учебный план по окружающему миру, 2 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) по теме
УМК "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_2_klass.docx | 58.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно – тематический план по окружающему миру, 2 класс
№ п/п | Наименование раздела. Тема урока. | Кол-во часов | Дата план. | Дата факт. | Вид занятия | Наглядные пособия | Форма, вид контроля | Примеч. |
1 | Мир живой и неживой природы. Письмо экологов школьникам | Урок рефлексии | Картинки, слайды | Фронт. опрос | ||||
2 | Урок-экскурсия «Мир живой и неживой природы родного края» | Урок-экскурсия | Фронт. опрос | |||||
3 | Урок-экскурсия на пришкольный участок | Урок-экскурсия | Практич. работа | |||||
4 | Где и как найти ответы на вопросы | Урок рефлексии | Клубок ниток, спицы, волчок | Сам. раб.с проверкой по образцу | ||||
5 | Урок-экскурсия в библиотеку «Книги- наши друзья» | Урок-экскурсия | Фронт. опрос | |||||
6 | Опыт и наблюдение | Урок рефлексии | Слайды | Практич. работа | ||||
7 | Земля. Модель Земли | Открытие нового знания | Глобус | Фронт. опрос | ||||
8 | Почему на Земле день сменяется ночью? | Открытие нового знания | Глобус, фонарик | Фронт. опрос | ||||
9 | Звёзды и созвездия | Открытие нового знания | Демонстр. таблицы | Фронт. опрос | ||||
10 | Планеты | Открытие нового знания | Демонстр. таблицы | Тестиро-вание | ||||
11 | Движение Земли вокруг Солнца | Открытие нового знания | Глобус, настольная лампа | Фронт. опрос | ||||
12 | Как связаны живая и неживая природа | Открытие нового знания | Демонстр. таблицы | Сам. раб. с проверкой | ||||
13 | Условия жизни на планете Земля | Открытие нового знания | Слайды | Тестиро-вание | ||||
14 | Свойства воздуха | Открытие нового знания | Оборудование для опытов | Практич. работа | ||||
15 | Кому и для чего нужна вода? | Открытие нового знания | Слайды | Сам. раб. с проверкой | ||||
16 | Вода и её свойства | Открытие нового знания | Оборудование для опытов | Тестиро-вание | ||||
17 | Условия, необходимые для развития растений | Открытие нового знания | Слайды | Сам. раб. с проверкой по образцу | ||||
18 | Корень, стебель, лист | Открытие нового знания | Гербарии | Сам. раб. с проверкой | ||||
19 | Питание растений | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
20 | Разнообразие растений. Цветковые и хвойные растения | Открытие нового знания | Гербарии, картинки | Тестиро-вание | ||||
21 | Разнообразие растений. Папоротники, мхи, водоросли | Открытие нового знания | Слайды | Сам. раб. с проверкой | ||||
22 | Красная книга России. Правила поведения в природе | Открытие нового знания | Красная книга | Сам. раб. с проверкой | ||||
23 | Для чего люди выращивают культурные растения | Открытие нового знания | Слайды, муляжи | Сам. раб. с проверкой по образцу | ||||
24 | Какие части культурных растений используют люди | Открытие нового знания | Картинки, слайды | Тестиро-вание | ||||
25 | Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? | Открытие нового знания | Слайды | Сам. раб. с проверкой | ||||
26 | От чего зависит урожай зерновых? | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
27 | День Конституции России | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
28 | Урок-экскурсия «Знакомство с сельскохозяйственными машинами и оборудованием» | Урок-экскурсия | Фронт. опрос | |||||
29 | Растения сада | Открытие нового знания | Муляжи, картинки | Сам. раб. с проверкой | ||||
30 | Комнатные растения | Открытие нового знания | Комнатные растения | Тестиро-вание | ||||
31 | Сколько живут растения? | Открытие нового знания | Слайды | Сам. раб. с проверкой | ||||
32 | Размножение растений своими частями | Открытие нового знания | Открытки | Фронт. опрос | ||||
33 | Размножение растений с помощью черенков | Открытие нового знания | Комнатные растения | Практич. работа | ||||
34 | Грибы. Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба? | Открытие нового знания | Картинки, оборудование для опыта | Фронт. опрос | ||||
35 | Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. | Открытие нового знания | Картинки | Сам. раб. с проверкой | ||||
36 | Разнообразие животных | Открытие нового знания | Картинки, слайды | Тестиро-вание | ||||
37 | Насекомые | Открытие нового знания | Презентация | Защита проектов | ||||
38 | Рыбы | Открытие нового знания | Презентация | Защита проектов | ||||
39 | Земноводные | Открытие нового знания | Презентация | Защита проектов | ||||
40 | Пресмыкающиеся | Открытие нового знания | Презентация | Защита проектов | ||||
41 | Птицы | Открытие нового знания | Презентация | Защита проектов | ||||
42 | Звери | Открытие нового знания | Презентация | Защита проектов | ||||
43 | Как животные защищаются | Открытие нового знания | Слайды | Сам. раб. с проверкой | ||||
44 | Домашние животные | Открытие нового знания | Презентация | Защита проектов | ||||
45 | Школьный живой уголок «Мы и окружающий мир» | Урок рефлексии | Слайды | Фронт. опрос | ||||
46 | Урок-экскурсия на животноводческую ферму | Урок-экскурсия | Фронт. опрос | |||||
47 | Значение диких животных | Открытие нового знания | Книги, репродукции картин | Фронт. опрос | ||||
48 | Человек в ответе за тех, кого приручил! | Открытие нового знания | Презентация | Защита проектов | ||||
49 | Урок-экскурсия в заповедник | Урок-экскурсия | Фронт. опрос | |||||
50 | Про тебя | Открытие нового знания | Оборудование для игры | Сам. раб. с проверкой | ||||
51 | Что умеет человек? | Открытие нового знания | Слайды | Тестиро-вание | ||||
52 | Расти здоровым | Открытие нового знания | Презентация | Сам. раб. с проверкой | ||||
53 | Питание и здоровье | Открытие нового знания | Слайды | Сам. раб. с проверкой | ||||
54 | От кого зависит твой режим дня | Открытие нового знания | Часы, слайды | Фронт. опрос | ||||
55 | Чистота – залог здоровья | Открытие нового знания | Оборудование для игры | Тестиро-вание | ||||
56 | Берегись простуды! | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
57 | Твоя безопасность на улице | Открытие нового знания | Знаки дорожного движения | Тестиро-вание | ||||
58 | Твоя безопасность дома | Открытие нового знания | Слайды | Сам. раб. с проверкой | ||||
59 | Имя города, села, посёлка | Открытие нового знания | Презентация | Фронт. опрос | ||||
60 | История Московского Кремля | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
61 | Урок-экскурсия в краеведческий музей «История нашего города» | Урок-экскурсия | Фронт. опрос | |||||
62 | Экскурсия в город | Открытие нового знания | Книги, фотографии | Сам. раб. с проверкой | ||||
63 | Урок-экскурсия по родному городу | Урок-экскурсия | Фронт. опрос | |||||
64 | Общий дедушка. Моя родословная | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
65 | Общий дедушка. Моя родословная | Открытие нового знания | Слайды | Фронт. опрос | ||||
66 | День Победы | Урок рефлексии | Слайды | Сам. раб. с проверкой | ||||
67 | Встреча с ветераном Великой Отечественной войны | Открытие нового знания | Презентация | Фронт. опрос | ||||
68 | Обобщающий урок | Урок общемето-дологической направленности | Слайды | Фронт. опрос |
Содержание тем учебного курса
Основные изучаемые вопросы | Формы занятий, используемых при обучении | Требования к знаниям и умениям обучающихся | Виды самостоятельных работ учащихся |
Человек и природа (40ч) Звезды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля- планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус- модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений. Неживая и живая природа Земли. Условия жизни на планете Земля. Воздух- смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека. Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе. Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями. Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края. Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие. Земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человека к природе. Животные родного края, названия. Их краткая характеристика на основе наблюдений. | Фронтальная работа, индивидуальная, парная, групповая. Практическая работа, экскурсии. Работа с книгой, печатной тетрадью, словарями. Просмотр слайдов презентаций. Работа с таблицами, гербариями. Опыты, наблюдения. | Уметь: различать объекты неживой и живой природы, приводить примеры взаимосвязи между объектами неживой и живой природы (смена времен года, влияние Солнца на жизнь растений и животных и т.д.); устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе; сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих; группировать объекты природы по их признакам (насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие) называть признаки отличающие домашних животных от диких; сравнивать характерные для животных способы питания; характеризовать роль грибов в жизни человека; ставить простейшие опыты, исследуя свойства воды; наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха; наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений; работать со справочной литературой; определять характер взаимоотношений человека и объектов природы; называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации . | Выполнение заданий учебника, печатной тетради, практическая работа, выполнение тестов. |
Человек и общество (24ч) Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний. Семья - самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы). Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева. Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды. Человек- член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник. Родной край- частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности. Наша Родина- Россия. Конституция России - основной закон страны. Важнейшие права граждан России - право на жизнь на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага. Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского). | Фронтальная работа, индивидуаль-ная, парная, групповая. Работа с книгой, печатной тетрадью, словарями. Просмотр слайдов презентаций, работа с таблицами. Наблюдения, экскурсии. | Знать: названия: своего государства , его столицы , главной площади столицы, главной достопримечательности столицы, исторической достопримечательности Кремля; названия родного региона, города, посёлка, где живут учащиеся; профессии взрослых и важность каждой профессии. основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших) Уметь: использовать дополнительные средства информации (словари, хрестоматию); работать с оглавлением учебника; называть своих ближайших родственников; описывать изученные события из истории Отечества (история Московского Кремля, Великая Отечественная война); называть государственные праздники, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества); Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае. | Выполнение заданий учебника, печатной тетради, выполнение тестов. Составление родословной своей семьи. |
Правила безопасного поведения (4ч) Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепление здоровья. Чистота - залог здоровья (чистые руки, кипяченная вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний: правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи. Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставление вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги. Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставление вещей). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом. | Фронтальная работа, индивидуаль-ная, парная, групповая. Работа с книгой, печатной тетрадью. Просмотр слайдов презентаций, работа с таблицами. Наблюдения, экскурсии. | Учащиеся должны: знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура); знать правила поведения в природе, на улице, на воде; выполнять правила безопасного поведения в быту; понимать необходимость соблюдения режима дня и правил личной гигиены; соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, предусмотренных программой; понимать необходимость вести здоровый образ жизни. Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Выполнение заданий учебника, печатной тетради, выполнение тестов. Составление режима дня. |
Пояснительная записка
С внедрением стандартов второго поколения важнейшей задачей образования в начальной школе становится формирование универсальных (метапредметных) и предметных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе. Эта задача решается в ходе образовательного процесса всеми образовательными областями, каждая из которых имеет свою специфику.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий в равной мере природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания, что даёт возможность ознакомить учащихся с некоторыми доступными для их понимания положениями естественных и социально-гуманитарных наук. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.
Курс начального образования по окружающему миру ориентирован на ознакомление обучающихся с некоторыми элементарными способами изучения природы и общества методами наблюдения и постановки опытов, на выявление и понимание причинно-следственных связей в мире, окружающем ребёнка, с привлечением многообразного материала о природе и культуре родного края.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе - формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях, как компонентов единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Ценностные ориентиры содержания учебного курса «Окружающий мир»
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культуры.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартами начального общего образования второго поколения и представлены в программе тремя содержательными блоками: «Человек и природа» , «Человек и общество», «Правила безопасной жизни» .
Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определён по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предметного содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Развитие ценностно–смысловой ориентацией обучающихся; умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях
Предмет окружающий мир способствует осмыслению личностных универсальных действий, в результате которых у выпускника начальной школы должны быть сформированы:
мотивы, выражающие его потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности;
ценностно-смысловая ориентация (осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе; стремление к сохранению и укреплению своего здоровья);
базовые историко-культурные представления и гражданская идентичность (осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них);
любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе, культуре, истории, вероисповеданиям, в желании участвовать в делах и событиях по охране природных и культурных памятников;
базовые нравственно-этические ценности (уважение к чувствам верующих людей, пиетет к культовым сооружениям; учет нравственных позиций других людей);
учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам, способам постановки опытов, наблюдений; устойчивый учебно-познавательный интерес к новым знаниям, выраженный в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки успешности учения.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД.
Обеспечение обучающимися организации своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция. Система заданий, ориентирующая младшего школьника на проверку правильности выполнения задания по правилу, алгоритму, с помощью таблицы, инструментов, рисунков и т.д. позволит ученику научится или получить возможность научиться контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
Познавательные УУД.
Ученик научится или получит возможность научиться:
* Различать (узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы;
* Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое;
* Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на
основании полученных результатов;
* Использовать словарь учебника (словари УМК), определители (гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации;
* Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника или план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания;
* Использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов;
* Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение);
* Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту);
* Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; осознанно выполнять режим дня, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
* Работать с картой;
* Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности городов и своего края;
* Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на ленте времени;
* Используя дополнительные источники информации находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
* Оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество);
* Соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни;
* Воспитывать пиетет к культовым сооружениям и уважение к чувствам верующих людей;
* Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила;
Коммуникативные УУД.
Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе; обеспечивать социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир», необходимыми для дальнейшего образования в области естественнонаучных и социальных дисциплин, являются:
* усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (доступных для осознания младшими школьниками);
* сформированность умения наблюдать, исследовать явления и объекты окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов и характеризовать факты и события культуры, истории общества, религии;
* сформированность умения работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, определитель, схема, интернет);
* сформированность умения осуществлять информативный поиск в словарях, справочниках, картах, определителях (в том числе на электронных носителях), в интернете для выполнения учебного задания или для практических целей;
* способность использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта, схемы маршрутов) и их условные обозначения для поиска необходимой информации и объяснения социальных и природных явлений;
* способность использовать готовые модели и другие источники информации (расписания поездов, самолетов, пассажирских автобусов, схемы экскурсионных маршрутов) для поиска и использования необходимой информации в быту.
* умение составлять список используемой литературы и интернет-адресов;
* способность сотрудничать и проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, учитывая позицию партнера (сверстника, взрослого) при общении и взаимодействии, допуская возможность существования у партнера другой точки зрения, в том числе не совпадающей с его собственной точкой зрения;
* способность выступать то в роли обучаемого, то в роли обучающего (консультант, экспериментатор, докладчик, председатель заседания школьного клуба «Мы и окружающий мир»).
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается по два часа в неделю. Общий объём учебного времени составляет 68 часов.
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир», 2-й класс
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Выразительно читать и пересказывать текст.
Вступать в беседу на уроке и в жизни.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир»
во 2-м классе является формирование следующих умений:
объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
объяснять влияние притяжения Земли;
связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
наблюдать за погодой и описывать её;
уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
называть основные природные зоны и их особенности.
оценивать правильность поведения людей в природе;
уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 2-го года обучения:
В результате изучения раздела «Человек и природа»
Учащиеся научатся:
различать объекты неживой и живой природы, приводить примеры взаимосвязи между объектами неживой и живой природы (смена времен года, влияние Солнца на жизнь растений и животных и т.д.);
устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;
группировать объекты природы по их признакам (насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие)
назвать признаки отличающие домашних животных от диких;
сравнивать характерные для животных способы питания;
характеризовать роль грибов в жизни человека;
ставить простейшие опыты исследуя свойства воды;
наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха;
наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений;
учиться работать со справочной литературой
определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть
представителей растительного и животного мира занесенных в Красную книгу;
понимать необходимость вести здоровый образ жизни.
Обучающиеся получат возможность научиться:
обнаруживать различие между наблюдением и опытом как разными способами получение ответов на вопросы об окружающем мире;
характеризовать общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
называть основные, легко определяемые свойства воздуха и воды;
отличать разнообразие жизненных форм растений (деревья, кустарники, травы) и грибов своей местности;
называть группы растений по их характерным признакам (цветковые растения, хвойные растения, папоротники, мхи, водоросли);
называть группы животных по их характерным признакам (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие);
иметь представление о значении природы для здоровья и жизни человека;
иметь представление об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;
знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);
знать фамилии, имена и отчества членов своей семьи, включая старшее поколение;
В результате изучения раздела «Человек и общество»
Обучающиеся научатся:
рассказывать об отдельных видах труда, связанных с природой; о значении этого труда;
знать средства сохранения и укрепления здоровья человека (личная гигиена, режим труда и отдыха, физкультура);
названия: своего государства (Россия), его столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);
принимать участие и знать важнейшие событие страны и города: день Победы, День города и т.д.
название родной страны, ее столицы; региона, где живут учащиеся, родного города (села);
использовать дополнительные средства информации (словари, хрестоматию), а также учиться работать с оглавлением учебника;
* называть своих ближайших родственников;
* знать профессии взрослых и важность каждой профессии.
* описывать изученные события из истории Отечества (история Московского Кремля, Великая Отечественная война);
Обучающиеся получат возможность научиться:
знать основные права ребенка (право на жилье, обучение, лечение, защиту от насилия старших);
называть государственные праздники, дни памятных дат (День Конституции, День Победы, День защитников Отечества);
узнать правила безопасного поведения в природе.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране.
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае.
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по окружающему миру федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г) и обеспечена:
Методические пособия для учащихся:
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 2 класс: Учебник. – М: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 2 класс. Тетрадь для самостоятельной работы – М: Академкнига/ Учебник.
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. Хрестоматия. 2 класс. – М: Академкнига/ Учебник.
Учебно-методические пособия для учителя
Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к уровню подготовки, учебный план по окружающему миру ПНШ
Данные требования и учебный план по окружающему миру помогут педагогам составить рабочую программу по данному предмету....
План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема "Введение. Царства живой природы"
Представлен план - конспект учебного занятия по окружающему миру по теме "Введение. царства живой природы", вкл. дидактические карточки...
План- конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Человек – часть живой природы»
Представлен подробный план- конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс). Тема «Человек – часть живой природы»...
План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Тела, вещества, частицы»
Представлен подробный план - конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс). Тема «Тела, вещества, частицы»...
План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Разнообразие веществ»
Предствален план конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс) на тему "Разнообразие веществ"...
Учебно-тематический план по окружающему миру 3 класс УМК Гармония
Учебно-тематический план составлен в соответствии с ФГОС из расчета 2 часа в неделю....
Календарно-тематический план 2 класс на 2018-2019 учебный год по окружающему миру
КТП по окружающему миру...