Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему
Рабочая программ составлена на основе авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир" (УМК "Школа России")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_okruzhayushchemu.doc | 215 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации
Сергиево-Посадского муниципального района Московской области
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хотьковская начальная общеобразовательная школа № 3»
УТВЕРЖДАЮ
Директор: _____________ Т.В.Туйкина
_____________
Рабочая программа
по окружающему миру
для 1 класса
на 2013-2014 учебный год
Составитель: О.А.Макарова
учитель I категории
2013 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана в соответствии:
с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
с рекомендациями Примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации;
с возможностями УМК «Школа России, изд. Просвещение, 2011г»;
с особенностями образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и авторской программы по окружающему миру, автор А.А. Плешаков, - М.: Просвещение, 2011, учебник «Окружающий мир».
Первый класс работает по Базисному учебному плану 2013 года. По Базисному учебному плану на предмет «Окружающий мир» предусмотрено 2 часа в неделю (66 часов в год), что соответствует учебному плану общеобразовательного учреждения на 2013-2014учебный год и авторской программе.
Поэтому в авторскую программу изменения не внесены.
Рабочая программа по окружающему миру рассчитана на 2 часа в неделю (66 часов в год).
Содержание учебного предмета
Учебный предмет «Окружающий мир» (человек, природа, общество) является интегрированным. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности. Особое внимание необходимо уделить формированию у младших школьников здорового образа жизни, элементарных правил дорожного движения.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока (стр. учебника, тетради) | Решаемые проблемы | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | ||||
Дата по плану | Дата по факту | Понятия | Предметные результаты | Характеристика | Личностные результаты | |||
1 | Задавайте вопросы! (1ч) ПДД Дорога в школу. с.3-8, Р.т. 3. Прогулка к дороге около школы. Применение ПДД на практике. | Сформировать у учащихся первоначальное представление «окружающий мир». Познакомить с особенностями содержания предмета «Окружающий мир» и спецификой занятий по этому предмету. | Природа, вещи, сделанные руками человека. | Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой | Познавательные УУД: Обучающийся научится ориентироваться в учебнике; получит возможность научиться пользоваться условными обозначениями. Коммуникативные УУД: обучающийся научится вступать в учебный диалог, задавать вопросы с помощью учителя. Регулятивные УУД: обучающийся получит возможность научиться оценивать результаты своей работы на уроке. | Обучающийся получит возможность научиться принимать новый статус «ученика». | ||
Раздел «Что и кто?» - 20 часов | ||||||||
2 | Что такое Родина? с.10-11, Р.т. 4. Прогулка по улицам города Хотьково, знакомимся с малой Родиной. | Что такое Родина? | Родина, малая Родина, страна столица, герб, гимн, флаг. | Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине | Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания; Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком – схемой. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Совместно договариваться о правилах общения. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры). Уметь работать в парах. Составлять небольшой рассказ на заданную тему. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов; Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов). | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие. Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах. Освоить роли ученика; формирование интереса к учению; В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | ||
3 | Что мы знаем о народах России? ПДД На наших улицах и дорогах. с.12-13, Р.т. 5-6. Прогулка по улицам города Хотьково, знакомимся с малой Родиной | Что мы знаем о народах России? | Народ, национальность. | Многонациональный характер населения России; Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России | ||||
4 | Что мы знаем о Москве? с.14-15, Р.т. 7. Прогулка к дороге около школы. Применение ПДД на практике. | Что мы знаем о Москве? | Достопримечательности, москвичи | Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей — наших сверстников | ||||
5 | Проект «Моя малая Родина» ПДД Город, улица, где ты живёшь. с.16-17, Р.т. 8-9. Прогулка по улицам города Хотьково, знакомимся с малой Родиной | Повторение изученных понятий. | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | |||||
6 | Экскурсия на пришкольный участок. Что у нас над головой? с.18-19, Р.т. 10. | Что можно увидеть на небе днём, а что – ночью? | Солнце, звёзды, созвездия. | Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы Наблюдение за облаками. | ||||
7 | Экскурсия на пришкольный участок Что у нас под ногами? ПДД Улица полна неожиданностей. с.20-21, Р.т. 10-11. | Что можно найти под ногами во время прогулки? | Камни, гранит, кремень, известняк. | Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней. Игра-конструирование «Построй домик из камней» | ||||
8 | Что общего у разных растений? с.22-23, Р.т. 12-13. Экскурсия на пришкольный участок «Какие деревья мы знаем?». | Из каких частей состоит растение? | Корень, стебель, лист, цветок, плод, семена. | Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях. Наблюдение за цветами на клумбе. | ||||
9 | Что растёт на подоконнике? ПДД Листопад. с.24-25, Р.т. 13-14. | Что растёт на подоконнике? | Комнатные растения. | Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе | ||||
10 | Экскурсия на пришкольный участок Что растёт на клумбе? с.26-27, Р.т. 15-16. | Что растёт на клумбе возле школы? | Клумба, цветник. | Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника | ||||
11 | Экскурсия на пришкольный участок Что это за листья? ПДД Причины дорожно-транспортных происшествий. с.28-29, Р.т. 16-18. | Как по листьям можно определить деревья? | Форма листьев, цвет листьев. | Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям | ||||
12 |
| Что такое хвоинки? с.30-31, Р.т. 19-21. | Что такое хвоинки? Какие деревья называются хвойными? Как различить ель и сосну? | Хвоинки, листья-пластинки, хвойный лес. | Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна — хвойные деревья. Хвоинки — видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев. | |||
13 | Экскурсия на пришкольный участок Кто такие насекомые? ПДД Основные спасательные средства. с.32-33, Р.т. 22-23. | Кто такие насекомые? | Насекомые, строение насекомых. | Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых — шесть ног. Разнообразие насекомых. Наблюдение за насекомыми. | ||||
14 | Кто такие рыбы? с.34-35, Р.т. 24. | Кто такие рыбы? | Речные рыбы, морские рыбы. | Рыбы — водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы | ||||
15 | Экскурсия на пришкольный участок Кто такие птицы? ПДД Наши верные друзья на улицах и дорогах. с.36-37, Р.т. 25-26. | Кто такие птицы? | Птицы, признаки птиц. | Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья — главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы. Наблюдение за птицами. | ||||
16 | Кто такие звери? с.38-39, Р.т. 27-28. | Кто такие звери? | Звери, млекопитающие. | Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни | ||||
17 | Что окружает нас дома? ПДД Знакомство с дорожными знаками. с.42-43, Р.т. 29-30. | Какие предметы окружают нас дома? | Мебель, электроприборы, одежда, посуда. | Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению. Безопасное обращение с бытовыми приборами и с острыми и колющими предметами. | ||||
18 | Что умеет компьютер? с.44-45, Р.т. 31. | Что умеет компьютер? Из каких частей состоит компьютер? | Компьютер, клавиатура, мышь, ноутбук, системный блок.. | Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним. | ||||
19 | Что вокруг нас может быть опасным? ПДД Где можно играть и где нельзя. с.46-47, Р.т. 32-33. | Что вокруг нас может быть опасным? Как правильно переходить улицу? | Светофор, электроприборы. | Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. Элементарные правила дорожного движения | ||||
20 | На что похожа наша планета? с.48-49, Р.т. 33. | Какую форму имеет Земля? | Глобус, горизонт. | Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус — модель Земли | ||||
21 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» ПДД Правила и меры безопасности на воде и на льду в осенне-зимнее время. с.50-54, Р.т. 34. | Повторение изученных понятий. | Презентация проекта «Моя малая Родина» Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений | |||||
Раздел «Как, откуда и куда?» - 12 часов. | ||||||||
22 | Как живёт семья? Проект «Моя семья» с.56-59, Р.т. 35-37. | Что такое семья? | Семья, члены семьи. | Знакомство с целями и задачами раздела. Семья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания; Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком – схемой. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах). Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры). Работать в группах и парах. Составлять небольшой рассказ на заданную тему. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов; Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Учиться технологии оценивания образовательных достижений учебных успехов. | Знать домашний адрес, имена и отчества родителей. Проявлять уважение к своей семье, родственникам, любовь к родителям. Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие. Использовать основные формы приветс и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах. Освоить роли ученика; формирование интереса к учению; В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. просьбы | ||
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? ПДД Мы пассажиры. с.60-61, Р.т. 38-40. | Откуда в наш дом приходит вода? | Очистные сооружения | Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды | ||||
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? с.62-63, Р.т. 40-41. | Откуда в наш дом приходит электричество? | Электростанция, электричество, электроприборы. | Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы | ||||
25 | Как путешествует письмо? ПДД Мы пешеходы. с.64-65, Р.т. 42-43. | Как путешествует письмо? | Отправитель, адресат, почтовые отправления. | Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации | ||||
26 | Куда текут реки? с.66-67, Р.т. 43-45. | Куда текут реки? | Река, море, пресная вода, солёная вода. | Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде | ||||
27 | Откуда берутся снег и лёд? ПДД На загородной дороге. с.68-69, Р.т. 45-47. | Откуда берутся снег и лёд? | Снег, лёд, свойства воды. | Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда | ||||
28 | Как живут растения? с.70-71, Р.т. 48-49. | Как живут растения? | Комнатные растения. | Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями | ||||
29 | . | Как живут животные? ПДД На загородной дороге. с.72-73, Р.т. 50-51. | Как живут животные? | Живой уголок. | Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка | |||
30 | Как зимой помочь птицам? с.74-75, Р.т. 52-54. | Как помочь птицам зимой? | Зимующие птицы. | Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц | ||||
31 | Откуда берётся и куда девается мусор? ПДД Мы учимся соблюдать правила безопасного поведения на улицах и дорогах. с.78-79, Р.т. 54-55. | Откуда берётся и куда девается мусор? | Раздельный сбор мусора. | Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора | ||||
32 | Откуда в снежках грязь? с.80-81, Р. т. 56-57. | Откуда в снежках грязь? | Загрязнения, заводы, фабрики. | Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде | ||||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» с.82-87, Р.т. 58. | Повторение изученных понятий. | ||||||
Раздел «Где и когда?» - 11 часов. | ||||||||
34 | Когда учиться интересно? ПДД Экскурсия по городу. с.4-5, Р.т. 3. | Когда учиться интересно? | Класс, одноклассники, оснащение. | Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. Обращение к учителю | Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания; Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Моделировать экологические связи с помощью графических и динамических схем. Уметь передать мысль не словом, а образом, моделью, рисунком – схемой. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах). Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры). Работать в группах и парах. Составлять небольшой рассказ на заданную тему. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов; Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов). | Освоить начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире (настоящее, прошлое, будущее). Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие. Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах. Освоить роли ученика; формирование интереса к учению; В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | ||
35 | Проект «Мой класс и моя школа» с.6-7, Р.т.4-5. | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | ||||||
36 | Когда придёт суббота? ПДД На автобусных остановках. с.8-9, Р.т. 6-8. | Когда придёт суббота? | Прошлое, настоящее, будущее. | Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели | ||||
37 | Когда наступит лето? с.10-11, Р.т. 9-10. | Когда наступит лето? | Времена года, месяцы. | Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года | ||||
38 | Где живут белые медведи? с.12-13, Р.т. 11-12. | Где живут белые медведи? | Глобус, Антарктида. | Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов | ||||
39 | Где живут слоны? ПДД На нерегулируемых прекрёстках. с.14-15, Р.т. 12-13. | Где живут слоны? | Саванна, тропический лес. Экватор. | Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов | ||||
40 | Где зимуют птицы? с.16-17, Р.т. 14-15. | Где зимуют птицы? | Зимующие, перелётные птицы. | Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму. | ||||
41 | Когда появилась одежда? с.20-21, Р.т. 15-16. | Когда появилась одежда? | Виды одежды. | История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная) | ||||
42 | Когда изобрели велосипед? ПДД Правила поездок на велосипеде. с.22-23, Р.т. 17-18. | Когда изобрели велосипед? | Устройство велосипеда, правила безопасности. | История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде | ||||
43 | Когда мы станем взрослыми? с.24-25, Р.т. 18-19. | Когда мы станем взрослыми? | Поступки, окружающий мир. | Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира | ||||
44 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» с.26-30, Р.т. 20. | Повторение изученных понятий. | Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений | |||||
45 | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? ПДД Сигналы светофора. с.32-33, Р.т. 21-22. | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью. | Солнце, звёзды, созвездия. | Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва | Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, выполнять индивидуальные задания; Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Уметь передать мысль образом, моделью, рисунком – схемой. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему. Коммуникативные УУД: Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им (основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах). Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика; осваивать ролевые игры). Работать в группах и парах. Составлять небольшой рассказ на заданную тему. Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться выстраивать проблемный диалог (ситуации), коллективное решение проблемных вопросов; Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Учиться технологии оценивания образовательных достижений (учебных успехов). | Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту. Уметь анализи-ровать собственное отношение к миру природы и поведения в нем; оценивать поступки других людей в природе). Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие. Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Объяснять и оценивать конкретнее поступки как хорошие или плохие. Использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах. Освоить роли ученика; формирование интереса к учению; В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | ||
46 | Почему Луна бывает разной? с.34-35, Р.т. 22-23. | Что такое Луна? | Луна, спутник. | Луна — спутник Земли, её особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны | ||||
47 | Почему идёт дождь и дует ветер? с.36-37, Р.т. 23-24. | Почему идёт дождь? | Дождь, ливень, ситничек, косохлёст, ветер. | Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных | ||||
48 | Почему звенит звонок? ПДД Сигналы регулировщика. с.38-39, Р.т. 25-26. | Почему звенит звонок? | Звуки, звуковые волны. | Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши. | ||||
49 | Почему радуга разноцветная? с.40-41, Р.т. 26-27. | Почему радуга разноцветная? | Радуга, последовательность цветов. | Радуга — украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги | ||||
50 | Почему мы любим кошек и собак? ПДД Правила перевозки животных. с.42-43, Р.т. 27. | Почему мы любим домашних питомцев? | Питомцы, ветеринар. | Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой | ||||
51 | Проект «Мои домашние питомцы» с.44-45, Р.т.28-29. | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | ||||||
52 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? с.46-47, Р.т. 30-33. | Какие правила поведения в природе надо соблюдать? | Опыление, нектар. | Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу | ||||
53 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? ПДД Будь внимательным и осторожным. с.48-49, Р.т. 34. | Какие звуки природы можно услышать в лесу? | Обитатели леса, звуки природы. | Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу | ||||
54 | Зачем мы спим ночью? с.52-53, Р.т. 35. | Зачем нужно спать? | Профессии людей. | Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену | ||||
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? с.54-55, Р.т. 36-38. | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | Овощи, фрукты, витамины. | Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов | ||||
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? с.56-57, Р.т. 38-39. | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | Зубная щётка, полотенце… | Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук | ||||
57 | Зачем нам телефон и телевизор? с.58-59, Р.т. 39-40. | Зачем нам телефон и телевизор? | Телефон, телевизор, средства связи массовой информации. | Почта, телеграф, телефон — средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) — средства массовой информации. Интернет | ||||
58 | Зачем нужны автомобили? ПДД Машины со спец-сигналами. с.60-61, Р.т. 41. | Зачем люди создают автомобили? | Части автомобиля, электромобили. | Автомобили — наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль — автомобиль будущего | ||||
59 | Зачем нужны поезда? с.62-63, Р.т. 42-43. | Зачем люди создают поезда? | Поезд, железная дорога, транспорт. | Поезда — наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта | ||||
60 | Зачем строят корабли? с.64-65, Р.т. 44-45. | Зачем люди строят корабли? | Корабль, судно, устройство корабля. | Корабли (суда) — водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля | ||||
61 | Зачем строят самолёты? ПДД Мы – пассажиры. с.66-67, Р.т. 46. | Зачем люди строят самолёты? | Самолёты, части самолёта. | Самолёты — воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта | ||||
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? с.68-69, Р.т. 47. | Какие правила безопасности надо соблюдать в автомобиле? | Пешеходный переход. | Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае) | ||||
63 | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? с.70-71, Р.т. 48-49. | Какие спасательные средства имеются на корабле? | Спасательный круг, жилет, шлюпка. | Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте. | ||||
64 | Зачем люди осваивают космос? ПДД Правила безопасности в каникулы. с.72-73, Р.т. 50-51. | Зачем люди осваивают космос? | Космос, космонавт, космический корабль, спутник. | Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин — первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции | ||||
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? с.74-75, Р.т. 52-53 | Чему учит нас экология? | Экология. | Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли | ||||
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы»с.76-83, Р.т. 54 | Повторение изученных понятий. | Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений |
Планируемые результаты
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.), в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение образовательного процесса
Для учителя:
1. Примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго поколения. Начальная школа. /Приложение к «Примерной основной образовательной программе образовательного учреждения. Начальная школа».В 2 частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2010
2. Демидова М.Ю., Иванов С.В., Карабанова О.А. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. В 2 частях. Ч.1. М.: Просвещение, 2010
3. Плешаков, А. А. Окружающий мир / А. А. Плешаков // Сборник рабочих программ «Школа России». 1–4 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С. В. Анащенкова [и др.]. – М. : Просвещение, 2011.
4. Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник для 1класса. Часть 1, 2. нач. шк. М.: Просвещение 2011.
5. Плешаков А.А. Окружающий мир: рабочая тетрадь для 1класса. Часть 1, 2. нач. шк. М.: Просвещение 2011.
6. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Тесты. 1 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М. : Просвещение, 2011.
7. Окружающий мир : электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова (CD).
8. Комплект демонстрационных таблиц к учебнику «Окружающий мир» А. А. Плешакова.
Для обучающихся:
- Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник для 1класса. Часть 1, 2. нач. шк. М.: Просвещение 2011.
- Плешаков А.А. Окружающий мир: рабочая тетрадь для 1класса. Часть 1, 2. нач. шк. М.: Просвещение 2011.
- Плешаков, А. А. Окружающий мир. Тесты. 1 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М. : Просвещение, 2011.
- Окружающий мир : электронное приложение к учебнику А. А. Плешакова (CD).
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания ШМО
от ___________.
СОГЛАСОВАНО.
Зам. директора по УВР ___________
Макарова О.А.
______________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...