Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по УМК "Перспектива"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Полная рабочая программа с календарно-тематическим планированием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_kl_moya_rabochaya_programma_okruzhayushchiy_mir.doc | 145.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
- Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М.: Просвещение. 2008.
- Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива».- М.: Просвещение, 2011.
Программа «Окружающий мир» разработана в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленного на достижение оптимального общего развития школьников.
Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественнонаучные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ.
Внутренний строй программы определяют важнейшие компоненты культуры — НОРМА, ЦЕННОСТЬ, ИДЕАЛ. Это позволяет представить явление МИР системно — с точки зрения КУЛЬТУРНО-НОРМАТИВНОГО, КУЛЬТУРНО-ЗНАЧИМОГО, КУЛЬТУРНО-ДОЛЖНОГО. Таким образом, детям даётся возможность создать ЦЕЛОСТНУЮ КАРТИНУ МИРА, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.
Благодаря культурологической установке программ «Окружающий мир» может выполнять интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы курса могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения
и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данным курсом факультативы А. А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М. Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е. П. Левитана «Твоя Вселенная».
Многие темы могут быть специально развиты в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». В соответствии с содержанием программы «Окружающий мир» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продлённого дня. Поэтому в конце каждой темы в программе предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой, которую любой учитель может трансформировать согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа.
Смысловым стержнем программы 3 класса явится проблема жизненных циклов в существовании растений и животных, в бытии человека. На уровне, доступном пониманию младшего школьника, будет показана тонкая грань между живым и неживым.
Вначале будет дано представление об общей системе мироздания: планеты и звезды; Земля и Солнце; Луна и ее роль как спутника Земли — и введены понятия о телах и веществах, жидкостях и газах, их основных свойствах, роли в природе и жизни человека.
На этой основе будут показаны условия жизни на Земле: вода, воздух, свет, тепло, взаимосвязь живых организмов с неживой природой и между собой. Как единый ДОМ предстанут перед ребенком и целое мироздание, и отдельные экосистемы на Земле. Будут прослежены жизненные циклы животных в
разных средах обитания: в лесу, на лугу, в водоеме, горах; показан процесс развития живых существ, ведущих как одиночный образ жизни, так и общественный. Одновременно будут вводиться правила поведения в разных природных средах с целью обеспечения безопасности жизни природы и человека.
Как особый уровень культурной организации жизненного цикла будет представлен круг жизни человека в традиционной семье от рождения до кончины. При этом будет раскрыта двуединая сущность человека: 1) человек как живой организм; основные системы органов человека, их роль в организме; 2) человек как духовное существо, обладающее волей и правом выбора на основе освоения базовых культурных ценностей: здоровый образ жизни, нравственные ценности материнства, отцовства, детства, старости; моральные нормы, права и обязанности в семье, школе и общественных местах. Будут введены правила противопожарной безопасности.
Итог программы — мысль об ответственности каждого человека за преемственность культурных ценностей и сохранение круга жизни в природе и культуре.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю. Учебный материал распределён по разделам:
Одной из наиболее важных составляющих духовно-нравственного развития детей в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» (включён в определённые разделы) является семейное и патриотическое воспитание. В наше время, когда воспитательная роль семьи снижена до предела, когда семья как социальный институт стоит на грани выживания, особенно актуально осознанное обращение детей к жизни родителей, а родителей к жизни детей. Поэтому в блоке внеклассной, внешкольной работы особое место уделено возрождению культуры и духовного уровня семьи, а также воспитанию любви к родному дому, городу, краю.
Рассмотрим цели, задачи, механизмы и принципы работы педагогов в этом направлении.
Цели: духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников; развитие эстетического восприятия окружающего мира и гармонического мироощущения через систему уроков и занятий дополнительного образования во второй половине дня.
Задачи. За годы обучения в начальной школе у каждого ребёнка должны быть сформированы основные нравственные качества: отзывчивость, ответственность, доброта, готовность прийти на помощь. Основные задачи: сплочение коллектива класса как единой семьи, психолого-педагогическая работа с семьями учащихся.
Принципы:
— принцип гуманистической направленности воспитания через реализацию личностно-созидательного подхода, уважения уникальности и своеобразия каждого ребёнка;
— принцип преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного воспитания, российского менталитета;
— принцип признания права ребёнка на защиту от тех видов информации, которые представляют опасность для физического, нравственного и духовного здоровья;
— принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьёй, участие родителей в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания, его индивидуальных особенностях, духовно-нравственном становлении ребёнка, повышение психолого-педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания;
— принцип системности в организации жизнедеятельности детей, обеспечивающий целостность становления личности ребенка и комплексность воспитания;
— принцип ценностного подхода.
Календарно – тематическое планирование.
№ п/п | Дата | Тема урока | Примечание |
«Радость познания» (11 часов) | |||
1 | 04.09 | Познание окружающего мира и ответственность человека. Древнегреческая легенда | Р.к.Туле-866 лет |
2 | 05.09 | Способы познания мира: наблюдение, опыт, моделирование, определение природных объектов. Измерительные приборы и инструменты. | П/р «Наблюдение» П/р «Опыт» П/р «Измерение массы» П/р «Измерение длины» |
3 | 11.09 | Источники информации об окружающем мире. Разные типы словарей, справочников, путеводителей. Расположение сведений в изданиях справочного характера. | |
4 | 12.09 | Важнейшие особенности различных учреждений научно-просветительского характера. Посещение научно-просветительских учреждений как способ познания природы и культуры. | Р.к. День района |
5 | 18.09 | План как источник информации об окружающем мире. План местности. Условные знаки плана. Масштаб. | П/р «Туристические планы» |
6 | 19.09 | Карта как источник информации об окружающем мире. Карта мира. Приемы чтения карты. Материки и части света. | |
7 | 25.09 | Отличительные особенности политической карты мира. Информация о странах и народах мира, особенности их культуры. | |
8 | 26.09 | Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя. Роль источников информации при подготовке к путешествию. | |
9 | 02.10 | Старинные и современные средства передвижения. Виды транспорта. Личный и общественный транспорт. | Проект «Любознательный пассажир» |
10 | 03.10 | Средства связи как способ обмена информацией. Виды средств связи. Интернет как способ познания мира. | |
11 | 09.10 | Посещение научно-просветительских учреждений. Экскурсия по родному посёлку. | Экскурсия |
«Мир как дом» (24часа) | |||
12 | 10.10 | Мир природы как единство. Способы отражения древней мысли человечества о единстве мира в различных видах народного творчества. | |
13 | 16.10 | Твердые ела, жидкости и газы. Вещества. Вода – растворитель. | |
14 | 17.10 | Солнце, его значение для жизни на Земле. Особенности Солнца как небесного тела. | |
15 | 23.10 | Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. | П/р «Исследование свойств воздуха» |
16 | 24.10 | Как сохранить воздух – наше невидимое богатство. | |
17 | Вода, её состояние. Распространение воды в природе, ее значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. | ||
18 | Свойства воды. Круговорот воды в природе. | П/р «Исследование свойств воды» | |
19 | Старинные обычаи. Крещение на Руси. Святая вода. | ||
20 | Способы изображения природных стихий в разных видах народного творчества. | ||
21 | Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. | Р.к. Полезные ископаемые родного края. П/р «Состав гранита» | |
22 | Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. | П/р «Исследование свойств почвы» | |
23 | Охрана окружающей среды. Экология. | ||
24 | Разнообразие растений. Группы и виды растений. Роль растения в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. | ||
25 | Способы изображения плодородной земли и растений в разных видах народного творчества. | ||
26 | Разнообразие животных. Группы и виды животных. Роль животных в природе и жизни людей. Бережное отношение к животным. | Р.к. Животные родного края. | |
27 | Образы животных в народном творчестве. | ||
28 | Особенности питания разных животных (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные). Цепи питания. | ||
29 | Лес - единство живой и неживой природы. Природное сообщество леса. Взаимосвязи в лесном сообществе. Круговорот веществ в лесу. | Р.к. | |
30 | Луг - единство живой и неживой природы. Природное сообщество луг, его отличие от леса. Взаимосвязи в луговом сообществе. Круговорот веществ на лугу. | Р.к. | |
31 | Водоем - единство живой и неживой природы. Природное сообщество водоема, его отличия от сообществ леса и луга. Взаимосвязи в водном сообществе. Круговорот веществ в сообществе водоёма. | Р.к. Экскурсия | |
32 | Природные сообщества нашего края в научном и художественном творчестве наших земляков. | Р.к. | |
33 | Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. | ||
34 | Охрана природы в культуре народов России и мира. | ||
35 | Охрана природы родного края. | Р.к. Экскурсия | |
«Дом как мир» (24 часа) | |||
36 | Значение слова «мир». Правила совместной жизни в общем доме. Роль в жизни человеческих сообществ общих целей, дел и праздников. | ||
37 | Трехчастная структура старинного дома как образа Вселенной. | ||
38 | Роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; их аналоги в устройстве старинного жилища народов своего края. | Р.к. | |
39 | Эстетическое оформление красного угла как центра духовной жизни традиционной семьи в будни и праздники. | ||
40 | Особое значение порога, центрального столба, почетного места, наличие мужской и женской половины в доме. Традиции гостеприимства. | Проект «Юный краевед» | |
41 | Семья – самое близкое окружение человека. Традиционные термины родства и свойства. Духовное родство через общее вероисповедание. | ||
42 | Способы составления родословного древа.Семейные династии. Профессии членов семьи (рода). | ||
43 | Старинные традиции трудолюбия и мастерства. | Р.к. | |
44 | Значимость супружеского союза мужчины и женщины. Отражение ценности брака в народных сказках, пословицах, в старинных и современных свадебных обрядах и обычаях. | ||
45 | Представление о родительской любви, самоотверженности, жертвенности, отраженные в народных сказках, пословицах, в старинных и современных обрядах. | ||
46 | Значение личного имени как нравственного образца для самосовершенствования его носителя. | ||
47 | Традиции воспитания девочки и мальчика. Определяющие их дальнейшую судьбу как женщины и мужчины, матери и отца. | ||
48 | Работа с различными материалами. Составление технологической карты, эскиза. | ||
49 | Народная игровая культура: различные типы игр и игрушек (старинных и современных), направленных на всестороннее развитие личности. | ||
50 | Общее представление о строении тела человека. Внешнее и внутреннее строение. Органы и системы органов. | ||
51 | Общее представление о жизнедеятельности организма. Роль скелета и мышц в организме. Работа пищеварительной, дыхательной, кровеносной систем. | П/р «Измерение частоты пульса» | |
52 | Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья. Гигиена систем органов. Выработка правильной осанки. Уход за зубами. Правила здорового питания. | П/р «Уход за зубами» | |
53 | Общее представление о строении и работе органов чувств. Гигиена органов чувств. | ||
54 | Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Номера телефонов экстренной помощи. | ||
55 | Правила здорового образа жизни, отраженные в пословицах и народных традициях. Бережное отношение к инвалидам. | ||
56 | Народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье по традициям народов своего края. | Р.к. | |
57 | Доходы и расходы семьи. Из истории денег. Денежные единицы разных стран. Монеты и банкноты Российской Федерации разного достоинства. | ||
58 | Образ достойной, уважаемой старости, представленный в народных сказках, пословицах и произведениях живописи, в том числе в культурном наследии своего края. | ||
59 | История рода А.С.Пушкина как пример исследования семейного родословия. | ||
60 | Мой уголок в родном доме – место, мебель, игрушки, книги и т.д. | Р.к. | |
«В поисках Всемирного наследия»( 8 часов) | |||
61 | Понятие «Всемирное наследие». Эмблема Всемирного наследия. История создания Списка Всемирного наследия. | ||
62 | Ансамбль Московского Кремля как объект Всемирного культурного наследия. | ||
63 | Озеро Байкал как объект Всемирного природного наследия. Озеро Байкал на карте России. Уникальный объект мира. | ||
64 | Природные и культурные достопримечательности Египта, его столица. Египет и Каир на карте мира. Египетские пирамиды как объект Всемирного наследия. | ||
65 | Природные и культурные достопримечательности Греции, ее столица. Греция и Афины на карте Европы. Афинский Акрополь как объект Всемирного культурного наследия. | ||
66 | Ландшафтные и культурные достопримечательности Иерусалима. Израиль и Иерусалим на карте мира. Старый город как объект Всемирного культурного наследия. | ||
67 | Природные и культурные достопримечательности Китая, его столица. Великая Китайская стена как объект Всемирного культурного наследия. | ||
68 | Выдающиеся люди разных эпох, народов, стран, воплотившие в себе лучшие человеческие качества. |
Требования к уровню подготовки обучающихся:
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
- название нашей планеты, родной страны, региона, где живут учащиеся, родного города (села);
- государственную символику России;
- государственные праздники.
- основные свойства воздуха, воды;
- условия, необходимые для жизни живого существа;
- правила охраны и укрепления здоровья;
- правила дорожного движения;
уметь:
- определять свойства различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры).
- различать объекты природы и предметы труда; объекты неживой и живой природы;
- различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (не менее 3 представителей из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названия); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города), места отдельных исторических событий (2-3);
- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, жизни, быта и культуры России;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- использовать термометр для измерения температуры воздуха;
- устанавливать связи между жизнью живых существ и сезонными изменениями в природе;
- применять приемы ухода за растениями в соответствии с условиями их жизни;
- выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- устанавливать зависимость между поведением людей в природе и его последствиями; оценивать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное), выполнять правила поведения в природе;
- рассказывать о родном крае, родной стране, столице.
Список литературы:
- Плешаков А.А. ,Новицкая М.Ю. Окружающий мир 3 класс, М.: Просвещение, 2011.
- Плешаков А. А., Новицкая М.Ю. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» в 2-х частях: 3 класс. – М.: Просвещение, 2011.
- Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2009
- Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2008
- Шикина Л. Б. Люди и народы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006
- Шикина Л. Б. Страны и континенты: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...