Рабочая программа по окружающему миру. 4 класс. 2013-2014 уч.г.
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений «Школа России», 2008 г., Окружающий мир 1-4 классы/А.А. Плешаков. Программа рекомендована Министерством образования Российской Федерации, с учётом федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Составлена для 4 классов на 2013-2014 учебного года В УМК включены: А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник для 4 класса ( в 2-х частях). М.: Просвещение,2010 г. Окружающий мир. Рабочие тетради( в 2-х частях). М.: Просвещение,2010 г. Мир вокруг нас « Проверим себя» ( в 2-х частях). М., ВИТА Пресс 2010г..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_4_kl.doc | 146.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе программы
для общеобразовательных учреждений «Школа России», 2008 г.,
Окружающий мир 1-4 классы/А.А. Плешаков. Программа рекомендована
Министерством образования Российской Федерации, с учётом федерального
компонента государственного стандарта начального общего образования.
Составлена для 4 классов на 2013-2014 учебного года
В УМК включены: А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник для 4 класса ( в 2-х частях). М.: Просвещение,2010 г.
Окружающий мир. Рабочие тетради( в 2-х частях). М.: Просвещение,2010 г.
Мир вокруг нас « Проверим себя» ( в 2-х частях). М., ВИТА Пресс 2010г..
Основными задачами курса являются:
- воспитание гуманной, творческой, социально-активной личности, бережно, ответственно относящейся к богатствам природы общества;
- сообщить младшим школьникам элементарные сведения о неживой и живой природе;
- обогатить личный опыт учащихся путем проведения с ними систематических наблюдений явлений природы;
- раскрыть взаимосвязи предметов и явлений природы, показать влияние изменений в природе на труд человека;
- дать знания о значении охраны природы;
- дать гигиенические знания;
- привить некоторые навыки личной и общественной гигиены;
- воспитание любви к своему городу, Родине.
- воспитывать стремление охранять и приумножать сокровища природы;
- формировать трудовые умения и навыки;
- воспитывать желание трудиться, аккуратность, дисциплинированность, настойчивость, взаимопомощь, умение организовать свою работу и довести её до конца;
- формировать навыки правильного поведения в семье, на улице, в природе, в школе и в общественных местах;
- формировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
- определять опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека;
- определять способы защиты от них, а также уметь ликвидировать последствия, оказывать само- и взаимопомощь в случаях проявления любых опасностей;
- знать правила дорожного движения, поведение на воде, безопасности в помещении и в окружающей среде.
Основное содержание курса
Курс "Окружающий мир" является пропедевтическим для последующего изучения в основной школе физики, химии, биологии, географии, обществознания и истории. При изучении данного курса у детей младшего школьного возраста формируется целостный взгляд на окружающий мир и место в этом мире человека.
Изучая данный курс, младшие школьники получают научные знания, у них формируется научный взгляд на окружающий мир. Дети усваивают также этические нормы поведения, приобретают опыт коммуникативного взаимодействия с окружающими, т.е. данный курс решает очень важную задачу социализации ребенка.
Особенностью курса "Окружающий мир", является то, что знания по безопасной жизнедеятельности усваиваются младшими школьниками как часть знаний об окружающем мире.
Учебник для 4 класса начинается с раздела «Земля и человечество», который позволяет взглянуть на мир с разных точек зрения – глазами астронома, географа, историка, эколога.
Узнать, как разнообразна и красива природа России, научиться лучше читать различные географические карты, понять, как изменилась и продолжает изменяться природа России под влиянием человека, что нужно делать для её охраны помогает раздел «Природа России». Каждый урок – это путешествие по морям и океанам, природным зонам России, заповедникам. Дети учатся работать с картами, дополнительной литературой, узнают об экологических связях в природе, убеждаются, что в природе всё взаимосвязано.
В разделе «Родной край – часть большой страны» учащиеся знакомятся с природой родного края, учатся разбираться во многих важных экологических связях. На ярких примерах дети узнают об изменениях в природе края, которые происходят под влиянием человека, учатся выполнять правила поведения в природе, необходимые для её сохранения. Говоря о том, что находится в непосредственной близости от ребёнка, о том, с чем сталкиваемся ежедневно, мы имеем возможность лучше понять окружающий мир, постараться сделать что-то конкретное для охраны природы.
Программа предусматривает предварительное (пропедевтическое) ознакомление учащихся с историей Отечества и родного края. На ярком и доступном детям этого возраста материале формируются образные представления о прошлом и настоящем нашей страны.
Раздел курса «Страницы истории» помогает детям получить представление о том, на какие большие отрезки времени учёные разделяют историю человечества. Учащиеся узнают, какой из этих временных отрезков самый продолжительный, а какой самый короткий, знакомятся с некоторыми достижениями людей в разные исторические времена. Дети убеждаются в том, что существует связь времён.
Раздел «Страницы истории Отечества» является логическим продолжением предыдущего. Яркие иллюстрации помогают лучше представить жизнь древних славян, облик древних городов, быт людей того времени. Доступное изложение учебного материала переносит детей в Древний Киев в гости к князю Владимиру, в Древний Новгород, на поле Куликово, в Москву при Иване Калите, в типографию Ивана Федорова. Интересно повествуется о создателях славянской азбуки – византийских монахах Кирилле и Мефодии, живших в IX веке, о древних рукописях, учебниках XVII века, о героическом прошлом Руси, её возрождении, тяжёлых испытаниях, выпавших на долю народа. Большой отклик в душе каждого ребёнка вызывают нововведения Петра I, вклад русского учёного М.Ю. Ломоносова в развитие отечественной и мировой науки и культуры, Екатерины Великой.
Получить представление о государственном устройстве нашей страны, узнать, что такое права человека, познакомиться с государственной символикой, побывать на главных праздниках страны позволяет заключительный раздел «Современная Россия». А «Путешествие по России» знакомит с народами, населяющими нашу страну, многими городами.
Учебник позволяет развить познавательный интерес учащихся к окружающему миру, творческую активность. Задания к теме каждого урока стимулируют исследовательскую и творческую деятельность учащихся.
Изучая данный курс, младшие школьники получают научные знания, у них формируется научный взгляд на окружающий мир. Учащиеся приходят к выводу, что этот мир реально существует, развивается, его можно познать.
Основные разделы курса:
Земля и человечество (10ч.)
Природа России (10ч.)
Родной край- часть большой страны (14ч.)
Страницы всемирной истории.(5ч.)
Страницы истории Отечества.(20ч.)
Современная Россия.(9ч.)
Требования к знаниям, умениям, навыкам:
Учащиеся должны знать:
-способы изображения Земли, ее поверхности - глобус, географическая карта;
-названия океанов и материков;
-положение России, своего края на карте;
-природные зоны России, особенности природы и хозяйства, экологические проблемы в этих зонах;
-особенности природы края: поверхность, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества; использование и охрана природы края;
-правила поведения в природе;
Учащиеся должны уметь:
- определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты;
- различать важнейшие полезные ископаемые родного края, растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоёма своего края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяственных животных края;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;
- проводить самостоятельные наблюдения в природе;
- оперировать с моделями, указанными в программе, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;
- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости, определять возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных изменений, предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
- формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;
- в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране природы.
- Учебно-тематическое планирование
Разделы программы, темы | Количество часов | из них количество часов | |
контрольные и проверочные работы | экскурсии | ||
Земля и человечество | 10 | ||
Природа России | 10 | ||
Родной край – часть большой страны. | 14 | ||
Страницы всемирной истории. | 5 | ||
Страницы истории Отечества | 20 | 1 | |
Современная Россия. | 9 | ||
Итого | 68 | 1 |
Количество часов всего: 68
Количество часов в неделю: 2
Плановых контрольных работ, тестов:
Административных контрольных работ:
- Поурочное планирование
№ урока | Название темы | Кол-во часов | № пункта, параграфа | Тип учебного занятия | Примерные сроки | Повторение. Подготовка к ГИА (ЕГЭ) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Земля и человечество | 10 | |||||
1 | Мир глазами астронома. | 1 | С.4-6 | ИНМ | ||
2 | Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет | 1 | С.8-15 | ИНМ | ||
3 | Звёздное небо - великая книга Природы. | 1 | С.16-17 | ИНМ | ||
4 | Мир глазами географа. | 1 | С.22-29 | ИНМ | ||
5 | Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу | 1 | С.30-34 | УКПЗ | П | |
6 | Миг глазами историка. | 1 | С.35-41 | ИНМ | ||
7 | Счет лет в истории. Историческая карта. | 1 | С.42-44 | ОСМ | ||
8 | Прошлое и настоящее глазами эколога. | 1 | С.47-53 | ИНМ | ||
9 | Охрана окружающей среды – задача всего человечества. | 1 | С.54-59 | УКПЗ | П | |
10 | Международная Красная книга. | 1 | С.60-62 | ОСМ | ||
Природа России | 10 | |||||
11 | Разнообразие и красота природы России | 1 | С.64-69 | ОСМ | ||
12 | Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны. | 1 | С.72-77 | ИНМ | ||
13 | 3она арктических пустынь. | 1 | С.78-86 | ИНМ | ||
14 | Зона тундр. | 1 | С.87-97 | ИНМ | ||
15 | Зона лесов. | 1 | С.98-112 | ИНМ | ||
16 | Зона степей | 1 | С.114-121 | ИНМ | ||
17 | Зона пустынь | 1 | С.122-131 | ИНМ | ||
18 | Субтропики | 1 | С.132-142 | ИНМ | ||
19 | Карта природных зон России | 1 | С.144-145 | УКПЗ | ||
20 | Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей. | 1 | ОСМ | |||
Родной край – часть большой страны | 14 | |||||
21 | Наш край на карте Родины. Карта родного края. | 1 | С.146-148 | ИНМ | П | |
22 | Формы земной поверхности в нашем крае. Охрана поверхности нашего края. | 1 | С.149-153 | УКПЗ | П | |
23 | Водоёмы нашего края, их значение в природе и жизни человека. Охрана водоемов нашего края | 1 | С.154-158 | УКПЗ | П | |
24 | Полезные ископаемые нашего края. Охрана недр в нашем крае | 1 | С.159-168 | ОСМ | П | |
25 | Ознакомление с видами почв края. Охрана почв в нашем крае | 1 | С.171-173 | ИНМ | ||
26 | Природное сообщество. «Лес». Разнообразие растений и животных | 1 | С.175-181 | УКПЗ | П | |
27 | Природное сообщество. «Луг» Разнообразие растений и животных | 1 | С.182-190 | ОСМ | ||
28 | Природное сообщество «Пресный водоем» Разнообразие растений и животных | 1 | С.191-193 | ИНМ | ||
29 | Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ | 1 | С.194-198 | УКПЗ | ||
30 | Особенности сельского хозяйства края | 1 | С.199-200 | ОСМ | П | |
31 | Растениеводство в нашем крае | 1 | С.201-207 | ПМ | П | |
32 | Представление о биологической защите урожая, ее значение для сохранения окружающей среды. | 1 | С.208-213 | ИНМ | ||
33 | Животноводство в нашем крае. | 1 | С.214-216 | ИНМ | ||
34 | Породы домашних животных. | 1 | С.217-221 | ППМ | П | |
Страницы всемирной истории | 5 ч. | |||||
35 | Представление о периодизации истории | 1 | С.4-5 | ИНМ | ||
36 | Начало истории человечества: первобытное общество | 1 | С.6-7 | ИНМ | П | |
37 | Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого | 1 | С.8-2 | ИНМ | ||
38 | Средние века. | 1 | С.15-21 | ИНМ | П | |
39 | Новое время. Новейшее время. | 1 | С.22-27 | ИНМ | КТ | |
Страницы истории Отечества | 20 ч. | |||||
40 | Кто такие славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования. | 1 | С.28-34 | ИНМ | ||
41 | Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Крещение Руси. | 1 | С.34-39 | ИНМ | ||
42 | Русь - страна городов. | 1 | С.40-45 | ИНМ | П | |
43 | Культура, быт и нравы Древней Руси. | 1 | С.46-50 | ИНМ | П | |
44 | Наше Отечество в 13-15 веках. | 1 | С.51-58 | ИНМ | ||
45 | Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. | 1 | С.58-69 | ИНМ | ||
46 | Куликовская битва. | 1 | С.70-74 | ИНМ | П | |
47 | Наше Отечество в16-17 веках | 1 | С.75-79 | ИНМ | ||
48 | Культура, быт и нравы страны в 16-17 веках | 1 | С.80-86 | ИНМ | П | |
49 | Россия в 18 веке | 1 | С.87-93 | ИНМ | П | |
50 | Пётр Первый – царь-преобразователь. | 1 | С.94-100 | ИНМ | ||
51 | Провозглашение России империей | 1 | С.101-104 | ИНМ | П | |
52 | Россия при Екатерине Второй. | 1 | С.105-111 | ИНМ | ||
53 | Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. | 1 | С.112-119 | ИНМ | ||
54 | Культура, быт и нравы России в 19 – начале 20 века | 1 | С.120-126 | ИНМ | ||
55 | Россия в 20 веке | 1 | С.127-136 | ИНМ | П | |
56 | Жизнь страны в 20 – 30-е г.г. | 1 | С.136-139 | ИНМ | П | |
57 | Великая Отечественная война 1941-1945г.г. | 1 | С.140-146 | ИНМ | П | |
58 | Наша страна в 1945-1991 г.г.Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли. Обобщение по теме «Страницы истории Отечества» | 1 | С.147-152 | ППМ | П | |
59 | Прошлое родного края. Экскурсия. | 1 | ПР | П | ||
Современная Россия | 9 ч. | |||||
60 | Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. | 1 | С.153-157 | ИНМ | ||
61 | Права и обязанности гражданина. Права ребенка | 1 | С.158-162 | ИНМ | П | |
62 | Государственное устройство России | 1 | С.163-167 | ИНМ | ||
63 | Государственная символика нашей страны. Государственные праздники. | 1 | С.168-169 | ИНМ | П | |
64 | Многонациональный состав населения России | 1 | С.170-174 | ИНМ | П | |
65 | Регионы России. Дальний Восток, Сибирь, Урал. | 1 | С.175-179 | ИНМ | ||
66 | Регионы России. Север Европейской России. Юг Европейской России | 1 | С.180-186 | ИНМ | П | |
67 | Природа, хозяйство, крупные города, памятники культуры в регионах. | 1 | С.187-193 | ИНМ | КТ | |
68 | Обобщение изученного | 1 | С.194 | ОСМ | П |
*ИНМ- изучение нового материала
ЗПЗ- закрепление первичных знаний
КЗ- контроль знаний
УЗ- урок закрепления
ОСМ- урок обобщения и систематизация знаний
ППМ- повторение пройденного материала
ПР- практикум
ПМ- повторение материала по теме
**П- повторение пройденного ранее материала
КТ- контроль знаний в форме теста
- Список литературы
Литература для учителя:
Программа Школа России. Концепция и программы для начальных классов. Окружающий мир («Мир вокруг нас»). Авт. А.А. Плешаков М.: Просвещение, 2010 год
Учебник А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник для 4 класса (
в 2-х частях). М.: Просвещение, 2010 год
Рабочая тетрадь: Окружающий мир. ( в 2-х частях). М.:
Просвещение,2010 г.Мир вокруг нас « Проверим себя» ( в 2-х частях).
М., ВИТА Пресс 2010г..
Примерное тематическое планирование уроков «Поурочные разработки по окружающему миру: 4 класс.- М.:ВАКО, 2010.- 280 с.»
Литература для учащихся:
Учебник А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник для 4 класса ( в 2-х частях). М.: Просвещение, 2010 год
Рабочая тетрадь: Окружающий мир. ( в 2-х частях). М.: Просвещение,2010 г.
Мир вокруг нас « Проверим себя» ( в 2-х частях). М., ВИТА Пресс 2010г..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по кубановедению 3 класс 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по кубановедению 3 класс 2013-2014 учебный год...
Рабочая программа по технологии. 4 класс. 2013-2014 уч.г.
Рабочая программа по технологии составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений «Технология. Трудовое обучение (1-4 кл.)»/ под ред. В.Д. Симоненко. Программа рекомендована Министер...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ на 2013/2014 учебный год 3 классы Учитель: Максимова О.В.
Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания лич...
Рабочие программы "Школа России" 2 класс 2013-2014 учебный год
Рабочие программы "Школа России" 2 класс 2013-2014 учебный год по ФГОСам...
Рабочая программа по окружающему миру на 2013-2014 учебный год.2 класс УМК "Перспектива"
Рабочая программа по окружающему миру на 2013-2014 учебный год.2 класс УМК "Перспектива"...
Рабочая программа по математике, 2 класс, 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по математике и календарно-тематическое планирование по математике, 2 класс, Чекин, УМК ПНШ ФГОС НОО, 2013-2014 учебный год...
Рабочая программа по технологии, 2 класс, 2013-2014 учебный год
Рабочая программа по технологии, 2 класс, 2013-2014 учебный год...