План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Разнообразие веществ»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Предствален план конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс) на тему "Разнообразие веществ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) № 561 Калининского района Санкт – Петербурга Русанова Л.А., учитель начальных классов |
План - конспект УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ
по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
(3 клАсс)
Тема: «Разнообразие веществ»
Пр.р «Определение наличие крах-мала в продуктах»
Цели и задачи:
- Ознакомить учащихся с веществами: соль, сахар, крахмал, кислота.
- Развивать кругозор, память, мышление, совершенствовать навыки самооценки и самоконтроля.
- Воспитывать интерес к окружающему миру.
Оборудование: Рабочая тетрадь. Плакат «Тела. Вещества. Частицы».
Соль: мелкая, крупная, морская.
Доп. пособия для пр.р.: стаканы, ложки/палочки, сахар, йод, пипетки, хлеб, картофель (ломтик), яблоко (ломтик), - 13 компл.
Словарь: химия, поваренная соль, крахмал, кислота.
Ход урока:
I. Актуализация знаний
1.Организация класса
А) Приветствие детей с учителем.
- Ребята, какой сегодня чудесный день. Мне хотелось бы узнать с каким настроением вы пришли на урок.
- Кто пришел с хорошим настроением улыбнитесь.
- Если вам нравится общаться с одноклассниками – поднимите руки!
- Кто не любит ссориться, хлопните в ладони!
- Если вы стараетесь уважительно относиться к людям, пожмите друг другу руки.
- Теперь можно начинать работу. Итак, у нас урок…
Б) Проверка готовности к уроку.
В) Повторение и закрепление изученного:
1.Первая ступень познания / восприятие/
2.Крошечные организмы /бактерии/
3.Совокупность людей, объединенных исторически обусловленными формами совместной жизни и деятельности /общество/
4.Группа живущих вместе близких родственников /семья/
5.Как называются огромные группы, на которые делят все живое? /царства/
6.Как называется любой предмет, любое живое существо?/тело/
7.Участок земли, где вся природа находится под строгой охраной /заповедник/
8.Население государства, жители страны /народ/
Г) Проверка домашнего задания:
- Что такое вещества?
- Из чего состоят вещества?
- Что вы можете рассказать о частицах?
- Какие вещества бывают?
ДОСКА: СХЕМА
II.Формулирование темы и цели урока, создание мотивации к работе
2.2. Сообщение темы и целей урока
- Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с миром веществ, тема урока так и звучит «Разнообразие веществ». Мы будем не просто изучать, а исследовать эту тему. Вам предстоит побывать и в качестве студентов, когда я, как преподаватель университета, буду читать вам лекцию, и в качестве молодых ученых, когда мы с вами будем проводить опыты.
III.Работа с новой темой «Разнообразие веществ»
- А как называется наука, которая изучает вещества, кто знает?
Химия – наука, которая изучает вещества.
3. 1. Сообщение новой темы
- Итак, уважаемые молодые исследователи посмотрите перед вами на столах лежат три вещества, которые вы каждый день можете видеть на вашей кухне. Как они называются ? (СОЛЬ, САХАР, КРАХМАЛ).
- На самом деле различных веществ в мире известно несколько миллионов. Некоторые существуют в природе и созданы природой, а некоторые, например – ПЛАСТМАССЫ - созданы искусственно.
3.2. Соль
- Давайте изучим свойства веществ, которые находятся у вас на столе. Угадайте, о чем идет речь?
«Отдельно я не так вкусна, но в пище каждому нужна» (соль) .
- Правильно, это соль. Прежде, чем я начну свой рассказ, хотелось бы услышать, что вы знаете о соли. (Ответы детей)
- Хорошо. Теперь моя очередь поделиться с вами знаниями. Итак – соль. В глубокой древности люди добывали соль, сжигая в костре некоторые растения, а золу использовали в качестве приправы. Прошло очень много времени, прежде, чем люди научились получать соль из морской воды, путем выпаривания. Что значит – выпаривание? (Ответы детей)
- В наше время – соль – это единственное минеральное вещество, которое люди употребляют в чистом виде. Соль – это пищевой продукт, и мы ее знаем, как мелкие кристаллы белого цвета. На самом деле, соль природного происхождения имеет сероватый оттенок. Производится соль в разных видах: неочищенная (каменная) и очищенная (поваренная, крупная и мелкая, морская (детям предлагается рассмотреть разные виды соли) .
- Хочу вам напомнить правила безопасности: соль можно пробовать только пищевую, и очень осторожно, чтобы песчинки солим не попали в дыхательные пути.
- На гербах разных городов отмечено изображением то, чем он знаменит или то, что добывают в этом городе (например, в г. Салехард добыча пушнины, поэтому изображена чернобурка). А изображение соли можно встретить на гербах города Энгельса (бык везет чашу с солью) и Солигалича (три ступки с солью). В этих городах издавна добывают соль .
- Каменную соль добывают в глубоких рудниках. Как она туда попала? – спросите вы. Все очень просто. Месторождения каменной соли находят высоко в горах. В Палеозойскую эру на месте этих гор был океан. В условиях сухого и жаркого климата морская вода испарялась, а соль кристаллизовалась и спрессовывалась в мощные пласты. Что значит кристаллизовалась? (Ответы детей.)
- Правильно, превращалась в кристаллы. Давайте рассмотрим кристаллы, которые мы с вами начали выращивать на прошлой неделе.
(Дети рассматривают образовавшиеся кристаллы соли, и объясняют весь процесс проведения опыта)
Беседа с детьми о Морской соли.
- А вот это ребята что за соль? (демонстрация баночки с морской солью).
- Каким путем эта соль добывается из моря? (Путем испарения воды под воздействием Солнца)
- В морской соли есть полезные минеральные вещества? Или нет? (Йод.) Значит. Если в соли есть полезные минеральные вещества, то и сама соль – полезна.
- Для кого? (ответы детей).
- И не только полезна, но и жизненно необходима, не только для людей, но и для всех живых существ (например, люди специально дают лошадям соль, которой нет в траве и сене) .
- Конечно, это не значит, что нужно употреблять в пищу много соли. Слишком большое ее количество, может нанести вред. Поэтому - все хорошо в меру.
-За многообразие полезных свойств соль называют «белым золотом». Целебные свойства соли были известны с древности. В наше время эти свойства учитывают при изготовлении различных косметических средств и для лечения (например, соляные комнаты, (вывод: свойства соли - убивает микробы, антисептик) .
- В Средние века соль играла роль денег, то есть ею расплачивались, и имела она очень высокую цену. Искусство солить мясо и рыбу пришло к нам из Древнего Египта, где были организованы специальные рыбосолельни. Солили египтяне и мелкую птицу. А для чего? Конечно же, для длительного хранения, ведь холодильников тогда не было, (вывод: свойства соли - убивает микробы, не дает портится продуктам) .
- На кухне соль можно использовать не только в качестве приправы к различным блюдам. Например, чтобы с легкостью очистить вареные яйца от скорлупы, надо в воду в которой они варятся, добавить немного соли – процесс очистки станет намного легче.
- Ребята, а кроме того, что соль добавляют в повседневные блюда, как с помощью соли хозяйки делают зимние заготовки? (Солят овощи, рыбу, мясо). – Какой свойство соли мы можем назвать? (Убивает болезнетворные бактерии)
- А вспомните, когда начинается зима, чем посыпают дороги и зачем? (Лед, который посыпали солью, растаял (вывод: свойства соли - растворяет) .
- Действительно, соль растворяет лед. Поэтому в гололед улицы посыпают солью.
Закрепление. Работа с учебником: Чтение учебника с. 39
- Какие основные свойства соли можете назвать? ( необходим для человека и животных, соленый вкус, растворимость, убивает болезнетворные бактерии)
- Хорошо поработали, давайте поиграем. Так, каким образом хозяйки заготавливают на зиму капусту? Что они делают?
Физ. минутка
Мы капусту рубим-рубим,
(размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём-мнём,
(«мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим,
(«берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём.
(сгибание и разгибание кистей рук)
3.2. Сахар
- А о чем эти загадки?
Бел как снег, в чести у всех.
В рот попал- там и пропал
Или
Что же это за песочек,
Сладок с ним у нас чаёчек,
В каждой кухне проживает,
всем хозяйкам угождает
(сахар)
- Да. С этим веществом вы знакомы всю свою жизнь. С раннего детства до глубокой старости человек испытывает потребность в сладостях. Кулинария и кондитерское производство выработали огромный, буквально неисчислимый ассортимент сладких блюд и изделий, причем в большинстве случаев — основу сладости составляет свекловичный или тростниковый сахар.
- Давно ли человек узнал о сахаре? Когда воины Александра Македонского вступили на индийскую землю, среди бесчисленных чудес древней Индии внимание их привлекло одно маленькое «чудо». Индийцы ели неведомый белый твердый продукт, обладавший приятным сладким вкусом.
- Один из сподвижников Александра Македонского писал по этому поводу, что в Индии растет тростник, который без пчел дает мед. А в Китае, куда спустя некоторое время попал этот диковинный индийский продукт, его назвали каменным медом, в Египте — индийской солью. А было это ничем иным, как тростниковым сахаром. Да и назывался этот продукт на древнеиндийском наречье — санскрите: «саркара» или «саккара». Это слово впоследствии перешло во все европейские языки. Сахар — по-русски, sugar — по-английски, surce — по-французски, zucKer — по-немецки — и всюду слышен один и тот же древнеиндийский корень. Таким образом, производство сахара зародилось в Индии, затем оно было перевезено в Персию, а в VII веке после завоевания Персии, арабы завезли сахар в Европу.
- У нас, на Руси, тростниковый сахар был известен в ХП веке, а в XVI веке он появился на царском столе. Сахар считался тогда очень дорогим и недоступным лакомством. Его продавали в аптеках по рублю за золотник (немногим более 4 граммов).
- В 1718 году по приказу Петра I в Петербурге на Выборгcкой стороне был построен первый в России сахарный завод. С тех пор и существует в Санкт-Петебурге Сахарный переулок. А в начале XVIII века в Московском Кремле существовало небольшое заведение «сахарная палата», вырабатывавшее сахар из заморского сырца. Для всей Европы сахар был заморским продуктом, который вырабатывали из тропического растения — сахарного тростника.
Закрепление. Работа с учебником: Чтение учебника с. 40 – 41 (вкл. сведения о крахмале)
- Какие основные свойства сахара можете назвать? ( необходим для человека, сладкий вкус, растворимость, убивает болезнетворные бактерии)
3.3. Крахмал
- О каком веществе вы еще узнали? (О крахмале)
- В чем его важность для человека? (Питательные вещества)
- В чем содержится крахмал?
- Давайте проверим экспериментальным путем.
Опыт:
Положите перед собою кусочки продуктов, хлеб, картофель, яблоко, сыр.
Наберите пипеткой небольшое количество разбавленного йода и капните на эти продукты.
- Что вы наблюдаете? Какие выводы можно сделать?
Откройте рабочую тетрадь на стр. 18 и заполните таблицу практической работы.
- Какие основные свойства крахмала можете назвать? ( необходим для человека, как питательное вещество)
3.5. Кислоты. Самостоятельная работа с учебником.
- Прочитайте материал учебника на с. 41- 42 еще об одном веществе, с которым мы встречаемся очень часто. И ответьте на вопросы:
- Как называется это вещество?
- Где содержится?
- Необходимо ли оно для человека или вредно?
- Нужны ли меры предосторожности при обращении с этим веществом?
(Беседа по вопросам по завершении самостоятельного чтения)
- Какие основные свойства кислоты можете назвать? (необходима для человека, кислый вкус, растворимость, убивает болезнетворные бактерии, в больших количествах опасна)
3.6 Заполнение словаря
- Откройте словарь (с. 68 рабочей тетради) – запишите в словарь слова: химия, поваренная соль, крахмал, кислота - и дайте им объяснение.
3.7. Для самых любознательных
Материалы учебника с. 42
IV. Итог
- Какие новые понятия вы узнали на уроке?
- Что еще нового узнали на уроке?
-Что запомнилось?
Вывод:
- В природе несколько миллионов различных веществ.
- Каждое вещество имеет свои свойства: вкус, цвет, растворимость, полезность и / или опасность для организма человека
V. Домашнее задание:
с. 38 – 43 чит.; с. 43 вопросы; тетр. с. 16 – 17.
VI. Оценки
Оценки по результатам работы.
Самооценка:
Оцените свою работу на уроке:
- Зелёный – я был активен и доволен своей работой.
- Жёлтый – я старался, но у меня ещё не всё получилось.
- Красный – я работал не достаточно хорошо.
Нарисовать кружок выбранного цвета рядом с темой урока в «Рабочей тетради»
Источники:
http://www.openclass.ru/node/36522 (кроссворд)
http://www.womanseek.ru/house/cooking/78-istorii-o-sakhare (о сахаре)
Естественные тела
(тела природы)
Искусственные тела (тела, созданные руками человека)
Твердое
Жидкое
Газообразное
ТЕЛА
ВЕЩЕСТВА
ЧАСТИЦЫ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству. Тема «Деревянное зодчество России. Повтор узоров резного узорочья»
Представлен подробный план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству для 3 класса по теме «Деревянное зодчество России. Повтор узоров резного узорочья»....

План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема "Введение. Царства живой природы"
Представлен план - конспект учебного занятия по окружающему миру по теме "Введение. царства живой природы", вкл. дидактические карточки...

План- конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Человек – часть живой природы»
Представлен подробный план- конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс). Тема «Человек – часть живой природы»...

План - конспект учебного занятия по окружающему миру. Тема «Тела, вещества, частицы»
Представлен подробный план - конспект учебного занятия по окружающему миру (3 класс). Тема «Тела, вещества, частицы»...

Конспект урока по окружающему миру. Тема: Разнообразие веществ
Тема: Разнообразие веществЦель: познакомить с веществами и их свойствами.Планируемые результаты: учащиеся научатся различать вещества, их свойства, описывать изученные вещества, проводить н...
Внеурочное занятие по окружающему миру. Тема "Разнообразие растений". Дневник юного исследователя.
Дневник юного исследователя. Внеурочное занятие по окружающему миру....
Конспект учебного занятия по окружающему миру по теме «Водная оболочка Земли»
Конспект учебного занятия по окружающему мирупо теме «Водная оболочка Земли»...