Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса УМК "Школа России"
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания и дает обучающемуся возможность ознакомления с естественными и социальными науками. Это обеспечивает целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzh_mir_4.doc | 283.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
начального общего образования
по окружающему миру
для четвёртого класса
на 2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», на основе приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования», приказа Управления образования и науки Тамбовской области от 05.06.2009г. №1593
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания и дает обучающемуся возможность ознакомления с естественными и социальными науками. Это обеспечивает целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях.
Количество учебных часов –70 (в неделю – 2)
Образовательный процесс организован в форме урочной деятельности, экскурсий.
Предусмотрено использование элементов игровых, здоровьесберегающих, информационных технологий.
Контроль организован в форме тестов, самостоятельных работ учащихся в рабочих тетрадях.
Планируемый уровень подготовки выпускников на конец ступени:
В результате изучения окружающего мира ученик должен
знать/понимать
- название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
- государственную символику России;
- государственные праздники;
- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- правила сохранения и укрепления здоровья;
- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
- правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств)
уметь
- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
- различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- ориентирования на местности с помощью компаса;
- определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- ухода за растениями (животными);
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Учебник соответствует федеральному перечню учебников на текущий учебный год
Учебник Мир вокруг нас. В 2 ч. 4 класс. Автор А. А. Плешаков
Содержание рабочей программы
Содержание рабочей программы соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, целям и задачам образовательной программы МОУ Староюрьевской сош.
Содержание рабочей программы определено с учетом особенностей реализации регионального компонента
Земля и человечество (9 час)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Требования к уровню подготовки по теме:
Учащиеся должны
- знать об экологических проблемах планеты
- знать о размерах и формах Земли
- знать о международной Красной книге
- уметь определять стороны горизонта
- уметь северный и южный полюса, находить экватор
- уметь определять на карте нахождение нашей страны
- уметь находить на карте горы, моря, океаны
Природа России (10 часов)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Требования к уровню подготовки по теме:
Учащиеся должны
- знать о природе России, природных зонах, горах, морях, равнинах
- знать особенности каждой природной зоны, взаимосвязь в природе
- знать правила безопасного поведения отдыхающих на море
- знать о природном равновесии
- уметь видеть влияние деятельности человека на разрушение природных связей
- уметь бережно относиться к природе.
Контрольные мероприятия: тестирование - 1
Родной край - часть большой страны (11 часов)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Требования к уровню подготовки по теме:
Учащиеся должны
- знать поверхность нашего края, важнейшие виды почв края
- знать о круговороте веществ в природе
- знать о сортах культурных растений
- знать о породах домашних животных
- знать о биологической защите урожая
- знать о взаимосвязи в сообществах
- уметь ориентироваться на местности по местным признакам, солнцу.
Контрольные мероприятия: тестирование - 1
Страницы всемирной истории (5 часов)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Требования к уровню подготовки по теме:
Учащиеся должны
- знать историю Древнего Египта, Древней Греции, Рима
- знать о рыцарских временах в средние века
- знать о новых открытиях великих путешественников, о новых странах.
- уметь различать эпохи истории человечества
- уметь различать события, относящиеся к разным эпохам истории человечества
Контрольные мероприятия: тестирование - 1
Страницы истории Отечества (20 часов)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII —XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII —XV вв.
Наше Отечество в XVI—XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI—XVII вв.
Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 —30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.
Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Требования к уровню подготовки по теме:
Учащиеся должны
- знать жизнь древних славян, их быт, труд, окружающую их среду
- знать время принятия христианства на Руси
- знать о нашествии на Русь хана Батыя
- знать о битве князя Александра Невского
- знать о Куликовской битве
- знать о Петре Великом
- знать о развитии культуры России
- знать о войнах 1812 г, 1941 -1945 гг
- знать о достижениях России в науке, спорте, культуре.
- уметь гордиться историей своей страны
Контрольные мероприятия: тестирование - 1
Современная Россия (6 часов)
Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах
Требования к уровню подготовки по теме:
Учащиеся должны
- знать основной закон Российской Федерации
- знать права и обязанности человека, основные положения конвенции о правах ребёнка
- знать символы России, традиционные праздники
- уметь отстаивать свои права и выполнять свои обязанности
- уметь гордиться Российской государственной символикой, осознавать себя гражданином России.
Контрольные мероприятия: тестирование - 1
Повторение (2 часа)
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Кол-во часов | Кол-во контрольных мероприятий | Итого |
1 | Земля и человечество | 9 | 1 | 10 |
2 | Природа России | 9 | 1 | 10 |
3 | Родной край – часть большой страны | 13 | 1 | 14 |
4 | Страницы всемирной истории | 4 | 1 | 5 |
5 | Страницы истории Отечества | 19 | 1 | 20 |
6 | Современная Россия | 8 | 1 | 9 |
7 | Повторение | 2 | ||
Итого: | 64 | 6 | 70 |
Требования к уровню подготовки обучающихся на конец 4 класса
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
некоторые современные экологические проблемы;
природные зоны России;
особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
важнейшие события и великих людей отечественной истории;
государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка;
режим дня школьников, основные правила личной гигиены
правила поведения в школе, в общественных местах, на транспорте
правила безопасного поведения в лесу, у водоема
правила экологически грамотного поведения в природе
правила безопасности дорожного движения, которые, в частности, касаются пешеходов и пассажиров транспортных средств.
Учащиеся должны уметь:
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
проводить наблюдения природных тел и явлений;
в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
приводить примеры народов России;
вести себя в школе, в общественных местах, на транспорте; в лесу, у водоема;
соблюдать правила безопасности дорожного движения, которые, в частности, касаются пешеходов и пассажиров транспортных средств;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
Литература и средства обучения
- Школа России. Концепция и программы для нач. кл. Под редакцией А. А. Плешакова. В 2 частях – М.: Просвещение, 2012
- Учебник Мир вокруг нас. В 2 ч. 4 класс. Автор А. А. Плешаков – М.: «Просвещение», 2012 год
- Рабочая тетрадь Мир вокруг нас В 2 ч. 4 класс. Автор А. А. Плешаков – М.: «Просвещение», 2012 год
- Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс/О. И. Дмитриева, Т. В. Максимова. – М.: ВАКО, 2011
- Географические и исторические настенные карты
- Коллекции полезных ископаемых.
- Глобус
- Таблицы по окружающему миру для начальной школы
Календарно-тематическое планирование
Предмет окружающий мир
Класс 4
Количество часов: всего70часов; в неделю: - 2 часа
Плановых контрольных работ –6
Уровень изучения: базовый
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата прохождения темы (планируемая) | Дата прохождения темы (фактическая) | Виды и форма контроля |
Земля и человечество | 10 | ||||
1 | Мир глазами астронома | 1 | |||
2 | Планеты Солнечной системы | 1 | Самостоятельная работа | ||
3 | Звёздное небо - великая книга природы. | 1 | |||
4 | Мир глазами географа | 1 | |||
5 | Пояса Земли | 1 | Самостоятельная работа | ||
6 | Мир глазами историка | 1 | Самостоятельная работа | ||
7 | Когда и где? | 1 | |||
8 | Прошлое и настоящее глазами эколога | ||||
9 | Сокровища Земли под охраной человечества. | 1 | |||
10 | Сокровища Земли под охраной человечества. | 1 | Тестирование | ||
Природа России | 10 | ||||
11 | Равнины и горы России | 1 | |||
12 | Моря, реки, озера России. | 1 | Самостоятельная работа | ||
13 | Зона Арктических пустынь | 1 | |||
14 | Тундра | 1 | |||
15 | Леса России. | 1 | Самостоятельная работа | ||
16 | Лес и человек. | 1 | Самостоятельная работа | ||
17 | Зона степей | 1 | |||
18 | Пустыни | 1 | |||
19 | У Чёрного моря. | 1 | |||
20 | Экологическое равновесие. Тест | 1 | Тестирование | ||
Родной край - часть большой страны | 11 | ||||
21 | Наш край. | 1 | |||
22 | Поверхность нашего края | 1 | |||
23 | Водоемы нашего края | 1 | Самостоятельная работа | ||
24 | Наши подземные богатства. | 1 | |||
25 | Земля-кормилица | 1 | |||
26 | Жизнь леса | 1 | Самостоятельная работа | ||
27 | Жизнь луга | 1 | Самостоятельная работа | ||
28 | Жизнь пресного водоёма | 1 | |||
29 | Растениеводство в нашем крае. | 1 | |||
30 | Незаметные защитники урожая | 1 | Самостоятельная работа | ||
31 | Животноводство в нашем крае. Тест | 1 | Тестирование | ||
Страницы всемирной истории | 5 | ||||
32 | Начало истории человечества | 1 | |||
33 | Мир древности: далёкий и близкий | 1 | |||
34 | Средние века: время рыцарей и замков. | 1 | |||
35 | Новое время: встреча Европы и Америки | 1 | |||
36 | Новейшее время: история продолжается сегодня | 1 | Тестирование | ||
Страницы истории Отечества | 21 | ||||
37 | Жизнь древних славян | 1 | |||
38 | Во времена Древней Руси | 1 | |||
39 | Страна городов | 1 | |||
40 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | 1 | Самостоятельная работа | ||
41 | Трудные времена на Русской земле | 1 | |||
42 | Русь расправляет крылья | 1 | |||
43 | Куликовская битва | 1 | Самостоятельная работа | ||
44 | Иван Третий | 1 | Самостоятельная работа | ||
45 | Мастера печатных дел. | 1 | |||
46 | Патриоты России | 1 | |||
47 | Пётр Великий | 1 | Самостоятельная работа | ||
48 | Михаил Васильевич Ломоносов | 1 | Самостоятельная работа | ||
49 | Екатерина Великая | 1 | |||
50 | Отечественная война 1912 года | 1 | |||
51 | Страницы истории 19 века | 1 | Самостоятельная работа | ||
52 | Россия вступает в 20 век | 1 | Самостоятельная работа | ||
53 | Страницы истории 1920 - 1930 годов. | 1 | |||
54 | Великая война и великая Победа. | 1 | |||
55 | Страна, открывшая путь в космос | 1 | Самостоятельная работа | ||
56 | История вокруг нас | 1 | |||
57 | Обобщение по разделу «Страницы истории Отечества» | 1 | Тестирование | ||
Современная Россия | 6 | ||||
58 | Основной Закон России и права человека | 1 | |||
59 | Дети имеют право на особую заботу и помощь | 1 | Самостоятельная работа | ||
60 | Мы - граждане России. | 1 | |||
61 | Славные символы России. | 1 | |||
62 | Такие разные праздники | 1 | Самостоятельная работа | ||
63 | Путешествие по России. | 1 | |||
64 | Путешествие по России. | 1 | |||
65 | Путешествие по России. | 1 | Самостоятельная работа | ||
66 | Путешествие по России. | 1 | Самостоятельная работа | ||
67 | Обобщение по разделу «Современная Россия» | 1 | |||
68 | Тестирование по итогам года | 1 | Тестирование | ||
69 | Что мы узнали и чему научились за год | 1 | |||
70 | Повторение. | 1 |
Тест «Земля и человечество»
1. Наука, изучающая космические тела и образуемые ими системы
и Вселенную в целом, называется ...
а) экология; б) география;
в) астрономия; г) история.
2. Первым человеком, вступившим на лунную поверхность, был ...
а) Юрий Гагарин; б) Нил Армстронг; в) Алексей Леонов.
3. Условное изображение поверхности Земли на плоскости называется ...
а) глобус;
б) географическая карта.
- Какое из данных созвездий - Большой Пес?
- Тепловой пояс, проходящий через экватор, называется …
а) полярный;
б) тропический;
в) умеренный.
6. Ценные находки старины хранятся ...
а) в архивах;
б) в музеях.
7. В 1837 году была проведена первая пассажирская дорога в России. Какой это век?
а) XVII век; б) XVIII век;
в) XIX век; г) XX век.
8. «Легкими нашей планеты» называют ...
а) хвойные леса;
б) тропические леса;
в) широколиственные леса.
9. Эмблему «Большая панда» имеет ...
а) Гринпис;
б) Всемирный фонд дикой природы.
10. Исторический центр Санкт-Петербурга - это ...
а) природное наследие России;
б) культурное наследие России.
Тест по теме «Природа России»
1. Природная зона лесов состоит из ...
а) пяти частей; б) двух частей;
в) трех частей; г) одной части.
2. Самую большую территорию занимают ...
а) смешанные леса; б) хвойные леса;
в) широколиственные леса.
3. Природные зоны России расположены так:
а) тундра, арктическая зона, зона лесов;
б) арктическая зона, зона лесов, тундра;
в) арктическая зона, тундра, зона лесов.
4. В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы:
а) овцебык, морж, розовая чайка;
б) краснозобая казарка, кречет, стерх;
в) зубр, амурский тигр, утка-мандаринка.
5. Экологические проблемы лесной зоны связаны ...
а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой;
б) неблагоприятными погодными условиями;
в) с участившимися лесными пожарами.
6. Характерный признак зоны степей - это ...
а) сплошной травянистый растительный покров;
б) отсутствие сплошного растительного покрова;
в) обилие мхов, лишайников, кустарников.
7. К степным птицам относятся ...
а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки;
б) ястребы, кедровки, сойки;
в) журавли-красавки, дрофы, пустельги.
8. Для растений степи характерны:
а) стелющиеся корни, крупные листья;
б) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки;
в) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья.
Растения пустыни ...
а) высокие, широколиственные;
б) невысокие, с узкими листьями и корнями-луковицами;
в) невысокие, с узкими тонкими листьями и длинными корнями.
6. Животные пустыни ...
а) в основном, некрупные, низкорослые, имеют защитный желтый окрас, быстро передвигаются, чаще ведут ночной образ жизни;
б) крупные, имеют подкожный слой жира и густой, длинный мех;
в) в основном, низкорослые (грызуны), и птицы.
10. В субтропической зоне:
г) умеренно жаркое лето и теплая зима;
б) жаркое лето и умеренно холодная зима;
в) умеренно теплое лето и холодная зима.
Тест по теме «Родной край - часть большой страны»
- Мой край расположен на материке...
а) Африка; б) Евразия;
в) Австралия; г) Северная Америка.
- Мой край находится в природной зоне...
а) лесов; б) тундра;
в) степи; г) пустыни.
3. Мой край находится в ...
а) восточном полушарии;
б) западном полушарии.
4. В моем краю растут...
а) кактусы, кипарисы; б) ягель, клюква, карликовая ива;
в) ель, береза, осина; г) полынь, ковыль, саксаул
5. У нас обитают...
а) лоси, зайцы, кабаны;
б) косули, волки;
в) олени, медведи.
6. Мой край дает стране...
а) продукты сельского хозяйства;
б) легковые автомобили;
в) морепродукты.
7. Территория моего края расположена в...
а) тропическом поясе;
б) полярном поясе;
в) умеренном поясе.
8. С какими областями граничит наш край?
________________________________________________________________
________________________________________________________________
9. Указать города нашей области.
________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест по теме «Страницы истории Отечества»
1. Русские, украинцы и белорусы произошли от...
а) восточных славян;
б) западных славян;
в) южных славян.
2. Пергамент - это материал для письма из...
а) березовой коры;
б) кожи;
в) папируса.
3. Как называли город, который стойко и упорно сопротивлялся монголам?
а) Новгород;
б) Киев;
в) Козельск.
4. Как прозвали Московского князя Ивана Даниловича?
а) Калита;
б) Красное Солнышко;
в) Невский.
5. Кто автор «Грамматики», по которой учился Ломоносов?
а) Метелей Смотрицкий;
б) Василий Бурцов;
в) Карион Штомин
6. Кто призвал русских людей в начале XVII века постоять за родную землю?
а) Кирилл и Мефодий;
б) Минин и Пожарский;
в) Царь Федор.
7. На Сенатской площади в Санкт-Петербурге при Екатерине II был возведен памятник...
а) Минину и Пожарскому;
б) Суворову;
в) Медный всадник - Петру I.
8. Кто в 1790 году стал командующим Черноморским флотом?
а) Ф.Ф. Ушаков;
б) А.В. Суворов;
в) М.И. Кутузов.
9. Когда к власти пришла партия большевиков?
а) 7 ноября 1914 г;
б) в феврале 1917 г;
в) 7 ноября 1917 г.
10. Когда началась Великая Отечественная война?
а) 22 июня 1941 г;
б) 9 мая 1945 г;
в) в 1939 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Программа "Начальная школа XXI век. Под ред. Н. Виноградовой.
В материале помещена рабочая программа по окружающему миру (3 класс)...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...