Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Перспективная начальная школа"
учебно-методический материал по математике (1 класс) на тему
Рабочая программа по математике 1 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_matemat.doc | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение Собинского района
основная общеобразовательная школа №3 г. Собинки
Рассмотрена Утверждена
На заседании школьного МО приказом по школе №
протокол № от «___» ___________ 20 г.
от «___» ___________ 20 г.
Директор _______________
Рассмотрена (подпись) Ф.И.О.
На заседании методического совета
протокол №
от «___» ____________ 20 г.
Рабочая программа
по математике
для 1 класса
2011 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по математике составлена на основе программ начального общего образования ФГОС второго поколения и авторской программы А.Л. Чекина (УМК «Перспективная начальная школа») с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. Программа рассчитана на 132 часа (4 часа в неделю).
Данный курс ставит своей целью формирование у школьников предпосылок теоретического мышления (анализа, планирования, рефлексии). Он ориентирован на усвоение научных (математических) понятий и на выработку навыков и умений.
Содержание обучения направлено на преобразование наглядно-образного мышления, характерного для данного возраста, в теоретический тип мышления.
Методы обучения опираются на исследования самим ребёнком в сотрудничестве с другими детьми оснований собственных действий.
Рассмотрение детьми оснований собственных действий, называемое рефлексией, является необходимым условием их построения и изменения.
В число предварительных умений входят:
-логические операции;
-знако-символические умения;
-простейшие математические отношения и зависимости.
Таким образом, формирование умений в условиях специально организованных действий с реальными предметами, требующих осмысления их оснований, - вот фундамент, на котором строится центральное математическое понятие – понятие действительного числа. Именно этим задачам посвящена программа 1 класса.
Учебно-практические задачи:
1. Задача на восстановление объекта, обладающего различными свойствами (признаками).
2. Задача на восстановление величины в ситуации, когда подбор величины, равной данной, возможен и для её восстановления необходимо изготовить новую величину.
3. Задача на моделирование отношений равенства – неравенства.
4. Задача на введение буквенно-знаковых символов.
У обучающихся формируется представление о числах как результате счёта и измерения. Они учатся выполнять устно арифметические действия с числами, составлять числовое выражение и находить его значение, знакомятся с простейшими геометрическими формами, овладевают способами измерения длин и площадей.
В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения.
В процессе освоения предметного содержания курса математики у учащихся формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности.
Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения: планировать этапы работы; определять последовательность учебных действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок. В процессе обучения математике школьник учится участвовать в совместной деятельности при решении математических задач, проявлять инициативу и самостоятельность.
Образовательные и воспитательные задачи обучения математике решаются комплексно.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Математика» к концу 1-го года обучения.
- читать и записывать все однозначные числа и числа второго десятка, включая число 20;
- вести счёт как в прямом, так и в обратном порядке (от 0 до 20);
- сравнивать изученные числа и записывать результат сравнения с помощью знаков (>, <, =);
- записывать действия сложения и вычитания, используя соответствующие знаки (+, -);
- употреблять термины, связанные с действиями сложения и вычитания (плюс, сумма, слагаемые, значение суммы; минус, разность, уменьшаемое, вычитаемое, значение разности);
- пользоваться справочной таблицей сложения однозначных чисел;
- воспроизводить и применять табличные случаи сложения и вычитания;
- применять переместительное свойство сложения;
- применять правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;
- выполнять сложение на основе способа прибавления по частям;
- применять правила вычитания числа из суммы и суммы из числа;
- выполнять вычитание на основе способа вычитания по частям;
- применять правила сложения и вычитания с нулем;
- понимать и использовать взаимосвязь сложения и вычитания;
- выполнять сложение и вычитание однозначных чисел без перехода через десяток;
- выполнять сложение однозначных чисел с переходом через десяток и вычитание в пределах таблицы сложения, используя данную таблицу в качестве справочника;
- распознавать на чертеже и изображать точку, прямую, отрезок, ломаную, кривую линию, дугу, замкнутую и незамкнутую линии; употреблять соответствующие термины; употреблять термин «точка пересечения»;
- распознавать в окружающих предметах или их частях плоские геометрические фигуры (треугольник, четырехугольник, прямоугольник, многоугольник, круг);
- чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;
- определять длину данного отрезка (в сантиметрах) при помощи измерительной линейки;
- строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;
- находить значения сумм и разностей отрезков данной длины при помощи измерительной линейки и с помощью вычислений;
- выражать длину отрезка, используя разные единицы длины (например, 1 дм 6 см и 16 см); ,
- распознавать симметричные фигуры и изображения;
- распознавать и формулировать простые задачи;
- употреблять термины, связанные с понятием «задача» (формулировка, условие, требование (вопрос), решение, ответ);
- составлять задачи по рисунку и делать иллюстрации (схематические) к тексту задачи;
- выявлять признаки предметов и событий, которые могут быть описаны терминами, oт носящимися к соответствующим величинам (длиннее-короче, дальше-ближе, тяжелее-легче, раньше- позже, дороже-дешевле);
- использовать названия частей суток, дней недели, месяцев, времен года.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- понимать количественный и порядковый смысл числа;
- понимать и распознавать количественный смысл сложения и вычитания;
- воспроизводить переместительное свойство сложения;
- воспроизводить правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;
- воспроизводить правила вычитания числа из суммы и суммы из числа;
- воспроизводить правила сложения и вычитания с нулем;
- использовать «инструментальную» таблицу сложения для выполнения сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания;
- различать внутреннюю и внешнюю области по отношению к замкнутой линии (границе);
- устанавливать взаимное расположение прямых, кривых линий, прямой и кривой линии на плоскости;
- понимать и использовать термин «точка пересечения»;
- строить (достраивать) симметричные изображения, используя клетчатую бумагу;
- описывать упорядоченные множества с помощью соответствующих терминов (первый, последний, следующий, предшествующий);
- понимать суточную и годовую цикличность;
- представлять информацию в таблице.
Программа развития универсальных учебных действий
- В начальной школе предмет математика является основой развития у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических, включая и знаково-символические, а также таких, как планирование, систематизация и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков.
- Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия.
Универсальные учебные действия
Формирование личностных УУД
- Обучающийся научится или получит возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.
- Система заданий, ориентирующая младшего школьника оказать помощь героям учебника (Маше и Мише) или соседу по парте. Задания типа: «Ты можешь помочь Маше и Мише, если внимательно посмотришь на рисунок и …»
- Нахождение решения и обоснование его, основываясь только на фактах (все задания, сопровождаемые инструкцией «Объясни…», «Обоснуй своё мнение…»).
- Работа с математическим содержанием: все задания, сопровождаемые инструкцией «Сравни свою работу с работами других ребят» (формирование чувства собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности).
- Работа с текстами задач, построенными на историческом материале (личностная оценка описанных в них реальных исторических персонажей и ценности личного вклада человека в создание больших человеческих сообществ).
Формирование регулятивных УУД
- Обучающийся научится или получит возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
- Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д. (Задания типа: «Проверь своё решение по «Таблице сложения» или «Какое правило поможет тебе выполнить это задание?»)
- Создание проблемных ситуаций (проблемные ситуации практически всего курса математики строятся на затруднении в выполнении нового задания, система подводящих диалогов позволяет при этом учащимся самостоятельно, основываясь на имеющихся у них знаниях, вывести новый алгоритм действия для нового задания, поставив при этом цель, спланировав свою деятельность, и оценить результат, проверив его).
Формирование коммуникативных УУД
Обучающийся научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе. (Задания типа: «Запиши ответ задачи, которую ты придумал и решил. Предложи соседу по парте придумать задачу. При решении которой получился бы такой же ответ», « Сверьте решения своих задач»)
Формирование познавательных УУД
- Обучающийся научится или получит возможность научиться:
1. подводить под понятие (формулировать правило) на основе выделения существенных признаков;
2. владеть общими приёмами решения задач, выполнения заданий и вычислений:
а)выполнять задания с использованием материальных объектов (счётных палочек, указателей и др.), рисунков. Схем;
б) выполнять задания на основе рисунков и схем, сделанных самостоятельно;
в) выполнять задания на основе использования арифметических действий.
3. проводить сравнение, сериацию, классификацию, выбирая наиболее эффективный способ решения или верное решение (правильный ответ)
4. строить объяснения в устной форме по предложенному плану
5. использовать (строить) таблицы, проверять по таблице
6. выполнять действия по заданному алгоритму
7. строить логическую цепь рассуждений
Программу обеспечивают:
Чекин А.Л. Математика 1 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник.
Захарова О.А., Юдина Е.П. Математика: тетради для самостоятельной работы № 1, № 2. — М. : Академкнига/Учебник. Чекин А.Л. Математика: методическое пособие для учителя. — М. : Академкнига/Учебник.
Захарова О.А. Проверочные работы по математике и технология организации коррекции знаний учащихся. 1—4 классы: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник.
Методическое обеспечение образовательного процесса:
Подобрана учебно-методическая литература по разделам курса
Подобраны электронные уроки (Уроки Кирилла и Мефодия)
Ученические столы 2 местные с комплектом стульев
Стол учительский
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала
Подставки для книг, держатели для карт и т.п.
Раздаточные материалы для обучения последовательному пересчету от 0 до 100
Раздаточные материалы для обучения последовательному пересчету от 0 до 100
Комплект для изучения состава числа
Раздаточные материалы для обучения последовательному пересчету от 0 до 100
Счетный материал от 0 до 100
Числовая линейка от 0 до 100 для выкладывания счетного материала
Числовой квадрат от 0 до 100 для выкладывания счетного материала
Счетный материал от 0 до 100
Числовая доска от 0 до 1000 для выкладывания счетного материала
Линейка
Циркуль
Метры демонстрационные
Угольники классные
Циркули классные
Комплекты цифр и знаков
Комплекты цифр и знаков (“математический веер”)
Модель циферблата часов
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц
Магнитная доска
Экспозиционный экран
Персональный компьютер
Мультимедийный проектор
Шкаф для хранения таблиц
Принтер струйный
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по математике УМК "Перспективная начальная школа с учётом ФГОС
Ученик научится (или получит возможность научиться) проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы заданий, ориентирующей младшего школьника на оказание помощи ге...
Рабочая программа курса "Математика" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс .
Рабочая программа курса "Математика" УМК "Перспективная начальная школа", 4 класс (паспорт программы, пояснительная записка, содержание курса, УМК, тематическое планирование, требование к уровню подго...
Рабочая программа по математике УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс
Данный курс для уроков математики в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» разработан на основе следующих документов: · Закона Российской Федера...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 2 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 2 класс...
Рабочая программа по математике УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс
Данная программа разработана по ФГОС...
Рабочая программа по математике УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс
Данная программа разработана по ФГОС...