Интегрированный урок "Путешествие в грибное царство"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Интегрированный урок "Путешествие в грибное царство" во 2-ом классе выполняет образовательные, развивающие и воспитательные цели. Обобщает представление детей об отличительных признаках съедобных и несъедобных грибов. Систематизирует знания детей по оказанию первой медицинской помощи при отравлении грибами. Развивает умение детей сравнивать, анализировать и устанавливать причинно-следственные связи. Развивает навыки работы в группе. Формирует бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_gribnoe_tsarstvo.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В царстве грибов
Урок природоведения во 2 классе
Цели:
- обобщить представление детей об отличительных признаках съедобных и несъедобных грибов;
- развивать навыки работы в группе;
- прививать интерес к познанию окружающего мира;
- способствовать формированию бережного отношения к природе.
Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер, муляжи грибов.
Ход урока:
I. Оргмомент
Сегодня, объединив 2 урока русский язык и мир вокруг нас, мы с вами отправимся в лес на тихую охоту. Почему она тихая, вы узнаете разгадав загадку:
И на горке, и под горкой
Под берёзой и под ёлкой
Хороводами и в ряд
В шапках молодцы стоят
(грибы)
– Мы отправляемся в царство грибов. Самые активные ребята получат послание осени – грибы.
II. Повторение
- Давайте вспомним, что такое природа
- Какая бывает природа?
- Какие признаки живой природы знаете
- На какие царства ученые-биологи делят живую природу?
- Из каких частей состоят растения?
- Почему грибы нельзя отнести к царству растений? (у грибов нет листьев, стебля, веток)
- А можно ли грибы отнести к царству животных?
III. Новая тема
- Итак, что такое грибы?
- Из каких частей состоит гриб?
Грибы – удивительнейшие из живых существ, населяющих нашу планету. Существует 120000 разновидностей грибов. При этом для человека важны примерно 500 видов: более 300 опасны для человека, а остальные используются в различных целях. Среди них есть съедобные и смертельно опасные ядовитые грибы, мясистые «цветы», микроскопическая плесень, паразиты и хищники. По размерам разные: дождевики иногда имеют вес 5 кг, а дрожжевые грибки видны только под микроскопом. 150 представителей царства грибов человек употребляет в пищу. Шляпочные грибы содержат витамины, белки прочие полезные вещества.
Грибы довольно быстро заселяют пни, оставшиеся после вырубки. Эти грибы – лесные санитары. Они перерабатывают мёртвую древесину и очищают лес.
Некоторые грибы занесены в Красную книгу (стр. 119 учебника)
Наука изучающая царство грибов называется микология. Перевод с латыни микос – гриб, логос – наука.
Название «грибы» появилось в XV-XVI веках от древнерусского слова горб. Грибами называли трубчатые грибы с горбатой шляпкой. А все остальные грибы назывались губы. Потом, в XVIII веке все виды были объединены под одним названием – грибы.
Грибы – удивительный дар природы. Они обладают высокими пищевыми качествами. Свежие белые грибы, например, полезнее моркови и капусты, а сушёные почти вдвое калорийнее яиц. Бульон из сушёных грибов питательнее мясного бульона. Грибы содержат почти столько же минеральных веществ, сколько фрукты.
Давайте рассмотрим некоторые грибы. Это чага – растёт на берёзе, лекарственный гриб (используют при лечении рака)
Дома у многих в банках растёт чайный гриб.
Это шампиньон. Его выращивают в теплицах.
- Что такое грибница? (подземная часть гриба, всасывает из почвы воду с растворёнными в ней питательными веществами)
- Чему способствуют грибы (разрушение остатков организмов и образованию перегноя)
- Почему грибы тесно связаны с деревьями? (Нити грибницы оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар, гриб же даёт дереву питательные вещества, которые он берёт из почвы)
Интегрирование с русским языком.
- Образуйте новые слова с помощью корня гриб. Разберите по составу и объясните смысл однокоренных слов (родственных)
Гриб – грибочек – грибница – грибник – грибной – грибок – грибковая
- Отгадайте загадки. Напишите отгадки. Разберите их по составу.
Волнушка, подосиновик, сыроежка, подберёзовик, боровик, маслёнок, чернушка, мухомор, сморчок, зеленушка.
Загадки
Стоял на крепкой ножке,
Теперь лежит в лукошке (белый гриб)
Растут на опушке
Рыжие подружки
А зовут их (волнушки)
А вот кого-то важный
На беленькой ножке
Он с красною шляпкой
На шляпке горошки (мухомор)
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых
Меня узнаешь за версту,
Зовусь я (подосиновик)
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали приметных
Собирай, не мешкай,
Это (сыроежки)
Не спорю, не белый
Я, братцы, попроще
Расту я обычно
В берёзовой роще (подберёзовик)
Нет, грибов дружней, чем эти;
Знают взрослые и дети.
На пеньках растём в лесу
Как веснушки на носу (опята)
Я стою на ножке толстой
Я стою на ножке гладкой
Под коричневою шапкой
С нежной, бархатной подкладкой (боровик)
У него невзрачный вид
Воланчик на ножке его украсит –
Ты не трогай этот гриб
Учти: он очень ядовит,
Смотри, не бери его с полянки,
Его называют (поганка)
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом,
Очень дружные сестрички
Золотистые (лисички)
Стоят под ёлкой пять ребят,
Все в ярких шапках рыжих.
Стоят, обнявшись, и молчат,
Один другого ниже.
Рассказали нам жуки
Это братья - (рыжики)
Землю пробуравил,
Корешок оставил,
Сам на свет явился,
Шапочкой прикрылся (гриб)
Названия грибов.
Боровики — за любовь к борам, сосновым лесам.
Волнушка — из-за рисунков волн.
Зеленушка — шляпка зеленая.
Лисички — эти грибы всегда растут россыпью, семейкой. Издали семейка рыжая, может лисеньком показаться.
Масленок — шляпка, словно маслом помазана, блестит и из рук выскальзывает.
Мухомор — мух морить. Красив, но ядовит. Для людей — отрава, для мух— погибель, если настойку из этого гриба приготовить.
Опенок — вокруг пня растет.
Подберезовик — под березами растет.
Подосиновик — под осинами растет.
Рыжик — рыженький, яркий грибок, часто под ёлками любит прятаться.
Сатанинский гриб — сатана, черт, леший, нечистая сила его пусть ест, а людям нельзя. А люди его часто с лучшими грибами — белым, или боровиком путают.
Серушка — серенькая шапка.
Сморчок — сморщенный весь, шапка смятая, сплющенная.
Чернушка — второе имя — темный черный груздь.
Физкультминутка.
Опенок.
Влез опенок на пенек,
Простоял один денек.
На ветру качался,
Резко наклонялся.
Тоненький, тоненький,
Ножка, что соломинка!
А потом склонился
И совсем свалился.
Гриша шел, шел, шел,
Белый гриб нашел,
Раз грибок
Два грибок
Три грибок —
Положи их в кузовок.
Пословицы и поговорки.
Появились опята – лето кончилось.
Поздний гриб – поздний снег.
Кто пораньше встаёт, тот и грибки себе берёт.
А сонливым и ленивым даётся лишь крапива.
Не ходи за грибами с ведром – не губи лесное добро. Клади их в плетёное лукошко – пускай подышат немножко.
Приметы.
- На зорьке росистой – гриб крепкий, душистый
А в знойный день – как гнилой пень.
2. Много комаров – готовь много коробов (для ягод)
Много мошек – готовь много лукошек (для грибов)
- Будет дождик – будут и грибки.
А будут грибки – будут и кузовки.
Первый туман лета – верная грибная примета.
Проблемные экологические задачи.
- Нашел грибник боровик и разрыл вокруг него весь мох, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе? (погубил грибницу, возраст которой 300-500 лет)
- Два друга отправились в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались старые грибы да мухоморы, которые Вова сбивал палкой.
— Зачем ты это делаешь? — спросил Коля — Ведь они нужны лесу,
животным.
— Они несъедобные, поганки, — ответил Вова.
Кто из мальчиков прав?
- Костя и Миша отправились в лес за грибами. Через несколько часов, выйдя на полянку, Костя увидел своего друга, у которого в руках была корзинка, полная мухоморов.
— Ты зачем набрал мухоморов? — удивленно спросил Костя.
— Я их собрал, чтобы другие не отравились.
Правильно ли он поступил?
(Мухоморы едят белки, полевки, барсуки, ежи, сороки, слизни и лоси)
Правила поведения на природе.
Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, что грибы очень нужны в природе. Своей подземной частью — грибницей — они срастаются с корнями деревьев, кустарников, трав, обеспечивая их водой, минеральными солями, ростовыми веществами. Для животных грибы служат пищей и лекарствами (мухоморы лекарством для лосей). Грибы являются санитарами леса, они участвуют в разложении растительных остатков. Грибы украшают лес. Именно мухомор является одним из самых красивых наших грибов. Среди грибов есть и редкие, занесенные в Красную книгу, например гриб-баран.
Как нужно собирать грибы.
- Не рвать, не тянуть гриб из земли.
- Аккуратно срезать ножиком.
- Выкручивать гриб из земли.
- Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь.
- когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в стороны листву, мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть.
- Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.
- Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий, в городских скверах. В этих грибах накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в окружающую среду автомобили и предприятия.
- Старайтесь не пробовать незнакомые грибы на вкус.
- Собранные грибы нельзя складывать в пакеты, так как в пакете они ломаются, крошатся, потом нельзя будет определить виды грибов.
- Не оставляйте маленьких детей без присмотра в лесу, в парках. Они любят есть красивые красные мухоморы.
- Грибы — скоропортящийся продукт. Своевременно перерабатывайте принесенные из леса грибы.
- Соблюдайте известные правила переработки.
Частушки о грибах.
- Шоколадная папаха,
Белый шелковый мундир
Посмотрев, опенок ахнул:
Настоящий командир!
- Не играйте вы, опятки,
Дотемна с Валюшей в прятки.
Окажите вы ей честь —
В кузовке местечко есть.
3. Сколько лет тебе, сморчок?
Ты по виду старичок.
Удивил грибок меня:
Возраст мой — всего два дня.
Плесневые грибы.
— А сейчас я покажу вам грибы, которые вы видели много раз, но никогда не догадывались, что это грибы. (Хлеб, картофель, апельсиновая корка покрытые плесенью).
— Посмотрите в микроскоп, что там видите? (Плесень).
— А плесневые грибы человек как-нибудь использует?
Антибиотики — пенициллин (упаковка таблеток) изготавливают из плесневых грибов. Дают таблетки больным.
Итог.
— Что нового узнали о грибах?
— Понравилась ли вам тихая охота?
— Сколько грибов собрал каждый из вас?
Оценки по количеству набранных грибов.
Домашнее задание.
Упражнения 143, 144 — по рус. языку.
«Мир вокруг нас» стр. 118-123 — пересказ.
А в тетради — стр.54-55.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Тайны грибного царства"
Материал представляет собой презентацию проекта "Тайны грибного царства", над которым учащиеся 3 класса работали один месяц. Выходом проекта является книга "Тайны грибного царства"...
Интегрированный урок в 3 классе "В царстве грибов"
Интегрированный урок математики, окружающего мира и технологии в 3 классе по теме: "Круг.Окружность.Грибы." с мультимедийным приложением.УМК "Школа России"...
Методическая разработка урока естествознания "Тайны грибного царства".
В материале представлен урок естествознания на тему "Тайны грибного царства" для 1 класса по программе "Гармония". Урок может быть использован учителями, которые работают по другим УМК....
Окружающий мир 2 класс "Грибное царство"
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса по теме "Грибное царство" в помощь учителю...
Конспект интегрированного урока по ИЗО и живому миру во 2 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Грибная поляна"
Тема: «Грибная поляна»Цель: научить детей раскрашивать грибы акварельными красками, закрепить понятие «грибы».Задачи: - повторить признаки осени, - закрепление названий цветов,...
Познавательная игра – викторина «Грибное царство»
Аннотация к занятию ТемаПознавательная игра – викторина «Грибное царство»Цельрасширить знания учащихся о грибах, о правилах сбора грибовЗадачи&bull...
Съедобное грибное царство
презентация - про грибы!...