. Журавли. Пороги. Кашка.

Н.Рубцов. Коза.

Т.Петухова. Забияки. Урок на болоте. Лесные кружева. Помечтаем вместе. Снег родился.   На грядке. Одуванчик-парашют. Веточка. Вологда.

А.Пошехонов.  Считалка.

Н.Рубцов. Узнала. Мальчик Лева. Про зайца. Жеребенок.

Ю.Леднев. Сказка про Трехглазку.

Вологодский фольклор. Считалка. Докучная сказка. Загадки.

Примечание. Произведения, отмеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.

Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Литературное чтение» к концу 1 года обучения:

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Обучающиеся научатся:

  1. читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения;
  2.  понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух, а также прочитанных в классе, выделять в них основные логические части;
  3. Читать про себя маркированные места текста, осознавая смысл прочитанного;
  4. Рассказывать наизусть 3-4 стихотворения разных авторов, в том числе, вологодских;

Обучающиеся в процессе самостоятельной и парной работы получат возможность научиться:

  1. самостоятельно ориентироваться внутри книги:  работать со страничкой «Содержание» или «Оглавление»;
  2. задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя текст.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»:  узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т.д.), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).

Обучающиеся научатся:

отличать прозаическое произведение от стихотворного;

  1. различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку, закличку, небылицу;
  2. находить средства художественной выразительности в тексте (повтор; уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки, звукопись, рифмы);

Обучающиеся получат возможность научиться:

  1. различать сюжетно-композиционные особенности кумулятивной и докучной сказок;
  2. обнаруживать подвижность границ между жанрами фольклора и литературы (прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку; колыбельная песенка – закличку; рассказ – сказку и т.д.)

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

Обучающиеся научатся:

  1. понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и небольшие паузы в соответствии с особенностями текста;
  2. читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;
  3. рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста или основной мыслью (чувством, переживанием), выраженными в тексте.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  1. осваивать на практике малые фольклорные жанры (загадку, закличку, считалку, небылицу, колыбельную) и инсценировать их с помощью выразительных средств (мимика, жесты, интонация);
  2. находить в разделе «Музейный Дом» («Выставка работ Юрия Васнецова») иллюстрации, подходящие к конкретным фольклорным текстам (закличкам, прибауткам, небылицам), сравнивать тексты и иллюстрации.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1 года обучения

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  1. ориентироваться в учебной книге, т.е. читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенном разделе (в конце учебника) нужную иллюстрацию;
  2. работать с двумя источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и хрестоматией), т.е. сопоставлять условные обозначения учебника и рабочей тетради, учебника и хрестоматии; находить нужный раздел тетради для самостоятельной работы и хрестоматии.

Коммуникативные:

Обучающиеся научатся:

  1. работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
  2. выполнять работу по цепочке;
  3. видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них.

Регулятивные

Обучающиеся получат возможность научиться:

  1. понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос;
  2. обращаться к тексту для подтверждения того ответа, с которым он соглашается.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

УМК по литературному чтению

1. Н.А.Чуракова, О.В.Малаховская. Литературное чтение. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа» / Сост Р.Г.Чуракова.  – М.: Академкнига/Учебник, 2011.

2. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс. Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

3. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс. Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

4. Малаховская О. В. Литературное чтение. 1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

5. Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 1 класс», — М.: Академкнига/Учебник, 2010.

6. Армеева В.И., Армеева И.А. Доброе слово.Ч.1.: Книга по литературному краеведению для внеклассного чтения в начальной школе. – М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001.

7. Армеева В.И., Армеева И.А. Доброе слово.Ч.2.: Хрестоматия по литературе Вологодского края для младшего школьного возраста.– Вологда, 2010.

8. О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. – М.: Просвещение, 2010.

д

к

к

к

д

д

д

к

Печатные пособия

Портреты поэтов и писателей

д

Детские книги разных типов из круга детского чтения

д/к

Репродукции картин в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению

д

Технические средства обучения

Классная доска

д

Магнитофон

д

Экспозиционный экран

д

Игры и игрушки

Настольные развивающие игры, викторины

п

Оборудование класса

Ученические столы двухместные с комплектом стульев

к

Стол учительский с тумбой

д

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов и пр.

д

Полка для «Уголка книг»

д

Держатели для схем и таблиц

д

Литература

1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373.

2.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2011.

3.Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа» / Сост. Р.Г.Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.

4.В.И.Армеева, И.А.Армеева. Литература Вологодского края: Программно-методические материалы к урокам внеклассного чтения в начальной школе: Учебно-методическое пособие. - Вологда, 2009.

5.Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс. Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

6.Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс. Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

7.Малаховская О. В. Литературное чтение. 1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

8.Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 1 класс», — М.: Академкнига/Учебник, 2010.

9.Армеева В.И., Армеева И.А. Доброе слово.Ч.1.: Книга по литературному краеведению для внеклассного чтения в начальной школе. – М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001.

10.Армеева В.И., Армеева И.А. Доброе слово.Ч.2.: Хрестоматия по литературе Вологодского края для младшего школьного возраста. – Вологда, 2010.

11.Как составить рабочую программу учебного курса? /Н.Л.Солянкина. – Красноярск: Изд-во КК ИПКиПП РО, 2009.

12.О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс. – М.: Просвещение, 2010.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа. Математика. 2 класс. Проект "Начальная школа XXI".

Рабочая программа по математике для 2 класса рассчитана на 4 часа в неделю. Проект "Начальная школа XXI века"....

Рабочая программа для 3 класса УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по системе Виноградовой Н.В. УМК  "Начальная школа 21 века"...

Рабочие программы для 4 класса УМК "Начальная школа XXI века"

Рабочие программы с тематическим планированием разработаны в соответствии с ФГОС...

Рабочие программы для 3 класса УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочие программы для 3 класса УМК "Начальная школа 21 века" Математика, Русский язык, Литературное чтение, ОМ, Изо и художественный труд, Информатика, фак-вы по матем., рус.яз, литер. "Алтайские жарк...

рабочие программы для 2 класса УМК "Начальная школа XXI века"

Здесь вы можете найти рабочие программы по предметам : русский язык, литературное чтение, окружающий мир....

Рабочие программы для 1 класса УМК "Начальная школа XXI века"

Программы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, технологии....

Рабочая программа для 1 класса : "Перспективная начальная школа"

Рабочая программа, разработана в соответствии ФГОС  для 1 класса, так же разработанно календарно-тематическое планирование с учетом УУД....