Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс по системе Л.В.Занкова
рабочая программа по окружающему миру на тему

Ляликова Любовь Афанасьевна

Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс по системе Л.В.Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_okruzhayushchiy_mir.doc651.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Окружающий  мир

Пояснительная записка

Программа по окружающему миру  МОУ СОШ № 15 разработана на основе требований к результатам освоения ООП НОО, Программы формирования УУД и предназначена для достижения планируемых результатов обучения.

Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе — формирование целостной картины мира и осознания места в нём человека на основе единства рационального познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно-нравственное развитие и воспитание личности граждан России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Задачи:

  • развитие   умений   наблюдать,   характеризовать,   анализировать,   обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;            
  • формирование личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;    
  • воспитание экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств;  
  • формирование  потребности участвовать  в созидательной деятельности  по умелому преобразованию природы и общественной жизни;  
  • формирование ориентации и установок на активную заботу о природе родного края и  места жительства, с учетом реальных возможностей и приобретенных знаний;                                    
  • реализация национально-регионального компонента.

                                                                                   

Общая характеристика учебного предмета

Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся матер естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важней! взаимосвязях.

Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и общее учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентиров младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём отражена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

Обеспечение преемственности (1-2 ступени)

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как >е личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной  школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и этнокультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир»: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».

Место учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане.

Окружающий мир входит в обязательную часть учебного плана. Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ и учебному плану МОУ «Лицея № 19» на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч, из них в 1 класс 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2, 3 и 4 класс по 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом класс

Технология обучения:

  • деятельностно-компетентностный подход;
  • дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова. 
  • Автор курса Н.Я. Дмитриева.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

«Окружающий мир»

  • Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
  • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
  • Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
  • Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка др.) как часть культуры, отражение духовного мира человек один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
  • Человечество как многообразие народов, культур, религий.
  • Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
  • Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелое человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
  • Социальная солидарность как признание свободы личной национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
  • Гражданственность  как личная  сопричастность  идея правового государства, гражданского общества, свободы вести и вероисповедания, национально-культурного многоообразия России, Республики Адыгея и мира.
  • Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению жизнеспособности российского общества.
  • Труд и творчество как отличительные черты духовно нравственно развитой личности.
  • Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно-нравственной консолидации!. российского общества.
  • Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
  • Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

Результаты изучения учебного предмета.

Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
  • осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
  • осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религий России;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
  • уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
  • расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
  • способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
  • установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим;
  • умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  • освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
  • сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно-научных и социально-гуманитарных дисциплин;
  • умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
  • владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
  • овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровье сберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • понимание роли и значения родного края в природе и историко-культурном наследии России, в её современной жизни;
  • понимание места своей семьи в прошлом и настоящее  Республики Адыгея, в истории и культуре России;
  • понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностей го восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны  и планеты Земля.

Содержание учебного предмета

1-й класс. (66 ч)

Окружающий  мир: природа, общество, труд.

Родной город, страна – Россия, столица – Москва. Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками в школе. Занятия родителей. Маршрут от дома к школе,правила поведения на дороге.

Природа осенью. Природа – источник познания.

Экскурсии.

Природа.

 Космос. Звёзды, планеты. Солнце – звезда. Земля как планета. Луна – спутник Земли. Свет, тепло, вода, воздух – условия, необходимые для жизни на Земле.

Разнообразие природы Земли, её изменчивость (на примере России). Неживая, живая природа. Представление о признаках живой природы (дыхание, питание, рост, размножение).Растения, части (органы) растения. Деревья, кустарники, травы. Животные. Разнообразие растений и животных.

Природа и человек. Красота природы, народные праздники.

Практические работы и экскурсии.

Планета Земля.

 Ознакомление с глобусом – моделью Земли. Экватор, Северное и Южное полушария, полюсы. Материки и океаны. Появление жизни на Земле.                            

Становление человека.

Общее представление  об истории людей. Древнейшие люди – собиратели растений. Человек  - охотник. Кочевники и земледельцы. Окультуривание растений и одомашнивание животных.

Экскурсии.

Кто  такие  «Мы»

Современное человечество. Его разнообразие по возрасту, по характеру  труда, по национальностям. Семья. Родословная. Происхождение имён и фамилий. Совместный труд и отдых. Особенности жизни людей  в разных природных условиях, в разных государствах.

Страна, где мы живём. Местоположение на глобусе и карте. Москва – столица России.

Взаимопомощь людей разного возраста. Правила поведения в обществе, в театре, в транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению. Бережное отношение к вещам и окружающей природе. Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности; правила пользования транспортом и дорожного движения.

Представление о положительных и отрицательных последствиях  деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой. Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха. Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия. Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор.

Экскурсии.

2 класс. (68ч)

Общий взгляд на Землю.

Материки и океаны Земли. Россия – самое большое государство мира. Москва – столица.  

Россия – родина космонавтики.  Практическая работа.

Как изучают окружающий мир. 

Органы чувств человека. Правила гигиены. Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми. Источники информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги. Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра. Правила организации учебного труда дома и в школе. Тела и вещества, явления природы. Три состояния вещества в природе – твёрдое, жидкое, газообразное, их основные свойства. Экология – наука о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей средой.    Практические работы.

Космос и Земля. 

Звёзды. Солнце – звезда. Планеты. Луна – спутник Земли. Форма Земли. Вращение Земли вокруг оси и Солнца. Время: год, месяц, неделя, сутки. Область жизни на Земле. Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам. Горизонт, стороны горизонта. Компас. Представление о глобусе и географической карте. Основные формы земной поверхности (рельеф): равнина, горы, холмы, овраги. Формы земной поверхности, свойственные родному краю.  Практические работы. Экскурсия в планетарий.  Наблюдения. 

Взаимодействие сил природы.

Влияние Солнца на сушу. Тепловые пояса Земли и смена времён года. Вода. Вода на Земле. Водоёмы естественные: океан, море, озеро, река, болото. Водоёмы искусственные: пруд, водохранилище, каналы. Правила безопасного поведения на водоёмах. Три состояния воды. Вода в атмосфере. Снег, лёд. Свойства воды. Вода – растворитель. Очистка воды от примесей фильтрованием. Вода – одно из условий жизни на Земле. Вода в быту человека.   Воздух. Его состав и свойства. Что такое ветер. Значение воздуха. Явления природы. Круговорот воды в природе.  Стихийные бедствия на Земле. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях. Изменение поверхности Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека. Охрана суши, воды и воздуха  от загрязнения вредными веществами. Практические работы. Экскурсия. 

Живая  природа.

Царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии. Признаки живых организмов: дыхание, питание, рост, движение, размножение.  Многообразие растений и их роль в жизни человека. Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Овощи и фрукты. Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды. Условия, необходимые для жизни растений. Ядовитые растения.

Животные. Представление о классах животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; разнообразие животных.  Дикие и домашние  животные. Правила поведения с домашними животными.

 Грибы – съедобные и ядовитые, их разнообразие.     Бактерии, их роль в жизни живой природы  и человека. Гигиена тела и жилища.

Сохранение редких растений, животных, грибов. Красная книга.  Красота и разнообразие природы России.  Практические работы.  Экскурсии.

3 класс. ( 68ч)

Природные условия Земли.

Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет обучения). Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие  облаков. Народные приметы погоды. Представление о климате.

Почва. Охрана почв. Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой и между собой.  Приспособленность организмов к условиям окружающей среды. Практические работы.

Человек в далёком прошлом.

Природные условия, в которых появился человек. Особенности жизни древних  людей. Наследие Древнего мира. Лента времени (год, век). Практические работы. Экскурсии.

Земли восточных славян.

Природа умеренного пояса. Единство почв, растительности и животного мира в степях. Сезонные изменения в природе степи. Охрана почв, растительности и животного мира степи. Зона лесов. Сезонные  изменения в зоне лесов европейской части России. Перелётные и зимующие птицы. Сравнение природных условий лесной и степной зон. Меры по сохранению леса. Зависимость жизни и занятий населения от природных условий в степной и лесной зонах. Земли восточных славян. Путь «из варяг в греки».

Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура.  Ордынское нашествие. Александр  Невский и Ледовое побоище.  Практические работы. Экскурсии.

Московское государство.

Залесский край. Законы лесной жизни. Природные сообщества: лес, луг, водоём, их значение. Сезонные изменения в растительном и животном мире сообществ (водоём). Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоёмах.

Объединение вокруг Москвы русских земель. Освобождение от ордынского ига.  Освоение Сибири. Природа  Сибири. Тайга.  Культура Московской Руси.  Практические работы. Экскурсии.

Путь от Руси к России.

Расширение пределов страны, дальнейшее освоение Сибири. Особенности природы  Севера: тундра, Арктика. Коренное население Сибири.

Краеведение. (Изучение природы  родного края). Экскурсии.

4 класс. (68ч)

Человек и окружающий мир.

Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком. Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии и борьба с ними. Расширение знаний о Земле.

Человек  познаёт  самого себя. Клетка – основа строения и роста живых организмов. Тело человека: опорно-двигательная система. Кожа. Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Лекарственные растения.  Первая помощь при переломах и порезах. Практические работы. Экскурсии.

Преобразования в России.

Россия при  Петре 1. М.В.Ломоносов – основоположник  русской науки. Горное дело: горные породы и минералы ( гранит, известняк, мрамор, соль, руды металлов, горючие полезные ископаемые), происхождение полезных ископаемых, их свойства и разработка. Люди занятые горным делом.

Развитие русского военного искусства. А.В.Суворов. Отечественная война 1812 г. М.И.Кутузов. План местности. Практические работы. Экскурсии.

Мир человека в Новое время.

Открытие  новых земель: Севера России, Антарктиды, Уссурийского края. Особенности природы России в сравнении с природой других материков. Природные зоны гор.

События в России в начале 20 века. Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР.

Великая Отечественная война (1941-1945).

Развитие науки и техники.

Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство.

Экологические проблемы России. Охрана природы. Заповедники и национальные парки.

Новые  знания о человеке. И.П.Павлов. Открытие деятельности нервной системы. Нервная система и органы чувств. Органы кровообращения. Первая помощь при кровотечениях. Органы дыхания. Болезни дыхательных путей и их профилактика.  Органы пищеварения.  Правильное питание и здоровье.  Гигиена ротовой полости и зубов.  Выделительная система и её значение для организма.  Правила здорового образа жизни: Правильное питание, полезные и вредные привычки.  Практические  работы.  Экскурсии.

Современная Россия.

Россия – многонациональное государство. Уважение к культуре, языку, истории народов России. Москва – столица государства. Государственное устройство. Государственная символика: герб, флаг, гимн. Конституция – Основной закон России. Основные государственные праздники. Обязанности граждан, их права. Нравственные нормы жизни. Государства – соседи России.

Краеведение. (Изучение  родного края.  Экскурсии.)


Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Человек и природа (108 ч)

Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.

Вещество – это то, из чего состоят все природные объекты и предметы.  Разнообразие веществ в окружающем мире. примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые вещества, жидкости, газы. Простейшие практические работы с вестами, жидкостями, газами.

Звёзды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезда, печник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — плата, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты России, Республики Адыгея. Ориентирование на местности. Компас.

Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в Республике Адыгея на основе наблюдений.

Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой Республики Адыгея. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.

Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности Республики Адыгея (краткая характеристика на основе наблюдений).

Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы Республики Адыгея (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Воздух - смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые Республики Адыгея (2-3 примера).

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Почвы Республики Адыгея .

Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения  Республики Адыгея, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Грибы Республики Адыгея Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые,   рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные  Республики Адыгея, названия, краткая характеристика на основе наблюдение

Лес, луг, водоём - единство живой и неживой природ (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществ растения — пища и укрытие для животных; животные — paспространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества Республики Адыгея (2-3 примера на основе наблюдений).

Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природ изучаемых зон, охрана природы).

Человек - часть природы. Зависимость жизни человека с природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд люда. Труд населения Республики Адыгея

Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности Республики Адыгея). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. Охрана природы Республики Адыгея, Красная книга РА, Кавказский Государственный биосферный заповедник.

Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности  организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Времена года (12 ч)

Смена времен года. Лето и осень. Краски осени. Смена времен года в РА.

Парки и сады города. Парки и скверы г. Майкопа.

Растения окружающей местности (на уровне примеров).

Уборка урожая на полях, в огороде.

Как животные готовятся к зиме (2-3 примера)

Природа вокруг нас (15 ч)

Какие бывают животные: звери, рыбы, птицы, насекомые (на материале природного окружения). В зоопарке. Животные РА.

Домашние животные. Забота человека о домашних животных. Аквариум дома и в живом уголке. Рыбы. Удивительный мир насекомых. Насекомые «друзья» и «враги» леса и сада. Насекомые РА.

Растения - часть живой природы. Комнатные растения. Растения РА.

Календарь года. Зимние явления природы. Помощь птицам зимой. Зимние явления природы в РА.

Природа неживая и живая (24 ч)

Неживая и живая природа. Признаки живых организмов. Явления природы.

Природа России. Путешествие по карте России. Москва - столица, ее достопримечательности.

Многообразие растений. Многообразие животного мира. Растения и животные РА. Редкие и охраняемые растения и животные. Красная книга. Роль природных заповедников. Красная книга РА. Кавказский Государственный биосферный заповедник. Правила поведения в природе.

Основное свойство почвы - плодородие. Защита почвы от разрушения в природе и меры сохранения плодородия почв. Почвы РА. Значение почвы для растений. Как образуется почва.

Растения осенью. Деревья. Кустарники. Травы. Цветковые растения. Части (органы) растения. Осенние явления в жизни растений в РА.

Распространение плодов и семян растений в природе.

Дикорастущие и культурные растения. Плоды сада и огорода. Зерновые культуры. Условия роста и развития растений. Дикорастущие и культурные растения РА.

Грибы как часть живой природы. Растения, грибы, животные -живые организмы. Живая природа РА.

Взаимосвязи живых организмов в природных сообществах. Цепи питания.

Труд людей осенью. Труд людей осенью в Адыгее.

Подготовка растений к зиме  Хвойные и лиственные деревья. Листопад.

Насекомые осенью. Отлет перелетных птиц и его причины.

Рыбы и земноводные поздней осенью. Меры предупреждения простудных заболеваний.

Единство живого и неживого (10 ч)

Природные сообщества: лес, луг, пресный водоем. Растительный и животный мир леса, луга, пресного водоема. Природные сообщества РА.

Приспособленность растений и животных к условиям окружающей среды.

Отрицательные последствия хозяйственной деятельности людей: уменьшение численности и разнообразия растений и животных в природе. Хозяйственная деятельность людей в РА

Охрана растений и животных. Красная книга. Охрана растений и животных в РА

Человек - часть природы (5 ч)

Отрицательные последствия хозяйственной деятельности людей: уменьшение численности и разнообразия растений и животных в природе. Хозяйственная деятельность людей в РА

Охрана растений и животных. Красная книга. Охрана растений и животных в РА

Тело человека (12 ч)

Строение тела человека. Красота тела человека.

Органы и их роль в организме человека.

Скелет - надежная опора тела человека.

Строение скелета. Значение скелета. Первая помощь при переломах.

Мышцы и их работа. Как действуют мышцы. Роль труда и физических упражнений для развития и укрепления мышц. Значение правильной осанки.

Кожа и ее значение. Гигиена кожи.

Органы дыхания. Значение дыхания. Влияние загрязнения воздуха на органы дыхания. Вред курения.

Пищеварительная система. Значение питания, продукты питания. Работа органов пищеварения. Уход за зубами. Гигиена и режим питания. Роль витаминов.

Значение крови в организме. Защитные свойства крови. Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды. Как работает сердце. Пульс. Тренировка и укрепление сердца. Первая помощь при кровотечениях.

Наша страна на карте и глобусе (30 ч)

Солнце - источник света и тепла. Поверхность Земли. Изображение земной поверхности на глобусе и карте. Карта полушарий. Рельеф РА.

Россия на карте. Равнины и горы. Моря. Реки и озера России. План и карта. Условные обозначения на плане местности.

Основные природные зоны страны и их хозяйственное освоение: арктическая зона, тундра, лесная зона, степная зона, пустыни.

Карта природных зон страны. Характеристики природных зон: географическое положение, климат, особенности сезонных изменений, водные ресурсы, растительный и животный мир, особенности занятий людей.

Природные богатства России. Месторождения полезных ископаемых. Жизнь и хозяйственная деятельность людей в разных природных регионах.

Родной край (РА) на карте. Природа и особенности хозяйства родного края (РА). Полезные ископаемые края. Охрана природных богатств родного края.

Города России как культурно-исторические центры.

Россия многонациональная. Культурно-исторические традиции народов России.

Важнейшие экологические проблемы и природоохранная деятельность (на примере родного края).

Пересказывать и понимать тексты о природе. Описывать сезонные изменения в природе. Характеризовать признаки времён года. Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года. Проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Времена года в нашем крае». Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности).

Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние - дикие животные; культурные — дикорастущие растения. Анализировать примеры использования человеком богатств природы. Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях  (в  парке,   в лесу,  на  реке  и озере). Оценивать   конкретные   примеры поведения в природе. 

Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства.

Наблюдать объекты и явления природы (на краеведческом материале), характеризовать их особенности.

Оценивать результаты своих наблюдений о природе родного края.

Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам.

Приводить примеры веществ, описывать их. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха. Характеризовать свойства воздуха. Наблюдать погоду самостоятельно и в группах и описывать её состояние. 

Измерять температуру воздуха, воды с помощью термометра. Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды. Характеризовать свойства воды, круговорот воды в природе.

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств полезных ископаемых. Характеризовать свойства изученных полезных ископаемых. Различать изученные полезные ископаемые. Описывать их применение в хозяйстве человека (на примере своей местности).

Обсуждать в группах и составлять рассказ об экскурсии в краеведческий музей с позиции бережного отношения к природным ископаемым родного края.

Характеризовать (на основе опытов) состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности). Оценивать плодородие почвы своего края.

Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их различия (на примере своей местности). Определять части цветкового растения. Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей.

Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности). Выращивать растения в группе (из семян, побегов, листа).

Различать съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности). Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей.

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности).

Характеризовать способы питания, размножения; условий, необходимых для жизни животных. Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности). Называть примеры заботливого ухода за животными в доме, в живом уголке школы, в местном зоопарке; примеры работы на пасеке.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения.

Приводить примеры веществ. Различать     и    характеризовать

твёрдые тела, жидкости и газы.

Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого.

Характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоёма).

Характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности).

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных сообществах и обсуждать полученные сведения.

Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы, включая потребности эмоционально-эстетического характера.

Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы.

Моделировать ситуации по сохранению природы и её защите.

Различать правильные и неправильные формы поведения в природе.

Оценивать личную роль в охране воды, воздуха, полезных ископаемых, экосистем, растительного и животного мира.

Характеризовать основные функции систем органов человеческого тела.

Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях.

Характеризовать правила оказания первой помощи при несчастных случаях.

Измерять температуру тела, вес и рост человека.

Оценивать личное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, своё отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.

Характеризовать особенности звёзд и планет на примере Солнца и Земли.

Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны; находить и определять географические объекты на физической карте России с помощью условных знаков.

Ориентироваться на местности  (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии.

Сравнивать и различать день и ночь, времена года.

Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и  ночи времён года.

Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности).

Находить на физической карте России равнины и горы и определять их названия.

Моделировать формы поверхности из песка, глины или пластилина.

Сравнивать и различать разные формы водоёмов.

Находить на физической карте России разные водоёмы и определять их названия.

Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоёмы своей местности.

Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) о природных зонах и обсуждать . Содержание учебного предмета

1-й класс. (66 ч)

Авторы: Н.Я.Дмитриева .А.Н.Казаков.

Окружающий  мир: природа, общество, труд.

Родной город, страна – Россия, столица – Москва. Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками в школе. Занятия родителей. Маршрут от дома к школе,правила поведения на дороге.

Природа осенью. Природа – источник познания.

Экскурсии.

Природа.

 Космос. Звёзды, планеты. Солнце – звезда. Земля как планета. Луна – спутник Земли. Свет, тепло, вода, воздух – условия, необходимые для жизни на Земле.

Разнообразие природы Земли, её изменчивость (на примере России). Неживая, живая природа. Представление о признаках живой природы (дыхание, питание, рост, размножение).Растения, части (органы) растения. Деревья, кустарники, травы. Животные. Разнообразие растений и животных.

Природа и человек. Красота природы, народные праздники.

Практические работы и экскурсии.

Планета Земля.

 Ознакомление с глобусом – моделью Земли. Экватор, Северное и Южное полушария, полюсы. Материки и океаны. Появление жизни на Земле.                            

Становление человека.

Общее представление  об истории людей. Древнейшие люди – собиратели растений. Человек  - охотник. Кочевники и земледельцы. Окультуривание растений и одомашнивание животных.

Экскурсии.

Кто  такие  «Мы»

Современное человечество. Его разнообразие по возрасту, по характеру  труда, по национальностям. Семья. Родословная. Происхождение имён и фамилий. Совместный труд и отдых. Особенности жизни людей  в разных природных условиях, в разных государствах.

Страна, где мы живём. Местоположение на глобусе и карте. Москва – столица России.

Взаимопомощь людей разного возраста. Правила поведения в обществе, в театре, в транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению. Бережное отношение к вещам и окружающей природе. Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности; правила пользования транспортом и дорожного движения.

Представление о положительных и отрицательных последствиях  деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой. Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха. Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия. Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор.

Экскурсии.

2 класс. (68ч)

Общий взгляд на Землю.

Материки и океаны Земли. Россия – самое большое государство мира. Москва – столица.  

Россия – родина космонавтики.  Практическая работа.

Как изучают окружающий мир. 

Органы чувств человека. Правила гигиены. Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми. Источники информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги. Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра. Правила организации учебного труда дома и в школе. Тела и вещества, явления природы. Три состояния вещества в природе – твёрдое, жидкое, газообразное, их основные свойства. Экология – наука о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей средой.    Практические работы.

Космос и Земля. 

Звёзды. Солнце – звезда. Планеты. Луна – спутник Земли. Форма Земли. Вращение Земли вокруг оси и Солнца. Время: год, месяц, неделя, сутки. Область жизни на Земле. Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам. Горизонт, стороны горизонта. Компас. Представление о глобусе и географической карте. Основные формы земной поверхности (рельеф): равнина, горы, холмы, овраги. Формы земной поверхности, свойственные родному краю.  Практические работы. Экскурсия в планетарий.  Наблюдения. 

Взаимодействие сил природы.

Влияние Солнца на сушу. Тепловые пояса Земли и смена времён года. Вода. Вода на Земле. Водоёмы естественные: океан, море, озеро, река, болото. Водоёмы искусственные: пруд, водохранилище, каналы. Правила безопасного поведения на водоёмах. Три состояния воды. Вода в атмосфере. Снег, лёд. Свойства воды. Вода – растворитель. Очистка воды от примесей фильтрованием. Вода – одно из условий жизни на Земле. Вода в быту человека.   Воздух. Его состав и свойства. Что такое ветер. Значение воздуха. Явления природы. Круговорот воды в природе.  Стихийные бедствия на Земле. Правила поведения в чрезвычайных ситуациях. Изменение поверхности Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека. Охрана суши, воды и воздуха  от загрязнения вредными веществами. Практические работы. Экскурсия. 

Живая  природа.

Царства живой природы: растения, животные, грибы, бактерии. Признаки живых организмов: дыхание, питание, рост, движение, размножение.  Многообразие растений и их роль в жизни человека. Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Овощи и фрукты. Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды. Условия, необходимые для жизни растений. Ядовитые растения.

Животные. Представление о классах животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; разнообразие животных.  Дикие и домашние  животные. Правила поведения с домашними животными.

 Грибы – съедобные и ядовитые, их разнообразие.     Бактерии, их роль в жизни живой природы  и человека. Гигиена тела и жилища.

Сохранение редких растений, животных, грибов. Красная книга.  Красота и разнообразие природы России.  Практические работы.  Экскурсии.

3 класс. ( 68ч)

Природные условия Земли.

Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет обучения). Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие  облаков. Народные приметы погоды. Представление о климате.

Почва. Охрана почв. Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой и между собой.  Приспособленность организмов к условиям окружающей среды. Практические работы.

Человек в далёком прошлом.

Природные условия, в которых появился человек. Особенности жизни древних  людей. Наследие Древнего мира. Лента времени (год, век). Практические работы. Экскурсии.

Земли восточных славян.

Природа умеренного пояса. Единство почв, растительности и животного мира в степях. Сезонные изменения в природе степи. Охрана почв, растительности и животного мира степи. Зона лесов. Сезонные  изменения в зоне лесов европейской части России. Перелётные и зимующие птицы. Сравнение природных условий лесной и степной зон. Меры по сохранению леса. Зависимость жизни и занятий населения от природных условий в степной и лесной зонах. Земли восточных славян. Путь «из варяг в греки».

Образование Древнерусского государства. Первые русские князья. Принятие Русью христианства. Культура: устное народное творчество, письменность, материальная культура.  Ордынское нашествие. Александр  Невский и Ледовое побоище.  Практические работы. Экскурсии.

Московское государство.

Залесский край. Законы лесной жизни. Природные сообщества: лес, луг, водоём, их значение. Сезонные изменения в растительном и животном мире сообществ (водоём). Изменения в природе, связанные с деятельностью человека. Правила безопасного поведения в лесу и на водоёмах.

Объединение вокруг Москвы русских земель. Освобождение от ордынского ига.  Освоение Сибири. Природа  Сибири. Тайга.  Культура Московской Руси.  Практические работы. Экскурсии.

Путь от Руси к России.

Расширение пределов страны, дальнейшее освоение Сибири. Особенности природы  Севера: тундра, Арктика. Коренное население Сибири.

Краеведение. (Изучение природы  родного края). Экскурсии.

4 класс. (68ч)

Человек и окружающий мир.

Взаимосвязи между человеком, природой и миром, созданным человеком. Условия жизни европейцев в Средние века. Эпидемии и борьба с ними. Расширение знаний о Земле.

Человек  познаёт  самого себя. Клетка – основа строения и роста живых организмов. Тело человека: опорно-двигательная система. Кожа. Правила здорового образа жизни: правила гигиены, режим труда и отдыха, физкультура и спорт. Лекарственные растения.  Первая помощь при переломах и порезах. Практические работы. Экскурсии.

Преобразования в России.

Россия при  Петре 1. М.В.Ломоносов – основоположник  русской науки. Горное дело: горные породы и минералы ( гранит, известняк, мрамор, соль, руды металлов, горючие полезные ископаемые), происхождение полезных ископаемых, их свойства и разработка. Люди занятые горным делом.

Развитие русского военного искусства. А.В.Суворов. Отечественная война 1812 г. М.И.Кутузов. План местности. Практические работы. Экскурсии.

Мир человека в Новое время.

Открытие  новых земель: Севера России, Антарктиды, Уссурийского края. Особенности природы России в сравнении с природой других материков. Природные зоны гор.

События в России в начале 20 века. Развитие промышленности. Ликвидация безграмотности. Образование СССР.

Великая Отечественная война (1941-1945).

Развитие науки и техники.

Сельское хозяйство: растениеводство, животноводство.

Экологические проблемы России. Охрана природы. Заповедники и национальные парки.

Новые  знания о человеке. И.П.Павлов. Открытие деятельности нервной системы. Нервная система и органы чувств. Органы кровообращения. Первая помощь при кровотечениях. Органы дыхания. Болезни дыхательных путей и их профилактика.  Органы пищеварения.  Правильное питание и здоровье.  Гигиена ротовой полости и зубов.  Выделительная система и её значение для организма.  Правила здорового образа жизни: Правильное питание, полезные и вредные привычки.  Практические  работы.  Экскурсии.

Современная Россия.

Россия – многонациональное государство. Уважение к культуре, языку, истории народов России. Москва – столица государства. Государственное устройство. Государственная символика: герб, флаг, гимн. Конституция – Основной закон России. Основные государственные праздники. Обязанности граждан, их права. Нравственные нормы жизни. Государства – соседи России.

Краеведение. (Изучение  родного края.  Экскурсии.)

полученные сведения.

Оценивать уровень своего интереса к изученным темам.

Объяснять влияние человека на природу изучаемых природных зон.

Человек и общество (108 ч)

Человек и общество

Общество – совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности - основа жизнеспособности общества.

Человек – член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества  и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру  человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.

Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России, Республики Адыгея и мира.

Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная  учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.

Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.

Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России, Республики Адыгея и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.

Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум. Транспорт и связь Республики Адыгея.

Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья. СМИ  Республики Адыгея.

Наша Родина – Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка. Государственная  символика Республики Адыгея.

Президент Российской Федерации – глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.

Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства. День Конституции. Оформление плаката или cтенной газеты к общественному празднику. День Республики Адыгея. День города Майкопа. День Конституции РА.

Россия на карте, государственная граница России. Москва - столица России. Святыни Москвы - святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.

Города России. Санкт-Петербург: достопримечательное (Зимний дворец, памятник Петру I – Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.

Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, Республику Адыгея, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника  на основе традиционных детских игр народов Республики Адыгея.

Республика Адыгея  – частица России. Майкоп – столица РА. Основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы, памятники природы, архитектуры, мемориалы и памятники защитникам Отечества, деятелям культуры и искусства. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в РА, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории Республики Адыгея. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.

История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни стран в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры РА. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3-4 (несколькими) странами с контрастными особенностями: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.

Правила безопасной жизни

Ценность здоровья и здорового образа жизни. Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.

Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Правила безопасного поведения в природе. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей -нравственный долг каждого человека.

 Я - школьник (7ч.)

Знакомство со школой. Правила поведения в школе.

Культура общения со взрослыми, сверстниками.

Режим дня школьника.

Правила безопасной

жизнедеятельности (7 ч) 

Правила личной гигиены. Меры предупреждения простудных заболеваний. Значение навыков личной гигиены. Профилактика вредных привычек.

Роль физических упражнений и спорта для укрепления здоровья. Режим труда и отдыха. Правила безопасного образа жизни. Безопасность в быту. Правила противопожарной безопасности, безопасного поведения в транспорте, на дорогах.

Безопасное поведение у водоемов.

Моя Родина (11ч)

Твоя Родина Россия - одно из крупнейших государств мира.

Государственное устройство страны.

Символика государства: флаг, герб, гимн. Государственные символы РА.

Конституция - Основной закон страны. Права и обязанности граждан. Конституция РА.

Родной край (Республика Адыгея) частица Родины (15 ч)

Родной город (село). Город Майкоп. Труд людей в городе и селе.

Транспорт в городе. Транспорт г. Майкопа. Правила безопасного поведения на улицах, в транспорте.

Дом, где ты живешь. Твоя семья. Традиции и праздники в семье.

Народное искусство и природа: хохломские изделия, жостовские узоры, русские матрешки. Искусство народов, населяющих РА.

Народные традиции и праздники: проводы зимы, весна-красна, День города. Народные традиции РА.

Человек член общества (3 ч.)

Отличие человека от животного. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Первые коллективы людей. Многообразие видов деятельности людей. Человек создатель и носитель культуры.

Значение труда для человека и общества (5 ч)

Профессии людей. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи. Средства массовой информации.

Наша родина — Россия, Российская Федерация (27 ч.)

Россия на карте. Равнины и горы. Моря. Реки и озера России. План и карта. Условные обозначения на плане местности.

Основные природные зоны страны и их хозяйственное освоение: арктическая зона, тундра, лесная зона, степная зона, пустыни.

Карта природных зон страны. Характеристики природных зон: географическое положение, климат, особенности сезонных изменений, водные ресурсы, растительный и животный мир, особенности занятий людей.

Природные богатства России. Месторождения полезных ископаемых. Жизнь и хозяйственная деятельность людей в разных природных регионах.

Родной край (РА) на карте. Природа и особенности хозяйства родного края (РА). Полезные ископаемые края. Охрана природных богатств родного края.

Города России как культурно-исторические центры.

Россия многонациональная. Культурно-исторические традиции народов России.

Важнейшие экологические проблемы и природоохранная деятельность (на примере родного края).

Страницы истории Отечества (27 ч)

Как мы узнаем об истории нашей Родины в далеком прошлом. Древние славяне: расселение, занятия и обычаи восточных славян. Образование государства Древняя Русь. Укрепление Руси в XI-XII веках.

Защита Отечества от завоевателей. Александр Невский, Дмитрий Донской.

Российское государство в XV веке. Император Петр I.

Героические страницы русской истории. Бородинское сражение, победа русского оружия над Наполеоном. Города России - ее история и культура. Культурно-исторические памятники родного края. Двадцатое столетие в судьбе России.

Героическая победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. против фашистской Германии.

Россия сегодня. Россия - родина космонавтики. Россия и мир.

Страны и народы мира (6 ч)

Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Знакомство с 2-3 странами (с контрастными особенностями): название, расположение на карте, столица, главные достопримечательности.

Знакомиться с учителем и одноклассниками; с оценкой роли учителя в культуре народов своего края.

Знакомиться с правилами поведения в школе и обсуждать особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками.

Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах.

Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах.

Выбирать с позиции нравственных норм оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.

Практическая работа: составлять режим дня в группах.

Проводить групповые наблюдения во время экскурсии по школе (учимся находить класс, своё место в классе и т. п.).

Проводить наблюдения в группах во время экскурсии по своему району или городу (путь домой).

Изображать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.

Обсуждать коллективно необходимость соблюдения правил здорового образа жизни.

Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека, сохранения личного и общественного имущества.

Практическая работа по освоению правил поведения в разных ситуациях: как вести себя дома, на дорогах, в лесу, на водоёмах, в школе.

Анализировать ситуации во время экскурсии по своему району или городу (с точки зрения безопасного поведения на дороге).

Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой.

Оценивать степень личной ответственности за сохранение своего здоровья, за здоровье и безопасность окружающих.

Готовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.

Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных.

Оценивать свои личные качества и их проявления в семье.

Рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях, святынях родного города (села).

Оценивать уровень своего интереса, характер эмоционально-эстетического впечатления от увиденного.

Проигрывать учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения.

Знакомиться с особенностями Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага, узнавание российского флага среди флагов других стран), с особенностями Государственного флага Республики Адыгея.

Подбирать информацию об отдельных фактах истории флагов России.

Находить в тексте учебника нужную информацию и иллюстрации о достопримечательностях и святынях Москвы, праздничных днях России.

Собирать материал на основании бесед с родными о праздничных днях России и родного города. Проявлять уважение к праздникам, связанным с религиозными верованиями. Участвовать в праздновании Дня города (села).

Оценивать личный вклад в подготовку и проведение праздника, свои впечатления от участия в нём.

Практическая работа: составлять вместе со старшими родственниками родословного древа семьи на основе бесед с ними о поколениях в семье. Знакомиться по словарям личных имён и фамилий со значениями имен и фамилий своей семьи (рода).

Оценивать степень участия членов своей семьи в истории и вклад в культуру родного края.

Осмысливать значение понятий: малая родина. Родина, Отечество, Отчизна.

Находить на карте России родной регион.

Подготавливать в группе рассказ по результатам экскурсии в краеведческий музей с целью ознакомления с прошлым и настоящим родного края (при наличии условий), к местам исторических событий и памятникам истории и культуры, к святыням родного региона.

Обмениваться сведениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, известных людях, об обычаях, религиозных и светских праздниках народов, населяющих край. Находить эти сведения в справочной и дополнительной литературе.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника, дополнительных    источников   знаний

(словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения.

Анализировать иллюстративный материал, сопоставляя его со словесным описанием.

Приводить примеры и демонстрировать образцы культуры общения во взаимоотношениях людей.

Оценивать лучшие черты характера, представленные в образе идеального человека в культуре народов своего края.

Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозной принадлежности.

Оценивать реальные и игровые ситуации общения.

Проводить групповые наблюдения за трудом людей во время экскурсии на одно из предприятий родного края.

Оценивать яркие проявления профессионального мастерства и результаты труда.

Знакомиться с оценкой трудолюбия в культуре народов своего края как одного из важнейших общественно значимых качеств личности.

Раскрывать возможности средств массовой информации, в том числе в игровой ситуации.

Моделировать ситуации, в которых необходимо знать правила пользования телефоном.

Записывать телефоны экстренной помощи.

Демонстрировать в учебной игре правила пользования разными видами транспорта.

Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону.

Находить и показывать территорию России, её государственную границу на глобусе.

Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов, их языкам, традициям, религии.

Разыгрывать воображаемые ситуации общения с носителями других языков.

Показывать местонахождение Москвы и других крупнейших городов (2-3 города) на карте России.

Соотносить иллюстрации, видеокадры достопримечательностей и святынь Москвы, Санкт-Петербурга со словесным описанием их особенностей.

Подготавливать небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов России на основе дополнительной информации.

Подбирать к своему сообщению иллюстрации, видеокадры.

Объяснять символический смысл основных изображений Государственного герба России, узнавать его среди гербов других стран.

Описывать элементы герба Москвы.

Прослушивать, декламировать (петь) гимн РФ.

Обмениваться сведениями о родной стране, полученными из источников массовой информации.

Оценивать вклад своих земляков, соотечественников  в  сохранение  российского историко-культурного наследия.

Рассказывать о праздничных днях России, готовить сообщение на основе бесед с родными и близкими, дополнительных источников информации.

Наблюдать (в родном городе, крае) исторические памятники, культовые сооружения, соотносить их с определённой эпохой, событием, фактом.

Пересказывать своими словами части текста учебника (о событии, историческом деятеле, памятнике культуры) и обсуждать полученные сведения.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения о прошлом нашего государства.

Практические работы, с картой (показывать места исторических событий), с «лентой времени» (определять последовательность исторических событий), изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов — одежду, макеты памятников архитектуры и др.

Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывать (реконструировать) важнейшие изученные события из истории Отечества.

Представлять образ одного из выдающихся соотечественников как возможный пример для подражания.

Оценивать значимость его жизни и деятельности для себя лично.

    Находить и показывать изученные страны мира на глобусе и политической карте.

Находить дополнительную информацию о них с помощью библиотеки, Интернета и других информационных средств.

Обсуждать особенности 2-3 стран мира.

Моделировать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов, носителям других национально-культурных и духовных традиций.

Строить диалог с представителями других народов с учётом уровня владения ими русским языком, оказывать помощь одноклассникам, плохо владеющим русским языком, посильную помощь в учебной и внеклассной деятельности.

Резерв (54 ч)

Тематический план

1 класс

Тема

Количество часов

Аудиторные занятия

Внеаудиторная самостоятельная работа

Всего

I

II

III

IV

V

VI

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

1

Введение. Что такое окружающий мир?

10

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2,5

 

Изучение нового

5

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выработка практических навыков

5

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольные занятия

нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Резерв

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 Живая и неживая природа.

10

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2,5

 

Изучение нового

5

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выработка практических навыков

5

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольные занятия

нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Резерв

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 Планета Земля

12

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

2,5

 

Изучение нового

6

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выработка практических навыков

6

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольные занятия

нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Резерв

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Становление человека.

12

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

2,5

 

Изучение нового

6

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

Выработка практических навыков

6

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

Контрольные занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Резерв

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 Современное человечество.

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

3,6

 

Изучение

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

Выработка

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

6

 

 

 

Контрольные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Резерв

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

Резерв

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

             Итого:

68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13,6

Тематический план

2 класс

Тема

Количество часов

Аудиторные занятия

Внеаудиторная самостоятельная работа

Всего

I

II

III

IV

V

VI

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

1

Общий взгляд на Землю

6

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,8

 

Изучение нового

3

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выработка практических навыков

2

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольные занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Резерв

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Как изучают окружающий мир

9

 

4

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2,7

 

Изучение нового

2

 

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выработка практических навыков

2

 

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольные занятия

3

 

1

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Резерв

2

 

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Космос и Земля

17

 

 

 

5

 

12

 

 

 

 

 

 

 

5,1

 

Изучение нового

7

 

 

 

2

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выработка практических навыков

6

 

 

 

2

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольные занятия

2

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Резерв

2

 

 

 

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Взаимодействие сил природы

12

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

3,6

 

Изучение нового

4

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

Выработка практических навыков

4

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

Контрольные занятия

3

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

Резерв

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

5

Живая природа

24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

12

 

7,2

 

Изучение нового

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

6

 

 

 

Выработка практических навыков

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

3

 

 

 

Контрольные занятия

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

Резерв

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

 

 

 

           Итого:

68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20,4

Тематический план

3 класс

Тема

Количество часов

Аудиторные занятия

Внеаудиторная самостоятельная работа

Всего

I

II

III

IV

V

VI

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

1

Природные условия Земли.

10

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

Изучение нового

4

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выработка практических навыков

4

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольные занятия

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Резерв

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Человек в далёком прошлом

5

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,5

 

Изучение нового

2

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выработка практических навыков

2

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольные занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Резерв

1

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Земли Восточных славян

15

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

4,5

 

Изучение нового

7

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выработка практических навыков

5

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольные занятия

1

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Резерв

2

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Образование древнерусского государства

7

 

 

 

 

 

2

 

5

 

 

 

 

 

2,1

 

Изучение нового

3

 

 

 

 

 

1

 

2

 

 

 

 

 

 

 

Выработка практических навыков

3

 

 

 

 

 

1

 

2

 

 

 

 

 

 

 

Контрольные занятия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Резерв

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

5

Объединение русских земель вокруг Москвы

12

 

 

 

 

 

 

 

7

 

5

 

 

 

3,6

 

Изучение нового

5

 

 

 

 

 

 

 

4

 

1

 

 

 

 

 

Выработка практических навыков

4

 

 

 

 

 

 

 

3

 

1

 

 

 

 

 

Контрольные занятия

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

Резерв

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

6

Путь от Руси к России. Заключение.

19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

12

 

5,7

 

Изучение нового

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

3

 

 

 

Выработка практических навыков

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

3

 

 

 

Контрольные занятия

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

Резерв

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематический план

4 класс

Тема

Количество часов

Аудиторные занятия

Внеаудиторная самостоятельная работа

Всего

I

II

III

IV

V

VI

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

План

Факт

1

Человек и мир, созданный им

5

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,5

 

Изучение нового

3

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выработка практических навыков

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверочные работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Резерв

1

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Наши соседи на Западе

15

 

5

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4,5

 

Изучение нового

7

 

3

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выработка практических навыков

4

 

1

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверочные работы № 1, № 2, № 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Резерв

1

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

Преобразования в России

12

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

 

 

3,6

 

Изучение нового

4

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выработка практических навыков

5

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверочная работа № 4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Резерв

2

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

4

Разнообразие природы Земли

12

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

 

 

 

3,6

 

Изучение нового

5

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

Выработка практических навыков

5

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

Проверочная работа № 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Резерв

1

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

5

Мир человека в новое время

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

1,8

 

Изучение нового

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

Выработка практических навыков

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

Проверочная работа № 6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Резерв

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

6

Человек и природа

12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

6

 

3,6

 

Изучение нового

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

2

 

 

 

Выработка практических навыков

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

2

 

 

 

Проверочная работа  № 7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Резерв

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

1

 

 

7

Современная Россия

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

1,8

 

Изучение нового

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

Выработка практических навыков

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

Проверочная работа  № 8

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

Резерв

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

             Итого:

68

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20,4



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по системе Л.В.Занкова

В "Рабочую программу" вошли пояснительная записка и тематическое планирование....

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. Образовательная система " Школа 2100".

Рабочая программа  и календарно- тематическое планирование по окружающему миру  составлены в соответствии с ФГОС на 2012- 2013 учебный год ...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова содержит пояснительную записку, развёрнутое календарно-тематическое планирование в соответствии с требо...

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса Образовательная система «Школа 2100»

Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира. ...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. Развивающая система обучения Л.В. Занкова .

Рабочая программа  и календарно - тематическое планирование по окружающему миру  составлены  в соответствии с ФГОС на 2014-2015 учебный год...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по системе Л.В.Занкова.

Программа составлена в соответствии с ФГОС НОО, содержит календарно-тематическое планирование....