Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса УМК "Школа России"
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания и дает обучающемуся возможность ознакомления с естественными и социальными науками. Это обеспечивает целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzh_mir_4.doc | 283.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
начального общего образования
по окружающему миру
для четвёртого класса
на 2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать, объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании», на основе приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования», приказа Управления образования и науки Тамбовской области от 05.06.2009г. №1593
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания и дает обучающемуся возможность ознакомления с естественными и социальными науками. Это обеспечивает целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях.
Количество учебных часов –70 (в неделю – 2)
Образовательный процесс организован в форме урочной деятельности, экскурсий.
Предусмотрено использование элементов игровых, здоровьесберегающих, информационных технологий.
Контроль организован в форме тестов, самостоятельных работ учащихся в рабочих тетрадях.
Планируемый уровень подготовки выпускников на конец ступени:
В результате изучения окружающего мира ученик должен
знать/понимать
- название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
- государственную символику России;
- государственные праздники;
- основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
- общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
- правила сохранения и укрепления здоровья;
- основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
- правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств)
уметь
- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
- различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
- различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
- ориентирования на местности с помощью компаса;
- определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
- установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
- ухода за растениями (животными);
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Учебник соответствует федеральному перечню учебников на текущий учебный год
Учебник Мир вокруг нас. В 2 ч. 4 класс. Автор А. А. Плешаков
Содержание рабочей программы
Содержание рабочей программы соответствует требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, целям и задачам образовательной программы МОУ Староюрьевской сош.
Содержание рабочей программы определено с учетом особенностей реализации регионального компонента
Земля и человечество (9 час)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Миг глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Требования к уровню подготовки по теме:
Учащиеся должны
- знать об экологических проблемах планеты
- знать о размерах и формах Земли
- знать о международной Красной книге
- уметь определять стороны горизонта
- уметь северный и южный полюса, находить экватор
- уметь определять на карте нахождение нашей страны
- уметь находить на карте горы, моря, океаны
Природа России (10 часов)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Требования к уровню подготовки по теме:
Учащиеся должны
- знать о природе России, природных зонах, горах, морях, равнинах
- знать особенности каждой природной зоны, взаимосвязь в природе
- знать правила безопасного поведения отдыхающих на море
- знать о природном равновесии
- уметь видеть влияние деятельности человека на разрушение природных связей
- уметь бережно относиться к природе.
Контрольные мероприятия: тестирование - 1
Родной край - часть большой страны (11 часов)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Требования к уровню подготовки по теме:
Учащиеся должны
- знать поверхность нашего края, важнейшие виды почв края
- знать о круговороте веществ в природе
- знать о сортах культурных растений
- знать о породах домашних животных
- знать о биологической защите урожая
- знать о взаимосвязи в сообществах
- уметь ориентироваться на местности по местным признакам, солнцу.
Контрольные мероприятия: тестирование - 1
Страницы всемирной истории (5 часов)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Требования к уровню подготовки по теме:
Учащиеся должны
- знать историю Древнего Египта, Древней Греции, Рима
- знать о рыцарских временах в средние века
- знать о новых открытиях великих путешественников, о новых странах.
- уметь различать эпохи истории человечества
- уметь различать события, относящиеся к разным эпохам истории человечества
Контрольные мероприятия: тестирование - 1
Страницы истории Отечества (20 часов)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII —XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII —XV вв.
Наше Отечество в XVI—XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI—XVII вв.
Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20 —30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.
Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Требования к уровню подготовки по теме:
Учащиеся должны
- знать жизнь древних славян, их быт, труд, окружающую их среду
- знать время принятия христианства на Руси
- знать о нашествии на Русь хана Батыя
- знать о битве князя Александра Невского
- знать о Куликовской битве
- знать о Петре Великом
- знать о развитии культуры России
- знать о войнах 1812 г, 1941 -1945 гг
- знать о достижениях России в науке, спорте, культуре.
- уметь гордиться историей своей страны
Контрольные мероприятия: тестирование - 1
Современная Россия (6 часов)
Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах
Требования к уровню подготовки по теме:
Учащиеся должны
- знать основной закон Российской Федерации
- знать права и обязанности человека, основные положения конвенции о правах ребёнка
- знать символы России, традиционные праздники
- уметь отстаивать свои права и выполнять свои обязанности
- уметь гордиться Российской государственной символикой, осознавать себя гражданином России.
Контрольные мероприятия: тестирование - 1
Повторение (2 часа)
Учебно-тематический план
№ | Название раздела | Кол-во часов | Кол-во контрольных мероприятий | Итого |
1 | Земля и человечество | 9 | 1 | 10 |
2 | Природа России | 9 | 1 | 10 |
3 | Родной край – часть большой страны | 13 | 1 | 14 |
4 | Страницы всемирной истории | 4 | 1 | 5 |
5 | Страницы истории Отечества | 19 | 1 | 20 |
6 | Современная Россия | 8 | 1 | 9 |
7 | Повторение | 2 | ||
Итого: | 64 | 6 | 70 |
Требования к уровню подготовки обучающихся на конец 4 класса
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
Земля — планета Солнечной системы, причины смены дня и ночи и времен года;
способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта;
что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты;
некоторые современные экологические проблемы;
природные зоны России;
особенности природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества;
исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
важнейшие события и великих людей отечественной истории;
государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка;
режим дня школьников, основные правила личной гигиены
правила поведения в школе, в общественных местах, на транспорте
правила безопасного поведения в лесу, у водоема
правила экологически грамотного поведения в природе
правила безопасности дорожного движения, которые, в частности, касаются пешеходов и пассажиров транспортных средств.
Учащиеся должны уметь:
распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края;
проводить наблюдения природных тел и явлений;
в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу; определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
приводить примеры животных Красной книги России и международной Красной книги;
соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий;
приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории;
приводить примеры народов России;
вести себя в школе, в общественных местах, на транспорте; в лесу, у водоема;
соблюдать правила безопасности дорожного движения, которые, в частности, касаются пешеходов и пассажиров транспортных средств;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа;
применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации;
владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
Литература и средства обучения
- Школа России. Концепция и программы для нач. кл. Под редакцией А. А. Плешакова. В 2 частях – М.: Просвещение, 2012
- Учебник Мир вокруг нас. В 2 ч. 4 класс. Автор А. А. Плешаков – М.: «Просвещение», 2012 год
- Рабочая тетрадь Мир вокруг нас В 2 ч. 4 класс. Автор А. А. Плешаков – М.: «Просвещение», 2012 год
- Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс/О. И. Дмитриева, Т. В. Максимова. – М.: ВАКО, 2011
- Географические и исторические настенные карты
- Коллекции полезных ископаемых.
- Глобус
- Таблицы по окружающему миру для начальной школы
Календарно-тематическое планирование
Предмет окружающий мир
Класс 4
Количество часов: всего70часов; в неделю: - 2 часа
Плановых контрольных работ –6
Уровень изучения: базовый
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата прохождения темы (планируемая) | Дата прохождения темы (фактическая) | Виды и форма контроля |
Земля и человечество | 10 | ||||
1 | Мир глазами астронома | 1 | |||
2 | Планеты Солнечной системы | 1 | Самостоятельная работа | ||
3 | Звёздное небо - великая книга природы. | 1 | |||
4 | Мир глазами географа | 1 | |||
5 | Пояса Земли | 1 | Самостоятельная работа | ||
6 | Мир глазами историка | 1 | Самостоятельная работа | ||
7 | Когда и где? | 1 | |||
8 | Прошлое и настоящее глазами эколога | ||||
9 | Сокровища Земли под охраной человечества. | 1 | |||
10 | Сокровища Земли под охраной человечества. | 1 | Тестирование | ||
Природа России | 10 | ||||
11 | Равнины и горы России | 1 | |||
12 | Моря, реки, озера России. | 1 | Самостоятельная работа | ||
13 | Зона Арктических пустынь | 1 | |||
14 | Тундра | 1 | |||
15 | Леса России. | 1 | Самостоятельная работа | ||
16 | Лес и человек. | 1 | Самостоятельная работа | ||
17 | Зона степей | 1 | |||
18 | Пустыни | 1 | |||
19 | У Чёрного моря. | 1 | |||
20 | Экологическое равновесие. Тест | 1 | Тестирование | ||
Родной край - часть большой страны | 11 | ||||
21 | Наш край. | 1 | |||
22 | Поверхность нашего края | 1 | |||
23 | Водоемы нашего края | 1 | Самостоятельная работа | ||
24 | Наши подземные богатства. | 1 | |||
25 | Земля-кормилица | 1 | |||
26 | Жизнь леса | 1 | Самостоятельная работа | ||
27 | Жизнь луга | 1 | Самостоятельная работа | ||
28 | Жизнь пресного водоёма | 1 | |||
29 | Растениеводство в нашем крае. | 1 | |||
30 | Незаметные защитники урожая | 1 | Самостоятельная работа | ||
31 | Животноводство в нашем крае. Тест | 1 | Тестирование | ||
Страницы всемирной истории | 5 | ||||
32 | Начало истории человечества | 1 | |||
33 | Мир древности: далёкий и близкий | 1 | |||
34 | Средние века: время рыцарей и замков. | 1 | |||
35 | Новое время: встреча Европы и Америки | 1 | |||
36 | Новейшее время: история продолжается сегодня | 1 | Тестирование | ||
Страницы истории Отечества | 21 | ||||
37 | Жизнь древних славян | 1 | |||
38 | Во времена Древней Руси | 1 | |||
39 | Страна городов | 1 | |||
40 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | 1 | Самостоятельная работа | ||
41 | Трудные времена на Русской земле | 1 | |||
42 | Русь расправляет крылья | 1 | |||
43 | Куликовская битва | 1 | Самостоятельная работа | ||
44 | Иван Третий | 1 | Самостоятельная работа | ||
45 | Мастера печатных дел. | 1 | |||
46 | Патриоты России | 1 | |||
47 | Пётр Великий | 1 | Самостоятельная работа | ||
48 | Михаил Васильевич Ломоносов | 1 | Самостоятельная работа | ||
49 | Екатерина Великая | 1 | |||
50 | Отечественная война 1912 года | 1 | |||
51 | Страницы истории 19 века | 1 | Самостоятельная работа | ||
52 | Россия вступает в 20 век | 1 | Самостоятельная работа | ||
53 | Страницы истории 1920 - 1930 годов. | 1 | |||
54 | Великая война и великая Победа. | 1 | |||
55 | Страна, открывшая путь в космос | 1 | Самостоятельная работа | ||
56 | История вокруг нас | 1 | |||
57 | Обобщение по разделу «Страницы истории Отечества» | 1 | Тестирование | ||
Современная Россия | 6 | ||||
58 | Основной Закон России и права человека | 1 | |||
59 | Дети имеют право на особую заботу и помощь | 1 | Самостоятельная работа | ||
60 | Мы - граждане России. | 1 | |||
61 | Славные символы России. | 1 | |||
62 | Такие разные праздники | 1 | Самостоятельная работа | ||
63 | Путешествие по России. | 1 | |||
64 | Путешествие по России. | 1 | |||
65 | Путешествие по России. | 1 | Самостоятельная работа | ||
66 | Путешествие по России. | 1 | Самостоятельная работа | ||
67 | Обобщение по разделу «Современная Россия» | 1 | |||
68 | Тестирование по итогам года | 1 | Тестирование | ||
69 | Что мы узнали и чему научились за год | 1 | |||
70 | Повторение. | 1 |
Тест «Земля и человечество»
1. Наука, изучающая космические тела и образуемые ими системы
и Вселенную в целом, называется ...
а) экология; б) география;
в) астрономия; г) история.
2. Первым человеком, вступившим на лунную поверхность, был ...
а) Юрий Гагарин; б) Нил Армстронг; в) Алексей Леонов.
3. Условное изображение поверхности Земли на плоскости называется ...
а) глобус;
б) географическая карта.
- Какое из данных созвездий - Большой Пес?
- Тепловой пояс, проходящий через экватор, называется …
а) полярный;
б) тропический;
в) умеренный.
6. Ценные находки старины хранятся ...
а) в архивах;
б) в музеях.
7. В 1837 году была проведена первая пассажирская дорога в России. Какой это век?
а) XVII век; б) XVIII век;
в) XIX век; г) XX век.
8. «Легкими нашей планеты» называют ...
а) хвойные леса;
б) тропические леса;
в) широколиственные леса.
9. Эмблему «Большая панда» имеет ...
а) Гринпис;
б) Всемирный фонд дикой природы.
10. Исторический центр Санкт-Петербурга - это ...
а) природное наследие России;
б) культурное наследие России.
Тест по теме «Природа России»
1. Природная зона лесов состоит из ...
а) пяти частей; б) двух частей;
в) трех частей; г) одной части.
2. Самую большую территорию занимают ...
а) смешанные леса; б) хвойные леса;
в) широколиственные леса.
3. Природные зоны России расположены так:
а) тундра, арктическая зона, зона лесов;
б) арктическая зона, зона лесов, тундра;
в) арктическая зона, тундра, зона лесов.
4. В Красную книгу занесены следующие животные лесной полосы:
а) овцебык, морж, розовая чайка;
б) краснозобая казарка, кречет, стерх;
в) зубр, амурский тигр, утка-мандаринка.
5. Экологические проблемы лесной зоны связаны ...
а) с неумеренной охотой и браконьерством, вырубкой;
б) неблагоприятными погодными условиями;
в) с участившимися лесными пожарами.
6. Характерный признак зоны степей - это ...
а) сплошной травянистый растительный покров;
б) отсутствие сплошного растительного покрова;
в) обилие мхов, лишайников, кустарников.
7. К степным птицам относятся ...
а) белые журавли, краснозобые казарки, розовые чайки;
б) ястребы, кедровки, сойки;
в) журавли-красавки, дрофы, пустельги.
8. Для растений степи характерны:
а) стелющиеся корни, крупные листья;
б) длинные корни, мясистые стебли, листья-колючки;
в) корни-луковицы или пучки, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья.
Растения пустыни ...
а) высокие, широколиственные;
б) невысокие, с узкими листьями и корнями-луковицами;
в) невысокие, с узкими тонкими листьями и длинными корнями.
6. Животные пустыни ...
а) в основном, некрупные, низкорослые, имеют защитный желтый окрас, быстро передвигаются, чаще ведут ночной образ жизни;
б) крупные, имеют подкожный слой жира и густой, длинный мех;
в) в основном, низкорослые (грызуны), и птицы.
10. В субтропической зоне:
г) умеренно жаркое лето и теплая зима;
б) жаркое лето и умеренно холодная зима;
в) умеренно теплое лето и холодная зима.
Тест по теме «Родной край - часть большой страны»
- Мой край расположен на материке...
а) Африка; б) Евразия;
в) Австралия; г) Северная Америка.
- Мой край находится в природной зоне...
а) лесов; б) тундра;
в) степи; г) пустыни.
3. Мой край находится в ...
а) восточном полушарии;
б) западном полушарии.
4. В моем краю растут...
а) кактусы, кипарисы; б) ягель, клюква, карликовая ива;
в) ель, береза, осина; г) полынь, ковыль, саксаул
5. У нас обитают...
а) лоси, зайцы, кабаны;
б) косули, волки;
в) олени, медведи.
6. Мой край дает стране...
а) продукты сельского хозяйства;
б) легковые автомобили;
в) морепродукты.
7. Территория моего края расположена в...
а) тропическом поясе;
б) полярном поясе;
в) умеренном поясе.
8. С какими областями граничит наш край?
________________________________________________________________
________________________________________________________________
9. Указать города нашей области.
________________________________________________________________________________________________________________________________
Тест по теме «Страницы истории Отечества»
1. Русские, украинцы и белорусы произошли от...
а) восточных славян;
б) западных славян;
в) южных славян.
2. Пергамент - это материал для письма из...
а) березовой коры;
б) кожи;
в) папируса.
3. Как называли город, который стойко и упорно сопротивлялся монголам?
а) Новгород;
б) Киев;
в) Козельск.
4. Как прозвали Московского князя Ивана Даниловича?
а) Калита;
б) Красное Солнышко;
в) Невский.
5. Кто автор «Грамматики», по которой учился Ломоносов?
а) Метелей Смотрицкий;
б) Василий Бурцов;
в) Карион Штомин
6. Кто призвал русских людей в начале XVII века постоять за родную землю?
а) Кирилл и Мефодий;
б) Минин и Пожарский;
в) Царь Федор.
7. На Сенатской площади в Санкт-Петербурге при Екатерине II был возведен памятник...
а) Минину и Пожарскому;
б) Суворову;
в) Медный всадник - Петру I.
8. Кто в 1790 году стал командующим Черноморским флотом?
а) Ф.Ф. Ушаков;
б) А.В. Суворов;
в) М.И. Кутузов.
9. Когда к власти пришла партия большевиков?
а) 7 ноября 1914 г;
б) в феврале 1917 г;
в) 7 ноября 1917 г.
10. Когда началась Великая Отечественная война?
а) 22 июня 1941 г;
б) 9 мая 1945 г;
в) в 1939 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...