Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс по системе Л.В.Занкова
рабочая программа по окружающему миру на тему
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс по системе Л.В.Занкова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_okruzhayushchiy_mir.doc | 651.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Окружающий мир
Пояснительная записка
Программа по окружающему миру МОУ СОШ № 15 разработана на основе требований к результатам освоения ООП НОО, Программы формирования УУД и предназначена для достижения планируемых результатов обучения.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе — формирование целостной картины мира и осознания места в нём человека на основе единства рационального познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности граждан России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Задачи:
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;
- воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;
- формирование потребности участвовать в созидательной деятельности по умелому преобразованию природы и общественной жизни;
- формирование ориентации и установок на активную заботу о природе родного края и места жительства, с учетом реальных возможностей и приобретенных знаний;
- реализация национально-регионального компонента.
Общая характеристика учебного предмета
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся матер естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важней! взаимосвязях.
Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и общее учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентиров младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём отражена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Обеспечение преемственности (1-2 ступени)
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как >е личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и этнокультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир»: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Место учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане.
Окружающий мир входит в обязательную часть учебного плана. Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ и учебному плану МОУ «Лицея № 19» на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч, из них в 1 класс 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2, 3 и 4 класс по 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом класс
Технология обучения:
- деятельностно-компетентностный подход;
- дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова.
- Автор курса Н.Я. Дмитриева.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
«Окружающий мир»
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
- Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка др.) как часть культуры, отражение духовного мира человек один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
- Человечество как многообразие народов, культур, религий.
- Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелое человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Социальная солидарность как признание свободы личной национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
- Гражданственность как личная сопричастность идея правового государства, гражданского общества, свободы вести и вероисповедания, национально-культурного многоообразия России, Республики Адыгея и мира.
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно нравственно развитой личности.
- Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации!. российского общества.
- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Результаты изучения учебного предмета.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
- осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
- осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
- установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим;
- умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
- способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
- сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;
- умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
- овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;
- понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
- понимание места своей семьи в прошлом и настоящее Республики Адыгея, в истории и культуре России;
- понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностей го восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Содержание учебного предмета
1-й класс. (66 ч)
Окружающий мир: природа, общество, труд.
Родной город, страна – Россия, столица – Москва. Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками в школе. Занятия родителей. Маршрут от дома к школе,правила поведения на дороге.
Природа осенью. Природа – источник познания.
Экскурсии.
Природа.
Космос. Звёзды, планеты. Солнце – звезда. Земля как планета. Луна – спутник Земли. Свет, тепло, вода, воздух – условия, необходимые для жизни на Земле.
Разнообразие природы Земли, её изменчивость (на примере России). Неживая, живая природа. Представление о признаках живой природы (дыхание, питание, рост, размножение).Растения, части (органы) растения. Деревья, кустарники, травы. Животные. Разнообразие растений и животных.
Природа и человек. Красота природы, народные праздники.
Практические работы и экскурсии.
Планета Земля.
Ознакомление с глобусом – моделью Земли. Экватор, Северное и Южное полушария, полюсы. Материки и океаны. Появление жизни на Земле.
Становление человека.
Общее представление об истории людей. Древнейшие люди – собиратели растений. Человек - охотник. Кочевники и земледельцы. Окультуривание растений и одомашнивание животных.
Экскурсии.
Кто такие «Мы»
Современное человечество. Его разнообразие по возрасту, по характеру труда, по национальностям. Семья. Родословная. Происхождение имён и фамилий. Совместный труд и отдых. Особенности жизни людей в разных природных условиях, в разных государствах.
Страна, где мы живём. Местоположение на глобусе и карте. Москва – столица России.
Взаимопомощь людей разного возраста. Правила поведения в обществе, в театре, в транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению. Бережное отношение к вещам и окружающей природе. Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности; правила пользования транспортом и дорожного движения.
Представление о положительных и отрицательных последствиях деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой. Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха. Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия. Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор.
Экскурсии.
2 класс. (68ч)
Общий взгляд на Землю.
Материки и океаны Земли. Россия – самое большое государство мира. Москва – столица.
Россия – родина космонавтики. Практическая работа.
Как изучают окружающий мир.
Органы чувств человека. Правила гигиены. Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми. Источники информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги. Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра. Правила организации учебного труда дома и в школе. Тела и вещества, явления природы. Три состояния вещества в природе – твёрдое, жидкое, газообразное, их основные свойства. Экология – наука о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей средой. Практические работы.
Космос и Земля.
Звёзды. Солнце – звезда. Планеты. Луна – спутник Земли. Форма Земли. Вращение Земли вокруг оси и Солнца. Время: год, месяц, неделя, сутки. Область жизни на Земле. Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам. Горизонт, стороны горизонта. Компас. Представление о глобусе и географической карте. Основные формы земной поверхности (рельеф): равнина, горы, холмы, овраги. Формы земной поверхности, свойственные родному краю. Практические работы. Экскурсия в планетарий. Наблюдения.
Взаимодействие сил природы.
Влияние Солнца на сушу. Тепловые пояса Земли и смена времён года. Вода. Вода на Земле. Водоёмы естественные: океан, море, озеро, река, болото. Водоёмы искусственные: пруд, водохранилище, каналы. Правила безопасного поведения на водоёмах. Три состояния воды. Вода в атмосфере. Снег, лёд. Свойства воды. Вода – растворитель. Очистка воды от примесей фильтрованием. Вода – одно из условий жизни на Земле. Вода в быту человека. Воздух. Его состав и свойства. Что такое ветер. Значение воздуха. Явления природы. Круговорот воды в природе. Стихийные бедствия на Земле. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях. Изменение поверхности Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека. Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами. Практические работы. Экскурсия.
Живая природа.
Царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии. Признаки живых организмов: дыхание, питание, рост, движение, размножение. Многообразие растений и их роль в жизни человека. Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Овощи и фрукты. Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды. Условия, необходимые для жизни растений. Ядовитые растения.
Животные. Представление о классах животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; разнообразие животных. Дикие и домашние животные. Правила поведения с домашними животными.
Грибы – съедобные и ядовитые, их разнообразие. Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека. Гигиена тела и жилища.
Сохранение редких растений, животных, грибов. Красная книга. Красота и разнообразие природы России. Практические работы. Экскурсии.
3 класс. ( 68ч)
Природные условия Земли.
Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет обучения). Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков. Народные приметы погоды. Представление о климате.
Почва. Охрана почв. Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой и между собой. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды. Практические работы.
Человек в далёком прошлом.
Природные условия, в которых появился человек. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира. Лента времени (год, век). Практические работы. Экскурсии.
Земли восточных славян.
Природа умеренного пояса. Единство почв, растительности и животного мира в степях. Сезонные изменения в природе степи. Охрана почв, растительности и животного мира степи. Зона лесов. Сезонные изменения в зоне лесов европейской части России. Перелётные и зимующие птицы. Сравнение природных условий лесной и степной зон. Меры по сохранению леса. Зависимость жизни и занятий населения от природных условий в степной и лесной зонах. Земли восточных славян. Путь «из варяг в греки».
Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура. Ордынское нашествие. Александр Невский и Ледовое побоище. Практические работы. Экскурсии.
Московское государство.
Залесский край. Законы лесной жизни. Природные сообщества: лес, луг, водоём, их значение. Сезонные изменения в растительном и животном мире сообществ (водоём). Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоёмах.
Объединение вокруг Москвы русских земель. Освобождение от ордынского ига. Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга. Культура Московской Руси. Практические работы. Экскурсии.
Путь от Руси к России.
Расширение пределов страны, дальнейшее освоение Сибири. Особенности природы Севера: тундра, Арктика. Коренное население Сибири.
Краеведение. (Изучение природы родного края). Экскурсии.
4 класс. (68ч)
Человек и окружающий мир.
Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком. Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии и борьба с ними. Расширение знаний о Земле.
Человек познаёт самого себя. Клетка – основа строения и роста живых организмов. Тело человека: опорно-двигательная система. Кожа. Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Лекарственные растения. Первая помощь при переломах и порезах. Практические работы. Экскурсии.
Преобразования в России.
Россия при Петре 1. М.В.Ломоносов – основоположник русской науки. Горное дело: горные породы и минералы ( гранит, известняк, мрамор, соль, руды металлов, горючие полезные ископаемые), происхождение полезных ископаемых, их свойства и разработка. Люди занятые горным делом.
Развитие русского военного искусства. А.В.Суворов. Отечественная война 1812 г. М.И.Кутузов. План местности. Практические работы. Экскурсии.
Мир человека в Новое время.
Открытие новых земель: Севера России, Антарктиды, Уссурийского края. Особенности природы России в сравнении с природой других материков. Природные зоны гор.
События в России в начале 20 века. Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР.
Великая Отечественная война (1941-1945).
Развитие науки и техники.
Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство.
Экологические проблемы России. Охрана природы. Заповедники и национальные парки.
Новые знания о человеке. И.П.Павлов. Открытие деятельности нервной системы. Нервная система и органы чувств. Органы кровообращения. Первая помощь при кровотечениях. Органы дыхания. Болезни дыхательных путей и их профилактика. Органы пищеварения. Правильное питание и здоровье. Гигиена ротовой полости и зубов. Выделительная система и её значение для организма. Правила здорового образа жизни: Правильное питание, полезные и вредные привычки. Практические работы. Экскурсии.
Современная Россия.
Россия – многонациональное государство. Уважение к культуре, языку, истории народов России. Москва – столица государства. Государственное устройство. Государственная символика: герб, флаг, гимн. Конституция – Основной закон России. Основные государственные праздники. Обязанности граждан, их права. Нравственные нормы жизни. Государства – соседи России.
Краеведение. (Изучение родного края. Экскурсии.)
Тематический план
1 класс
№ | Тема | Количество часов | ||||||||||||||
Аудиторные занятия | Внеаудиторная самостоятельная работа | |||||||||||||||
Всего | I | II | III | IV | V | VI | ||||||||||
План | Факт | План | Факт | План | Факт | План | Факт | План | Факт | План | Факт | План | Факт | |||
1 | Введение. Что такое окружающий мир? | 10 |
| 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2,5 |
| Изучение нового | 5 |
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Выработка практических навыков | 5 |
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольные занятия | нет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Резерв |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | Живая и неживая природа. | 10 |
|
|
| 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2,5 |
| Изучение нового | 5 |
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Выработка практических навыков | 5 |
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольные занятия | нет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Резерв |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 | Планета Земля | 12 |
|
|
|
|
| 12 |
|
|
|
|
|
|
| 2,5 |
| Изучение нового | 6 |
|
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Выработка практических навыков | 6 |
|
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольные занятия | нет |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Резерв |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 | Становление человека. | 12 |
|
|
|
|
|
|
| 12 |
|
|
|
|
| 2,5 |
| Изучение нового | 6 |
|
|
|
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
|
|
| Выработка практических навыков | 6 |
|
|
|
|
|
|
| 6 |
|
|
|
|
|
|
| Контрольные занятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Резерв |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 | Современное человечество. | 19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 12 |
|
|
| 3,6 |
| Изучение | 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8 |
|
|
|
|
| Выработка | 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
| 6 |
|
|
| Контрольные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Резерв |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 | Резерв | 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
| Итого: | 68 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 13,6 |
Тематический план
2 класс
№ | Тема | Количество часов | ||||||||||||||
Аудиторные занятия | Внеаудиторная самостоятельная работа | |||||||||||||||
Всего | I | II | III | IV | V | VI | ||||||||||
План | Факт | План | Факт | План | Факт | План | Факт | План | Факт | План | Факт | План | Факт | |||
1 | Общий взгляд на Землю | 6 |
| 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1,8 |
| Изучение нового | 3 |
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Выработка практических навыков | 2 |
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольные занятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Резерв | 1 |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | Как изучают окружающий мир | 9 |
| 4 |
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2,7 |
| Изучение нового | 2 |
| 1 |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Выработка практических навыков | 2 |
| 1 |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольные занятия | 3 |
| 1 |
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Резерв | 2 |
| 1 |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 | Космос и Земля | 17 |
|
|
| 5 |
| 12 |
|
|
|
|
|
|
| 5,1 |
| Изучение нового | 7 |
|
|
| 2 |
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Выработка практических навыков | 6 |
|
|
| 2 |
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольные занятия | 2 |
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Резерв | 2 |
|
|
| 1 |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 | Взаимодействие сил природы | 12 |
|
|
|
|
|
|
| 12 |
|
|
|
|
| 3,6 |
| Изучение нового | 4 |
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
| Выработка практических навыков | 4 |
|
|
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
| Контрольные занятия | 3 |
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
| Резерв | 1 |
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
5 | Живая природа | 24 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 12 |
| 12 |
| 7,2 |
| Изучение нового | 11 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
| 6 |
|
|
| Выработка практических навыков | 9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
| 3 |
|
|
| Контрольные занятия | 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
| Резерв | 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
| 1 |
|
|
| Итого: | 68 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 20,4 |
Тематический план
3 класс
№ | Тема | Количество часов | ||||||||||||||
Аудиторные занятия | Внеаудиторная самостоятельная работа | |||||||||||||||
Всего | I | II | III | IV | V | VI | ||||||||||
план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | |||
1 | Природные условия Земли. | 10 |
| 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
| Изучение нового | 4 |
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Выработка практических навыков | 4 |
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольные занятия | 1 |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Резерв | 1 |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | Человек в далёком прошлом | 5 |
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1,5 |
| Изучение нового | 2 |
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Выработка практических навыков | 2 |
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольные занятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Резерв | 1 |
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 | Земли Восточных славян | 15 |
|
|
|
|
| 10 |
|
|
|
|
|
|
| 4,5 |
| Изучение нового | 7 |
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Выработка практических навыков | 5 |
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контрольные занятия | 1 |
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Резерв | 2 |
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 | Образование древнерусского государства | 7 |
|
|
|
|
| 2 |
| 5 |
|
|
|
|
| 2,1 |
| Изучение нового | 3 |
|
|
|
|
| 1 |
| 2 |
|
|
|
|
|
|
| Выработка практических навыков | 3 |
|
|
|
|
| 1 |
| 2 |
|
|
|
|
|
|
| Контрольные занятия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Резерв | 1 |
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
5 | Объединение русских земель вокруг Москвы | 12 |
|
|
|
|
|
|
| 7 |
| 5 |
|
|
| 3,6 |
| Изучение нового | 5 |
|
|
|
|
|
|
| 4 |
| 1 |
|
|
|
|
| Выработка практических навыков | 4 |
|
|
|
|
|
|
| 3 |
| 1 |
|
|
|
|
| Контрольные занятия | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
| Резерв | 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
6 | Путь от Руси к России. Заключение. | 19 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7 |
| 12 |
| 5,7 |
| Изучение нового | 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4 |
| 3 |
|
|
| Выработка практических навыков | 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
| 3 |
|
|
| Контрольные занятия | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
| Резерв | 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тематический план
4 класс
№ | Тема | Количество часов | ||||||||||||||
Аудиторные занятия | Внеаудиторная самостоятельная работа | |||||||||||||||
Всего | I | II | III | IV | V | VI | ||||||||||
План | Факт | План | Факт | План | Факт | План | Факт | План | Факт | План | Факт | План | Факт | |||
1 | Человек и мир, созданный им | 5 |
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1,5 |
| Изучение нового | 3 |
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Выработка практических навыков | 1 |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Проверочные работы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Резерв | 1 |
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 | Наши соседи на Западе | 15 |
| 5 |
| 10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4,5 |
| Изучение нового | 7 |
| 3 |
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Выработка практических навыков | 4 |
| 1 |
| 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Проверочные работы № 1, № 2, № 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Резерв | 1 |
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 | Преобразования в России | 12 |
|
|
|
|
| 12 |
|
|
|
|
|
|
| 3,6 |
| Изучение нового | 4 |
|
|
|
|
| 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Выработка практических навыков | 5 |
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Проверочная работа № 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Резерв | 2 |
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
4 | Разнообразие природы Земли | 12 |
|
|
|
|
|
|
| 12 |
|
|
|
|
| 3,6 |
| Изучение нового | 5 |
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
| Выработка практических навыков | 5 |
|
|
|
|
|
|
| 5 |
|
|
|
|
|
|
| Проверочная работа № 5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Резерв | 1 |
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
|
|
5 | Мир человека в новое время | 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
|
|
| 1,8 |
| Изучение нового | 3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3 |
|
|
|
|
| Выработка практических навыков | 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
|
|
| Проверочная работа № 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Резерв | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
|
|
6 | Человек и природа | 12 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
| 6 |
| 3,6 |
| Изучение нового | 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
| 2 |
|
|
| Выработка практических навыков | 4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
| 2 |
|
|
| Проверочная работа № 7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Резерв | 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
| 1 |
|
|
7 | Современная Россия | 6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6 |
| 1,8 |
| Изучение нового | 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
| Выработка практических навыков | 2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2 |
|
|
| Проверочная работа № 8 | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
| Резерв | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1 |
|
|
| Итого: | 68 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 20,4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по системе Л.В.Занкова
В "Рабочую программу" вошли пояснительная записка и тематическое планирование....
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. Образовательная система " Школа 2100".
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру составлены в соответствии с ФГОС на 2012- 2013 учебный год ...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова содержит пояснительную записку, развёрнутое календарно-тематическое планирование в соответствии с требо...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса Образовательная система «Школа 2100»
Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира. ...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. Развивающая система обучения Л.В. Занкова .
Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по окружающему миру составлены в соответствии с ФГОС на 2014-2015 учебный год...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по системе Л.В.Занкова.
Программа составлена в соответствии с ФГОС НОО, содержит календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса по системе "Школа России"
Программа прошла экспертную оценку НКМЦ....