Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по УМК "Перспектива"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Подымова Ольга Николаевна

Полная рабочая программа с календарно-тематическим планированием

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_kl_moya_rabochaya_programma_okruzhayushchiy_mir.doc145.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
  • Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М.: Просвещение. 2008. 
  • Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива».- М.: Просвещение, 2011.

  Программа «Окружающий мир» разработана в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленного на достижение оптимального общего развития школьников.

  Особенность данной программы состоит в том, что она создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые являются основой для построения содержания образовательного компонента (предмета) «Окружающий мир», гармонично соединяя естественнонаучные сведения и опыт гуманитарных наук. Ведущей, с точки зрения организации содержания, является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное ЦЕЛОЕ, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное ЦЕЛОЕ.

Внутренний строй программы определяют важнейшие компоненты культуры — НОРМА, ЦЕННОСТЬ, ИДЕАЛ. Это позволяет представить явление МИР системно — с точки зрения КУЛЬТУРНО-НОРМАТИВНОГО, КУЛЬТУРНО-ЗНАЧИМОГО, КУЛЬТУРНО-ДОЛЖНОГО. Таким образом, детям даётся возможность создать ЦЕЛОСТНУЮ КАРТИНУ МИРА, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.

 Благодаря культурологической установке программ «Окружающий мир» может выполнять интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы курса могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения


и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данным курсом факультативы А. А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М. Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е. П. Левитана «Твоя Вселенная».

  Многие темы могут быть специально развиты в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности». В соответствии с содержанием программы «Окружающий мир» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продлённого дня. Поэтому в конце каждой темы в программе предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой, которую любой учитель может трансформировать согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа.

Смысловым стержнем программы 3 класса явится проблема жизненных циклов в существовании растений и животных, в бытии человека. На уровне, доступном пониманию младшего школьника, будет показана тонкая грань между живым и неживым.

Вначале будет дано представление об общей системе мироздания: планеты и звезды; Земля и Солнце; Луна и ее роль как спутника Земли — и введены понятия о телах и веществах, жидкостях и газах, их основных свойствах, роли в природе и жизни человека.

На этой основе будут показаны условия жизни на Земле: вода, воздух, свет, тепло, взаимосвязь живых организмов с неживой природой и между собой. Как единый ДОМ предстанут перед ребенком и целое мироздание, и отдельные экосистемы на Земле. Будут прослежены жизненные циклы животных в

разных средах обитания: в лесу, на лугу, в водоеме, горах; показан процесс развития живых существ, ведущих как одиночный образ жизни, так и общественный. Одновременно будут вводиться правила поведения в разных природных средах с целью обеспечения безопасности жизни природы и человека.

Как особый уровень культурной организации жизненного цикла будет представлен круг жизни человека в традиционной семье от рождения до кончины. При этом будет раскрыта двуединая сущность человека: 1) человек как живой организм; основные системы органов человека, их роль в организме; 2) человек как духовное существо, обладающее волей и правом выбора на основе освоения базовых культурных ценностей: здоровый образ жизни, нравственные ценности материнства, отцовства, детства, старости; моральные нормы, права и обязанности в семье, школе и общественных местах. Будут введены правила противопожарной безопасности.

Итог программы — мысль об ответственности каждого человека за преемственность культурных ценностей и сохранение круга жизни в природе и культуре.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю. Учебный материал распределён по разделам: 

Одной из наиболее важных составляющих духовно-нравственного развития детей в блоке внеклассной, внешкольной работы «За страницами учебника» (включён в определённые разделы) является семейное и патриотическое воспитание. В наше время, когда воспитательная роль семьи снижена до предела, когда семья как социальный институт стоит на грани выживания, особенно актуально осознанное обращение детей к жизни родителей, а родителей к жизни детей. Поэтому в блоке внеклассной, внешкольной работы особое место уделено возрождению культуры и духовного уровня семьи, а также воспитанию любви к родному дому, городу, краю.

Рассмотрим цели, задачи, механизмы и принципы работы педагогов в этом направлении.


              
Цели: духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников; развитие эстетического восприятия окружающего мира и гармонического мироощущения через систему уроков и занятий дополнительного образования во второй половине дня.


              
Задачи. За годы обучения в начальной школе у каждого ребёнка должны быть сформированы основные нравственные качества: отзывчивость, ответственность, доброта, готовность прийти на помощь. Основные задачи:  сплочение коллектива класса как единой семьи, психолого-педагогическая работа с семьями учащихся.

      Принципы:
      — принцип гуманистической направленности воспитания через реализацию личностно-созидательного подхода, уважения уникальности и своеобразия каждого ребёнка;
      — принцип преемственности и межпоколенческих связей, сохранения и развития лучших традиций духовно-нравственного воспитания, российского менталитета;
      — принцип признания права ребёнка на защиту от тех видов информации, которые представляют опасность для физического, нравственного и духовного здоровья;
      — принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт с семьёй, участие родителей в процессе воспитания, доступность для родителей информации об эффективности процесса воспитания, его индивидуальных особенностях, духовно-нравственном становлении ребёнка, повышение психолого-педагогических знаний родителей, взаимодействие семьи и социума в целях продуктивного воспитания;
      — принцип системности в организации жизнедеятельности детей, обеспечивающий целостность становления личности ребенка и комплексность воспитания;
      — принцип ценностного подхода.
                   

                        Календарно – тематическое  планирование.

№ п/п

Дата

Тема урока

Примечание

      «Радость познания» (11 часов)

1

04.09

Познание окружающего мира и ответственность человека. Древнегреческая легенда

Р.к.Туле-866 лет

2

05.09

Способы познания мира: наблюдение, опыт, моделирование, определение природных объектов. Измерительные приборы и инструменты.

П/р «Наблюдение»

П/р «Опыт»

П/р «Измерение массы»

П/р «Измерение длины»

3

11.09

Источники информации об окружающем мире. Разные типы словарей, справочников, путеводителей. Расположение сведений в изданиях справочного характера.

4

12.09

Важнейшие особенности различных учреждений научно-просветительского характера. Посещение научно-просветительских учреждений как способ познания природы и культуры.

Р.к. День района

5

18.09

План как источник информации об окружающем мире. План местности. Условные знаки плана. Масштаб.

П/р «Туристические планы»

6

19.09

Карта как источник информации об окружающем мире. Карта мира. Приемы чтения карты. Материки и части света.

7

25.09

Отличительные особенности политической карты мира. Информация о странах и народах мира, особенности их культуры.

8

26.09

Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя. Роль источников информации при подготовке к путешествию.

9

02.10

Старинные и современные средства передвижения. Виды транспорта. Личный и общественный транспорт.

Проект «Любознательный пассажир»

10

03.10

Средства связи как способ обмена информацией. Виды средств связи. Интернет как способ познания мира.

11

09.10

Посещение научно-просветительских учреждений. Экскурсия по родному посёлку.

Экскурсия

           «Мир как дом» (24часа)

12

10.10

Мир природы как единство. Способы отражения древней мысли человечества о единстве мира в различных видах народного творчества.

13

16.10

Твердые ела, жидкости и газы. Вещества. Вода – растворитель.

14

17.10

Солнце, его значение для жизни на Земле. Особенности Солнца как небесного тела.

15

23.10

Воздух – смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений,

животных, человека.

П/р

«Исследование свойств воздуха»

16

24.10

Как сохранить воздух – наше невидимое богатство.

17

Вода, её состояние. Распространение воды в природе, ее значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.

18

Свойства воды. Круговорот воды в природе.

П/р

«Исследование свойств воды»

19

Старинные обычаи. Крещение на Руси. Святая вода.

20

Способы изображения природных стихий в разных видах народного творчества.

21

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.

Р.к. Полезные ископаемые родного края.

П/р

«Состав гранита»

22

Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

П/р

«Исследование свойств почвы»

23

Охрана окружающей среды. Экология.

24

Разнообразие растений. Группы и виды растений. Роль растения в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.

25

Способы изображения плодородной земли и растений в разных видах народного творчества.

26

Разнообразие животных. Группы и виды животных. Роль животных в природе и жизни людей. Бережное отношение к животным.

Р.к. Животные родного края.

27

Образы животных  в народном творчестве.

28

Особенности питания разных животных (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные). Цепи питания.

29

Лес - единство живой и неживой природы. Природное сообщество леса. Взаимосвязи в лесном сообществе. Круговорот веществ в лесу.

Р.к.

30

Луг - единство живой и неживой природы. Природное сообщество луг, его отличие от леса. Взаимосвязи в луговом сообществе. Круговорот веществ на лугу.

Р.к.

31

Водоем - единство живой и неживой природы. Природное сообщество водоема, его отличия от сообществ леса и луга. Взаимосвязи в водном сообществе. Круговорот веществ в сообществе водоёма.

Р.к. Экскурсия

32

Природные сообщества нашего края в научном и художественном творчестве наших земляков.

Р.к.

33

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств.

34

Охрана природы в культуре народов России и мира.

35

Охрана природы родного края.

Р.к. Экскурсия

«Дом как мир» (24 часа)

36

Значение слова «мир». Правила совместной жизни  в общем доме. Роль в жизни человеческих сообществ общих целей, дел и праздников.

37

Трехчастная структура старинного дома как образа Вселенной.

38

Роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; их аналоги в устройстве старинного жилища народов своего края.

Р.к.

39

Эстетическое оформление красного угла как центра духовной жизни традиционной семьи в будни и праздники.

40

Особое значение порога, центрального столба, почетного места, наличие мужской и женской половины в доме. Традиции гостеприимства.

Проект

«Юный краевед»

41

Семья – самое близкое окружение человека. Традиционные термины родства и свойства. Духовное родство через общее вероисповедание.

42

Способы составления родословного древа.Семейные династии. Профессии членов семьи (рода).

43

Старинные традиции трудолюбия и мастерства.

Р.к.

44

Значимость супружеского союза мужчины и женщины. Отражение ценности брака в народных сказках, пословицах, в старинных и современных свадебных обрядах и обычаях.

45

Представление о родительской любви, самоотверженности, жертвенности, отраженные в народных сказках, пословицах, в старинных и современных обрядах.

46

Значение личного имени как нравственного образца для самосовершенствования его носителя.

47

Традиции воспитания девочки и мальчика. Определяющие их дальнейшую судьбу как женщины и мужчины, матери и отца.

48

Работа с различными материалами. Составление технологической карты, эскиза.

49

Народная игровая культура: различные типы игр и игрушек (старинных и современных), направленных на всестороннее развитие личности.

50

Общее представление о строении тела человека. Внешнее и внутреннее строение. Органы и системы органов.

51

Общее представление о жизнедеятельности организма. Роль скелета и мышц в организме. Работа пищеварительной, дыхательной, кровеносной систем.

П/р

«Измерение частоты  пульса»

52

Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья. Гигиена систем органов. Выработка правильной осанки. Уход за зубами. Правила здорового питания.

П/р

«Уход за зубами»

53

Общее представление о строении и работе органов чувств. Гигиена органов чувств.

54

Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Номера телефонов экстренной помощи.

55

Правила здорового образа жизни, отраженные в пословицах и народных традициях. Бережное отношение к инвалидам.

56

Народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье по традициям народов своего края.

Р.к.

57

Доходы и расходы семьи. Из истории денег. Денежные единицы разных стран. Монеты и банкноты Российской Федерации разного достоинства.

58

Образ достойной, уважаемой старости, представленный в народных сказках, пословицах и произведениях живописи, в том числе в культурном наследии своего края.

59

История рода А.С.Пушкина как пример исследования семейного  родословия.

60

Мой уголок в родном доме – место, мебель, игрушки, книги и т.д.

Р.к.

«В поисках Всемирного наследия»( 8 часов)

61

Понятие «Всемирное наследие». Эмблема Всемирного наследия. История создания Списка Всемирного наследия.

62

Ансамбль Московского Кремля как объект Всемирного культурного наследия.

63

Озеро Байкал как объект  Всемирного природного наследия. Озеро Байкал на карте России. Уникальный объект мира.

64

Природные и культурные достопримечательности Египта, его столица. Египет и Каир на карте мира. Египетские пирамиды как объект Всемирного наследия.

65

Природные и культурные достопримечательности Греции, ее столица. Греция и Афины на карте Европы. Афинский Акрополь как объект Всемирного культурного наследия.

66

Ландшафтные и культурные достопримечательности Иерусалима. Израиль и Иерусалим на карте мира. Старый город как объект Всемирного культурного наследия.

67

Природные и культурные достопримечательности Китая, его столица. Великая Китайская стена как объект Всемирного культурного наследия.

68

Выдающиеся люди разных эпох, народов, стран, воплотившие в себе лучшие человеческие качества.

                         

                       Требования к уровню подготовки обучающихся:

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

  • название нашей планеты, родной страны, региона, где живут учащиеся, родного города (села);
  • государственную символику России;
  • государственные праздники.
  • основные свойства воздуха, воды;
  • условия, необходимые для жизни живого существа;
  • правила охраны и укрепления здоровья;
  • правила дорожного движения;

уметь:

  • определять свойства различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры).
  • различать объекты природы и предметы труда; объекты неживой и живой природы;
  • различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
  • приводить примеры представителей разных групп растений и животных (не менее 3 представителей из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
  • показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названия); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города), места отдельных исторических событий (2-3);
  • описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, жизни, быта и культуры России;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • использовать термометр для измерения температуры воздуха;
  • устанавливать связи между жизнью живых существ и сезонными изменениями в природе;
  • применять приемы ухода за растениями в соответствии с условиями их жизни;
  • выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
  • устанавливать зависимость между поведением людей в природе и его последствиями; оценивать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное), выполнять правила поведения в природе;
  • рассказывать о родном крае, родной стране, столице.

                                            Список литературы:

  1. Плешаков А.А. ,Новицкая М.Ю. Окружающий мир 3 класс, М.: Просвещение, 2011.
  2. Плешаков А. А., Новицкая М.Ю. Рабочая тетрадь к  учебнику «Окружающий мир» в 2-х частях: 3 класс. – М.: Просвещение, 2011.
  3. Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2009
  4. Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2008
  5. Шикина Л. Б. Люди и народы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006
  6. Шикина Л. Б. Страны и континенты: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...