Рабочая программа и тематическое планирование уроков окружающего мира во 2 классе
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Данный материал представляет собой разработку рабочей программы и тематического планирования уроков во 2 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_2_klass.zip | 180.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
На 2014-2015 учебный год 2 класс автор А.А.Плешаков
Учитель начальных классов Головкина Т.В.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для второго класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального общего образования и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1 -4 классы» (УМК «Школа России»).
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
- идея многообразия мира;
- идея целостности мира;
- идея уважения к миру.
- Курс «Окружающий мир» для второго класса в равной мере интегрирует природоведческие, обществоведческие, исторические знания, представляет младшим школьникам естественно-научный и социально-гуманитарный материал, необходимый для формирования целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. В рамках предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно- поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
- распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
- моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
- эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. - М.: Просвещение, 2010.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 2. - М.: Просвещение, 2010.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 2 класса начальной школы. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2010.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1. - М.: Просвещение, 2010.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 2. - М.: Просвещение, 2010.
- Плешаков А.А. Зеленые страницы. КДЧ. - М.: Просвещение, 2010.
- Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. - М.: Просвещение, 2010.
- Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс. - М.: Просвещение, 2011.
Место курса в учебном плане
Согласно базисному плану на изучение окружающего мира во 2 классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 68ч (34 учебные недели).
1 триместр- 20 часов
2 триместр – 22 часа
3 триместр – 24 часа
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Где мы живём? | 4 |
2 | Природа | 20 |
3 | Жизнь города и села | 10 |
4 | Здоровье и безопасность | 9 |
5 | Общение | 7 |
6 | Путешествия | 18 |
Итого | 68 |
График проведения экскурсий, практических и проверочных работ
Период обучения | Количество | Диагностический и практический материал | |
часов | |||
1 четверть | 18 часов | практическая работа | 4 |
экскурсия | 1 | ||
тест | 1 | ||
2 четверть | 14 часов | практическая работа | 2 |
экскурсия | 1 | ||
тест | 1 | ||
3 четверть | 20 часов | практическая работа | 3 |
тест | 3 | ||
4 четверть | 16 часов | практическая работа | 1 |
экскурсия | 2 | ||
тест | 1 | ||
Итого: 68 часов | практическая работа | 10 | |
экскурсия | 4 | ||
тест | 6 |
Содержание программы
2 класс (68 ч)
Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Раздел «Где мы живём?» (4 ч) | |
Родная страна Знакомство с целями и задачами раздела и урока. Имя родной страны — Россия, или Российская Федерация. Государственные символы Российской Федерации: герб, флаг, гимн. Россия — многонациональная страна. Государственный язык |
|
Город и село Характерные особенности городских и сельских поселений. Преимущественные занятия жителей города и села. Типы жилых построек в городе и селе. Наш город (наше село). Проект «Родной город (село)». Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы |
В ходе выполнения проекта дети учатся:
|
Природа и рукотворный мир Объекты природы и предметы рукотворного мира. Наше отношение к миру |
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём» Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений |
|
Раздел «Природа» (20 ч) | |
Неживая и живая природа Знакомство с целями и задачами раздела. Неживая и живая природа. Признаки живых существ в отличие от неживой природы. Связи между неживой и живой природой |
|
Явления природы Что такое явления природы. Явления неживой и живой природы. Сезонные явления. Измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Термометр — прибор для измерения температуры. Виды термометров |
|
Что такое погода Погода и погодные явления. Условные метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научные предсказания погоды |
|
В гости к осени (экскурсия) Наблюдения за осенними явлениями в неживой и живой природе |
|
В гости к осени (урок) Осенние явления в неживой и живой природе, их взаимосвязь |
|
Дикорастущие и культурные растения Дикорастущие и культурные растения, их различие. Разнообразие культурных растений. Легенды о растениях |
|
Дикие и домашние животные Дикие и домашние животные, их сходство и различие. Значение для человека диких и домашних животных. Разнообразие домашних животных |
|
Комнатные растения Комнатные растения, их роль в жизни человека. Происхождение наиболее часто разводимых комнатных растений. Уход за комнатными растениями |
|
Загрязнение воды. Охрана чистоты воды. Эстетическое воздействие водных просторов на человека |
|
Какие бывают растения Многообразие растений. Деревья, кустарники, травы. Лиственные и хвойные растения. Эстетическое воздействие растений на человека |
|
Какие бывают животные Многообразие животных. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающиеся. Зависимость строения животных от их образа жизни |
|
Невидимые нити Связи в природе, между природой и человеком. Необходимость сохранения «невидимых» нитей |
|
Животные живого уголка Животные живого уголка: аквариумные рыбки, морская свинка, хомячок, канарейка, попугай. Особенности ухода за животными живого уголка. Роль содержания животных в живом уголке для физического и психического здоровья человека |
|
Про кошек и собак Кошки и собаки в доме человека. Породы кошек и собак. Роль кошек и собак в жизни человека. Уход за домашними животными. Ответственное отношение к содержанию домашних питомцев |
|
Красная книга Необходимость создания Красной книги. Красная книга России и региональные Красные книги. Сведения о некоторых растениях и животных, внесённых в Красную книгу России (венерин башмачок, лотос, женьшень, дровосек реликтовый, белый журавль, зубр). Меры по сохранению и увеличению численности этих растений и животных |
|
Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту» Что угрожает природе. Правила друзей природы. Экологические знаки. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы |
В ходе выполнения проекта дети учатся:
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений |
|
Раздел «Жизнь города и села» (10 ч) | |
Что такое экономика Экономика и её составные части: сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт, торговля. Связи между составными частями экономики. Экономика родного края. Деньги |
|
Из чего что сделано Использование природных материалов для изготовления предметов. Простейшие производственные цепочки: во что превращается глина, как рождается книга, как делают шерстяные вещи. Уважение к труду людей |
|
Как построить дом Представление о технологии строительства городского и сельского домов. Строительные машины и материалы. Виды строительной техники в зависимости от назначения |
|
Какой бывает транспорт Виды транспорта. Первоначальные представления об история развития транспорта |
|
Культура и образование Учреждения культуры (музей, театр, цирк, выставочный зал, концертный зал, библиотека) и образования (школа, лицей, гимназия, колледж, университет, консерватория), их роль в жизни человека и общества. Разнообразие музеев. Первый музей России — Кунсткамер |
|
Все профессии важны. Проект «Профессии» Разнообразие профессий, их роль в экономике и в жизни людей. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы |
В ходе выполнения проекта дети учатся:
|
В гости к зиме (экскурсия) Наблюдения над зимними явлениями в неживой и живой природе |
|
В гости к зиме (урок) Зимние явления в неживой и живой природе |
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений
|
Презентация проектов «Родной город (село)», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии» Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами;
|
Раздел «Здоровье и безопасность» (9 ч) | |
Строение тела человека Знакомство с целями и задачами раздела. Внешнее и внутреннее строение тела человека. Местоположение важнейших органов и их работа |
|
Если хочешь быть здоров Режим дня второклассника. Правила личной гигиены. Режим питания и разнообразие пищи. Уход за зубами |
|
Берегись автомобиля! Правила безопасного поведения на улицах и дорогах (сигналы светофора, дорожные знаки перехода улицы). |
|
Школа пешехода Освоение правил безопасности пешехода. Практическая работа на пришкольном участке или на полигоне ГИБДД (ДПС) |
|
Домашние опасности Правила безопасного поведения в быту |
|
Пожар Правила противопожарной безопасности. Вызов пожарных по телефону |
|
Опасные незнакомцы Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. Вызов милиции по телефону. Действия в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных |
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений |
|
Раздел «Общение» (7 ч) | |
Наша дружная семья Знакомство с целями и задачами раздела. Семья как единство близких людей. Культура общения в семье. Нравственные аспекты взаимоотношений в семье |
|
Проект «Родословная» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | В ходе выполнения проекта дети учатся:
|
В школе Классный и школьный коллектив. Совместная учеба, игры, отдых. Этика общения с одноклассниками, учителями и руководством школы |
|
Правила вежливости Правила этикета в общении. Формулы приветствия и прощания. Этикет общения по телефону. Правила поведения в общественном транспорте |
|
Ты и твои друзья Правила поведения в гостях |
|
Мы — зрители и пассажиры Правила поведения в общественных местах (в театре, кинотеатре, консерватории, в общественном транспорте) |
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений |
|
Раздел «Путешествия» (18 ч) | |
Посмотри вокруг Знакомство с целями и задачами раздела. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли |
|
Ориентирование на местности (2 ч) Что такое ориентирование на местности. Ориентиры. Ориентирование по компасу, солнцу, местным природным признакам. Компас — прибор для определения сторон горизонта. Как пользоваться компасом |
|
Формы земной поверхности Равнины и горы. Холмы и овраги. Красота гор |
|
Водные богатства Водные богатства нашей планеты: океаны, моря, озёра, реки, каналы, пруды, водохранилища. Части реки. Водные богатства родного края. Красота моря |
|
В гости к весне (экскурсия) Наблюдения над весенними явлениями природы |
|
В гости к весне (урок) Весенние явления в неживой и живой природе |
|
Россия на карте Что такое карта. Изображение территории России на карте. Как читать карту. Правила показа объектов на настенной карте |
|
Проект «Города России» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | В ходе работы над проектом дети учатся:
|
Путешествие по Москве Москва — столица нашей Родины. Первоначальные сведения об истории основания города. План Москвы. Герб Москвы. Основные достопримечательности столицы |
|
Московский Кремль Московский Кремль — символ нашей Родины. Достопримечательности Кремля и Красной площади |
|
Город на Неве Санкт-Петербург — северная столица России. Герб и план города, архитектурные памятники. Памятник Петру I, история его создания |
|
Путешествие по Оке Старинные русские города, расположенные на реке Оке: Орёл, Калуга, Таруса, Серпухов, Пущино, Коломна, Рязань, Муром, Нижний Новгород. Приокско-Террасный заповедник |
|
Путешествие по планете Карта мира. Океаны и материки (континенты), их изображение на карте |
|
Путешествие по материкам Особенности природы и жизни людей на разных материках. Части света: Европа и Азия |
|
Страны мира. Проект «Страны мира» Физические и политические карты. Политическая карта мира. Знакомство с некоторыми странами. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы |
В ходе выполнения проекта дети учатся:
|
Впереди лето Летние явления в неживой и живой природе. Разнообразие растений и животных, доступных для наблюдений в летнее время. Красота животны |
|
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений |
|
Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира» Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений |
|
Планируемые результаты освоения предмета
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования.
У второклассника продолжается:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.
У второклассника продолжается:
- процесс овладения способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- процесс освоения способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- процесс освоения начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- формирование умения использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- формирование умения активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- формирование умения использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
- процесс овладения логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- формирование умения слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- формирование умения определять общую цель и пути её достижения; умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- процесс овладения начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
- процесс овладения базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- формирование умения работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются предметные результаты. Второклассник учится:
- понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- уважительно относится к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения окружающего мира второклассники научатся.
- распознавать неживую и живую природу; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животных диких и домашних; насекомых, рыб, птиц, зверей; основные признаки времён года; некоторые охраняемые растения и животных своей местности;
- правилам поведения в природе;
- называть свой адрес в мире и в своём населённом пункте;
- называть виды транспорта; наиболее распространённые профессии;
- распознавать и называть строение тела человека; правила личной гигиены; особенности охраны здоровья в разные времена года; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
- называть имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; о культуре поведения в общественных местах;
- называть основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; понятия «холм», «овраг», «гора»; разнообразие водоёмов; части реки; названия нашей страны и её столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира.
Второклассники получат возможность научиться
- различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по несколько представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя ГПД; выполнять правила поведения в природе;
- различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя ГПД;
- выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
- использовать основные формы приветствия, просьбы и т.д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
- определять основные стороны горизонта с помощью компаса.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Система оценки достижения планируемых результатов изучения предмета предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность второклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Итоговая оценка выводится на основе результатов итоговых комплексных работ - системы заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы по окружающему миру и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы, которая:
- является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
- реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсальных учебных действий;
- позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
- предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Критериями оценивания являются:
- соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
- динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.
Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование стремления второклассника к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.
Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.
Виды контрольно-измерительных материалов
№ урока | Вид работы | Тема |
4 | Тест №1 | Входная |
6 | Практическая работа № 1 | Измерение температуры |
8 | Экскурсия № 1 | В гости к осени |
11 | Практическая работа № 2 | Знакомство с горными породами и минералами |
14 | Практическая работа № 3 | Распознавание деревьев, кустарников и трав |
17 | Практическая работа № 4 | Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений |
19 | Практическая работа № 5 | Отработка приёмов ухода за комнатными растениями |
20 | Практическая № 6 | Отработка приёмов ухода за животными живого уголка |
24 | Тест № 2 | Природа |
31 | Экскурсия № 2 | В гости к зиме. Сезонные изменения в природе |
33 | Тест № 3 | Жизнь города и села |
37 | Практическая работа № 7 | Отработка правил перехода улиц |
43 | Тест № 4 | Здоровье и безопасность |
48 | Практическая работа № 8 | Отработка основных правил этикета |
50 | Тест № 4 | Общение |
53 | Практическая работа № 9 | Определение сторон горизонта по компасу |
56 | Экскурсия № 3 | В гости к весне |
58 | Практическая работа № 10 | Освоение основных приёмов чтения карты |
67 | Тест № 6 | Путешествия |
65 | Экскурсия № 4 | Впереди лето |
График проведения экскурсий, практических и проверочных работ
Период обучения | Количество часов | Диагностический и практический материал | |
1 четверть | 18 часов | практическая работа | 4 |
экскурсия | 1 | ||
тест | 1 | ||
2 четверть | 14 часов | практическая работа | 2 |
экскурсия | 1 | ||
тест | 1 | ||
3 четверть | 20 часов | практическая работа | 3 |
тест | 3 | ||
4 четверть | 16 часов | практическая работа | 1 |
экскурсия | 2 | ||
тест | 1 | ||
Итого: | 68 часов | практическая работа | 10 |
экскурсия | 4 | ||
тест | 6 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Печатные пособия.
Плешаков, А. А. Окружающий мир. 2класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2011.
Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2011.
Плешаков, А. А. От земли до неба : атлас-определитель : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2010.
Плешаков, А. А. Зелёные страницы : кн. для учащихся нач. кл. / А. А. Плешаков. - М. : Просвещение, 2010.
Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. - М. : Просвещение, 2010.
- Яценко И.Ф. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир: 2 класс -М: ВАКО, 2012.
- Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс. - М.: Просвещение, 2011.
2.Информационно-коммуникативные средства.
Окружающий мир : электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова (CD).
- Наглядные пособия.
Комплект демонстрационных таблиц к учебнику «Окружающий мир» А. А. Плешакова
4.Интернет-ресурсы.
http://festival.1september.ru/articles/513030/
http://www.home-edu.ru/user/uatml/00000538/voda2-1/voda.html
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,26779/Itemid,118/
5.Материально-технические средства.
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц.
Мультимедийный проектор
Интерактивная доска
Компьютер
Сканер
Принтер лазерный
Документ-камера
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по системе Л.В.Занкова
рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ситеме Занкова Л.В....
Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру. 2 класс. Система Л. Занкова
Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру. 2 класс. Система Л. Занкова....
Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру, умк "начальная инновационная школа", 2 класс.
Рабочая программа и тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" для 2 класса, учебно-методический комплект "начальная инновационная школа"....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков "Окружающего мира", 3 класс. Плешаков А.А.
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями ФГОС и на основе авторской программы Плешакова А.А....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование уроков "Окружающего мира", 4 класс. Плешаков А.А
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с ФГОС и авторской программой Плешакова А.А....
Рабочая программа и календарно -тематическое планирование уроков "Окружающего мира" 4 класс. ФГОС
Рабочая программа учебного курса представляет собой целостный документ, включающий восемь разделов:пояснительную записку;учебно-тематический план изучения предмета;содержание программы;описание ценнос...
Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру 4 класс
Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру 4 класс...