Рабочая программа по чтению 1 класс - УМК "Перспективная начальная школа"
рабочая программа (чтение, 1 класс) по теме
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС НОО. Апробируется в 2011-2012 учебном году.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit.chtenie.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Верхнеентальская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена на заседании педсовета Протокол №1 от «31» 08. 2011г.
Председатель педсовета ________/Т.М.Голыгина/
| Утверждена Приказ по школе № 84 от «31» 08. 2011г. Директор ______/Т.М.Голыгина/ | ||
Согласована «31»08. 2011 г. Заместитель директора_______/Л.Л.Сутугина/ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
УМК «Перспективная начальная школа»
2011 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373, примерными программами начального общего образования (М.: Просвещение, 2010), авторской программой «Литературное чтение» Н.А.Чураковой, О.В.Малаховской (М.: Академкнига/Учебник, 2011).
Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Литературное чтение» начинается в первом классе после курса обучения грамоте и чтению. Литературное чтение является одним из базовых предметов начальной школы, общекультурное и метапредметное значение которого выходит за рамки предметной области. Во-первых, эта предметная область способствует формированию позитивного и целостного мировосприятия младших школьников, отвечает за воспитание нравственного, ответственного сознания. Во-вторых, средствами этого предмета формируется функциональная грамотность школьника и достигается результативность обучения в целом.
Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.
В силу особенностей, присущих данной предметной области, в ее рамках решаются следующие предметные задачи:
- духовно-нравтсвенная (от развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать разные нравственные позиции;
- духовно-эстетическая (от формирования умения видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали);
- литературоведческая (от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект;
Библиографическая (от формирования умений ориентироваться в книге по ее элементам и пользоваться ее справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной задачи).
Круг детского чтения в программе определяется по нескольким основаниям. Первые два связаны с формированием мотива чтения и созданием условий для формирования технического умения чтения. Так, на начальном этапе формирования этого умения обеспечен приоритет стихотворных текстов или прозаических текстов с повторяющимися словами, словосочетаниями, предложениями, абзацами; также обеспечен приоритет текстов шуточного содержания, способных вызвать немедленную эмоцию радости и смеха для формирования мотива чтения. Тексты каждого года обучения отобраны с учетом их доступности восприятию детей именно этой возрастной группы. Другие основания отбора текстов связаны с необходимостью соблюдения логики развития художественного слова от фольклорных форм к авторской литературе; с необходимостью решать конкретные нравственные и эстетические задачи; с необходимостью обеспечить жанровое и тематическое разнообразие, создавать баланс фольклорных и авторских произведений, произведений отечественных и зарубежных авторов, произведений классиков детской литературы и современных детских авторов конца XX – начала XXI века.
В содержании образования современной школы должны быть полно представлены богатства российской национальной культуры, в том числе – своего родного края. Этой цели служит введение в практику школьного преподавания регионального компонента. Программа «Литература Вологодского края» дополняет возможности авторских программ, является пропедевтическим курсом.
Содержательные линии
Виды речевой читательской деятельности:
- Аудирование
- Чтение вслух
- Чтение про себя
- Говорение (культура речевого высказывания и речевого общения)
- Письмо (культура письменной речи)
- Работа с текстом художественного произведения
- Работа с учебными и научно-популярными текстами
- Формирование библиографической культуры
Литературоведческая пропедевтика
- Работа с текстами разных видов и жанров литературы
- Работа с произведениями разных видов искусства (литература, живопись, прикладное искусство, скульптура, музыка)
Элементы творческой деятельности (интерпретация литературного текста, живописного и музыкального произведения)
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества
Малые жанры фольклора (прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички); народные сказки (докучные, кумулятивные, сказки о животных, бытовые, волшебные); пословицы и поговорки.
Авторские произведения, укорененные в фольклоре (былины, басни, гимны).
Литературные авторские произведения
Произведения классиков отечественной литературы X I X – XX вв. (стихотворения, рассказы, волшебные сказки в стихах, повесть).
Произведения классиков детской литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочные повести).
Произведения современной отечественной (в том числе произведения вологодских писателей и поэтов) и зарубежной литературы (стихотворения, рассказы, сказки, сказочная повесть).
Разные виды книг: историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
- Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. В процессе полноценного восприятия художественного произведения формируется духовно-нравственное воспитание и развитие учащихся начальных классов.
- Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям.
- На уроках литературного чтения продолжается развитие техники чтения, совершенствование качества чтения, особенно осмысленности. Читая и анализируя произведения, ребенок задумывается над вечными ценностями. Огромную роль при этом играет эмоциональное восприятие произведения, которое формирует эмоциональную грамотность. Система духовно-нравственного воспитания и развития формирует личностные качества человека, характеризующие его отношение к другим людям, к Родине.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно базисному учебному плану на изучение предмета в 1 классе выделяется 40 часов (4 часа в неделю, 10 учебных недель) после курса обучения грамоте (23 недели), во 2 – 4 классах по 136 часов (4 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание значимости чтения для дальнейшего развития и успешного обучения; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; знакомство с культурно-историческим
наследием России, общечеловеческими ценностями; восприятие литературного произведения как особого вида искусства; полноценное восприятие художественной литературы; эмоциональная отзывчивость на прочитанное; высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника.
Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: освоение приемов поиска нужной информации; Овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений, умением высказывать и пояснять свою точку зрения; освоение правил и способов взаимодействия с окружающим миром; формирование представления о правилах и нормах поведения, принятых в обществе; овладение основами коммуникативной деятельности, на практической основе осознание значимости работы в группе и освоение
правил групповой работы.
Предметными результатами обучения в начальной школе являются: формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения; элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов; умение самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности; умение составлять несложные монологические высказывания о произведении, устно передавать содержание текста по плану, составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания; умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями.
Содержание курса
1 класс (40ч)
Программа 1 класса предполагает плавный переход от «Азбуки» к учебному предмету «Литературное чтение». Младшие школьники совершенствуют начальные умения и навыки осознанного чтения; знакомятся с малыми жанрами фольклора и учатся осваивать их практически; получают представление о сюжетно-композиционных особенностях докучной и кумулятивной сказок. Кроме тог, они знакомятся с образцами авторской литературы, читая небольшие прозаические и поэтические тексты. На материале фольклорной и авторской поэзии первоклассники получают начальные представления о рифме как созвучных словах, находящихся в конце строчек; учатся обнаруживать повтор и звукопись как средства художественной выразительности. Сравнивая короткие тексты, представляющие собой малые жанры фольклора, с классическими иллюстрациями к этим текстам, младшие школьники на практике убеждаются в том, что художественный образ может быть создан разными средствами, языком разных видов искусства.
Итогом первого года обучения является формирование мотива и начальных умений и навыков осознанного чтения и короткого устного высказывания. Дети получают общее представление о малых жанрах фольклора, о различиях прозы и поэзии, знакомятся с понятиями «автор» и «название произведения»; называют персонажей произведения, высказывают свое отношение к происходящему в тексте, находят повторы и рифмы.
Главная задача обучения в 1 классе – формирование мотива и совершенствование начальных умений и навыков чтения – остается актуальной и на протяжении второго года обучения.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»
Умение воспринимать на слух и удерживать в памяти короткий текст, прочитанный учителем. Умение понимать смысл короткого тектса, воспринятого на слух.
Формирование навыков чтения на основе аналитико-синтетического, звукобуквенного метода, учитывающего позиционные мены звуков. Работа над чтением с соблюдением орфоэпических норм с предварительным подчеркиванием случаев расхождения произношения и написания слов. Чтение отдельных предложений из текстов с интонационным выделением знаков препинания. Создание мотивации перечитывания: сра зной целью, с разными интонациями, в разном темпе и настроении, с разной громкостью.
Чтение по ролям, чтение по цепочке.
Чтение про себя коротких маркированных в тексте фрагментов текста.
Освоение начал монологического высказывания: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя.
Умение слушать собеседника: не повторять уже прозвучавший ответ, уметь дополнить чужой ответ новым содержанием.
Стихи и проза. Общее представление о стихотворном и прозаическом произведении. Название произведения (заголовок), автор (поэт, писатель) литературного произведения; отсутствие автора в народном произведении.
Устное народное творчество и литература. Общее представление о фольклоре. Отсутствие автора, устная передача, практически – игровой характер малых жанров фольклора. Эмоциональный тон произведения. Определение серьезного и шуточного (юмористического) характера произведения.
Стихотворение. Первое знакомство с особенностями поэтического взгляда на мир: поэт помогает обнаружить красоту и смысл в обыденном.
Формирование библиографической культуры. Формирование умения находить в книге страницу «Содержание» или «Оглавление», умения ориентироваться в них, находя нужное произведение.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Малые фольклорные жанры: прибаутка, колыбельная песенка, считалка, загадка, скороговорка, закличка. Знакомство с жанрами докучной и кумулятивной сказки (сказки-цепочки). Практическое освоение (сочинение) загадок, докучных сказок.
Средства выражения авторского отношения к изображаемому (название произведения, характеристики героев, другие способы авторской оценки).
Средства художественной выразительности. Обнаружение приемов выразительности в процессе анализа текстов. Первичные представления об олицетворении, разный смысл повторов, выразительность звукописи; понятие рифмы, выразительность рифмы.
Жанры литературы. Общее представление о жанрах: рассказ, стихотворение. Практическое различение.
Рассказ. Смысл заглавия. Сравнительный анализ двух образов. Выражение собственного отношения к каждому из героев.
Стихотворение. Знакомство с рифмой, поиск и обнаружение рифмы.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»
Эмоциональная передача характера произведения при чтении вслух, наизусть: использование голоса – нужных интонаций, тона, силы, темпа речи, смысловых пауз, логических ударений и несловесных средств – мимики, движений, жестов (чтение вслух закличек, небылиц, колыбельных песенок, шуточных авторских стихов).
Сравнительный анализ текстов малых фольклорных жанров и музейных иллюстраций к этим текстам с выражением эмоционального отношения к ним.
Чтение по ролям шуточных авторских стихотворений и маркированных отрывков из прозаических произведений.
Сочинение и инсценирование коротких текстов малых игровых форм фольклора (заклички, докучной сказки, колыбельной песенки).
Круг чтения
Малые жанры фольклора
Прибаутки, считалки, небылицы, скороговорки, загадки, заклички.
Русские народные сказки
Докучные сказки: «Сказка про белого бычка», «сказка про сороку и рака». Кумулятивные сказки (сказки-цепочки): «Репка», «Теремок»*, «Три медведя»*, «Маша и медведь»*.
Русские писатели и поэты
Л.Н.Толстой «Косточка»*;
М.Горький «Воробьишко».
Современная русская и зарубежная литература
Поэзия
А.Барто, Д.Хармс, Тим. Собакин, Э.Успенский, Б.Заходер, И.Пивоварова, В.Лунин, И.Токмакова, С.Козлов, А.Дмитриев, А.Усачев, Е.Благинина, М.Бородицкая, А.Кушнер, С.Черный, С.Маршак*, Дж.Ривз.
Проза
Н.Носов. «Приключения Незнайки» (отрывок);
Г.Остер. «Эхо»;
С.Воронин. «Необыкновенная ромашка»;
Ю.Коваль. «Полет»*, «Снегири и коты»*, «Береза»;
Д.Биссет. «Шшшшш!»*, «Бац»*, «Под ковром»;
Н.Друк. «Сказка»;
Б.Заходер. «Серая звездочка»*.
Литература Вологодского края
Н.Дружининский. Крот – строитель.
Н.Матвеев. Заячья шубка. Белка. Куропатки. Журавли. Пороги. Кашка.
Н.Рубцов. Коза.
Т.Петухова. Забияки. Урок на болоте. Лесные кружева. Помечтаем вместе. Снег родился. На грядке. Одуванчик-парашют. Веточка. Вологда.
А.Пошехонов. Считалка.
Н.Рубцов. Узнала. Мальчик Лева. Про зайца. Жеребенок.
Ю.Леднев. Сказка про Трехглазку.
Вологодский фольклор. Считалка. Докучная сказка. Загадки.
Примечание. Произведения, отмеченные звездочкой, входят не в учебник, а в хрестоматию.
Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Литературное чтение» к концу 1 года обучения:
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Обучающиеся научатся:
- читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения;
- понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух, а также прочитанных в классе, выделять в них основные логические части;
- Читать про себя маркированные места текста, осознавая смысл прочитанного;
- Рассказывать наизусть 3-4 стихотворения разных авторов, в том числе, вологодских;
Обучающиеся в процессе самостоятельной и парной работы получат возможность научиться:
- самостоятельно ориентироваться внутри книги: работать со страничкой «Содержание» или «Оглавление»;
- задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя текст.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»: узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т.д.), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).
Обучающиеся научатся:
отличать прозаическое произведение от стихотворного;
- различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку, закличку, небылицу;
- находить средства художественной выразительности в тексте (повтор; уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки, звукопись, рифмы);
Обучающиеся получат возможность научиться:
- различать сюжетно-композиционные особенности кумулятивной и докучной сказок;
- обнаруживать подвижность границ между жанрами фольклора и литературы (прибаутка может включать в себя небылицу и дразнилку; колыбельная песенка – закличку; рассказ – сказку и т.д.)
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Обучающиеся научатся:
- понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и небольшие паузы в соответствии с особенностями текста;
- читать художественное произведение (его фрагменты) по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;
- рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста или основной мыслью (чувством, переживанием), выраженными в тексте.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- осваивать на практике малые фольклорные жанры (загадку, закличку, считалку, небылицу, колыбельную) и инсценировать их с помощью выразительных средств (мимика, жесты, интонация);
- находить в разделе «Музейный Дом» («Выставка работ Юрия Васнецова») иллюстрации, подходящие к конкретным фольклорным текстам (закличкам, прибауткам, небылицам), сравнивать тексты и иллюстрации.
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 1 года обучения
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- ориентироваться в учебной книге, т.е. читать язык условных обозначений; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенном разделе (в конце учебника) нужную иллюстрацию;
- работать с двумя источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и хрестоматией), т.е. сопоставлять условные обозначения учебника и рабочей тетради, учебника и хрестоматии; находить нужный раздел тетради для самостоятельной работы и хрестоматии.
Коммуникативные:
Обучающиеся научатся:
- работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
- выполнять работу по цепочке;
- видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них.
Регулятивные
Обучающиеся получат возможность научиться:
- понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос;
- обращаться к тексту для подтверждения того ответа, с которым он соглашается.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |
УМК по литературному чтению 1. Н.А.Чуракова, О.В.Малаховская. Литературное чтение. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа» / Сост Р.Г.Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2011. 2. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс. Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2011. 3. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс. Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2011. 4. Малаховская О. В. Литературное чтение. 1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы. — М.: Академкнига/Учебник, 2011. 5. Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 1 класс», — М.: Академкнига/Учебник, 2010. 6. Армеева В.И., Армеева И.А. Доброе слово.Ч.1.: Книга по литературному краеведению для внеклассного чтения в начальной школе. – М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001. 7. Армеева В.И., Армеева И.А. Доброе слово.Ч.2.: Хрестоматия по литературе Вологодского края для младшего школьного возраста.– Вологда, 2010. 8. О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. – М.: Просвещение, 2010. | д к к к д д д к |
Печатные пособия | |
Портреты поэтов и писателей | д |
Детские книги разных типов из круга детского чтения | д/к |
Репродукции картин в соответствии с содержанием обучения по литературному чтению | д |
Технические средства обучения | |
Классная доска | д |
Магнитофон | д |
Экспозиционный экран | д |
Игры и игрушки | |
Настольные развивающие игры, викторины | п |
Оборудование класса | |
Ученические столы двухместные с комплектом стульев | к |
Стол учительский с тумбой | д |
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов и пр. | д |
Полка для «Уголка книг» | д |
Держатели для схем и таблиц | д |
Литература
1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373.
2.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. – М.: Просвещение, 2011.
3.Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа» / Сост. Р.Г.Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2011.
4.В.И.Армеева, И.А.Армеева. Литература Вологодского края: Программно-методические материалы к урокам внеклассного чтения в начальной школе: Учебно-методическое пособие. - Вологда, 2009.
5.Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс. Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
6.Чуракова Н.А. Литературное чтение. 1 класс. Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
7.Малаховская О. В. Литературное чтение. 1 класс. Тетрадь для самостоятельной работы. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
8.Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 1 класс», — М.: Академкнига/Учебник, 2010.
9.Армеева В.И., Армеева И.А. Доброе слово.Ч.1.: Книга по литературному краеведению для внеклассного чтения в начальной школе. – М.: Технологическая Школа Бизнеса, 2001.
10.Армеева В.И., Армеева И.А. Доброе слово.Ч.2.: Хрестоматия по литературе Вологодского края для младшего школьного возраста. – Вологда, 2010.
11.Как составить рабочую программу учебного курса? /Н.Л.Солянкина. – Красноярск: Изд-во КК ИПКиПП РО, 2009.
12.О.Б.Логинова, С.Г.Яковлева. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс. – М.: Просвещение, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Математика. 2 класс. Проект "Начальная школа XXI".
Рабочая программа по математике для 2 класса рассчитана на 4 часа в неделю. Проект "Начальная школа XXI века"....
Рабочая программа для 3 класса УМК "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по системе Виноградовой Н.В. УМК "Начальная школа 21 века"...
Рабочие программы для 4 класса УМК "Начальная школа XXI века"
Рабочие программы с тематическим планированием разработаны в соответствии с ФГОС...
Рабочие программы для 3 класса УМК "Начальная школа 21 века"
Рабочие программы для 3 класса УМК "Начальная школа 21 века" Математика, Русский язык, Литературное чтение, ОМ, Изо и художественный труд, Информатика, фак-вы по матем., рус.яз, литер. "Алтайские жарк...
рабочие программы для 2 класса УМК "Начальная школа XXI века"
Здесь вы можете найти рабочие программы по предметам : русский язык, литературное чтение, окружающий мир....
Рабочие программы для 1 класса УМК "Начальная школа XXI века"
Программы по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру, технологии....
Рабочая программа для 1 класса : "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа, разработана в соответствии ФГОС для 1 класса, так же разработанно календарно-тематическое планирование с учетом УУД....