РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ на 2013/2014 учебный год 3 классы Учитель: Максимова О.В.
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Планирование составлено на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Окружающий мир 1-4 классы «Окружающий мир» автор А.А. Плешаков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 83.5 КБ |
![]() | 78.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Место курса в учебном плане
В год – 68 часов, 34 недели по 2 урока
В неделю – 2 часа
Окружающий мир как учебный предмет несёт в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребёнка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.
Само название «Окружающий мир» свидетельствует об интегрированном подходе к изучению своей страны, своего края, включает сведения из таких областей знаний, как география, история, биология, экология, этнография и др.
Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи. Идея «всё связано со всем» как бы цементирует разнообразные элементы содержания курса, значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал. «Красной нитью» через всё содержание курса проходит тема гражданского образования школьников. В ходе изучения курса «Окружающий мир» происходит четверная интеграция (курс «Мир вокруг нас», курс «Мы – дети природы», курс «Экология для младших школьников» и курс «Основы безопасности жизнедеятельности), которая реализуется на уроках окружающего мира. Основным является курс «Мир вокруг нас», на изучение остальных курсов отводится 10-15 минут от общего времени урока. Если темы курсов не просто близки, а полностью совпадают, то они изучаются в единстве на протяжении всего урока. Курс «Мир вокруг нас», как и программа «Зелёный дом» в целом, имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе у ребёнка происходит становление современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.
К числу важнейших задач курса относятся также воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно-научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у учащихся познавательных процессов (сенсорное развитие, развитие мышления, внимания, памяти, воображения), речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирование учебной деятельности.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органическом единстве.
В 3 классе в начале учебного года изучается тема «Как устроен мир», в которой развиваются представления детей о природе, человеке, обществе как составных частях окружающего мира, об их взаимодействии, а также об экологии как науке и её роли в сохранении нашего природного дома.
Далее содержание программы раскрывается в теме «Эта удивительная природа». В ней систематизировано и последовательно рассматриваются различные природные компоненты (воздух, вода, растения, животные и др.). Применительно к каждому компоненту изучаются его особенности, значение в природе и жизни людей, охрана данного природного компонента. Особое внимание уделяется раскрытию разнообразных экологических связей, отражающих целостность природы.
Затем изучается тема «Мы и наше здоровье», нацеленная на формирование представлений о человеке как части живой природы, о строении и жизнедеятельности нашего организма как единого целого. Большое внимание уделено в этой теме вопросам гигиены, подробно рассматривается понятие «здоровый образ жизни». Логическим продолжением данной темы является следующая – «Наша безопасность», в которой представлены основы безопасного поведения, как в повседневной жизни, так и в экстремальных ситуациях. Необходимое внимание уделяется вопросам экологической безопасности.
Важнейшие представления детей об обществе, его устройстве, о взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой формируются в теме «Чему учит экономика». Учебный материал данной темы отобран с учётом большой воспитательной, развивающей и практической значимости экономических знаний. Он тесно увязан с естественно-научным и экологическим материалом курса и рассматривается нами как одно из ключевых направлений интеграции знаний о природе, обществе и человеке.
Подобную интегративную функцию выполняет и тема «Путешествие по городам и странам», в которой завершается программа 3 класса. Учебный материал этой темы представлен в форме путешествия по городам России, по странам ближнего зарубежья, европейским странам, а также по знаменитым местам мира. Такой подход позволяет преподносить в единстве знания из областей географии, истории, экономики, экологии, раскрывая при этом в яркой, образной форме ведущие идеи курса.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что содержание, цели и задачи всех четырёх интегрированных курсов тесно взаимосвязаны и представляют собой единое целое, поэтому их изучение реализуется в одном курсе «Окружающий мир».
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
- развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального, о человеке и его месте в природе и обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры; патриотических чувств;
- формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье;
- осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
- создание условий для формирования и развития у школьников:
- творческих способностей и интереса к выполнению заданий;
- умения самостоятельно приобретать и примерять знания на практике;
- коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в парах, группах;
- общеучебных умений и навыков (развитие логического мышления, обучение умению самостоятельно пополнять знания, работа с книгой, со справочной литературой).
В процессе освоения содержания «Окружающего мира» учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся, в частности, наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.
Новизна и отличие данной рабочей программы от примерной заключается в её интеграции: включён курс «Мы – дети природы» и курс «Экология для младших школьников». В связи с эти были конкретизированы и детализированы темы курса «Окружающий мир» и требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся.
Освоение содержания курса осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, а также сочетается с внеучебной деятельностью.
При организации учебного процесса особое внимание будет уделено использованию информационно-куммуникационных технологий, различным формам проведения уроков (уроки-сказки, уроки-игры, викторины, уроки-путешествия, экскурсии), использованию активных и интерактивных методов обучения. Следует также отметить, что в основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий реализацию развивающих целей учебного предмета. Такой подход предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение детьми предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При этом учитель выступает в роли организатора учебного процесса, а ученик – в качестве субъекта учения. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного достижения целей курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия предполагается проводить не только в классе, но и на улице, в парке, музее и т. д.
В соответствии с общей направленностью курса особое значение при реализации программы придаётся новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Контроль знаний, умений и навыков осуществляется на каждом уроке в форме беседы, фронтального и индивидуального опроса, тестовых заданий, перфокарт, графических диктантов, кроссвордов. По окончанию изучения больших тем программы проводятся проверочные работы.
На каждом уроке под руководством дети работают в тетради «Проверим себя». Основная цель работы с тетрадью – развитие у учащихся самоконтроля, интереса к результатам своего учебного труда. При этом тетрадь готовит детей к выполнению проверочных заданий различных типов, с которыми они постоянно будут встречаться в дальнейшем. Следует отметить, что в тетради представлены все типы заданий, применяемые в начальной школе для проверки знаний учащихся по образовательному компоненту «Окружающий мир» (с выбором ответа, на поиск ошибки, на завершение работы, со свободным ответом и др.). Тетрадь может применяться для фронтальной, групповой, индивидуальной работы, для работы в парах.
Подведение итогов по интегрированному курсу «Окружающий мир» проводится также по результатам практической деятельности школьников. Это может быть конкурс на лучший рассказ о проведённом наблюдении, сбор фактического материала о природе, жизни, быте коренных народов Югры, конкурс на лучшую поделку, рисунок, участие в проведении праздника, игры и др.
В содержание программы входят разделы:
«Как устроен мир?» - 7 часов. Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой природы. Связи в природе (между живой и неживой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – «ступеньки» познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – член общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: обогащение и конкретизация представлений детей о природном многообразии, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя «От земли до неба». Наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.
Практические работы: посадка деревьев или кустарников на пришкольном участке, изготовление простейших кормушек для птиц в классе или школьной мастерской.
«Эта удивительная природа» - 19 часов. Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости, газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, её состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельностью людей. Охрана почвы.
Растение. Их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.); виды животных. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.
«Мы и наше здоровье» - 10 часов. Организм человека. Органы и системы органов.
Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обморожении.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Удаление из организма вредных продуктов жизнедеятельности; органы выделения.
Практические работы: знакомство с внешним строением кожи, упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.
«Наша безопасность» - 8 часов. Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме - источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: клещи, змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха. Как защититься от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очитки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.
Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для очистки воды.
«Чему учит экономика?» - 12 часов. Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный тру. Зависимость успехов труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI в.
Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.
«Путешествие по городам и странам» - 12 часов. Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.
Планируемый уровень подготовки учащихся:
- наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта);
- выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов;
- проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов;
- работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;
- работа с учебными и научно-популярными текстами и др.
Требования к уровню подготовки учащихся
- Обучающиеся должны знать:
- человек — часть природы и общества;
- что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
- основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
- основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии);
- группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые);
- группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
съедобные и несъедобные грибы;
- взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
- взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
- строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
- правила гигиены; основы здорового образа жизни;
- правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
- потребности людей; товары и услуги;
- роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
- некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Обучающиеся должны уметь:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран — соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Универсальные учебные действия развиваемые в ходе обучения:
Личностные – использование приобретённых знаний в учении и повседневной жизни для исследования явлений окружающего мира
Регулятивные:
- целеполагание, постановка учебной задачи;
- планирование хода рассуждений, составление плана эксперимента;
- контроль правильных действий по алгоритму;
- коррекция ошибок учебных действий и смысловых ошибок
Познавательные:
- применение общеучебных умений (анализ, сравнение, классификация, обобщение) для установления закономерностей
- умение классифицировать предметы и явления окружающего мира по разным признакам;
- анализ несложных объектов, явлений, практических действий и последующий элементарный индуктивный вывод;
- синтез элементарной научной картины мира;
- моделирование жизненных ситуаций, допустимых форм поведения и др.;
- осознанное и произвольное построение умозаключения;
- смысловое чтение текстов учебника, научно-популярной литературы – извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации;
- установление причинно-следственной связи;
- построение логической цепи рассуждения;
- самостоятельное создание способов разрешения противоречий, проблемных творческих задач
Регулятивные:
- целеполагание (постановка учебной задачи);
- планирование хода рассуждений и последовательности несложных практических действий;
- пошаговый контроль правильности практических действий, составление ответов рассуждений;
- разрешение простейших противоречий, коррекция ошибок
Коммуникативные:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- постановка вопросов для сбора и поиска информации;
- умение точно и полно выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников.
Предварительный просмотр:
Учебная неделя № п/п | Тема урока | Формирование УУД |
Как устроен мир (7 часов) | ||
| 1. Природа. Ценность природы для людей. 2.Человек. | 1.Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи. 2.Познавательные: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание. Анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. 3.Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания: «Проверь себя». Самооценка 4. Личностные. Формирование основ личностно-этической ориентации. |
| 3. Наши проекты: «Богатства, отданные людям» 4. Общество. | 1 2 3 4 |
| 5. Что такое экология. 6. Природа в опасности! Охрана природы. | 1 2 4 |
| 7. Обобщение знаний по теме: «Как устроен мир». Проверочная работа. Эта удивительная природа. (19 часов) 8. Тела, вещества, частицы. | 1 2 3 4 |
| 9. Разнообразие веществ. 10. Воздух и его охрана. | 1 2 4 |
| 11. Вода. 12. Превращения и круговорот воды. | 1 2 3 4 |
| 13. Берегите воду! 14. Что такое почва? | 2 3 4 |
| 15. Разнообразие растений. 16. Солнце, растения и мы с вами. | 1 2 4 |
| 17. Размножение и развитие растений. 18. Охрана растений. | 2 3 4 |
| 19. Разнообразие животных. 20. Кто что ест? | 1 2 3 4 |
| 21. Наши проекты: «Разнообразие природы родного края» 22. Размножение и развитие животных. | 1 2 3 4 |
| 23. Охрана животных. 24. В царстве грибов. | 2 3 4 |
| 25. Великий круговорот жизни. 26. Обобщение знаний по теме: «Эта удивительная природа». Проверочная работа №1. | 1 2 3 4 |
Мы и наше здоровье. (10 часов) | ||
| 27. Организм человека. 28. Органы чувств. | 2 3 |
| 29. Надёжная защита организма. 30. Опора тела и движение. | 1 2 4 |
| 31. Наше питание. 32. Наши проекты: «Школа кулинаров» | 1 2 3 4 |
17 неделя | 33. Дыхание и кровообращение. 34. Умей предупреждать болезни. | 1 2 4 |
18 неделя | 35. Здоровый образ жизни. 36. Обобщение знаний по теме: «Мы и наше здоровье». Проверочная работа №2. | 1 2 4 |
Наша безопасность (8 часов) | ||
19.неделя | 37. Огонь. Вода и газ. 38. Чтобы путь был счастливым. | 1 2 |
20 неделя | 39. Дорожные знаки. 40. Наши проекты: «Кто нас защищает» | 1 2 4 |
21 неделя | 41. Опасные места. 42. Природа и наша безопасность. | 1 2 4 |
22 неделя | 43. Экологическая безопасность. 44. Обобщение знаний по теме: «Наша безопасность» Проверочная работа №3. | 1 2 3 4 |
Чему учит экономика (12 часов) | ||
23 неделя | 45. Для чего нужна экономика. 46. Природные богатства и труд людей -основа экономики. | 1 2 3 4 |
24 неделя | 47. Полезные ископаемые. 48. Растениеводство. | 1 2 3 |
25 неделя | 49. Животноводство. 50. Какая бывает промышленность. | 2 4 |
26 неделя | 51. Наши проекты: «Экономика родного края» 52. Что такое деньги? | 1 2 3 |
27 неделя | 53. Государственный бюджет. 54. Семейный бюджет. | 2 3 4 |
28 неделя | 55. Экономика и экология. 56. Обобщение знаний по теме: «Чему учит экономика». Проверочная работа №4. | 1 2 3 4 |
Путешествие по городам и странам (12 часов) | ||
29 неделя | 57. Золотое кольцо России. 58. Золотое кольцо России. | 1 2 3 4 |
30 неделя | 59. Золотое кольцо России. 60. Наши проекты «Музей путешествий» | 1 2 3 4 |
31 неделя | 61. Наши ближайшие соседи. 62. На севере Европы. | 1 2 4 |
32 неделя | 63. Что такое Бенилюкс? 64. В центре Европы. | 1 2 4 |
33 неделя | 65. По Франции и Великобритании. 66. На Юге Европы. | 1 2 4 |
34 неделя | 67. По знаменитым местам. 68. Обобщение знаний по теме «путешествие по городам и странам». Проверочная работа №5. | 1234 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/13/picture-45139-1539415190.jpg)
2 класс. Рабочая программа по музыке за 2013-2014 учебный год.
Рабочая программа по музыкеступень обучения начальное общ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/19/picture-106787-1387465286.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ на 2013/2014 учебный год 3 классы Учитель: Максимова О.В.
Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания лич...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/19/picture-106787-1387465286.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ на 2013/2014 учебный год 3 классы Учитель Максимова О.В.
Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательногостандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития ивоспитания ли...
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/14/picture-124890-1371190967.jpg)
Рабочие программы по предметам на 2013-2014 учебный год.
Рабочие программы по предметам на 2013-2014 учебный год....
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/29/picture-89292-1359475186.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 2013-2014 учебный год.
Развернутое тематическое планирование составлено на основе:– авторской учебной программы: Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Пронина О. В. Русский язык, 2008г.На изучение предмета «Русский язык» в 4 классе ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/29/picture-89292-1359475186.jpg)
Рабочая программа по литературному чтению, 2013-2014 учебный год.
Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. и обеспечена учебниками «Литературное чтение» для 1–4 кл., авторы Р.Н. Бунеев...