Рабочая программа по окружающему миру по программе "Гармония" для 2 класса по ФГОС
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
Пояснительная записка + тематическое планирование с УУДами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.doc | 221.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15»
Рабочая программа
по окружающему миру
для 2 класса
образовательная система «Гармония»
Программа рассмотрена | Программа согласована | Программа разработана |
на ШМО учителей начальных классов | Зам. директора по УВР МАОУ «СОШ №15» | учителем начальных классов |
МАОУ «СОШ №15» | __________________________ | МАОУ «СОШ №15» |
Протокол №___ от «___ »_____20__г. | «____»_______________20____г. | Ситниковой Н.В. |
Рук. МО ______________________ |
г. Губаха
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного курса
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для 2 класса разработана на основе: Программы по окружающему миру федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2011 г.
Роль и место дисциплины в образовательном процессе
Изучение курса «Окружающий мир» обеспечивает целостность и системность видения мира в его важнейших взаимосвязях, позволяет реализовать межпредметные связи всех дисциплин начальной школы, служит пропедевтической базой для дальнейшего успешного изучения естественнонаучных и гуманитарных курсов.
Учебный курс «Окружающий мир» адресован учащимся первых классов четырехлетней начальной школы.
Объем программы в часах и сроки обучения
Система обучения: традиционная
Специфика курса: базовый
Категория учащихся: 2 класс
Количество часов в неделю по программе: 2
Количество часов в неделю по учебному плану: 2
Количество часов в год: 68 (34 недели)
Цели программы:
- развитие интеллекта, эмоций, творческих способностей учащихся и их нравственного воспитания, развитие интегративного, экологического, вариативного мышления;
- последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира; ознакомление с взаимосвязями жизнедеятельности человека и природы, человека и общества.
Задачи программы:
- создать условия для продолжения разностороннего развития личности ребенка, начатого в семье и в дошкольном учреждении;
- содействовать развитию познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире;
- воспитывать у учащихся бережное отношение ко всему живому на Земле, сознательное отношение к своему здоровью, любовь к природе;
- формировать у учащихся навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.
Принципы, лежащие в основе построения программы:
- учет возрастных и индивидуальных особенностей восприятия окружающего мира младшими школьниками;
- индивидуализация и дифференциация обучения;
- доступность и систематичность;
- деятельностный подход к организации образования;
- направленность на формирование системы позитивных национальных ценностей, патриотизма.
Специфика программы
В содержании курса «Окружающий мир» интегрируются естественнонаучные, гуманитарные и практические знания о природе, человеке и обществе, что дает обучающемуся возможность ознакомления с естественными и социальными науками.
Виды учебной деятельности
- работа с учебным и научно-популярным текстом, с дидактическим рисунком или иллюстрациями, с условными обозначениями, таблицами и схемами, с различными моделями;
- проведение наблюдений;
- выполнение практических работ;
- моделирование объектов и процессов.
Формы работы
Фронтальная работа, парная работа, индивидуальная работа, урок-игра, урок-викторина., урок-путешествие, урок-экскурсия.
Методы преподавания.
Игровой метод, использование наглядности, ИКТ – технологии, технология разноуровневого обучения, беседа (сообщающая, воспроизводящая, обобщающая), диалог, наблюдение, практические и творческие работы.
Основные содержательные линии курса (раздел и структура)
определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в программе содержательными блоками:
В целом изучение окружающего мира в курсе формирует мировоззрение ученика по трем стержневым линиям:
- «окружающий тебя мир многогранен, прекрасен и все время изменяется – наблюдай и познавай его, интересуйся тем, каким он был»;
- «опыт человечества и твоих предков богат и пригодится тебе в жизни – уважай и изучай его»;
- «природа жизненно необходима тебе и ранима – знай об этом и береги ее красоту и гармонию».
Содержание программы.
Человек и природа (15 ч)
Отличительные признаки живого (все живое растет, развивается, размножается, дышит, питается, умирает). Проявление признаков живого у растений, грибов. Растения, грибы, животные — живые организмы.
Основные объекты неживой природы, наблюдаемые на дневном и ночном небе (Солнце, облака, Луна, звезды и созвездия). Красота неба. Цвет неба утром, днем, вечером и ночью.
Творческие способности человека и возможность их развития. Талант и трудолюбие. Красота человека-творца, мастера своего дела. Кем ты мечтаешь быть.
Здоровье — тоже красота. Как сохранять и укреплять свое здоровье. Режим дня. Чем природа может помочь человеку сохранить здоровье. Значение физической культуры. Спорт и здоровье. Античные скульптуры — памятники красоте человеческого тела.
В человеке все должно быть прекрасно (внешность, мысли, чувства, поступки). Твои отличительные признаки (рост, вес, внешний вид, черты характера, умения, увлечения). Что надо делать, чтобы стать красивее.
Наблюдения, практические и творческие работы: составление памятки о лекарственных растениях, о своем здоровье; составление индивидуального режима дня; освоение правил обхода автобуса, троллейбуса, трамвая; выявление источников загрязнения своего двора, своей улицы; составление проекта украшения двора или улицы зелеными насаждениями.
Экскурсии: по поселку, по территории школы.
Человек и общество (11ч)
Чем человек похож на животных и чем отличается. Одно из важнейших отличий человека от животных — способность изобретать, творить новое.
Чем отличаются друг от друга и чем могут быть похожи люди. Какие черты характера человека позволяют судить о его красоте (щедрость, искренность, честность, доброта, умение дружить). Эмоции человека: радость, грусть, гнев, удивление. Что делает человека некрасивым (грубость, неряшливость, жадность, нечестность, леность, недоброжелательность). Правила вежливости. Может ли считаться красивым человек, обижающий животных, портящий красоту природы.
Семья, в которой ты живешь: состав семьи, сколько поколений живет в семье. Твоя родословная: ближайшие родственники и предки. Профессии твоих родителей и предков. Семейные традиции в твоей семье. Распределение обязанностей в семье. Твои обязанности в семье.
Наблюдения, практические и творческие работы: составление родословной; составление карточки-определителя «Какой я»; придумывание и показ сюжетных сценок «Волшебные слова»; выяснение местонахождения ближайших к дому объектов городского хозяйства: почты, магазинов, поликлиники, аптеки, библиотеки;
Экскурсии: к достопримечательностям города
Природа вокруг тебя (25ч)
Солнце — звезда, ближайшая к планете Земля. Значение Солнца для растений, животных и человека (источник света и тепла). Солнце и здоровье. Как беречься от жаркого солнца. Почитание Солнца древними. Образ Солнца в произведениях народного творчества.
Разнообразие форм и цвета облаков. Что несут с собой облака (дождь, снег, град, грозы). Кислотные дожди. Виды облаков (перистые, кучевые, слоистые, тучи). Из чего состоят облака (из капелек воды или кристалликов льда).
Красота ночного неба. Луна — самый крупный и яркий объект на ночном небе. Отчего светится Луна (отражает свет невидимого ночью Солнца). Разнообразие вида Луны (фазы Луны). Звезды и созвездия (группы звезд). Красота и разнообразие созвездий.
Виды форм земной поверхности: равнины, холмы, горы, овраги. Разнообразие форм и высоты гор. Части холма, горы (вершина, склон, подошва). Как образуются овраги. Борьба с оврагами. Красота природного пейзажа (изображение земной поверхности на полотнах художников; красота земли в произведениях поэтов). Что портит красоту земли (карьеры и отвалы, свалки из промышленных и бытовых отходов). Возможность нахождения на свалках ядовитых веществ. Бережное отношение к земле.
Значение воды для человека, растений, животных. Источники питьевой воды (реки, колодцы, родники). Много ли на Земле питьевой воды (соленость воды океанов и морей). Виды природных водоемов: океаны, моря, озера, реки, болота. Куда текут и впадают реки (в другие реки, в озера, в моря). Части реки: исток, притоки, устье. Зачем нужны болота (кладовые запасов пресной воды). Искусственные водоемы (водохранилища, пруды, каналы). Красота водопадов, гейзеров, фонтанов. Проблема загрязнения рек промышленными и сельскохозяйственными отходами. Бережное отношение к воде. Безопасное поведение на берегах водоемов.
Виды художественного творчества человека: литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино. Художественные и исторические музеи — хранители старинных и современных произведений искусства и предметов быта.
Разнообразие профессий людей. Для чего создали роботов. Основные занятия людей в городской и сельской местности. Профессии, связанные с природой. Влияние человеческой деятельности на природу. Чем занимаются экологи.
Наблюдения, практические и творческие работы: изготовление моделей облаков; домашнее наблюдение звездного неба; изготовление аппликации «Ночное небо»; изготовление из пластилина моделей разных форм рельефа; изготовление аппликаций «На море», «Болотное царство».
Экскурсия на природу (к берегу реки, пруда, к холму).
Твоя Родина (17ч)
Твой родной край, родные места твоей семьи. Что такое Родина. Твоя Родина — Россия, одно из крупнейших государств мира. Просторы и природные богатства России. Россия — многонациональное государство. Народы, населяющие Россию. Флаг и герб России. Конституция — основной закон страны. Обязанности и права гражданина России. Государственные праздники.
Москва — столица России, ее административный, промышленный и культурный центр. Самые большие города России. Города-герои России. Главное богатство Родины — ее народ, ее люди-творцы.
Человек — строитель своего дома, поселка, города. Что такое деревня, село, город. Что производят жители городской и сельской местности. Как и из чего строили в старину. Современные жилища. Город (поселок), в котором ты живешь. Почему так назван твой город (поселок). Красота площадей, улиц, парков и скверов города. Культурные центры города: театры, музеи, библиотеки, стадионы. Объекты городского хозяйства: почта, магазины, поликлиника, аптека. Достопримечательности твоего города (самые красивые и самые знаменитые здания). Что портит красоту твоего города. Как сделать город краше. Важность озеленения городов.
Разнообразие предметов быта людей в прошлом и сейчас. История письменности и книги. Бережное отношение к книге — источнику знаний. Как и с помощью чего считали раньше. Современные счетные устройства. Почта, телефон, радио, телевизор — средства связи. Правила безопасного пользования осветительными и другими бытовыми электрическими приборами, противопожарная безопасность.
Человек — изобретатель транспортных средств. Что человек подсмотрел у природы, изобретая различные транспортные средства. Виды транспортных средств: наземные, водные, воздушные. Виды пассажирского и специального транспорта. Проблема загрязнения окружающей среды транспортом. Каким должен быть транспорт будущего.
Многообразие форм объектов окружающего мира. Симметричные и несимметричные объекты окружающего мира. Разнообразие видов симметрии. Зеркально-симметричное расположение предметов. Где важна и нужна симметрия. Примеры симметрии строения растений, тела животных и человека. Использование симметрии в творениях людей.
Наблюдения, практические и творческие работы: проверка симметричности плоских фигур; вырезание из бумаги симметричных фигур и салфеток; составление бордюров и орнаментов; выявление симметричных узоров на предметах домашнего обихода, в городских сооружениях, в парковых ансамблях.
Экскурсии: по городу, в парк.
В результате реализации рабочей программы выполняются требования к уровню подготовки учащихся к концу 2-го года обучения. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения и Положением об аттестации обучающихся начальной школы.
В результате усвоения содержания курса «Окружающий мир» во 2 классе учащиеся научатся:
- различать понятия: звезда, планета, спутник, созвездие; равнина, холм, гора, овраг, водоем, океан, море, озеро, река, болото, пруд, водохранилище; семья, родственники, Родина, государство, столица, конституция, права, обязанности; город, поселок, транспорт, средство связи, музей, профессия; правила безопасного и культурного поведения в природе, быту, обществе; способы сохранения и укрепления здоровья;
- объяснять, какие объекты окружающего мира относятся к живой и неживой природе, к изделиям человека; чем отличаются разные формы суши и разные виды водоемов; чем человек отличается от животных; какие черты характера делают человека красивым; чем важны для здоровья и чем опасны солнечные лучи, воздух, вода; что такое родной край; положительные и отрицательные воздействия человека на природу, других людей;
- приводить примеры объектов неживой и живой природы, изделий человека, естественных и искусственных, пресных и соленых водоемов, форм суши, государственных законов и праздников, городов России, объектов городского хозяйства и культурных центров, наземного, водного и воздушного транспорта, профессий, симметричных и несимметричных предметов окружающего мира; народов, населяющих родной край, и наиболее многочисленных народов России; называть государственные символы, столицу государства, достопримечательности родного города (поселка);
- вести наблюдения в природе, в быту, в городе; обобщать знания в простых схемах и таблицах;
- осознавать значение Солнца, воды для всего живого на Земле; что на Земле мало чистой питьевой воды и ее необходимо экономно расходовать, что человек не должен загромождать землю промышленными и бытовыми отходами;
- осознавать, что человек красив своими душевными качествами, поведением, поступками, своим мастерством и своими творениями; красота человека несовместима с плохим отношением к окружающим людям, животным, к природе; что они являются членами семьи, общества, гражданами своей страны; все профессии важны и нужны; что жизнедеятельность людей может разрушить природу, но может оберегать и сохранять ее;
- осознавать, что Россия – многонациональное государство, где все народы равны между собой, и надо уважительно относиться к культуре, обычаям, языку других народов; край, где они живут – их малая родина, которую надо беречь и любить; что в городах и поселках есть исторические памятники, которые надо сохранить для будущих поколений людей.
В результате усвоения содержания курса «Окружающий мир» во 2 классе обучающийся получит возможность научиться:
- представлять результаты учебно-познавательной деятельности в разных формах (аргументированный ответ на вопрос, рисунок, условное обозначение, простая модель, описание изучаемого предмета по предложенному плану, в дидактической игре);
- осуществлять поиск учебной информации, получая ее из рассказа учителя, рисунка, учебного текста;
- формулировать и обосновывать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе и обществе;
- оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывать свои суждения, предположения, аргументы
Список литературы для учащихся и учителя
- Окружающий мир: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / О.Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
- Рабочая тетрадь к учебнику для 2 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / О.Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012
- Развернутое тематическое планирование по УМК «Гармония», 2 класс, Н.В. Лободина, О.В. Павлова /Волгоград: Уитель, 2011.
4. Окружающий мир: Тестовые задания для учащихся 2 класса, / О.Т. Поглазова. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012
Тематическое планирование уроков окружающего мира
I вариант (базовый)
2 ч в неделю, всего 68 ч
№ п/п | Тема раздела программы. Тема урока. | Кол. час. | Элементы содержания | УУД | Темы по ОБЖ |
Человек и природа | 15 | ||||
1 | Окружающий мир. | 1 | Неживая и живая природа (различие, краткая характеристика объектов природы, от изделий человека). Особенности времён года. Правила поведения на природе. | Предметные понятия: «природа», объекты живой и неживой природы; признаки живого организма. Познавательные умения: читать и составлять схемы; объединять предметы в группы по существенным признакам; выполнять и оформлять разные тестовые задания. | |
2 | Тела окружающего мира. | 1 | Развитие умения называть три большие группы предметов окружающего мира. Описывать объекты живой и неживой природы. Понимать красоту, многообразие связь живого и неживого в окружающем мире. Различать объекты природы и изделия человека. | Предметные понятия: «природа», объекты живой и неживой природы; признаки живого организма. Познавательные умения: читать и составлять схемы; объединять предметы в группы по существенным признакам; выполнять и оформлять разные тестовые задания. | |
3-4 | Человек разумное существо. | 2 | Знать понятия «учёный», «научные открытия». Знакомств с профессиями изучающими окружающий мир, приборами , помогающими в изучении законов природы. | Предметные понятия: наука. Ученый, биология, география, астрономия, экология, эксперимент, приборы, законы природы. Познавательные умения: осуществлять поиск информации, для решения учебных задач, собственных наблюдений объектов природы и культуры. Личностные: положительное отношение к процессу учения, интерес к изучению окружающего мира. | Профилактика гриппа и ОРВИ. |
5-6 | Твое здоровье. | 2 | Понимать значение природы для здоровья. Общее представление о строении тела и жизнедеятельности человека. Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья. Полезные и вредные привычки. Этикет. Выполнение правил здорового образа жизни. | Предметные понятия: здоровье, закаливание, туризм, зарядка, спорт, лечебная физкультура и режим дня. Познавательные умения:: выбирать информацию из учебного, художественного текстов, иллюстраций, собственных наблюдений, представлять ее в виде схемы. Личностные: понимание значения заботы о своем здоровье, осознание важности всех путей поддержания и развития здоровья: личной гигиены и своевременного лечения болезней, физической культуры и подвижности, закаливания и общения с природой, культуры питания и соблюдение режима дня. | Нужные и ненужные тебе лекарства. |
7-8 | Как беречь органы чувств. | 2 | Человек-часть природы. Общее представление о строении тела и органов чувств. Усвоение и выполнение правил здорового образа жизни и профилактика болезней. Физическая и духовная красота человека. | Предметные понятия: функции органов чувств, их гигиена, правила безопасного поведения, первая помощь при небольших травмах. Познавательные умения: выбирать и анализировать информацию из текста и иллюстраций и представлять ее в различных формах; составлять советы по охране зрения. Личностные: осознание ценности здоровья и здорового образа жизни; понимание важности соблюдения правил гигиены. | |
9 | Чистота - залог здоровья. | 1 | Объяснение понятий «здоровье»; «здоровый человек». Общие представления о строении тела и жизнедеятельности человека. Понимать о необходимость соблюдения личной гигиены для охраны и укрепления здоровья. Усвоение и выполнение правил здорового образа жизни. | Предметные понятия: микробы, правила ухода за кожей. Познавательные умения: трансформировать иллюстративную информацию в вербальную, давать аргументированный ответ; осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни. Личностные: осознание ценности здоровья и здорового образа жизни; понимание важности соблюдения правил гигиены. | Личная гигиена. |
10-11 | Зеленая аптека. | 2 | Знать названия нескольких лекарственных, ядовитых растений. Усвоить правила сбора лекарственных растений. | Предметные понятия: лекарственные растения, ядовитые вещества, правила сбора растений. Познавательные умения: трансформировать иллюстративную информацию в вербальную, давать аргументированный ответ; осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни, соблюдение правил сбора растений. Личностные: понимание бережного отношения к растениям. | Польза лекарственных трав. |
12-14 | Азбука безопасности. Опасности в природе. Опасности во дворе и дома. Незнакомые люди. | 3 | Личная гигиена, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведения (на дороге, водоёме, в лесу, при чрезвычайных ситуациях) Знать номера экстренных служб. | Опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми. | |
15 | Контрольная работа № 1 «Природные и рукотворные объекты». | 1 | Закрепление знаний об объектах природы и изделий человека. Установление связей между сезонными изменениями в неживой и живой природе. | ||
Человек и общество | 11 | ||||
16 | Человек – член общества. | 1 | Человек и общество. Культура общения в различных жизненных ситуациях. Важность общения для полноценного развития человека. | Предметные понятия: человек – общественное существо, общение, общительный человек, жест, мимика. Познавательные умения: моделировать ситуацию общения, составлять правила общения по телефону; анализировать эмоциональное состояние своего собеседника. Личностные: стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми. | |
17 | Профессии людей. | 1 | Взаимодействие людей в обществе (труд, общение). Разнообразие профессий. Роль труда в жизнедеятельности человека и общества. Талант и трудолюбие. | Предметные понятия: профессия эколог, экологическая проблема. Познавательные умения: выбирать нужную информацию из текста и иллюстраций. Личностные: понимание важности любого труда, взаимосвязи и взаимопомощи людей разных профессий; проявление уважения к трудовой деятельности. | Помощь при травмах. |
18 | Как мы общаемся. | 1 | Культура общения в различных жизненных ситуациях. Важность общения для полноценного развития человека. | Предметные понятия: человек – общественное существо, общение, общительный человек, жест, мимика. Познавательные умения: моделировать ситуацию общения, составлять правила общения по телефону; анализировать эмоциональное состояние своего собеседника. Личностные: стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми. | Как реагировать на обидные слова? |
19 | Правила этикета. | 1 | Знакомство с понятием «этикет». Знать и следовать правилам культурного человека, Обучать культуре общения. Решение ситуативных задач по этикету. | Предметные понятия: вежливость, правила вежливого общения с людьми разного возраста, с родными и близкими людьми, с незнакомыми людьми в общественных местах. Познавательные умения: моделировать ситуации вежливого общения; употреблять в речи вежливые слова. Личностные: стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми. | Правила поведения за столом. |
20 | Красота человека. | 1 | Различать понятие «духовная» и «физическая» красота человека. Понимать о тесной взаимосвязи двух этих понятий. Понимание смысла поговорки: «В здоровом теле, здоровый дух». | Предметные понятия: физическая и духовная красота человека, нравственные ценности красивого человека, черты его характера. Познавательные умения: оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми; выделять главное и отличительные признаки предметов и явлений. Личностные: сознательное отношение к своему здоровью. | Советы доктора воды. Друзья: вода и мыло. |
21 | Хорошее настроение. | 1 | Человек-член общества. Опыт общения со сверстниками и взрослыми. Понимание связей человека и общества, освоение правил поведения в обществе. | Предметные понятия: настроение, эмоции; физическая и духовная красота человека, нравственные ценности красивого человека, черты его характера. Познавательные умения: оценивать формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми; контролировать и оценивать свое состояние и состояние окружающих людей; выделять главное и отличительные признаки предметов и явлений. Личностные: сознательное отношение к своему здоровью. | |
22 | Твои друзья. | 1 | Знание общих правил общения с одноклассниками и друзьями. Основные правила поведения в школе Выполнение правил поведения в обществе. | Предметные понятия: дружба, друзья. Познавательные умения: давать оценку поступкам одноклассников. Личностные: положительное отношение к одноклассникам, друзьям. | Правила поведения в обществе. |
23 | Семья. | 1 | Знание понятия «семья», «родственники», «родословная». Развития умения описывать отдельные события из истории семьи. Привитие понятий «любовь», «уважение», «взаимопомощь». | Предметные понятия: семья, фамилия, поколение, родственники, родословная. Познавательные умения: работать со схемами, выделять главную мысль в тексте. Личностные: соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, в школе и других общественных местах. | |
24-25 | Семейные заботы. Семейные традиции. | 2 | Знать понятие «семейные заботы». Понимать важности трудовой деятельности людей, о роли труда в жизнедеятельности человека и общества. Интересоваться историей и традициями своей семьи. Важность выполнения обязанностей в семье. | Предметные понятия: забота, обязанность, взаимопомощь, личные и семейные дела, традиции, реликвия, потомственная профессия. Познавательные умения: оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах; выполнять проектную работу и презентовать ее. Личностные: положительное отношение к членам семьи. | Приятно ли долго держать обиду на человека? |
26 | Контрольная работа №2 «Человек и общество». | 1 | Закрепление знаний о нашей Родине. Связей человека и общества, правил поведения и культуры общения. | ||
Природа вокруг тебя | 25 | ||||
27 | Кто и как изучает природу. | 1 | Знать понятия «учёный», «научные открытия». Знакомство с профессиями, изучающими окружающий мир, приборами, помогающими в изучении законов природы. | Предметные понятия: наука, ученый, биология, география, астрономия, экология, эксперимент, приборы, законы, природы. Познавательные умения: осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, собственных наблюдений объектов природы и культуры. Личностные: положительное отношение к процессу учения, интерес к изучению окружающего мира. | |
28 | Природные явления. | 1 | Ознакомление с видами природных явлений. Понятие их необходимости и красоты. Знание правил безопасного поведения при природных явлениях. | Предметные понятия: явление, тело, метод наблюдения – основной метод познания природы. Познавательные умения: читать и составлять простые схемы, отличать природные тела и природные явления; обобщать знания о природных явлениях. | Правила поведения во время грозы. |
29 | Разнообразие облаков. | 1 | Знание понятий «облака» и их разнообразие. Установление связи между сезонными изменениями в неживой природе. Восприятие красоты окружающей среды. | Предметные понятия: водяной пар, облако, туман, кучевые, перистые, слоистые облака; молния, гром, гроза, молниеотвод, кислотный дождь, град, правила безопасного поведения во время грозы. Познавательные умения: моделировать, высказывать и аргументировать свои предположения, определять виды облаков; использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, характеристики природных условий; составлять правила безопасного поведения в грозу. Личностные: осознание ценности природы, ее значения для здоровья человека. | |
30 | Что такое Солнце. | 1 | Общее представление о влиянии солнца на земную жизнь. Общая характеристика условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. Солнце - ближайшая к Земле планета. | Предметные понятия: солнце, звезда, планеты. Познавательные умения: высказывать предположения и аргументировать их, соотносить видимые и реальные размеры, расстояния. Личностные: осознание ценности природы; развитие творческих способностей. | Вред и польза загара. |
31 | Внимание! Солнце!!! | 1 | Определение значение солнца для растений, животных, человека. Влияние его на земную жизнь и здоровья живых организмов. Выполнение правил предупреждения опасности солнечного перегрева и ожога. | Предметные понятия: положительные и отрицательные действия солнечных лучей на живые организмы, правила безопасного пребывания на солнце. Познавательные умения: анализировать рисунки, обобщать информацию, осознавать роль и значение Солнца для всего живого на земле, соблюдать правила безопасного пребывания под солнечными лучами. Личностные: осознание ценности природы; развитие творческих способностей. | Солнечные ожоги и их последствия. |
32 | Звездные узоры. | 1 | Общее представление о названиях звёзд и созвездий. Навык нахождения их на ночном небе, Давать характеристику некоторым небесным телам. | Предметные понятия: представление о расстоянии до звезд, невооруженный глаз и телескоп; чем определяется цвет звезды; звезда, созвездия, хорошо наблюдаемые созвездия. Познавательные умения: работать с дополнительной литературой, готовить сообщения; обобщить знания о небесных телах. Личностные: стремление к познанию окружающего мира, эстетическое восприятие природы и объектов культуры. | |
33 | Небесные «гости». | 1 | Ориентироваться в разнообразии небесных тел ночного неба. Отличать и давать характеристику кометам, метеорам, астероидам. | Предметные понятия: астероиды, планетарий, космическая станция, комета, метеор, метеорит. Познавательные умения: наблюдать и выделять главное. Коммуникативные: работать в группе, выполнять проектную работу. Личностные: проявление интереса к изучаемой теме. | |
34 | Мы живем на планете. | 1 | Общие представления о планете Земля, её поверхности. Привитие любви к общечеловеческому «дому» и всего живущего на земле. | Предметные понятия: Земля - планета, холодное космическое тело шарообразной формы. Познавательные умения: работать с предметными моделями, устанавливать причины смены времен года, дня и ночи. Личностные: проявление интереса к изучаемой теме. | |
35 | Земля и Космос. Первый космонавт планеты Земля. | 1 | Ознакомление с исследователями земли открытиями, сделанными великими путешественниками. Знакомство с первым космонавтом планеты. | Предметные понятия: представления древних людей о планете Земля, космонавт. Познавательные умения: выбирать нужную информацию из учебного текста. Коммуникативные: давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения. Личностные: проявление интереса к изучаемой теме. | |
36 | День и ночь на Земле. | 1 | Знакомство с глобусом как моделью нашей Земли. Ориентироваться в понятиях «лень», «ночь», «смена суток». Развивать знания о сторонах света, смене времён года, из чего состоит годовой цикл. | Предметные понятия: глобус – модель Земли; ось Земли, Северный и Южный полюса Земли, экватор; сутки – период вращения Земли вокруг своей оси, год – период обращения Земли вокруг Солнца. Познавательные умения: работать с предметными моделями, устанавливать причины смены времен года, дня и ночи; работать с глобусом. Личностные: проявление интереса к изучаемой теме. | Сон – лучшее лекарство от всех болезней. |
37 | Спутник Земли. | 1 | Общая характеристика Луны. Изменение и повторяемость вида Луны (лунные фазы). Луна – естественный спутник Земли. | Предметные понятия: Луна – естественный спутник Земли, движение Луны, искусственный спутник Земли. Познавательные умения: моделировать природные явления, работать с учебным текстом, рассказывать о Луне как о небесном теле, о ее движении вокруг Земли, размерах и расстоянии до Земли. Личностные: проявление интереса к изучаемой теме. | |
38 | Путешествие по Луне. | 1 | Общая характеристика Луны. Знание об исследованиях лунной поверхности. Сообщение о космонавтах, побывавших на Луне. | Предметные понятия: лунная поверхность - равнинные и гористые области; автоматическая станция, луноход, астронавт. Познавательные умения: обобщать полученные знания, рассказывать о способах изучения лунной поверхности. Коммуникативные: аргументировать свой ответ, работать в паре. | |
39 | Наша «Солнечная семья». | 1 | Знать название звёзд и созвездий. Познакомиться с наукой о звёздах – астрономией, с легендами о созвездиях и звездочётах. | Предметные понятия: 9 планет, обращающихся вокруг Солнца, их различия, астероиды – малые планеты. Познавательные умения: моделировать расположение предметов в пространстве, работать с учебным текстом, выделять главную мысль абзаца; сравнивать звезду и планету. Личностные: проявление интереса к изучаемой теме. | |
40-41 | Поверхность нашей планеты. | 2 | Ознакомление с планетой Земля. Первичное ознакомление с её формой и строением. Давать характеристику исследованиям земной поверхности и наукам, помогающим в этом. | Предметные понятия: наука география, карта, глобус; океан, материк, остров, полуостров; условные обозначения земной поверхности на картах. Познавательные умения: работать со схемами и круговыми диаграммами; описывать местность по фотографии; находить географические объекты на глобусе и карте; рассмотреть и уточнить условные обозначения на физической карте полушарий. | |
42 | Контрольная работа №3 «Разнообразие небесных тел». | 1 | Проверить закрепить знания учащихся по пройденным ранее темам. | ||
43 | Земные просторы. | 1 | Учиться работать с физической картой. Определять формы земной поверхности, признаки различных объектов природы. | Предметные понятия: формы суши – равнины, горы, овраги. Познавательные умения: работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки; различать плоские и холмистые равнины; описывать формы земной поверхности. | |
44 | Какими бывают горы. | 1 | Ознакомление с понятием «горы». Узнавание их в природе, на карте, на рисунках. Общее представление о разнообразии гор. | Предметные понятия: гора, её части (вершина, склон, подошва склона), горный хребет, высокие, средние, низкие горы, их изображение на карте; Эверест- высочайшая вершина мира, Эльбрус – высочайшая вершина Кавказских гор. Познавательные умения: извлекать информацию из карты, моделировать объекты окружающего мира; выделять существенные признаки. Личностные: осознание ценности природы. | Какие опасности подстерегают нас в горах? |
45 | Горы и люди. | 1 | Определение признаков различных объектов природы. Знание части гор. И их разнообразие, развитие навыка работы с картой. Необходимость добычи полезных ископаемых и изготовления изделий на благо человеку. | Предметные понятия: горная долина, ущелье, пропасть, тоннель, альпинист, снежная лавина, каменная осыпь, сель, вулкан, гейзер; полезные ископаемые; правила безопасного поведения в горах. Познавательные умения: ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников; сравнивать и анализировать объекты окружающего мира; работать с географической картой, описывать горы. Личностные: эстетическое восприятие природы. | |
46 | Вода на Земле. | 1 | Вода в природе. Значение воды в жизни человека и всего живого. Разнообразие водоёмов. Использование их человеком. | Предметные понятия: источники питьевой воды на Земле; Мировой океан. Познавательные умения: работать с разными источниками информации, называть и показывать на карте части Мирового океана; осознавать значение воды для жизни на Земле, необходимость бережного отношения к воде. Личностные: оценивать действия и поведение людей и свое собственное. | Безопасность на льду зимой и весной. |
47 | Пресные воды суши. | 1 | Общее представление о реках, частях рек и необходимости для жизни на земле. Название и значение пресноводных водоёмов как источников питьевой воды. Общие условия, необходимые для жизни живых организмов. | Предметные понятия: исток, приток, устье, русло, равнинная и горная реки, водопады, родники. Познавательные умения: моделировать природные объекты, выбирать необходимую информацию из учебного текста и иллюстраций, работать со схемами. Личностные: осознание бережного отношения к природе. | |
48 | Реки и люди. | 1 | Пресные водоёмы, их разнообразие использование человеком, охрана. Приучать к бережному отношению к воде. | Предметные понятия: плотина, дамба, канал, водохранилище, наводнение, гидроэлектростанция. Познавательные умения: моделировать природные объекты, выбирать необходимую информацию из учебного текста и иллюстраций, работать со схемами; определять влияние человека на водоемы. Личностные: осознание бережного отношения к природе. | |
49 | Озёра, пруды, болота. | 1 | Знать о приспособленности птиц к среде обитания, в т.ч. родного края. | Предметные понятия: озеро, пруд, болото; Байкал – самое глубокое озеро планеты; Каспийское озеро (море) – самое большое озеро планеты. Познавательные умения: работать с географической картой; определять вид пресного водоема. Личностные: осознание бережного отношения к воде. | Безопасность на воде. |
50 | Водоёмы в опасности! | 1 | Вода и её значение для живых организмов. Оценка воздействий человека на источники питьевой воды, необходимость их сохранения для продолжения жизни на Земле. Безопасность на воде. | Предметные понятия: питьевая вода, фильтрование воды, значение воды для живой природы; источники пресной воды. Познавательные умения: работать с разными источниками информации. Личностные: соблюдать меры экономного расходования питьевой воды, правила экологически грамотного и безопасного поведения на водоемах. | К чему приводят детские шалости на воде? |
51 | Экскурсии к местному водоёму. | 1 | Природа родного края. Вода в природе. Характеристика местного водоёма, использование человеком, охрана. Усвоение и выполнение правил безопасного поведения на водоёме. | Предметные понятия: использовать ранее изученные понятия. Познавательные умения: анализировать объекты окружающего мира, уметь находить признаки объекта. Личностные: соблюдать правила экологически грамотного и безопасного поведения на водоемах. | |
Твоя Родина | 17 | ||||
52 | Твоя Родина Россия. | 1 | Россия - наша Родина. Важность в понимании связей человека с родной землей и людьми, живущими на ней. Понимание связей человека и общества, освоение правил поведения в обществе. Россия – многонациональное государство. Привитие основ толерантности. Описание национальных обычаев, особенности быта, культуры народов населяющих Россию. | Предметные понятия: Родина, страна, территория, россияне, национальность, малая родина, родной край. Познавательные умения: составлять рассказ по картинке. | |
53 | Государственные символы России. | 1 | Государственная символика. Москва – столица России. | Предметные понятия: Российская Федерация, республика, край, область, границы сухопутные и морские, герб, флаг, гимн России. Познавательные умения: объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона. Личностные: воспитание патриотизма. | |
54 | Законы России. | 1 | Конституция – Основной закон государства. Познакомиться с правами гражданина России и правами ребёнка. | Предметные понятия: Президент, Закон, Конституция, права и обязанности гражданина России. Познавательные умения: объяснять, что такое Конституция, приводить примеры прав и обязанностей граждан России, называть права детей; умение работать с текстом. Личностные: воспитание патриотизма, соблюдение морально-этических норм поведения. | |
55 | Праздники в жизни россиян. Интеграция с уроком русского языка. | 1 | Государственные праздники. | Предметные понятия: государственные, профессиональные и семейные праздники. Познавательные умения: знать историческое значение государственных праздников. Личностные: воспитание патриотизма, гордости за свою Родину, за российский народ. | |
56 | Столица России. | 1 | Москва – столица России. Знакомство с достопримечательностями, история, характерные особенности и её роль в жизни нашей страны. | Предметные понятия: столица, достопримечательность, основные исторические памятники Москвы, Санкт-Петербурга. Познавательные умения: выполнять проектную работу, анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте. Личностные: воспитание патриотизма, гордости за свою Родину. | |
57 | Российские города. | 1 | Познакомиться с крупнейшими городами России и города-герои, гербы городов. Их особенности, неповторимости роли в истории государства. Исторические памятники. | Предметные понятия: старинный город (древний), город-герой, город-миллионер, культурный, промышленный, торговый центр, кремль, герб города. Познавательные умения: выделять нужную информацию из текста (учебного, художественного), из иллюстрации, работать со словарем; сравнивать гербы российских городов. Личностные: зарождение элементов гражданского самосознания, гордости за свою Родину, за российский народ. | |
58 | Горожане и селяне. Интеграция с уроком ИЗО. | 1 | Привитие любви и уважения к родному городу (селу). Понимать различия между условиями жизни города и села, трудовой деятельности городского и сельского человека. Понимание о необходимости и почетности каждой из профессии. | Предметные понятия: город, село. Познавательные умения: кодировать информацию, рассказывать о малой родине. Личностные: воспитание патриотизма. | |
59 | Проблемы современного города. | 1 | Понимать и разбираться в насущных проблемах города его жизнедеятельности. Об огромных экологических проблемах города, и транспортных средств. | Предметные понятия: проблемы современного города, чистота улиц. Познавательные умения: проводить наблюдения, анализировать их, решать экологические задачи. Личностные: зарождение формирования гражданственной позиции. | |
60 | Транспорт и город. | 1 | Изобретательская деятельность человека. Достижения науки и техники. Ознакомление с различными видами транспортных средств. Безопасное поведение в транспортных средствах. | Предметные понятия: транспорт в современном городе; транспорт наземный, подземный, грузовой, общественный, пассажирский, личный, специальный, водный, воздушный; экологические проблемы, связанные с транспортом. Познавательные умения: ставить проблемы и решать их; работать со схемами, блок-схемами алгоритмов, классифицировать предметы окружающего мира; решать экологические задачи. Личностные: зарождение формирования гражданственной позиции. | Безопасное поведение в транспортных средствах. |
61 | Путешествие по залам музеев. | 1 | Ознакомление с развитием и разнообразием музеев в нашей стране и за рубежом. Сообщение о некоторых известных музеях. Музейные экспонаты, их уникальность и ценность. Особенности профессии археолога. | Предметные понятия: музей, старинная русская одежда, осветительные приборы. Познавательные умения: целенаправленно наблюдать, описывать свои наблюдения; раскрыть важность профессий археолога и экскурсовода. | |
62 | История развития письменности. Интеграция с уроком русского языка. | 1 | Ознакомление историей появления письменности и счёта. Отдельные, наиболее важные и яркие события из истории письменности. | Предметные понятия: знаки, буквы, иероглифы, алфавит; счеты, калькулятор, компьютер; глашатай, гонец, телеграф, телефон, телевизор, радио, радиотелефон, почта. Познавательные умения: анализировать рисунки и текстовую информацию, выполнять проектную работу и презентовать ее; пользоваться современными средствами счета и связи. Личностные: эстетическое восприятие объектов культуры. | |
63 | Мир искусства. | 1 | Художественное творчество человека. Роль творчества в труде. Сообщения об известных художниках, композиторах, поэтах, музыкантах. | Предметные понятия: художник, поэт, композитор, актер, скульптор, клоун, музыкант, певец, театр, цирк, консерватория, опера, пьеса, спектакль; правила культурного поведения в театре, цирке, художественном музее. Познавательные умения: оценивать произведения искусства, свое поведение и других людей. Личностные: эстетическое восприятие объектов культуры. | Правила культурного поведения в общественных местах. |
64 | Красота природная и рукотворная. | 1 | Различение объектов природы и изделия человека. Неживая и живая природа (различие, краткая характеристика, отличие объектов природы от изделий человека). | Предметные понятия: симметрия, ось симметрии, зеркальная симметрия, поворотная симметрия, переносная симметрия. Познавательные умения: целенаправленно наблюдать, делать выводы из наблюдений; создавать симметричное изображение. | |
65 | Симметрия в окружающем мире. | 1 | Восприятие красоты окружающей природы. Практическое освоение способов познания окружающего мира. Наблюдение в природе, опыты с природными объектами. Роль симметрии в жизни. | Предметные понятия: симметричные фигуры, осевая симметрия, ее признаки, линия симметрии. Познавательные умения: умение различать предметы, обладающие симметрией. Проводить линию симметрии; составлять орнамент; работать с разными источниками информации. Личностные: оценивать результаты своего учебного труда, соотносить их с успехами других учеников; видеть прекрасное в окружающем мире. | |
66 | Контрольная работа № 4 «Художественное творчество человека». | 1 | Выявление и закрепление знаний о роли музеев в сохранении народных богатств и национальной истории. | ||
67-68 | Резервные уроки | 2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" с учетом требований ФГОС.
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа 21 век" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования. Программа содержит пояснительную запис...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе ФГОС "Школа России"
Рабочая программа по окружаещему миру для 3 класса по программе "Школа России" к учебнику А.А.Плешаков...
рабочая программа по окружающему миру в 3 классе по ФГОС
II. Пояснительная записка Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». –3-е...
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса по ФГОС
II. Пояснительная записка Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». –3-е...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по ФГОС
II. Пояснительная записка к курсу «Окружающий мир» 2 класс,автор учебника: Н.Ф. Виноградова (УМК «Начальная школа 21 века»)Программа разработана на основе авторской программы Н...