Методическая разработка урока естествознания "Тайны грибного царства".
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) по теме

Басович Елена Григорьевна

В материале представлен урок естествознания на тему "Тайны грибного царства" для 1 класса по программе "Гармония". Урок может быть использован учителями, которые работают по другим УМК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx15.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок естествознания по теме «Тайны грибного царства».

 УМК «Гармония». 1 класс.

План урока.

Цели: 1. Знакомство с царством грибов.

           2. Выделение групп съедобных и не съедобных грибов.

           3. Знакомство со строением гриба для правильного сбора.

           4. Воспитание бережного отношения к природе, развитие воображения, логического мышления.

1. Организационный момент.

2.   Сообщение темы урока.

- О чём загадка:

«Под сосною у дорожки

  Кто стоит среди травы?

  Ножка есть, но нет сапожек,

  Шляпка есть, нет головы».  (Гриб).

- К какой части природы относятся грибы? Докажите.

- Зачем нужны грибы?

- Разновидностей грибов очень много. Но у всех есть свои секреты. Сегодня мы отправимся в царство грибов и попробуем раскрыть некоторые из этих тайн.

- А какие грибы вы знаете?

- Вот и давайте соберём их в нашу корзинку, но для этого нужно сначала узнать гриб по его свойствам.

3.   Игра «Угадай гриб» (по группам).

Задание: 1. Прочитать описание  гриба. (Смотри  «Приложение»).

                2. Выбрать правильно гриб из данного количества грибов. Доказать выбор.

                3. Съедобный гриб положить в корзинку.

(По ходу работы выясняется лексическое значение названий грибов).

- По каким свойствам узнавали гриб?

- Какие грибы будем брать с собой?

- Что из них можно приготовить?

- Какие грибы оставим в лесу? Почему?

Итог. – Какие две группы грибов встретились в царстве?

4.   Физ. минутка.

«Ваня шёл, шёл, шёл –

  Подберёзовик нашёл.

   Дима шёл, шёл, шёл –

   И лисичку нашёл.

   Оля шла, шла, шла –

   Сыроежку нашла.

   Раз грибок, два грибок – положили в кузовок».

5.   Строение гриба. Игра «Собери гриб» (по группам).

- Ребята, пока мы несли грибы по домам, они поломались: шляпки и ножки перемешались. Давайте соберём  гриб из частей. (На столах  папки с частями различных  грибов. Дети собирают  заданный  гриб).

- Сколько частей взяли для гриба? Какие?

- А теперь найдём название этих частей в стихотворении на стр. 52, задание 2.

- Впишем части гриба в схему.

- Что такое грибница? (Сообщение учащегося).

- Сам гриб спрятан в почве. Состоит он из тонких белых ветвящихся нитей- грибницы, или мицелия. Когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ, то на грибнице вырастают плодовые тела.

- Какое значение имеет грибница?

- Как правильно собирать  грибы? (Сообщение учащегося).

Итог. – Грибы являются частью живой природы, поэтому к ним необходимо бережное отношение.

6.   Грибы-невидимки.

- А что общего у грибов, про  которые мы говорили?

- Все эти  грибы – шляпочные, у них есть плодовые тела, но есть и другие грибы. (Сообщение учащегося).

 - Грибы – не только то, что растёт в лесу под ёлкой или на поляне и, что мы собираем в корзинки. Зеленоватый пушок плесени на забытом в шкафу куске хлеба – гриб. Твёрдые полосатые образования, похожие на копыта, на стволах берёз – и это грибы. Белый налёт на ягодах крыжовника, который потом становится тёмным, и рыжие округлые пятнышки на листьях смородины – тоже грибы. И всем известные дрожжи – грибы.

   Около 100 тысяч грибов растёт на нашей планете.

   Дрожжевые, кефирные, плесневые  виды грибов человек использует в приготовлении продуктов питания и медицине. (Показ выращенных грибов).

7.   Итог.

- Какие тайны грибного царства приоткрыли?

- К какой части природы относятся грибы?

- Какое значение имеют грибы для человека и природы?

Приложение.

  1. Срежешь гриб и вскоре увидишь: ножка его на срезе потемнела. А у этого не темнеет никогда, даже когда высушишь её. Может потому и получил гриб своё название.
  2. В сухую погоду шляпки этих грибов ничем не примечательны. А в сырую блестят, будто смазанные маслом.
  3. Красивый гриб, яркий. А есть его нельзя! Но и не уничтожай – он лесу нужен: для некоторых животных этот гриб – лекарство, а для многих насекомых, вредящих лесу и человеку – смертельный яд.
  4. Живут эти грибы на деревьях или на пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно собрать сразу чуть ли не целое лукошко.
  5. Этот гриб можно встретить не только под берёзой. Но чаще всего он растёт именно под этим деревом.
  6. У этих грибов шляпки самого разного цвета – и синие, и красные, и жёлтые, и фиолетовые. А название – одно.
  7. Этот гриб названием похож на животное; обычно не растёт один, а старается быть рядом с сестричками. Эти грибы лучше жарить.
  8. Красной шапочкой грибок

            Приподнял с земли листок.

            Под дрожащими осинами

            Притаился … .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме:"Царства живой природы"

Документ содержит материал для презентации, стихи, загадки, мини-доклады с использованием личностно-ориентированного, деятельностного подхода в обучении, здоровьесберегающих технологий, игровых приемо...

Методическая разработка урока по изобразительному искусству в 1 классе "Морское царство" 2 часа, техника монотипия

Министерство образования и наукиСамарской областиНегосударственное образовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа «Кристалл» г. Сызрани      Методическая раз...

Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе "Мир детства. М.И. Цветаева. Наши царства."

Урок разработан творческой группой учителей Маслюковой С.А.,Рочаковой Н.У.,Шерстобитовой Л.Н. Технология: личностно-ориентированное обучение. Цель урока - расширить поэтический кругозор учащихся, позн...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...

Методическая разработка урока литературного чтения 4 класс по теме: "М.И.Цветаева. "Наши царства""

В разработке представлен конспект урока и презентация "М.И.Цветаева "Наши царства""...

Методическая разработка урока по теме "В царстве грибов" 3 класс

Методическая разработка урока по окружающему миру в 3 классе по теме " В царстве грибов"...