Конспект урока по окружающему миру «Искусство России XIX века. Солнце русской поэзии – Александр Сергеевич Пушкин», 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Шумейко Марина Александровна

Урок по УМК "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uroki.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

 Окружающий мир,

конспект урока в 4 классе

 

Тема: «Искусство России XIX века.

Солнце русской поэзии – Александр Сергеевич Пушкин»

Цели:

формирование знаний учащихся о жизни и творчестве А.С.Пушкина, о роли его в русской литературе

Задачи:

развивать речь, память, мышление и воображение детей;

прививать художественно-эстетический вкус;

воспитывать любовь к литературному творчеству  отечественных поэтов и писателей

Оборудование: 

учебник «Окружающий мир» для 4 класса, авт. Н. Ф. Виноградова, Г.С. Калинова;

рабочая тетрадь «Учимся познавать мир», № 2, авт. Н. Ф. Виноградова;

ноутбук, проектор, экран;

презентация «Солнце русской поэзии – Александр Сергеевич Пушкин»;

репродукция картины Н.И.Аргунова «Портрет Жемчуговой»;

карточки для групповой работы

                           

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент

Предлагает учащимся проверить, все ли готовы к уроку.

Прозвенел сейчас звонок.

Начинаем наш урок.

Проверяют готовность к уроку

II. Актуализация знаний учащихся

1. Просит ответить на вопросы:

- Какую тему мы изучаем?

- О каком виде искусства мы говорили на прошлом уроке?

-По чьему указу,  в каком году был открыт государственный публичный театр?

-Чем отличался публичный театр от театра придворного?

2. Предлагает поработать с контурной картой в рабочей тетради.

-Отметьте на карте в рабочей тетради города России, в которых были театры.

Отвечают на вопросы учителя.

Работают самостоятельно с контурной картой.

III. Проверка домашнего задания

1. Просит рассказать о крепостном театре графа Шереметьева.

2. Предлагает послушать сообщение о Прасковье Жемчуговой.

3. Демонстрирует репродукцию «Портрета Жемчуговой» Н.И.Аргунова.

Организует групповую работу по составлению словесного портрета актрисы.

4. Сообщает учащимся:

-В начале XIX века в с. Княжое в имении своего мужа проживала известная писательница Елизавета Никитична Яблочкова, урожденная Бегичева, состоявшая в переписке с А.С. Грибоедовым. Здесь она содержала крепостной театр, пользовавшийся известностью далеко за пределами округи.

Рассказывают о кусковском театре и о крепостной актрисе Прасковье Жемчуговой.

Работают в группах. Составляют словесный портрет Жемчуговой, используя слова на карточках: красивая, очаровательная, богато одетая, с нежными чертами лица, черноволосая

IV.Постановка учебной задачи

Сообщает:

-Сегодня на уроке мы начнем знакомство с искусством России XIX века.

V. Формирование новых знаний

1. Задает вопрос:

- XIX век называют «золотым веком» русской культуры. Как вы думаете, почему?

-Сравните свои ответы с текстом учебника.

2. Демонстрирует

Слайд 1.Портрет Пушкина. О. А. Кипренский.

Рассказывает:

И на вопрос «Кто ваш поэт?»

В строенье ль каменном, в избушке,

Один у русского ответ –

Он, улыбнувшись, скажет: «Пушкин».

–Пушкин входит в жизнь каждого человека с детских лет и становится надежным другом, интересным собеседником, мудрым советником на протяжении всей нашей жизни. Трудно найти человека, который не знал бы и не любил замечательные произведения этого великого русского поэта. Еще при жизни его называли «незаходящим солнцем русской поэзии». В этом году весь мир будет отмечать 210-летний юбилей поэта. Сегодня мы соприкоснемся с жизнью великого русского поэта, познакомимся с некоторыми страницами его биографии и его творчества.

3. Проводит поэтическую минутку.

-Какое произведение Пушкина нравится вам больше всего?

4. Демонстрирует презентацию «Солнце русской поэзии – А. С. Пушкин» и ведет рассказ.

Слайд 2. Пушкин-ребёнок. Неизвестный художник.

-26 мая (6 июня) 1799 г. на одной из окраинных улочек Москвы, в Немецкой слободе (ныне ул. Баумана), «во дворе коллежского регистратора Ивана Васильевича Скворцова у жильца его майора Сергея Львовича Пушкина родился сын Александр», - гласит запись в метрической церковной книге - первый документ, связанный с жизнью великого поэта.

Слайд 3.Родители А.С.Пушкина

-  Родители поэта были образованные, одаренные люди, интересующиеся литературой и театром.

Отец, Сергей Львович Пушкин, отставной военный, был старинного рода, но не богат и не очень удачлив в службе и чинах. Он был что называется, «светский человек», острослов, страстный любитель поэзии, «нрава пылкого и до крайности раздражительного».

 Мать Пушкина, Надежда Осиповна, была красива, пользовалась успехом. Характер имела самый неровный, с резкими сменами настроений- то гневалась так, что не только прислуга, но и дети и муж старались не попадаться на глаза, то впадала в черную меланхолию, то вдруг снова становилась ласковой и оживленной.

Слайд 4. А.П.Ганнибал, прадед А.С. Пушкина

Портрет неизвестного художника

 - Мать поэта была внучкой абиссинца Ганнибала, одного из сподвижников Петра I, поэтому Пушкин внешне так похож на эфиопа.

Слайд 5.Сестра и брат Пушкина.

В семье Пушкина было 5 детей. В живых остались трое: старшая дочь Ольга, два сына - Александр и Лёва. Мать больше любила младшего сына Льва. Александр же рос молчаливым и замкнутым. Он чаще раздражал матушку и призывался обычно после очередной шалости на расправу. Мать раздражало все: упрямство мальчика, его неповоротливость, привычка грызть ногти и, главное, его непохожесть на других детей, его непонятная сложность.

Слайд 6. Арина Родионовна, няня А.С. Пушкина

Барельеф на кости

Но были две женщины в доме Пушкиных, которые стали самыми близкими его сердцу людьми, - это няня Арина Родионовна, крепостная крестьянка, отпущенная на волю, но не пожелавшая уйти от господ, вынянчившая их детей, а потом и внуков, и бабушка, Мария Алексеевна Ганнибал, которая, была ума светлого и по своему времени образованного; говорила и писала прекрасным русским языком. Это они спешили утешить и приласкать мальчика, познакомили с  прекрасным миром поэтического народного вымысла. Многие рассказы Пушкин записывал, а затем использовал их сюжеты в своих сказках.

      Воспитывали мальчика, как и всех детей его круга, французские гувернантки и гувернеры, жившие в доме. Бабушка выучила его читать и писать по-русски; учили его и танцам, возили на детские балы.

        Но главным источником знаний уже и в эти годы были книги. Читал Александр много и жадно, часто забирался в кабинет отца и читал книги. Пушкин рано начал пробовать свои силы в поэтическом творчестве. Уже в 8 лет сочинял маленькие комедии и эпиграммы на своих учителей.

Слайд 7. Лицей в Царском Селе.  

-Детство А.С.Пушкина прошло в Москве, а юность – в Петербурге. В 1811г. Пушкин поступил в  Лицей в Царском Селе. Здесь он нашел друзей, здесь пришла к нему слава.

Слайд 8. И.К. Айвазовский. Прощание А.С. Пушкина с морем.

Прошли годы. Александр Сергеевич стал знаменитым поэтом. Он написал о свободе и вольности, мечтал о том времени, когда угнетенный народ будет освобожден. За это царь сослал его в ссылку, сначала на юг, в Молдавию, потом – в Крым, а затем в глухое село Михайловское

Слайд 9. Михайловское.

Здесь Пушкин встретился со своей старой няней. И вновь, как в детстве, долгими вечерами слушал поэт старинные народные песни и сказки Арины Родионовны и записывал их. Он создает пять стихотворных сказок.

Слайд 10. А.М.Горький о сказках А.С.Пушкина.

По ходу дает толкование лексического значения слова денщик – солдат, состоящий при офицере для личных услуг.

5. Проводит викторину «Знаешь ли ты сказки Пушкина?» За правильные ответы выдает жетоны.

-У каждого возраста свой Пушкин. Для маленького читателя Пушкин, прежде всего, поэт-сказочник. Хорошо ли вы знаете эти сказки?

•В каких сказках Пушкина присутствует число 33?

•Каким фруктом отравилась царевна в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?

•Какая сказка заканчивается словами: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»?

•Где встретились поп и Балда?

•Как звали жениха царевны в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?

•В кого превращала Лебедь князя Гвидона?

•Мимо какого острова проплывали гости-господа?

•В какой сказке есть правдивое говорящее зеркало?

•Что потребовал работник за свой труд у попа?

•Какую песенку пела белочка из «Сказки о царе Салтане…»?

•Чем занимались поздно вечерком девицы, сидя под окном в «Сказке о  царе Салтане…»?

6. Организует индивидульную работу по карточкам.

 -Соедините иллюстрацию с названием сказки А.С.Пушкина.

7. Выявляет вместе с детьми лучшего знатока сказок Пушкина, проводит награждение.

Слайд 11. В.И.Гау. Портрет Н.Н.Пушкиной.

Слайд 12.  «Дуэль Пушкина с Дантесом». А. М. Волков.

-Погиб поэт очень рано: в 37 лет. Пушкин и некоторые его знакомые получили по почте анонимное письмо, оскорбляющее честь жены Пушкина и его самого. Из-за этого анонимного письма возникла ссора между поэтом и офицером Дантесом. 27 января 1837 года в Петербурге, на Чёрной речке, состоялась дуэль между Пушкиным и Дантесом. Посмотрите, как художник запечатлел это трагическое событие на своей картине. Пушкин был смертельно ранен в живот и через два дня умер. Поэт был похоронен в Псковской губернии.

Слайд 13. А.М. Опекушин. Памятник А.С.Пушкину.

- А. С. Пушкину поставлены памятники в разных городах нашей страны. Имя Пушкина и его произведения никогда не забудутся. Его произведения обладают удивительным свойством: чем больше их читаешь, тем больше открываешь для себя интересного и нового, неожиданного и прекрасного.

Высказывают свои предположения, затем сравнивают ответ с текстом учебника (с. 99)

Называют свои любимые произведения.

Работают стоя. Читают наизусть стихи А.С.Пушкина

Читают высказывание А.М.Горького: «Великолепные сказки Пушкина были всегда ближе и понятнее мне; прочитав их несколько раз, я уже знал их наизусть; лягу спать и шепчу стихи, закрыв глаза, пока не усну. Нередко я пересказывал эти сказки денщикам; они, слушая, хохочут, ласково ругаются».

Участвуют в викторине.

Работают индивидуально по карточкам.

VI. Закрепление изученного материала

1. Организует беседу по вопросам:

-В каком году родился А.С.Пушкин?

-Кто были его родители?

-Кто в детстве оказал особое влияние на Пушкина?

-Где учился Пушкин? Какое образование получил?

2. Просит выполнить задание в тетради (с. 18, №46, 47)

Отвечают на вопросы.

Самостоятельно работают по тетради.

VII. Итог урока. Рефлексия

-Что нового для себя вы узнали на этом уроке?

- Какие впечатления остались?

Отвечают на вопрос учителя.

Делятся своими впечатлениями.

VIII.Домашнее задание

1. Рассказать о детстве Пушкина, используя материал сегодняшнего урока, а также текст на с. 99 – 101 учебника;

2. Подготовить  вопросы для викторины по биографии и творчеству А.С.Пушкина.

Записывают задание в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЛНЦЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ – АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН

Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе (по учебнику Виноградовой Н.Ф.)СОЛНЦЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ – АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН...

Конспект урока по окружающему миру «Леса России» 4 класс

Данный урок составлен для учащихся 4 класса имеющих тяжелые нарушения речи....

конспект урока по окружающему миру "Искусство 18 века"

урок 4 класса по окружающему миру по программе "Начальная школа 21 века"...

конспект урока по окружающему миру "Животные России" во 2 классе школы II вида

конспект урока по окружающему миру "Животные России" во 2 классе школы II вида...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: "Россия на карте" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о карте.Планируемые результаты:Предметные:- знать, что такое карта и приёмы чтения карты;- знать отличие глобуса от карты...

КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру ТЕМА «РОССИЯ ВСТУПАЕТ В ХХ ВЕК» (УМК Школа России), 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о важнейших событиях в России в начале XX века.Планируемые результатыПредметные: Знать: понятия: «политическая партия», &laqu...