Рабочая программа по окружающему миру по УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему

Рабочая программа по окружающему миру по УМК "Перспективная начальная школа" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon rabochaya_pr_okr_mir_3_klass.zip62.65 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования

Администрации муниципального образования Надымский район

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением

 отдельных предметов» г. Надыма

Рассмотрено

на заседании методического объединения учителей начальных классов

руководитель МО_________Е.В. Дудникова

протокол №_____от «___»____________2013г.

Согласовано

 Заместитель директор по УВР МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углублённым изучением отдельных предметов»

_____________________М.Н. Луценко «____»______________________2013г.

Утверждено

Директор МОУ «Средняя общеобразовательная школа №

с углублённым изучением отдельных предметов»

_____________________В.А. Кузнецова

«_______»______________________2013 г.

 приказ №____«_____»____________2013г.

Рабочая учебная программа

Окружающий мир

3 класс

2013/2014 уч.год

Составлена на основе: примерной программы УМК «Перспективная начальная школа» О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудрявой

Нижегородцева Светлана Александровна, учитель начальных классов, первой квалификационной категории

ЯНАО, город Надым 2013 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

· Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 26.11.2010) «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

· федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1067 от 19.12.2012г. «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013 / 2014учебный год»;

· учебный план образовательного учреждения на 2013/2014 учебный год протокол №5 от 29.04.2013г.;

· локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы).

Настоящая программа ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту «Перспективная начальная школа»

Общая характеристика учебного предмета

 Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир»  представлены в программе тремя содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество»,  «Правила безопасной жизни».

Тематическое планирование рассчитано на естественно- научное направление содержания курса и предусматривает следующее распределение часов по содержательным блокам: «Человек и природа» -150 часов, «Человек и общество» - 108 часов, резерв -12 часов. Содержание блока «Правила безопасной жизни» по мере изучения двух первых блоков, вследствие чего часы на его изучение не выделены.    

 Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические обществоведческие и другие знания, что дает возможность, ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским  языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире,  определение своего места в ближайшем окружении, в с людьми, обществом и природой.

С внедрением Стандартов важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику.

 Система разнообразных форм организации учебной деятельности обеспечивается межпредметными связями содержания и способов действий, направленных на личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие детей.

Например, для формирования у школьников общеучебного умения «поиск (проверка) необходимой информации в словарях и справочниках» недостаточно того, чтобы словари и справочники разного толка были включены во все учебники. В связи с этим в учебниках 1 – 4 классов по окружающему миру системно создаются ситуации, применение словарей, справочников, Интернета действительно необходимо (без их использования изучение нового материала или решение конкретной проблемной ситуации невозможно).

Содержание учебников, учитывая потребности и интересы современного ребёнка, предлагает ему:

  • на выбор источники дополнительной информации (хрестоматию по окружающему миру, книги и журналы в библиотеке, сайты  в Интернете, справочники по другим предметам, дополнительный материал в учебниках «Готовимся к школьной олимпиаде»;
  • участие в работе научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» или проектную деятельность в расчётно-конструкторском бюро посредством переписки с активом клуба или через Интернет;
  • социальные игры на уроках (роль консультанта, экспериментатора, докладчика, председателя научного клуба младшего школьника и др.)

Учебные тексты учебников комплекта построены с учётом возможности оценки учебных достижений (как учеником, так и учителем), прежде всего:

  • задания на самопроверку и взаимопроверку (работа в парах);
  • задания повышенной сложности, олимпиадные задания, вступительные задания и контрольные задания для членов клуба младших школьников;
  • завуалированное требование быть внимательным при чтении текста.

      Структура каждого учебника обеспечивает разнообразие форм организации учебной деятельности школьников системой специальных заданий, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающегося (консультант, экспериментатор, председатель заседания), то в роли организатора учебной деятельности классного коллектива. В образовательном процессе используются: наблюдения природы и общественной жизни; практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера; творческие задания; дидактические и ролевые игры; учебные диалоги; моделирование объектов и явлений окружающего мира.

       Новая форма организации учебного занятия – заседание школьного клуба – позволяет учителю передавать ученикам функции ведения фрагмента урока, а впоследствии и самого урока учащимися. Практически это организация на уроках специального семантического пространства, в рамках которого ученики могут переходить из одного режима учебной деятельности в другой: от игры  - к чтению, от экспериментирования – к групповой дискуссии, от воспроизведения учебного материала – к исследованию.

Место учебного предмета в учебном плане

        В соответствии с Примерным учебным планом для образовательных учреждений, использующих УМК «Перспективная начальная школа», курс окружающего мира представлен в предметной области  «Обществознание и естествознание», изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. В 1 классе – 66 часов (33 учебных недели), во 2 – 4 классах - 68 часов (34 учебных недели).

        Общий объём учебного времени составляет 270 часов.

        Учитывая значительный потенциал учебного предмета в решении задач духовно - нравственного развития и воспитания обучающихся, определены следующие ценностные ориентиры содержания курса:

  • природа – эволюция, родная земля, заповедная зона;
  • наука – ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира;
  • человечество – мир во всём мире, многообразие и уважение культур, прогресс человечества, международное сотрудничество;
  • труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость, трудолюбие;
  • патриотизм – любовь к Родине, своему краю, своему народу, служение Отечеству;
  • социальная солидарность – свобода личная и национальная; уважение и доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
  • гражданственность – долг перед Отечеством, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок;
  • политкультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
  • семья – любовь и верность, забота, помощь и поддержка, равноправие, здоровье, достаток, уважение к родителям;
  •  личность – саморазвитие и совершенствование, смысл жизни, внутренняя гармония, самоприятие и самоуважение, достоинство, любовь к жизни и человечеству, мудрость, способность к личностному и нравственному выбору;
  • традиционные религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога.

     

Среди принципов УМК «Перспективная начальная школа», обеспечивающих разработку содержания завершённой  предметной линии  по окружаюшему миру, приоритетными стали:

  • принцип целостности мира, предполагающий отбор  интегрированного содержания образования, которое поможет обучаемому  удержать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями; включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
  • принцип практической направленности, формирующий УУД, предусматривает возможность получения знаний посредством экспериментальной и опытной деятельности, в условиях поиска необходимой информации в разных источниках информации (учебник, хрестоматия, рабочая тетрадь, словари, научно-популярные книги, журналы и газеты, Интернет); посредством сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • принцип охраны и укрепления психологического и физического здоровья, базирующихся на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению правил личной гигиены, режима дня, активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (урочных и внеурочных).

Цель изучения курса

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе - формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).

Предмет «Окружающий мир» способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы:

  •  мотивы, выражающие его потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;
  • ценностно-смысловая ориентация (осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе; стремление к сохранению и укреплению своего здоровья);
  • базовые историко-культурные представления и гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них);
  • любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе, культуре, истории, вероисповеданиям, в желании участвовать в делах и событиях по охране природных и культурных памятников;
  • базовые нравственно-этические ценности (уважение к чувствам верующих людей, пиетет к культовым сооружениям; учет нравственных позиций других людей);
  • учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам, способам постановки опытов, наблюдений; устойчивый учебно-познавательный интерес к новым  знаниям , выраженный в преобладании учебно-познавательных мотивов и  предпочтения социального способа оценки  учения..

Содержание учебного предмета

№п/п

Тема

Кол-во часов

Проверочная

работа

Практическая

работа

1

Изображение Земли на глобусе

5 ч

1 час

2

О   чем рассказала карта

9 ч

1 час

3 часа

3

Из чего все на свете

4 ч

1 час

1 час

4

Вода и ее свойства

5 ч

1 час

4 часа

5

Чудесные превращения воды в природе

5 ч

1 час

6

Воздух и его свойства (4 часа)

4 ч

1 час

1 час

7

Движение воздуха

4 ч

1 час

1 час

8

Тайны недр Земли

7 ч

1 часа

2 часа

9

Почва

5 ч

1 час

1 час

10

Природные сообщества

7 ч

1  час

1 час

111

Человек и природные сообщества  

6  ч

1 час

12

Путешествие в прошлое

7 ч

1 час

2 часа

1

Итого

68

12

16

Человек и природа (54ч)

         Общие представления о размерах и форме Земли. Глобус - модель земного шара. Параллели и меридианы. Нулевой меридиан. Экватор. Географическая карта и план местности. Условные обозначения плана.  Карта полушарий  (Южное и Северное, Западное и Восточное). Физическая карта России. Контурная карта. Материки и океаны на глобусе и на карте полушарий. Реки и озера.

         Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общие представления, условные обозначения  равнин и гор на карте). Образование оврагов. Меры предупреждения и борьбы с оврагами. Самые крупные равнины на территории России (Юго-Восточная и Западно-Сибирская). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений и собеседования со взрослыми).

          Ориентирование на местности. Стороны горизонта. Компас.

         Вещества, тела, частицы. Вещество – это то, из чего состоят  все природные объекты (то, что нас окружает, но не создано человеком). Природные тела (тела живой природы) – человек, животные, грибы, растения, микробы. Небесные или космические тела (звезды, планеты, метеориты). Искусственные тела – предметы. Молекулы и атомы – мельчайшие частицы, из которых состоят вещества.

         Разнообразие веществ. Примеры веществ: вода, сахар, соль, природный газ и др. Твердые вещества, жидкости и газы.  Три состояния воды  - твердое, жидкое, газообразное.  Свойства воды в жидком,  твердом и  газообразном состояниях. Вода – растворитель. Растворы в природе. Почему воду надо беречь.

        Термометр и его устройство. Измерение температуры воды с помощью термометра.

         Круговорот воды в природе.

         Воздух – это смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха. Значение воздуха для человека, животных, растений.

         Погода и её составляющие: движение  воздуха –  ветер, температура воздуха, туман, облака (форма облаков и их  высота над поверхностью Земли), осадки, роса, иней. Измерение температуры воздуха. Приборы, определяющие направление ветра (флюгер) и силу ветра (анемометр). Приметы, позволяющие приблизительно определить силу  ветра  (слабый, умеренный, сильный, ураган).  Наблюдения за погодой своего края.  Дневник  наблюдений за погодой. Условные знаки для ведения  «Дневника наблюдений за погодой».

         Горные породы: магматические, осадочные. Разрушение горных пород.  Полезные ископаемые (твердые, жидкие, газообразные). Условные обозначения полезных ископаемых на карте. Искусственные материалы из каменного угля и нефти. Свойства полезных ископаемых (известняк, мрамор, глина, песок). Бережное отношение людей к расходованию полезных  ископаемых.

          Почва. Образование почвы и её состав. Значение почвы для живых организмов. Цепи питания. Значение почвы в хозяйственной жизни человека.

          Природные сообщества. Лес, луг, водоем, болото – единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Человек и природные сообщества. Значение лесов. Безопасное поведение в лесу.

           Луг и человек. Надо ли охранять болото? Дары рек и озер. Безопасное поведение у водоема. Человек – защитник природы. Природа будет жить (размножение животных). Взаимосвязь в природном сообществе (например, клевер – шмели – мыши – кошки). Природные сообщества родного края (два – три примера). Посильное участие в охране природы родного края.

Человек и общество (14 ч)

            Права и обязанности человека по охране природы и окружающей среды (статья 58 Конституции Российской Федерации: гражданин обязан защищать природу и окружающую среду). Право человека на благоприятную среду (статья 42 Конституции).  Российские заповедники. Растения и  животные Красной книги России (условные обозначения Красной книги России, изображение животных Красной книги России на юбилейных  серебряных и золотых монетах).

           Лента времени. Последовательность смены времен года. Лента времени одного года: зима (декабрь, январь, февраль) –  весна (март, апрель, май) -  лето – (июнь, июль, август) – осень (сентябрь, октябрь, ноябрь). Век – отрезок времени в 100 лет. Лента времени истории строительства Московского Кремля (12 век – деревянный, 14 век – белокаменный, 15 век – из красного кирпича). Имена великих князей, связанных с историей строительства Московского Кремля.

             Города России. Города Золотого кольца. Имена великих князей – основателей городов. (Ярослав Мудрый – Ярославль, Юрий Долгорукий – Кострома, Переславль Залесский). Основные достопримечательности городов Золотого кольца (храмы 16-17 вв., Троице-Сергиева лавра (монастырь) в Сергиеве Посаде – 14 в.: музей «Ботик» в Переславле Залесском; фрески Гурия Никитина и силы Савина в Ярославле и Костроме – 17 в.: «Золотые ворота», Фрески Андрея Рублева в Успенском соборе во Владимире – 12 в.).

              Город Санкт-Петербург. План-карта Санкт-Петербурга (18 в.). Строительство города. Санкт-Петербург – морской и речной порт. Герб города. Достопримечательности города. Петровская (Сенатская) площадь, памятник Петру 1 «Медный всадник». Петропавловская крепость (Петровские ворота, Петропавловский собор». Адмиралтейство. Городской остров (домик Петра). Летний сад. Зимний дворец. Эрмитаж.

     

Правила безопасного поведения

             Правила поведения в быту с водой, электричеством, газом. Соблюдение правил техники безопасности при проведении опытов  со стеклянным термометром.

             Повышение температуры тела как один из серьезных поводов обратиться за помощью (советом) к взрослым.

             Соблюдение правил безопасного поведения на дороге при гололеде (учет дополнительного времени, походка, положение рук и школьного рюкзака, дополнительная опасность при переходе дороги на «зебре»).

            Быстрая помощь человеку, на котором  тлеет (загорелась) одежда.

            Правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, и местах торфяных разработок. Правила безопасного поведения у водоёмов весной (ледоход), летом  (купание, переправа через водные пространства).

             Правила безопасного поведения при обнаружении следов Великой Отечественной войны (заржавевшие патроны, гранаты, мины). Телефон службы спасения МЧС.

           

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Содержательный блок «Человек и природа»:

  • расширение представлений о модели Земли – глобусе;
  • знакомство с новыми терминами «океан», «материк»;
  • получение первоначальных сведений об океанах и материках нашей планеты;
  • нахождение на глобусе необходимых географических объектов;
  • получение и применение первых представлений о картах, их разнообразии и назначении;
  • знакомство с новыми понятиями «план местности», «холмы», «овраги»;
  • нахождение сторон горизонта на местности по различным признакам природы, с помощью компаса;
  • получение первых представлений о телах и веществах, об атомах;
  • повторение известных свойств воды, изучение состояний воды в природе, знакомство с термометром;
  • обогащение и использование в ходе опытов, наблюдений знаний о превращениях воды в природе, об осадках, о растворимых и нерастворимых веществах;
  • знакомство с воздушным океаном Земли, со свойствами и температурой воздуха;
  • изучение причин движения воздуха вдоль поверхности Земли;
  • формирование первичных представлений о погоде, умений элементарных наблюдений за погодой, работая с дневником наблюдений;
  • знакомство с горными породами, особенностями их разрушения под влиянием температуры и воды;
  • изучения разнообразия минералов и их практического использования человеком;
  • рассмотрение понятий: «полезные ископаемые», месторождение», «руда», «сплавы»;
  • ознакомление с процессом почвообразования;
  • постановка опытов, изучения состава почвы;
  • изучение многообразия растительного и животного мира леса и возможностей их совместного обитания;
  • расширение первичных представлений о луге, поле, болоте, лесе, реке, озере;
  • освоение материала, связанного с охраной природы родного края, знакомство с заповедными местами России, с растениями и животными из Красной книги России;
  • уточнение представлений о развитии (размножении) насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих;
  • проведение наблюдений, постановка опытов.

Содержательный блок «Человек и общество»:

  • описание на основе иллюстрации объектов, выделение их основных существенных признаков;
  • проведение сравнений, выбор правильного ответа;
  • работа с источниками информации (учебник, тетрадь, хрестоматия);
  • самостоятельное маркирование;
  • повторение материала о значении воды в жизни человека и общества, обсуждение необходимости сбережения воды;
  • формирование умений учебного сотрудничества – умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности; формирование умений работы с учебными текстами, участие в диалоге;
  • расширение представлений о ленте времени, уточнение знаний о месяце, годе, веке; размещение на ленте времени по соответствующим эпохам дат исторических событий, известных имен исторических деятелей и памятников культуры;
  • повторение основных событий, связанных с изменением облика Московского Кремля (сосновый, дубовый, белокаменный, краснокаменный) с 12 по 15 век;
  • изучение Золотого кольца России, знакомство с Санкт - Петербургом;
  •  выступление с сообщениями и докладами на заседаниях научных клубов;
  • моделирование (составление маршрута экскурсии).

     Содержательный блок «Правила безопасного поведения»:

  • повторение материала о способах ориентирования на местности, изучение правил безопасного поведения в лесу;
  • обсуждение ситуаций, связанных с использованием правил безопасного поведения у водоемов в разное время года;
  • актуализация и применение знаний о поведении в ходе проведения экскурсий;
  • классификация знаний о важности здоровья для человека, сформирование начальных представлений о том, как следует заботиться о здоровье, воспитывать ответственное отношение к своему здоровью;
  • обсуждение основных правил дорожного движения; опасностей, подстерегающих при общении с незнакомыми людьми, при встрече с оставленными предметами;
  • обсуждение проблем, связанных с безопасностью в своем доме;
  • использование правил безопасного обращения с электроприборами, с газовыми установками.  

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 3-го года обучения

В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:

       •   характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения;

       •   находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;

•   определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;

сравнивать и различать формы земной поверхности;    

                •      находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название;  

  • моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина ;
  • проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоемы»;
  • называть, сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, река, озеро, пруд, болото);
  • находить на физической карте разные водоемы и определять их название;
  • характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;

•   ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во время экскурсий;

  • приводить примеры веществ;

• сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;

•   исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства; измерять температуру воды с помощью градусника;

  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха, характеризовать эти свойства; измерять температуру воздуха с помощью градусника;
  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах воды (в жидком, газообразном и твердом состояниях), о растворах в природе, о свойствах воздуха, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • сравнивать  воды и воздуха;
  • следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
  • характеризовать круговорот воды в природе;
  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) состав почвы;
  • характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности);
  • обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы;
  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний ((Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых;
  • различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры использования полезных ископаемых в хозяйстве человеком (на примере своей местности);
  •  извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема);
  • проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» - ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края; использование водоемов;
  •   характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности);
  • извлекать по заданию учителя  необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о безопасном поведении в лесу и у водоемов, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края в предложенной форме (дневник наблюдений, условные обозначения);
  • опытным путем выявлять условия, необходимые для жизни растений;
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
  • определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ;
  • называть представителей растительного и животного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;
  • называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу России;
  • понимать необходимость соблюдения правил безопасности в походах в лес, в поле, на луг;
  • использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
  • использовать оглавление, словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского  языка, карты, глобус, Интернет адреса для поиска необходимой информации.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о природных сообществах , готовить доклады и обсуждать полученную информацию;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (экономия полезных ископаемых: воды, газа, топлива) и в природе (бережное отношение к почве, растениям, диким животным);
  • обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья (повышение температуры тела);        
  • выполнять правила безопасного поведения в природе (в лесу, в поле), оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.

В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:

  • описывать достопримечательности Московского Кремля;
  • различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля, соотносить конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;
  • находить место изученного события на ленте времени;
  • находить на карте Российской Федерации города «Золотого кольца», город Санкт – Петербург;
  • описывать достопримечательности Санкт – Петербурга и городов «Золотого кольца»;
  • извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о достопримечательностях Санкт – Петербурга, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
  • находить дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка).

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей, конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;
  • находить на ленте времени место изученного исторического события;
  •  проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы и окружающей среды, записанные в Конституции Российской Федерации;
  • Использовать дополнительные источники информации (словари учебников и Интернет – адреса).

В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:

  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в лесу в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
  • понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в гололед;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях;
  • работать с оглавлением учебника: находить нужную помощь о правилах безопасного поведения.
  • Обучающиеся получат возможность научиться:
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья;
  •  соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
  • соблюдать правила безопасного поведения в гололед;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в природе.

учебно- методическое обеспечение

1.Чуракова Р. Г. Пространство натяжения смысла в учебно - методическом комплекте «Перспективная начальная школа»

( Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения).–М.: Академкнига/Учебник.

2.Чуракова Р. Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. – М.: Академкнига/Учебник.

   Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. Под ред. Р. Г. Чураковой – М.:  

   Академкнига/Учебник.

3. Федотова О.Н., Трафимова Г. В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. В 2 ч. - М.: Академкнига/Учебник.

4.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы № 1, № 2. Академкнига/Учебник.

5.Федотова О.Н., Трафимова ЕВ., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник. Федотова О.Н., Трафимова              

6. Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Методическое пособие для учителя. — М. Учебник.

Материально-техническое обеспечение

Интернет-ресурсы.

       1. Образовательные проекты портала «Внеурочка.ру» (Окружающий мир: задания, тесты, наглядные и занимательные материалы). –    

          Режим доступа: www.vneuroka.ru

3. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru

4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.info/about/193

5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: www.festival.1september.ru

6. Поурочные планы: методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа: www.uroki.ru

7. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа: www.km.ru/ed

     Информационно-коммуникативные средства.

1. Образовательный  комплекс  «1С: Школа. Игры и задачи. 1–4 классы» (DVD).

2. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия (CD).

3. Диски: Природа и человек: Тесты.

   Наглядные пособия:1). натуральные живые пособия  - комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой  природы; 2). гербарии; семена и плоды растений; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;3). коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;4). изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;5). географические и исторические карты;6). предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества;7). приборы, посуда, инструменты для проведения практических работ, а также разнообразный раздаточный материал;8). измерительные приборы: весы, термометры, сантиметровые линейки, мензурки;9). экскурсионное снаряжение, в том числе складные лупы, компасы, бинокли, садовые совки, рулетки;10). набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы.

Технические средства обучения.

1. Проектор

2.Интерактивная доска

3. Компьютер

Учебно-практическое оборудование.

1. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.

2.Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, таблиц и др.).

4. Измерительные приборы: весы, термометры, измерительные линейки, мензурки.

5.Набор популярных иллюстрированных определителей объектов природы (минералов, растений, животных и т. п.).

Специализированная мебель.

Компьютерный стол.

ПЕРЕЧЕНЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Дополнительная литература.

2. Растения России [Текст]: школьный словарик. – М.: ВАКО, 2011.

3. Планеты. Звезды. Созвездия [Текст]: школьный словарик. – М.: ВАКО, 2011.

4. Праздники России [Текст]: школьный словарик. – М.: ВАКО, 2011.

5. Животные России [Текст]: школьный словарик. – М.: ВАКО, 2011.

6. Птицы России [Текст]: школьный словарик. – М.: ВАКО, 2011.

7. Реки, моря, озера, горы России [Текст]: школьный словарик. – М.: ВАКО, 2011.


Дата

Тема

урока

Тип

урока

Планируемые результаты

Харак

терис

тика

деятель

ности

учащихся

ИКТ

предметные

метапредметные

личностные

обучаемый

научится

обучаемый

получит

возможность

научиться

Изображение Земли на глобусе (5 )

1

Наш мир знакомый и загадочный.

Изучение нового

Характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения

Знать признаки неживой

и живой природы; различать объекты неживой и живой природы

Р:  принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; формулировать собственное мнение и позицию; П: поиск и выделение необходимой информации работа с содержанием, иллюстрациями; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

К: коммуникация как кооперация: распределение работы с соседом по парте

Учебно-познавательный интерес к новому материалу

Коллективная, индивидуальная

Презентация

2

Глобус – модель земного шара

Характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения

Знать, что глобус – модель земного шара; понятия «меридианы», «параллели», «нулевой меридиан», «экватор»;находить на глобусе меридианы, параллели, Северный и Южный полюсы, Северное и Южное полушария

П: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация)

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Коллективная, работа в парах

3

Материки

и океаны

на глобусе

Комбинированный

Находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия

Знать термины «материки», «океаны»; находить на глобусе материки и океаны

П: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Работа в

группах

4

Формы поверхности Земли.

Обобщение изученного

Сравнивать и различать формы земной поверхности

Знать формы поверхности – равнины и горы; различать равнины

и горы на глобусе

К: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения

Коллективная, индивидуальная

Презентация

5

Проверочная работа по разделу: «Изображение Земли на глобусе»

Урок-контроль

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Индивидуальная

О чем рассказала карта (9ч)

6

Географическая

карта 

Изучение нового

Характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения

Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения

Коллективная, работа в парах

7

Практическая работа «Работа с физической и контурной картами России»

Практическая работа

Находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название

К: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем

Работа в

группах

8

План местности.

Практическая работа: «Элементарные приемы чтения плана местности»

Урок-соревнование

Характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края; составлять план местности

П: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Коллективная, работа в парах

9

Основные формы поверхности земли: горы, равнины, холмы, овраги

Комбинированный

Моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина

Знать понятия «холмы», «овраги»; способы изображения земной поверхности; называть части холма (вершина, подошва, склон); определять виды склонов (пологий, крутой); называть части оврага (вершина, устье, дно, склоны); рассказывать о вреде, который приносят природе и хозяйственной деятельности человека овраги, и о мерах борьбы с ними

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Коллективная, индивидуальная

Презентация

10

Экскурсия «Основные формы поверхности родного края»

Экскурсия

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоемы»

Знать правила поведения

в природе; определять формы земной поверхности родного края

К: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Коллективная, работа в

группах

11

Стороны горизонта

Изучение нового

Ориентироваться на местности с помощью компаса

Знать понятия «горизонт», «линия горизонта»; основные

и промежуточные стороны горизонта; определять стороны горизонта на местности с помощью солнца

П: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Коллективная, индивидуальная

Презентация

12

Ориентирование на местности. Компас

Обобщение изученного

Ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам

Знать устройство компаса

и правила работы с ним; находить стороны горизонта на местности по разным признакам природы; находить стороны горизонта с помощью компаса

К: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Работа в

группах

13

Практическая работа «Определение сторон горизонта по компасу»

Практическая работа

Ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во время экскурсий

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Коллективная, работа в парах

14

Проверочная работа «О чем рассказала карта».

Урок-контроль

Ориентированию на местности. Определению сторон горизонта с помощью компаса

Иметь представление о географических картах, их разнообразии и назначении; работать с картой; выполнять задание на контурной карте

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем

Индивидуальная

Из чего все на свете (4 часа)

15

Тела, вещества, частицы

Изучение нового

Приводить примеры веществ; сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы

Знать, что каждое тело состоит из веществ. Иметь представления о телах и веществах, о телах искусственных и природных, о телах живой и неживой природы, о мельчайших частицах, из которых состоят вещества (об атомах); ставить и проводить опыты; определять тела, вещества и частицы; различать тела искусственные и тела живой и неживой природы

К: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Коллективная, индивидуальная

16

Твердые вещества, жидкости и газы

Комбинированный

Сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы

Знать тела, вещества, частицы (молекулы); в любом теле все частицы находятся в постоянном движении; проводить опыты; различать тела, вещества, частицы

П: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация)

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные  поступки можно оценить как хорошие или плохие

Коллективная, работа в парах

17

Вода – необыкновенное вещество

Обобщение изученного

Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях,

характеризовать эти свойства

Знать свойства воды; что вода в природе находится в трех состояниях; определять состояние воды; проводить опыты и наблюдения

П:ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Коллективная, работа в парах

01/11

18

Проверочная работа по разделу «Вещества»

Урок-контроль

Твердые, жидкие, газообразные вещества

П: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация)

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Урок-контроль

Вода и ее свойства (5 ч)

12/11

19

Практическая работа «Свойства воды

в жидком состоянии»

Практическая

работа

Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний

Знать свойства воды при нагревании и охлаждении; проводить опыты, формулировать выводы, фиксировать выводы в письменном виде

К: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Работа в

группах

15/11

20

Термометр и его устройство.

Практическая работа «Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра»

Изучение нового

Измерять температуру воды с помощью градусника

Знать устройство термометра; правила пользования ртутным термометром; пользоваться термометром; определять температуру воды; проводить исследовательскую работу

П: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Коллективная, индивидуальная

19/11

21

Практическая работа «Свойства воды в

твёрдом состоянии»

Практическая

работа

Исследовать (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства

Знать свойства льда; делать выводы

о свойствах льда, о практическом применении свойств

воды

К: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

Коллективная, индивидуальная

22/11

22

Практическая работа «Свойства воды в газообразном состоянии»

Практическая

работа

Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства

Знать три состояния воды

в природе; свойства водяного пара; определять свойства водяного пара в опытах и на-блюдениях

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную

проблему

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Работа в

группах

26/11

23

Проверочная работа по разделу «Вода и её свойства»

Урок-контроль

Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды. Простейшему измерению температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра

Знать свойства воды при нагревании и охлаждении; проводить опыты, формулировать выводы, фиксировать выводы в письменном виде

П: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация)

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем

Индивидуальная

Чудесные превращения воды в природе (5 часов)

29/11

24

Круговорот воды в природе. Вода в природе и её разные состояния

Изучение нового

Исследовать свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях,

характеризовать эти

свойства

Иметь представление о круговороте воды в природе; доказывать круговорот воды в природе

К: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Коллективная, индивидуальная

Презентация

03/11

25

Туман, облака, осадки

Комбинированный

Характеризовать круговорот воды в природе

Знать превращение воды

в туман, облака; разные виды; иметь представление об осадках, выпадающих из облаков (дождь, снег, град), и об осадках, выделяющихся непосредственно из воздуха
(туман, роса, иней, изморозь); проводить исследовательскую работу; определять виды облаков

К: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Коллективная, работа в парах

Презентация

06/11

26

Вода как растворитель. Природные растворы и их значение

Комбинированный

Характеризовать круговорот воды в природе

Иметь представление о том,

что вода – растворитель.

Знать растворимые и нерастворимые вещества;  делать фильтр; простейшими способами определять растворимые и нерастворимые вещества

П: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Работа в

группах

10/12

27

Значение воды в жизни человека. Способы очистки

воды

Обобщение изученного

Готовить доклады и

обсуждать полученные сведения

Знать о значении природных растворов; проводить опыты; определять с помощью мерного цилиндра степень прозрачности воды

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

Коллективная, индивидуальная

13/12

28

Проверочная работа по разделу: «Круговорот воды в природе»

Урок-контроль

Водоемы, их использование человеком, охрана воды

Знать о значении воды

в жизни человека; способы очистки воды от морской соли; охранять водные богатства

П: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация)

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем

Индивидуальная

Воздух и его свойства (4 часа)

17/12

29

Атмосфера – воздушный океан

Земли

Изучение нового

Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха, характеризовать эти

свойства

Иметь представления о воздушном океане Земли – атмосфере; проводить опыты; показывать, что воздух, окружающий нас, присутствует в твердых телах и  воде

К: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Коллективная, работа в парах

20/12

30

Воздух – это смесь газов

Комбинированный

Исследовать  свойства  воздуха, характеризовать эти свойства

Знать, что воздух – смесь газов, содержащая примеси; свойства кислорода и углекислого газа; что при горении

и при дыхании расходуется кислород; определять свойства кислорода и углекислого газа

П: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Коллективная, индивидуальная

24/12

31

Практическая работа «Свойства воздуха»

Практическая

работа

Исследовать свойства  воздуха, характеризовать эти свойства

Знать о практическом применении свойств воздуха человеком; что теплый воздух легче холодного.

Уметь с помощью опытов доказать, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается, что теплый воздух легче холодного

К: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Работа в

группах

27/12

32

Проверочная работа по разделу «Воздух и его свойства»

Урок-контроль

Твердые, жидкие, газообразные вещества. Свойства воздуха

Уметь с помощью опытов доказать, что воздух занимает пространство, что его можно сжать, взвесить, что при нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается, что теплый воздух легче холодного

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную

проблему

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем

Индивидуальная

Движение воздуха (4 часа)

33

Температура воздуха. Измерение температуры воздуха с помощью термометра

Изучение нового

Измерять температуру

воздуха с помощью градусника

Знать, что вода нагревается медленнее, чем суша, и медленнее отдает полученное тепло воздуху. Иметь представление о том, почему земная поверхность нагревается неодинаково; измерять температуру воздуха с помощью термометра

П: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

Коллективная

34

Ветер. Причина движения воздуха вдоль

поверхности Земли

Комбинированный

Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах воздуха

Знать причину движения воздуха вдоль поверхности Земли; о созидательной и разрушительной работе ветра

в природе и жизни; приборы «флюгер» и «анемометр»; пользоваться флюгером и анемометром.

Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Коллективная, работа в парах

35

Погода и причины её изменения

Обобщение изученного

Готовить доклады и

обсуждать полученные сведения

Иметь представление о погоде. Знать, от чего зависит погода, почему погода непостоянна; как изучают погоду;  вести элементарные наблюдения за погодой, работая с дневником наблюдений

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Коллективная, индивидуальная

36

Проверочная работа по разделу: «Движение воздуха»

Урок-контроль

Простейшему измерению температуры воздуха

с помощью термометра.

Наблюдению в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов

Знать о свойствах воды и воздуха, их значении в природе и жизни человека.

П: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация)

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем

Индивидуальная

Тайны недр Земли (7 часов)

37

Горные породы как природные тела. Виды горных пород, их происхождение

Изучение нового

Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых

Знать, что горные породы – природные тела, из которых сложены не только горы, но

и поверхность суши Земли

и дно океанов; виды горных пород; происхождение магматических и осадочных горных пород

К: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

Работа в

группах

Презентация

38

Разрушение

горных пород

Комбинированный

Готовить доклады и

обсуждать полученные сведения

Знать, что осадочные горные породы образуются из вулканических при выветривании; наблюдать за проведением учителем опытов, иллюстрирующих разрушение горных пород под влиянием температуры и воды

П: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Коллективная, работа в парах

Презентация

39

Минералы.

Практическая работа «Сравнение минералов по твердости»

Комбинированный

Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах полезных ископаемых

Иметь представление о минералах как составных частях горных пород.

Знать, из каких минералов состоит гранит; разнообразие минералов, их практическое использование человеком; выполнять практическую работу

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Коллективная, индивидуальная

Презентация

40

Полезные ископаемые. Горючие, рудные и строительные полезные ископаемые, их значение в жизни

человека

Комбинированный

Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых

Знать понятия «полезные ископаемые», «сплав», «металлы», «месторождение», «руда»; горючие, рудные и строительные полезные ископа-емые, их значение в жизни человека; называть свойства песка, глины, мрамора, гранита

К: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе,

сотрудничать в совместном решении проблемы

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

Коллективная, работа в парах

Презентация

41

Практическая работа «Свойства полезных ископаемых»

Практическая работа

Исследовать в парах свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых

Знать свойства полезных ископаемых; пределять свойства известняка, мрамора, песка, глины по данному плану

П: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица)

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем

Коллективная, работа в парах

42

Использование и охрана полезных ископаемых

Обобщение изученного

Характеризовать свойства полезных ископаемых

Охранять полезные ископаемые и бережно относиться к богатствам природы; работать с учебными текстами

П: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Коллективная

43

Проверочная работа по разделу: «Тайны недр Земли»

Урок-контроль

Знать свойства полезных ископаемых; определять свойства известняка, мрамора, песка, глины по данному плану

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем

Индивидуальная

«1х1»

Почва (5 часов)

44

Почва как единство живой и

неживой природы. Образование почвы

Изучение нового

Характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы

Знать горные породы; процесс почвообразования (выветривание горных пород, взаимодействие всех компонентов природы – солнечного тепла, воды, воздуха, живых организмов); понятие «цепь питания»; работать с оглавлением учебника, учебными текстами; составлять цепи питания

К: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Работа в

группах

Презентация

45

Почва и ее состав

Комбинированный

Обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы

Знать, что почва – продукт взаимодействия факторов

живой и неживой природы;

что такое цепи питания; состав почвы (минеральные соли, перегной, воздух, вода, песок, глина); что такое плодородие почвы; изучать состав почвы; проводить опыты и наблюдения; делать выводы

П: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация)

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Коллективная, индивидуальная

Презентация

46

Экскурсия «Исследование почвы родного края»

Экскурсия

Характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы

Знать правила поведения

на экскурсии; изучать состав почвы; проводить опыты и наблюдения; делать выводы

К: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

Коллективная, работа в парах

47

Мероприятия по охране почв в родном крае

Обобщение изученного

Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения

Знать значение почвы; мероприятия по охране почв

 в родном крае; договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности; обсуждать проблему

П: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Коллективная, индивидуальная

Презентация

48

Проверочная работа по разделу: «Почва»

Урок-контроль

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем

Индивидуальная

Природные сообщества (7 часов)

49

Лес как природное сообщество и его обитатели

Изучение нового

Характеризовать природные сообщества на примере леса

Иметь представление о природном сообществе.

Знать многообразие растительного и животного мира леса и возможность их совместного обитания; раскрывать связи, которые существуют между обитателями леса; составлять цепи питания, существующие

в сообществе – лес

П: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация)

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

Коллективная, работа в парах

Презентация

50

Луг как природное сообщество и его обитатели

Комбинированный

Характеризовать природные сообщества на примере луга

Знать многообразие растительного и животного мира луга и возможность их совместного обитания; раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга; составлять цепи питания, существующие

 в сообществе – луг

П: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Коллективная, индивидуальная

Презентация

51

Поле как природное сообщество и его обитатели

Комбинированный

Характеризовать природные сообщества на примере поля

Знать, что поле – искусственно созданное человеком природное сообщество для выращивания культурных растений; многообразие растительного и животного мира поля и возможность их совместного обитания; раскрывать связи, которые существуют между обитателями поля; составлять цепи питании, существующие

в сообществе – поле

К: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Работа в

группах

Презентация

52

Пресные водоемы как природное сообщество и их обитатели

Комбинированный

Характеризовать природные сообщества на примере водоема

Знать искусственные и естественные водоемы; многообразие растительного и животного мира пресного водоема и возможность их совместного обитания; раскрывать связи, которые существуют между обитателями пресного водоема; составлять цепи питания, существующие в сообществе – пресный водоем

П: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица)

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Коллективная, работа в парах

Презентация

53

Болото как природное сообщество и его обитатели

Комбинированный

Характеризовать природные сообщества на примере болота

Знать многообразие растительного и животного мира болота и возможность их со-вместного обитания; раскрывать связи, которые существуют между обитателями болота; составлять цепи питания, существующие в сообществе – болото

К: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем

Работа в

группах

Презентация

54

Экскурсия «Природные сообщества родного края и их обитатели»

Экскурсия

Проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» – ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края

Знать многообразие растительного и животного мира родного края и возможность их совместного обитания; раскрывать связи, которые существуют между обитателями природных сообществ родного края; составлять цепи питания, присущие этим сообществам

П: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

Коллективная, работа в парах

55

Проверочная работа по разделу «Природные сообщества»

Урок-контроль

Знать понятие «природное сообщество»; анализировать связи

в каждом из изученных природных сообществ

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем

Индивидуальная

Человек и природные сообщества (6часов)

56

Значение лесов.

Необходимость бережного

отношения к лесным

богатствам

Изучение нового

Обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе

Знать значение леса для природы и для жизни человека; охранять природные богатства

П: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация)

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Коллективная, индивидуальная

57

Значение луга в жизни человека, мероприятия по его охране

Комбинированный

Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ

Знать о значении луга в жизни человека, о мероприятиях по охране лугов; о многообразии растительного и животного мира луга и возможности их совместного обитания; раскрывать связи, которые существуют между обитателями луга; составлять цепи питания, присущие сообществу луга

К: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Коллективная, работа в парах

Презентация

58

Значение болот в жизни человека и их охрана

Комбинированный

Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ

Знать об опасности прогулок около болот; о значении болот в природе и жизни человека; выполнять правила безопасного поведения на

болотах

П: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Коллективная

59

Реки и озера родного края, их практические использование людьми

Комбинированный

Соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства

Знать реки и озера России и родного края; показывать на карте реки и озера; выполнять правила поведения у водоемов

К: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей

Работа в

группах

60

Человек – защитник природы. Охрана природных богатств

Обобщение изученного

Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе

К: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

Коллективная, работа в парах

61

Проверочная работа по разделу

«Человек и природные сообщества»

Урок-контроль

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем

Индивидуальная

Путешествие в прошлое 7 часов)

62

Лента времени.

Практическая работа «Определение последовательности исторических событий»

Изучение нового

Различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля, соотносить конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры

Иметь представлении о ленте времени. Знать понятия «месяц», «год», «век»;

основные события, связанные с изменением облика Московского Кремля с XII по XV век; ориентироваться

по ленте времени

П: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация)

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Коллективная, индивидуальная

63

Наследие городов Золотого кольца России

Обобщение изученного

Описывать достопримечательности Московского Кремля

Знать города России; называть города России, их достопримечательности; показывать на карте города России

К: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Работа в

группах

64

Коллективный проект «Путешествие по

Золотому кольцу

России»

Урок-проект

Находить на карте Российской Федерации города Золотого кольца, город Санкт-Петербург;

описывать достопримечательности Санкт-Петербурга и городов

Золотого кольца

П: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем

Коллективная, индивидуальная

65

Путешествие

по Санкт-Петербургу

Комбинированный

Описывать достопримечательности Санкт-Петербурга

Знать историческое значение и основные достопримечательности Санкт-Петербурга; показывать Санкт-Петербург на карте; рассказывать об основных достопримечательностях города

Р: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

Коллективная, индивидуальная

66

Путешествие по Санкт-Петербургу

Обобщение изученного

Описывать достопримечательности Санкт-Петербурга

К: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы

Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

Работа в

группах

67

Экскурсия «Достопримечательности родного края»

Экскурсия

Находить дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии)

Знать историческое значение и основные достопримечательности родного города (поселка), родного края; показывать родной город (поселок) на карте; рассказывать о его основных досто-примечательностях

П: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи

Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем

Коллективная, индивидуальная

68

Обобщение «Мы и окружающий мир»

Обобщение изученного

Готовить доклады и обсуждать полученные сведения

К: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев

Работа в

группах



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа" 4 класс

Рабочая программа состоит из  разделов1 Поянительная записка2.Общая характеристика курса3.Описание места учебного предмета в учебном плане4. Ценностные ориентиры содержания ученого предмета.5.Кал...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс.

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 1 класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ  УМК "ПЕРСПЕКТИВНАЯ НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА" 3 класс...

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 2 класс

Рабочая программа по окружающему миру. УМК "Перспективная начальная школа". 2 класс...

Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 1-4 классов. УМК "Начальная школа 21 века"

Рабочая  программа по окружающему миру адресована учащимся  1 ступени начального общего образования. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Рабочая программа по окружающему миру УМК "Перспективная начальная школа" 1 класс

Данная программа разработана для учащихся 1 класса в соответствии с ФГОС....