Урок окружающего мира на тему "Азбука географии" 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Урок проведен по системе Л. В. Занкова в 2012 - 2013 уч. году с описанием формируемых УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_azbuka_geografii_word_5.docx | 108.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Средняя общеобразовательная школа
с углубленным изучением отдельных предметов №32»
К семинару – практикуму «Формирование и развитие
универсальных учебных действий
в начальном общем образовании»
( 1 класс, система Л. В. Занкова)
Учитель:
Жаркова Н. А.
Саранск, 2012 – 2013 учебный год
Цель: уточнить представления обучающихся об обозначениях и цветовой окраске карты, учиться читать географические знаки, видеть разницу между различными географическими объектами.
Формируемые УУД:
- умение понимать, что словесную информацию можно кодировать, хранить и передавать с помощью знаково – символических средств, в том числе и в простейших схемах (познавательное УУД);
- умение на основе предложенного образца действий осуществлять простейшее планирование своей деятельности с помощью составления рассказа или схемы из предложенных учителем иллюстративных элементов (регулятивное УУД);
- умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (коммуникативное УУД).
Ход урока
I.Организационный момент.
Будь внимателен, дружок,
Начинаем наш урок.
На уроке отвечай,
Думай, делай, помогай.
II. Постановка проблемы. Слайд № 1.
Логическая игра “Найди пары”.
Книга – буквы
Следы – животные
Карта – шкала глубин и высот
-Что можно прочитать? Объясните.
Да, ребята! Оказывается, карту тоже можно читать. В книге есть буквы – мы их читаем, на снегу следы птиц и зверей – мы можем прочесть, кто здесь ходил. А чтобы понимать карту и глобус, надо освоить особую азбуку – научиться читать географические знаки. СЛАЙД № 2
III. Открытие новых знаний.
- Рассмотрим шкалу высот и глубин. СЛАЙД № 3.
В зависимости от того, насколько высокая или глубокая местность, на карте принято обозначать высоту суши и глубину водоёма разными цветами и оттенками. Точкой отсчёта принято считать уровень океана.
- Работа в тетради на печатной основе (с. 24, № 29). Индивидуальная работа. Учащимся предлагается раскрасить придуманные горы и озера. Относительную высоту нарисованных гор ребенок может оценить (гора с правой стороны рисунка выше, чем с левой). Глубина же озера не всегда определяется его величиной, площадью. Существуют как небольшие, но очень глубокие озера, так и небольшие мелководные. Поэтому при раскрашивании озер дети могут выполнить задание по – разному, а правильность можно выяснить при обсуждении полученных вариантов.
Можно предложить детям придумать названия этим горам и озерам.
3. Работа по учебнику (стр. 40). Работа в паре. СЛАЙДЫ № 4 - 13
- Рассмотрите рисунок. Укажите стрелкой географические объекты.
- Скажите, что общего и какая разница между островом, полуостровом и материком?
- Между озером, морем и рекой?
-Опишите селение у маяка и селение с церковью.
- Чем могли бы заниматься жители этих сел?
- Откуда берут воду для питья жители этих сел?
Разработайте наиболее кроткий и безопасный маршрут, соединяющий жителей этих селений. Какие средства передвижения можно при этом использовать?
- Это все – таки рисунок или карта?
Физминутка. Слайд № 14
Волны плещут в океане. (дети машут руками, изображая волны)
Что там чудится в тумане? (вытягивают руки вперёд)
Это мачты кораблей. (руки вверх)
Пусть плывут сюда скорей! (приветливо машут руками)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем. (ходьба на месте)
Ищем ракушке в песке. (наклоны)
И сжимаем в кулаке. (сжимают кулачки)
Чтоб побольше их собрать, -
Надо чаще приседать. (приседания)
Садись удобнее, дружок. (дети садятся за парты)
Продолжаем наш урок.
IV. Первичное закрепление. Работа в группе.
- Представьте себе, что каждый ряд – это команда корабля. Выберем капитана и отправимся в кругосветное путешествие.
Блиц – опрос. (кто даст больше правильных ответов – тот капитан.) У капитана на столе два флажка – красный и зелёный. Если задание выполнено, капитан поднимает зелёный флажок. Если нужна помощь – красный.
Вопросы
- Он бывает Тихий, бывает Индийский, Северный Ледовитый и Атлантический. (океан)
- Чего на нашей планете шесть? (материк)
- На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой.
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (глобус) - Земля, как космическое тело. (планета)
- Дороги имеются – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя,
Луга есть – косить нельзя,
В реках, в морях воды нет. (географическая карта) - Самый маленький материк
- На каком материке расположена Россия?
- Самый теплый океан?
- Сколько океанов на нашей планете?
- Самый большой океан?
- Самый холодный материк
- На каком материке проживают кенгуру?
- На каком материке проживают пингвины?
- Самый жаркий материк
- Воображаемая линия, которая делит нашу планету на северное и южное полушарие
- Задание для команды – в конверте нераскрашенные контуры материков (один на парту). Пара раскрашивает материк и отдает капитану, тот собирает, склеивает карту мира, чтоб отправиться в путешествие.
- Какой материк раскрашивать не надо?
- Какого цвета лист выбрать капитану? Почему?
- Можем ли мы покрасить материки так, как нам вздумается? Почему? Где мы можем посмотреть, как правильно покрасить материк?
Если пара закончила работу быстро, то может взять дополнительное задание – прочесть интересные сведения о материках и потом по желанию рассказать это одноклассникам.
- Выставка получившихся карт мира.
V. Итог урока.
- Молодцы! Красивые карты получились. Какой материк самый ровный?
- На каком материке высокие горы в центре? А на каком по краям?
- Чему мы учились сегодня на уроке?
- Что значит читать карту?
VI. Рефлексия.
Стук в дверь. Приносят послание в бутылке.
- Как вы думаете, что там? (Предположения учащихся,)
Самому быстрому капитану предлагается прочитать. (В послании написано – «Тема следующего урока «Облик Земли постоянно меняется»). Все ждали клад или приз. Что ценнее – драгоценности, сладости или знания? Запомните, дети, знание - сила.
Африка - это самый знойный континент Земли. Он почти поровну расположен по обе стороны экватора. Этот материк - второй по площади и четвёртый по численности населения. Там найдены самые древние останки человека. Есть все основания полагать, что именно Африка была «колыбелью человека». Большую площадь Африки занимает пустыня Сахара.
_________________________________________________________________
Материк Евразия — величайший материк на Земле, где живет более половины ее населения (свыше 4 млрд. человек). Его омывают воды четырех океанов — Северного Ледовитого, Атлантического, Тихого и Индийского. Огромные размеры материка определяют большую сложность и разнообразие его природных условий. В пределах Евразии расположены две части света — Европа и Азия.
_________________________________________________________________
Антарктида - шестой, открытый последним по счету, материк на крайнем юге нашей планеты. Антарктида, вместе с простирающейся вокруг неё областью Антарктика - всемирный природный заповедник.
Согласно договору об Антарктике от 1 декабря 1959 года как Антарктика в целом, так и сам антарктический материк не могут принадлежать ни одному государству, используются только в мирных целях.
Запрещается добыча полезных ископаемых в Антарктиде.
________________________________________________________________
Австралия - самый маленький континент. Ее животный мир уникален, но полностью лишен обезьян и жвачных животных.
Большинство австралийских млекопитающих сумчатые: на животе у них есть глубокая складка кожи, которая называется сумкой. Их детеныши рождаются совсем крошечными - длиной не более одного или полутора сантиметров, совсем слепыми и без волосяного покрова, лишенными способности к самостоятельной жизнедеятельности. Сразу после рождения они перебираются в сумку, внутри которой находятся соски с молоком; детеныш присасывается к соску и мало-помалу подрастает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированный урок окружающего мира и математики 2 класс ("Виды животных", "Время")
Интегрированный урок по окружающему миру "Виды животных" и математики "Время" 2 класс...
Методическая разработка и презентация к уроку окружающего мира "Органы чувств".2 класс. Программа "ХХI век"
Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется к...
Урок окружающего мира во 2-м классе "В мире камня" (УМК "Планета знаний")
Цели: Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравниват...
Конспект урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов.
Цели: познакомить с растительным и животным миром тайги;развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Наш класс", 1 класс, УМК "Школа России".
Технологическая карта урока....
Конспект урока «Пернатые изобретатели» Урок окружающего мира в 3-ем классе
Цель урока: Знакомство с особенностями строения и образом жизни птиц и их приспособлением к полёту. ...
Конспект интегрированного открытого урока окружающего мира в 1 «Б» классе (УМК «Школа России», А. А. Плешаков «Окружающий мир»)
Урок окружающего мира в первом классе УМК «Школа России» «Как живет семья?», построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком &quo...