Урок окружающего мира по теме "Мир глазами географа"
методическая разработка (окружающий мир, 4 класс) по теме
Урок с использованием групповых технологий, технологий развития критического мышления,ИКТ, проблемных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мир глазами географа | 20.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Мир глазами географа.
Цели и задачи урока: - дать представление о науке, изучающей Землю - географии, сформировать понятия "глобус", "географическая карта", "масштаб";
- формировать умение осуществлять поиск информации по теме, умение работать в малой группе, умение определять общую цель и достигать её, согласовывая свои действия с другими людьми;
- развивать навыки работы со словарём, с текстом учебника, с географической картой; способствовать развитию речи, мышления, внимания, навыки работы в малой группе;
- воспитывать аккуратность, культуру общения.
Оборудование к уроку: ноутбук, телевизор, физическая карта России, политическая карта мира, глобус, рабочие листы для детей, клей, учебники и рабочие тетради.
Ход урока
Организация класса.
Проверка готовности к уроку, приветствие гостей, психологический настрой на работу.
Сообщение темы и задач урока.
Учитель зачитывает отрывок из рассказа М. Зощенко "Великие путешественники" (Литературное чтение 3 класс) См. Приложение 1.
- Из какого произведения этот отрывок?
- Без каких знаний, по мнению мамы и папы, детям нельзя было пускаться в кругосветное путешествие?
-Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
Вхождение в тему урока, создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Учитель: Наверное вам не раз приходилось слышать слово "география". А что такое "география"? (ответы детей)
Давайте посмотрим определение этого слова в "Толковом словаре". (работают по группам)
- А как даётся определение этого слова в нашем учебнике? (с. 22)
- Найдите в учебнике, что изучает география. А что оа объясняет?
- На основе всего того, что мы прочитали, давайте дадим объяснение слову "география".
География - это наука о Земле, которая изучает её природу, население и его хозяйственную деятельность. (запись в рабочую тетрадь)
На предыдущих уроках мы узнали, что значит мир с точки зрения астронома. А сегодня мы взглянем на мир с точки зрения географа
Актуализация знаний.
А помогут нам в этом замечательные изобретения человечества. Отгадайте, какие.
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (глобус)
Моря есть - плавать нельзя,
Дороги есть - ездить нельзя,
Земли есть - пахать нельзя. (географическая карта)
Найдите на своих рабочих листах слова "глобус" и "географическая карта" и объяснение этих слов. Соедините каждое слово с его значением. См. Приложение 2.
Глобус - модель Земли.
Географическая карта - уменьшенное изображение земной поверхности с помощью условных знаков.
Заполните в группа первые 2 столбика таблицы "ЗХУ". См. Приложение 2.
Дети заполняют, затем зачитывают свои записи)
Работа над темой урока.
Практическая работа 1. - А теперь проверим, помните ли вы названия разметки глобуса.
Детям выдаётся схематический рисунок глобуса. Им надо наклеить правильно слова "параллели", "меридианы", "экватор", "северный и южный полюс".
Проверка: СЛАЙД №1
Составление рассказа.
На ваших рабочих листах есть вопросы о глобусе. Посовещайтесь в группе и подготовьте ответы на их.
Группы совещаются, затем по - очереди отвечают на вопросы. СЛАЙД №2.
Выступление докладчиков.
Учитель: Но глобус не всегда был таким, как сейчас. Послушайте выступление вашей одноклассницы, которая расскажет о появлении первого глобуса. СЛАЙД 3, 4, 5
-Кто был создателем первого глобуса?
- Когда это было?
- Чем глобус Бехайма отличался от современного?
Как Бехайм назвал своё изобретение, ведь слова "глобус" тогда ещё не было? с. 24 учебника
Учитель : Представьте, что вы отправились путешествие по земному шару. Удобно ли вам будет в дороге пользоваться глобусом? Почему?
Учитель: Ещё одно величайшее изобретение человечества - географическая карта. Послушайте выступление вашей одноклассницы, которая расскажет о появлении
географических карт. СЛАЙД 6, 7
-Когда же появилась первая карта мира?
-Кто её создал?
Практическая работа 2.
Учитель: По мере изучения Земли на глобусах и картах появлялось всё больше и больше географических объектов - материков, морей, островов, озёр и т. д. Их очертания становились более правильными. Современные географические карты очень разнообразны. Например, существуют физические и политические карты. (на доске)
- Чем различаются эти карты? А в чём их сходство?
Учитель: - У вас в учебнике представлена ещё одна карта - карта полушарий.
- Что она вам напоминает?
- -Прочитайте о ней (с. 26-27)
- Кто понял, что такое масштаб карты?
Чтобы лучше это понять, проведём практическую работу: измерьте линейкой расстояние от Москвы до края Антарктиды. Посмотрите на масштаб карты.
- Как узнать, сколько на самом деле километров от Москвы до Антарктиды?
Учитель: - Но не только на масштаб надо обращать внимание, работая с картой. Как вы думаете, на что ещё? Если затрудняетесь, посмотрите, что такое географическая карта на вашем рабочем листе. (На условные знаки)
В рабочей тетради на с 15 подпишите названия условных знаков, пользуясь картой на с. 64. (рекомендации по выполнению д/з)
Проверка усвоения материала урока. Коррекция.
Заполнение последнего столбика таблицы "ЗХУ.
Подведение итогов, рефлексия.
Составление синквейна "Глобус" и "Карта" (по группам)
Кого из своей группы вы предлагаете оценить?
Домашнее задание: с. 22-29 (читать, ответить на вопросы) , в рабочей тетради с. 14-15
Рабочий лист
Глобус |
Географическая карта |
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Расскажите о глобусе по вопросам.
1) Какую форму имеет глобус?
2) В какие цвета окрашен глобус? Что они обозначают?
3) Почему глобус называют "мяч в сетке"?
4) Какие две точки глобуса остаются на месте при его вращении?
5) Как называются линии, соединяющие Северный и Южный полюс?
6)Как называются линии, опоясывающие глобус?
7) Как называется "главный пояс Земли"?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира на тему "Азбука географии" 1 класс
Урок проведен по системе Л. В. Занкова в 2012 - 2013 уч. году с описанием формируемых УУД...
Урок окружающего мира Тема: Береги глаза
Урок создан по технологии индивидуализированного обучения по программе "Начальная школа 21 века"...
Урок окружающего мира 4 класс "Мир глазами географа. Географическая карта. Глобус"
Структура и ход урокаI. Организационный момент.II. Мотивация, актуализация знаний.III. Самоопределение к учебной деятельности.IV. Работа над новой темой.V. ФизкультминуткаVI. Осмысление и закреп...
Урок окружающего мира для 4 класса по теме "Мир глазами географа"
Урок окружающего мира для 4 класса по теме "Мир глазами географа"...
Урок окружающего мира "Взгляд на глаз"
Задачи урока:Провести практическую работу с проведением наблюдений, опытов, переработкой и предоставлением информации по заданной теме, используя различные источники- познакомить уча...
Технологическая карта урока окружающего мира "«Взгляд» на глаз". УМК "ПНШ", 4 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Создание содержательных и организационных условий для первичного восприятия, осмысления и закрепления знаний по теме «Органы зрения. &l...