рабочая программа по окружающему миру в 3 классе по ФГОС
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
II. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». –3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2013г. – 176 с.). Программа соответствует требованиям ФГОС НОО 2009 года.
Программа рассчитана на 68 часов.
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
– Виноградова, Н. Ф. и др. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 128 с.: ил. – (Начальная школа XXI века)
– Виноградова, Н. Ф, О. Т. Учимся познавать мир: 3 класс: Рабочие тетради к учебнику. – М.: Вентана-Граф, 2011. (Начальная школа XXI века).
Форма итоговой аттестации обучающихся – комплексная контрольная работа.
В авторскую программу изменения не внесены.
Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственных стандартов начального образования по предметной области «Естествознание и обществознание (Окружающий мир)» и используется для обучения в четырехлетней начальной школе в образовательном учреждении любого типа.
Основная цель обучения по предмету «Окружающий мир» в начальной школе – представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически грамотные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения предмета «Окружающий мир» не только для дальнейшего успешного обучения, но и для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета определяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение изучения этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, в познании учащимся самого себя, своего Я.
Таким образом, изучение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные результаты представлены двумя группами. Первая относится к личности объекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как школьника:
· Готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
· Высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
· Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа личностных результатов передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
· Формирование основ российской гражданской идентичности, понимание особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
· Воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
· Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
· Формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:
· Осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
· Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
· Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира ( наблюдение, опыт, эксперимент, измерение);
· Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
· Расширение кругозора и культурного опыта школьника. Формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяют рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечивать формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия»,содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:
· Под интеллектуальными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);
· Под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
· Под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)
На основе установленных результатов изучения предмета «Окружающий мир» были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников понятий о природе, обществе, человеке, развитие способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._progr._po_okr.miru_3_kl.doc | 265 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с.Сосновка Саратовского района Саратовской области»
Рассмотрено: на заседании МО Протокол №_____ от «___» ________ 2014 г. Руководитель МО _______________________ | Согласовано: «___» ________ 2014 г. Зам. директора по УВР ____________________ Малофеева Е.В. | Утверждено: «___» __________ 2014 г. Директор МОУ СОШ с.Сосновка ______________________ ЧеберякВ.Ф. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
3 класс
УМК «Начальная школа XXI века»
под редакцией профессора Н.Ф.Виноградовой
Разработана учителем начальных классов Шкуровой Я.М. |
2014-2015 учебный год
II. Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». –3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2013г. – 176 с.). Программа соответствует требованиям ФГОС НОО 2009 года.
Программа рассчитана на 68 часов.
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
– Виноградова, Н. Ф. и др. Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. – 4-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013. – 128 с.: ил. – (Начальная школа XXI века)
– Виноградова, Н. Ф, О. Т. Учимся познавать мир: 3 класс: Рабочие тетради к учебнику. – М.: Вентана-Граф, 2011. (Начальная школа XXI века).
Форма итоговой аттестации обучающихся – комплексная контрольная работа.
В авторскую программу изменения не внесены.
Предлагаемая программа отражает один из возможных вариантов раскрытия государственных стандартов начального образования по предметной области «Естествознание и обществознание (Окружающий мир)» и используется для обучения в четырехлетней начальной школе в образовательном учреждении любого типа.
Основная цель обучения по предмету «Окружающий мир» в начальной школе – представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически грамотные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения предмета «Окружающий мир» не только для дальнейшего успешного обучения, но и для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована и в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета определяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение изучения этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, в познании учащимся самого себя, своего Я.
Таким образом, изучение предмета «Окружающий мир» позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов обучения, т.е. реализовать социальные и образовательные цели естественнонаучного и обществоведческого образования младших школьников.
Личностные результаты представлены двумя группами. Первая относится к личности объекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как школьника:
- Готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
- Высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- Личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа личностных результатов передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
- Формирование основ российской гражданской идентичности, понимание особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- Воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- Формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде всего образовательных задач:
- Осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- Обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- Овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира ( наблюдение, опыт, эксперимент, измерение);
- Использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- Расширение кругозора и культурного опыта школьника. Формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяют рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечивать формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия»,содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:
- Под интеллектуальными действиями понимается способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательство и др.);
- Под регулятивными действиями понимается владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- Под коммуникативными действиями понимается способность в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.)
На основе установленных результатов изучения предмета «Окружающий мир» были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников понятий о природе, обществе, человеке, развитие способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
1. Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника — целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, так как се отсутствие рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек — природа — общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность» и др. Это обеспечивается представленностью знаний из различных предметных областей –природоведческих, географических, гигиенических, психологических, исторических и др.
2. Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
Актуализация знаний предполагает их отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной категории, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.
- Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе (и, соответственно, в учебниках) уделяется общекультурным сведениям -- о творческой деятельности людей, научных открытиях, литературе, архитектуре, искусстве, великих ученых, деятелях искусства и т. п. В программе 3-4 классов для реализации этого принципа введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».
- Необходимость принципа экологизации содержания по предмету «Окружающий мир» определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младшего школьника при ознакомлении его с окружающим миром. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром(рубрики «Человек и растение», «Человек и животное», «Человек и природа», а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющихся принципу « Не навреди». Действие принципа распространяется на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (Элементы социальной экологии).
- Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в основной школе.
- Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и общественных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический музеи и т. и. Все это обеспечивает накопление чувственного опыта и облегчает осознание учебного материала.
Отбор конкретного естественно научного и обществоведческого содержания обучения подчиняется определенным требованиям.
- Центральной идеей , на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природе и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.
- При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитываются:
- знания, накопленные ребенком на эмпирическом уровне в том числе в дошкольном детстве;
- необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки или понятии на этап осознания существенных его характеристик;
- зависимость усвоения связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развитие у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознание оперирование усвоенными терминами понятиями;
- преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, т.е. реализация пропедевтического знания этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.
3. Конструирование содержания программы предполагает связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать в программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.
III. Учебно-тематический план
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Плановых контрольных уроков _4__
Общее число часов: 3 класс – 68ч.
В авторскую программу изменения не внесены
№ п/п | Наименование разделов | Всего часов |
1 | Введение | 2 ч |
2 | Земля — наш общий дом | 7 ч |
3 | Человек изучает Землю | 3 ч |
4 | Царства природы (бактерии, грибы, растения, животные) | 27 ч |
5 | Наша Родина: от Руси до России | 5 ч |
6 | Как люди в старину жили | 8 ч |
7 | Как трудились люди в старину | 16 ч |
Итого: | 68 ч |
Содержание программы 3 класс (68 ч)
Земля — наш общий дом (7ч)
Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.
Солнечная система. Солнце – звезда. Земля – планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Условия жизни на Земле. Солнце – источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие. Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух – смесь газов. Охрана воздуха.
Универсальные учебные действия:
Ориентироваться в понятии «историческое время».
Различать понятия «век», «столетие», «эпоха».
Характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее;
Характеризовать условия жизни на Земле (вода, воздух, тепло, свет). Устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха. Описывать свойства воды (воздуха), приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды (воздуха). Называть источники воды, характеризовать различные водоемы. Моделировать несложные ситуации (опыты, эксперименты) в соответствии с поставленной учебной задачей.
Человек изучает Землю (4ч)
Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты – методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус – модель Земли. План. Карта(географическая, историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Знакомство с компасом.
Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Универсальные учебные действия:
Анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты;
Анализировать масштаб, условные обозначения на карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей.
Объяснять назначение масштаба и условных обозначений.
Определять направление расположения объекта по компасу, находить стороны горизонта.
Царства природы (27ч)
Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.
Животные – царство природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Животные – живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.
Расширение кругозора школьников
Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.
Как человек одомашнил животных.
Растения – царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.
Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.
Охрана растений.
Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.
Универсальные учебные действия:
Объяснять отличия грибов от растений. Различать грибы съедобные и ядовитые.
Характеризовать роль животных в природе. Приводить примеры (классифицировать) одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать животное как организм. Устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного. Приводить примеры (конструировать) цепи питания. Составлять описательный рассказ о животных разных классов.
Составлять рассказ-рассуждение на тему «Охрана животных в России»; перечислять причины исчезновения животных;
Ориентироваться в понятии «одомашнивание» животных: перечислять признаки, приводить примеры домашних животных.
Характеризовать значение растений для жизни;
Различать (классифицировать) растения разных видов, описывать их;
Объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения. Проводить несложные опыты по размножению растений.
Приводить примеры причин исчезновения растений (на краеведческом материале).
Наша Родина: от Руси до России (11ч)
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства.
Расширение кругозора школьников. Символы царской власти.
Универсальные учебные действия
Воспроизводить названия русского государства в разные исторические эпохи. Узнавать символы царской власти. Знать имя президента современной России. Называть даты образования Древней Руси; венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя. Называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России.
Как люди жили в старину (12ч)
Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).
Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.
Расширение кругозора школьников. Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.
Универсальные учебные действия
Составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки?». Описывать особенности труда, быта, одежды, трапезы славян. Воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события. Объединять (обобщать) события, относящиеся к одной исторической эпохе ( например, Древняя Русь, Московская Русь); рассказывать об основных исторических событиях, происходивших в это время.
Как трудились в старину (7 ч)
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.
Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).
Торговля. Возникновение денег.
Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса. Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.
Уроки-обобщения. Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).
Экскурсии. В природные сообщества (с учетом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие (сельскохозяйственное производство), в учреждение быта и культуры.
Опыты. Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.
Практические работы. Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.
Универсальные учебные действия:
Ориентироваться в понятиях «земледелие», «культурные растения», «крестьяне», «помещики», «крепостное право», кратко характеризовать их;
Рассказывать о возникновении ремесел на Руси, различать характер ремесла по результату труда ремесленника.
Приводить примеры изобретений в прошлом и настоящем России;
Называть древние города, описывать их достопримечательности;
Ориентироваться в понятиях «рабочий», «капиталист»;
IV. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование раздела и темы уроков. | Тип урока | Вид контроля | Планируемые результаты УУД | Дата | |
план | факт | |||||
1 | Введение. Где ты живёшь? Когда ты живёшь? | Комбинированный | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Получат возможность научиться «читать» информацию, представленную в виде схемы. Сравнивать внешность разных людей: выделять черты сходства и различия. Получат возможность научиться: находить информацию о представлении людей древних цивилизаций о происхождении Земли, об истории возникновения жизни на Земле, о том, как человек исследовал Землю, об истории возникновения карты. | ||
2 | Земля – наш общий дом. Солнечная система. | Комбинированный | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | |||
3 | Земля – наш общий дом. Земля – планета солнечной системы. | Комбинированный | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | |||
4 | Земля – наш общий дом. Условия жизни на Земле. | Комбинированный | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | |||
5 | Земля – наш общий дом. Солнце – источник тепла и света. | Комбинированный | Тест | |||
6 | Земля – наш общий дом. Значение воды для жизни на Земле. Экскурсия на водоём. | Экскурсия на водоём. | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | |||
7 | Земля – наш общий дом. Значение воздуха для жизни на Земле. | Комбинированный | Тест | |||
8 | Земля – наш общий дом. Изображение Земли. | Комбинированный | Творческая работа | |||
9 | Земля – наш общий дом. Глобус – модель Земли. | Комбинированный | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | |||
10 | Земля – наш общий дом. Карта. Географическая карта. | Комбинированный | Тест | |||
11 | Земля – наш общий дом. Масштаб, условные обозначения карты Контрольная работа № 1 по теме: «Земля – наш общий дом», «Человек изучает Землю» | Контрольная работа | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | |||
12 | Грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. | Комбинированный | Анкетирование | Научатся: приводить примеры съедобных и несъедобных грибов, знать правила сбора грибов. Описывать признаки отравлений грибами. | ||
13 | Растительный мир Земли. Распространение растений на Земле. Значение растений для жизни. | экскурсия | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Научатся: составлять небольшой рассказ о роли природы в жизни человека. Приводить примеры произведений живописи (музыки), посвящённых природе. Приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности). Находить информацию о разнообразии растений родного края, о ядовитых растениях, о том, как предупредить отравлений ими. | ||
14 | Растительный мир Земли. Растения и человек. | Комбинированный | Творческая работа | |||
15 | Растительный мир Земли. Разнообразие растений на Земле. Проект. Начало работы над проектом. | Комбинированный | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | |||
16 | Растительный мир Земли. Разнообразие растений на Земле. Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами (практическая работа). Защита проекта « Разнообразие растений» | практическая работа | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | |||
17 | Растительный мир Земли. Растения – живые существа (организмы). | Комбинированный | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | |||
18 | Растительный мир Земли. Жизнь растений. | Комбинированный | Тест | |||
19 | Растительный мир Земли. Питание растений. | Комбинированный | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | |||
20 | Растительный мир Земли. Размножение растений. | Комбинированный | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | |||
21 | Растительный мир Земли. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. | Комбинированный | Творческая работа | |||
22 | Растительный мир Земли. Растения и человек. | Комбинированный | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | |||
23 | Растительный мир Земли. Охрана растений. | Комбинированный | Тест | |||
24 | Животный мир Земли. Животные – часть природы. Роль животных в природе. | Комбинированный | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Научатся: описывать признаки животного и растения как живого существа. Приводить примеры животных родного края, их цепи питания. Составлять небольшой рассказ о том, как животные воспитывают своих детенышей. | ||
25 | Животный мир Земли. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные. | Комбинированный | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | |||
26 | Животный мир Земли. Животные – живые тела (организмы). | Комбинированный | Анкетирование | Научатся находить информацию о животных родного края. Получат возможность научиться : составлять небольшой рассказ о поведение животных, об их особенностях жизнедеятельности: передвижении, питании, дыхании, размножении; приспособлении к среде обитания. | ||
27 | Животный мир Земли. Особенности жизнедеятельности животных. | Комбинированный | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | |||
28 | Животный мир Земли. Поведение животных. | Комбинированный | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | |||
29 | Животный мир Земли. Беспозвоночные животные. | Комбинированный | Тест | |||
30 | Животный мир Земли. Позвоночные животные. | Комбинированный | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | |||
31 | Животный мир Земли. Птицы и звери – позвоночные животные. | Комбинированный | Тест | |||
32 | Животный мир Земли. Животные родного края. Проект Начало работы над проектом. | Комбинированный | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | |||
33 | Животный мир Земли. Цепи питания. Защита проекта « Животные родного края» | практическая работа | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | |||
34 | Животный мир Земли. Охрана животного мира.Контрольная работа №2 по теме: «Царства природы» | Контрольная работа | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | |||
35 | Каким был человек в разные времена. Название русского государства в разные исторические времена (Древняя Русь). | Комбинированный | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Научатся: находить информацию о происхождении имен и фамилий, во что верили славяне, о принятии христианства на Руси. Составлять небольшой рассказ о том, каким был человек в разные времена. Получат возможность научиться называть русское государство в разные исторические времена (эпохи); составлять портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Научатся: находить информацию о происхождении имен и фамилий, во что верили славяне, о принятии христианства на Руси. Составлять небольшой рассказ о том, каким был человек в разные времена. Получат возможность научиться называть русское государство в разные исторические времена (эпохи); составлять портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России | ||
36 | Каким был человек в разные времена. Название русского государства в разные исторические времена (Московская Русь). | Комбинированный | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | |||
37 | Каким был человек в разные времена. Название русского государства в разные исторические времена (Российская империя). | Комбинированный | Творческая работа | |||
38 | Каким был человек в разные времена. Название русского государства в разные исторические времена (Советская Россия. СССР. Российская Федерация). | Комбинированный | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | |||
39 | Каким был человек в разные времена. Происхождение имён и фамилий. | Комбинированный | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | |||
40 | Каким был человек в разные времена. Портрет славянина в Древней, Московской Руси, России. | Комбинированный | Тест | |||
41 | Каким был человек в разные времена. Портрет славянина в Древней, Московской Руси, России. | Комбинированный | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | |||
42 | Каким был человек в разные времена. Культура быта: интерьер дома. | Комбинированный | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | |||
43 | Каким был человек в разные времена. Интерьер дома в разные исторические времена. | Комбинированный | Творческая работа | |||
44 | Каким был человек в разные времена. Одежда. | Комбинированный | Тест | |||
45 | Каким был человек в разные времена. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий. | Комбинированный | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | |||
46 | Каким был человек в разные времена. Русская трапеза. Проект. Защита проекта « Русская трапеза» | практическая работа | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | |||
47 | Каким был человек в разные времена. Во что верили славяне. | Комбинированный | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | |||
48 | Каким был человек в разные времена. Принятие христианства на Руси. | Комбинированный | Тест | |||
49 | Как трудились люди в разные времена. Что такое земледелие. | Комбинированный | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | Научатся: составлять небольшой рассказ об орудиях труда в разные исторические эпохи. Находить информацию об особенности труда людей родного края. Получат возможность научиться находить информацию из других источников: о торговле, о возникновении денег, развитии техники в России (на примере авиации, автостроения), об освоении космоса, строительстве, о первых славянских поселениях, древних городах (Великий Новгород, Москва, Владимир). Научатся: составлять небольшой рассказ об орудиях труда в разные исторические эпохи. Находить информацию об особенности труда людей родного края. Получат возможность научиться находить информацию из других источников: о торговле, о возникновении денег, развитии техники в России (на примере авиации, автостроения), об освоении космоса, строительстве, о первых славянских поселениях, древних городах (Великий Новгород, Москва, Владимир). | ||
50 | Как трудились люди в разные времена. Крепостные крестьяне (труд крестьянских детей). | Комбинированный | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | |||
51 | Как трудились люди в разные времена. Крепостные крестьяне (тяжёлый труд крепостных). | Комбинированный | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | |||
52 | Как трудились люди в разные времена. Ремёсла. | Комбинированный | Тест | |||
53 | Как трудились люди в разные времена. Возникновение и развитие ремёсел на Руси. | Комбинированный | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | |||
54 | Как трудились люди в разные времена. Возникновение и развитие ремёсел на Руси (маленькие ремесленники). | Комбинированный | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | |||
55 | Как трудились люди в разные времена. Возникновение и развитие ремёсел на Руси (гончарное). | Комбинированный | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | |||
56 | Как трудились люди в разные времена. Возникновение и развитие ремёсел на Руси (ткацкое). | Комбинированный | Тест | |||
57 | Как трудились люди в разные времена. Возникновение и развитие ремёсел на Руси (оружейное). Контрольная работа № 3 по теме: «От Руси до России» | Контрольная работа | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | |||
58 | Как трудились люди в разные времена. Появление фабрик и заводов. | Комбинированный | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | |||
59 | Как трудились люди в разные времена. Рабочие и капиталисты. 97-99 | Комбинированный | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | |||
60 | Как трудились люди в разные времена. Развитие техники в России. | Комбинированный | Тест | |||
61 | Как трудились люди в разные времена. Развитие техники в России (автостроение). | Комбинированный | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | |||
62 | Как трудились люди в разные времена. Развитие техники в России (авиация) | Комбинированный | Творческая работа | |||
63 | Как трудились люди в разные времена. Освоение космоса. | Комбинированный | Тест | |||
64 | Как трудились люди в разные времена. Экскурсия в краеведческий музей. | Экскурсия | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | |||
65 | Как трудились люди в разные времена. Особенности труда людей родного края. Как трудились люди в разные времена. Контрольная работа № 4 по теме: «Как трудились в старину» | Комбинированный | Тест | |||
66 | Как трудились люди в разные времена. Урок – обобщение. Древняя Русь. | Комбинированный | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | |||
67 | Как трудились люди в разные времена. Урок – обобщение. Россия времён Петра I. | Комбинированный | Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы | |||
68 | Комплексная итоговая работа | Контрольная работа | Тест |
- Требования к уровню подготовки учащихся.
К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:
— характеризовать условия жизни на Земле;
— устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
— описывать свойства воды (воздуха);
— различать растения разных видов, описывать их;
— объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
— объяснять отличия грибов от растений;
— характеризовать животное как организм;
— устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
— составлять описательный рассказ о животном;
—приводить примеры (конструировать) цепи питания;
— характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);
— сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разны эпох;
— называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
— работать с географической и исторической картой, контурной картой.
К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:
— ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
— анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
— приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
— проводить несложные опыты по размножению растений.
— проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
— рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена
— ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);
— высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
- Критерии и нормы оценки знаний, умения и навыков учащихся.
"5" ("отлично") - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета (два недочета приравниваются к одной ошибке); логичность и полнота изложения.
"4" ("хорошо") - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала;
"3" ("удовлетворительно") - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса;
"2" ("плохо") - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более б ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; на рушение логики, неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
- Перечень учебно-методического обеспечения.
Для ученика:
- Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир»: учебник, 3 класс: в 2 ч.–М.:Вентана – Граф, 2013
- Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир»: рабочая тетрадь.- М.: Вентана – Граф, 2013.- в 2 ч
Для учителя
- Сборник программ к комплекту учебников «начальная школа XXI века» - 3-е изд., дораб. И доп. – М.: Вентана – Граф, 2012
- Окружающий мир. 3 класс: поурочные планы по учебнику Н.Ф.Виноградовой/авт.-сост. О.А.Исакова.- 2-е изд., перераб. и испр. – Волгоград: Учитель, 2013.
- Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир»: учебник, 3 класс: в 2 ч.–М.:Вентана – Граф, 2013
VIII. График проведения контрольных работ
№ | Тема проверочной работы | Вид контроля | Форма контроля | Дата | |
план | факт | ||||
| Проверь себя «Земля – наш общий дом», «Человек изучает Землю» | текущий | тест | ||
| Проверь себя «Царства природы»
| текущий | тест | ||
| Проверь себя | рубежный | тест | ||
| Проверь себя «От Руси до России» | текущий | тест | ||
| Проверь себя «Как трудились в старину» | текущий | тест | ||
| Комплексная итоговая работа | итоговый | Комплексная работа |
Контрольная работа № 1 по теме: «Земля – наш общий дом», «Человек изучает Землю»
(урок № 18)
Определите, есть ли ошибка в высказывании (подчеркни «да» или «нет»).
К телам живой природы относятся: растения, снег, дождь, снег, животные и человек.
да
нет
Воздух – смесь газов.
да
нет
В почве не живут животные.
да
нет
Отметь правильное высказывание.
Солнце – звезда.
Солнце – планета.
Вставь пропущенные слова.
а)На географической карте горы обозначаются_________________ цветом, леса - ______________ цветом, а водоёмы________________ цветом.
б)Солнце – источник света и ____________ .
Напиши, какую «работу выполняют» корень, лист.
Корень ______________________________________________________
Лист________________________________________________________
Отметь явления, которые связаны с уменьшением тепла в окружающей среде.
Спячка животных; гнездование; листопад; замерзание водоёмов; осадки в виде дождя; осадки в виде снега; таяние снега.
Как человек использует ветер (движение воздуха)?
Нарисуй план своего пути от дома до школы.
Запиши названия ядовитых растений, произрастающих в нашей местности.
II четверть
Контрольная работа №2
по теме: «Царства природы»
(урок № 32)
Зачеркни лишнее слово в каждом ряду.
Белый медведь, бурый медведь, акула, тигр.
Олень, лось, заяц, сова.
Соедини название животного и слово, обозначающее способ его взаимодействия с сородичами.
пчёлы лебеди муравьи слоны
живут парами живут колониями живут стадами живут семьями
Отметь правильное высказывание. Каково положительное влияние насекомых на жизнь растений?
опыляют растения
повреждают органы растений
уничтожают вредителей
заражают растения
уничтожают больные растения
Напиши названия птиц, которые живут в нашем крае.
Отметь неверные ответы.
Паук – насекомое.
Паук – не насекомое.
У животных нет органов чувств.
У животных есть органы чувств.
6. Закончи предложения.
Звери, птицы, рыбы - ______________________________ животные.
Насекомые, пауки, раки, черви - _____________________ животные.
Какова роль животных в природе?
III четверть
Контрольная работа № 3
по теме: «От Руси до России»
(урок №50)
Запиши имена великих русских князей, которые много сделали для развития русского государства.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приведи примеры устаревших древнерусских имён.
____________________________________________________________________
Закончи предложения.
Первым русским царём стал_____________________________________.
Первым российским императором ________________________________.
Последний русский император ___________________________________.
Установи историческую последовательность названий нашего государства (поставь цифры 1, 2, 3, 4).
Советская Россия, Древняя Русь, Московская Русь, Россия.
Закончи предложение.
Большевики пришли в России к власти в __________ году.
Дополни предложения.
До появления христианства наши предки были______________, то есть верили _______________________.
Христианство на Руси было принято в ___ веке, при великом князе___________.
7. Как питались наши предки?
IV четверть
Контрольная работа № 4
по теме: «Как трудились в старину»
(урок № 67)
Исправь ошибки, если они есть.
1560 год – это 16 век
1235 год – это 12 век
1945 – год – это 20 век
Отметь правильные ответы.
Крестьяне работали на помещиков.
Помещики работали на крестьян.
Ремесленники работают в поле.
Ремесленники изготавливают полезные в хозяйстве предметы.
Закончи предложения.
Крепостные крестьяне – это ____________________________________.
Ремесленники – это ___________________________________________.
Напиши, какие ремёсла были в России в 17 – 18 веках.
Запиши, какие условия нужны были для того, чтобы люди занимались этой деятельностью?
Ловля рыбы - ______________________________________
Обработка дерева - _________________________________
Производство металла - _____________________________
Изготовление посуды - _______________________________
Напиши, несколько наиболее важных, на твой взгляд, достижений, которые относятся к 19 веку.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Закончи предложения.
Первый искусственный спутник Земли был запущен в космос _______________.
Первым космонавтом в мире стал советский лётчик _____________________ .
Он пробыл в космосе _____________________ минут.
8. Какие технические достижения советского времени тебе известны? Напиши.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по ФГОС
Рабочая программа по УМК "Начальная школа 21 века" под ред. Н.Ф.Виноградовой, по ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс по ФГОС.
Пояснительная записка и тематическое планирование по окружающему миру 1 класс по ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по ФГОС
Рабочая программа предназначена для 4 класса обучающихся по ФГОС. программа разработана в соответствии с новыми требования. указанны все УУД....
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс ПНШ ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс ПНШ ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс Гармония ФГОС
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по прогрмамме Гармония разработанна с требованиями ФГОС с календарно - тематическим планированием....
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс по ФГОС Школа России
Рабочая программа по окружающему миру в 3 классе по УМК "Школа России"...
рабочая программа по окружающему миру 4 класс по ФГОС "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс с УУД...