Урок окружающего мира "Взгляд на глаз"
план-конспект урока по окружающему миру
Задачи урока:
Провести практическую работу с проведением наблюдений, опытов, переработкой и предоставлением информации по заданной теме, используя различные источники
- познакомить учащихся со строением органов зрения - глазами
- подвести к пониманию, как формируется изображение
- выяснить механизм заболеваний глаза - дальнозоркость, близорукость
Используя поиск ответов к вопросам в демоверсиях готовить учащихся к экзаменам
Провести простейшее исследование - проверить качество зрения у учащихся: не дальтоник ли вы?
Рекламировать проектную работ для побуждения желания разучить специальные упражнения для глаз и начать применять полученные знания в повседневной жизни для профилактики болезней глаза
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа г. Светогорска"
Адрес: Ленинградская область, г. Светогорск, ул. Рощинская д. 6
Телефон директора: (81378)43938
Телефон/факс секретаря: (81378)44266
e-mail: svet1@vbg.lokos.net
У Р О К МАТЕМАТИКИ
ТЕМА : "Задачи с недостающими данными"
(путешествие по рекам Ленинградской области)
автор : Горская Татьяна Олеговна
учитель начальных классов
г. Светогорск
2020 г.
Цель урока: создать условия для формирования умений:
- распознавать задачи с недостающими данными
- преобразовывать условие для последующего решения
Задачи:
- учиться дополнять условие задачи, убирать лишние данные, задавать правильный вопрос, ликвидировать противоречие в условии и вопросе
- преобразовывать условие для последующего решения задачи
- выделять главное, отсеивать ненужные в данной задаче условия
метапредметные УУД:
познавательные: познакомить учащихся с новым видом задач,
учить дополнять условие задачи с недостающими данными;
коммуникативные: формировать умение формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для других высказывания; входить в коммуникативную игровую и учебную ситуацию.
регулятивные: формировать умение формулировать и удерживать учебную задачу; понимают цель и смысл выполняемых заданий; структурировать знания, выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление); определять качество и степень усвоения
предметные УУД:
научатся решать задачи с недостающими данными, осуществлять поиск необходимых данных ;
получат возможность научиться : использовать вариативные формулировки одной и той же задачи, находить необходимы данные, используя различные источники информации.
Личностные: уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано, находить решение и обосновывать его, способность принимать самостоятельные решения
— одновременный анализ нескольких разнородных информационных объектов (рисунок, текст, таблица, карта ) в целях выделения информации, необходимой для решения учебной задачи;
1 ЭТАП - определение темы урока и целей
1 СЛАЙД
Предположение о теме урока
1). 14 марта - День рек. Сделайте предположение, почему на уроке математике написана эта фраза?
Задачи могут быть на эту тему.
Учитель: -Существует огромное количеств разных видов задач. Вам надо определить какие задачи мы будем решать сегодня. - ГЛАВНЫЙ ВОРОС
Я хочу предложить вам выполнить задание, которое поможет определить тему и цели урока математики
а). Для этого надо решить задачу, которая находится у вас на рабочем столе в папке "реки" Откройте.
б). Там находится 4 задачи. Вы решаете только ту, которая выделена жирным шрифтом.
в). Вы должны: записать решение с наименованием и сказать устно: "Эта задача....." (какая?)
г). Каждый работает за себя, ничего не обсуждаем, используем только те данные, которые есть в условии задачи. Даю 2 минуты
1 команда - 1 задача
2 команда - 2 задача и т. д.
2 СЛАЙД ...........................................................................................................................
1). Длина реки Луги - 353 км, на сколько км Луга длиннее реки Сясь?
2).Длина реки Невы -74 км, а река Вуокса - на 69 км длиннее. Какова длина реки Невы?
3). Длина реки Оредеж - 192 км. - она короче реки Волхов на 32 км.
Какова длина реки Унтерниска?
4). Длина реки Сторожевая - 13 км. А река Сясь - в 20 раз длиннее. Какова длина реки Сясь, если сумма длин этих рек на 81 км длиннее реки Оредеж?
Время вышло.
ВСТАНЬТЕ ТЕ РЕБЯТА, КТО СМОГ РЕШИТЬ ЗАДАЧУ
А КТО НЕ СПРАВИЛСЯ?
3 СЛАЙД ................................................................................................................................
2). Давайте разбираться. Рассмотрим 1задачу (на слайде).
Почему не решили?
Здесь не все данные.
4 СЛАЙД ..........................................................................................................................
Как можно охарактеризовать эту задачу?
Задача с недостающими данными.
5 СЛАЙД .............................................................................................................................
Рассмотрим 2 задачу.
Почему не решили?
Здесь вопрос неправильно задан.
Как можно охарактеризовать эту задачу?
6 СЛАЙД ...........................................................................................................................
В вопросе задачи спрашивается о том, что уже известно
7 СЛАЙД ..........................................................................................................................
Рассмотрим 3 задачу (на слайде).
Почему не решили?
Здесь есть противоречие между вопросом и условием.
Как можно охарактеризовать эту задачу?
8 СЛАЙД ...............................................................................................................................
Задача с противоречивым условием и вопросом
9 СЛАЙД ................................................................................................................................
Рассмотрим 4 задачу второго варианта.
Почему не решили?
Здесь лишние данные.
Как можно охарактеризовать эту задачу?
10 СЛАЙД...................................................................................................................
Задача с лишними данными
ИТОГИ ЭТАПА
Определите тему урока
"Решение задач с лишними данными, с недостающими данными, когда вопрос противоречит условию"
11 СЛАЙД ...................................................................................................................................
Все ли ученики легко распознали такие задачи?
12 СЛАЙД.......................................................................................................................................
Значит цель урока какая?
Научиться распознавать такие задачи.
13 СЛАЙД......................................................................................................................................
УЧИТЕЛЬ:
Такие задачи встречаются не только в школьных учебниках, но и в жизни, когда приходится решать всё самому.
Задачу в жизни вы формулируете сами, сами меняете условия, сами ищете решение.
И из множества формулировок надо выбрать именно нужную вам.
Развивать это умение помогает математика.
...................................................................................................................................................
Какие сведения вы можете взять из текста задач, не прибегая ни к каким вычислениям и прикрепить на карту?
1 команда: Луга 353 км, Сясь
2 команда: Нева 74 км, Вуокса
3 команда: Оредеж 192 км, Волхов
4 команда: Сторожевая 13 км, Унтерниска
Возьмите в конверте № 1 таблички и прикрепите их на карту
2 ЭТАП - учимся менять условие или вопрос
Мы выявили недостатки задач.
Неужели их нельзя решить?
Можно.
Как?
Надо исправить или условие или вопрос.
Попробуем.
14 СЛАЙД .................................................................................................................................
1 задача
Посмотрите первую задачу. Что помогло бы нам её решить?
Если бы мы знали длину реки Сясь.
Где взять эти данные?
Из таблицы в компьютере (составляли её на уроках окр. мира и информатики).
15 слайд .................................................................................................................................
Открывайте документ.
№ | Название реки | Длина реки в км |
1 | Луга | 353 |
2 | Сясь- | 260 |
3 | Волхов | 224 |
4 | Оредежь | 192 |
5 | Вуокса | 143 |
6 | Нева | 74 |
7 | Сторожевая | 13 |
8 | Унтерниска | 9 |
Зачитайте изменённую задачу.
Длина реки Сясь 260 км.
353-260 = 93 км
16 СЛАЙД ..............................................................................................................
2 задача
Что надо изменить в условии, чтобы задача стала решаема?
Изменить вопрос: Какова длина реки Вуоксы?
17 СЛАЙД .............................................................................................................................................
3 задача
Что надо изменить? Сделать вопрос непротиворечивым.
Какова длина реки Волхов?
18 СЛАЙД .................................................................................................
4 задача
Убрать лишние данные: сумма длин этих рек на 81 км длиннее реки Оредеж.
Зачем был нужен этот этап урока?
- учились дополнять условие задачи, убирать лишние данные, задавать правильный вопрос, ликвидировать противоречие в условии и вопросе.
19 СЛАЙД................................................................................................................................
Учились преобразовывать условие для последующего решения задачи
3 этап – упражнение и отработка
Работайте на компьютере, исправления вносите прямо в текст, решение тоже пишете в документе. Подсчёты можно выполнить на черновике. Обязательно напечатайте ответ
Работаете в парах
1 команда - решает 1 задачу
и т. д.
..........................................................................................................................
3). Проверка.
Каждая команда рассказывает как решили задачу
1 задача:
(353 - 260 = 97; Луга длиннее на 97 км)
20 СЛАЙД ...................................................................................................................
Кто допустил ошибку? Причина?
2 задача
(Длина Вуоксы - 143 км; 74 + 69 = 143 км)
22 СЛАЙД ........................................................................................
Кто допустил ошибку? Причина?
3 задача
(192 + 32 = 224 км; Длина Волхова - 224 км)
23 СЛАЙД ........................................................................................
Кто допустил ошибку? Причина?
4 задача
(13 х 20 = 260 км; Длина реки Сясь - 260 км)
Кто допустил ошибку? Причина?
4) ИТОГИ 3 ЭТАПА
Зачем был нужен этот этап урока? (мы упражнялись, отрабатывали умение дополнять условие задачи и решать её, убирали лишние данные, задавали правильный вопрос, ликвидировали противоречие в условии и вопросе )
24 СЛАЙД ....................................................................................................................
Сразу прикрепите на карту новую информацию, используя таблицу. Информация в конверте № 2.
1 команде 260 км
2 команде143 км
3 команде 224 км
4 команде 9 км)
25 СЛАЙД................................................................................
4 этап – подготовка к Д/З
Домашнее задание.
Составить для товарища по парте две разные задачи по выбору:
1 - составить задачу с недостающими данными,
2 - составить задачу с лишними данными
3 - составить задачу в которой в вопросе, спрашивается о том, что уже известно
4 - составить задачу, где вопрос противоречит условию,
Использовать числовые данные из текстов о реках.
Где будете брать информацию?
(В тетради по русскому языку. Там мы списывали тексты о реках)
1 команда: Луга, Сясь
2 команда: Нева, Вуокса
3 команда: Оредеж, Волхов
4 команда: Сторожевая, Унтерниска)
Откройте эти тетради, найдите тексты о реках. Для составления задачи вся ли информация пригодиться?
(Только та, где есть числовые данные)
Зачитайте эти предложения.
Луга протекает по Ленинградской и Новгородской областях России. Русло довольно извилистое, песчаное. Течение несильное, есть порожистые участки. Преобладает снеговое питание. Замерзает в начале декабря, вскрывается в начале апреля. Река Луга имеет 32 притока. Узкая вначале - 5-10 м, а за счёт притоков расширяясь, на всём своем протяжении ширина реки колеблется от 5 м. до 200 м. Средняя глубина - 4 м., но имеются и ямы-омуты доходящие глубиной до 11 метров. Река Луга в Ленинградской области судоходна.
Сясь – от вепсского языка означает – комары. Наименование реки и в настоящее время оправдывает себя. Почти на всём протяжении реки, её окружают многочисленные болота и тайга. Именно поэтому Сясь и в XXI веке остаётся «комариной рекой». Ширина русла до 170 м. Питание с преобладанием снегового. Замерзает в ноябре, иногда декабре — январе, вскрывается в апреле. Вода в реке Сясь имеет красно-бурый оттенок.
Волхов. Река получила свое название благодаря скифскому князю Словену, который славился своей властью над местными племенами, назвал один из племен «волхвами», т.е. «волшебниками». Эти племена жили на берегу этой реки, и она стала рекой Волхов.
Река вытекает из большого озера Ильмень и впадает в другое, не меньшее по размеру, озеро Ладожское. Река судоходна. Максимальная ширина реки Волхова – 220 метров, глубина в некоторых местах достигает 2 метров.
Оредеж. Название реки толкуют как "скачущий конь" (с финского). В нижнем течении река судоходна. Если допустить славянское происхождение слова , редрый - бурый, красноватый (по цвету берегов). Склоны долины реки Оредеж преимущественно крутые изредка обрывистые. Оредеж равнинного типа, для нее характерно смешанное питание с преобладанием снегового и подземного. Средние глубины реки - 0,5 - 2 метра ширина - 25 м. Вода Оредежа радиоактивна и целительна.
Вуокса - представляет собой реку, соединяющая два из Великих Европейских озер — Сайму и ЛадогуЭто широкая река, проходящая в двух местах через узкие искусственные каналы, потом переходит в озеровидные расширения. Река принимает более 500 притоков. Русло Вуоксы несколько раз менялось, как вследствие естественных причин, так и вследствие деятельности человека.
Нева - река в Ленинградской области и Санкт-Петербурге, соединяющая Ладожское озеро с Финским заливом. Река Нева это единственная река вытекающая из Ладожского озера. По некоторым версиям название реки уходит корнями еще во времена бронзового века и значит: «Новая». Нева — широкая и глубокая река. Средняя ширина 400 - 600 м. Средняя
глубина 8—11 м. Река судоходна. Нева часто выходит из берегов.
Сторожева́я (Купанпохья) Устье реки находится в 123 км по правому берегу реки Вуоксы. Длина реки составляет 13 км. Протяженность мостового перехода через реку составляет 1 км. Старый мост через Сторожевую был построен в 1973 году и его протяженность была 30 м.
Унтерниска[5] — река на территории Финляндии и России. Исток реки находится на территории Финляндии, верхнее её течение называется Салойоки. В городе Светогорске она впадает левому берегу в Вуоксу. В водах реки превышение предельно допустимых концентраций тяжелых металлов в 9 раз. По этому показателю она относится к 4 классу: «грязные».
Зачитывают
Что ещё можно прикрепить к карте?
Тексты о реках.
Прикрепите.
В конвертах № 3 лежат эти тексты. Прикрепите их.
Что общего у всех этих рек? Что их объединяет?
Это реки Ленинградской области
Зачем выполняли на карте такую работу?
Формирование навыков работы с информацией:
умение искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения задач.
Систематизировали, приводили в порядок наши знания о реках.
26 СЛАЙД ............................................................................................................................
Какую информацию мы ещё не использовали по этой теме?
(С уроков технологии - растения и рыбы рек Ленинградской области
и окружающего мира - части реки)
КАРТИНКИ, если останется время (иллюстрации по убыванию длин рек как надо прикрепить к карте?)
Первая река? Прикрепите картинку на карту
№ | Название реки | Длина реки в км |
1 | Луга | 353 |
2 | Сясь- | 260 |
3 | Волхов | 224 |
4 | Оредежь | 192 |
5 | Вуокса | 143 |
6 | Нева | 74 |
7 | Сторожевая | 13 |
8 | Унтерниска | 9 |
4 ЭТАП – итоги (рефлексия, самоанализ работы)
Итоги.
1). Подвести итоги урока И ПРОВЕРИТЬ КАК ВЫ УСВОИЛИ ТЕМУ УРОКА нам поможет СЛЕДУЮЩАЯ работа.
Покажите нужную букву. "И", если высказывание истинное и "Л", если оно ложное.
(на слайде по одному высказыванию)
27- 38 СЛАЙДЫ....................................................................................................................
Читают дети (Маруся, Гоша Красных, Шулятьева М., Молчанов М, Лиза, Макадзьоба, )
Чтобы решить задачу с недостающими данными, следует убрать часть данных, чтобы не мешали решению
Чтобы решить задачу с лишними данными, надо изменить вопрос задачи
Чтобы решить задачу с недостающими данными, надо добавить нужные данные, чтобы можно было решить задачу.
Чтобы решить задачу в которой вопрос противоречит условию, следует считать эту задачу не решаемой
Чтобы решить задачу с лишними данными, надо убрать часть данных, чтобы не мешали решению
Чтобы решить задачу в которой вопрос противоречит условию, следует изменить вопрос задачи
39 слайд ......................................................................................................................
2). Каждый ученик заполняет свою лист самооценки, анализируя свою работу по этапам
Даже если вы не ответили, но знали правильный ответ, ставите +
Я знал(а) как и умел(а)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
определять тему и цели урока, цели этапов урока | определить причину -почему не решить задачу? | изменить условие задачи | решить задач по данной теме | найти нужную информацию по теме "Реки" | работать с картой | определить ложные и истинные высказывания по данной теме | дружно и активно работал в команде, в паре |
Можете скачать информацию этого урока на флешку , чтобы отчитаться перед родителями о вашей работе, показать лист самооценки.
Если вы заполнили все 8 ячеек - "5"
одна -две незаполненные - "4"
3 не заполнены - "3"
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА окружающего мира «Мир глазами историка»
урок соответствует требованиям ФГОС...
Публичная презентация общественности и профессиональному сообществу результатов педагогической деятельности. Урок окружающего мира "О глазах"
Цель данного занятия: учить заботиться о глазах, понимая, что учащимся нужны не поучения, а примеры; формировать бережное отношение к зрению; развивать личностные УУД, осознавая необходимость научить ...
урок окружающего мира Мир глазами астронома
P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 10); line-height: 115%; widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Calibri",serif; font-size: 11pt; }P.cjk { font-family: "DejaVu...
Презентация к уроку окружающего мира " мир глазами Эколога"
спасти планету от мусора...
Презентация к уроку окружающего мира "Мир глазами историка" 4 класс
История, архив, исторические источники, Кунстуамера, археология....
Урок окружающего мира "Мир глазами эколога"
Урок разработан по программе "Школа России"...
- Мне нравится (1)