Познавательная игра – викторина «Грибное царство»
классный час (2, 3 класс) на тему
Аннотация к занятию
Тема | Познавательная игра – викторина «Грибное царство» |
Цель | расширить знания учащихся о грибах, о правилах сбора грибов |
Задачи | • обобщение знаний учащихся о съедобных и несъедобных грибах; • расширение кругозора учащихся, познавательного интереса. • воспитание бережного отношения к природе родного края, формирование экологической культуры учащихся |
Возрастная категория | 8-9 лет |
Краткая характеристика содержания | Познавательный игра - викторина о грибах будет полезна педагогам, работающим во 2 -4 классах, для проведения викторины или олимпиады по экологическому воспитанию для младших школьников, расширяет кругозор детей о царстве грибов. В 1 часть включены стихотворения, загадки о грибах, рубрика «Знаете ли вы» 2 часть - Грибная викторина . |
|
|
|
|
Скачать:
Предварительный просмотр:
Познавательная игра – викторина
«Грибное царство»
- Цель: расширить знания учащихся о грибах, о правилах сбора грибов
- Задачи:
- обобщение знаний учащихся о съедобных и несъедобных грибах;
- расширение кругозора учащихся, познавательного интереса.
- воспитание бережного отношения к природе родного края, формирование экологической культуры учащихся
Ход занятия
1.Читают стихотворение учащиеся
1.Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что ты шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи.
Ты же видишь – мы свои!
2. Пришла на рассвете, на миг не присела,
Вокруг огляделась – и сразу задело.
Калину с рябиной раскрасилагусто,
На крепких зубах захрустелакапустой,
На мельницах свежей мукой за-белела,
Оранжевым шелком березы одела,
Курчавую озимь ковром расстелила,
В далёкий полёт журавлей проводила.
3.Кружат листья над дорожкой,
Лес прозрачен и багрян.
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушек и полян!
Мы идем и под ногами
Слышен шорох золотой.
Пахнет влажными грибами,
Пахнет свежестью лесной.
Учитель . Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: “Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.
Отгадайте загадку:
Дом со всех сторон открыт
Он резною крышей крыт
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нём. (лес)
– Правильно, это лес. А ещё чем богат лес? Что у нас растет в лесу? (Ответы детей.) Угадайте загадку.
- За ночь сквозь мох прошел
Шапку черную нашел,
У тропинки встал как раз,
Выставляет на показ,
Ох, чудак,
Пускай бы лез,
В заросли под лапки:
Прибегут ребята в лес,
Брать такие шапки. (Грибы.)
Чтение стихотворения учащимися В. Шульжик «По грибы».
Шел грибник издалека,
А в корзинке ни грибка!
Ни единого грибочка –
Только травка и листочки.
Утомился грибничок,
И уселся на пенек.
- Ты скажи мне, лес,
Ты с грибами или без?
Поглядел на грибника
Лес дремучий свысока.
Покачался – скрип да скрип! –
Показал под елкой гриб.
- Я с грибами, - молвил лес, -
А ты с глазами или без?
Учитель.Наш лес очень богат грибами. А, прежде чем идти в лес, что с собой нужно взять, угадайте.
Когда за грибами,
Ты в рощу пойдешь,
Её непременно с собою берешь. (Корзина.)
– Да, это корзина – правильно. Так давайте в нашу корзину соберем грибы. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы посчитаете, какие грибы мы с вами с собой в корзину возьмем
- Гриб я не белый, немного попроще, расту я обычно в березовой роще. (Подберезовик.)
- Я не привыкла нравиться, кто съест, меня, отравится. (Поганка.)
- И под старою сосною, где склонился пень – старик, окружен своей семьею, первый найден …. (Боровик.)
- Мальчик с пальчик в шапке красной. (Сыроежки.)
- Нет грибов дружней, чем эти узнают взрослые и дети на пеньках растут в лесу, как веснушки, на носу. (Опята.)
- Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом, очень дружные сестрички, золотистые ….. (Лисички.)
2.А сейчас задание на внимание. Если вы будете внимательно слушать стихотворение, то вы перечислите все грибы в том порядке, в каком они были названы в стихотворении.
Разноцветные поганки
Сами лезут на полянки.
Нам не надо не одной
Их обходим стороной .
Пучеглазый мухомор
Боком сел на косогор
Нам не нужен мухомор.
Рядышком с иголками
Рыжики под ёлками,
Не малы, не велики
И лежат, как пятаки.
А во мху, как на подушке,
Чье-то беленькое ушко,
Это груздь, надо взять,
А за ним ещё штук пять.
Под осинами, на кочке,
Гриб в малиновым платочке,
Подосиновиком звать,
И его придется взять.
Вот и гриб боровик!
И красив он, и велик,
В толстой шапке набекрень.
Ножка крепкая как пень. (Поганки, мухомор – не съедобные грибы. Рыжики, груздь, подосиновик, боровик.)
– Молодцы, ребята, правильно ответили. Послушайте интересную информацию.
Знаете ли вы:
- Белка заготавливает на зиму 600 г сухих грибов.
- Быстрее всех трубчатых грибов растет подберезовик по 4 -5 см в сутки;
- Каждый год на гектар леса падает свыше 2 х. тонн хвои, листьев, веток, шишек, коры. Все это перерабатывают грибы, главным образом дождевики;
- Известные всем шляпочные грибы вырастают за 3-6 дней, погибают через 10-14 дней.
- Во время Великой Отечественной войны , когда полевым госпиталям не хватало перевязочного материала, медсестры собирали трутовиков они успешно заменяли вату.
- На земле насчитывается около 100 тысяч видов грибов. Их можно встретить в почве, в воде на камнях, растениях и в домах. Зеленоватый пушок плесени, дрожжи, твердые наросты на березе – это тоже грибы. Лесные грибы имеют ножку и шляпку. Их так и называют – шляпочные грибы. Величина грибов самая разная. Встречаются великаны до 1,5 метров в обхват и грибы меленькие в полмилиметра. А есть и такие, которые можно увидеть только под микроскопом.
- Грибы, которые заселяют пни, оставшиеся после рубки – очень полезны. Это – лесные санитары. Они перерабатывают мертвую древесину и очищают лес. Многие грибы дружат с определенными деревьями и обычно селятся под ними. Такая дружба полезна и грибу и дереву. Грибница оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же дает дереву питательные вещества.
- Нельзя же вырывать грибы из почвы – можно повредить грибницу, нельзя сбивать несъедобные грибы – они полезны лесу и его обитателям. Нельзя допустить, чтобы оскудели наши грибные богатства.
- Грибная пора – это удивительное время. Распознавать грибы, отличить съедобные от ядовитых и использовать их в хозяйстве люди умели ещё в глубокой древности. В IV веке до нашей эры древне греческий ученый Теофраст в своих трудах упоминает о таких грибах, как шампиньоны, сморчки, трюфели.
- Первым угощением издавна на Руси были грибы (по-старинному – губы) жареные, варёные, солёные – в любом виде они хороши.
- Сколько пословиц, поговорок, загадок и примет связано с грибами. Наука о грибах называется – микология.
- Грибы – богатство леса. Относись к ним бережно! Некоторые виды грибов внесены в Красную книгу России. Они нуждаются в особой охране.
2 часть - «Грибное царство»
Класс делится на 2 команды
1.Конкурс «Составь слова».
Всем участникам раздаются конверты с заданиями. Нужно правильно составить пословицу из слов
-Будет дождик, будут и грибки, а будут грибки, будет и кузовок.
- Выдранный гриб навек погиб, срезанный под корешок – дает приплода мешок.
- Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут.
Молодцы, хорошо потрудились, но наша корзина заполнена наполовину.
2.Вопросы для знатоков леса и «тихой охоты».
- Какие лесные растения могут по питательности заменить мясо? (Грибы.)
- Может ли гриб съесть дом? (Да, домовой гриб, разрушая древесину.)
- Какие птицы едят грибы? (Глухари.)
- У какого гриба много названий? Дедушкин табачок, Галкина баня, чертов табачок. Каково настоящее название гриба? (Дождевик.)
- Какие грибы появляются первыми? (Сморчки, строчки.)
- Для кого мухомор не является ядовитым? (Лосей, оленей.)
- Какой гриб лечит болезни? (Чага – древесный гриб, используется для лечения язвы, опухолей.)
- Какой гриб не рекомендуется срывать, хотя, он не ядовит и очень вкусен? (Гриб «баран» – он занесен в Красную книгу.)
- Назовите грибы , которые можно увидеть на продуктах, на картинах, в сырых помещениях? (Плесень.)
- Для чего нужны грибы растениям леса? (Грибы очень нужны лесу. Грибница срастается с корнями деревьев, кустарников, трав помогает им всасывать воду и растворимые в ней питательные вещества.)
- Красивый гриб, яркий. А есть его нельзя! Но и уничтожать не следует.
- Он в лесу нужен: для некоторых этот гриб – лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу и человеку,– смертельный яд. (Мухомор.)
3. Игра «Съедобное и несъедобное»
По картинкам определить грибы и разделить их на группы
Конкурс 4. «Что бы это значило?» Участники каждой команды объясняют, что нарисовано на рисунке и, высказывая своё мнение, составляют правила по сбору грибов.
4.Вот и закончилось наша викторина. Неважно, кто
сегодня выиграл. Важно, что вы учитесь любить и понимать природу, бережно с любовью к ней относиться. И она ответит вам тем же.
Дети читают стихи:
Мы безумно богаты
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых,
Просто диву даёшься!
Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково –
И, гляди, удивится.
А цветы разве знаем
На лугах?
Разве ценим?
Всё травой называем,
А покошены – сеном.
И с деревьями то же;
Роща в общем и целом…
Ель от пихты не можем
Отличить грешным делом.
И конечно, тревожно,
Что порой мы безбожно
Не храним, что имеем,
Не щадим,
Не жалеем.
Ни за что не в ответе,
Словно самую малость
Нам на этой планете
Жить и править осталось.
Не хозяева вроде,
Так добро своё губим.
А гордимся природой
И отечество любим.
Скажем на прощанье лесу: До свидания
5.Подведение итогов викторины.
Литература:
1. Запартович Б.Б. «С любовью к природе, дидактический материал по природоведению». Изд-во «Педагогика», 1978.
2.Тарабарина Т.И. И учеба, и игра/6 природоведение. Ярославль: Академия развития, 2003.
3.Шорыгина Т.А. «Грибы какие они?». – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2004.
Интернет-ресурсы
http://kladraz.ru/zagadki-dlja-detei/zagadki-pro-griby-s-otvetami.html- загадки
http://sitefaktov.ru/index.php/home/265-grib - сайт фактов
http://kvn201.com.ua/Facts_about_fungi.htm - любопытные факты о грибах.
http://www.colouring-book.ru/goods/light/311.html мухомор
http://coloring06.narod.ru/grib.htm подосиновик
http://uclg.ru/lections/viewlection/biologiya/6_klass/tsarstvo_bakterii_i_gribyi/mir_neobyichnyih_lesnyih_gribov-сморчки и др. грибы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Тайны грибного царства"
Материал представляет собой презентацию проекта "Тайны грибного царства", над которым учащиеся 3 класса работали один месяц. Выходом проекта является книга "Тайны грибного царства"...
Познавательная игра-викторина Символы России
Герб, Гимн, Флаг России. Как они изменялись в истории России. В игру включены не только вопросы, но и много дополнительного материала о государсвенных символах России....
Методическая разработка урока естествознания "Тайны грибного царства".
В материале представлен урок естествознания на тему "Тайны грибного царства" для 1 класса по программе "Гармония". Урок может быть использован учителями, которые работают по другим УМК....
Познавательная игра-викторина "Эти удивительные растения"
Данный конспект можно использовать на уроке окружающего мира, а также во внеурочное время. Этот материал предназначен для учащихся 1-2 классов....
Методическая разработка познавательной игры-викторины «Эти забавные животные» для учащихся 4 классов
Познавательная игра-викторина «Эти забавные животные»Подготовила:педагог-организаторМБОУ «СОШ №11» г.АбаканаЮркова Олеся Андреевна Советы на подготовительный период:...
Познавательная игра-викторина "Никто не забыт, ничто не забыто..."
Занятие по внеурочной деятельностиЦель:воспитание чувства патриотизма у детей...
Сценарий познавательной игры-викторины «Счастливый случай», посвященный Международному Дню защиты детей (для детей младшего школьного возраста)
Рвзвлекательно-познавательная игра-викторина "Счастливый случай" направлена на развитие познавательного интереса, умения реализовывать и демонстрировать знания, расширять кругозор, мышление ...