Пояснительная записка к рабочей программе «Изобразительное искусство» 2 класс УМК "Перспективная начальная школа"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.). Программа разработана на основе авторской программы по изобразительному искусству В. С. Кузина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izo.docx | 22.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка к рабочей программе
«Изобразительное искусство» 2 класс
УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.). Программа разработана на основе авторской программы по изобразительному искусству В. С. Кузина.
Концепция программы (основная идея) программы «Изобразительное искусство»:
Во-первых, отличие предмета искусства от предмета науки. Если в преподавании так называемых «точных» наук (физики, химии, математики) доминирует логическое мышление, а чувства, эмоции находятся в подчиненном положении, то на уроках эстетического цикла (литература, музыка, изобразительное искусство) эмоции играют гораздо более значительную роль, во всяком случае, не меньшую, чем логическое мышление.
Во-вторых, наука исследует сам предмет, а искусство исследует отношение человека к предмету. Это различие налагает специфический отпечаток на методы преподавания.
В-третьих, «воспринимающий», чтобы понять, что ему хочет сказать «передающий», должен как бы слиться с ним в единое эмоциональное целое. Этот закон художественного уподобления определяет особенности передачи художественных знаний.
В-четвертых, вносится существенное изменение в понимание назначения знаний, навыков, умений при преподавании изобразительного искусства.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.
Значимость: в системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Данный учебный предмет входит в образовательную область «Искусство».
Цель учебного предмета для второй ступени обучения: формирование представлений о тесной взаимосвязи предметов в окружающем мире.
На втором году обучения главное место занимает развитие спектра чувств и ощущений детей, их фантазии и воображения на основе превращений, волшебных изменений, существующих, в сказках, былинах, сказаниях (изменение образов, цвета, света, формы, пространства, звука, настроения), и создания (порождения, сочинения) своих сказочных фантастических пространств; формирование у школьников интереса к различным видам искусства через наблюдение единичного и общего (предмета в среде, слова в произведении, звуков в музыке) и желание проявить себя в каком-либо виде творчества. Дети осваивают ближнее и дальнее окружение (пространство), получают представление о населении окружающего мира людьми, их перемещении на Земле и освоении человеком окружающего его природного пространства.
Место и роль курса в обучении:
Данная программа начального общего образования соответствует базисному учебному плану образовательного учреждения.
Программа разработана в соответствии с концепцией «Перспективная начальная школа» и требованиями Федеральных государственных стандартов.
Курс «Изобразительное искусство» входит в УМК «Перспективная начальная школа». Руководитель проекта – профессор Р. Г. Чуракова.
Цели и задачи программы:
1. Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и окружающей действительности. Освоение человеком пространства Земли. Разнообразие пространств: в природе в разное время года, предметной среде, архитектуре.
2. Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Изучение разнообразия форм в природе (формообразование в природе) и форм, созданных руками художника, мастера (скульптурными, архитектурными и фантастическими).
3. Развитие представлений о цвете в искусстве и окружающей действительности. Наблюдение за цветом в окружающей действительности, природе и произведениях искусства. Возможность выражения в цвете настроения, звука, слова.
4. Освоение композиционных задач в искусстве. Формирование представлений об особенностях композиционного изображения единичных предметов, подчинения элементов композиции главному предмету (центру, герою).
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 34 часа , 1 час в неделю.
Основные принципы отбора материала программы:
1. Духовное совершенствование ученика.
2. Живое общение с искусством.
3. Освоение разнообразных сторон окружающего мира.
4. Опора в обучении на региональный компонент.
5 .Взаимодействие разных видов художественной деятельности.
6. Сенсорное насыщение представлений и действий ученика.
7. Раскрытие разных сторон искусства.
8. Активное творчество самого ученика.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
- Рисование с натуры.
-Рисование на тему.
-Декоративная работа.
-Лепка.
-Аппликация.
-Беседы об изобразительном искусстве.
Общая характеристика учебного процесса.
Программа вводит учащихся в тему начального этапа художественного обучения «Основы художественного восприятия», закладывает фундамент такого восприятия.
Основную идею программы - связь искусства с жизнью выражают две линии: одна - познание образного строя искусства, другая - познание красоты жизни. Эти две линии будут развиваться в 3—4 классах и в среднем звене.
Познание образного строя искусства - задача каждого урока. Познание красоты жизни осуществляется через задания уроков.
На уроках у учеников продолжает формироваться умение быть в роли художника, зрителя, критика-зрителя. Во втором классе ученикам дается представление о сотворчестве художника и зрителя.
Много времени уделяется знакомству с возможностями художественных материалов, хотя в первом классе уже состоялось первое, элементарное знакомство. Представление о материалах и их возможностях на уроке дается широкое, но практическая работа и навыки вырабатываются для узкой группы материалов, исходя из возможностей школы.
Виды деятельности и используемые материалы:
- работа на плоскости: гуашевые и акварельные краски, цветные мелки, пастель, цветные карандаши, тушь;
- работа на плоскости и пространстве: лепка из глины или пластилина; художественное конструирование и дизайн – создание геометрических форм из бумаги, использование готовых объемных форм (коробок разной величины, пузырьков, пластмассовых форм, упаковок), природного материала (веток, листьев, почек, камней, ракушек и др.);
- декоративно прикладные виды деятельности: стилизация и обобщение природных форм и декорировании с применением разнообразных материалов (краски, фломастеры, карандаши, цветная бумага, ткань) и техник (аппликация, роспись, коллаж)
Формы и методы обучения.
-Формат — выбор размера и формы листа в зависимости от замысла.
-Приемы работы простым карандашом, ластиком; средства графического выражения (штрих, линия, пятно); приемы работы акварельными красками: смешивание, густота красок.
-Работа с палитрой
-Приемы работы «по сухому», «по сырому», техника акварели в соединении с восковым рисунком.
-Поиск композиции рисунка или аппликации с использованием ритма и симметрии.
-Ознакомление со строением фигуры человека, животного; строением и принципом движения конечностей (проволочная модель, плоская подвижная модель из картона).
–Явления наглядной перспективы: зрительное уменьшение удаленных предметов; пол и задняя стена комнаты; высота горизонта.
-Создание двупланной композиции.
-Работа с контрастами: размер, форма, цвет.
-Смешение цвета: контрастная и нюансная гаммы
-Занятия разных направлений чередуются.
Режим занятий: 1 час в неделю, 34 учебные недели.
Логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана:
- математика: конструирование, знание геометрического материала;
- русский язык: развитие мышления.
-литературное чтение: слушание, выразительное чтение, рассуждение, энциклопедические сведения;
-окружающий мир: исторические сведения, разнообразие форм в природе и жизни, стилизация и обобщение природных форм и декорировании; экскурсия.
- технология: лепка, конструирование, моделирование.
Предполагаемые результаты.
К концу учебного года во 2 классе учащиеся должны знать:
-разнообразные материалы, которыми можно пользоваться в художественной деятельности;
- разнообразные выразительные средства - цвет, линия, объем, композиция, ритм;
-отличия рисунка с натуры от рисунка по памяти и от декоративного рисунка;
-правила расположения рисунка на листе бумаги;
-имена художников, чье творчество связано с природой и сказками: Айвазовский, Левитан, Васнецов, Врубель.
Учащиеся должны уметь:
-пользоваться доступными художественными средствами и материалами;
-в доступной форме использовать художественные средства выразительности;
-владеть навыком смешения красок, выразительно использовать теплые и холодные цвета, свободно работать кистью, проводить широкие и тонкие мазки, согласовывать цвет декоративных элементов и цвет фона в узоре;
-использовать первые представления о передаче пространства на плоскости;
-выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
-создавая аппликации, вырезать бумагу по контуру, сгибать, получать объемные формы.
Система оценки достижений учащихся:
Оценки во втором классе выставляются (в соответствии с установленными Министерством образования РФ требованиями) в течение учебного года.
Инструментарий для оценивания результатов:
-положительная словесная оценка;
-текущий контроль деятельности учащихся;
-выставка лучших работ учащихся.
В тексте программы используется система условных обозначений:
ИЗО – изобразительное искусство;
Уч. – учебник;
РТ- рабочая тетрадь
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка по русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100"
Данная разработка содержит подробную пояснительную записку в соответствии с ФГОС...
пояснительная записка по русскому языку в 3 классе по программе "Школа 2100"
Данная разработка содержит подробную пояснительную записку в соответствии с ФГОС...
Пояснительные записки к рабочим программам для 2 класса по программе "Планета Знаний"
Пояснительные записки содержат разделы:1. На основании какого документа создана программа;2. Общая характеристика учебного предмета;3. Описание места учебного предмета в учебном плане;4. Описание ценн...
Пояснительная записка по предмету Русский язык 2 класс в коррекционной школе 8 вида
Программа построена с учетом специфических особенностей познавательной и эмоциональной сферыдеятельности школьников с интеллектуальной недостаточностью, их потенциальных возможностей....
Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "Литературному чтению" 4класс "Школа России"
Данная пояснительная записка составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО...
пояснительная записка к рабочей программа ИЗО 1 класс Школа России
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начального общего...
Пояснительная записка к рабочей программе изобразительное искусство.
Пояснительная записка с нормативными документами к рабочей программе изо....