Урок окружающего мира на тему "Азбука географии" 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Урок проведен по системе Л. В. Занкова в 2012 - 2013 уч. году с описанием формируемых УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_azbuka_geografii_word_5.docx108.1 КБ

Предварительный просмотр:

                 

       МОУ «Средняя общеобразовательная школа

       с углубленным изучением отдельных предметов №32»

        К семинару – практикуму «Формирование и развитие

универсальных учебных действий

в начальном общем образовании»

         

( 1 класс, система Л. В. Занкова)

                                                            Учитель:

                                                                     Жаркова Н. А.

Саранск, 2012 – 2013 учебный год

Цель: уточнить представления обучающихся  об обозначениях и цветовой окраске карты, учиться читать географические знаки, видеть разницу между различными географическими объектами.

Формируемые УУД:

- умение понимать, что словесную информацию можно кодировать, хранить и передавать с помощью знаково – символических средств, в том числе и в простейших схемах (познавательное УУД);

- умение на основе предложенного образца действий осуществлять простейшее планирование своей деятельности с помощью составления рассказа или схемы из предложенных учителем иллюстративных элементов (регулятивное УУД);

- умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (коммуникативное УУД).

Ход урока

I.Организационный  момент. 

Будь внимателен, дружок,

Начинаем наш урок.

На уроке отвечай,

Думай, делай, помогай.

II. Постановка проблемы.  Слайд № 1.

Логическая игра “Найди пары”.

             

                                 

Книга – буквы

Следы – животные

Карта – шкала глубин и высот

-Что можно прочитать?  Объясните.

Да, ребята! Оказывается, карту тоже можно читать. В книге есть буквы – мы их читаем, на снегу следы птиц и зверей – мы можем прочесть, кто здесь ходил. А чтобы понимать карту и глобус, надо освоить особую азбуку – научиться читать географические знаки. СЛАЙД № 2

III. Открытие новых знаний.

  1. Рассмотрим шкалу высот и глубин. СЛАЙД № 3.

В зависимости от того, насколько высокая или глубокая местность, на карте принято обозначать высоту суши и глубину водоёма разными цветами и оттенками. Точкой отсчёта принято считать уровень океана.

  1. Работа в тетради на печатной основе (с. 24, № 29). Индивидуальная работа. Учащимся предлагается раскрасить придуманные горы и озера. Относительную высоту нарисованных гор ребенок может оценить (гора с правой стороны рисунка выше, чем с левой). Глубина же озера не всегда определяется его величиной, площадью. Существуют как небольшие, но очень глубокие озера, так и небольшие мелководные. Поэтому при раскрашивании озер дети могут выполнить задание по – разному, а правильность можно выяснить при обсуждении полученных вариантов.

Можно предложить детям придумать названия этим горам и озерам.

3. Работа по учебнику (стр. 40).  Работа в паре. СЛАЙДЫ №  4 - 13

- Рассмотрите рисунок. Укажите стрелкой географические объекты.

- Скажите, что общего и какая разница между островом, полуостровом и материком?

- Между озером, морем и рекой?

-Опишите селение  у маяка и селение с церковью.

- Чем могли бы заниматься жители этих сел?

- Откуда берут воду для питья жители этих сел?

Разработайте наиболее кроткий и безопасный маршрут, соединяющий жителей этих селений. Какие средства передвижения можно при этом использовать?

- Это все – таки рисунок или карта?

Физминутка. Слайд № 14

Волны плещут в океане. (дети машут руками, изображая волны)
Что там чудится в тумане? (вытягивают руки вперёд)
Это мачты кораблей. (руки вверх)
Пусть плывут сюда скорей! (приветливо машут руками)
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем.
(ходьба на месте)
Ищем ракушке в песке. (наклоны)
И сжимаем в кулаке. (сжимают кулачки)
Чтоб побольше их собрать, -
Надо чаще приседать.
(приседания)
Садись удобнее, дружок. (дети садятся за парты)
Продолжаем наш  урок.

IV.  Первичное закрепление. Работа в группе.

  1. Представьте себе, что каждый ряд – это команда корабля. Выберем капитана и отправимся в кругосветное путешествие.

Блиц – опрос. (кто даст больше правильных ответов – тот капитан.) У капитана на столе два флажка – красный и зелёный. Если задание выполнено, капитан поднимает зелёный флажок. Если нужна помощь – красный.

Вопросы

  1. Он бывает Тихий, бывает Индийский, Северный Ледовитый и Атлантический. (океан)
  2. Чего на нашей планете шесть? (материк)
  3. На ноге стоит одной,
    Крутит, вертит головой.
    Нам показывает страны,
    Реки, горы, океаны. (
    глобус)
  4. Земля, как космическое тело. (планета)
  1. Дороги имеются – ехать нельзя,
    Земля есть – пахать нельзя,
    Луга есть – косить нельзя,
    В реках, в морях воды нет. (географическая карта)
  2. Самый маленький материк
  3. На каком материке расположена Россия?
  4. Самый теплый океан?
  5. Сколько океанов на нашей планете?
  6. Самый большой океан?
  7.  Самый холодный материк
  8.  На каком материке проживают кенгуру?
  9.  На каком материке проживают пингвины?
  10.  Самый жаркий материк
  11.  Воображаемая линия, которая делит нашу планету на северное и южное полушарие
  1. Задание для команды – в конверте нераскрашенные контуры материков (один на парту). Пара раскрашивает материк и отдает капитану, тот собирает, склеивает карту мира, чтоб отправиться в путешествие.

- Какой материк раскрашивать не надо?

- Какого цвета лист выбрать капитану? Почему?

- Можем ли мы покрасить материки так, как нам вздумается? Почему? Где мы можем посмотреть, как правильно покрасить материк?

Если пара закончила работу быстро, то может взять дополнительное задание – прочесть интересные сведения о материках и потом по желанию рассказать это одноклассникам.

  1. Выставка получившихся карт мира.

V. Итог урока.

- Молодцы! Красивые карты получились. Какой материк самый ровный?

- На каком материке высокие горы в центре? А на каком по краям?

- Чему мы учились сегодня на уроке?

- Что значит  читать карту?

VI.  Рефлексия.

Стук в дверь. Приносят послание в бутылке.

- Как вы думаете, что там? (Предположения учащихся,)

Самому быстрому капитану предлагается прочитать.  (В послании написано – «Тема следующего урока «Облик Земли постоянно меняется»). Все ждали клад или приз. Что ценнее – драгоценности, сладости или знания? Запомните, дети, знание  - сила.


Африка - это самый знойный континент Земли. Он почти поровну расположен по обе стороны экватора. Этот материк - второй по площади и четвёртый по численности населения. Там найдены самые древние останки человека. Есть все основания полагать, что именно Африка была «колыбелью человека». Большую площадь Африки занимает пустыня Сахара.

_________________________________________________________________

Материк Евразия  величайший материк на Земле, где живет более половины ее населения (свыше 4 млрд. человек). Его омывают воды  четырех океанов — Северного Ледовитого, Атлантического, Тихого и Индийского. Огромные размеры материка определяют большую сложность и разнообразие его природных условий. В пределах Евразии расположены две части света — Европа и Азия.

_________________________________________________________________

Антарктида - шестой, открытый последним по счету, материк на крайнем юге нашей планеты. Антарктида, вместе с простирающейся вокруг неё областью Антарктика - всемирный природный заповедник.

Согласно договору об Антарктике от 1 декабря 1959 года как Антарктика в целом, так и сам антарктический материк не могут принадлежать ни одному государству, используются только в мирных целях.

Запрещается добыча полезных ископаемых в Антарктиде.

________________________________________________________________

Австралия - самый маленький  континент. Ее животный мир уникален, но полностью лишен обезьян и жвачных животных.

Большинство австралийских млекопитающих сумчатые: на животе у них есть глубокая складка кожи, которая называется сумкой. Их детеныши рождаются совсем крошечными - длиной не более одного или полутора сантиметров, совсем слепыми и без волосяного покрова, лишенными способности к самостоятельной жизнедеятельности. Сразу после рождения они перебираются в сумку, внутри которой находятся соски с молоком; детеныш присасывается к соску и мало-помалу подрастает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок окружающего мира и математики 2 класс ("Виды животных", "Время")

Интегрированный урок по окружающему миру "Виды животных" и математики "Время" 2 класс...

Методическая разработка и презентация к уроку окружающего мира "Органы чувств".2 класс. Программа "ХХI век"

Этот урок проводится в форме игр, цель которых – уточнить представления школьников об органах чувств. Впервые слово чувство, которое дети слышали неоднократно и сами широко использовали, применяется к...

Урок окружающего мира во 2-м классе "В мире камня" (УМК "Планета знаний")

Цели: Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравниват...

Конспект урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов.

Цели: познакомить с растительным и животным миром тайги;развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру...

Конспект урока «Пернатые изобретатели» Урок окружающего мира в 3-ем классе

Цель  урока: Знакомство с особенностями строения и образом жизни птиц  и   их приспособлением к полёту. ...

Конспект интегрированного открытого урока окружающего мира в 1 «Б» классе (УМК «Школа России», А. А. Плешаков «Окружающий мир»)

Урок окружающего мира в первом классе УМК «Школа России» «Как  живет семья?», построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком &quo...