рабочая программа по окружающему миру для 1 класса
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса (Школа России)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 99.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 362
Московского района Санкт-Петербурга
«Принято» | «Согласовано» | «Утверждаю» |
Педагогический совет ГБОУ школы № 362 Протокол № ____ От__ ________2013г. | Заместитель директора по УВР ГБОУ школы № 362 ____________________ _____________ ______ ____ ___________2013 г. | Директор ГБОУ школы № 362 _________________ Серова Т.Н. «____»___________2013 г. Приказ № __ от ___ _____2013г. |
Рабочая программа по окружающему миру
для 1 б класса
Срок реализации программы: 2013 – 2014 учебный год.
Автор - разработчик Кирилина О.Н.
Санкт-Петербург
2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Окружающий мир» для 1 класса общеобразовательных учреждений разрабатывалась на основе авторской программы Плешакова А.А. с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов при изучении курса.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в первом классе начальной школы отводится 2ч в неделю, 66ч в год (33 учебные недели).
Планируемые результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание программы
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи. Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др Родной край — частица России. Родной город (населённый пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Святыни родного края.
Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Звёзды. Луна. Явления природы.
Горные породы и минералы
Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Культурные растения. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Растения, их разнообразие. Жизнь растений.
Животные, их разнообразие. Насекомые, их отличия. Рыбы, их отличия. Птицы, их отличия. Звери, их отличия. Жизнь животных
Семья. Хозяйство семьи. Компьютер. Поведение на дорогах. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях. Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Вода., ее свойства. Электричество. Средства связи, письма.
Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Космос.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человек на природу ( в том числе на примере окружающей местности). Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Тематическое планирование
Тема | Характеристика деятельности учащихся Формирование УУД | Стр. учеб. | Доп. материал | Вид контроля | |
Задавайте вопросы! (1ч) Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой | Учащиеся осваивают первоначальные умения: — задавать вопросы; (К) — вступать в учебный диалог; (К) — пользоваться условными обозначениями учебника; (П) — различать способы и средства познания окружающего мира; (П) — оценивать результаты своей работы на уроке (Р) | с.3–8 (уч.) с. 3 (т.) | |||
Раздел «Что и кто?» (20 ч) | с.10-54 (уч.) с.4-34 (т.) | ||||
Что такое Родина? Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей; (Л, П) — сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; (П) — рассказывать о малой родине» и Москве как столице государства; (К) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с.9-11(уч.) с.4 (т.) | |||
Что мы знаем о народах России? Многонациональный характер населения России; Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов; (П) — работать в паре: рассказывать (по фотографиям и личным впечатлениям) о национальных праздниках; (К) — обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью; (К) — работать со взрослыми: находить информацию о народах своего края; (К, Л)) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. (К, Р) | с.12-12(уч.) с. 5-6(т.) | Видео-фильм | ||
Что мы знаем о Москве? Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей — наших сверстников | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о Москве; (П) — узнавать достопримечательности столицы; (П) — работать в паре: рассказывать по фотографиям о жизни москвичей — своих сверстников; (К) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с.14-17(уч.) с.7(т.) | Видео-фильм | ||
Проект «Моя малая Родина» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | В ходе выполнения проекта первоклассники с помощью взрослых учатся: — фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины; (К) — находить в семейном фотоархиве соответствующий материал; (Л, К) — интервьюировать членов своей семьи об истории и достопримечательностях своей малой родины; (К, Л) — составлять устный рассказ; (К) — выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды); (К) — оценивать результаты собственного труда и труда товарищей (Р) | с.16-17(уч.) с.8-9(т.) | |||
Что у нас над головой? Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; ( Л) — наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нём; (П) — моделировать форму Солнца; (П) — работать в паре: моделировать форму созвездий; (К) — работать со взрослыми: находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой (по заданиям рабочей тетради); (К, П) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К,Р) | с.18-19(уч.) с.10(т.) | Атлас-определи-тель (А), CD | ||
Что у нас под ногами? Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; ( Л) — группировать объекты неживой природы (камешки) по разным признакам; (П) — практическая работа: определять образцы камней по фотографиям, рисункам атласа-определителя; (П) — различать гранит, кремень, известняк; (П) — работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, осуществлять самопроверку; (К) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К,Р) | с.20-21(уч.) с. 10-11(т.) | Атлас-определи-тель (А), CD | ||
Что общего у разных растений? Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; ( Л) — рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; (П) — практическая работа в группе: находить у растений их части, показывать и называть; (К) — работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, различать цветки и соцветия, осуществлять самопроверку; (К,Р) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с.22-23(уч.) с.12-13(т.) | Атлас-определи-тель (А), CD | ||
Что растёт на подоконнике? Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; ( Л) — наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам; (П) — практическая работа: определять комнатные растения с помощью атласа-определителя; (П, Р) — различать изученные растения; (П) — работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний о родине комнатных растений, осуществлять "самопроверку; (К, Р) — приводить примеры комнатных растений; (П) — рассказывать об особенностях любимого растения; (К) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с.24-25(уч.) с. 13-14(т.) | А | ||
Что растёт на клумбе? Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; ( Л) — наблюдать растения клумбы и дачного участка и узнавать их по рисункам; (П) — практическая работа: определять растения цветника с помощью атласа-определителя; (П) — работать в паре: узнавать по фотографиям растения цветника, осуществлять самопроверку; (К) — рассказывать о любимом цветке; (К) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с.26-27(уч.) с.15-16(т.) | А, CD | ||
Что это за листья? Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; ( Л) — наблюдать осенние изменения окраски листьев на деревьях; (П) — узнавать листья в осеннем букете, в гербарии, на рисунках и фотографиях; (П) — сравнивать и группировать листья по различным признакам; (П) — практическая работа в группе: определять деревья по листьям; (К) — описывать внешний вид листьев какого-либо дерева; (Р) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с.28-29(уч.) с.16-18(т.) | Гербарий | ||
Что такое хвоинки? Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна — хвойные деревья. Хвоинки — видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев | — Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; ( Л) — различать лиственные и хвойные деревья; (П) — практическая работа в группе: определять деревья с помощью атласа-определителя; (К) — сравнивать ель и сосну; (П) — описывать дерево по плану; (Р) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с.30-31(уч.) с.19-21(т.) | CD | ||
Кто такие насекомые? Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых — шесть ног. Разнообразие насекомых | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; ( Л) — рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о строении насекомых, сравнивать части тела различных насекомых; (П) — работать в паре: узнавать насекомых на рисунке, определять насекомых с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку, приводить примеры насекомых; (К) — сочинять и рассказывать сказочные истории 1 по рисункам; (К) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с.32-33(уч.) с.22-23(т.) | А, CD | ||
Кто такие рыбы? Рыбы — водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; (П) — моделировать строение чешуи рыбы с помощью монет или кружочков из фольги; (П) — работать в паре: узнавать рыб на рисунке, осуществлять самопроверку; (К, П, Р) — описывать рыбу по плану; (К) — приводить примеры речных и морских рыб с помощью атласа-определителя; (П) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с.34-35(уч.) с.24(т.) | А, CD | ||
Кто такие птицы? Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья — главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; (П) — практическая работа: исследовать строение пера птицы; (Р) — работать в паре: узнавать птиц на рисунке, определять птиц с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку; (К, П,Р) — описывать птицу по плану; (П) — сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; (К) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с.36-37(уч.) с.25-26(т.) | А, CD | ||
Кто такие звери? Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; (П) — практическая работа: исследовать строение шерсти зверей; (Р) — работать в паре: узнавать зверей на рисунке, определять зверей с помощью атласа-определителя, проводить самопроверку; (К, П, Р) — устанавливать связь между строением тела зверя и его образом жизни; (П) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с.38-39(уч.) с.27-28(т.) | А, CD | ||
Что окружает нас дома? Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — характеризовать назначение бытовых предметов; (П) — находить на рисунке предметы определённых групп; (П) — работать в паре: группировать предметы домашнего обихода; проводить взаимопроверку; (К, П) — приводить примеры предметов разных групп; (П) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с.42-43(уч.) с.29-30(т.) | |||
Что умеет компьютер? Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — определять составные части компьютера; (П) — характеризовать назначение частей компьютера; (П) — сравнивать стационарный компьютер и ноутбук; (П) — работать в паре: рассказывать (по рисунку-схеме) о возможностях компьютера, обсуждать значение компьютера в нашей жизни; (К) — моделировать устройство компьютера; (П) — соблюдать правила безопасного обращения с компьютером; (Л) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с.44-45(уч.) с.31 | |||
Что вокруг нас может быть опасным? Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода; (П) — характеризовать опасность бытовых предметов; (П) — работать в паре: формулировать правила перехода улицы, проводить самопроверку; (К, П, Р) — моделировать устройство светофора; (П) — оценивать своё обращение с предметами домашнего обихода и поведение на дороге; (Р, Л) — сочинять и рассказывать сказку по рисунку учебника; (К) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с.46-47(уч.) с.32-33(т.) | |||
На что похожа наша планета? Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус — модель Земли | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — выдвигать предположения и доказывать их; (П) — использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты; (П) — работать в паре: рассматривать рисунки-схемы и объяснять особенности движения Земли; (К, П) — моделировать форму Земли; (П) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с.48-49(уч.) с.33(т.) | |||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина» Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений | — Выполнять тестовые задания учебника; (Р) — выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; (К, П) — обсуждать выступления учащихся; (К) — оценивать свои достижения и достижения других учащихся (Р, Л) | с.50-54(уч.) с.34(т.) | |||
Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч) | |||||
Как живёт семья? Проект «Моя семья» Знакомство с целями и задачами раздела. Семья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | — Понимать учебную задачу данного урока и стремиться её выполнить; (Л) — рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; (К) — называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи; (Л) — рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; (К, Л) — оценивать значение семьи для человека и общества. (П, Л) В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: — отбирать из семейного архива фотографии членов семьи во время значимых для семьи событий; (К) — интервьюировать членов семьи; (К) — оценивать значение семейных альбомов для укрепления семейных отношений; (П, Л) — составлять экспозицию выставки; (П)— оценивать результаты собственного труда и труда товарищей (Р,Л) | с.55-59(уч.) с.35-37(т.) | |||
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — прослеживать по рисунку-схеме путь воды; (П) — обсуждать необходимость экономии воды; (К) — выяснять опасность употребления загрязнённой воды; (П) — практическая работа: проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку; (П) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с.60-61(уч.) с.38-40(т.) | |||
Откуда в наш дом приходит электричество? Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; (П) — запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами; (П) — анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии; (П, К) — практическая работа в паре: собирать простейшую электрическую цепь; (К, П) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с.62-63(уч.) с.40-41(т.) | |||
Как путешествует письмо? Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; (П, К) — работать в паре: строить из разрезных деталей схему доставки почтовых отправлений, рассказывать по схеме о путешествии письма, проводить взаимопроверку; (К, П) — различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки; (П) - работать в группе: высказывать предположения о содержании иллюстраций и осуществлять самопроверку; (К, Р) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с.64-65(уч.) с.42-43(т.) | |||
Куда текут реки? Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — прослеживать по рисунку-схеме путь воды из реки в море; (П) — сравнивать реку и море; (П) — различать пресную и морскую воду; (П) — практическая работа в паре: рассматривать морскую соль и проводить опыт по «изготовлению» морской воды; (К, П) — сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; (К) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с.66-67(уч.) с.43-45(т.) | |||
Откуда берутся снег и лёд? Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — практическая работа в группе: проводить опыты по исследованию снега и льда в соответствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов; (К, П) — наблюдать форму снежинок и отображать её в рисунках; (П) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с.68-69(уч.) с.45-47(т.) | |||
Как живут растения? Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — наблюдать за ростом и развитием растений, рассказывать о своих наблюдениях; (П, К) — прослеживать по рисунку-схеме этапы жизни растения; (П) — формулировать выводы об условиях, необходимых для жизни растений; (П) — практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями; (К, П) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с.70-71(уч.) с.48-49(т.) | |||
Как живут животные? Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — наблюдать за жизнью животных, рассказывать о своих наблюдениях; (П, К) — работать в группе: выполнять задания, формулировать выводы, осуществлять самопроверку; (К, П, Р) — практическая работа в паре: ухаживать за животными живого уголка; (К, П) — оценивать свои достижения на уроке (Р, Л)) | с.72-73(уч.) с.50-51(т.) | |||
Как зимой помочь птицам? Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — наблюдать зимующих птиц, различать зимующих птиц по рисункам и в природе; (П) — обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; (К) — практическая работа в паре: изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предложенного подходящий для птиц корм; (К, П) — запомнить правила подкормки птиц; (П) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с.74-75(уч.) с.52-54(т.) | |||
Откуда берётся и куда девается мусор? Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; (П) — обсуждать важность соблюдения чистоты в быту, в городе и в природном окружении; необходимость раздельного сбора мусора; (К) — практическая работа в группе: сортировать мусор по характеру материала; (К, П) — сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; (П, К) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с.78-79(уч.) с.54-55(т.) | |||
Откуда в снежках грязь? Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — практическая работа в паре: исследовать снежки и снеговую воду на наличие загрязнений; (К, П) — обсуждать источники появления загрязнений в снеге; (К) — формулировать предложения по защите окружающей среды от загрязнений; (П) — сочинять и рассказывать сказку на предложенную тему; (П, К) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с.80-81(уч.) с.56-57(т.) | |||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений | — Выполнять тестовые задания учебника; (Р) — выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;(К) — обсуждать выступления учащихся; (К) — оценивать свои достижения и достижения других учащихся (Р, Л) | с.82-87(уч.) с.58(т.) | |||
Раздел «Где и когда?» (11ч) | с.4-30 (уч., 2ч.) | ||||
Когда учиться интересно? Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. Обращение к учителю | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — анализировать иллюстрации учебника, обсуждать условия интересной и успешной учёбы; (П, К) — работать в паре: сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопомощи в классе; (К, П) — рассказывать о своём учителе; формулировать выводы из коллективного обсуждения; (К) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с.4-5(уч.) с.3(т.) | |||
Проект «Мой класс и моя школа» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: — фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д. (К, П) — коллективно составлять рассказ о школе и классе; (К) — презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами); (К) — оформлять фотовыставку; (П) — оценивать результаты собственного труда и труда товарищей (Р) | с.6-7(уч.) с.4-5(т.) | |||
Когда придёт суббота? Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — анализировать иллюстрации учебника, различать прошлое, настоящее и будущее; (П) — работать в паре: отображать с помощью карточек последовательность дней недели, называть дни недели в правильной последовательности, проводить взаимоконтроль; (К, П) — называть любимый день недели и объяснять, почему именно он является любимым; (П) — сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; (П, К) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р, Л) | с.8-9(уч.) с.6-8(т.) | |||
Когда наступит лето? Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — анализировать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; использовать цветные фишки для выполнения заданий; характеризовать природные явления в разные времена года; (П) — называть любимое время года и объяснять, почему именно оно является любимым; (П) — работать в паре: находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника; (К, П) — наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их в рабочей тетради; (П) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с.10-11(уч.) с.8-10(т.) | |||
Где живут белые медведи? Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — практическая работа в паре: находить на глобусе Северный Ледовитый океан и Антарктиду, характеризовать их, осуществлять самоконтроль; (К, П) — рассматривать и сравнивать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о животном мире холодных районов; (П) — приводить примеры животных холодных районов; (П) — устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями; (П) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с12-12(уч.) с.11-12(т.) | Видео | ||
Где живут слоны? Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов | — Понимать учетную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — практическая работа в паре: находить на глобусе экватор и жаркие районы Земли, характеризовать их, осуществлять самопроверку; (К, П, Р) — работать в группе: анализировать рисунок учебника, рассказывать по плану о полученной информации; (К, П) — приводить примеры животных жарких районов; (П) — устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями; (П) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с.14-15(уч.) с.12-12(т.) | Видео | ||
Где зимуют птицы? Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — различать зимующих и перелётных птиц; группировать (классифицировать) птиц с использованием цветных фишек;(П) — работать в паре: выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их, осуществлять самопроверку; (К,Р) — объяснять причины отлёта птиц в тёплые края; (П) — приводить примеры зимующих и перелётных птиц; (П) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с.16-17(уч.) с.14-15(т.) | Видео | ||
Когда появилась одежда? История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная) | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — прослеживать с помощью иллюстраций учебника историю появления одежды и развития моды; описывать одежду людей по рисунку; (П, К) — отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов; (П, Л) — работать в паре: различать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев; (К, П) — работать со взрослыми: изготавливать маскарадный костюм;(К, П )— отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | .с.20-21(уч.) с.15-16(т.) | |||
Когда изобрели велосипед? История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — сравнивать старинные и современные велосипеды; (П) — работать в паре: извлекать из учебника информацию об устройстве велосипеда, осуществлять самопроверку; (К, П, Р) — обсуждать роль велосипеда в нашей жизни; (К) — запомнить правила безопасной езды на велосипеде; (П) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с.22-23(уч.) с.17-18(т.) | |||
Когда мы станем взрослыми? Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — сравнивать жизнь взрослого и ребёнка; (П) — определять по фотографиям в учебнике профессии людей, рассказывать о профессиях родителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем; (П, К) — работать в паре: сравнивать рисунки учебника, формулировать выводы в соответствии с заданием; (К, П) — рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков; (К) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с.24-25(уч.) с.18-19(т.) | |||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений | — Выполнять тестовые задания учебника; (Р, П) — выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; (К) — обсуждать выступления учащихся; (К) — оценивать свои достижения и достижения других учащихся (Р) | с.26-30(уч.) с.20(т.) | |||
Раздел «Почему и зачем?» (22 ч) | с.31-83(уч.) | ||||
Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца; (П) — работать в паре: моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус), проводить взаимопроверку; (К, П, Р) — использовать атлас-определитель для получения нужной информации; моделировать созвездие Льва; (П) — работать со взрослыми: наблюдать картину звёздного неба, находить на нём созвездие Льва; (К, П) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с.31-33(уч.) с.21-22(т.) | |||
Почему Луна бывает разной? Луна — спутник Земли, её особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны; (П, К) — моделировать из пластилина форму Луны; (П) — рассказывать с помощью рисунков в учебнике об изучении Луны учёными, осуществлять самопроверку; (К) — работать со взрослыми: наблюдать за изменениями внешнего вида Луны, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради; (К, П) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с.34-35(уч.) с.22-23(т.) | |||
Почему идёт дождь и дует ветер? Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — наблюдать за дождями и ветром; (П) — работать в группе: рассказывать по рисунку учебника о видах дождя (ливень, косохлёст, ситничек); отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять причины возникновения дождя и ветра; осуществлять самопроверку; (К, П, Р) — сочинять и рассказывать сказку по рисунку; (П, К) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с.36-37(уч.) с.23-24(т.) | |||
Почему звенит звонок? Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — анализировать рисунок учебника и передавать голосом звуки окружающего мира; (П) — практическая работа в паре: исследовать возникновение и распространение звуков; (К, П) — обсуждать, почему и как следует беречь уши; (К) — высказывать предположения о причине возникновения эха, осуществлять самопроверку;(К, Р) — сочинять и рассказывать сказку по рисунку; (П, К) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с.38-39(уч.) с.25-26(т.) | |||
Почему радуга разноцветная? Радуга — украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — описывать чувства, возникающие при виде радуги; называть цвета радуги по своим наблюдениям и рисунку учебника; (П) — запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма; (П) — высказывать предположения о причинах возникновения радуги, осуществлять самопроверку; (К, Р) — работать в паре: отображать последовательность цветов радуги с помощью цветных полосок, осуществлять взаимопроверку; (К, П, Р) — сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; (П, К) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с.40-41(уч.) с.26-27(т.) | |||
Почему мы любим кошек и собак? Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — описывать по плану своего домашнего питомца (кошку, собаку); (П) — обсуждать наше отношение к домашним питомцам; (К) — рассказывать по рисункам учебника об уходе за кошкой и собакой;(К) — практическая работа в паре: познакомиться с предметами ухода за кошкой и собакой и их назначением; (К, П) — участвовать в ролевой игре, моделирующей взаимоотношения хозяина и домашнего любимца; (К) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с.42-43(уч.) с.27(т.) | |||
Проект «Мои домашние питомцы» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | В ходе выполнения проекта дети с помощью взрослых учатся: — наблюдать за домашним любимцем и фиксировать результаты наблюдений; (Р, П) — фотографировать свою кошку (собаку) в наиболее интересных ситуациях; (П) — составлять рассказ о своей кошке (собаке), её характере, повадках, играх; (К) — презентовать свой проект с демонстрацией фотографий (слайдов); (К) — оформлять фотовыставку; (П) — оценивать результаты собственного труда и труда товарищей (Р) | с.44-45(уч.) с.28-29(т.) | |||
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — работать в паре: определять цветы и бабочек с помощью атласа-определителя, осуществлять самопроверку; (К, П) — рассматривать и сравнивать рисунки учебника, оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе, формулировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном; (П, Л, Р) — устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника; (П) — сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; (П, К) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с.46-47(уч.) с.30-33(т.) | |||
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — определять лесных обитателей по звукам, которые они издают; передавать голосом звуки леса; (П) — объяснять (с опорой на рисунок учебника), почему в лесу нужно соблюдать тишину; (К) — работать в паре: устанавливать причинно-следственные связи (на основе информации учебника), осуществлять самопроверку;(К, П, Р) — оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей на основании чтения (прослушивания) рассказов из книги «Великан на поляне»; (Р, Л) — формулировать правила поведения в природе; (П) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, П) | с.48-49(уч.) с.34(т.) | |||
Зачем мы спим ночью? Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — сравнивать рисунки учебника, делать выводы о значении сна в жизни человека; (П) — работать в паре: рассказывать о правилах подготовки ко сну, использовать для выполнения задания цветные фишки, осуществлять взаимопроверку; (К, Р) — оценивать правильность своей подготовки ко сну; (Р, Л) — рассказывать (на основе наблюдений) о сне животных; обсуждать информацию о животных, которые ночью не спят, содержащуюся в книге «Зелёные страницы»; (К) — определять по рисункам профессии людей и рассказывать об их работе; (К, П) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с.52-53(уч.) С.35(т.) | |||
Почему нужно есть много овощей и фруктов? Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — различать овощи и фрукты; группировать (классифицировать) их с использованием цветных фишек, осуществлять самопроверку; (П, Р) — работать в группе: находить в учебнике информацию о витаминах в соответствии с заданием; сравнивать роль витаминов А, В и С в жизнедеятельности организма; (К, П) — сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; (П, К) — запомнить правила гигиены при употреблении овощей и фруктов; (П) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с.54-55(уч.) с.36-38(т.) | |||
Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук, (П) — отбирать из предложенных нужные предметы гигиены, объяснять их назначение; (П) — рассказывать по рисункам, в каких случаях следует мыть руки; (К) — практическая работа в паре: осваивать приёмы чистки зубов и мытья рук; (К, П) — запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные; (П) — формулировать основные правила гигиены; (П) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с.56-57(уч.) с.38-39(т.) | |||
Зачем нам телефон и телевизор? Почта, телеграф, телефон — средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) — средства массовой информации. Интернет | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — различать средства связи и средства массовой информации; (П) — рассказывать (с опорой на фотографии в учебнике) о видах телефонов; (К) — объяснять назначение радиоприёмника, телевизора, газет и журналов; (П) — работать в паре: сравнивать старинные и современные предметы (телефоны, телевизоры, радиоприёмники); (К, П) — обсуждать назначение Интернета; (К) — моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону; (П, К) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с.58-58(уч.) с.39-40(т.) | |||
Зачем нужны автомобили? Автомобили — наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль — автомобиль будущего | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — классифицировать автомобили и объяснять их назначение; (П) — работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку; (К, П, Р) — использовать представленную в учебнике информацию для выполнения задания; — сочинять и рассказывать сказочную историю по рисунку; — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | с.60-61(уч.) с.41(т.) | |||
Зачем нужны поезда? Поезда — наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; — классифицировать поезда в зависимости от их назначения; — работать в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль; — использовать информацию учебника для выполнения задания, сравнивать старинные и современные поезда; (Р) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с.62-63(уч.) с.42-43(т.) | |||
Зачем строят корабли? Корабли (суда) — водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — классифицировать корабли в зависимости от их назначения; (П) — рассказывать о своих впечатлениях от плавания на корабле; (К) — работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством корабля, проводить самопроверку и взаимопроверку; (К, П, Р) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с.64-65(уч.) с.44-45(т.) | |||
Зачем строят самолёты? Самолёты — воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — классифицировать самолёты в зависимости от их назначения;(П) — рассказывать о своих впечатлениях от полёта на самолёте; (К) — работать в паре: по рисунку-схеме знакомиться с устройством самолёта, проводить самопроверку и взаимопроверку; (К, П, Р) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения нa уроке (К, Р) | с.66-67(уч.) с.46(т.) | |||
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае) | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — обобщать сведения о транспорте, полученные на предыдущих уроках; (П) — обсуждать необходимость соблюдения правил безопасности в транспорте; (К) — работать в группе: знакомиться с правилами безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге; рассказывать о правилах безопасности в автобусе, троллейбусе, трамвае; (К, П) — участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности в транспорте и действия в опасной ситуации; (К) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с.68-69(уч.) с.47(т.) | |||
Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — работать в группе: знакомиться с правилами безопасности и спасательными средствами на корабле и в самолёте; (К, П) — участвовать в ролевой игре, моделирующей правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации; (К) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с.70-71(уч.) с.48-49(т.) | |||
Зачем люди осваивают космос? Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин — первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — рассказывать об освоении человеком космоса, опираясь на иллюстрации учебника; (К) — работать в группе: высказывать предположения по вопросам учебника, осуществлять Самопроверку; (К, Р) — моделировать экипировку космонавта; (П) — участвовать в ролевой игре «Полёт в космос»; (К) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с.72-73(уч.) с.50-51(т.) | |||
Почему мы часто слышим слово «экология»? Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли | — Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; (Л) — находить в тексте учебника ответы на вопросы; (П) — приводить примеры взаимосвязей между человеком и природой; (П) — оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них; (Р, Л) — участвовать в конкурсе рисунков на тему «Чудесный мир природы»; (П) — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке (К, Р) | с.74-75(уч.) с.52-53(т.) | |||
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений | — Выполнять тестовые задания учебника; (Р) — выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; (К) — обсуждать выступления учащихся; (К) — оценивать свои достижения и достижения других учащихся (Р) | с.76-83(уч.) с.54(т.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Программа "Начальная школа XXI век. Под ред. Н. Виноградовой.
В материале помещена рабочая программа по окружающему миру (3 класс)...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...