Конспект урока
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме
Современная ситуация на планете Земля характеризуется почти повсеместным резким ухудшением качества окружающей природной среды - загрязнением воздуха, рек, морей; захламлением различного рода отходами жизнедеятельности людей; обеднением, а часто и полным исчезновением многих видов животного и растительного мира; деградацией почв, уничтожением лесов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1kl-urok_ekologiya.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок открытия новых знаний
«Почему мы часто слышим слово - ЭКОЛОГИЯ?»
1 класс
Составитель: Романова Ирина Николаевна,
Учитель начальных классов
МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов №39»
Саранск, 2013г.
Предмет: Окружающий мир.
Тема: Почему мы часто слышим слово «экология»?
Цель урока: формирование экологического мышления как составляющей экологической культуры младшего школьника;
Задачи:
образовательные: дать первичные представления об экологии, формировать знания об экологической целостности природы;
развивающие: развивать умение анализировать рисунки; умение размышлять, делать выводы, умение работать в группе;
воспитательные: воспитывать интерес к окружающему миру, положительное отношение к природе, учить детей анализировать свое поведение через поступки.
Аннотация:
Актуальность темы: современная ситуация на планете Земля характеризуется почти повсеместным резким ухудшением качества окружающей природной среды - загрязнением воздуха, рек, морей; захламлением различного рода отходами жизнедеятельности людей; обеднением, а часто и полным исчезновением многих видов животного и растительного мира; деградацией почв, уничтожением лесов.
Цель: привлечь внимание детей к возможности решения экологических проблем и помочь в осознании ими необходимости личного посильного вклада каждого человека в сохранение окружающей среды.
Задачи:
- Показать значимость решения экологических проблем для планеты Земля.
- Развивать у учащихся познавательный интерес к природе, чувство ответственности за свои поступки, развивать умение работать в группе.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Урок по теме: «Почему мы часто слышим слово «экология»?» проводится при изучении предмета «Окружающий мир», УМК «Перспектива» (А. А. Плешаков) в 1 классе, в разделе «Почему и зачем?».
Планируемый результат
Предметные:
- Знать правила поведения в природе.
- Уметь оценивать поступки людей.
- Уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; оценивать жизненные ситуации поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей (Личностные УУД).
Метапредметные:
- Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД).
- Уметь оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
- Уметь перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД)
Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.
На уроке используются информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности.
Использованы методы обучения:
- По виду источника информации:
-словесные (объяснение, беседа с учащимися);
- наглядные (иллюстрации, демонстрация презентации)
- практические (работа с карточками).
- По виду учебной деятельности:
- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
На уроке применены формы познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах, которые в ходе урока сменяли друг друга.
Каждая страница несет информацию об экологической опасности, которая обсуждается, отчего возникает и какие меры безопасности надо соблюдать. Учащимися делаются выводы.
В ходе урока осуществляются внутрипредметные и межпредметные связи: с литературой (жанры: загадка, выразительное чтение стихов), с русским языком правильное написание словарных слов; математикой (решение задачи) физкультурой – проведение динамической паузы.
На уроке развивается творческое мышление учащихся. В ходе урока осуществляется эстетическое развитие учащихся – умение наблюдать и любоваться красотой природы; экологическое: воспитание бережного отношения к природе, разумное её использование, познавательное и краеведческое развитие.
Этапы урока | Содержание урока | Время | УУД |
Слайд 1 Слайд земной шар космический рисунок | У: - Здравствуйте, ребята. Начинаем наш урок. Поприветствуйте друг друга. Улыбнитесь друг другу. Скажите, а чего вы ждёте от сегодняшней встречи. Д:- У: - Я надеюсь, что мы сегодня дружно поработаем, откроем новые знания, и нам будет интересно вместе. Пожелайте друг другу удачи. А я желаю вам вместе со смайликом, который будет помогать вам делать открытия, плодотворной работы и спокойного, рабочего настроения. Не волнуйтесь, если что-то у вас не будет получаться. Мы же пришли учиться?! Д: - У: Итак, вперед! У: - Пользуясь слайдом, расскажите, когда проходит наш урок? Д:- Весной, 15 марта 2013 года. У:- А чем знаменателен 2013 год, кто знает? Д:- | 2 мин. | Личностные: Нравственно-этическая ориентация (доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость) Коммуникативные: управление коммуникацией -адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; -оказывать в сотрудничестве взаимопомощь. |
Слайд 2. (на слайде изображение грустного человека на фоне планеты Земля). Слайд 3 | У: - А знаете, ребята, этот год Президентом нашей страны объявлен Годом экологической культуры, Годом охраны природы. Как вы думаете, почему? Д:- У:- Это значит, что ни один человек в нашей страны не должен остаться равнодушным к проблемам природы. У:- Да, много проблем появилось у человека. Грустно!... И наш смайлик загрустил.... Потому, что всё чаще мы слышим такое выражение: «Экологические проблемы». И вам наверняка оно знакомо? Давайте оценим свои знания по этому вопросу с помощью лесенки успеха. Найдите их у себя на парте, положите перед собой. Дети находят лесенку успеха. У:- Внимание: работаем так: если вы много знаете об экологических проблемах и можете рассказать об этом другим как настоящие учёные, то наклейте смайлик на верхнюю ступеньку; если вы знаете совсем мало, то приклейте его на нижнюю; а если вы сомневаетесь в своих знаниях, то на вторую или на третью ступеньку. Д:- (Приклеивают смайлики). У:- Закончили. Покажите мне свои лесенки. Я вижу, что ваших знаний об экологических проблемах недостаточно: почти все вы расположили смайлик на первой ступеньке. Отложите лесенки – мы вернемся к ним в конце урока. Д:- Дети откладывают лесенки. У:- Ребята, а какую задачу мы ставит на уроке перед собой? Д: - Узнать об экологических проблемах, как их решать… У:- Не только узнать, что это за проблемы, но и ответить на вопрос: Что каждый из нас может сделать для решения экологических проблем? Задайте этот вопрос каждый себе. (Открывает на доске вопрос. Дети читают вопрос хором). У:- Прежде чем искать ответ на этот вопрос и быть активными и бодрыми, предлагаю пройти на динамическую паузу. (Включает музыку). Д:- Проходят ручейками в зону. Физкультминутка. «Пчёлки». У:- Займите свои места, сядьте правильно. Внимание! Итак, ребята, какое же главное выражение сегодня на уроке? Д:- Экологические проблемы. У:- Вывешивает на доску опору «Экологические проблемы». Слово «экологические» произошло от слова экология. Вывешивает на доску опору «Экология». Давайте поработаем с этим словом. Как можно выяснить его значение? Д:- Спросить у взрослых, посмотреть в толковом словаре, найти в Интернете, самим понаблюдать за словом. У: - Попробуйте сами объяснить значение этого слова? (Дети предлагают варианты своих толкований значения слова «экология».) У: - Проверим наши предположения с помощью мини-словаря. (Указывает на словарики на партах). Откройте. Прочитайте. Закончили (звенит колокольчиком). У: - Кто теперь может объяснить значение этого слова? Попробуй, Лена! Вася! Теперь, ребята, хором! Д:- Читают: Экология – это наука, которая изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями. ( Читают самостоятельно, 1- кто-то один, все – хором). У:- Молодцы. У:- Трудно? Но вы справились. Это слово к нам пришло из греческого языка. Внимание на слайд: с помощью слайда объясните, что оно означает. Д: - Дети с помощью слайда говорят: «экос» - что значит дом, и «логос» - наука, учение. Наука о нашем собственном доме, о Земле. У:- Да, вы правы: экология это наука о нашем собственном доме, о Земле и о законах, по которым мы должны жить. У:- А теперь внимательно послушайте, что говорят о слове «экология» авторы нашего учебника. Включает видеофрагмент. Дети смотря на экран. У:- Кто услышал, как по-другому называют нашу Землю? Д:- «Зеленый дом». У:- (Если не сказали, то он предлагает такую строчку: «Мир вокруг нас – это наш зелёный дом»). (Держу в руках глобус.) У:- А сейчас послушайте строки из стихотворения современного поэта Евгения Шкловского, и подумайте, что хотел сказать вам автор. Смотрю на глобус – шар земной, Смотрю на глобус – шар земной, У:- Как вы ответите нам мой вопрос? Д:- Сберечь материки, рощи, леса, родники. У:- Автор призывает нас беречь наш зелёный дом. И тогда всё живое на планете: и травинка, каждый цветочек, каждое деревце улыбнётся нам и затанцует вместе с нами! Как эта Ёлочка! Вновь – динамическая пауза. Физкультминутка «Ёлочка» У:- Занимаем свои места. Продолжаем с вами работать. Сели все правильно. А знаете ли вы, что есть такая профессия – ЭКОЛОГ? Д:- Отвечают. У:- Чем занимаются экологи? Что делают? За чем они следят? Д:…… У:- Что ж, проверим ваше предположение по словарю, он сегодня - наш помощник. (Колокольчик – сигнал об окончании чтения). Д: - (Экологи - это люди, которые защищают природу, объясняют всем, как надо жить, чтобы не погубить природу и самих себя.) У:- Подтвердились ли ваши предположения? (Спрашивает двух-трёх учащихся). Д:- Отвечают. У:- Так какая же главная работа эколога? Д:- Защищать самим природу и объяснять другим, как беречь природу. У:- Да! Он, как доктор, лечит природу, если она заболеет. Сейчас я предлагаю вам поработать настоящими экологами. Вы объединись в группы. Познакомимся с правилами работы в группе. У вас на столах они есть. Д:- Каждая группа читать с листа по одному правилу. У:- Группы готовы? Покажите свою готовность. Возьмитесь за руки. Дети показывают готовность. У:- Вам, как настоящим экологам, предстоит создать настоящий экологический проект. У вас на столах есть технологические карты. На них – план работы вашей группы над проектом. Изучим его. Итак, что сначала надо сделать? Д:- Читают вслух. 1)… 2) 3) У:- Поднимите руки, если есть вопросы. Д:- У:- Вы работаете, пока звучит музыка. Когда музыка закончится – закончится ваша работа. (Походит к группам, консультирует). На доске учитель прикрепляет надпись: «ВЫСТАВКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ» У: Музыка стихла. Работу завершили. Для представления экологических проектов прошу выйти по одному представителю от групп к выставке наших экологических проектов. К доске выходит представитель. Магнитами крепит проект. Зачитывает текст защиты: «Наш проект называется … и т.д.» Ребята, вам понравился проект? Поаплодируем группе. Слово предоставляется второй группе. Поаплодируем. Третьей. Поаплодируем. У: Поздравляю вас. Проекты получились интересные, содержательные. Вы – настоящие экологи. Вам понравилось работать? Д:- У:- А задача экологов какая? Вспомните. Д:- Защищать природу и рассказывать другим, как её беречь. У:- Молодцы, что запомнили. А как ваши проекты помогут другим людям? Д:- У:- Где могут увидеть люди? Д:- Можно развесить на подъездах, в общественном транспорте… У:- По окончании урока мы разместим наши проекты в фойе, чтобы привлечь внимание других учащихся к экологическим проблемам. Это и есть ваш личный вклад в дело охраны окружающей среды. Вы согласны? Д:- У:- Внимание, какой же вопрос мы поставили в начале урока? Д: Что я могу сделать для решения экологических проблем? У: Мы ответили на этот вопрос? Д:- Да. У:- Я очень рада за вас. Перед нами стоял ещё один вопрос: почему мы так часто слышим слово «экология»? Откроем учебники на 75-й странице, по закладке. Прочитаем вывод мудрой черепахи. Д:- Читают по учебнику. У:- Каков ваш вклад, как юных экологов. в Год, объявленный Президентом нашей страны Годом охраны окружающей среды? Д:- Мы создали экологический плакат и можем рассказать об экологических проблемах ученикам нашей школы. У:- Обратите внимание, наш смайлик улыбается, он рад, что вместе с нами может помочь природе. У: Снова возвращаемся к лесенке успеха. Положите её перед собой. Работаем так: если вы стали больше знать об экологических проблемах и можете рассказать о них другим, поставьте смайлик на верхнюю ступеньку. если кто-то не разобрался в теме сегодняшнего урока, приклейте смайлик рядом с первым, а кто сомневается в том, что всё понял- на 2 или 3 ступень. Покажите свои лесенки успеха. Кто за урок поднялся выше по лесенке? Д:… У.: Я очень рада за вас. Оказывается, что экологические вопросы действительно очень сложные и требуют серьёзных решений. И в наших силах следить за тем, чтобы в нашей школе, на нашей улице, в нашем городе был порядок! Завтрашний день Земли будет таким, каким мы создадим его сегодня! Наш урок подошёл к концу. Встанем. Поблагодарим друг друга за работу рукопожатием. Спасибо вам за плодотворную работу, за творческие проекты. Вы все сегодня были активны, внимательны! До свидания. | 2мин. | Регулятивные Познавательные Общеучебные -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, применять правила и пользоваться инструкциями; информационные -поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, схема, таблица) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....