Конспект урока по окружающему миру (УМК «Начальная школа XXI века) «Мир чувств и эмоций»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Расширение знаний учащихся по теме «Мир чувств и эмоций».
Формирование навыков культурного поведения и управления своими эмоциями и чувствами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мир чувств. Эмоции | 138.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Первомайское
муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Конспект урока по окружающему миру
(УМК «Начальная школа XXI века)
«Мир чувств и эмоций»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Олокина А.А.
Туймазы, 2017
Познавательные универсальные учебные действия учащихся:
Формирование проектных и исследовательских действий.
Формирование умений проводить теоретическое исследование.
Умение выдвигать гипотезу и доказывать ее.
Умение формирования замыслов будущих исследований и проектов.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Формирование способности личности к целеполаганию и построению жизненных планов.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Общение и взаимодействие
Работа в группе (совместно-творческая деятельность).
Организация и планирование сотрудничества с учителем и сверстниками.
Цель: Расширение знаний учащихся по теме «Мир чувств и эмоций».
Формирование навыков культурного поведения и управления своими эмоциями и чувствами.
Воспитание бережного отношения к чувствам окружающих людей.
Оформление: конверты с заданиями для групп, словари, рисунки учащихся, запись песни Ю.Энтина «Улыбка», запись песни Ю.Антонова «От печали до радости»
Оборудование: ноутбук, проектор, экран, учебник «Окружающий мир» под редакцией авторов Н.Ф. Виноградовой, Г.С. Калиновой.
Ход урока
1. Организационный момент
Давайте, друзья,
улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К общению готовы!
Тогда - за работу!
Удачи желаю я Вам!
Я проверю, кто сегодня будет самым внимательным на уроке!
2. Повторение пройденного по теме «Органы чувств»
-У вас на партах лежат листочки с лицом человека.
- Я вам предлагаю отгадать несколько загадок, отгадки помогут нам узнать, чего нет на этих лицах.
Два Егорки живут возле горки,
Живут дружно, а друг на друга не глядят.
Какой это орган? Какую функцию играет орган зрения?
(Нарисуйте своему человеку глаза).
Вот гора, а у горы
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит -
То заходит, то выходит.
Какой это орган? Какую функцию играет орган обоняния?
(Нарисуйте своему человеку нос).
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны ….
Какой это орган? Какую функцию играет орган слуха?
(Нарисуйте своему человеку уши).
Без чего нельзя за обедом?
Какой это орган? Какую функцию играет орган вкуса?
(Нарисуйте своему человеку рот).
Сколько органов чувств у человека?
Какой самый большой орган мы не назвали? Для чего нужен орган осязания?
3. Мотивация на изучение нового материала.
( Создание учителем в начале урока положительного настроя на работу.)
Послушайте стихотворение и определите тему урока.
(Читает подготовленная ученица)
Сколько чувств выражают лица:
То радость, то слезами готовы залиться,
То страх, то восторг, то волнение
То удивление , то огорчение.
Попробуем сегодня мы понять,
Как может эмоции человек проявлять?
-Правильно тема нашего урока – эмоции.
Скажите, когда на уроке сегодня мы впервые говорили об эмоциях?
Скажите, а можно просто взглянув на человека, понять, что он чувствует в данный момент, какую эмоцию переживает?
Сейчас мы рисовали лица, и они разные. Почему? Что они обозначают? (Может быть, это наше состояние в данный момент, может быть, отношение к разным событиям. Что творится у человека на душе мы можем узнать по выражению его лица.)
- Что помогает определить это? (Ответы детей) (помогает нам это сделать мимика)
4. Открытие новых знаний.
- Вот мы с вами говорим «эмоции», «чувства», «мимика», а что обозначают эти слова?
Где мы можем найти ответ на этот вопрос? (В толковом словаре, в учебнике)
- Давайте обратимся к словарю.
Работа со словарем («Эмоции» - от лат. волновать, потрясать – реакция человека на воздействие окружающего мира. «Чувства – отражение эмоций человека. Мимика – выразительные движения мышц лица, форма проявления чувства)
При помощи какой части тела мы выражаем свои эмоции?
(Ответы детей).
Работа с учебником.
Рассмотрите фотографии. Какие переживания испытывают их герои?
Сейчас я предлагаю вам, поработать в парах.
Перед вами на столе лежат карточки, на них перечислены разные чувства, разделите их на группы. На какие группы вы их разделили?
Какие чувства попали в группу «Положительные»? «Отрицательные»
Страх, грусть, восторг, зависть, радость, смирение, ярость, гнев, печаль, любовь, восхищение, удивление, гордость, злоба, нежность,
Вывод: положительные и отрицательные эмоции.
Игра « Какие эмоции вызывает в тебе сказочный герой?»
Баба-Яга
Вини -Пух
Василиса Прекрасная
Кощей Бессмертный
Вывод: Выполняя задание, вы безошибочно определили героев, вызывающих положительные и отрицательные эмоции. И положительные, и отрицательные эмоции – это отклик внутреннего мира человека на события и атмосферу окружающего мира. И отклик этот часто выражается в наших движениях, в чертах нашего лица. Эмоции испытывают не только люди, но и животные. Они выражают их в поведении, гримасах. По-другому животные ничего не могут объяснить. Человек же может сдержать свои эмоции или рассказать о них словами. Совсем не обязательно при этом выражать свои эмоции бурно. Это может обидеть, задеть кого-то из окружающих тебя людей.
Посмотрите на следующий слайд. Подумайте, а есть ли эмоции у животных? (Эмоции человек богаче, он может управлять ими.)
Человек в помощь себе создает помощников-роботов. Как вы думаете, похож робот на человека?
Чем они отличаются?
Давайте убедимся, кто прав. Перед нами на экране человек и робот попадают в одинаковые ситуации, их реакция на:
- увидел знакомого
- ударились
- думают
- удивляются
Какой вывод можно сделать?
- Похож, у него есть голова, руки, ноги, может думать.
- У него нет чувств.
Поддерживают учебный диалог (на основе высказанных предположений): «Что отличает человека от машины-робота?»
Робот – это машина, созданная человеком, которая не имеет чувств.
Помните, человек имеет право на любимую эмоцию, имеет право чувствовать и выражать свои эмоции. Этим мы отличаемся от роботов.
Ребята, только ли при помощи лица человек выражает свои эмоции? ( Ответы детей)
Послушайте как работает ваше сердце.
Физминутка.
«Слушай внимательно»
Теперь послушаете как, работает ваше сердце, что изменилось?
Вывод: При сильных эмоциях изменяется работа сердца и других органов. При сильном волнении число ударов может увеличиться. Человек может потерять сознание.
Лишь добрыми словами боль отводят,
А тёплые слова для всех важны.
Отзывчивость как помощь к нам приходит-
Благие чувства лекари души.
Мы разные, но Богом мы хранимы,
У каждого свой Ангел и судьба.
Обидчивы бываем и ранимы
От грубых слов, от зависти и зла.
А могут ли эмоции нанести вред человеку?
Вспомним притчу «О гвоздях». Что можно сказать?
Вывод. Как часто мы не сдержаны
А как поступить, если собственная обида или злость раздирает вас на части? Как усмирить эти негативные эмоции? Как научиться их контролировать?
5. Закрепление.
Работа по группам.
1 группа: Что нужно сделать, если у тебя плохое настроение.
Вспомни что-то приятное
Посмотри забавный фильм
Почитай юмористическое произведение
Рассмеши себя у зеркала
Сходить на прогулку
Пообщайся с другом
Поиграть в интересную игру
Заведи домашнее животное
Начни выращивать растения
Послушай любимую музыку
Займись спортом
2 группа: Если плохое настроение, как его исправить:
Прекратить разговор
Извиниться
Отойти в сторону
Сосчитать про себя до десяти
Взять конфетку-леденец
Вывод: Если человек много болеет, быстро устает, он чаще раздражен, недоволен, грустен. Мы люди. Поэтому мы должны не забывать о режиме дня, о физкультуре. Должны уметь владеть своими эмоциями.
Ребята, люди выражают свои чувства в искусстве: музыке, живописи, танце, поэзии.
Как вы думаете, можно ли по произведениям искусства определить, какие чувства испытывали художники, поэты, создавая творения?
Я предлагаю разделиться на группы.
Каждая группа получает свое задание.
1 группа: работа с репродукцией картины «Опять двойка» Ф.П.
Решетникова.- Ребята, внимательно рассмотрите картину. Вам необходимо определить по репродукции картины чувства каждого героя.
- Ребята, внимательно рассмотрите картину. Давайте попробуем определить по репродукции картины Ф.П..Решетникова чувства каждого героя.
-Что выражает взгляд матери?
- На стуле сидит мама с грустным лицом.
- Что выражает взгляд сестры? Как она учится?
- Осуждающим взглядом смотрит сестра.
- Что можете сказать о младшем брате?
-На трехколесном велосипеде едет младший брат, смотрит на старшего ехидным взглядом.
- Кто является главным героем?
-Мальчик
- Какие чувства испытывает мальчик?
-Стыд, вину, огорчение, обиду.
- Как вы думаете, почему?
-Он получил двойку, а из портфеля торчат коньки — причина двойки.
- Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика?
- Серые, тёмные, мрачные.
- Когда хотят выразить чувство стыда, художники берут тёмные краски.
-Какие поступки вызывают чувство стыда?
-Когда сделаешь что-то плохое.
- Испытывали ли вы похожие чувства и при каких ситуациях?
- Да.( комментирование нескольких детских ситуаций)….
- Как вы думаете, что мальчик должен сделать?
-Извиниться
2 группа: Обсуждение рассказа В. Сухомлинского «Почему плачет синичка».
Вдали, на краю села, жили муж и жена. Было у них двое детей – мальчик Миша и девочка Оля. Мише десять лет, а Оле – девять.
Около дома рос ветвистый тополь.
- Сделаем на тополе качели, - сказал Миша.
- Ой, как хорошо будет качаться! – обрадовалась Оля.
Полез Миша на тополь, Привязал к ветвям верёвку. Встали на качели Миша и Оля, и давай качаться. Качаются дети, а около них синичка летает и поёт, и поёт.
Миша говорит:
- Синичке тоже весело оттого, что мы качаемся.
Глянула Оля на ствол тополя и увидела дупло, а в дупле гнёздышко, а в гнёздышке птенчики маленькие.
- Синичка не радуется, а плачет, - сказала Оля.
- А почему же она плачет? – удивился Миша.
- Подумай, почему, - ответила Оля.
Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнездышко и думает:
- Почему же она плачет?
- А как вы думаете, почему синичка плакала?
- Как бы вы поступили после того, как заметили, что синичка волнуется за своих птенцов?
В чем здесь могло проявиться сопереживание детей по отношению к синичке и ее птенцам?
3 группа: Соотнеси фразеологизмы со значением.
Сорваться с цепи – | стать злым |
Повесить нос – | огорчиться |
Волосы встали дыбом - | испугаться |
Души не чаять – | очень сильно любить |
Душа в душу – | очень дружно |
Водой не разольешь – | очень дружны, неразлучны |
- Ребята, вы сейчас рассказали о своих чувствах и эмоциях, которые у вас вызывали произведения искусства.
А может ли общение с прекрасным корректировать эмоции человека. Что вы можете посоветовать друг другу?
Д/з
Дома вам надо будет поработать:
-Почему у меня плохое настроение?»
-Задание в рабочей тетради (Приведите примеры музыкальных произведений, которые вызывают разные эмоции: радость, грусть, спокойствие)
-рисунок о разных чувствах.
6. Итоги урока.
Рефлексия:
- Что узнали о чувствах и эмоциях.( Познакомились с разнообразием чувств и эмоций, которые испытывает человек. Узнали, как человек выражает свои чувства).
- От чего зависит: приятные или неприятные чувства испытывает человек? ( От полученных им эмоций: положительных или отрицательных).
Ребята, а для чего нам нужно было работать по данной теме? Зачем необходимо изучать чувства и эмоции? ( Чтобы понимать себя и окружающих, общаться без конфликтов).
ЗАПОМНИТЕ ГЛАВНОЕ – НЕТ ПЛОХИХ И ХОРОШИХ ЭМОЦИЙ.
Давайте составим синквейн по нашей теме ЭМОЦИИ
Синквейн пишется по определенным правилам.
1 строка – одно ключевое слово (обычно существительное) – тема синквейна, определяющая содержание.
2 строка – два слова (прилагательные или причастия), описывающие тему.
3 строка – три слова (глаголы), характеризующие действия, относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение, фраза, показывающая отношение автора к теме.(афоризмы, пословица)
5 строка – одно слово (обычно существительное) – синоним или ассоциация, повторяющая суть темы.
эмоции
Положительные, отрицательные
Вызывают, расслабляют, развивают, побуждают,
внутренний регулятор поведения;
отражают субъективное отражение к ситуациям
волнение.
Игра – диагностика « Конверт откровений»
- Закончи предложение, используя опыт и знания, полученные на уроке:
Мне нравится, когда я …..
Меня раздражает…
Мне нравятся люди, которые …
Если мне грустно, то я …
Мне не нравится, когда…
Чтобы иметь друзей, надо…
Если видишь недостатки человека…
А теперь кто же у нас сегодня был самый внимательный на уроке. Вспомните, с каких слов я начала сегодняшний урок ( с улыбки).
Улыбаться нужно чаще. ( Смех продлевает жизнь, 1мин смеха =15 мин жизни)
И закончить мне хочется тоже улыбкой (песня).
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тесты по окружающему миру УМК "Начальная школа XXI века"
Итоговая контрольная работа по окружающему миру в 4 классе. УМК "Начальная школа ХХ1 века"...
План-конспект урока по окружающему миру (УМК «Начальная школа XXI века», под редакцией Н. Ф. Виноградовой) 4 класс
Тема: Человек – защитник своего Отечества. Цели урока: создать условия для расширения знаний учащихся о борьбе за свободу и независимость; раскрыть основные причины возникновения войн; восп...
Конспект урока по окружающему миру в начальной школе "Наши пернатые друзья"
Конспект урока можно использовать во внеурочной деятельности...
Конспект урока по окружающему миру 2класс "Начальная школа 21 век"
конспект урока...
Конспект урока по окружающему миру. УМК «Начальная школа XXI века». Тема: « Слух. Орган слуха - ухо», 4 класс.
Цели:Образовательные: -Формирование у обучающихся потребности в работе с информацией, с различными источниками информации;- формирование умений выбирать и работать со средствами ИТ;- позна...
Конспект урока по окружающему миру "Всегда ли можно доверять своим органам чувств?"
Конспект урока по окружающему миру 2 класс Чудинова...
Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема:" Наши помощники- органы чувств"
В данном конспекте урока представлена практическая работа в группах по изучени. органов чувств человека....