Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса по ФГОС
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

Шкурова Яна Михайловна

II. Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». –3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2014г. – 176 с.). Программа соответствует требованиям ФГОС НОО 2009 года.

Программа рассчитана на 68 часов.

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

– Виноградова, Н. Ф. и др. Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 128 с.: ил. – (Начальная школа XXI века)

– Виноградова, Н. Ф, О. Т. Учимся познавать мир: 4 класс: Рабочие тетради к учебнику. –  М.: Вентана-Граф, 2011. (Начальная школа XXI века).

Форма итоговой аттестации обучающихся – комплексная контрольная работа.

В авторскую программу изменения не внесены.

Предлагаемая программа отражает один из возможных ва­риантов раскрытия государственных стандартов начального образования по предметной области «Естествознание и обществознание (Окружающий мир)» и используется для обучения в четырехлетней начальной школе в образовательном учреждении любого типа.

Основная цель обучения по предмету «Окружающий мир» в начальной школе – представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически грамотные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения предмета «Окружающий мир» не только для дальнейшего успешного обучения, но и для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета определяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение изучения этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружа­ющую социальную и природную среду, место человека в ней, в познании учащимся самого себя, своего Я.

Таким образом, изучение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные результаты представлены двумя группами. Первая относится к личности объекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как  школьника:

·                   Готовность и способность к саморазвитию и самообучению;

·                   Высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;

·                   Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа личностных результатов передает социальную позицию школьника,  сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

·                   Формирование основ российской гражданской идентичности, понимание особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

·                   Воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста,  национальности, вероисповедания;

·                   Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

·                   Формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:

·                   Осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;

·                   Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;

·                   Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира ( наблюдение, опыт, эксперимент, измерение);

·                   Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;

·                   Расширение кругозора и культурного опыта школьника.  Формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяют рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечивать формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в  программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия»,содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов  особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:

·                   Под интеллектуальными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических  задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);

·                   Под регулятивными действиями понимается владение способами организации,  планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

·                   Под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)

На основе установленных результатов изучения предмета «Окружающий мир» были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая.  Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников понятий о природе, обществе, человеке, развитие способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab._progr._po_okr.miru_4_kl.doc251.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с.Сосновка Саратовского района Саратовской области»

Рассмотрено:

на заседании МО

Протокол №_____

от «___» ________ 2014 г.

Руководитель МО

_______________________

Согласовано:

«___» ________ 2014 г.

Зам. директора по УВР  

____________________

Малофеева Е.В.                                            

               Утверждено:

 «___» __________ 2014 г.

 Директор МОУ  СОШ

с.Сосновка

______________________

ЧеберякВ.Ф.

                                             

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

4 класс

УМК «Начальная школа XXI века»

под редакцией профессора Н.Ф.Виноградовой

Разработана

учителем начальных классов

 Шкуровой Я.М.

2014-2015 учебный год

II. Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». –3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2014г. – 176 с.). Программа соответствует требованиям ФГОС НОО 2009 года.

Программа рассчитана на 68 часов.

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

– Виноградова, Н. Ф. и др. Окружающий мир: 4 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 128 с.: ил. – (Начальная школа XXI века)

– Виноградова, Н. Ф, О. Т. Учимся познавать мир: 4 класс: Рабочие тетради к учебнику. –  М.: Вентана-Граф, 2011. (Начальная школа XXI века).

Форма итоговой аттестации обучающихся – комплексная контрольная работа.

В авторскую программу изменения не внесены.

Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственных стандартов начального образования по предметной области «Естествознание и обществознание (Окружающий мир)» и используется для обучения в четырехлетней начальной школе в образовательном учреждении любого типа.

Основная цель обучения по предмету «Окружающий мир» в начальной школе – представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически грамотные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения предмета «Окружающий мир» не только для дальнейшего успешного обучения, но и для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета определяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение изучения этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, в познании учащимся самого себя, своего Я.

Таким образом, изучение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.

Личностные результаты представлены двумя группами. Первая относится к личности объекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как  школьника:

  • Готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
  • Высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.

Другая группа личностных результатов передает социальную позицию школьника,  сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, понимание особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
  • Воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста,  национальности, вероисповедания;
  • Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
  • Формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:

  • Осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
  • Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира ( наблюдение, опыт, эксперимент, измерение);
  • Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • Расширение кругозора и культурного опыта школьника.  Формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяют рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечивать формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в  программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия»,содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов  особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • Под интеллектуальными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических  задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);
  • Под регулятивными действиями понимается владение способами организации,  планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
  • Под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)

На основе установленных результатов изучения предмета «Окружающий мир» были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая.  Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников понятий о природе, обществе, человеке, развитие способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

В основе построения курса лежат следующие принципы:

1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные  виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, так как се отсутствие рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек — природа — общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность» и др. Это обеспечивается представленностью знаний из различных предметных областей –природоведческих, географических, гигиенических, психологических, исторических и др.

2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.

Актуализация знаний предполагает их отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной категории, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.

  1. Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе (и, соответственно, в учебниках) уделяется общекультурным сведениям -- о творческой деятельности людей, научных открытиях, литературе, архитектуре, искусстве, великих ученых, деятелях искусства и т. п. В программе 3-4 классов для реализации этого принципа введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».
  2. Необходимость принципа экологизации содержания по  предмету «Окружающий мир» определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром(рубрики «Человек и растение», «Человек и животное», «Человек и природа», а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющихся принципу « Не навреди». Действие принципа распространяется на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (Элементы социальной экологии).
  3. Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в основной школе.
  4. Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т. и. Все это обеспечивает накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала.

        Отбор конкретного естественно научного и обществоведческого содержания обучения подчиняется определенным требованиям.

  1. Центральной идеей , на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества.  Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.
  2. При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения  в начальной школе, учитываются:

- знания, накопленные ребенком на эмпирическом уровне в том числе в дошкольном детстве;

- необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки или  понятии на этап осознания существенных его характеристик;

- зависимость усвоения связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознание оперирование усвоенными терминами понятиями;

- преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, т.е. реализация пропедевтического знания этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.

        3. Конструирование содержания программы предполагает связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать  в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.

 III. Учебно-тематический план

Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).

Плановых контрольных уроков _4__

        Общее число часов: 4  класс – 68ч.

В авторскую программу изменения не внесены

Введение (1 ч).

Человек – живое существо (организм) (30 ч).

Человек и общество, в котором он живет (37 ч).

Содержание программы 4 класс (68 ч)

Человек и природа. Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Природа как важнейшее условие жизни человека. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. Красная книга России (отдельные представители растений и животных), заповедники, национальные парки (общее представление).

Правила поведения в природе.

Общество. Человек – член общества. Россия – наша Родина. Государственная символика России. Государственные праздники. Россия на карте. Конституция – основной закон Российской Федерации. Права ребенка. Важнейшие события, происходящие в современной России.

Москва – столица России (названия основных достопримечательностей; характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы). Города России (2-3): название, достопримечательности, расположение на карте. Народы, населяющие Россию (2-3): обычаи, характерные особенности быта.

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические; картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.

Родной край – малая Родина. Родной город (село), регион (область, республика, край,): название, основные достопримечательности. Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведения из истории родного края.

Земля – планета жизни. Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь). Земля – планета. Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе, карте). Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода.

Страны и народы мира (общее представление о многообразии стран, народов; названия 2-3 стран, их главные достопримечательности, расположение на карте).

Опыт практической деятельности.

Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объ-ектов. Опыты с природными объектами, простейшие измерения (температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра; времени по часам; своего веса, роста). Работа с готовыми моделями (глобус, карта и др.); создание несложных моделей. Ориентирование на местности; определение сторон горизонта с помощью компаса. Элементарные приемы чтения плана, карты (без масштаба).

IV. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела и тем

Количество часов

Дата

Тип урока

Вид контроля

план

факт

УУД

Введение (1 ч).

1

Человек – часть природы. 

(Природа – источник существования человека. Зависимость жизни и благополучия человека от природы.)

1

Комбинированный

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

 Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

Человек – живое существо (организм) (30 ч).

2

Человек – живой организм.

(Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг. Кора больших полушарий. Роль нервной системы в организме.)

1

2

Комбинированный

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

3-4

Опорно-двигательная система: скелет и мышцы.

1.Её значение в организме. Осанка. Скелет – опора человека. Мышцы «умеют» сокращаться.

2.Кости и мышцы необходимо укреплять.

Комбинированный

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель,

а, иллюстрация и др.)

5

Пищеварительная система.

(Как пища переваривается. Береги зубы с детства.)

1

1

1

1

1

2

Комбинированный

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.  

6

Дыхательная система. (Как работает дыхательная система?

Береги дыхательную систему.)

Комбинированный

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

7

Кровеносная система. (Кровь и её значение.

Сердце – главный орган кровеносной системы.)

Комбинированный

Тест

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы.

8

Как организм удаляет ненужные ему жидкие вещества.

(Кожа. Строение кожи.

Как «работает» кожа.  О коже нужно заботиться.)

Комбинированный

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

9

Контрольная работа. Тема: «Органы и системы органов человека»

Контрольная работа

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

10-11

Как человек воспринимает окружающий мир.

1.Зрение. Как устроен орган зрения? Береги глаза. Если глаза устали… Слух. Как устроено ухо человека? Береги слух.

2.Обоняние. Как мы чувствуем запахи? Береги обоняние.

Вкус. Сколько вкусов различает человек? Можно ли тренировать свой орган вкуса?

Осязание.)

Комбинированный

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

12

Обобщение. Контрольная работа. Тема: «Органы чувств».

1

1

1

1

Контрольная работа

Тест

13

Мир чувств.

(Эмоции. От простых эмоций к чувствам. «Учитесь властвовать собой!»)

Комбинированный

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  

14

Обрати внимание на внимание.

Комбинированный

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

15

Помни о памяти.

(Зачем человеку память.

Развивай память.)

Комбинированный

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

Ты и твоё здоровье.

16-17

Правила здоровой жизни.

1.Здоровье человека. Режим дня школьника. Здоровый человек – здоровый сон.

О правильном питании.

2.Как закаливать свой организм. Можно ли снять усталость?

2

Комбинированный

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

18

Поговорим о вредных привычках.

(Курение опасно для здоровья.

Осторожно – спиртное!

Забава, которая приводит к смерти.)

1

1

1

Комбинированный

Тест

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

19

Когда дом становится опасным.

(Огонь – друг и враг.

Как уберечь себя от ожогов.

Как дышать, если кругом дым.

Острые предметы – это опасно!

Как пользоваться газовой плитой.

Работаем с компьютером.)

Комбинированный

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

Оценка жизненных ситуаций  и поступков.

20

Какие опасности подстерегают детей на дороге.

(Улица полна неожиданностей!

Знаете ли вы правила дорожного движения?

Сигналы регулировщика.)

Комбинированный

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

21

Если случилась беда…

(Помощь при травме.

Если гроза застала тебя на прогулке.

Бывают ли животные опасными?

Если тебя укусила пчела. Ядовитые грибы.

Ядовитые растения.)

1

1

Комбинированный

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

22

Что нужно знать о болезнях.

(Грипп. Аллергия. Если болит живот. Если болит голова. Носовое кровотечение. Твоя домашняя аптечка.)

Комбинированный

Тест

Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

Человек – часть природы.

23

Чем человек отличается от животных.

1

1

1

1

Комбинированный

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

24

Человек умеет думать и говорить.

Комбинированный

Тест

Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

25

От рождения до старости.

(Счастливая пора детства.

Что необходимо для роста и развития человека.)

Комбинированный

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

26

Почему пожилым людям нужна твоя помощь.

(Старый дед и внучек.)

Комбинированный

Тест

Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

Человек среди людей.

27

Поговорим о доброте.  

1

1

2

1

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. 

28

Что такое справедливость. 

(Учимся быть справедливыми.)

Комбинированный

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

29-30

Умеешь ли ты общаться?

1.Учимся вести беседу.

Просто ли написать письмо?

2.Избегай общения с незнакомыми людьми.

Комбинированный

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

31

Контрольная работа. Тема: «Человек – живое существо»

Контрольная работа

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

Человек и общество, в котором он живет (37 ч)

32

Гражданин должен знать свою Родину.

1

4

1

Комбинированный

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

33-36

Природные зоны России.

1.Арктика. Тундра.

2.Тайга.

3.Смешанные леса. Степь.

4.Пустыня. Влажные субтропики.

Комбинированный

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

37

Почвы России.

Почва – среда обитания растений и животных.

Какую почву называют плодородной.

Почва нуждается в охране.

Комбинированный

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

38

Рельеф России.

Восточно-Европейская равнина.

Западно-Сибирская равнина.

Урал – Каменный пояс.

1

2

3

1

Комбинированный

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

39-40

Как возникли и строились города.

1.Как возникли и строились города.

Как выбиралось место для строительства города.

2.«Кремлёвские» города. Почему улицы называются по-разному.

Комбинированный

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

41-43

Россия и её соседи.

1.Япония – страна восходящего солнца.

2.Китай – страна природных контрастов.

Финляндия – наш северный сосед. 3.Королевство Дания.

Комбинированный

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  

44

Контрольная работа. Тема: «Родная страна: от края до края»

Контрольная работа

Анкетирование

Человек творец культурных ценностей.

45

Что такое культура?

1

1

5

Комбинированный

Анкетирование

Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

46

Как возникла письменность.

Летопись – рукописная книга.

Комбинированный

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

Слушать и понимать речь других.

47-51

Образование – часть культуры общества.

1.О первых школах и книгах.

2.Владимир Мономах и его «Поучение». Первая «Азбука».

3.Чему и как учились при Петре I.  Как развивалось образование  после Петра I.

4. Первые университеты в России. Михаил Васильевич Ломоносов.

 5.Школа в XIX  (19) веке.

Комбинированный

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

52-54

Русское искусство до XVIII (18) века.

1.Русская икона.

2.Художественные ремёсла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. 3.Обрядовые праздники. Скоморохи (потешники) – первые артисты на Руси.

3

Комбинированный

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

55

Искусство России XVIII (18) века.

1.Архитектура.

2.Живопись.

3.Государственный публичный театр.

1

3

Комбинированный

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

56-58

Золотой век русской культуры).

1.Поэты и писатели (XIX (19) век. Николай Александрович Некрасов. Лев Николаевич Толстой. 2.Композиторы  XIX (19) века.

Михаил Иванович Глинка.

Пётр Ильич Чайковский.

3.Художники  XIX (19) века).

Василий Андреевич Тропинин. Илья Ефимович Репин.

Исаак Ильич Левитан.

Комбинированный

Анкетирование

Самостоятельно предполагать, какая  дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

59

Искусство России XX (20) века.

1

1

Комбинированный

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.

60

Контрольная работа. Тема: «Культурные ценности»

Контрольная работа

Анкетирование

Человек – защитник своего Отечества.

61-64

Героические страницы нашей Родины.

 1.Почему люди воюют?

Как Русь боролась с половцами.

Как русские воины победили шведских захватчиков.

2.Битва на Чудском озере.

Куликовская битва.

3.Отечественная война 1812 года.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов. Битва под Москвой. 4.Сталинградская битва.

«Всё для – фронта, всё – для победы!».

Берлин взят!

4

1

Комбинированный

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

65

Контрольная работа. Тема: «Героические страницы нашей Родины»

Контрольная работа

Анкетирование

Гражданин и государство.

66-67

Мы живем в Российском государстве.

1.Русский  язык – государственный язык России. Права граждан России.

Обязанности граждан России.

2.Символы государства.

2

1

Комбинированный

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

Сравнивать  и группировать предметы, объекты  по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу.

68

Контрольная работа. Тема: «Гражданин и государство»

Контрольная работа

Анкетирование

  1. Требования к уровню подготовки учащихся.

К концу 4 класса ученик должен знать:

- науки, изучающие организм человека; понятия - «орган», «организм», строение и функции органов человека;

- условия, необходимые для развития и жизни, профилактические меры

предупреждения заболеваний;

- вредные полезные привычки, правила безопасного поведения;

-правила сохранения и укрепления здоровья; правила оказания первой помощи;

-понятие «ориентирование», «горизонт», «стороны горизонта», «масштаб»;

-единицы измерения времени и как определяли время в разные эпохи;

-способы изображения земной поверхности, устройство и назначение  компаса, условные обозначения на плане, карте;

- названия, свойства и использование полезных ископаемых, их условные обозначения, месторождения полезных ископаемых.

- названия и расположения природных зон России на карте, их характерные климатические условия, растительный и животный мир, занятия населения; природную зону, климатические условия родного края, его природные богатства и занятия людей; меры по охране природы.

- наиболее важные события в истории России символику.

- названия и расположения природных зон  России на карте, их характерные  климатические условия, растительный и животный мир, занятия населения;

- природную зону, климатические условия родного края, его природные богатства и занятия людей;

- меры по охране природы.

уметь:

- различать органы организма человека, пользоваться термометром, лупой, определять пульс, пользоваться различными источниками информации; выявлять, анализировать и оценивать негативные последствия деятельности человека, нравственно- этические нормы поведения; оказывать первую помощь.

-определять стороны горизонта по компасу, по солнцу, по местным признакам;

-читать и составлять план местности;

- находить существенные отличительные признаки полезных ископаемых, выявлять взаимодействие между состоянием природы и деятельностью человека, выполнять простые опыты, пользоваться простыми таблицами, схемами, обозначать условными знаками, находить месторождения по условным знакам;

- сравнивать природные объекты и их существенные отличительные признаки, выявлять  взаимосвязи между живой и неживой природой, между состоянием природы и деятельностью человека;

- показывать на карте исторические объекты, читать несложные карты с опорой на их легенду, выделять главное в тексте, пересказывать содержание, объяснять отдельные термины, самостоятельно выполнять творческие задания;

- сравнивать природные объекты и их существенные отличительные признаки, выявлять взаимосвязи между живой и неживой природой, между состоянием природы и деятельностью человека.

называть (приводить примеры):

  • признаки живого организма; признаки, характерные для человека (в отличие от животных);
  • основные  органы и системы органов человека и их функции;
  • правила здорового образа жизни;
  • права гражданина и ребенка в России;
  • основных правителей российского государства (князь, первый царь, первый и последний императоры);
  • народы, населяющие Россию;

различать (соотносить):

  • год и век, арабские и римские цифры;
  • искусственные тела (изделия и тела природы);
  • полезные и вредные привычки;
  • эмоциональные состояния и чувства окружающих (страх, радость и др.);
  • события, персоналии и их принадлежность конкретной исторической эпохе (Древняя Русь, Московская Русь, Россия, современная Россия);

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

  • раскрывать значение нервной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной систем, органов человека;
  • применять правила здорового образа жизни в самостоятельной повседневной деятельности (уход за зубами, защита органов дыхания, органов чувств, двигательный режим и др.);
  • раскрывать причины отдельных событий в жизни страны, причины возникновения войн и даты основных войн в истории России;
  • узнавать по тексту, к какому времени относится это событие (в соответствии с программой);
  • составлять связный рассказ на следующие темы: «Человек – биологическое существо», «Как быть здоровым», «Как развивать свою память», «Если случилась беда»; «Чем человек отличается от животных», «Какими были школа и образование в разные времена», «Родной край»;
  • объяснять значение понятий «человек – живой организм», «вредные привычки», «государство», «права ребенка»;
  • в повседневной жизни применять правила нравственного поведения (в отношении ко взрослым, детям, знакомым и незнакомым);
  • работать с географическими и историческими картами; выполнять задания на контурной карте, представленные в рабочей тетради.

  1. Критерии и нормы оценки знаний, умения и навыков учащихся.

"5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения.

 "4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;

 "3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;

 "2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; на рушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

  1. Перечень учебно-методического обеспечения.

Для ученика:

  • Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир»: учебник, 4 класс: в 2 ч.–М.:Вентана – Граф, 2014
  • Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир»: рабочая тетрадь.- М.: Вентана – Граф, 2014.- в 2 ч

Для учителя

  • Сборник программ к комплекту учебников «начальная школа XXI века» - 3-е изд., дораб. И доп. – М.: Вентана – Граф, 2012
  •  Окружающий мир. 4 класс: поурочные планы по учебнику Н.Ф.Виноградовой/авт.-сост. О.А.Исакова.- 2-е изд., перераб. и испр. – Волгоград: Учитель, 2013.
  • Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир»: учебник, 4 класс: в 2 ч.–М.:Вентана – Граф, 2014

VIII. График проведения контрольных работ

Тема

Дата

План

Факт

Контрольные работы

1.

Контрольная работа. Тема: «Органы и системы органов человека».

2.

Контрольная работа. Тема: «Органы чувств».

3.

Контрольная работа. Тема: «Человек – живое существо».

4.

Контрольная работа. Тема: «Родная страна: от края до края».

5.

Контрольная работа. Тема: «Культурные ценности».

6.

Контрольная работа. Тема: «Героические страницы нашей Родины».

7.

Контрольная работа. Тема: «Гражданин и государство».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по ФГОС

Рабочая  программа  по  УМК  "Начальная  школа  21  века"  под  ред. Н.Ф.Виноградовой,  по  ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс по ФГОС.

Пояснительная записка и тематическое планирование по окружающему миру 1 класс по ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по ФГОС

Рабочая программа предназначена для 4 класса обучающихся по ФГОС. программа разработана в соответствии с новыми требования. указанны все УУД....

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс ПНШ ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс ПНШ ФГОС...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Гармония ФГОС

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по прогрмамме Гармония разработанна с требованиями ФГОС с календарно - тематическим планированием....

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс по ФГОС Школа России

Рабочая программа по окружающему миру в 3 классе по УМК "Школа России"...

рабочая программа по окружающему миру 4 класс по ФГОС "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс с УУД...