Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Рабочая программ составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир" (УМК "Школа России")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_okruzhayushchemu.doc | 215 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации
Сергиево-Посадского муниципального района Московской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хотьковская начальная общеобразовательная школа № 3»
УТВЕРЖДАЮ
Директор: _____________ Т.В.Туйкина
_____________
Рабочая программа
по окружающему миру
для 1 класса
на 2013-2014 учебный год
Составитель: О.А.Макарова
учитель I категории
2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана в соответствии:
с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
с рекомендациями Примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
с возможностями УМК «Школа России, изд. Просвещение, 2011г»;
с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и авторской программы по окружающему миру, автор А.А. Плешаков, - М.: Просвещение, 2011, учебник «Окружающий мир».
Первый класс работает по Базисному учебному плану 2013 года. По Базисному учебному плану на предмет «Окружающий мир» предусмотрено 2 часа в неделю (66 часов в год), что соответствует учебному плану общеобразовательного учреждения на 2013-2014учебный год и авторской программе.
Поэтому в авторскую программу изменения не внесены.
Рабочая программа по окружающему миру рассчитана на 2 часа в неделю (66 часов в год).
Содержание учебного предмета
Учебный предмет «Окружающий мир» (человек, природа, общество) является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности. Особое внимание необходимо уделить формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных правил дорожного движения.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока (стр. учебника, тетради) | Решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | ||||
Дата по плану | Дата по факту | Понятия | Предметные результаты | Характеристика | Личностные результаты | |||
1 | Задавайте вопросы! (1ч) ПДД Дорога в школу. с.3-8, Р.т. 3. Прогулка к дороге около школы. Применение ПДД на практике. | Сформировать у учащихся первоначальное представление «окружающий мир». Познакомить с особенностями содержания предмета «Окружающий мир» и спецификой занятий по этому предмету. | Природа, вещи, сделанные руками человека. | Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой | Познавательные УУД: Обучающийся научится ориентироваться в учебнике; получит возможность научиться пользоваться условными обозначениями. Коммуникативные УУД: обучающийся научится вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя. Регулятивные УУД: обучающийся получит возможность научиться оценивать результаты своей работы на уроке. | Обучающийся получит возможность научиться принимать новый статус «ученика». | ||
Раздел «Что и кто?» - 20 часов | ||||||||
2 | Что такое Родина? с.10-11, Р.т. 4. Прогулка по улицам города Хотьково, знакомимся с малой Родиной. | Что такое Родина? | Родина, малая Родина, страна столица, герб, гимн, флаг. | Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине | Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания; Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком – схемой. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Совместно договариваться о правилах общения. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры). Уметь работать в парах. Составлять небольшой рассказ на заданную тему. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов; Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов). | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие. Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах. Освоить роли ученика; формирование интереса к учению; В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | ||
3 | Что мы знаем о народах России? ПДД На наших улицах и дорогах. с.12-13, Р.т. 5-6. Прогулка по улицам города Хотьково, знакомимся с малой Родиной | Что мы знаем о народах России? | Народ, национальность. | Многонациональный характер населения России; Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России | ||||
4 | Что мы знаем о Москве? с.14-15, Р.т. 7. Прогулка к дороге около школы. Применение ПДД на практике. | Что мы знаем о Москве? | Достопримечательности, москвичи | Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей — наших сверстников | ||||
5 | Проект «Моя малая Родина» ПДД Город, улица, где ты живёшь. с.16-17, Р.т. 8-9. Прогулка по улицам города Хотьково, знакомимся с малой Родиной | Повторение изученных понятий. | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | |||||
6 | Экскурсия на пришкольный участок. Что у нас над головой? с.18-19, Р.т. 10. | Что можно увидеть на небе днём, а что – ночью? | Солнце, звёзды, созвездия. | Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы Наблюдение за облаками. | ||||
7 | Экскурсия на пришкольный участок Что у нас под ногами? ПДД Улица полна неожиданностей. с.20-21, Р.т. 10-11. | Что можно найти под ногами во время прогулки? | Камни, гранит, кремень, известняк. | Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней. Игра-конструирование «Построй домик из камней» | ||||
8 | Что общего у разных растений? с.22-23, Р.т. 12-13. Экскурсия на пришкольный участок «Какие деревья мы знаем?». | Из каких частей состоит растение? | Корень, стебель, лист, цветок, плод, семена. | Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях. Наблюдение за цветами на клумбе. | ||||
9 | Что растёт на подоконнике? ПДД Листопад. с.24-25, Р.т. 13-14. | Что растёт на подоконнике? | Комнатные растения. | Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе | ||||
10 | Экскурсия на пришкольный участок Что растёт на клумбе? с.26-27, Р.т. 15-16. | Что растёт на клумбе возле школы? | Клумба, цветник. | Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника | ||||
11 | Экскурсия на пришкольный участок Что это за листья? ПДД Причины дорожно-транспортных происшествий. с.28-29, Р.т. 16-18. | Как по листьям можно определить деревья? | Форма листьев, цвет листьев. | Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям | ||||
12 |
| Что такое хвоинки? с.30-31, Р.т. 19-21. | Что такое хвоинки? Какие деревья называются хвойными? Как различить ель и сосну? | Хвоинки, листья-пластинки, хвойный лес. | Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна — хвойные деревья. Хвоинки — видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев. | |||
13 | Экскурсия на пришкольный участок Кто такие насекомые? ПДД Основные спасательные средства. с.32-33, Р.т. 22-23. | Кто такие насекомые? | Насекомые, строение насекомых. | Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых — шесть ног. Разнообразие насекомых. Наблюдение за насекомыми. | ||||
14 | Кто такие рыбы? с.34-35, Р.т. 24. | Кто такие рыбы? | Речные рыбы, морские рыбы. | Рыбы — водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы | ||||
15 | Экскурсия на пришкольный участок Кто такие птицы? ПДД Наши верные друзья на улицах и дорогах. с.36-37, Р.т. 25-26. | Кто такие птицы? | Птицы, признаки птиц. | Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья — главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы. Наблюдение за птицами. | ||||
16 | Кто такие звери? с.38-39, Р.т. 27-28. | Кто такие звери? | Звери, млекопитающие. | Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни | ||||
17 | Что окружает нас дома? ПДД Знакомство с дорожными знаками. с.42-43, Р.т. 29-30. | Какие предметы окружают нас дома? | Мебель, электроприборы, одежда, посуда. | Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению. Безопасное обращение с бытовыми приборами и с острыми и колющими предметами. | ||||
18 | Что умеет компьютер? с.44-45, Р.т. 31. | Что умеет компьютер? Из каких частей состоит компьютер? | Компьютер, клавиатура, мышь, ноутбук, системный блок.. | Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним. | ||||
19 | Что вокруг нас может быть опасным? ПДД Где можно играть и где нельзя. с.46-47, Р.т. 32-33. | Что вокруг нас может быть опасным? Как правильно переходить улицу? | Светофор, электроприборы. | Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения | ||||
20 | На что похожа наша планета? с.48-49, Р.т. 33. | Какую форму имеет Земля? | Глобус, горизонт. | Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус — модель Земли | ||||
21 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» ПДД Правила и меры безопасности на воде и на льду в осенне-зимнее время. с.50-54, Р.т. 34. | Повторение изученных понятий. | Презентация проекта «Моя малая Родина» Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений | |||||
Раздел «Как, откуда и куда?» - 12 часов. | ||||||||
22 | Как живёт семья? Проект «Моя семья» с.56-59, Р.т. 35-37. | Что такое семья? | Семья, члены семьи. | Знакомство с целями и задачами раздела. Семья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания; Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком – схемой. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах). Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры). Работать в группах и парах. Составлять небольшой рассказ на заданную тему. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов; Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Учиться технологии оценивания образовательных достижений учебных успехов. | Знать домашний адрес, имена и отчества родителей. Проявлять уважение к своей семье, родственникам, любовь к родителям. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие. Использовать основные формы приветс и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах. Освоить роли ученика; формирование интереса к учению; В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. просьбы | ||
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? ПДД Мы пассажиры. с.60-61, Р.т. 38-40. | Откуда в наш дом приходит вода? | Очистные сооружения | Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды | ||||
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? с.62-63, Р.т. 40-41. | Откуда в наш дом приходит электричество? | Электростанция, электричество, электроприборы. | Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы | ||||
25 | Как путешествует письмо? ПДД Мы пешеходы. с.64-65, Р.т. 42-43. | Как путешествует письмо? | Отправитель, адресат, почтовые отправления. | Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации | ||||
26 | Куда текут реки? с.66-67, Р.т. 43-45. | Куда текут реки? | Река, море, пресная вода, солёная вода. | Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде | ||||
27 | Откуда берутся снег и лёд? ПДД На загородной дороге. с.68-69, Р.т. 45-47. | Откуда берутся снег и лёд? | Снег, лёд, свойства воды. | Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда | ||||
28 | Как живут растения? с.70-71, Р.т. 48-49. | Как живут растения? | Комнатные растения. | Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями | ||||
29 | . | Как живут животные? ПДД На загородной дороге. с.72-73, Р.т. 50-51. | Как живут животные? | Живой уголок. | Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка | |||
30 | Как зимой помочь птицам? с.74-75, Р.т. 52-54. | Как помочь птицам зимой? | Зимующие птицы. | Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц | ||||
31 | Откуда берётся и куда девается мусор? ПДД Мы учимся соблюдать правила безопасного поведения на улицах и дорогах. с.78-79, Р.т. 54-55. | Откуда берётся и куда девается мусор? | Раздельный сбор мусора. | Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора | ||||
32 | Откуда в снежках грязь? с.80-81, Р. т. 56-57. | Откуда в снежках грязь? | Загрязнения, заводы, фабрики. | Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде | ||||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» с.82-87, Р.т. 58. | Повторение изученных понятий. | ||||||
Раздел «Где и когда?» - 11 часов. | ||||||||
34 | Когда учиться интересно? ПДД Экскурсия по городу. с.4-5, Р.т. 3. | Когда учиться интересно? | Класс, одноклассники, оснащение. | Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. Обращение к учителю | Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания; Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем. Уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком – схемой. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах). Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры). Работать в группах и парах. Составлять небольшой рассказ на заданную тему. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов; Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов). | Освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее). Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие. Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах. Освоить роли ученика; формирование интереса к учению; В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | ||
35 | Проект «Мой класс и моя школа» с.6-7, Р.т.4-5. | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | ||||||
36 | Когда придёт суббота? ПДД На автобусных остановках. с.8-9, Р.т. 6-8. | Когда придёт суббота? | Прошлое, настоящее, будущее. | Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели | ||||
37 | Когда наступит лето? с.10-11, Р.т. 9-10. | Когда наступит лето? | Времена года, месяцы. | Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года | ||||
38 | Где живут белые медведи? с.12-13, Р.т. 11-12. | Где живут белые медведи? | Глобус, Антарктида. | Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов | ||||
39 | Где живут слоны? ПДД На нерегулируемых прекрёстках. с.14-15, Р.т. 12-13. | Где живут слоны? | Саванна, тропический лес. Экватор. | Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов | ||||
40 | Где зимуют птицы? с.16-17, Р.т. 14-15. | Где зимуют птицы? | Зимующие, перелётные птицы. | Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму. | ||||
41 | Когда появилась одежда? с.20-21, Р.т. 15-16. | Когда появилась одежда? | Виды одежды. | История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная) | ||||
42 | Когда изобрели велосипед? ПДД Правила поездок на велосипеде. с.22-23, Р.т. 17-18. | Когда изобрели велосипед? | Устройство велосипеда, правила безопасности. | История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде | ||||
43 | Когда мы станем взрослыми? с.24-25, Р.т. 18-19. | Когда мы станем взрослыми? | Поступки, окружающий мир. | Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира | ||||
44 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» с.26-30, Р.т. 20. | Повторение изученных понятий. | Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений | |||||
45 | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? ПДД Сигналы светофора. с.32-33, Р.т. 21-22. | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью. | Солнце, звёзды, созвездия. | Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва | Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания; Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком – схемой. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах). Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры). Работать в группах и парах. Составлять небольшой рассказ на заданную тему. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов; Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов). | Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту. Уметь анализи-ровать собственное отношение к миру природы и поведения в нем; оценивать поступки других людей в природе). Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие. Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах. Освоить роли ученика; формирование интереса к учению; В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | ||
46 | Почему Луна бывает разной? с.34-35, Р.т. 22-23. | Что такое Луна? | Луна, спутник. | Луна — спутник Земли, её особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны | ||||
47 | Почему идёт дождь и дует ветер? с.36-37, Р.т. 23-24. | Почему идёт дождь? | Дождь, ливень, ситничек, косохлёст, ветер. | Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных | ||||
48 | Почему звенит звонок? ПДД Сигналы регулировщика. с.38-39, Р.т. 25-26. | Почему звенит звонок? | Звуки, звуковые волны. | Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши. | ||||
49 | Почему радуга разноцветная? с.40-41, Р.т. 26-27. | Почему радуга разноцветная? | Радуга, последовательность цветов. | Радуга — украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги | ||||
50 | Почему мы любим кошек и собак? ПДД Правила перевозки животных. с.42-43, Р.т. 27. | Почему мы любим домашних питомцев? | Питомцы, ветеринар. | Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой | ||||
51 | Проект «Мои домашние питомцы» с.44-45, Р.т.28-29. | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | ||||||
52 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? с.46-47, Р.т. 30-33. | Какие правила поведения в природе надо соблюдать? | Опыление, нектар. | Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу | ||||
53 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? ПДД Будь внимательным и осторожным. с.48-49, Р.т. 34. | Какие звуки природы можно услышать в лесу? | Обитатели леса, звуки природы. | Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу | ||||
54 | Зачем мы спим ночью? с.52-53, Р.т. 35. | Зачем нужно спать? | Профессии людей. | Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену | ||||
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? с.54-55, Р.т. 36-38. | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | Овощи, фрукты, витамины. | Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов | ||||
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? с.56-57, Р.т. 38-39. | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | Зубная щётка, полотенце… | Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук | ||||
57 | Зачем нам телефон и телевизор? с.58-59, Р.т. 39-40. | Зачем нам телефон и телевизор? | Телефон, телевизор, средства связи массовой информации. | Почта, телеграф, телефон — средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) — средства массовой информации. Интернет | ||||
58 | Зачем нужны автомобили? ПДД Машины со спец-сигналами. с.60-61, Р.т. 41. | Зачем люди создают автомобили? | Части автомобиля, электромобили. | Автомобили — наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль — автомобиль будущего | ||||
59 | Зачем нужны поезда? с.62-63, Р.т. 42-43. | Зачем люди создают поезда? | Поезд, железная дорога, транспорт. | Поезда — наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта | ||||
60 | Зачем строят корабли? с.64-65, Р.т. 44-45. | Зачем люди строят корабли? | Корабль, судно, устройство корабля. | Корабли (суда) — водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля | ||||
61 | Зачем строят самолёты? ПДД Мы – пассажиры. с.66-67, Р.т. 46. | Зачем люди строят самолёты? | Самолёты, части самолёта. | Самолёты — воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта | ||||
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? с.68-69, Р.т. 47. | Какие правила безопасности надо соблюдать в автомобиле? | Пешеходный переход. | Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае) | ||||
63 | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? с.70-71, Р.т. 48-49. | Какие спасательные средства имеются на корабле? | Спасательный круг, жилет, шлюпка. | Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте. | ||||
64 | Зачем люди осваивают космос? ПДД Правила безопасности в каникулы. с.72-73, Р.т. 50-51. | Зачем люди осваивают космос? | Космос, космонавт, космический корабль, спутник. | Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин — первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции | ||||
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? с.74-75, Р.т. 52-53 | Чему учит нас экология? | Экология. | Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли | ||||
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы»с.76-83, Р.т. 54 | Повторение изученных понятий. | Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений |
Планируемые результаты
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.), в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса
Для учителя:
1. Примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго поколения. Начальная школа. /Приложение к «Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения. Начальная школа».В 2 частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2010
2. Демидова М.Ю., Иванов С.В., Карабанова О.А. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. В 2 частях. Ч.1. М.: Просвещение, 2010
3. Плешаков, А. А. Окружающий мир / А. А. Плешаков // Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.
4. Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник для 1класса. Часть 1, 2. нач. шк. М.: Просвещение 2011.
5. Плешаков А.А. Окружающий мир: рабочая тетрадь для 1класса. Часть 1, 2. нач. шк. М.: Просвещение 2011.
6. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Тесты. 1 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М. : Просвещение, 2011.
7. Окружающий мир : электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова (CD).
8. Комплект демонстрационных таблиц к учебнику «Окружающий мир» А. А. Плешакова.
Для обучающихся:
- Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник для 1класса. Часть 1, 2. нач. шк. М.: Просвещение 2011.
- Плешаков А.А. Окружающий мир: рабочая тетрадь для 1класса. Часть 1, 2. нач. шк. М.: Просвещение 2011.
- Плешаков, А. А. Окружающий мир. Тесты. 1 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М. : Просвещение, 2011.
- Окружающий мир : электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова (CD).
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания ШМО
от ___________.
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР ___________
Макарова О.А.
______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Программа "Начальная школа XXI век. Под ред. Н. Виноградовой.
В материале помещена рабочая программа по окружающему миру (3 класс)...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...