Конспект урока
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Тема: Значение кровеносной системы 4 класс по системе Занкова

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЫ

И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

4 КЛАСС

Тема: Значение кровеносной системы. Путь крови.

Цель: Продолжать знакомить обучающихся со значением, составом и свойствами крови.

Прививать навыки здорового образа жизни.

Развивать познавательную активность.

Оборудование: муляж сердца, таблица – «Кровеносная система».

Ход урока

Организационный момент.

Человек познал природу

В тайны мира он проник.

Знает все о всем, но все – же

У него вопрос возник:

Все ли знаю о себе я,

Как живет мой организм,

И полезно для здоровья,

То, что делать я привык?

Вопросов больше, чем ответов.

Кто даст полезный мне совет?

Что мы ответим человеку?

Если вопрос такой возник?

Ответ возьмешь из умных книг!

Проверка усвоения предыдущей темы.

Сейчас мы вспомним материал предыдущего урока.

Разгадав кроссворд, вы узнаете отгадку к загадке и вспомните основные понятия из темы «Значение кровеносной системы. Кровь»

  День и ночь стучит оно,

Словно бы заведено.

Будет плохо, если вдруг

Прекратится этот стук. (Сердце)

КРОССВОРД.

1. Что переносит кровь по всем тканям?(8 букв – кислород).

2. Как по – другому можно назвать белые и красные ….( 6 букв – тельца)

3. Как называются пластинки, которые помогают крови сворачиваться? ( 10 букв – тромбоциты)

4. Препарат, которым нужно смазать кожу вокруг ранки.( 3 буквы – йод)

5. Белые кровяные клетки. (9 букв – лейкоциты)

6. Защита человека от заболевания (9 букв – иммунитет)

Какова же отгадка? Сердце. Показ муляжа.

Сообщение темы и целей урока

Как вы думаете,  что мы будем изучать сегодня на уроке?

Сегодня мы продолжим изучение кровеносной системы.

И в течение урока нам предстоит найти ответы на следующие вопросы:

 - Что заставляет кровь двигаться?

- По какому пути кровь добирается до каждого органа, до каждой клеточки организма человека?

- Почему в сердце не смешивается артериальная кровь и венозная?

Практика под руководством учителя

- Приложите руку к левой  стороне груди.

- Что вы чувствуете? (Как бьется сердце.)

- Что такое сердце? Прочитайте об этом на с. 36 – 38 (до вопроса)

- Что собой представляет сердце? (Особая мышца)

Обобщение

Показ муляжа.

Сердце – центральный орган кровеносной системы, нагнетающий кровь в артерии и обеспечивающий ее возврат по венам. Это мускульный орган, который в отличие от других мускулов никогда не устает.

- Каковы размеры сердце? Сожмите кулак. Вот таких размеров ваше сердце.

- Какую работу выполняет сердце? (Гонит кровь по сосудам)

Ответим на первый вопрос, который я задала вам в начале урока.

Наблюдения.

Посмотрите на запястье. Что вы видите? (Голубые линии кровеносных сосудов).

Как называются эти сосуды? (Вены и артерии).

Показ на таблице.

Как видим, сосуды расположены не по всей поверхности. Почему же тогда отовсюду, где рана, течет кровь?

( Есть еще боле мелкие сосуды – капилляры очень тоненькие, тоньше волоса. Капилляры  - от латинского слова волосной)

Изучение темы урока

Самостоятельная работа в парах

Прочитайте текст на с. 38 – 39.

Составьте сообщение о том, как кровь движется по кровеносному кругу.

Рассмотрите рисунок на стр. 37.

Рефлексия.

Демонстрируется движение крови по организму человека при помощи капельки крови, по таблице «Кровеносная система».

Сообщения детей.

Обобщение.

Совершая полный круг кровообращения, кровь дважды проходит через сердце. В первый раз кровь из правого желудочка сердца попадает в легкие. Там она насыщается кислородом, который ты вдыхаешь. Затем она попадает в левое предсердие, откуда поступает к остальным частям тела и снабжает их кислородом и другими питательными веществами. После этого кровь возвращается к сердцу, и цикл начинается сначала.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Работа в тетради с. 26 № 51

ЭКСПЕРИМЕНТ.

Проведем эксперимент.

- Приложите пальцы на запястье на артерию, что чувствуете? Что это? Это ритм сердца – пульс.

Посчитайте пульс в спокойно состоянии, запишите результат.

( Засекаю 15 секунд, учащиеся считают количество ударов, затем полученное число  умножают на 4 ) Почему * на 4 ?

 - По команде делаем 10 глубоких приседаний(звучит музыка)и снова считаем, результат записываем в тетрадь.

Делаем вывод.

Сравните с предыдущим результатом. Что можете сказать? Объясните, почему получили такой результат?

Когда вы обращаетесь к таким видам деятельности, которые требуют усилий, например, бегаете, то вашим мышцам нужно больше кислорода, так как они работают напряженнее. Сердцу также приходится работать интенсивнее, перекачивая кровь по вашему организму быстрее, чтобы обеспечить его кислородом. Если кровь не доберется до мышц быстро, то они не получат достаточного количества  кислорода и начнут болеть. Это явление называется усталостью мышц.

РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЕЙ С. 37

Нам осталось ответить на 3 вопрос

- Почему кровь не смешивается в сердце?

Ответы детей.

Объяснение учителем.

Показ на муляже.

Сердце разделено продольной перегородкой на не сообщающиеся между собой половины – правую и левую.

В правой течет венозная кровь, а в левой – артериальная. В верхних частях обеих половин расположены предсердия, в нижних – правый и левый желудочки. Таким образом, как и у других млекопитающих, сердце человека разделено на 4 камеры.

Кровь течет в нужном направлении благодаря односторонним клапанам между полостями. В клапанах есть выступы, которые открываются, когда кровь проходит через клапан. Затем закрываются, чтобы кровь не потекла в обратном направлении. При закрытии клапана возникает звук, который мы называем «биение сердца»

Итог урока

Тест:

- Что заставляет кровь двигаться?

1. почки

2.печень

3.сердце

- Какого цвета артериальная кровь?

  1. черная
  2. желтая
  3. белая
  4. алая

- Какого цвета венозная кровь?

  1. зеленая
  2. темно – вишневая
  3. фиолетовая
  4. синяя

- Какие сосуды называются артериями?

  1. Тонкие
  2. Несущие кровь от сердца к капиллярам

- Какие сосуды называются венами?

  1. Крупные и толстые.
  2. несущие кровь к сердцу.

- Какой орган выполняет работу по очистке крови?

- Что происходило у  модниц 19 века, которые затягивали тело в карсет, желая иметь «осиную» талию?

Вы найдете ответы дома на с. 40 – 41

Тетрадь с. 25 №50, с. 26 № 52

Рефлексия урока.

- Какие важные сведения вы получили для себя?

- Где могут пригодиться  вам эти сведения?

Я благодарю вас за урок, все сегодня работали  хорошо.

Спасибо за урок!  



Предварительный просмотр:

САМОАНАЛИЗ  УРОКА

Мы

 и окружающий мир.

4 класс (Система Л.В.Занкова)

Авторы учебника: Н.Я.Дмитриева, А.Н Казаков

Анализ урока – это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения учащихся.

Мое настроение отличное и впечатление от урока хорошее. Собой и детьми я довольна. Все что задумала, выполнила. Дисциплина на уроке соответствовала его структуре.

Поставленные мною задачи достигнуты. Учебный процесс протекал оптимально. Воспитание, обучение и развитие учащихся осуществлялось целенаправленно на всех этапах урока.

        В течение всего урока формировался познавательный интерес школьников. Взаимосвязь в формировании ЗУН учащихся достигается через разнообразные методы и приемы работ на уроке: разгадывание кроссворда, логические задачи, практические работы., наблюдения, эксперимент.

Организация труда на уроке соблюдалась.

Урок проводится по тематическому планированию.

Данный тип урока – комбинированный. Имеет наиболее сложную структуру:

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний ранее изученного материала и выполнения домашнего задания.

3.Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.

4. Изучение нового материала.

5. Первичная проверка усвоения новых знаний.

6. Первичное закрепление новых знаний.

7. Информация о домашнем задании.

8. Подведение итогов.

Началу урока предшествовала хорошая организация учащихся, полная готовность и быстрое включение и деловой ритм урока.

    Проверка домашнего задания была проведена в форме – разгадывания кроссворда

Тема урока не сообщалась заранее, а родилась в результате поиска ответов на вопросы и выводов. Ученикам дается ключ к обсуждению  - проблемные вопросы. С помощью, которых  дети смогли свободно вступить со мной в диалог.

   Все остальные этапы урока объединены основной дидактической целью – получают первичное представление – о пути движения крови по организму человека, с помощью практических заданий, наблюдений, самостоятельных исследований дети учатся формулировать мысли кратко, ярко, четко, делать выводы.

  Упражнения, используемые на уроке, помогали мне и детям реализовать данные дидактические цели. Содержание материала соответствовало уровню знаний учащихся и программе. Ценно, что оно опиралось на личный опыт детей.  Используются на уроке элементы задачного подхода – кроссворд, загадка, проявлялась автономность суждений детей. Все это способствовало проявлению творческой активности учащихся на уроке. Дети своими мыслями, высказываниями вмешивались в учебный процесс. Я только им помогала упорядочить свои мысли, знания, делать вывод. Поэтому можно отметить процессуальный характер урока.

     Учебная деятельность на уроке разнообразна: групповая, фронтальная, работа в парах. Дети свою деятельность организовали в соответствии с заданными целями и задачами. Эффективно смогли самостоятельно применить изученные ранее знания в оформлении новых понятий.

      В проверке усвоения знаний учащимися новой темы я пытаюсь выявить глубину и понимание ими новых понятий. Для этого на уроке были созданы нестандартные ситуации, требующие от детей мыслительной деятельности, умения установить связи и воспроизвести новые понятия, умения выделить их существенные признаки.

     Информация о домашнем задании дана мной на уроке и в конце урока и сопровождается инструктажем ее выполнения с дифференцированным заданием. По итогу урока видно, что учащиеся усвоили алгоритм темы и применили его  в ответе на вопросы в тесте.  Отметили значимость темы урока.

Все части урока были связаны между собой единой дидактической целью, переходы от одного к другому проводились плавно, почти незаметно.

Например: когда повторили изученные понятия по теме Кровеносная система, дети сами выявили тему и цель урока. Каждый этап был как бы ступенькой к восприятию последующей, более сложной, т.е. постепенно возрастал уровень даваемого материала детям. Все эти приемы помогали мне в достижении триединой дидактической цели, а значит, урок носил образовательный характер.

   Учащиеся работали активно, занятость их прослеживалась в течение всего урока. К уроку отнеслись серьезно, ответственно. Удалось установить контакт с учащимися и создать благоприятный психологический климат. Я довольна своим стилем, методами поведением на уроке. Мне нравится такие приемы и методы проведения уроков. И я часто их принимаю в практике.

   На следующих уроках надо будет больше придумать таких заданий, которые будут иметь самостоятельный характер.

Усилить индивидуальную работу со слабыми учащимися, через работу над тестами, сообщениями, проектами.

     

   

   

   



Предварительный просмотр:

№51

Посчитайте пульс и запишите, сколько ударов делает ваше сердце в 1 минуту:

1) в спокойном состоянии_________________________

2) после 10 приседаний_____________________________

Сделайте вывод:___________________________________

№51

Посчитайте пульс и запишите, сколько ударов делает ваше сердце в 1 минуту:

1) в спокойном состоянии_________________________

2) после 10 приседаний_____________________________

Сделайте вывод:___________________________________

№51

Посчитайте пульс и запишите, сколько ударов делает ваше сердце в 1 минуту:

1) в спокойном состоянии_________________________

2) после 10 приседаний_____________________________

Сделайте вывод:___________________________________

                                                                          №51

Посчитайте пульс и запишите, сколько ударов делает ваше сердце в 1 минуту:

1) в спокойном состоянии_________________________

2) после 10 приседаний_____________________________

Сделайте вывод:___________________________________

№51

Посчитайте пульс и запишите, сколько ударов делает ваше сердце в 1 минуту:

1) в спокойном состоянии_________________________

2) после 10 приседаний_____________________________

Сделайте вывод:___________________________________

№51

Посчитайте пульс и запишите, сколько ударов делает ваше сердце в 1 минуту:

1) в спокойном состоянии_________________________

2) после 10 приседаний_____________________________

Сделайте вывод:___________________________________

                                                                         №51

Посчитайте пульс и запишите, сколько ударов делает ваше сердце в 1 минуту:

1) в спокойном состоянии_________________________

2) после 10 приседаний_____________________________

Сделайте вывод:___________________________________

№51

Посчитайте пульс и запишите, сколько ударов делает ваше сердце в 1 минуту:

1) в спокойном состоянии_________________________

2) после 10 приседаний_____________________________

Сделайте вывод:___________________________________

№51

Посчитайте пульс и запишите, сколько ударов делает ваше сердце в 1 минуту:

1) в спокойном состоянии_________________________

2) после 10 приседаний_____________________________

Сделайте вывод:___________________________________

                                                                 №51

Посчитайте пульс и запишите, сколько ударов делает ваше сердце в 1 минуту:

1) в спокойном состоянии_________________________

2) после 10 приседаний_____________________________

Сделайте вывод:___________________________________

№51

Посчитайте пульс и запишите, сколько ударов делает ваше сердце в 1 минуту:

1) в спокойном состоянии_________________________

2) после 10 приседаний_____________________________

Сделайте вывод:___________________________________

№51

Посчитайте пульс и запишите, сколько ударов делает ваше сердце в 1 минуту:

1) в спокойном состоянии_________________________

2) после 10 приседаний_____________________________

Сделайте вывод:___________________________________

                                                                         №51

Посчитайте пульс и запишите, сколько ударов делает ваше сердце в 1 минуту:

1) в спокойном состоянии_________________________

2) после 10 приседаний_____________________________

Сделайте вывод:___________________________________

№51

Посчитайте пульс и запишите, сколько ударов делает ваше сердце в 1 минуту:

1) в спокойном состоянии_________________________

2) после 10 приседаний_____________________________

Сделайте вывод:___________________________________

№51

Посчитайте пульс и запишите, сколько ударов делает ваше сердце в 1 минуту:

1) в спокойном состоянии_________________________

2) после 10 приседаний_____________________________

Сделайте вывод:___________________________________

        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...